0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Путеводитель по Иерусалиму: От Львиных ворот к Христианскому кварталу

Путеводитель по Иерусалиму: От Львиных ворот к Христианскому кварталу

Львиные ворота

Изображения двух львов над аркой связывают с преданием о том, что правителю оттоманской империи Сулейману Великолепному приснился сон, как львы терзают его пока он не защитит жителей Иерусалима крепостной стеной.
Сами барельефы львов (некоторые историки считают их изображениями пантер) были взяты с геральдической эмблемы мамлюкского султана Бейбарса, успешно воевавшего с крестоносцами на Святой земле. Правда, на гербе Бейбарса под лапами львов (или пантер) были изображены мыши, с которыми львы играли, как Бейбарс с побежденными народами.
Крепостная башня ворот до сих пор сохранила в нескольких местах остатки L-образной постройки, которая в средневековых крепостях защищала ворота от проникновения неприятельских воинов. В настоящее время эта постройка разрушена, чтобы сделать ворота пригодными для проезда автотранспорта.

Церковь Рождества Богородицы

Греческая православная церковь на месте, которое традиция связывает со встречей у городских ворот св. Анны и св. Иоакима, который провел 40 дней в пустыне, в посте и молитвах о ребенке. Бог услышал просьбу праведного Иоакима, его жена Анна забеременела и родила младенца – Деву Марию. В подвале церкви – небольшая пещера, по традиции – остатки дома, где состоялось Рождество Богородицы. При церкви функционирует сувенирная лавка, где можно приобрести предметы религиозного культа.

Церковь св. Анны
и бассейны Вифезды

Построенная в 12-м веке по приказу Мелисенды, жены короля Фулька Анжуйского на месте Рождества Девы Марии, эта церковь не была разрушена мусульманами после изгнания крестоносцев из Иерусалима, а превращена по приказу Салах ад-Дина в медресе – мусульманскую теологическую школу, благодаря чему прекрасно сохранилась до наших дней. Над главным входом в церковь до сих пор видна табличка с арабской надписью. Церковь построена в типично романском стиле: трехнефная базилика с крестовидными сводами, которые при отсутствии древесины были обычным строительным решением для кровель зданий на Святой Земле. Церковь обладает поистине удивительной акустикой, что привлекает сюда многочисленных паломников, желающих петь церковные гимны под ее сводами. В нижней части церкви расположена крипта – остатки древней постройки, которые считаются развалинами дома св. Иоакима и св. Анны. Территория монастыря принадлежит французской общине «Белых братьев», которым этот участок достался в награду за ту поддержку, которую оказала Франция Оттоманской империи во время Русско-Турецкой войны.

Здесь сохранились остатки разрушенной византийской церкви и бассейна Вифезды, известного в христианской традиции как «Овечья купель». Вифезда («бейт-хесда») в переводе с арамейского означает «дом милосердия». Комплекс состоял из двух бассейнов, в одном из которых купали овец перед тем, как отвести их на городские рынки, а второй был известен своими лечебными свойствами и использовался как целебная купальня вплоть до завоевания Иерусалима мусульманами в 7 веке. Именно в этой купели, согласно Евангелию от Иоанна (5,2-9), Иисус исцелил парализованного: «В Иерусалиме же, у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел».

1-я остановка Крестного Пути

«Открытие» остановок Крестного Пути, то есть, дороги, по которой Иисус нес Свой крест к месту Распятия, принадлежит францисканским монахам. Считая себя духовными наследниками крестоносцев, владевших Иерусалимом без малого почти столетие, эти монахи в 14-м веке стали проникать за стены Святого города и отмечать, как им казалось, святые места на его территории. Однако, ни византийские хозяева Святой Земли, ни пришедшие через несколько столетий крестоносцы понятия не имели об этом маршруте. Более того, незнакомые с топографией древнего Иерусалима, францисканцы проложили его в местах, которые были вообще непроходимы во времена Иисуса. По католической традиции, которая окончательно сформировалась к 17 веку, Крестный Путь состоит из 14 остановок («станций»), 9 из которых находятся на территории мусульманского квартала Старого города, а оставшиеся пять – в Храме Гроба Господня. Изображения 14-ти «станций» Крестного Пути можно увидеть в любом католическом храме в любой точке земного шара.

Историки и археологи, изучающие библейские места Святой Земли, не считают этот путь соответствующим евангельским текстам, но католики со всего мира приезжают в Иерусалим, чтобы пройти крестным ходом по этим местам. Если принять, вслед за католической традицией, что суд Пилата над Иисусом происходил в крепости Антония, расположенной в северо-западном углу Храмовой горы, то вы находитесь сейчас на месте 1-й остановки Крестного Пути, там, где две тысячи лет назад стояла эта крепость. В ней размещался римский гарнизон, призванный следить за порядком на Храмовой горе. Территория 1-й остановки закрыта для массовых посещений. Там расположена школа для девочек. Но вы можете пройти внутрь в сопровождении местных арабов. Оплата – по договоренности!

С этого места открывается прекрасный вид на Храмовую гору и Золотой Купол.

2-я остановка Крестного Пути

Ее иначе называют «дворик Пилата». Здесь, согласно католической традиции, произошло два события: бичевание Иисуса и возложение Креста. Этим событиям посвящены две постройки, расположенные внутри экзотического дворика, принадлежащего францисканскому монашескому ордену. Справа от входа – Капелла Бичевания, одна из наиболее интересных работ выдающегося архитектора Антонио Барлуцци. Он отреставрировал старинную часовню, построенную крестоносцами в 12 веке, сохранив, насколько это было возможно, сохранившиеся детали древней постройки. Зал капеллы украшает мозаичный потолок с изображением тернового венца, с которого стекают капли крови Спасителя. Под ним – витражный триптих, на котором изображены три евангельских сцены: «Пилат умывает руки» (слева), «Бичевание Христа» (в центре) и «Освобождение Вараввы» (справа). В противоположной части «дворика Пилата» расположена церковь Возложения Креста с барельефами и скульптурами, изображающими Иисуса, стоящего в ожидании Своего Креста, и освобожденного мятежника Варавву. Здесь же на полу, выложенном древними римскими плитами, можно увидеть расчерченное поле для игры в кости – любимого занятия легионеров из крепости Антония. На территории 2-й остановки собраны многочисленные находки, принадлежащие небольшому археологическому музею, вход в который находится рядом с Капеллой Бичевания.

Монастырь сестер Сиона

Основанный в 1858 году братьями Альфонсом и Теодором Ратисбонами, крещенными евреями, вступившими в орден «Белых Братьев», этот монастырь занимает красивое трехэтажное здание по улице Via Dolorosa («Путь Скорби»). Главными достопримечательностями монастыря являются подземный археологический музей с частью водосборного бассейна «Струтион» («Воробышек»), питавшего водой крепость Антонию, и триумфальной арки императора Адриана, известной в традиции как арка «Ecce Homo». Интересно, что подземная часть монастыря, где сохранилась мостовая времен римского города Элии Капитолины, построенного на месте разрушенного Иерусалима, является местом, куда приходят молиться католические паломники. На одном из камней – игровое поле, которое традиция связывает с местом, где римские солдаты «делили одежды Его, бросая жребий». Хотя совершенно очевидно, что эта мостовая не могла существовать во времена Иисуса, потому что прямо под ней находятся остатки бассейна «Струтион», и, для того, чтобы построить над ним улицу, римлянам пришлось возвести над бассейном арочный свод.

Читать еще:  Видеопрогулки «Библейские места сегодня»: выпуск 4

В церкви монастыря находятся остатки трехстворчатой триумфальной арки, построенной в честь императора Адриана. Среднюю часть арки можно увидеть снаружи, над улицей Via Dolorosa. По преданию, на этом месте Пилат вывел Иисуса к толпе со словами: «Ecce Homo – Се, человек!» (Иоанн 19,5).

«Тюрьма Иисуса»

Здание греческого монастыря, в подземелье которого находится древняя римская тюрьма, расположено рядом с монастырем сестер Сиона. Считать ее «тюрьмой Иисуса» можно с большой натяжкой. Даже сами хозяева монастыря признают условность этой традиции. Но вполне соответствует реалиям того времени, то, что в этой тюрьме мог находиться мятежник Варавва, посаженный туда «за произведенное в городе возмущение и убийство» (Лука 23,19). И часть подземного тюремного комплекса обозначена как «темница Вараввы».

Австрийский хоспис
(странноприимный дом)

Его называют «уголком Европы», затерявшимся посреди восточного базара, пестрой толпы, пения муэдзинов, лавок и духанов Арабского квартала Старого города.
Это была первая европейская постройка в Старом городе. Дом был построен в 1857 году, и его появление ознаменовало начало государственного присутствия Австрии на Святой Земле.
В наши дни хоспис превращен в отель для паломников, в здании расположено кафе, где можно отведать настоящий венский штрудель, а с крыши открывается прекрасный вид на Арабский квартал и золотой Купол над Скалой.

3-я и 4-я остановки Крестного Пути

События, которым посвящены эти остановки, не упоминаются в Библии, они полностью соответствуют устной традиции, частично возникшей еще в 5-6 веках, во время христианского господства в Иерусалиме, но большей частью связаны с именем пилигрима Джакопо из Вероны, побывавшего в Иерусалиме в 1335 году и «отметившего» ряд остановок по улице Via Dolorosa. 3-я остановка символизирует место, где Иисус впервые упал под тяжестью креста, а 4-я — место, где стояла Дева Мария, наблюдая как ее Сына вели на казнь. Оба места принадлежат общине армян-католиков. Часовню 3-й остановки снаружи украшает барельеф работы известного польского скульптора Тадеуша Зелинсского. На месте 4-й остановки находится армянская церковь «Мук Богородицы». Она построена на руинах византийской церкви в 1881 году. Внутренняя часть ее выполнена в типично романском стиле: трехнефная базилика с крестовидным сводом. Спустившись по ступеням в крипту церкви, можно увидеть остатки византийской мозаики с изображением следов двух женских ног: по традиции, именно здесь стояла Дева Мария.

5-я остановка Крестного Пути

Традиция связывает ее с местом, где римские солдаты, согласно евангельскому тексту (Лука 23,26): «захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом». Если вы попадете к этому месту в первой половине дня, то сможете посетить небольшую часовню, принадлежащую ордену францисканцев, и отстроенную, как и все остальные принадлежащие им святыни под руководством члена ордена, выдающегося архитектора Антонио Барлуцци. Рядом с входом в часовню вы увидите выступающий из стены камень. Проходящие мимо туристы прикладывают к нему руку и фотографируются. Считается, что на камне отпечатался след ладони Иисуса, когда он, неся Свой крест, остановился и облокотился левой рукой об этот камень. Поэтому прикладываться к нему следует левой рукой, а не правой.

6-я остановка Крестного Пути

Расположена на месте дома, где жила женщина по имени Вероника. В прошлом Иисус излечил ее от болезни, и теперь, в благодарность, она вышла на дорогу, по которой Его вели и отерла пот и кровь с лица Спасителя. Это событие, хотя и не упоминается ни в одном из Евангелий, положило начало очень важной традиции в иконописи. Лик Иисуса, запечатленный на платке святой Вероники, известен в православной традиции как «Спас нерукотворный». В фасад здания, отремонтированного по проекту того же архитектора Антонио Барлуцци, вмонтирован фрагмент колонны с древней надписью, повествующей проходящим мимо паломникам о «доме св. Вероники».

7-я и 8-я остановки
Крестного Пути

Неприметная постройка в конце улицы Via Dolorosa свидетельствует о месте, где Иисус второй раз упал под тяжестью креста. Ее вы можете узнать по характерной металлической «таблетке» с изображением римской цифры VII.
Стоя лицом к 7-й остановке, поверните налево, а через несколько метров – направо. Вы увидите ступени, ведущие к 8-й остановке Крестного Пути. С ней связывают известный евангельский эпизод – встречу Иисуса с женщинами Иерусалима:

И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.
Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших,
ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!
(Лука 23,27-29)

9-я остановка Крестного Пути и церковь св. Елены

Последняя остановка, расположенная на открытой местности. Оставшиеся 5 остановок находятся под сводами Храма Гроба господня. Здесь Иисус в третий раз падает под тяжестью креста. Чтобы пройти к 9-й остановке, вам нужно вернуться к 7-й остановке и, стоя к ней лицом, повернуть налево. Продолжайте ваш путь, пока с правой стороны не увидите проход со ступенями, ведущими вверх. Поднимитесь по ним и продолжайте свой путь по узкой улочке, пока не увидите характерную «таблетку» с римскими цифрами IX. Пройдите вперед, и справа вы увидите вход в коптскую церковь св. Елены. Она, как правило, открыта до 18.00. Зайдите в церковь, и оставив пожертвование (примерно 1.5 доллара, или 5 шекелей), пройдите вперед к узкой двери, которая ведет к спуску к уникальному подземному озеру – прекрасно сохранившейся с римских времен водосборной цистерне, которая, питала водой стоявший здесь до 4-го века языческий храм богини Венеры.

Мифы и легенды о Львиных воротах

Львиные ворота в Микенах окутаны тайнами и легендами. До сих пор ученые не устают выдвигать версии о том, кто, как и когда возвел это сооружение.

Легенда о Персее и циклопах

Микены в период своего появления и расцвета — это город-крепость, построенный на скалистом холме. Он делился на две части: в верхней части холма (акрополь) проживала знать, в нижней (у подножья) — простолюдины.

По преданию, для разделения города на две части Персей пригласил циклопов. Именно они построили величественную крепостную стену длиной почти километр, высотой 12 м и толщиной 8-10 м. Древние греки верили, что это было под силу только одноглазым гигантам. Именно поэтому кладка из тесаных глыб получила название «циклопическая».

Тайны львиного барельефа

Львиный барельеф — это один из первых декоративных элементов на крепостных стенах тех времен. Вопрос о том, что он символизирует и для чего предназначен, до сих пор остается открытым.

  • изображение львов служило для устрашения проходящих через ворота (наиболее вероятная);
  • львицы на алтаре — герб правящей династии;
  • барельеф олицетворял величие города и могущество его правителя;
  • животные на алтаре символизировали Великую минойскую богиню.

Отсутствующие головы львиц — тоже тайна. Или они были разрушены под влиянием времени и атмосферных явлений, или отлиты из золота и просто украдены. Тот факт, что головы на барельефе были сделаны из отличного от известняка материала, не подвергается сомнению. Об этом говорит место их излома.

Читать еще:  А где же наша пустыня?

Экскурсоводы готовы рассказать туристам еще несколько версий о Львиных воротах в Микенах и приправить их своими догадками. Это делает ореол таинственности вокруг древней постройки еще ярче.

Что посмотреть

Ворота расположены в Старом городе, от них начинается Виа Долороса или Крестный путь Иисуса Христа к месту распятия — Голгофе. На этом пути 14 остановок, и Львиные ворота — первая из них. Прямо за ними находится монастырь св. Анны, матери Богородицы. В одном из его подземных помещений можно увидеть плиту, украшенную иконами — это место рождения Девы Марии. Неподалеку находилась крепость Антония, где прокуратор Иудеи Понтий Пилат судил провинившихся. Именно там и был вынесен приговор Иисусу. Теперь на этом месте, Лифостротоне, находится часовня Осуждения, принадлежащая католическому монастырю.

Паломничество в Иерусалим

Написав некоторое количество статей о паломничестве по святым местам Израиля, я ни разу не затронула тот город, ради которого многие […]

Написав некоторое количество статей о паломничестве по святым местам Израиля, я ни разу не затронула тот город, ради которого многие приезжают в эту удивительную страну. Сегодня я исправляю это досадное недоразумение. Более того, ряд следующих статей будет связан именно с этим городом, Золотым Иерусалимом!

Итак, мы в израильской столице!

Израиль – страна небольшая. Из одного ее в конца в другой можно добраться часов за пять. Столица государства – город Иерусалим – тоже невелик по современным мегаполисным масштабам. Но исключительность его состоит в том, что каждый его камень, каждый его закоулок пропитан историей, каждое его здание уникально.

Поэтому профессиональные гиды, работающие в Иерусалиме и окрестностях, совершенно справедливо утверждают, что на то, чтобы осмотреть город, не хватит и двух недель, а уж если детально, то и целого месяца.

Замечательность наших с вами путешествий состоит в том, что они виртуальны. И мы можем огромное количество раз встречаться на страницах рубрики «Паломничество» и не торопять исследовать этот замечательный, волшебный город.

Сегодня наше с вами первое путешествие. Наша первая экскурсия в Иерусалим. Очень надеюсь, что она вас увлечет. Поэтому, не теряя времени, начнем!

Вот мы у входа в город. Величественный вид, огромное пространство является нашему взору. Но лично я сама, когда впервые стояла на этом самом месте, почему-то вспомнила плач Иисуса, описанный в Евангелии от Луки. Помните?

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: „Благословен Грядущий во имя Господне! В другой раз Иисус приблизился к Иерусалиму и, смотря на него, заплакал о нем и сказал: «О, если бы ты и хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».

Действительно, столица Израиля всё это пережила: разорение, упадок, долгие годы чужеземного владычества. Но всё это не изменило её сути. Она осталась удивительным городом, в котором очень органично сочетаются разные народы, языки, религии, архитектурные стили и образы жизни.

Здесь очень легко широкая современная автострада сменяется узкими улочками, а огромные торговые центры стоят наравне с мелкими лавочками и магазинчиками.

Но коль мы уже находимся в Старом городе, то мое предложение – осмотреть и пройти Крестным Путем Спасителя. И осматривать его нужно начинать с Львиных ворот.

Львиные ворота

Львиными их называют потому, что когда-то султан Сулейман видел сон. В нем было предупреждение о том, что ежели он не выстроит стены вокруг города, то в один прекрасный день львы нападут на него и на жителей города. Султан в принципе мечтал сравнять город с землей и был очень зол на горожан, которые изо всех сил противились уплате налогов иноземному захватчику.

Но вместе с этим, султан был очень впечатлительным человеком и поверил сну. Он отрекся от мысли разрушать Иерусалим, обнес его каменными стенами и прорубил ворота. По завершении строительства султан повелел высечь на воротах изображения львов, памятуя о своем сне.

Но эти ворота называют не только Львиными. Я уже сказала о том, что Иерусалим объединяет в себе много наций, языков и религий. И каждая нация именует эти врата на свой лад.

Христиане, например, называют эти ворота «Воротами Стефана», поскольку, согласно преданию, именно отсюда был выведен святой Стефан на побиение камнями в поток Кедрон, где и принял мученическую смерть.

А вот арабское население именует эти ворота «Воротами Госпожи Марьям». Марьям – это наша Приснодева. Именно так звучит Ее имя в Средиземноморье. А почему так названы врата? Легенда гласит, что Богородица родилась в близлежащей церкви, которая сейчас названа по имени Ее матери Анны. Ну, и еще из-за дороги, которая выходит из этих ворот и ведет не только к Кедрону, о котором мы уже упомянули, но и к гробнице Приснодевы.

Вот такие уникальные эти ворота. И недаром, именно через них начинается экскурсия в Иерусалим для многих туристических и паломнических групп. Обычно автобусы паркуются у подножия Масличной горы, недалеко от Гефсиманского сада.

Дальше начинается пешее шествие. Оно приводит нас к началу Пути Скорби, Виа Долороза. Именно здесь, по этому пути шел Иисус на Голгофу. Очень многие паломники просят не торопясь, в тишине и скорби, в молитве и торжественности пройти этот скорбный последний путь нашего Спасителя.

Крестный путь Спасителя, via Dolorosa

Хотя сделать это непросто. Количество туристов здесь всегда огромно. И на всей протяженности Виа Долороза находятся сувенирные магазинчики, которые очень привлекают туристов своими разнообразными товарами.

Но нас с вами магазинчики отвлечь не смогут, поэтому нам ничего не помешает пройти этот путь. Начнем?

Если говорить о Виа Долороза, то нужно сказать, что на этом скорбном пути предусмотрено 14 остановок. И если начинать путь от Львиных ворот, то первая из них – монастырь святой Анны, названный так в честь матери нашей Богородицы. Если войти внутрь, то можно увидеть плиту, украшенную иконами. Именно здесь увидела свет маленькая девочка Мария, Которой было суждено сыграть одну из главнейших ролей в мировой истории – выносить и родить Спаса нашего Иисуса Христа.

Базилика святой Анны

Ну что, зайдем ненадолго?

Красиво! Очень красиво и торжественно! Эта церковь была построена в бытность пребывания на Святой Земле крестоносцев и считается образцом романской архитектуры. Несмотря на то, что прошло несколько столетий, монастырь сохранился в первозданном виде. Виде, который завораживает и поражает!

Историю появления на свет Богородицы знают все, хотя она не описана ни в одном из канонических Евангелий. Об этом можно прочитать в апокрифическом Протоевангелии Иакова, созданном во II веке.

Читать еще:  Вавилонская башня и вопросы языкознания

Если кратко, то можно сказать следующее. У благочестивых Иоакима и Анны долго не было детей. Не только окружающие, но и сами супруги воспринимали это как знак Божьей немилости. Однако явившийся Анне Ангел Господень сказал, что Бог услышал её молитвы, она родит, и об этом ребёнке «будут говорить во всём мире». Анна родила девочку, которой предстояло стать матерью Христа.

Вот именно это святое событие и хранит эта церковь, стены которой были свидетелями вышеописанного чуда.

Три придела разделены рядами высоких колонн с основаниями в форме креста. Великолепный мраморный алтарь создал французский скульптор Филипп Кеппелин, искусно выполненные рельефы изображают евангельские сюжеты: Благовещение, Рождество Христово, снятие с Креста. В южном приделе находится лестница, ведущая в крипту храма, – там расположен грот, который предание связывает с местом Рождества Богородицы.

А какая потрясающая акустика в этом месте! Как-то я была свидетелем того, как группа паломников стала петь псалмы, находясь внутри церкви. Звучание было просто ошеломляющим! Создавалось впечатление, что Ангелы с Небес подпевают людям, разнося звуки псалмов по всем уголкам этого величественного здания!

Возле церкви – раскопки. По виду – бывший бассейн, или, говоря библейским языком, купальня. Знаете, что за купальня? Это и есть Вифезда, в которой Христос исцелил расслабленного. Об этом повествует Евангелие от Иоанна.

Вифезда

Археологи обнаружили остатки пяти крытых ходов, упоминаемых в Писании, а также широкую лестницу, по которой в бассейн могли спускаться купающиеся. Впечатляют размеры сооружения: сто двадцать на пятьдесят метров, а глубина достигает пятнадцати метров.

«Каждый шаг по Иерусалиму – это история»

Вот видите! Каждый наш шаг – это история. Святая история, к которой мы имеем возможность прикоснуться. И это Божья Благодать!

Ну, что же. Посетив такую величественную церковь, увидев Вифезду, двигаемся дальше.

Следующая интересная остановка – это крепость Антония. Именно здесь прокуратор Иудеи Понтий Пилат судил всех провинившихся. Именно здесь и был вынесен приговор Иисусу Христу.

Двор Пилата

Эта крепость прежде называлась Барис (ударение на первый слог). Ирод переименовал ее в Антонию в честь Марка Антония.

Судя по тому, что крепость представляла собой квадрат, в ней был центральный двор. Некоторые считают, что именно в центральном дворе этой башни Иисус предстал перед Пилатом. А каменный помост, найденный там, где была крепость – это тот же самый помост, который в Библии называется Гаваафа.

Но не только Спасителя видели стены этой крепости. Апостол Павел выступил в свою защиту и дал свидетельство перед фанатично настроенной толпой с лестницы в этой крепости, а затем был отведен в казарму на допрос.

Сюда же Павла снова привели после горячих споров в Синедрионе, и он был здесь, когда к нему пришел его племянник, чтобы предупредить о заговоре, составленном с целью убить апостола.

Теперь на этом месте, которое в Библии именовалось Лифостратоном, располагается Часовня Осуждения, которая находится во владении католического монастыря.

«История полна самых диких, жутких и бесчеловечных моментов, которые, впрочем, нам нельзя забывать»

Так что стены этой крепости хранят в себе жуткую и жестокую историю времен зарождения христианства. Стены, видевшие боль пытаемыемых и слышавшие горячие молитвы верующих.

Тяжелый осадок остается у многих после посещения такого места. Но история – это не только добро и позитив, к сожалению. История полна самых диких, жутких и бесчеловечных моментов, которые, впрочем, нам нельзя забывать.

Ну, а я предлагаю пройти немного вперед и заглянуть в Часовню Осуждения. Она тоже старинная и уникальная. В путь!

Католическая церковь Осуждения и Возложения Креста на Виа Долороза стоит за стеной, на которой висит круглый чёрный знак. Он означает, что тут находится очередная станция Крестного пути. На этой станции вспоминают, как на Христа возложили Крест.

Церковь располагается на территории францисканского монастыря Бичевания. С Виа Долороза видны её белые купола – их пять, под каждым витражи, иллюстрирующие Страсти Христовы. Чтобы попасть внутрь, надо войти в монастырский двор: справа будет церковь Бичевания, а слева – Осуждения и Возложения Креста.

Церковь Бичевания

Заходим внутрь. Часовенка небольшая, поэтому многого здесь не увидеть. Я обращу внимание лишь на две детали. Присмотримся к нишам возле алтаря.

Драматичная сцена показывает Иоанна, тщетно пытающегося оградить Деву Марию от зрелища согнувшегося под крестом Иисуса – его фигура располагается в нише справа от алтаря. Вот апостол Иоанн, пока еще не названный сын Богородицы, а уже так по-сыновьи тепло и нежно оберегает Приснодеву. Спаситель точно знал, кому Он может поручить Свою Мать.

Алтарное изображение фиксирует евангельский эпизод, которому и посвящена церковь: Пилат умывает руки, а Иисус готовится принять на плечи Крест. Этот эпизод известен, поэтому я думаю, нет смысла его цитировать. Желающие вспомнить могут найти этот момент в Евангелии от Матфея. Скажу лишь, что омовением рук Пилат снимал с себя ответственность за происходящее со Христом… Выходим из часовни.

Снаружи, на западной стене и в монастырском саду, выставлены археологические находки, а также небольшая модель Иерусалима периода Второго Храма.

Вход в часовню бесплатный. И работает она ежедневно с 8 утра до 6 вечера. Закрыта с 12 до 14 часов на обеденный перерыв работников.

Ну, что же. Впечатлений получено сегодня немало. Я надеюсь, экскурсия была информативна и полезна. И завершить свой сегодняшний рассказ я хочу третьей остановкой Крестного Пути.

Третья остановка Крестного пути Христа

Здесь, на этом самом месте, Иисус первый раз упал, неся на себе крест. Избитый, изможденный, униженный, Он нес крест, идя по жаркой Виа Долороса. Но человеческие силы ограничены. И Сын Божий, приняв на себя человеческую ипостась, упал…

Это место отмечено небольшой католической часовней, построенной на деньги польских солдат после Второй мировой войны. Рельеф над дверью часовни изображает Христа, изнемогающего под тяжестью своей ноши.

Часовня находится на пересечении Виа Долороса и Эль-Вад. Она вплотную примыкает к капелле, принадлежащей Армянской католической Патриархии, над дверями которой тоже помещён рельеф – фреска, изображающая споткнувшегося Христа и молящихся о Нём ангелов.

Интересный момент: о падениях Христа во время Крестного пути Писание не говорит ничего. Однако традиция диктует: их было три, все они обозначены на Виа Долороса (третье, седьмое, девятое стояния).

Первое из них мы с вами только что посетили. Второе падение вдоль Виа Долороза состоялось у Судных врат. А третье падение, последнее, перед входом в Храм Гроба Господня, было там, где Крест Иисуса был передан Киринеянину Симону, о котором Библия говорит, что он был отцом двоих сыновей Александра и Руфа. В Израиле говорят, что он жил в ливийском городе Киринея и в Иерусалим прибыл на Пасху. Вероятно, он был тайным учеником Христа, поскольку его младший сын Руф стал апостолом от 70-ти.

Сейчас возле места девятого стояния находится коптский монастырь. У входа в монастырь высится стела, отмечающая место третьего падения Иисуса.

Остановимся на сегодня здесь. В следующей публикации мы продолжим с вами виртуальное путешествие по Крестному Пути Спасителя. А тем, кто будет в Израиле, я рекомендую совершить его лично. Это ни с чем не сравнимые эмоции, которые долго будут храниться в вашей памяти.

До встречи в рубрике «Паломничество» и да хранит вас Бог!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector