0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Toп-10 библейско-археологических находок с середины XX века

Toп-10 библейско-археологических находок с середины XX века

Первые 7 почти целых рукописей попали к ученым в 1947 г. через бедуинов, затем в 1948–1952 гг. было найдено исследователями или куплено у бедуинов около 25 тыс. фрагментарных обрывков рукописей, из которых к настоящему времени восстановлены почти 1 тыс. текстов. Рукописи были найдены в 11 пещерах на разном расстоянии от развалин поселения Кумран к северо-западу от Мертвого моря. Вероятнее всего, рукописи были спрятаны во время первого антиримского восстания (66–71 гг.). Лица, спрятавшие рукописи, заворачивали их в льняную ткань и помещали в запечатываемые сосуды. Манускрипты датируются от середины III в. до Р. Х. до середины I в. по Р. Х. Большинство текстов – на древнееврейском, ряд – на арамейском, некоторые на греческом языке; преимущественно – на пергамене и редко – на папирусе. Замечательное исключение – бронзовый свиток. Около четверти текстов – библейские, остальные носят религиозный характер.

Находки в Кумране подтверждают: входящие в Ветхий Завет книги действительно древние, это не позднейшая компиляция (такие мнения неоднократно звучали). Кроме того, теперь стало понятно, что масоретский вариант еврейского текста не единственный, а древнегреческий перевод семидесяти толковников (или Септуагинта, с которого сделан, например, славянский перевод), содержит подлинные чтения одного из древних вариантов.

Уникальные рукописи христианства, иудаизма и ислама представлены на выставке в Британской библиотеке

27 апреля в Британской библиотеке открылась выставка «Сакральное: Открывая общее между нами» (Sacred: Discover what we share). В экспозиции, проходящей под патронажем герцога Эдинбургского Филиппа и короля Марокко Мухаммеда VI, представлены многие древнейшие и важнейшие списки священных текстов христиан, иудеев и мусульман.

Спонсируют выставку организации, представляющие все три религии, в том числе британский Фонд сосуществования (The Coexist Foundation), Марокканское Британское общество (The Moroccan British Society) и Фонд святой Екатерины (Saint Catherine Foundation), поддерживающий работы по сохранению сокровищ монастыря святой Екатерины на Синае, в том числе монастырской библиотеки.

Наряду с уникальными экспонатами из богатейшей коллекции Британской библиотеки на выставке представлены более 230 редких манускриптов из национальных книгохранилищ других стран. Многие из рукописей, имеющих не только значительную научную, но и художественную ценность, до сих пор не демонстрировались общественности.

Еще одной особенностью экспозиции стало то, что впервые в Великобритании священные тексты трех монотеистических религий выставлены вместе.

Как подчеркнула исполнительный директор Британской библиотеки Линн Бриндли, выставка призвана расширить знания о трех религиях, их исторических корнях и значении в современном мире. В планах библиотеки — аналогичные экспозиции, посвященные другим крупнейшим религиям мира.

Среди сокровищ, представленных на Sacred:

  • Синайский кодекс — древнейшая полная рукопись Нового Завета и важнейший текстологический источник Септуагинты — греческой версии Ветхого Завета. Создан в середине IV века, предположительно в Палестине. До XIX века хранился в монастыре святой Екатерины на Синае, откуда был вывезен в Россию Константином фон Тишендорфом. В 30-х годах прошлого века продан властями СССР Великобритании.
  • Александрийский кодекс — один из трех (наряду с Синайским и Ватиканским кодексами) древнейших и важнейших полных списков греческой Библии. Создан в Константинополе или Малой Азии в V веке.
  • Лондонский кодекс — один из древнейших списков Пятикнижия. Создан на Ближнем Востоке, возможно, в Палестине, в X веке.
  • Сирийское Пятикнижие — древнейшая датированная библейская рукопись, содержащая перевод Пятикнижия на сирийский язык. Создана в 463 году диаконом Иоанном в городе Амида (современный Диярбакыр, Турция). Так называемая Пешитта («Простая») — перевод Библии на сирийский (восточноарамейский) язык, распространенный до арабских завоеваний на территории современных Турции, Сирии и Ирака, — сыграла значительную роль в распространении Священного Писания среди народов христианского Востока.
  • Фрагмент списка книги Псалмов, выполненного около 50 года нашей эры. Обнаружен в пещерах Кумрана на берегу Мертвого моря в середине XX века. В настоящее время хранится в парижском Музее Библии и Святой Земли.
  • Староанглийское Шестикнижие — древнейшая ветхозаветная рукопись на английском языке, содержащая свыше 400 иллюстраций (Кентербери, первая половина XI века). Перевод Пятикнижия Моисеева и книги Иисуса Навина частично выполнил монах-бенедиктинец Аэлфрик (ум. 1020). Его парафраз библейского текста был предназначен для разъяснения читателям-мирянам смысла Вульгаты, латинской Библии — священной книги средневекового Запада. Видимо, именно на читателя-мирянина были рассчитаны и многочисленные иллюстрации.
  • Лиссабонская Еврейская Библия — один из последних выдающихся памятников еврейской каллиграфии, некогда процветавшей на Иберийском полуострове. Богато иллюстрированный трехтомный манускрипт Ветхого Завета, завершенный в 1482 году — за пятнадцать лет до изгнания евреев из Португалии.
  • Испанская Библия герцога Сассексского — великолепно иллюстрированная рукопись еврейской Библии, выполненная в середине XIV века в Каталонии. Очевидно, предназначалась для весьма богатого заказчика, если учесть количество использованного при ее изготовлении золота. В иллюстрациях отражены мессианские чаяния средневековых иудеев, жаждавших восстановления Иерусалимского храма.
  • Золотая Хаггада — роскошный манускрипт (около 1320 года), содержащий описание ритуалов еврейского Песаха. Все миниатюры рукописи сделаны на тончайшей золотой фольге, откуда и пошло ее название.
  • Комментарий на Диатессарон — фрагмент комментария VI века, содержащий цитаты из Диатессарона, согласования четырех Евангелий, сведенных в единый текст примерно через сто лет после их написания. До наших дней не дошел ни один список Диатессарона, и об этом важном тексте можно судить лишь по поздним переводам и комментариям, один из которых и представлен на выставке.
  • Силосский Апокалипсис — иллюстрированный список книги Откровения Иоанна Богослова, созданный в испанском городе Силос на рубеже XI и XII столетий. Исполненное драматизма изображение распростершегося над миром огромного дракона с семью головами и десятью рогами, в бой с которым вступает Архангел Михаил и сонм ангелов, интерпретировалось как реакция художника на распространение ислама, сыгравшее драматическую роль в средневековой истории Испании.
  • Один из древнейших сохранившихся списков Корана, написанный шрифтом ma’il. Cоздан на Аравийском полуострове в начале VIII века, то есть примерно через сто лет после хиджры — бегства в 622 году Мухаммеда из Мекки в Медину, начальной точки мусульманского летоисчисления.
  • Коран Ульджайту — фрагмент Корана, изготовленного в начале XIV столетия для монгольского правителя Ирана Ульджайту, прямого потомка Чингисхана. Этот Коран состоял из тридцати отдельных рукописей, из которых сохранились лишь несколько, в том числе представленный в экспозиции манускрипт № 25.
  • Коран султана Бейбарса — один из самых ценных с художественной точки зрения списков Корана. Текст написан крупными золотыми буквами, в семи томах in folio (1304-1306 годы).
  • Арабская Псалтирь — иллюминированный список книги Псалмов, выполненный в начале XVI века для египетских христиан-коптов. Традиционный для мусульманских рукописей орнамент причудливо сочетается с портретом царя-псалмопевца Давида. В христианском манускрипте отразились особенности каллиграфии и книжного искусства ислама, ставшего главной религией Северной Африки и Ближнего Востока.
Читать еще:  Правда ли, что в мире есть злой и добрый боги?

Выставка работает ежедневно до 23 сентября 2007 года. Вход по бесплатным билетам с указанным временем посещения (рекомендуется заказать заранее — на сайте http://boxoffice.bl.uk, позвонив по телефону 01937 546546 или непосредственно в Британской библиотеке).

В рамках выставки будут проводиться лекции, дискуссии и концерты. В частности, 8 мая лекцию «Значение христианских икон» прочитает Айдан Харт, иконописец и преподаватель в учебных заведениях Кембриджа и Лондона.

Издан полный 224-страничный иллюстрированный каталог выставки (SACRED: Books of the Three Faiths: Judaism, Christianity, Islam. Edited by John Reeve), в который вошли также научные работы по истории и современному положению христианства, иудаизма и ислама. Со многими материалами выставки можно ознакомиться и на сайте Британской библиотеки.

Читайте также

Рукописи

Рукописи Итак, мы вплотную приблизились к крайне важному вопросу о дошедших до нас рукописях Ветхого Завета. До прошлого столетия важнейшими рукописями, образующими основу библейского текста, были манускрипты династии Бен Ашер. Сегодня, однако, мы имеем возможность

Кумранские свитки

Кумранские свитки Таким образом, в первой половине нашего столетия мы располагали, вне сомнений, в высшей степени точным текстом Ветхого Завета. Различия между масоретскими текстами, Таргумом, самарийским Пятикнижием и Септуагинтой на первый взгляд иногда казались

Важнейшие рукописи

Важнейшие рукописи Теперь мы можем коротко обобщить важнейшие рукописи, причем сейчас мы имеем возможность назвать и экземпляры, до сих пор не упоминавшиеся.1. Открывают список папирусы, поименно — старейший Р52, папирусы Честера Битти (Р45-47) и Бодмеровские папирусы (Р45-47,

Возрождение рукописи

Возрождение рукописи Следующим героем нашего сюжета становится нынешняя владелица рукописи Евангелия от Иуды. Это Фрида Чакос-Нуссбергер, уроженка Египта, по национальности гречанка. С самого раннего возраста Фрида ездила по разным странам. Она училась в Школе перевода

Читать еще:  Каин: печать милосердия. Александр Ткаченко о том, как Каин дважды огорчил Бога

Рукописи

Рукописи Итак, мы вплотную приблизились к крайне важному вопросу о дошедших до нас рукописях Ветхого Завета. До 19-го столетия важнейшими рукописями, образующими основу библейского текста, были манускрипты династии Бен Ашер. Сегодня, однако, мы имеем возможность сравнить

Кумранские свитки

Кумранские свитки Таким образом, в первой половине двадцатого столетия мы располагали, вне сомнений, в высшей степени точным текстом Ветхого Завета. Различия между масоретскими текстами, Таргумами, самаринским Пятикнижием и Септуагинтой на первый взгляд иногда

Важнейшие рукописи

Важнейшие рукописи Теперь мы можем коротко обобщить важнейшие рукописи, причем сейчас мы имеем возможность назвать и экземпляры, до сих пор не упоминавшиеся.1. Открывают список папирусы, поименно — старейший Р52, папирусы Честера Битти (Р45-47) и Бодмеровские папирусы (Р45-47,

Кумранские раскопки и проблема происхождения христианства

Кумранские раскопки и проблема происхождения христианства На побережье Мертвого моря в течение последнего десятилетия найдено большое количество вещественных и письменных памятников, относящихся к жизни и идеологии эссенов. Раскопано целое поселение эссенской

В. КУМРАНСКИЕ НАХОДКИ

В. КУМРАНСКИЕ НАХОДКИ Других находок подобного рода не было засвидетельствовано до 1947 г. В тот год несколько арабских пастухов набрели на пещеру, и их находка привела к тому, что вскоре было провозглашено величайшим археологическим открытием XX в. Особого рассказа

Глава 4 КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

Глава 4 КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ Ессеи, жившие в Кумране, были всего лишь небольшой частью широкого ессейского движения в стране. Согласно Иосифу Флавию и Филону, число ессеев составляло приблизительно четыре тысячи. Оценки того, сколько людей могли жить в районе Кумрана,

С. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ И ИХ МЕСТО В ИУДАИЗМЕ

С. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ И ИХ МЕСТО В ИУДАИЗМЕ Занятно почитать какую-нибудь книгу об иудаизме конца периода второго храма, изданную до 1947 г., и сравнить ее с книгой, содержащей информацию об открытии свитков. Остается много неясностей об этих временах, несмотря на прирост

Читать еще:  Самые загадочные пророчества Библии: Когда будет конец света

КУМРАНСКИЕ ТЕКСТЫ

КУМРАНСКИЕ ТЕКСТЫ древние рукописи, преимущ. *междузаветного периода, найденные в пещерах близ Мертвого моря. Название К.т. получили по первым открытиям, сделанным у «вади» (пересохшего русла) Кумран. К.т. — важнейший источник для библейской, особенно для новозав.

МУРАББААТСКИЕ РУКОПИСИ

МУРАББААТСКИЕ РУКОПИСИ фрагменты манускриптов 1–2 вв. н.э., найденные в пещерах Вади Мураббаат, к югу от *Кумрана. Первые фрагменты были доставлены в 1951 о. *Де Во бедуинами. В январе 1952 он совместно с И.Ядином участвовал в экспедиции в Вади–Мураббаат. Поиски шли в

НАГ–ХАММАДИЙСКИЕ РУКОПИСИ

НАГ–ХАММАДИЙСКИЕ РУКОПИСИ коптские рукописи древних новозав. *апокрифов, найденные в Египте. Точная дата находки их неизвестна; в 1946 Каирский музей приобрел их у антиквара. Годом позже с ними познакомился франц. историк и коптовед Жан Дорсес. Он датировал рукописи 3–4 вв.

РУКОПИСИ БИБЛЕЙСКИЕ

РУКОПИСИ БИБЛЕЙСКИЕ До эпохи книгопечатания Библия распространялась в виде рукописных списков (манускриптов). Они имели две формы: *свитков и *кодексов. С 5 в. н.э. появились *иллюстриров. издания Библии. Манускрипты писались на папирусе, пергаменте, коже и бумаге. Библ. Р.

Рукописи

Рукописи За период со времени окончательного оформления канона ветхозаветных книг (ок 400 г. до Р. Х.)[6] и приблизительно до 100 г. по Р. Х., (когда ветхозаветный текст был нормализован) мы имеем убедительные свидетельства, которые доказывают, что стремление сохранить этот

Есть разные своды Ветхого Завета: иудейский, эфиопский, александрийский каноны

Ветхий Завет не существует в едином составе в каждой стране. Когда не было интернета и обмениваться информацией было трудно, многие страны составили собственные каноны на основе богословских предпочтений, данных предания, археологии, предпочитаемых идей и т.д.

Нельзя сказать, что каноны как-то радиально отличаются друг от друга. Как правило, в одном нет двух-пяти книг, зато есть пара других. Это книги второстепенной значимости, так что на общую суть они не влияют. Вот несколько примеров:

Александрийский канон (Септуагинта) — принят в Александрии. Лёг в основу православных и католических Библий. Включает книги, которых нет в иудейском каноне: Товит, Варух, Юдифь и т.д.

Юдифь — персонаж одноименной книги Ветхого Завета, которого можно найти в Александрийском каноне, но не в еврейском. Иудеи считают книгу Юдифь апокрифом. (Картина Винченцо Катена «Юдифь с головой Олоферна»)

Эфиопский канон — очень интересное собрание, в котором аж 81 книга Священного Писания (если считать вместе с Новым Заветом). Добавлены «Книга Иосифа, сына Корьона», «книга Юбилеев», «Апокалипсис Ездры» и др.

Иудейский канон — его ещё называют Тонах. Это исторически сложившееся собрание текстов древних евреев. Его не следует называть Ветхим Заветом, так как у иудеев он один единственный, а Новый они не признают, ибо не считают Иисуса Христа Мессией. Это один из самых коротких канонов, так как опирается на традицию. Тексты, которые найдены позднее, иудеи не признают.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector