0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Православная Жизнь

Православная Жизнь

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.

Обращение к священнику словом «отец» является для церковной среды само собой разумеющимся. Для людей же нецерковных оно нередко становится камнем преткновения. Лично мне вопрос, почему священников называют отцами, приходилось слышать не один десяток раз. Смущают вопрошающих, как правило, несколько моментов:

Во-первых, отец – это всегда тот, кто выше. Как можно признавать чьё-то главенство над собой, когда все люди равны?

Во-вторых, как можно назвать отцом чужого человека? Отец – понятие не отвлечённое, это некто родной, близкий. Если я вижу священника первый раз в жизни, то какой же он мне отец?

В-третьих, как быть с тем, что среди священников немало людей молодых, а лично мне сорок, пятьдесят, шестьдесят? Как человек, который моложе меня может называться мне отцом?

Ну и наконец, как можно называть духовных лиц отцами, если Христос сказал «и отцом себе не называйте никого на земле» (Мф. 23:9)?
Однако обо всём по порядку.

Убеждение в равенстве всех людей – одно из нелепейших заблуждений нашего времени. В самом деле, где и когда можно было видеть равенство? Какой должна быть среда, где все люди были бы равны? Тот факт, что равенство невозможно как таковое – очевиден и естественен. Люди рождаются неравными: у всех нас разные таланты, возможности и потенциал. Разное здоровье и склонности. Разная социальная среда, материальный уровень и условия жизни. И если вы думаете, что хоть перед Богом все равны, то и тут вас ждёт разочарование: вспомните евангельское «кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48) и вы поймёте, что ни один и тот же грех, ни одна и та же добродетель разных людей не оцениваются Богом одинаково. Можно, конечно, говорить о равенстве всех перед законом и о равенстве прав, но и это равенство – весьма относительное. Равные права данные разным людям вовсе не гарантируют равенство возможностей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Церковь, принимая неравенство людей как данность, не только не стремится реализовывать в себе спорные идеалы, но, напротив, дорожит собственной иерархичностью и видит в ней одну из собственных основ. Иерархически священник выше мирянина, однако эта высота – высота не власти, а ответственности. Священник ответственен за пасомых, его главенство в заботе и любви. Так же, как у отца в семье. Собственно, для своей паствы священник и является отцом – главой церковной общины, своего рода, духовной семьи. Так что, когда прихожане называют священников батюшками, – это самая что ни на есть норма, и ничего противоестественного в ней нет.

Однако для людей, к Церкви не принадлежащих, священник – чужой человек. С чего бы им называть священников отцами? Отвечу вопросом на вопрос: вы когда-нибудь задумывались, откуда взялась традиция обращаться к человеку на «вы»? Всё очень просто: есть ряд людей, которые ответственны за других – правители, священники, руководители, отцы семейств. Когда элементарная культура общения требует проявить к кому-либо подчёркнутое уважение, к нему обращаются не только как к человеку, но как тому, кто представляет всех, за кого несёт ответственность: народ, паству, коллектив, семью. Так же и со священством: ни для кого не секрет, что священство – не работа, а образ жизни. Стало быть, и пастырская ответственность неотделима от личности пастыря. А значит статус отца принадлежит священнику в силу образа жизни, независимо от окружающей обстановки. Следовательно, священник – отец всегда: для паствы, как глава духовной семьи, для все остальных – как тот, кто с этой семьёй связан неразрывными узами ответственности.

При всём этом не стоит забывать, что дар священства самому священнику не принадлежит. Он дан Богом Церкви, и Церковь делегирует его конкретному лицу. Христовой Церкви, как известно, более двух тысяч лет. Поэтому когда священников называют отцами люди, превосходящие их возрастом, то последним стоит помнить, что сан, которым облечён, возможно, совсем юный батюшка, старше кого бы то ни было, живущего на земле. Кстати сказать, в этой связи глупо сердиться, когда священников называют попами. Ведь «поп» – весьма архаичный вариант слова «папа», то бишь отец. Кстати, на протяжении веков на Руси вполне официально священников называли не иначе как попами. Одиозный протопоп Аввакум, напомню, жил в XVII веке и никого тогда не смущало, что называли его никак не протоиереем.

И, наконец, да, если Христос сказал никого не называть отцом, это вовсе не значит, что у сказанного есть исключительно буквальный смысл. В данном случае Спаситель обличает фарисейскую спесь. Ещё бы: фарисеи и учителя, и наставники, и отцы… И в словах Господа слышится явное: не берите с них пример и не подыгрывайте им. В собственном смысле Отец у нас один – Бог, недаром ведь Евангелие рисует перед нами Царство Божие как семью с Отцом-Богом во главе. Но ведь у этой совершенной семьи есть проекции в мире: наши обычные семьи и семьи духовные, то есть христианские общины. И глав этих семей называют отцами как раз в силу того, что Отец всех отцов – Бог.

Итак, священников называют отцами в силу их служения и образа жизни, в силу уважения и традиции, в силу древности такого установления, как священство, и естественного положения вещей. И ничего противоречащего Евангелию, правилам элементарного приличия и здравому смыслу в этом нет и быть не может.

Почему священников называют отцами?

С чем связано, что священнослужителей Православной Церкви называют отцами?

Этот вопрос очень часто ставят в контексте укорительном по отношению к самим священникам и Православию в целом. В нашей Церкви якобы нарушаются слова Христа, где Он сказал: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Матф. 23, 9). Действительно, если смотреть на эту цитату из Евангелия именно в таком формате, вырванную из контекста, можно с точностью сказать: «Вот! В Православии нарушают слова Христа! Значит, они в Бога не верят, а от христианства там вообще ничего не осталось».

Но! Цитату вырывают из контекста. Ведь когда Христос говорил, что не должно никого называть не только отцами, но и учителями и даже наставниками, Он четко фокусировал свое внимание на фарисеях и учителях еврейского народа. «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте: ибо они говорят и не делают. Связывают бремена тяжкие и неудобоносимые и возлагают их на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!» А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель – Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах. И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник – Христос» (Матф. 23, 2-10).

Читать еще:  Как создавались и выглядели рукописи Евангелий

Известно, почему Спаситель так негативно отзывался о фарисеях и других, искавших убить Его. Не в силу собственной к ним обиды, ни в коем случае! А в силу того, что эти «отцы», «учителя» и «наставники» на самом деле банально не соответствовали этим званиям, поскольку элементарно использовали свои высокие звания в собственных целях. Бывало даже так, что само старозаветное учение трактовалось именно в угоду их собственным «учительским» потребностям. Именно это, кстати, привело к той всеобщей агрессии против Того, Который на их же глазах исцелял неизлечимых и воскрешал умерших. Что же касается самой традиции именования духовных особ «отцами», то подобную практику мы встречаем еще со времен святых апостолов – непосредственных учеников и свидетелей Христа. «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием», – говорит апостол Павел в послании к коринфянам (1Кор. 4, 15). Вместе с тем, апостол Иоанн Богослов многажды обращается к ученикам «дети мои». То есть, как можно видеть, сами апостолы усваивают себе отцовство по отношению к тем, кого они обучали, передавая им учение Христово и формируя их веру.

Из всего сказанного выше следует, что нет ничего противозаконного в том, что кто-то обращается к священнику «отец». Конечно, этого никто от людей не требует. Ведь и сами священнослужители при знакомстве с кем-либо представляются «священник такой-то», а не «отец такой-то». Обращение к священнослужителю «отец» продиктовано многими факторами, которыми человек церковный либо руководствуется в своей жизни, либо нет.
протоиерей Олег Точинский

У нас есть к Вам просьба.

Статьи нашего сайта охватывают все приходы Гагаузской автономии. Для продолжения плодотворной работы сайта, нам необходима ваша помощь!

Пожалуйста, поддержите сайт «Православная Гагаузия». Вы можете отправить нам любое пожертвование, чтобы сайт продолжал работу. Нам не обойтись без Вашей помощи!

О вечном: — Почему священников называют отцами»

В Евангелии, обращаясь к апостолам, Христос действительно произносит слова: «. Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Евангелие от Матфея, глава 23, стихи 8 – 10). Замечательна эта заповедь тем, что она. никогда не исполнялась христианами! С момента возникновения Церкви священников принято именовать «отцами» и «наставниками». За пределами храма, например, в школах, те же христиане, не задумываясь, называли и называют своих преподавателей учителями. И тем более это касается обращения к родному отцу.

Уже апостолы, к которым, собственно, и были обращены слова Христа, не только не запрещали, но первые начали именовать себя отцами, наставниками и учителями. Апостол Павел в послании к коринфским христианам пишет: «. Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4:15). То есть он называет себя духовным отцом Коринфской Церкви. Апостол Иаков советует: «Не многие делайтесь учителями» (Иак. 3:1). И вообще в своих посланиях апостолы очень часто использовали обращение: «дети мои». Так могли обращаться к своим слушателям только те, кого, в свою очередь, называли «отцами».

Как объяснить это противоречие между евангельской цитатой и поведением апостолов? Либо они пошли против заповеди своего Учителя, неправильно поняли и исказили Его учение – либо Иисус, не разрешив христианам именоваться «учителями» и «отцами», все же имел в виду нечто иное, нежели формальный запрет использовать эти слова в обращении к людям.

Если принять первый вариант, мы попадаем в тупик: все Евангелия написаны апостолами. Получается логическое противоречие: если они сами назывались «учителями» и «отцами», то зачем вообще надо было оставлять эту заповедь Христа в Евангелии? Ради обличения самих себя?

Если же мы доверяем ученикам Христа и, в конце концов, просто здравому смыслу, то эту заповедь надо понимать как-то иначе. В таком случае, что же все-таки имел в виду Иисус?

Необходимо прочесть эту фразу в контексте, не вырывая ее из евангельского повествования. Ведь Библия – это не набор цитат, а цельный и связный текст. Слова об отцах и учителях Христос произнес в Иерусалиме за несколько дней до распятия. Тогда в городе было особенно многолюдно, ведь приближался праздник Пасхи. Христос, зная, что с Ним вскоре произойдет, использует это время, чтобы произнести Свои последние проповеди.

Однако и тогдашние религиозные учителя народа – фарисеи и книжники – используют в своих целях людей, пришедших к Иисусу. Считая Христа лжепророком и лжемессией, они при большом количестве свидетелей пытались скомпрометировать Его, уловить на какой-нибудь фразе, что в дальнейшем могло бы послужить поводом к обвинению.

После очередной неудавшейся попытки учителей и отцов израильского народа «уловить Иисуса в слове» Христос обращается к людям с жесткой обличительной речью против их религиозных наставников:

«На Моисеевом седалище* сели книжники и фарисеи. Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте: ибо они говорят и не делают. Связывают бремена тяжкие и неудобоносимые и возлагают их на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища** свои и увеличивают воскрилия*** одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!» А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель – Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах. И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник – Христос». (Евангелие от Матфея, глава 23, стихи 2 – 10).

Из контекста видно, что речь идет о вещах более важных, нежели словооупотребление. Христос обличает здесь определенное состояние человека, взявшего на себя учительство. Во-первых, израильские учителя сами не следуют тому, чему учат, во-вторых, болеют тщеславием.

Эти евангельские слова относятся, конечно, не только к тем, кого непосредственно обличал Иисус, но и к современным христианам и их наставникам. Во что же может вылиться учительское тщеславие, почему Христос так обличал его? Представьте, например, учителя истории, который на лекциях заявляет: «Я создатель, повелитель и двигатель мировой истории. Все, что я вам рассказываю – я сотворил сам». Наверное, ничего, кроме сожаления, такая личность не вызовет. Ведь все понимают, что преподаватель любой дисциплины всего лишь посредник в передаче знаний, а его учительство – это служение. Будь то история, математика или химия.

Тем более это относится к религиозным наставникам. Их призвание – служение Богу. И человек, который забывает это, по мнению христианства, не может называться учителем. Именно такое учительство и обличил Христос. И в таком значении последователи Христа действительно не могут и не должны называться учителями.

Если же священники учат и проповедуют, не претендуя на исключительность своей миссии, понимая, что учение, которое они проповедуют, не их собственное, и они только ведут ко Христу, то им, как и апостолам, ничто не мешает называться учителями и отцами.

Читать еще:  Притчи Христовы. Инфографика

Но если вы вдруг услышите, что некто, пусть даже и священник, называет себя «новым христом», «источником откровения», «основателем третьего завета» – или даже просто заявляет об исключительности своего духовного опыта как единственно верного – к подлинному христианству он не имеет никакого отношения. Очень часто именно такие люди, вырывая заповедь Христа из контекста, толкуют ее как запрет словоупотребления и строго-настрого запрещают именовать себя отцами, наставниками и учителями. Обычно в сектах все называют друг друга «братьями». Что же меняется от этого? Да ничего! Можно выпустить тысячи инструкций, запрещающих слово «отец», но при это стать самым настоящим идолом для своих последователей. При этом скромно именоваться «братом». Но какая разница, кому обманутые люди отдают свои квартиры и рабски, фанатично подчиняются – отцу Х или брату Y?

Тех, кто внес наибольший вклад в развитие христианского вероучения, принято называть отцами и учителями Церкви. Но они никогда не присваивали себе звания спасителей человечества. Апостолы сравнивали себя с земледельцами, работающими на поле, которое принадлежит Богу. Поэтому священники – духовные отцы и учителя, всегда очень боятся стать Отцами и Учителями для своих духовных чад, т. е. вместо Христова учения учить чему-то своему, и вместо того, чтобы вести человека ко Христу, привести к себе.

* Моисеево седалище – метафорический образ учительства. Именно пророк Моисей на горе Синай принял от Бога и переедал Его Закон израильскому народу. То есть он был первым учителем Израиля.

** Хранилища – повязки или коробочки со словами заповедей Божьих, которые учителя еврейского народа делали на лбу и на руках в соответствии с повелением Самого Бога. Такие повязки назывались «хранилищами», потому что хранили народ от забвения Бога.

*** Воскрилия – для того, чтобы израильский народ не забывал Бога, Он повелел пришивать к краям одежды гиацинтовые кисти. Таким образом, «воскрилия одежд» состояли из пурпурно-голубых кистей, пришитых к краям верхней одежды евреев. И «хранилища», и «воскрилия» должны были только лишь напоминать народу о Боге. Но религиозные учителя Израиля превратили их в символы своей власти.

Почему православных священников называют батюшками

Светлана (вероисповедание не указано):

Скажите пожалуйста где в БИБЛИИ написано,что Священника надо называть батюшкой.Надеюсь,что ответите.

Священник Андрей Гупало:

В Библии, Светлана, прямо не сказано, что священника надо называть батюшкой. Поэтому никакой священник сам себя так не называет, а когда представляется, то говорит: «Священник Н-й». Батюшкой же его называют его духовные дети, которые были еще и у самих апостолов. Вспомните, как обращаются к христианам юной апостольской церкви Апостолы Иоанн и Павел: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника»(1Иоан.2:1), «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19) В первой цитате мы ясно видим двух отцов: отца духовного — Ап. Иоанна, и Отца Небесного — Бога. Во второй апостол сам себя даже сравнивает с роженицей, потому что мужчина, если он мужчина, по понятным причинам родовых мук испытывать не может. Эти апостольские выражения свидетельствуют об их великой любви, которую они имели к членам тех церквей, которые они основали, которые окормляли и которые поэтому были близки их сердцу. Понятно, что и христиане отвечали им такою же любовью, и если апостолы называли их детьми, то от своих детей естественно удостаивались и звания отцов, о чем и говорит апостол Павел в послании к коринфским христианам: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор.4:15). И это несмотря на то, что в Евангелии мы находим положительный запрет Самого Христа: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Матф.23:9).

Получается, что Апостолы дерзнули отменить эту заповедь? Поверить в это трудно, и даже невозможно. Иначе вышепреведенные стихи Церковь давно бы вычеркнула из Священного Писания. Просто, надо понимать разницу, которая существует в понимании этого имени у ветхозаветных иудеев и в христианской церкви. А оно, по моему мнению, таково: иудейские раввины (учителя) тоже назывались духовными отцами, но «рожали» детей по своему образу и подобию. А апостолы рожали детей не сами от себя, а «во Христе» (1Кор.4:15), по Его образу и подобию, от Которого и Сами имели рождение свыше.

Почему священников называют отцами?

Сообщение Николаевич М » 10 фев 2016, 08:49

Меня иногда шокирует ваша способность утверждать что люди имеющие ДРУГОЕ личное духовное мнение ОТЛИЧИТЕЛЬНОЕ от вашего мнения получили его строго от «сосложения с бесом или демоном». Откуда вы это знаете? Вы что откровение от Бога получили? Ангел с неба сошел и объявил вам это?
Откуда вы знаете что ВЫ ЛИЧНО не пишите какие то «вещи» в сосложении с демоном? Откуда у вас такая уверенность?
Читал ваш пост в какой то теме протестанты это «беснование». Люди имеющие рождение свыше от Бога и являющиеся Его детьми, вы говорите на них что это беснование? Просто потому что они имеют другое мнение отличительное от вашего?

Напоминает случай с Иисусом когда ФАРИСЕИ назвали Его везельвулом князем бесовским, на что Иисус сказал своим ученикам и последователям.

25. довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
(Св. Евангелие от Матфея 10:25)

То есть если меня Учителя и Господа фарисеи назвали веезельвулом, то неужели современные фарисеи не назовут так вас Моих учеников которые следуют за Мной.

Re: Почему священников называют отцами? (обличение ереси)

  • Цитата

Сообщение мн.гр.Алексей » 10 фев 2016, 11:33

Re: Пророчества о России, Украине и Белоруссии

  • Цитата

Сообщение Отец Виктор » 10 фев 2016, 12:55

Re: Пророчества о России, Украине и Белоруссии

  • Цитата

Сообщение Николаевич М » 10 фев 2016, 17:09

Re: Пророчества о России, Украине и Белоруссии

  • Цитата

Сообщение Отец Виктор » 10 фев 2016, 17:38

Re: Пророчества о России, Украине и Белоруссии

  • Цитата

Сообщение Игорь Н. » 10 фев 2016, 18:45

Re: Пророчества о России, Украине и Белоруссии

  • Цитата

Сообщение Николаевич М » 11 фев 2016, 08:03

Вы слова САМОГО ИИСУСА ХРИСТА называете коронным приемом еретиков? Это сказал не Павел и даже не апостолы, это сказал сам Иисус Христос. И вы называете это приемом еретиков?
Напомним слова Иисуса Христа.

8. А вы НЕ называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья ;
9. и отцом себе НЕ НАЗЫВАЙТЕ никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10. и НЕ называйтесь наставниками (священниками), ибо один у вас Наставник — Христос.
(Св. Евангелие от Матфея 23:8-10)

Если человек не уважает СЛОВА сказанные Иисусом Христом, как он может уважать и почитать Его самого?

Re: Пророчества о России, Украине и Белоруссии

  • Цитата

Сообщение Вячеслав » 11 фев 2016, 08:41

Вы слова САМОГО ИИСУСА ХРИСТА называете коронным приемом еретиков? Это сказал не Павел и даже не апостолы, это сказал сам Иисус Христос. И вы называете это приемом еретиков?
Напомним слова Иисуса Христа.

8. А вы НЕ называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья ;
9. и отцом себе НЕ НАЗЫВАЙТЕ никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10. и НЕ называйтесь наставниками (священниками), ибо один у вас Наставник — Христос.
(Св. Евангелие от Матфея 23:8-10)

Если человек не уважает СЛОВА сказанные Иисусом Христом, как он может уважать и почитать Его самого?

10 лет был протестантом. И считал так же как и вы сейчас считаете. И пишу вам так — слишком прямолинейное толкование слов Господа используете. Апостол Иоанн, как любимый ученик Господа, обращался к верующим как к своим детям, а те, в свою очередь, называли его своим отцом. Он проявлял неуважение к словам Христа? А вы своего родного отца тоже братом кличете? И детей своих, если есть оные? Если так, то примите и это: «ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит».
(Св. Евангелие от Матфея 19:12)

Re: Пророчества о России, Украине и Белоруссии

  • Цитата

Сообщение Николаевич М » 11 фев 2016, 21:09

Re: Пророчества о России, Украине и Белоруссии

  • Цитата

Сообщение мн.гр.Алексей » 11 фев 2016, 22:47

Христос не запрещает называться учителями, но возбраняет страстно желать этого наименования и всячески стараться о приобретении его. Учительское достоинство в собственном смысле принадлежит только Богу. Также и словами: «отцом не называйте» не возбраняет почитать родителей; напротив, Ему угодно, чтобы мы почитали родителей и особенно духовных отцов. Этими словами Христос возводит нас к познанию истинного Отца, то есть Бога, так как отец в собственном смысле есть Бог, плотские же родители не суть виновники нашего бытия, а только содействователи и орудия Божии. Показывая пользу смиренномудрия, Христос говорит, что больший из нас должен быть слугой и последним. Кто будет сам себя возвышать, считая себя чем-то великим, тот будет покинут Богом и унижен. (блж.Феофилакт Болг.)

3. До сих пор, обличая пороки фарисеев, Спаситель обращался только к ним одним, так как пороки эти были не велики и не важны, и не было нужды предостерегать от них учеников; но когда дело дошло до причины всех зол — любоначалия и восхищения учительских кафедр, то Спаситель, выставляя на вид этот порок, обличает его со всею строгостью, восстает против него со всею ревностью и силою, обращаясь и к ученикам Своим. Что именно говорит Он? «А вы не называйтесь учителями» (Мф. 23:8). А вслед затем указывает и причину этого: «ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья»; и один другого ничем не превосходит, потому что ничего не имеет своего. Поэтому-то и Павел говорит: «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители»(1 Кор. 3:5) А не сказал: учители. И еще: «И отцом себе не называйте никого» (Мф. 23:9). Это не то значит, чтобы они никого не называли отцом, но чтобы знали, кого собственно должно называть отцом. Как учитель не есть учитель в собственном смысле, так и отец. Один Бог есть виновник всех — и учителей, и отцов. И еще присовокупляет: «И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос» (Мф. 23:10). Он не сказал: Я наставник. Подобно тому, как прежде Он сказал: «Что вы думаете о Христе»? — а не сказал: обо Мне, — так и здесь. Но желал бы я здесь спросить: что на это скажут те, которые слова: «Один» и «один» часто относят только к одному Отцу, отвергая Единородного? Скажут ли они, что Отец есть наставник? Это подтвердят все, и никто не будет противоречить. И однако же, один, говорит Спаситель, «у вас Наставник – Христос». Как говоря: един есть наставник Христос, Спаситель не отвергает того, что и Отец есть наставник, так и называя Отца единым учителем, не отвергает того, чтобы вместе и Сын был учителем. Слова «Один» и «один» сказаны для отличения от людей и от прочих тварей. Итак, предохранив учеников от этого жестокого недуга и обличив его, Спаситель показывает и способы избегать его — посредством смиренномудрия. Поэтому и присовокупляет: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:11-12). Подлинно ничто не может сравниться с смирением, почему и Спаситель напоминает им часто об этой добродетели: и когда малых детей поставил пред ними, и в настоящей беседе; и когда, беседуя на горе о блаженствах, с этой добродетели начал Свое слово, и теперь, когда с корнем исторгает гордость, говоря: «кто унижает себя, тот возвысится». Видишь ли, как Он здесь ведет слушателя к делам, совершенно противоположным гордости? Он не только запрещает искать первенства, но и предписывает избирать последнее место. Чрез это, говорит Он, ты получишь желаемое. Итак, желающему первенства надлежит избрать себе место ниже всех: «кто унижает себя, тот возвысится». Но где мы найдем такое смиренномудрие? Хотите ли опять пойти во град добродетели, в селения святых, т. е., в горы и ущелья? Там-то мы и увидим эту высоту смиренномудрия. Там люди, блиставшие прежде мирскими почестями, или славившиеся богатством, теперь стесняют себя во всем: не имеют ни хороших одежд, ни удобных жилищ, ни прислуги, и, как бы письменами, явственно изображают во всем смирение. Все, что способствует к возбуждению гордости, как-то: пышные одежды, великолепные дома, множество слуг, что иных и поневоле располагает к гордости, — все это удалено оттуда. Сами они разводят огонь, сами колют дрова, сами варят пищу, сами служат приходящим. Там не услышишь, чтобы кто оскорблял другого, не увидишь оскорбляемых; нет там ни принимающих приказания, ни приказывающих; там все слуги, и каждый омывает ноги странников и один перед другим старается оказать им эту услугу. И делают они это, не разбирая, кто к ним пришел, раб или свободный, но служат так всем одинаково. Нет там ни больших, ни малых. Что же? Значит, там нет никакой подчиненности? Напротив, там господствует отличный порядок. Хотя и есть там низшие, но высший не смотрит на это, а почитает себя ниже их, и чрез то делается большим. У всех один стол, у пользующихся услугами, и у служащих им; у всех одинаковая пища, одинаковая одежда, одинаковое жилище, одинаковый образ жизни. Больший там тот, кто предупреждает другого в отправлении самых низких работ. Там нет различия между моим и твоим, и оттуда изгнаны самые слова эти, служащие причиною бесчисленного множества распрей. (св. Иоанн Златоуст)

Re: Пророчества о России, Украине и Белоруссии

  • Цитата

Сообщение Отец Виктор » 11 фев 2016, 22:52

Почему священников величают батюшками

В словаре Макса Фасмера русский термин «батюшка» произошел от праславянского — batę, bat’a. Жители Беларуси называли бацькой, а в Малороссии – батей, при этом не только главу семьи, но и дядю, брата. Через некоторое время так стали именовали лишь отца семьи. В средние века батюшкой величали лидера общины, атамана, а также священника.

К священнику относились с особым уважением, поскольку в крестьянском селении даже молодой служитель церкви, благодаря своим знаниям и грамотности, объяснял Священное Писание, мог расценить поступки прихожан. К нему обращались за советом в трудные минуты и доверяли ему. Поэтому хороший священнослужитель мог в действительности стать отцом своих духовных детей.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector