0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О ГЛАВНОМ

О ГЛАВНОМ

Православное христианство знает четыре канонических Евангелия: от Матфея, от Луки, от Марка и от Иоанна. Но почему Евангелие не написал кто-то один? И для чего нам четыре Евангелия, если все они говорят об одном и том же?

Дело в том, что, вдохновляя священных писателей, сообщая им и мысль и слово, Святой Дух не стеснял их собственного ума и характера. Наитие Святого Духа не подавляло собой духа человеческого, а только очищало и возвышало его. Поэтому, представляя собой единое целое в изложении Божественной истины, Евангелия различаются между собой в зависимости от личных свойств характера каждого из евангелистов. Различаются они и вследствие обстоятельств и условий, при которых были написаны, и в зависимости от цели, которую ставил себе каждый из четырех евангелистов.

Евангелие от Матфея

Евангелист Матфей, один из двенадцати апостолов Христовых, до призвания к апостольскому служению был мытарем, то есть сборщиком податей, налогов. Поэтому он был нелюбим своими соотечественниками: евреи презирали и ненавидели мытарей за то, что те служили поработителям их народа и притесняли народ взиманием налогов, причем в стремлении к наживе часто брали гораздо больше, чем следовало. Особенно не любили Матфея духовные вожди еврейского народа — книжники и фарисеи.

Тронутый до глубины души милостью Господа, Который не погнушался им, Матфей всем сердцем принял учение Христа. И особенно глубоко он понял, ощутил его превосходство над учением фарисеев, пронизанным идеями внешней праведности и презрением к грешникам. Вот почему Матфей так близко к сердцу принял дело спасения именно своего родного еврейского народа, проникнувшегося к тому времени ложными фарисейскими понятиями и взглядами. И свое Евангелие он писал преимущественно для евреев. Есть основание предполагать, оно первоначально и было написано на еврейском языке и только немного позже переведено на греческий, может быть, самим же Матфеем.

В Евангелии Матфей преследует цель доказать евреям, что Иисус Христос и есть именно тот Мессия, о Котором говорили ветхозаветные пророки, и что ветхозаветное откровение, затемненное книжниками и фарисеями, только в христианстве становится ясным и приобретает совершенный смысл. Поэтому Матфей и начинает свое Евангелие родословием Иисуса Христа, желая показать евреям Его происхождение от Давида и Авраама, и делает громадное количество ссылок на Ветхий Завет, чтобы доказать исполнение на Христе ветхозаветных пророчеств. Святой Матфей в Евангелии не объясняет смысл иудейских обычаев и не поясняет некоторые арамейские слова, считая, что евреи, для которых он пишет, все это знают. Он один делает акцент на лицемерии фарисеев, как мы можем прочитать в 23 главе:

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхóдите и хотящих войти не допускаете.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мóлитесь: за тó примете тем бóльшее осуждение.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

Апостол и евангелист Матфей долгое время проповедовал в Палестине. Потом удалился для проповеди в другие страны и окончил свою жизнь мученической смертью в Эфиопии.

Евангелие от Марка

Свое Евангелие Марк написал со слов и под руководством святого апостола Петра. Сам он, по всей вероятности, был очевидцем лишь последних дней земной жизни Господа. Только Марк рассказывает о каком-то юноше, который, когда Господь был взят под стражу в Гефсиманском саду, следовал за Ним, завернувшись по нагому телу в покрывало, и воины схватили его, но он, оставив покрывало, нагой убежал от них. (Марк. 14:51-52). В этом юноше древнее предание видит самого автора второго Евангелия — святого Марка.

Климент Александрийский утверждает, что Евангелие от Марка — это по сути запись устной проповеди святого апостола Петра, которую Марк сделал по просьбе христиан, живших в Риме. Само содержание Евангелия от Марка свидетельствует о том, что оно предназначено для христиан из язычников. В нем очень мало говорится об отношении учения Господа Иисуса Христа к Ветхому Завету и совсем немного приводится ссылок на ветхозаветные священные книги. Вместе с тем мы встречаем в нем латинские слова. Даже нагорная проповедь, как объясняющая превосходство новозаветного закона перед ветхозаветным, пропускается.

Зато главное внимание святой евангелист Марк обращает на то, чтобы дать в своем Евангелии сильное яркое повествование о чудесах Христовых, подчеркивая этим Царское величие и всемогущество Господа. В его Евангелии Иисус не «сын Давидов», как у Матфея, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь вселенной.

Евангелие от Луки

Святой Лука происходил из Антиохии, и поэтому принято считать, что он был по своему происхождению язычник или «прозелит», то есть язычник, принявший иудейство. По роду своих занятий он был врачом и живописцем. Исследователи Евангелия считают, что святой Лука был одним из семидесяти учеников Христовых: так подробно он описывает наставления, данные Господом семидесяти апостолам.

Из книги Деяний святых апостолов мы видим, что, начиная со второго путешествия святого апостола Павла, Лука становится его постоянным сотрудником и почти неразлучным спутником. После смерти апостола Павла святой Лука проповедовал и умер мученической смертью в Ахаии.

Читать еще:  Погружение в Евангелие. День 17

Лука написал свое Евангелие по просьбе одного знатного мужа, «достопочтенного» Феофила, жившего в Антиохии. Для него же он написал и книгу Деяний апостольских. При этом евангелист пользовался не только рассказами очевидцев служения Господа, но и записями о Его жизни и учении. По словам евангелиста Луки, эти записи были подвергнуты им самому тщательному исследованию, поэтому и его Евангелие отличается особенной точностью в определении времени и места событий и строгой хронологической последовательностью.

На Евангелии от Луки явно сказалось влияние святого апостола Павла. Как «апостол язычников» Павел старался как можно полнее раскрывать ту великую истину, что Мессия — Христос — пришел на землю не только ради иудеев, но и ради язычников, и Он есть Спаситель всего мира, всех людей.

В связи с этой основной мыслью, родословие Иисуса Христа доведено Евангелии от Луки до родоначальника всего человечества Адама и до Самого Бога, чтобы подчеркнуть Его значение для всего человеческого рода (Луки 3:23-38). Никто так ярко не изобразил любви Божией к кающимся грешникам, как это сделал святой Лука. Достаточно вспомнить притчу о заблудшей овце, о потерянной драхме, о милосердном самарянине, повесть о покаянии начальника мытарей Закхея, как и знаменательные слова о том, что «радость бывает пред ангелами Божиими об едином грешнике кающемся» (Лк. 15:10).

Евангелие от Иоанна

Евангелист Иоанн Богослов был любимым учеником Христа. Он был сыном галилейского рыбака Заведея и Соломии. Заведей был состоятельным и не малозначительным членом иудейского общества. Соломия упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом: она сопутствовала Господу в Галилее, последовала за Ним в Иерусалим на последнюю Пасху и участвовала в приобретении ароматов для помазания тела Его вместе с другими женами-мироносицами. Предание считает ее дочерью Иосифа-обручника.

Иоанн был сначала учеником святого Иоанна Крестителя. Услышав его свидетельство о Христе как об Агнце Божием, Который возьмет на Себя грехи мира, он тотчас же последовал за Христом (Иоан. 1:37-40). Постоянным учеником Господа он стал немного позже, после чудесного улова рыб на Геннисаретском (Галилейском) озере. Вместе с Петром и своим братом Иаковом Иоанн удостоился особенной близости к Господу, находясь при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Так, он удостоился присутствовать при воскрешении дочери Иаира, видеть преображение Господа на горе, а также был свидетелем Его Гефсиманской молитвы. Любовь Господа к Иоанну сказалась и в том, что Господь, вися на кресте, поручил ему Свою Пречистую Матерь (Иоан. 19:27).

Пламенно любя Господа, Иоанн был полон негодования против тех, кто был враждебен Господу или чуждался Его. Евангелие Иоанн написал по просьбе ефесских христиан. Они принесли ему три первых Евангелия и попросили его дополнить их речами Господа, которые он слышал. Святой Иоанн подтвердил истинность всего написанного в этих трех Евангелиях, но нашел, что многое необходимо добавить к их повествованию и, в особенности, изложить пространнее и ярче учение о Божестве Господа Иисуса Христа, чтобы люди с течением времени не стали думать о Нем только как о «Сыне Человеческом». Это было необходимо, ведь ко времени написания четвертого Евангелия уже стали появляться ереси, отрицавшие Божество Христово.

Таким образом, целью написания четвертого Евангелия было желание дополнить повествование трех евангелистов. Отличительная черта Евангелия от Иоанна ярко выражена и в том наименовании, которое давалось ему в древности. В отличие от первых трех Евангелий, его называли «Евангелием духовным».

Чистый сердцем, преданный Господу всей душой, святой Иоанн глубоко проник и в возвышенную тайну христианской любви. Никто не раскрыл так полно, глубоко и убедительно, как Иоанн в своем Евангелии и трех соборных посланиях, христианское учение о двух основных заповедях Закона Божия — о любви к Богу и о любви к ближнему. Поэтому Иоанна еще называют «апостолом любви».

Символы евангелистов

Иконописцы изображают евангелиста Матфея как человека, Марка — как льва, Луку — как тельца, а Иоанна — как орла. Ведь апостол Матфей стремился показать, что Иисус Христос — Человек из рода Давида, Мессия, которого все ждали; евангелист Марк говорил о том, что Иисус Христос — Царь мира; святой Лука сделал акцент на жертвенном служении Господа; а Иоанн Богослов хотел обратить внимание на то, что Господь Иисус Христос — истинный Бог.

Вместо эпилога

Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;

для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона;

для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.

При подготовке публикации использовались материалы сайта.

Фото: открытые интернет-источники

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Что такое четвероевангелие?

Началом Нового Завета являются четыре Евангелия разных авторов, повествующие о жизни и учении Иисуса Христа. Согласно богословским взглядам, нужно смотреть на четвероевангелие, как на одну книгу, содержание которой описано четырьмя авторами. Древние христиане четвероевангелие сравнивали с рекой, которая, истекая из Эдема, разделялась на четыре рукава и орошала земли всех концов света. Святой Ириней называл четыре Евангелия “четверообразным Евангелием”. На вопрос, почему признано не одно, а четыре Евангелия, Святой Иоанн Златоуст дал такой ответ: “Неужели один Евангелист не мог написать всего, что нужно. Конечно мог. Но когда писали четверо, писали не в одно и то же время, не в одном и том же месте, не сносясь и не сговариваясь между собой, и при всем том писали так, что всё как будто одними устами произнесено, то это служит сильнейшим доказательством истины. Ты скажешь: “Случилось однако же противное, ибо четыре Евангелия отличаются нередко в разногласии”. Сие то самое и есть верный признак истины. Ибо если бы Евангелия во всём в точности были согласны между собой, даже касательно самих слов, то никто из врагов не поверил бы, что писались Евангелия не по обыкновенному взаимному соглашению. Теперь же находящееся между ними небольшое разногласие освобождает их от всякого подозрения. Ибо то, в чём они не одинаково говорят касательно времени или места, нисколько не вредит истине их повествования. В главном же составляющем основание нашей жизни и сущность проповеди ни один из них ни в чем, нигде не разногласит с другим, – в том, что Бог соделался человеком, творил чудеса, был распят, воскрес, вознесся на небо” (Беседы на Матфея, гл.1).

Читать еще:  ПРИПОДНЯВШИЙ ЗАВЕСУ ВРЕМЕНИ. Пророк ЗАХАРИЯ

Согласно взглядам, основанным на изучении всей Библии, и особенно Нового Завета, можно прийти к выводу о том, что все четыре Евангелия, излагая факты из жизни Иисуса Христа и Его учение, производят описание одних и тех же Евангельских событий по своему. Эти различия не противоречат, а дополняют друг друга, и объясняются назначением каждого Евангелия и целью его написания.

Так например, Евангелист Матфей написал свое Евангелие для евреев на древнееврейском языке с целью доказать тот факт, что Иисус Христос является тем Самым Мессией, которого обещал еврейскому народу Господь Бог. Для подтверждения этого факта Евангелист Матфей в начале текста Евангелия приводит родословие Иисуса Христа от Авраама, праотца еврейского народа. А в остальном тексте Евангелия Матфей приводит выдержки или ссылки на Ветхий Завет, подтверждающие предсказания пророков о рождении Мессии, и фактами и примерами из жизни Спасителя доказывает, что эти предсказания исполнились в точности в жизни Иисуса Христа, Который является Мессией, Искупителем, Пророком и Царем. Первое Евангелие Нового Завета было написано Святым Апостолом Матфеем , который являлся учеником Иисуса Христа и описывал события в своем Евангелии как непосредственный очевидец и их участник.

Вторым Евангелием Нового Завета является Евангелие от Марка . Это Евангелие было написано Иоанном-Марком, племянником Варнавы, “Марк, племянник Варнавы” (Кол.4:10), со слов и под наблюдением Апостола Петра. Марк по своему происхождению был иудей. Ещё в юношеские годы он вошел в общину христиан. На воспитание Марка повлияла его мать, Мария, которая была горячей сторонницей Иисуса Христа и предоставляла свой дом для христианских собраний. “Пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились” (Деян.12:12). Первоначально Марк носил имя Иоанн. Затем двойное имя Иоанн-Марк. Затем за ним закрепилось имя Марк. Этот Евангелист был учеником, спутником и участником миссионерских трудов Апостола Петра, который называет Марка сыном своим (то есть дорогим для Петра человеком). “Марк, сын мой” (1Петр.5:13). Свое Евангелие Марк написал для людей, обращенных в христиан из язычников, в первую очередь для римских христиан. Доказательством этому является отсутствие частых ссылок на Ветхий Завет и длинных цитат из него, что нравилось иудеям, и не вызывало интереса у язычников. В своем Евангелии Марк подробно описывает некоторые еврейские обычаи, описание которых было излишне для иудеев, но информация о которых не была известна язычникам. Например, пояснение о еврейском обычае умывать руки перед едой (Марк 7:3-4). Указание о том, что учение Христово предназначено для всего мира, а христианский храм должен быть местом молитвы для всех народов (Мар.11:17), также говорит о том, что это Евангелие писалось не для евреев. Выразительный и картинный стиль описания также говорит, что это не компиляция, а оригинальное, самобытное произведение. Красочность описания, живой язык изложения, употребление римских слов (“легион” Марк 5:9, “оруженосца” Марк 6:27 и т.д.) говорит о том, что это Евангелие излагало учение Христово для европейцев. Слово “тотчас”, говорящее о быстроте и отзывчивости Спасителя, упоминается более 30 раз в Евангелии от Марка. Это делается для того, чтобы изобразить Иисуса Христа перед язычниками европейцами как верного слугу Божьего, пришедшего помочь людям достичь счастья и спасения.

Автор третьего Евангелия, Лука , был одним из 70-ти Апостолов, из первых обращенных римских язычников, по профессии врач. “Лука, врач” (Кол.4:14). Проживая в Антиохии Сирийской, он подпадает под влияние Апостола Павла. Затем Лука, продолжая быть убежденным христианином, сделался последователем и спутником Апостола Павла. Лука стал автором двух трудов: Евангелия и Деяний Апостолов. Особенностью его стиля является точность и сжатость описываемых им событий, прагматическая мотивированность поступков описываемых людей и краткое, но выразительное описание собранных фактов. Свое Евангелие Лука написал не как очевидец, а на основе тщательно собранного материала о жизни, деятельности и учении Иисуса Христа. То есть в своем Евангелии Лука выступил как исследователь-историк. Мотивом написания его Евангелия послужило желание “по порядку описать тебе достопочтимый Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором ты наставлен” (Лука 1:3-4). То есть в лице своего друга Феофила Лука рассказывает всему миру об учении и жизни Спасителя “по тщательном исследовании всего с начала, по порядку” (Лука 1:3). Таким образом, это Евангелие ставило своей целью ознакомить всех людей с жизнью и учением Христовым, основываясь на тщательно проверенных данных, полученных в результате кропотливых исследований и связанных с многолетним собиранием материала.

Читать еще:  Мужчина и женщина: была ли Ева помощницей Адаму?

Евангелие, носящее имя Иоанна , было написано Святым Апостолом Иоанном Богословом. Евангелист Иоанн был сыном зажиточного рыбака Заведея и Соломии, проживавших в Вифсавии, и братом Апостола Иакова. Первоначально Иоанн слушал проповеди Иоанна Крестителя и сделался его учеником. Появление Иисуса Христа, в котором Иоанн Креститель признал Истинного Мессию, произвело огромное впечатление на Иоанна. Иоанн последовал за Спасителем мира и сделался Его учеником. “Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом” (Иоан.1:37). Иоанн за свой ясный ум, сообразительность и мудрость, стал любимым учеником Иисуса Христа. “Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса” (Иоан.13:23). А за свой удивительный дар ясно и понятно, в доходчивой форме изъяснять учение Христово, был прозван Богословом. Иоанн Богослов написал наибольшее количество текстов, вошедших в Библию. Он автор Евангелия, носящего его имя, посланий и последней книги Библии – Откровения или Апокалипсиса.

каждое из четырех Евангелий имеет свой особый стиль, слог и цель написания и предназначались для решения определенных задач.

приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его” (2Иоан.1:10). Иоанн часто любил повторять одни и те же слова “возлюбленные любите друг друга”. Когда у него спрашивали, почему он повторяет именно эти слова, он отвечал: “потому что это заповедь Божия, и если она исполняется, то и достаточно”. Эти мысли выражены в таких высказываниях Иоанна. “Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога” (1Иоан.4:7). “Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга” (1Иоан.4:11). “Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною” (1Иоан.3:18). ”Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь” (1Иоан.4:8). “И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем” (1Иоан.4:16).

Свое Евангелие Апостол Иоанн Богослов, по мнению богословов, написал в Малой Азии в городе Ефесе в 70-100 годах после Рождества Христова. Оно было написано с целью дополнить три предыдущие Евангелия. Это Евангелие предназначалось не только для евреев и язычников, но и для людей всего мира, чтобы показать, что Иисус Христос есть Сын Божий. “Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его” (Иоан.20:31). Евангелие Иоанна написано также и для того, чтобы показать, что Спаситель мира есть вечное Слово, единое с Богом-Отцом. “И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца” (Иоан.1:14). Иоанн проповедовал в своем Евангелии, что Иисус Христос тождественен с Богом, то есть является Богом. “Я и Отец – одно” (Иоан.10:30). И что только учение Христово истинно. “Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Иоан.14:6).

И что только через исполнение учения Христова человек достигнет спасения. “Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет” (Иоан.10:9). И люди, исполняющие учение Христово, будут жить вечно. “Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет” (Иоан.11:25).

То есть своим Евангелием Иоанн Богослов подытожил и дополнил знания, изложенные в других предыдущих Евангелиях, окончательно сформировав облик Иисуса Христа и высшее понимание Его Божественной Личности и Его учения для восприятия людей всего мира. Наряду с этим Евангелие Иоанна Богослова было направлено против лжепророков и еретиков, против лжефилософских и гностических систем, которые после появления трех первых Евангелий и после распространения христианства по свету появились в большом количестве.

Итак, каждое из четырех Евангелий имеет свой особый стиль, слог и цель написания и предназначались для решения определенных задач. И кажущиеся противоречия и несоответствия между Евангелистами объяснимы при их внимательном изучении. Это и будет доказано при дальнейшем пояснении текстов Нового Завета, что позволит убедиться читателю в том, что в Библии противоречий нет.

Что почитать о Евангелиях

«Руководство к изучению Священных книг Нового Завета»

Тексты Евангелий часто требуют толкований даже для верующих. В православной традиции в этом смысле ценится «Руководство» профессора-богослова Александра Васильевича Иванова. Оно было впервые издано в конце XIX века, а в наши дни дополнено в соответствии с современными исследованиями. В книге рассказано об истории Евангелий и четырех канонических евангелистов, о различиях в текстах и дано толкование (с церковной точки зрения) всего, что в них описано.

«Иисус, прерванное слово: как на самом деле зарождалось христианство»

В книге современного доктора богословия Барта Эрмана представлен познавательный взгляд на Евангелия на основе исследований ученых за последние 200 лет.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector