0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Православная Жизнь

Православная Жизнь

В книге Бытие сказано, что Бог сотворил женщину из ребра Адама: И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2:21–22). Обычно, этот отрывок вызывает массу вопросов. Например, как воспринимать «ребро»: буквально или аллегорически? И если аллегорически, что стоит за этим образом? Можно ли истолковать этот сюжет как библейское обоснование «второсортности» женского пола? С этими вопросами «Фома» обратился к старшему преподавателю кафедры библеистики МДА, протоиерею Андрею Рахновскому.

Бог создал Еву не из ребра, а из приаповой кости

Бог создал Еву не из ребра, а совсем из другой кости, которой с тех пор у потомков Адама не стало. Это так называемая приапова кость, имеющаяся в половых членах многих млекопитающих, включая человекообразных обезьян, но не человека.

Такую гипотезу выдвинул в США специалист по анализу библейских текстов, профессор Американского еврейского университета в Бел-Эр (штат Калифорния) Зайони Зевит. Сегодня он вместе с коллегами, включая основателя Библейского археологического общества в США Гершеля Шенкса, намерен ее обосновать на пресс-конференции в Национальном клубе печати США.

Зевит, специалист по древним семитским языкам, полагает, что слово «ребро» в канонических переводах Книги Бытия неточно отражает древнееврейский первоисточник. Правильнее, на его взгляд, относить содержащееся там слово к кости, которая в современной науке известна, как бакулюм, она же приапова или желобовая кость.


Адам и Ева


Адам, Лилит и Ева

Решив дать Адаму подругу, чтобы ему не было одиноко, Бог вверг его в глубокий сон, вынул одно ребро из его груди, сделал из него женщину и закрыл рану. Когда Адам проснулся, то сказал: «Она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. и будут [два] одна плоть». Имя, которое он дал ей, было Ева, то есть «Мать Всех Живущих».

Некоторые считают, что Бог создал мужчину и женщину по Своему подобию на шестой день, отдав их заботам весь мир; но Евы еще не было. Итак, Бог наказал Адаму дать имена всем животным и птицам и всем живым тварям. Когда они проходили перед ним парами, Адам — будучи уже подобен совершеннолетнему мужчине — возревновал к ним, и хотя он пытался совокупляться со всеми женскими особями по очереди, удовольствия в этом не находил. Тогда он воскликнул: «У всякого существа, кроме меня, есть подруга, подобная ему!» И стал молить Бога, чтобы Он исправил эту несправедливость.

Тогда Бог создал Лилит, первую женщину, так же, как Он создал Адама, разве что использовал грязь и ил вместо чистого праха. Из союза Адама с этой демонессой и с другой, подобной ей, по имени Наамах, сестрой Тувалкаина, родились Асмодей и еще множество демонов, которые до сих пор досаждают человечеству. Через много-много лет Лилит и Наамах пришли на суд Соломонов, скрывшись под обличьем иерусалимских шлюх.

Адам и Лилит никак не могли ужиться вместе; когда он хотел возлечь с нею, она обижалась, если он просил ее лечь внизу. «Почему я должна лежать под тобой? — спрашивала она. — Меня тоже создали из праха, поэтому я ровня тебе». Когда же Адам попробовал силой добиться от нее послушания, Лилит в ярости произнесла тайное имя Бога, взлетела в небо и исчезла.

Адам пожаловался Богу: «Меня бросила моя подруга». Бог тотчас послал ангелов Сеноя, Сансеноя и Семангелофа вернуть Лилит, и они отыскали ее на берегу Красного моря, где было много похотливых демонов и где она рожала больше сотни лилим (lilim) в день. «Без промедления возвращайся к Адаму, — сказали ангелы, — или мы утопим тебя!» Но Лилит спросила: «Разве я могу вернуться к Адаму и вновь стать честной женой после моей жизни на Красном море?» «Отказаться значит умереть!» — ответили ангелы. «Разве я могу умереть, — вновь спросила Лилит, — если Бог отдал в мое распоряжение всех новорожденных детей: мальчиков до восьмого дня, то есть до обрезания, и девочек до двенадцатого дня? Тем не менее, если я когда-нибудь увижу ваши три имени или ваши изображения на амулете над новорожденным младенцем, обещаю не трогать его». На этом они сговорились, а Бог наказал Лилит тем, что сто рожденных ею демонических младенцев умирали каждый день; и если она не могла навредить человеческому младенцу из-за ангельского амулета, то обращала свою ненависть на собственное потомство.

Говорят, что Лилит была королевой в Змаргаде и, возможно, в Саве; и это она — та самая демонесса, которая извела сыновей Иова. Все же она, в отличие от Адама, избежала смерти, поскольку они расстались задолго до Падения. Лилит и Наамах не только душат младенцев, но и соблазняют сонных мужчин, из которых любой, спящий в одиночестве, может стать их жертвой.

Не впадая в уныние из-за первой неудачи с подругой для Адама, Бог сделал вторую попытку и позволил Адаму смотреть, как Он создает женщину из костей, сухожилий, мышц, крови и желез, а потом покрывает все это кожей и добавляет волосы, где требуется. Это зрелище пробудило в Адаме такое отвращение, что, когда Первая Ева встала перед ним во всей своей красе, он ощутил неодолимую брезгливость. Бог понял, что опять потерпел неудачу, и увел Первую Еву. Куда Он увел ее, никто в точности не знает.

Бог предпринял третью попытку, но на сей раз действовал более осторожно. Усыпив Адама, Он взял у него ребро и сотворил из него женщину, потом прилепил волосы, украсил ее, как невесту, двадцатью четырьмя драгоценностями, и только после этого разбудил Адама. Адам был в восторге.

Читать еще:  О Закхее: Евангелие не про меня

Некоторые считают, что Бог сотворил Еву не из Адамова ребра, а из хвоста с жалом на конце, который поначалу был у Адама. Бог отрезал хвост, и обрубок — бесполезный копчик — до сих пор остается у потомков Адама.

А другие говорят, что Бог изначально задумал создать двух людей: мужчину и женщину, но вместо этого Он спланировал одного человека с мужским лицом впереди и женским лицом сзади. Потом опять изменил Свое решение и, убрав женское лицо, сделал для него женское тело.

Но кое-кто все же уверен, что Адам изначально был создан как двуполое существо с женским и мужским телами, как бы прилепленными спина к спине. Поскольку это очень затрудняло передвижение и беседу, Бог разделил андрогена на двух людей, которых Он поместил в Эдем и которым запретил совокупляться.

Традиционное мнение на тот счет, что первый сексуальный опыт мужчины был с животными, а не с женщиной, как, кстати, и в арабском фольклоре. Соломон подозревал, что Царица Савская есть Лилит из-за ее волосатых ног. Его суд над двумя блудницами отражен в 3-ей Царств III, 16 и далее. Согласно Исайе XXXIV, 14-15, Лилит живет в обезлюдевших развалинах земли едомской среди сатиров, буйволов, пеликанов, сов, шакалов, страусов, змей и коршунов. Детей Лилит называют лилим. В Targum Yerushalmi священническое благословение из Чисел VI, 24 начинается так: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя от Лилит!» Комментатор IV в. н. э. Иероним отождествляет Лилит с греческой Ламией, ливийской царицей, которая была брошена Зевсом и у которой Гера погубила всех детей. Вот она и стала мстить, отнимая детей у других женщин.

Ламии, которые соблазняли спящих мужчин, пили их кровь и ели их плоть, как делали Лилит и другие демонессы, были также известны под именами Empusae, «втискивающиеся», или Mormolyceia, «пугающие волчицы»; эллины считали их «детьми Гекаты». Барельеф эллинских времен показывает обнаженную Ламию, оседлавшую спящего на спине мужчину. Это очень интересно для цивилизации, в которой женщины считались движимым имуществом и потому должны были занимать место внизу во время сношения, от чего отказалась Лилит. Греческие ведьмы, поклонявшиеся Гекате, занимали верхнее положение, как нам известно от Апулея; и то же самое мы находим в шумерском описании полового акта, но не в хеттском. Малиновский пишет, что меланезийские девушки смеются над тем, что они называют «миссионерской позой», то есть требующей от них лежать неподвижно.

Имя Haaмах, «приятная», объясняется как «демонесса, поющая приятные песни идолам». Змаргад, возможно, smaragdos, полудрагоценный аквамарин; намек на ее подводное жилище. Демон по имени Смарагос есть в Эпиграммах Гомера.

Сотворение Евы из ребра Адама — миф, который утверждает превосходство мужчины и отрицает божественное происхождение Евы, — не имеет параллели в средиземноморской или ближневосточной мифологиях. Сюжет, возможно, взят иконотропически из древнего барельефа или другого изображения, на котором обнаженная богиня Анаф, балансируя в воздухе, смотрела, как ее возлюбленный Мот убивает своего брата-близнеца Алиана; Мот (ошибочно принятый мифографом за Яхве) вонзил кривой кинжал под пятое ребро Алиану, не собираясь вытаскивать шестое ребро. Свою роль сыграл и каламбур со словом tsela, иудейским «ребром»: Ева, хотя и задуманная как подруга Адама, на самом деле была tsela, «ошибкой», «несчастьем». Сотворение же Евы из хвоста Адама — еще более странный миф; возможно, в его основе — дети, рождающиеся с остаточными хвостами, что случается относительно часто.

История бегства Лилит на Восток и женитьбы Адама на Еве, как ни странно, может отражать давний исторический случай: пастухи-кочевники, допущенные в Ханаанейское царство Лилит в качестве гостей (см. 16. 1), неожиданно обретают силу и, когда царский двор бежит, занимают второе царство, которое покоряется хеттской богине Гебе.

Значение имени «Ева» неясно. Hawwah объясняется в Бытии III, 20 как «мать всех живущих»; но это также может быть измененная форма священного имени Геба (Неbа), Небат, Хебат, Хиба, то есть имени жены хеттского бога бури. Ее скульптурное изображение верхом на льве есть в Хаттусасе (оно приравнивает ее к Анаф), и она описана как Иштар в хурритских текстах. Ей поклонялись в Иерусалиме. Ее греческое имя — Геба (Неbе), и она была божественной женой Геракла.

Сотворение женщины и тонкости значения слова «ребро».

Появление женщины, описанное в книге Бытие породило ряд шуток и ироничного отношения к этой библейской истории. Источником или материалом сотворения женщины явилось одно из ребер Адама, что собственно и побуждает с некоей долей иронии относиться к сему факту.

Сегодня мне хотелось бы остановиться более подробно на значении основных употребляемых слов. В центре внимания будет отрывок Быт. 2:18 — 22.

» И сказал ГОСПОДЬ Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. ГОСПОДЬ Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел ГОСПОДЬ Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал ГОСПОДЬ Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку . (Быт. 2:18-22 RSO)

В данном случае самыми интересными на мой взгляд являются следующие слова. «Помощник» -как причина создания женщины, так как не нашлось кого либо подобного мужчине. «Соответственный» еще одно любопытное прилагательное. И наконец мы обратим внимание на то, каким образом используется корень слова переведенного как «ребро» во всем Ветхом завете, ибо на языке оригинала оно обладает довольно интересными значениями.

«Помощник» в ветхозаветных писаниях используется 20 раз, какого то глубокого и таинственного значения не имеет, и означает то, что изначально заложено. Причем самое интересное, это слово используется в текстах когда речь идет о Боге, как помощнике. «Господь- мне помощник» восклицает Давид. Удивительно, но это слово употребляется и в отношении женщины.

Читать еще:  Кто такой Иов в Библии?

Довольно интересным на мой взгляд является следующее слово. Прилагательное «соответственного». Вот тут есть над чем подумать. Более точное значение такое как «напротив», «перед» «рядом», «копия» и «в присутствии». Обратите внимание какую роль отводил Бог изначально Женщине. Быть рядом, помогать в начинаниях, сопровождать и всячески поддерживать мужа в ежедневных занятиях. Не будем забывать, что все это происходило в условиях отсутствия угроз, болезней, экономических потрясений и всякого рода трудностей выпадающих на долю человеческого рода после изгнания из Едемского сада.

Ну и последнее собственно пресловутое «ребро», которое и явилось причиной написания и моего размышления в последние три дня. » מִצַּלְעֹתָ֔יו (Быт 2:21 WTT) «(miccal`ötäyw) в этой форме оно появляется только один раз в этом тексте и переведено как «ребро». В последующих случаях корень появляется 40 раз и обладает различными смыслами, в зависимости от контекста. Основными из них и представляющими исследовательский интерес являются значения в текстах где говориться о сторонах одного строения, горы или половины допустим дверей. (к примеру текст 1-Царств 6:34) » обе половинки одной двери были подвижные, и обе половинки другой двери были подвижные . (1Цар. 6:34 RST) И еще один текст, где речь идет о боках или сторонах жертвенника используется такой же корень как и в слове «ребро». » и вложил шесты в кольца на боках жертвенника (Исх. 38:7 RSO)

Итак. Употребление и значение ребра как материала из которого Бог сотворил женщину, может означать, что положение, назначение женщины было довольно высоким, (на радость феминисткам) и речь может идти не о ребре как таковом но о боке, одной из сторон мужчины. Женщина, как другая сторона одного строения, половина одной и той же структуры, являла собой неотъемлемое целое, и только их единение делает человеческую пару именно тем существом, которое было изначально задумано и отражало образ Божий во всей своей полноте.

(эта тема скорее для размышления, поэтому я сознательно не делаю еще каких либо выводов.

Женщина: сотворенная из ребра мужчины?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Широко распространенное мнение, что в Библии Бог сотворил женщину из ребра Адама, не совсем точно. Вернее, оно слишком узкое и не охватывает всех возможных смыслов этого повествования. Ведь если заглянуть непосредственно в древнееврейский оригинал второй главы книги Бытия, где говорится о сотворении человека, а потом и в ее древнегреческий перевод (знаменитая Септуагинта, датируемая еще в 3-2 веками до Р.Х.), то можно увидеть, что этот фрагмент можно читать по-разному. Смысл его на самом деле объемный и сложный. Итак, в Синодальном переводе этого места Священного Писания сказано следующее:

«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие, 2, 21-24).

В еврейском оригинале на месте слова «ребро» стоит слово «цела», которое на русский переводится не только как ребро, но и как «грань» и «сторона». То же самое – в древнегреческом тексте. Там используется слово ἡ πλευρά (pleura), которое также переводится на русский не только как ребро, но и как сторона, бок, край или окраина чего-либо. В военной лексике этим словом обозначали, например, фланг войска.

Таким образом, мы видим, что женщина сотворена из такого «ребра» мужчины, которое является отдельной стороной человеческого существа, или даже его половиной. Напомним, кстати, что русское слово «пол» этимологически происходит от слова «половина».

Интересно еще и то, что в греческом тексте этого фрагмента сказано, что Бог навел на Адама буквально не глубокий сон, а «экстасис» – выход из себя, исступление, экстаз. Ведь греческое ἡ ἔκστᾰσις (ekstasis) значит именно это, дословно – выход, состояние или нахождение вне себя. И отрывок можно читать и так, что Адам уснул после «этого выхода из себя».

Получается, что именно в результате выхода вне себя из до того единого человека и была сотворена женщина. При этом человек в состоянии экстаза не видит, как происходит разделение полов. Мужчина и женщина в этом смысле навсегда останутся тайной друг для друга.

Также примечательно, что человек сам определяет, что «это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2, 23). Ведь раньше Адам дал раньше имена всем животным и птицам, словно определил им через наречение именем, какими им быть. А в следующей, третьей главе Бытия он дает имя и «своей жене: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3, 20).

В целом тема женщины в церковном понимании – предмет, конечно, захватывающий и поистине неисчерпаемый, так много уже про это сказано. Можно порекомендовать здесь интересный и обстоятельный текст диакона Андрея Кураева «Мужчина и женщина в книге Бытия».

Здесь же мы, следуя нашему обычному в «Толковом словаре» методу (опора на значение и этимологию самих слов) отметим два принципиально важных момента. Во-первых, то, что еврейское слово «цела» и греческое ἡ πλευρά значат не только ребро, но и сторону или грань, показывает, что женщина, женская природа – это одна из неотъемлемых сторон человеческого существа. Вопреки известной и не слишком изящной шутке «женщина – друг человека» можно сказать, что женщина – друг недочеловека. В том смысле, что только с ней и мужчина становится мужчиной, человеком. С другой стороны, сотворенность женщины из мужчины говорит об их близости и единокровности. Это словно две отдельные половинки, проставленные друг напротив друга, чтобы учиться любви.

Во-вторых, значение этого слова и как ребра позволяет сближать женское начало с сердцем, ведь сердце расположено под ребрами, рядом с ними. То есть женское начало – это та половина, которая представляет по преимуществу чувственно-эмоциональную жизнь человека. В отличии от нее мужское начало олицетворяет по преимуществу рационально-волевую сторону человеческого существа.

Читать еще:  Уже после выхода Синодального перевода, но еще до революции полный перевод Нового Завета на русский язык заново осуществил…

Во-первых, давайте рассмотрим слово, которое иногда переводится как «ребро». На иврите оно обозначается словом sela. Буквальное значение его, скорее, «сторона», а не «ребро». Тем не менее в книге Бытия 2:21 оно чаще всего переводится как «ребро». Таков традиционный перевод. Значение «сторона» довольно размытое, и вполне возможно, что слово sela в этом контексте использовалось как раз для обозначения ребра. Мы не можем быть стопроцентно уверены в данном вопросе. Однако, наверное, ближе всего по смыслу будет сказать, что женщина (Ева) была создана из «стороны» Адама, а не ребра. Хотя по результатам моего исследования, в переводе чаще всего используется именно слово «ребро», а не «сторона» или «бок».

Единственное исключение — это немного своеобразный современный перевод New English Translation, и там употреблено слово «сторона». В ещё одном переводе на английском вообще использована фраза «one of his sides», что значит «одна из его сторон». Отсюда тоже можно увидеть логику использования самого частого перевода слова sela. На иврите в Бытие 2:21 говорится «один/одно из», поэтому слово «сторона» здесь не очень подходит. В этом случае нужно либо убирать «один/одно из», либо переводить как «ребро». Абсолютно буквальный перевод выглядит нелепо, поэтому в переводе почти нигде не встречается «одна из его сторон». В любом случае, не вникая в лингвистику, я не думаю, что здесь такая принципиальная разница значений. Богословы и теологи считают, что независимо от того, есть ли в переводе слово «ребро», суть в том, что Ева была взята из части Адама, она его половина, таким образом перед Богом они равны. По-моему, это прекрасная метафора.

Как Бог создал Еву из ребра Адама? Рассуждение 1

Быт.2:21 И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда
он уснул, взял одно из рёбр его, и закрыл то место плотию.
Быт.2:22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека,
жену, и привёл её к человеку.

Как у мужчины, так и у женщины грудная клетка состоит из 12 пар рёбер и на этом рассуждения многих людей останавливаются. Давайте найдём самый основной и главный отличительный признак между представителями женского и мужского пола. Нет, это главенствующее различие заключается не в строении генитальных органов, не в антропометрических показателях тела, не в способности вынашивания потомства, и даже не в гормональном балансе среды организма. Обычному генетику достаточно одной клетки, чтобы определить — особи какого пола она принадлежала. И как же он это смог?

А очень просто, по хромосомному набору. У женщин две икс (ХХ) половые хромосомы, а у мужчин икс и игрек (ХУ) хромосомы. Знаете, почему они так называются икс и игрек? За внешнее визуальное сходство с соответствующими буквами. И у мужской У-хромосомы действительно не хватает одного ребра, чтобы стать похожей на Х.

Получается, что созданный Богом человек до полового разделения являлся женщиной? Ведь он имел (ХХ) набор хромосом? Это немного неверное суждение. Некоторые женские гормоны – производные тестостерона, то есть вначале появился он — тестостерон, а затем она – эстрадиол (эволюция тестостерона) – гормон, формирующий типичную форму фигуры женщины, а не наоборот.

Адам — первый человек создан по подобию единого Бога, и, следовательно, идеален. Но современный гомо сапиенс совершенен только в паре: мужчина и женщина. По отдельности они как половины порванной купюры — полноценны как предмет только в цельном состоянии. Нет будущего у человека, если не будет союза между мужчиной и женщиной. Не появиться новым поколениям, да и как им вырасти и не погибнуть. Большая глупость устраивать гендерный спор. Ведь Бога называем в молитвах «Отче» не от того, что он имеет бороду, а от того что частички себя заложил в наши души, и мы же, как чрево женщины или как почва, выращиваем их.

Нет, и не гермафродит был человек до разделения полов – это биологический признак уродства и ущербности, что не сопоставимо с человеком как подобием Бога. Ведь Бог в своих творениях превыше всего ставит гармонию, а не хаос. Есть ещё одна тайна. Если Всевышнего спросить кто он больше идеалист или материалист. Он бы выбрал материализм, и доводом служило: «Посмотрите на мир, который создал, познайте его законы и вам станет ясно!». В нём нет чудес, но всему есть объяснения – мудрость!

Как понимать был подобен Богу? Человек отличается от всех существ на земле способностью создавать, творить, изменять мир. Посмотрите: города, летающие в космосе металлические машины, интернет, клонирование – всё это творение рук людских, подтверждающие писание, хотя анатомически и физиологически: человек больше подобие тварей земных. Правда это не говорит о том, что мы равны с Богом и в мир можем вносить хаос вместо гармонии, ведь есть ещё слова Всевышнего — мы взяты из праха и в него и обратимся.

Как понимать — помощник Бога? Нет, глупо представлять помощника лысой обезьяной, бегающей голой по Эдемскому саду. Если человек был создан по подобию Божьему, то есть обладающим способностью творить, создавать, то логично предполагать, что в помощи Всевышнему как минимум надо обладать неким багажом знаний хотя бы о физических законах мира. Скорее всего, Адам знал — что такое кварк, теория относительности, термодинамика. Может поэтому древние цивилизации были значительно умнее нас, ни от того что их обучили инопланетяне, а от того что знания передал Адам своим детям, которые в будущем забылись.

Возможно, Библия, ветхий завет и есть послание, кладезь знаний о строении природы мудрости Бога, переданного нам следующей цивилизации в виде символизма, притчей и мифов, понятные по-своему в любые времена. Разве это не идеальный временной способ передачи? Внешнее описание У-хромосомы прочь забылось и через двести лет, но легенда о взятом ребре и сокрытием плоти живет тысячелетия.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector