0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Читаем Евангелие вместе с Церковью»

«Читаем Евангелие вместе с Церковью»

Евангелие от Матфея

  • Глава 1
  • 1-25,
  • Глава 2
  • 1-12,13-23,
  • Глава 3
  • 1-11,13-17,
  • Глава 4
  • 1-11,12-17,18-23,25,
  • Глава 5
  • 1-13,14-19,20-26,27-32,33-41,42-48,
  • Глава 6
  • 1-13,14-21,22-33,31-34,
  • Глава 7
  • 1-8,9-11, 12-14, 15-21,21-23,24-29,
  • Глава 8
  • 1-4,5-13,14-23,23-27,28-34,
  • Глава 9
  • 1-8,9-13,14-17,18-26,27-35,36-38,
  • Глава 10
  • 1-8,9-15,16-22,23-31,32-36,37-42,
  • Глава 11
  • 1,2-15,16-20,20-30,
  • Глава 12
  • 1-8,9-16,15-21,22-30,30-37,38-45,46-50,
  • Глава 13
  • 1-3,3-9,10-23,24-30,31-43,44-54,54-58,
  • Глава 14
  • 1-13,14-22,22-34,35-36,
  • Глава 15
  • 1-21,21-28,29-31,32-39,
  • Глава 16
  • 1-6,6-12,13-19,20-24,24-28,
  • Глава 17
  • 1-9,10-18,14-23,24-27,
  • Глава 18
  • 1-11,10-20,18-22,23-35,
  • Глава 19
  • 1-2,3-12,13-15,16-26,27-30,
  • Глава 20
  • 1-16,17-28, 29-34,
  • Глава 21
  • 1-11, 12-20,18-22,23-27,28-32,33-42,43-46,
  • Глава 22
  • 1-14,15-22,23-33,35-46,
  • Глава 23
  • 1-12,13-22,23-28,29-39,
  • Глава 24
  • 1-13,3-35, 36-41,42-51,
  • Глава 25
  • 1-13,14-30,1-46,
  • Глава 26
  • 1-2, 3-5,6-16, 17-20,21-75,
  • Глава 27
  • 1-2,1-61, 62-66,
  • Глава 28
  • 1-20,

Евангелие от Марка

  • Глава 1
  • 1-11,12-28,29-35,
  • Глава 2
  • 1-12,13-17,18-22,23-28,
  • Глава 3
  • 1-5,6-19,20-35,
  • Глава 4
  • 1-20,21-34,35-41,
  • Глава 5
  • 1-20,21-43,
  • Глава 6
  • 1-13,14-29,30-44,45-56,
  • Глава 7
  • 1-13,14-24,24-30,31-37,
  • Глава 8
  • 1-10,10-26,27-38,
  • Глава 9
  • 1,2-13,14-31,33-41,42-50,
  • Глава 10
  • 1-12,11-16,17-27,23-32,32-45,46-52,
  • Глава 11
  • 1-11,11-23,23-26,27-33,
  • Глава 12
  • 1-12,13-17,18-27,28-37,38-44,
  • Глава 13
  • 1-8,9-13,14-23,24-31,31-37,
  • Глава 14
  • 1-2,3-9,10-42,43-72,
  • Глава 15
  • 1-15, 16-21, 22-25, 26-32, 33-41,43-47,
  • Глава 16
  • 1-8,

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • .
  • 219
  • 220

Погружение в Евангелие. День 14

Приблизительное время чтения: 14 мин.

У христиан есть замечательная традиция: брать на себя маленький «подвиг» на время поста. Например, перечитать Евангелие. Но перечитать мало, нужно его еще понять. Мы выбрали самое короткое – от Марка – и будем давать отрывок и толкование на него каждый день. Это чтение займет время дороги на работу, а если вы в эти дни остались дома на карантине — может стать полезным способом себя занять. Присоединяйтесь!

Тринадцатая глава Евангелия от Марка, которая полностью посвящена предзнаменованиям Апокалипсиса.

Почти вся эта глава (недаром получила она у библеистов такое название) – монолог Христа о конце времен, которому, однако, предшествует один эпизод, существенный для дальнейшего. При выходе из храма, то есть при множестве людей один из учеников предложил Ему взглянуть на камни и здания, явно с целью полюбоваться «достопримечательностью» и порадоваться. На что Христос сказал: «Видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне». В дальнейшем эти слова стали основной для судебного преследования Спасителя мира.

Все очень по-нашему: Иисуса судили за то, что реальное пришествие Мессии оказалось совсем не похожим на то, которое себе навоображали, да так, что «начальникам народа» отводилось место весьма скромное, чтобы не сказать больше. Главным же для процесса было обвинение в терроризме: угроза разрушить храм. Ну, а поскольку для Пилата это все не было аргументом, в ход пошло заветное, шантаж политическим доносом: «Значит, ты не друг кесарю». Реагируя на смутные дела наших дней, полезно помнить, как оно было.

Точно так же полезно вспомнить один диалог из рассказов Честертона о патере Брауне. Культурный атеист (как раз не из тех, которые сейчас начали покрикивать о бассейне) говорит патеру, что с уважением относится к христианству – как же, как же, великая культурная традиция, такие соборы. На что патер отвечает, что если человек не понимает, что мы готовы срыть все наши соборы ради спасения одной души, то он ничего не понимает в христианстве. Увы, мы сейчас в основном ближе к ветхозаветной концепции «пусть лучше один погибнет ради народа. ».

Триумф смерти, Питер Брейгель Старший, ок. 1562 г.

Но после этого уже апостолы Петр, Иаков, Иоанн и Андрей (две пары братьев, между прочим) наедине спрашивают Христа, как «это» будет. И вот что Он говорит в ответ:

«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят». Если задуматься об этих словах , вот что становится понятным: для того чтобы «прельститься», нужно иметь сложившееся ложное представление о Спасителе. То есть пренебречь Его словами о том, что Писание – это не введение в вечную жизнь, а свидетельство о Нем. И искать нам, соответственно, нужно не то, что может быть полезным по собственному разумению, а искать только Христа – и только для того, чтобы Он Сам распорядился тобой. Самое опасное – это когда мы задаем вопросы, заранее зная ответы; тогда и сами вопросы вольно или невольно подбираются «удобные».

«Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, – но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это – начало болезней». Мы же так боимся физической гибели. а гораздо страшнее разруха и всеобщее озлобление. Вообще-то оно и сейчас имеет место, только все кажется, что это не так страшно, что страшно – это когда бомбы. А вот если прислушаться к этим словам Христа, то ясно, что Он говорит о том, что война – это страшный детонатор злобы, и разгул этой злобы хуже всего. Не об этом ли было сказано Им, когда Он призывал не бояться убивающих тело, – потому что они не в силах повредить душе? Но когда все барьеры опрокинуты и зло беспрепятственно разгуливает днем и ночью – это и есть погибель. Сразу после этих слов говорится о том, как вести себя при этом верным, потому что ясно, что ураган злобы обрушится именно на них:

Читать еще:  Иов Многострадальный: за что Бог наказывал праведника?

«Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними. И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие. Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что́ вам говорить, и не обдумывайте; но что́ дано будет вам в тот час, то́ и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. Предаст же брат брата на смерть, и отец – детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется». Сказано «смотрите за собою», а вовсе не наводите порядок среди сограждан; все, что следует делать для внешних – это проповедовать Евангелие. И при этом стараться, чтобы это была проповедь Евангелия, а не себя. Еще нам предписано упование на Духа, а не стремление выворачиваться своими силами; кстати сказать, такое стремление всегда сопровождается желанием выступить в выгодном для себя свете, казаться значительнее, чем ты есть на самом деле, и т. д. То есть здесь человеку грозит соскальзывание в лукавство даже помимо собственной воли. Затем нам простыми словами объясняется, что распад семьи, отсутствие семейной любви – это признак конца света. Да, сейчас принято говорить, что это черта постиндустриального общества. Ну что же, значит, постиндустриальное общество – это та декорация, в которой предстоит разыгрываться эсхатологическим ужасам.

Особого нашего внимания заслуживают слова Христа о ненависти, которую приходится выносить Его верным за Его имя. Слова очень точные и не дают возможности для истолкования их в смысл «за то, что мы хорошо живем», – нет, только за имя Христово, за свидетельство о Нем, за Благую Весть. И никаких предложений бороться с таким к себе отношением нет, более того: «претерпевший до конца спасется». А претерпевший означает ровно то, что означает: не отрекшийся и не озлобившийся, не избравший путь ответной агрессии как недостойный христианина.

И вот к чему следует отнестись предельно вдумчиво и предельно хладнокровно: «Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, не обращайся вспять взять одежду свою. Горе беременным и питающим сосцами в те дни. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою. Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни».

Осмелюсь предположить, что очень значительная часть разговоров о конце света происходит от малодушия. Мир, лежащий во зле, идет к своему концу уже очень долго (по нашему счету), и когда придет – нам знать не дано. Это определяет Творец, а не Нострадамус и не майя – и никакие другие самопальные специалисты. Другое дело – достаточно ли серьезно мы «исчисляем» признаки? – думается, что нет. Для трезвости размышлений полезно вспоминать штопальную иглу из сказки Андерсена, которая при каждой неприятности (претерпевала она из-за гордыни) кричала, что не выдержит, что сломается, что она такая тонкая, такая хрупкая. а на самом деле выдержала даже тогда, когда ее переехала ломовая телега.

Значит ли это, что нам не следует думать о конце света? – нет, не значит, потому что рассказал же о нем Христос Своим ученикам, и очевидно для того, чтобы они это знание хранили. Но вот именно знание, а не домыслы, возникающие от того, что нервы ослабели.

Сказано, что признак конца – мерзость запустения, стоящая там, где не должно, и что об этом следует читать в книге пророка Даниила – и что? Как-то мало кто об этом вспоминает. Сказано о каких-то грозных и мгновенно наступающих бедствиях. Да, стихийные бедствия происходят, но увы! – подчас вызывают совершенно нечестивое удовольствие оттого что это не у нас, а у «них», а им так и надо, пусть вразумляются. Между тем у нас был Чернобыль. Вразумились? – как-то мало похоже. И Саяно-Шушенская ГЭС. И пожары 2010 г. Нет, мы – не Ниневия.

Но ведь в этой главе речь о глобальном бедствии, которого пока нет. Господь терпит. Так что главный смысл таких вот локальных бедствий – чтобы люди готовились в главном: чтобы учились вести себя достойно.

А вот с этим пока не очень. Административная беспомощность имеет место – не всегда и не везде, но имеет. Есть люди, готовые самоотверженно приходить на помощь – но есть и такие, которые способны наживаться на чужой беде. И вот в этом – весь ужас, сопряженный с ожиданиями конца света. М. А. Булгаков считал его атрибутом матерную ругань в темноте женскими голосами. Это мы уже имеем. И удивительное даже общее озлобление. И можем себе представить хаос и неразбериху городского хозяйства в минуты бедствия. И это все гораздо хуже бомбардировок.

Лжепророки поклоняются Зверю, миниатюра, Апокалипсис Буркхардта-Вильдта, 1290-е годы

. Для меня один из самых ярких и вдохновляющих эпизодов житий новомучеников – то, что когда преподобномученицу Елизавету Федоровну и великих князей сбросили в шахту, где они, искалеченные, должны были в муках умереть, она подползла к одному из своих собратий, чтобы перевязать его. Чтобы меньше страдал. Вот оно – чистейшее проявление любви о Господе, которое нам нужно иметь перед собой как пример.

Читать еще:  Странный вопрос: что такое Библия?

Но ведь не в телесной целостности дело, хотя Христос говорит о сокращении времени бедствий как о милости. Дело в духовной стойкости. Об этом говорится дальше: «Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все. Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба».

Очень четко Господь нас предупреждает о том, что не стоит копаться в мелочах и не нужно усматривать крупицы того, что так хочется считать предзнаменованиями. Недаром Христос вообще очень осторожно (это еще мягко сказано) расценивает доказательность знамений и чудес! Второе пришествие, пришествие во славе рисуется как настолько грандиозное событие, что его невозможно будет принять ни за что другое, – вот поэтому-то и не следует принимать что-то другое за это пришествие. Именно от этого нужно беречься, потому что здесь ошибка – это неверность Христу. Иными словами – Господь позаботится о Втором пришествии, а нам следует заниматься собой, быть внимательными и добрыми к людям и хранить верность Христу.

Заключают эту речь Господа слова о том, как же относиться к срокам, – вопрос-то больной, недаром постоянно возникают вполне нечестивые стремления к тому, чтобы эти сроки самовольно определить. И вот, в нижеследующем отрывке сказано об этом все, что нам нужно и полезно знать:

«От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так и когда вы увидите то́ сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что́ вам говорю, говорю всем: бодрствуйте».

Точно так же, как листья смоковницы – безошибочная примета лета, так и для Второго пришествия есть приметы бесспорные, в которых невозможно ошибиться. Только они и значимы, и больше ничего выдумывать не надо.

Конечно, много смятения в умы могут привнести слова о том, что «не прейдет род сей. ». Но если подумать, то он с тех пор ведь не прекратился, род человеческий-то. И вновь и вновь Христос разъясняет, что не нужно гадать о датах, что и Сам Он не знает сроков. Последний образ особенно впечатляет: наша жизнь должна протекать в постоянной готовности дать ответ. Это и называется бодрствованием.

В общем, чем меньше мы будем волноваться о сроках конца времен, тем легче будет идти ожидание – и тем достойнее мы этот конец примем. Не следует нам забывать к тому же, что этот конец означает начало жизни в Боге, поэтому он желанен.

Первые христиане восклицали в ожидании конца времен «Маранафа́!», что значит «Господь грядет!». Право же, страшиться встречи с Господом недостойно христиан.

Дальше — четырнадцатая глава (1-52). Из нее узнаем, зачем женщина вылила на голову Христа дорогое масло, как и где Спаситель установил Таинство Евхаристии и о чем Он просил своего Небесного Отца.

На этой странице сайта Самарского мужского монастыря приводится чтение фрагмента Евангелие дня. Его можно слушать онлайн. Это отрывок, который зачитывают сегодня на службе в Православных храмах (с разъяснениями, взято с Радио Вера). Для этого просто нажмите воспроизведение медиа проигрывателя.

Каждый день на службах в Православных храмах читают фрагмент из Святого Писания. Эта часть богослужения – одна из самых важных. В Православной традиции читают отрывок из книги Нового завета (Ветхого завета), написанного на церковнославянском языке. Далеко не всем понятны его отдельные слова, фразы и обороты, особенно при восприятии на слух.

Предлагаем вашему вниманию зачитывание этих выдержек на современном русском языке. Подробное толкование фрагмента – во второй половине аудиозаписи. Прослушивание таких материалов помогает каждому верующему человеку глубже понять суть Святого Писания, открыть в его восприятии новое для себя.

Священники Свято-Николаевского Пустынного Самарск ого мужского монастыря благословляют посетителей этой страницы сайта на ежедневное прослушивание Святого Евангелие.

10.10.2021… Евангелие от Луки. Глава 5, стихи 1-11

9.10.2021… Евангелие от Иоанна, гл.19, ст. 25-27; гл.21, ст.24-25

8.10.2021… Евангелие от Луки. Глава 6, стихи 17-23

Избранное…

15.04.2017… Евангелие от Матфея, Глава 28, стихи 1-20

27.09.2017… Евангелие от Иоанна, Гл.19, ст. 6-11, 13-20, 25-28, 30-35

6.11.2016… Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 19-31

2.03.2016… Евангелие от Марка, Гл.14, стихи 43-72, Гл. 15, стих 1

Аудиозаписи озвучены священниками:

Читать еще:  Екклесиаст: как в Библии оказалась такая «депрессивная» книга?

Феоктист Игумнов, Дмитрий Барицкий, Павел Великанов, Стефан Домусчи, Антоний Борисов.

Поделиться:

  • Twitter
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Одноклассники
  • Google

Икона дня

Православный календарь

Прп. Евфросинии Александрийской (V). Преставление прп. Сергия, игумена Ра́донежского, чудотворца (1392).

Прп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (1592). Прп. Досифеи затворницы, Киевской (1776). Прмч. Пафнутия египтянина и с ним 546-ти мучеников (III).

Св. Николая Розова исп., пресвитера (1941). Обре́тение мощей сщмчч. Александра Смирнова и Феодора Ремизова пресвитеров (1985).

Утр. –Мф., 43 зач., XI, 27–30.Лит. – Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Лк., 24 зач., VI, 17–23.

Евангелие дня

Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Заповеди блаженств в изложении апостола и евангелиста Луки существенным образом отличаются от таковых заповедей в Евангелии от Матфея. Дело здесь не только в разном количестве заповедей, но в том, что у Луки обетование блаженства дополнены возвещением горя. В этом легко убедиться, если не останавливаться на прозвучавшем отрывке, а прочитать слова Евангелия дальше: «Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк. 6:24–26).

Если смотреть на слова Евангелия буквально, то получается, что богатые, сытые, радостные — обречены, а путь христианина состоит из нищеты, голода, плача и агрессии со стороны общества. Но в буквальное прочтение невозможно уложить то, что делал Христос. Он не заставлял никого страдать, напротив, Он шел туда, где горе и Своим присутствием претворял горе в радость. Радость в самом прямом смысле. Он исцелял и воскрешал, Он кормил людей в пустыне и помогал ловить рыбу, то есть давал пищу до сытости, так, чтобы никто не остался голодным, более того, зафиксированные в Евангелии чудесные уловы рыбы были таковы, что рыбу после трапезы можно было продать и на вырученные деньги жить достаточно долго ни в чем себя не ограничивая. Получается, что к заповедям блаженств нельзя подходить буквально, ведь такой подход противоречит и духу, и смыслу, и фактическому содержанию Евангелия. Заповеди надо понимать иначе, а именно — как духовный ориентир, как возвещение того, что действительно должно иметь значение в жизни человека. Заповеди блаженств в этом смысле ничем не отличаются от двух первых заповедей закона Моисея: «Я Господь, Бог твой. да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» и «Не сотвори себе кумира» (Исх 20:2-4). Своими заповедями Христос повторяет прекрасно известный из Ветхого Завета призыв Бога, который состоит в том, что сердце человека должно быть обращено к Всевышнему, а не к чему-то иному, потому что все прочее имеет в сравнении с Богом лишь относительную ценность. Но если человек прилепляется к этим относительным земным ценностям, то они становятся для него кумирами, идолами, богами с маленькой буквы. Сами по себе невинные вещи — деньги, радость, здоровье и обычное благополучие — когда их ставят на место Бога, когда они становятся идолами, превращаются в демонов, которые не дают войти человеку в Христово Царство. Своими словами Спаситель указывает на те ценностные установки, которое являются необходимыми для достижения цели христианской жизни. Христианин может быть как богат, так и беден, как голоден, так и сыт, он может быть болен, и может быть здоров, значение имеет не все это, а то, о чем христианин думает и к чему стремится, то, чем он руководствуется в принятии решений и чего он в первую очередь ищет.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector