0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О любви к Сыну и Богу

  • | Печать |

Подробности 30.06.2017 19:04 Просмотров: 586

Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37).

Апостол Матфей предлагает нам следующее утверждение: …кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37).

Соблазнительно легко на упреки в пренебрежении сыновним или родительским долгом, в небрежности, холодности, а то и жестокости к родным отвечать: “А я зато Бога люблю”. Но так ли это?

Почитание родителей само собой разумеется в рамках ветхозаветного сознания: соответствующая заповедь входит в Декалог, это пятая заповедь Моисеева (и единственная, сулящая за исполнение земные блага: и благо ти будет, и долголетен будешь на земли). Из истории человечества известно, что так было не всегда, дикие примитивные племена были “практичнее” и стариков просто убивали. Да и в нынешнее время хорошее отношение к родителям, в общем, встречается значительно реже, чем хотелось бы. Но не будем сетовать на безбожие; нарушение пятой заповеди гораздо древнее государственного атеизма. О нем говорит Христос, обличая книжников и фарисеев (а это были очень набожные люди): …вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим (Мф. 15, 5-6). Отличный пример того формализованного извращения веры, о котором Господь постоянно говорит как о фарисейской закваске, которой нужно всячески избегать. И нам тоже.

А любовь к детям в Писании – просто-напросто неоспоримый факт бытия, один из тех, что заложены в фундамент миропорядка. Да и может ли быть иначе, если Бог по отношению к людям – Отец? Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 11-13). Здесь, как и в приводимых далее словах Писания, родительская любовь принимается за основание, своего рода норму, и утверждается, что даже если эта жизненная норма поколеблется, то Бог в своей любви останется непоколебим. Недаром толкование великой притчи о блудном сыне, которого отец принимает радостно и без упреков (Лк. 15, 11-24), всегда уподобляет отца Богу, а сына – покаявшемуся человеку.
И в Ветхом Завете Господь говорит устами пророка Исайи: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49, 15), – та же мысль и та же линия рассуждения, ср. Отец мой и мать моя оставили меня (высшая степень оставленности!), но Господь примет меня (Пс. 26, 10).

И вот мы читаем слова о том, насколько велика Божия любовь к Его творению: …так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). И именно о том, чтобы выходить за пределы природной любви к детям, превышать ее, а вовсе не отвергать, говорится в том Евангельском стихе, с которого мы начали. Более того, христианство явно утверждает, что любовь к родителям и детям должна быть велика (“семья – школа любви”), что только укрепившийся и возросший в этой любви человек способен устремить свою любовь к Богу.

Вспомним жертвоприношение Авраама во времена начала религии Откровения, – ведь Авраам, как говорится, “отец верующих”, ср. верующие суть сыны Авраама (Гал. 3, 7), – историю, изложенную в Быт. 22, 2-12. Бог, испытывая веру Авраама, повелел ему принести в жертву его единственного сына Исаака, в котором были все надежды и упования дряхлого отца. И Авраам повиновался, но уже в момент жертвоприношения был остановлен ангелом, ибо Богу нужна не жертва, а любовь, доходящая до жертвенной готовности. Удивительным образом с этим волнующим библейским сюжетом перекликается история уже новейшего времени. Митрополит Антоний Сурожский рассказывает о том, как перед монашеским постригом его духовник, архимандрит Афанасий (Нечаев) потребовал, чтобы тот отказался от родных и никогда с ними более не виделся. Будущий митрополит сказал, что должен какое-то время подумать. Думал он вместе с родными, очень любящими его и любимыми им. Они вместе, добровольно и свободно приняли решение расстаться на земле ради Божией любви. После такого решения отец Афанасий совершил постриг и – уже по послушанию – определил молодому иноку жить в семье.

Таким вот образом во все времена любовь Божия превосходит любовь человеческую, не отменяя ее.

О любви к сыну и Богу

Мф. 10, 37 предлагает нам следующее утверждение. кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. Соблазнительно легко на упреки в пренебрежении сыновним или родительским долгом, в небрежности, холодности, а то и жестокости к родным отвечать: «А я зато Бога люблю». Но так ли это?

Почитание родителей само собой разумеется в рамках ветхозаветного сознания: соответствующая заповедь входит в Декалог, это пятая заповедь Моисеева (и единственная, сулящая за исполнение земные блага: и благо ти будет, и долголетен будешь на земли). Из истории человечества известно, что так было не всегда, дикие примитивные племена были «практичнее» и стариков просто убивали. Да и в нынешнее время хорошее отношение к родителям, в общем, встречается значительно реже, чем хотелось бы. Но не будем сетовать на безбожие; нарушение пятой заповеди гораздо древнее государственного атеизма. О нем говорит Христос, обличая книжников и фарисеев (а это были очень набожные люди). вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим (Мф. 15, 5-6). Отличный пример того формализованного извращения веры, о котором Господь постоянно говорит как о фарисейской закваске, которой нужно всячески избегать. И нам тоже.

А любовь к детям в Писании — просто-напросто неоспоримый факт бытия, один из тех, что заложены в фундамент миропорядка. Да и может ли быть иначе, если Бог по отношению к людям — Отец? Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 11-13). Здесь, как и в приводимых далее словах Писания, родительская любовь принимается за основание, своего рода норму, и утверждается, что даже если эта жизненная норма поколеблется, то Бог в своей любви останется непоколебим. Недаром толкование великой притчи о блудном сыне, которого отец принимает радостно и без упреков (Лк. 15, 11-24), всегда уподобляет отца Богу, а сына — покаявшемуся человеку.

Читать еще:  Читать Евангелие и «жить здорово», — протоиерей Дмитрий Смирнов

И в Ветхом Завете Господь говорит устами пророка Исайи: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49, 15), — та же мысль и та же линия рассуждения, ср. Отец мой и мать моя оставили меня (высшая степень оставленности!), но Господь примет меня (Пс. 26, 10).

И вот мы читаем слова о том, насколько велика Божия любовь к Его творению. так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). И именно о том, чтобы выходить за пределы природной любви к детям, превышать ее, а вовсе не отвергать, говорится в том Евангельском стихе, с которого мы начали. Более того, христианство явно утверждает, что любовь к родителям и детям должна быть велика («семья — школа любви»), что только укрепившийся и возросший в этой любви человек способен устремить свою любовь к Богу.

Вспомним жертвоприношение Авраама во времена начала религии Откровения, — ведь Авраам, как говорится, «отец верующих», ср. верующие суть сыны Авраама (Гал. 3, 7), — историю, изложенную в Быт. 22, 2-12. Бог, испытывая веру Авраама, повелел ему принести в жертву его единственного сына Исаака, в котором были все надежды и упования дряхлого отца. И Авраам повиновался, но уже в момент жертвоприношения был остановлен ангелом, ибо Богу нужна не жертва, а любовь, доходящая до жертвенной готовности. Удивительным образом с этим волнующим библейским сюжетом перекликается история уже новейшего времени. Митрополит Антоний Сурожский рассказывает о том, как перед монашеским постригом его духовник, архимандрит Афанасий (Нечаев) потребовал, чтобы тот отказался от родных и никогда с ними более не виделся. Будущий митрополит сказал, что должен какое-то время подумать. Думал он вместе с родными, очень любящими его и любимыми им. Они вместе, добровольно и свободно приняли решение расстаться на земле ради Божией любви. После такого решения отец Афанасий совершил постриг и — уже по послушанию — определил молодому иноку жить в семье.

Таким вот образом во все времена любовь Божия превосходит любовь человеческую, не отменяя ее.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия «Насилию.нет»»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

О любви к Сыну и Богу

Почитание родителей само собой разумеется в рамках ветхозаветного сознания: соответствующая заповедь входит в Декалог, это пятая заповедь Моисеева (и единственная, сулящая за исполнение земные блага: и благо ти будет, и долголетен будешь на земли). Из истории человечества известно, что так было не всегда, дикие примитивные племена были «практичнее» и стариков просто убивали. Да и в нынешнее время хорошее отношение к родителям, в общем, встречается значительно реже, чем хотелось бы. Но не будем сетовать на безбожие; нарушение пятой заповеди гораздо древнее государственного атеизма. О нем говорит Христос, обличая книжников и фарисеев (а это были очень набожные люди):…вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим (Мф. 15, 5−6). Отличный пример того формализованного извращения веры, о котором Господь постоянно говорит как о фарисейской закваске, которой нужно всячески избегать. И нам тоже.

А любовь к детям в Писании — просто-напросто неоспоримый факт бытия, один из тех, что заложены в фундамент миропорядка. Да и может ли быть иначе, если Бог по отношению к людям — Отец? Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 11−13). Здесь, как и в приводимых далее словах Писания, родительская любовь принимается за основание, своего рода норму, и утверждается, что даже если эта жизненная норма поколеблется, то Бог в своей любви останется непоколебим. Недаром толкование великой притчи о блудном сыне, которого отец принимает радостно и без упреков (Лк. 15, 11−24), всегда уподобляет отца Богу, а сына — покаявшемуся человеку.

И в Ветхом Завете Господь говорит устами пророка Исайи: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49, 15), — та же мысль и та же линия рассуждения, ср. Отец мой и мать моя оставили меня (высшая степень оставленности!), но Господь примет меня (Пс. 26, 10).

И вот мы читаем слова о том, насколько велика Божия любовь к Его творению:…так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). И именно о том, чтобы выходить за пределы природной любви к детям, превышать ее, а вовсе не отвергать, говорится в том Евангельском стихе, с которого мы начали. Более того, христианство явно утверждает, что любовь к родителям и детям должна быть велика («семья — школа любви»), что только укрепившийся и возросший в этой любви человек способен устремить свою любовь к Богу.

Читать еще:  Чудеса и отношение к ним

Вспомним жертвоприношение Авраама во времена начала религии Откровения, — ведь Авраам, как говорится, «отец верующих», ср. верующие суть сыны Авраама (Гал. 3, 7), — историю, изложенную в Быт. 22, 2−12. Бог, испытывая веру Авраама, повелел ему принести в жертву его единственного сына Исаака, в котором были все надежды и упования дряхлого отца. И Авраам повиновался, но уже в момент жертвоприношения был остановлен ангелом, ибо Богу нужна не жертва, а любовь, доходящая до жертвенной готовности. Удивительным образом с этим волнующим библейским сюжетом перекликается история уже новейшего времени. Митрополит Антоний Сурожский рассказывает о том, как перед монашеским постригом его духовник, архимандрит Афанасий (Нечаев) потребовал, чтобы тот отказался от родных и никогда с ними более не виделся. Будущий митрополит сказал, что должен какое-то время подумать. Думал он вместе с родными, очень любящими его и любимыми им. Они вместе, добровольно и свободно приняли решение расстаться на земле ради Божией любви. После такого решения отец Афанасий совершил постриг и — уже по послушанию — определил молодому иноку жить в семье.

Таким вот образом во все времена любовь Божия превосходит любовь человеческую, не отменяя ее.

Слово «О Любви Божией Матери»

Тут мы видим, что Пречистая достигла совершенства двух главных заповедей: о всецелой и всесовершенной любви к Богу, и о всежертвенной любви к ближнему. «В каждом человеке, каждом брате и сестре мы должны видеть образ Христа – Спасителя нашего. Помогая ближнему, мы таким образом оказываем помощь самому Господу, – не устает напоминать насельникам обители епископ Троицкий Панкратий. – И всем нам нужно помнить, что главная цель для братии – это исправление внутреннего своего состояния, возрастание во Христе через покаяние, молитву и помощь ближнему.

«В каждом человеке, каждом брате и сестре мы должны видеть образ Христа – Спасителя нашего. Помогая ближнему, мы таким образом оказываем помощь самому Господу, – не устает напоминать насельникам обители епископ Троицкий Панкратий. – И всем нам нужно помнить, что главная цель для братии – это исправление внутреннего своего состояния, возрастание во Христе через покаяние, молитву и помощь ближнему.

Сегодня в эти радостные часы праздника Вознесения Господня хотелось бы еще и еще раз напомнить всем слова из монашеского пострига: послушание в монастыре все насельники должны иметь не только перед Игуменом, но и ко всей во Христе братии. Прп. Авва Дорофей говорил всем нам, что, понуждая себя во всем и отсекая свою волю, войдешь в навык отсечения своей воли и будешь потом делать это без принуждения и скорби, так что всё у тебя будет происходить, как ты хочешь». Многие русские преподобные отцы были избранниками, таинниками Пречистой Богородицы. Преподобному Сергию Радонежскому, как вы знаете, явилась Она Рождественским постом, во время пения акафиста. И Она ему обещала не оставить его обитель, его чад любовию Своею, попечением Своим. Сказала Она, что молитва его услышана: «Не бойся, избранниче Мой. Я пришла посетить тебя; услышана молитва твоя об учениках твоих; не скорби больше об обители твоей; отныне она будет иметь изобилие во всем. и Я не отступна буду от места сего» (из жития преп. Сергия Радонежского). Преподобный Серафим Саровский 12 раз, как никто из других святых, сподобился неизреченного посещения Матери Божией. И вся его жизнь — с самого детства, когда он был исцелён Курской Коренной иконой Богоматери — находилась под особым покровительством Пречистой. Поразителен случай, когда однажды Она пришла к нему дабы исцелить его от тяжкого недуга. Она коснулась его главы и произнесла загадочные слова: «сей есть от рода нашего»… А перед его блаженной кончиной Богороматерь, уже в последний раз, пришла к нему и возвестила о том, что «скоро, любимиче Мой, будеши с нами» (из жития преп. Серафима).

Преподобный Силуан Афонский также был одним из самых великих богоизбранников. Потому что он увидел живого Господа и, как он сам говорил, при этом видении благодать Святого Духа наполнила и его душу, и ум, и сердце, и тело.
А Матерь Божия – Духоносица – на Ней почил Дух Святой: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя» (Лк.1.35). Поэтому неудивительно, что те, кто стяжал Духа Святого, то есть преподобные отцы, могут понимать, рассуждать, и вникать в Тайны Богоматери. Ведь и в Пречистой, и в них один и тот же Дух Святой, что и на Небе, и на земле. Как говорит апостол Павел, как раз в Богородичном зачале, что в нас должны быть те же чувствования, что во Христе Иисусе (Филип.2.5). А в Матери Божией были те же чувствования, что в Сыне и Боге Её. И во всех святых, преподобных были те же чувства, те же мысли, что во Христе Иисусе и что в Богоматери.

Вроде бы все мы принадлежим к одному роду – роду человеческому, роду Адамову. Но, оказывается, есть еще и другой род – таинственный Богородичный. К нему принадлежат все наши преподобные отцы: и Сергий, и Серафим, и Силуан…. Думается, что это потому, что русский народ в своих лучших сынах – святых преподобных отцах – всегда шла путем Божией Матери: чем больше любовь, тем больше печаль; чем больше любовь, тем больше страдание души (из писаний преп. Силуана). Россия избрала и мистически (духовно), и исторически путь Гефсиманский, путь Голгофский, то есть, путь жертв. И служение преподобных отцов Сергия, Серафима и Силуана было служением именно жертвенным, спасением всего мира.

Обратимся к слову преподобного Силуана о Пречистой: «Вот, что помышляет душа моя: если я так мало люблю Бога и так сильно тоскует душа моя по Господу, то сколь великая печаль была у Божией Матери, когда Она оставалась на земле после Вознесения Господня? Она не придала писанию скорбь души Своей, и мало что мы знаем из Её жизни на земле, но, надо думать, что полноту любви Её к Сыну и Богу Своему мы разуметь не можем. Сердце Божией Матери, все Её мысли, вся Её душа – были заняты Господом; но Ей было дано и другое: Она любила народ и пламенно молилась за людей, за новых христиан, чтобы укрепил их Господь, и за весь мир, чтобы все были спасены. В этой молитве была Её радость и утешение на земле» (глава IX, О любви).

Тут мы видим, что Пречистая достигла совершенства двух главных заповедей: о всецелой и всесовершенной любви к Богу, и о всежертвенной любви к ближнему.

«Мы не постигаем в полноте любовь Божией Матери, но мы знаем, что:
— чем больше любовь, тем больше страдание души;
— чем полнее любовь, тем полнее и познание;
— чем горячее любовь, тем пламеннее молитва;
— чем совершеннее любовь, тем святее жизнь».

Читать еще:  Погружение в Евангелие. День 13

В этих четырех кратких строчках выражена вся жизнь, весь Пречистый и Всесвятой образ Богородицы Девы Марии.
«Чем больше любовь, тем больше страдание души». Многие наивно полагают, что любить — это блаженство… Только блаженство это надо понимать именно в христианском смысле: «блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное; блажени плачущии, яко тии утешатся;. » (Мф.5.3-4) и так далее. Истинная христианская, евангельская любовь, которая нам открылась во Христе Иисусе Господе нашем, есть любовь жертвенная, любовь крестная. А где нет жертвы, креста и страданий, там, можно сказать, нет и полноты любви. Истинная любовь действительно испытывается и познается в беде, в скорби, в страданиях, в испытаниях.

«Чем больше любовь, тем больше страдание души». Пречистая безмерно и неизреченно любит Сына Своего и Бога. Она любит людей неизреченною любовию, потому что Она дщерь человеческая. Её главное страдание в том, что любовь, которую принес Сын Её на землю, которую Он многажды и многообразно являл в Своих Божественных Словах и Делах, была отвергнута. Поэтому кульминационной точкой этого Богородичного страдания, страдания любви, является Её Голгофское предстояние:

«Во время оно стояху (же) при Кресте Иисусове Мати Его и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин.19.25). Об этом Её голгофском страдании и скорби Церковь, по своему целомудренному обычаю, немного говорит. Есть, конечно, в течение всего года в Октоихе прекрасные Кресто-Богородичны, которые поются и читаются накануне среды и пятницы. Великим постом есть тоже немало таких Кресто-Богородичных песнопений, особенно, в Великий Пяток читается на повечерии после выноса плащаницы канон на Плачь Богоматери. Но я бы сказал, что это лишь намеки, потому что, как говорит преподобный Силуан, «душа боится прикоснуться». И раз Пречистая не возжелала открыть всей глубины Своего страдания, Своей Богоматеринской скорби, Своего Богородичного плача, то кто дерзнет прикоснуться? И лишь такие духоносные отцы, как преподобные Силуан и Серафим, носящие в своем сердце того же Духа Святого и ту же печаль о людях, могут написать о ней хоть несколько слов и нам, нечистым, приоткрыть эту глубочайшую Тайну любви Божией Матери.
«Чем полнее любовь, тем полнее познание». Тут еще раз вспоминаются слова: «Зорко лишь одно сердце, глазами главного не увидишь» (Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»). В западной цивилизации еще во времена Возрождения люди думали, что бытие познается рассудком, разумом. Один французский философ Рене Декарт говорил: «Я мыслю — значит, я существую». Наше же православное богословие говорит: «Я люблю — значит, я есмь». И даже глубже можно сказать: «Я страдаю — значит я есмь». Но, к сожалению, западная цивилизация (я говорю обобщенно) отвергла путь Креста и путь познания через крестную любовь. И она стала утверждаться и доселе утверждается сатанинской гордостью своего ума.
Но мы знаем, что «чем полнее любовь — тем полнее познание». Поэтому, дорогие братья и сестры, если мы не любим, то это значит, что мы ничего не знаем и ничего не понимаем. Для того чтобы понимать и чтобы видеть себя, других людей, окружающий мир и, конечно, в итоге и Бога, надо на все смотреть глазами любящего, милующего сердца. И тогда нам откроется тайна бытия и Божеского, и человеческого.

«Свет во тьме светится, и тьма Его не объят» (Ин.1.5). То есть Свет Божественной Крестной Любви во тьме мира, греха, отчаяния светится, и тьма небытия Его не объят и не объемлет потому, что Крестом пришла радость всему миру, и смертию смерть попрал Господь. Поэтому, если мы хотим меньше ошибаться в своих рассуждениях, словах и поступках, то нам нужно стараться действовать, мыслить и говорить по любви. То есть всегда стараться поступать милостиво, потому что это заповедь Христова: «Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш (небесный) милосерд есть» (Лк.6.36) и «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф.5.7).

«Чем горячее любовь, тем пламеннее молитва». Часто приходится слышать жалобы от исповедников, что у них молитва получается холодная и даже скучная. Да, у нас не хватает Огня Духа Святого, не хватает Огня Божественной Любви. Потому что, кто хоть в малой мере носит в себе Благодать Духа Святого и Огонь этой Любви, тот будет стремиться молиться за всех, как за самого себя. Молиться за всех, чтобы все были помилованы и спасены, чтобы все были избавлены от всех болезней и скорбей, чтобы все нашли утешение в Боге. Поэтому надо разогревать сердца наши, чтобы из него потекли, как лава горящая, струи горячих, пламенных слез. Это большой труд, потому что оно бывает скованно страстями и грехами. Братья и сестры, будем же усердно молиться: «Господи, вложи в сердце мое огнь Божественныя Твоея Любви, прииди и вселися в мя со Отцем и Духом Твоим Святым и сотвори мя подобным Тебе, якоже быша подобны Тебе вси от века святии Твои».

«Чем совершеннее любовь, тем святее жизнь». Любовь Божией Матери, как мы уже говорили, была всесовершенной и к Богу, и к людям; поэтому, вся Её жизнь была безгрешной. Так обычно и называют Ее ласково на Афоне, в Греции: Панагица, Всесвятая. Она была всецело освящена нашествием, наитием Духа Святого, но нельзя забывать, что это было тоже подвигом Её жизни. В каждом шаге Она не была лишена свободной воли, хотя Она никогда, даже мыслью не согрешила. И то, что удерживало Её от греха, была Её всесовершенная и всесвятая, и чистейшая любовь к Богу и к человеку: «чем совершеннее любовь, тем святее жизнь». Поэтому нам трудно бороться порой со своими грехами, страстями. Умножая в себе любовь к Богу и к людям, мы сможем победить любой грех в себе, любую страсть, любую греховную привязанность. Ведь благодать Божия происходит от всего доброго, но больше всего от любви к своему ближнему. Если мы будем стараться хранить свою совесть, свое сердце, свой ум чистыми в любви и к Господу и к ближним, то, думаю, мы сможем скоро преуспеть в нашем восхождении к Богу.

Другими словами, если сказано, что в нас должны быть те же чувства, а значит, и те же мысли, те же движения сердца и ума, что и во Христе Иисусе, то тем более должны мы равняться и на наших преподобных отцов, и на Начальницу нашего спасения. А Она, Богородица, своим Пречистым, Девственным Ликом указывает нам путь вслед за Агнцем Божиим, вслед за Христом униженным, поруганным, страждущим. То есть безмолвно и сострадательно указывает Она нам путь в Гефсиманию и на Голгофу.

«Не бойтесь, Аз есьм с вами и никто же на вы», — говорит нам Богородица.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector