0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Призвание апостолов Мф 4: 18-22

Содержание

Призвание апостолов Мф 4:18-22

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Слово «призвание» означает тот путь в жизни, который человек выбирает не сам по себе, но повинуясь некоему зову. Этот зов нужно услышать, а может он быть всяким: если даны к чему-то способности, то это ведь тоже зов. И если чем-то занимаешься с сугубым интересом и удовольствием и получается хорошо — это призвание.

В том, откуда призвание идет, в общем-то серьезных сомнений нет; недаром говорится «врач от Бога», «художник от Бога». Но точно так же по призванию свыше человек реализуется в любом мастерстве. Вот об этом думают мало. А между тем для того, чтобы шить одежду, готовить пищу и строить дома, тоже нужно призвание. Другое дело — люди стремятся к чему-то «покрасивше», и целиком возлагать на них ответственность за такое поведение нехорошо, потому что больно уж велико давление, так сказать, социальной гордыни. Но вот горе: именно из-за того, что жизненный путь выбирают не по призванию, а по совершенно поверхностным признакам и сиюминутным несерьезным желаниям, и получается устрашающее количество неудачников. В любом деле.

А здесь перед нами чистый случай Божественного призвания к очень высокому служению: Господь призывает первых апостолов.

Само слово «апостол» означает по-гречески «посланник». С самого начала Христос собирал вокруг себя людей, которых намеревался послать к людям, чтобы они провозгласили Благую Весть, то есть Евангелие. Для этого следовало их научить, то есть преподать им учение. Поэтому первое название апостолов и вообще ранних христиан — «ученики».

Практика учительства и ученичества в ветхом Израиле была распространена и даже обязательна (для мужчин и только для них, поэтому мир ветхозаветных традиций перевернулся, когда Магдалина воскликнула «Раввуни», что значит Учитель), а мироздание в целом по сути воспринималось как школа, так что ощущать себя учениками было для верующих привычным делом.

Но вот кто был призван вначале? Рыбаки, братья Петр и Андрей, которые забрасывали сети с берега, а затем — еще два брата, Иаков и Иоанн, чинившие свои сети вместе с отцом, сидя в лодке. Совершенно будничная обстановка, простые дела, простые люди, как это иногда любят подчеркивать. Простые-то простые, но в законе сведущие, об этом нужно помнить.

Здесь существенны два момента. Во-первых, призваны они были очень просто, даже, так сказать, мимоходом, — но и отозвались мгновенно. Можно уподобить их призвание призванию Авраама, когда Бог окликнул его, и Авраам откликнулся: «Вот я!» Есть здесь нечто общее и с Благовещением: «Мария!» — «Се, раба Господня». То есть получается, что Богу нужен от нас мгновенный ответ, возможный только тогда, когда мы настроены на слышание, готовы услышать.

Есть такая привычная фраза: «Мне не нужна Церковь, у меня Бог в душе». Фраза содержит в себе зерно истины, потому что Бог действительно поселяется в душе человека. А остальное — лукавство, потому что Бог в душе призывает нас соединиться с Ним в Таинствах, а Таинства — в Церкви. И именно Бог в душе поспособствовал тому, что Авраам покинул родные места и отправился в неизвестность, призванный обетованием Божиим, а когда пришла пора — был готов принести в жертву своего единственного сына, дарованного также по обетованию. И Моисей вывел свой народ из рабства, и Дева Мария выразила послушание Божией воле в том, что можно было принять только великой верой. и апостолы, бросив дома, семьи и труд, отправились за бродячим Проповедником, верою узнав в Нем Мессию.

Второе обстоятельство, заслуживающее особого размышления, — та блестящая метафора, которой одарил их Спаситель: сделаю вас ловцами человеков. Вот об этом нужно подробнее.

Слово «ловкий» приобрело в обиходе стойкий неприятный привкус, тем более что существует «ловкач», а это, собственно говоря, уже просто жулик. Но давайте «раскрутим» значение этого слова в другую сторону.

Ключом к этому может послужить название в оригинале прогремевшего романа Сэлинджера, известного нам как «Над пропастью во ржи». По-английски же он называется The Catcher in the Rye, «Ловец во ржи». Это — мечта героя романа, подростка Холдена Колфилда: сторожить детей, беспечно играющих во ржи над пропастью, чтобы они туда не падали, то есть ловить их. Вот вам и смысл: быть ловким для того, чтобы суметь оберегать беспечных от гибели, одним словом — спасать. Вот что такое «ловцы человеков», о которых говорит Христос.

Откуда же взялось отрицательное значение слов, связанных с понятем ловли? От лжи, потому что враг рода человеческого вместо спасения предлагает гибель, заманивает ложью. Дальше действует унылое маловерие: «А почем я знаю, где правда, а где ложь?». Различать можно с помощью духовной трезвости, с помощью Христова учения, которое содержится в Евангелии и донесено до нас апостолами. Теми, кто был призван.

Читайте также

Чудесный лов рыбы

Чудесный лов рыбы (Лук. 5, 1-11)Однажды, когда Иисус стоял у озера Генни- саретского, и народ теснился около Него, желая слышать Слово Божие, увидел Он две лодки, стоящие в заливе, а рыбаки, вышед­шие из них, вымывали сети. Вошедши в одну лодку, которая была Симонова, Он просил

Чудесный улов

Чудесный улов Сай–Баба (мы сократили эту главу — исихазм.ру)Однажды в Ксилокастро ко мне пришли родители человека по имени Костас, — вспоминал старец Порфирий. — Он был последователем Сай–Бабы.Этот Баба создал новую религию. Люди верят, что он — новый Христос,

Неделя 18-я по Пятидесятнице. Чудесный улов рыб

Неделя 18-я по Пятидесятнице. Чудесный улов рыб Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Сегодняшнее апостольское послание нам говорит, что сеющий скудостью – скудостью и пожнет, а сеющий богато соберет богатую жатву. И вот нам кажется иногда: что мне сеять, – я так убог: как я

IX Чудесный лов рыбы на Галилейском озере. Исцеление бесноватого и расслабленного и многих других в Капернауме. Призвание к апостольству мытаря Матфея

IX Чудесный лов рыбы на Галилейском озере. Исцеление бесноватого и расслабленного и многих других в Капернауме. Призвание к апостольству мытаря Матфея Капернаум находился на самом берегу Геннисаретского озера и был промышленным и умственным центром всей окружающей

Призвание учеников

Призвание учеников Чудесный улов рыбы и призвание рыбарей Количество учеников Христа росло, но не все постоянно пребывали вместе с Ним. Так, Андрей, его брат Петр и Иоанн, вместе с Христом придя из Иудеи в Галилею, вернулись домой и занялись привычным делом – рыбной

Чудесный улов рыбы и призвание рыбарей

Чудесный улов рыбы и призвание рыбарей Количество учеников Христа росло, но не все постоянно пребывали вместе с Ним. Так, Андрей, его брат Петр и Иоанн, вместе с Христом придя из Иудеи в Галилею, вернулись домой и занялись привычным делом – рыбной ловлей, чтобы обеспечить

1:35—51 Призвание первых учеников

1:35—51 Призвание первых учеников Повторное высказывание об Агнце Божием (36) наводит на мысль, что двое учеников, пошедших за Иисусом, в какой–то степени осознали значение Того, о Ком говорил Иоанн. В тексте, однако, нет указаний на то, что Иоанн Креститель мог ожидать такого

Читать еще:  Неотвратимая трагичность бытия или вера в воскресение?

ГЛАВА 6. Посольство синедриона. Свидетельство Иоанна об Иисусе. Призвание первых учеников. Возвращение в Галилею. Родословная Иисуса

ГЛАВА 6. Посольство синедриона. Свидетельство Иоанна об Иисусе. Призвание первых учеников. Возвращение в Галилею. Родословная Иисуса Допрос Иоанна посланными от синедрионаСлава о новом пророке росла; несметные толпы народа стекались к нему на Иордан креститься, а

ГЛАВА 9. Исцеление сына царедворца. Чудесный улов рыбы. Исцеление бесноватого. Исцеление тещи Симона-Петра. Иисус в Назарете. Исцеление расслабленного. Призвание мытаря Матфея

ГЛАВА 9. Исцеление сына царедворца. Чудесный улов рыбы. Исцеление бесноватого. Исцеление тещи Симона-Петра. Иисус в Назарете. Исцеление расслабленного. Призвание мытаря Матфея Галилеяне были на празднике пасхи и видели, как Иисус очистил храм от скота и торгующих им; они

Чудесный улов рыбы

Чудесный улов рыбы (Мат. 4:18–22; Мк. 1:16–20)1 Однажды Иса стоял у Генисаретского озера a, и народ, столпившись вокруг Него, слушал слово Всевышнего. 2 Иса увидел у воды две лодки, которые принадлежали рыбакам, промывавшим невдалеке сети. 3 Он вошёл в одну из лодок, которая

Чудесный улов рыбы

Чудесный улов рыбы 1 Позже Иса опять явился Своим ученикам. Это было у Тивериадского озера. Произошло всё так: 2 Шимон Петир, Фома, называемый Близнец, Нафанаил из Каны Галилейской, сыновья Завдая и два других ученика собрались вместе.3 — Я пойду ловить рыбу, — сказал Шимон

Чудесный улов

Чудесный улов Петр проголодался и сказал:– Пойду ловить рыбу.– И мы с тобой, – сказали другие апостолы. Всю ночь они ловили рыбу, но ничего не поймали. Утром они подплыли к берегу и увидели Человека. Он стоял на берегу и ждал их. Апостолы не поняли, что это Христос.Иисус

Глава I. Надписание книги. Иоанн Креститель (1 – 8). Крещение Господа Иисуса Христа (9 – 11). Искушение Иисуса Христа (12 – 13). Выступление Иисуса Христа, как проповедника. (14 – 15). Призвание первых четырех учеников (16 – 20). Христос в синагоге Капернаумской. Исцеление бесноватого (21 – 28). Исц

Глава I. Надписание книги. Иоанн Креститель (1 – 8). Крещение Господа Иисуса Христа (9 – 11). Искушение Иисуса Христа (12 – 13). Выступление Иисуса Христа, как проповедника. (14 – 15). Призвание первых четырех учеников (16 – 20). Христос в синагоге Капернаумской. Исцеление бесноватого

5. Чудесный лов рыбы и обед при море

5. Чудесный лов рыбы и обед при море 5. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Господь обратился к ученикам, когда те стали подъезжать к берегу, с вопросом: не имеют ли они чего-нибудь съестного, конечно, имея в виду, что они поймали

Чудесный улов рыбы

Чудесный улов рыбы (Мат. 4:18–22; Мк. 1:16–20; Ин. 1:40–42)1 Однажды Иисус стоял у Геннисаретского озера a, и народ, столпившись вокруг Него, слушал слово Божье. 2 Иисус увидел у воды две лодки, которые принадлежали рыбакам, промывавшим невдалеке сети. 3 Он вошел в одну из лодок, которая

Чудесный улов рыбы

Чудесный улов рыбы 1 Позже Иисус опять явился Своим ученикам. Это было у Тибериадского моря. Произошло все так: 2 Симон Петр, Фома, называемый Близнец, Нафанаил из Каны галилейской, сыновья Зеведея и два других ученика собрались вместе.3 — Я пойду ловить рыбу, — сказал Симон

Слово «призвание» означает тот путь в жизни, который человек выбирает не сам по себе, но повинуясь некоему зову. Этот зов нужно услышать, а может он быть всяким: если даны к чему-то способности, то это ведь тоже зов. И если чем-то занимаешься с сугубым интересом и удовольствием и получается хорошо — это призвание.

В том, откуда призвание идет, в общем-то серьезных сомнений нет; недаром говорится «врач от Бога», «художник от Бога». Но точно так же по призванию свыше человек реализуется в любом мастерстве. Вот об этом думают мало. А между тем для того, чтобы шить одежду, готовить пищу и строить дома, тоже нужно призвание. Другое дело — люди стремятся к чему-то «покрасивше», и целиком возлагать на них ответственность за такое поведение нехорошо, потому что больно уж велико давление, так сказать, социальной гордыни. Но вот горе: именно из-за того, что жизненный путь выбирают не по призванию, а по совершенно поверхностным признакам и сиюминутным несерьезным желаниям, и получается устрашающее количество неудачников. В любом деле.

А здесь перед нами чистый случай Божественного призвания к очень высокому служению: Господь призывает первых апостолов.

Само слово «апостол» означает по-гречески «посланник». С самого начала Христос собирал вокруг себя людей, которых намеревался послать к людям, чтобы они провозгласили Благую Весть, то есть Евангелие. Для этого следовало их научить, то есть преподать им учение. Поэтому первое название апостолов и вообще ранних христиан — «ученики».

Практика учительства и ученичества в ветхом Израиле была распространена и даже обязательна (для мужчин и только для них, поэтому мир ветхозаветных традиций перевернулся, когда Магдалина воскликнула «Раввуни», что значит Учитель), а мироздание в целом по сути воспринималось как школа, так что ощущать себя учениками было для верующих привычным делом.

Но вот кто был призван вначале? Рыбаки, братья Петр и Андрей, которые забрасывали сети с берега, а затем — еще два брата, Иаков и Иоанн, чинившие свои сети вместе с отцом, сидя в лодке. Совершенно будничная обстановка, простые дела, простые люди, как это иногда любят подчеркивать. Простые-то простые, но в законе сведущие, об этом нужно помнить.

Здесь существенны два момента. Во-первых, призваны они были очень просто, даже, так сказать, мимоходом, — но и отозвались мгновенно. Можно уподобить их призвание призванию Авраама, когда Бог окликнул его, и Авраам откликнулся: «Вот я!» Есть здесь нечто общее и с Благовещением: «Мария!» — «Се, раба Господня». То есть получается, что Богу нужен от нас мгновенный ответ, возможный только тогда, когда мы настроены на слышание, готовы услышать.

Есть такая привычная фраза: «Мне не нужна Церковь, у меня Бог в душе». Фраза содержит в себе зерно истины, потому что Бог действительно поселяется в душе человека. А остальное — лукавство, потому что Бог в душе призывает нас соединиться с Ним в Таинствах, а Таинства — в Церкви. И именно Бог в душе поспособствовал тому, что Авраам покинул родные места и отправился в неизвестность, призванный обетованием Божиим, а когда пришла пора — был готов принести в жертву своего единственного сына, дарованного также по обетованию. И Моисей вывел свой народ из рабства, и Дева Мария выразила послушание Божией воле в том, что можно было принять только великой верой. и апостолы, бросив дома, семьи и труд, отправились за бродячим Проповедником, верою узнав в Нем Мессию.

Второе обстоятельство, заслуживающее особого размышления, — та блестящая метафора, которой одарил их Спаситель: сделаю вас ловцами человеков. Вот об этом нужно подробнее.

Слово «ловкий» приобрело в обиходе стойкий неприятный привкус, тем более что существует «ловкач», а это, собственно говоря, уже просто жулик. Но давайте «раскрутим» значение этого слова в другую сторону.

Ключом к этому может послужить название в оригинале прогремевшего романа Сэлинджера, известного нам как «Над пропастью во ржи». По-английски же он называется The Catcher in the Rye, «Ловец во ржи». Это — мечта героя романа, подростка Холдена Колфилда: сторожить детей, беспечно играющих во ржи над пропастью, чтобы они туда не падали, то есть ловить их. Вот вам и смысл: быть ловким для того, чтобы суметь оберегать беспечных от гибели, одним словом — спасать. Вот что такое «ловцы человеков», о которых говорит Христос.

Откуда же взялось отрицательное значение слов, связанных с понятем ловли? От лжи, потому что враг рода человеческого вместо спасения предлагает гибель, заманивает ложью. Дальше действует унылое маловерие: «А почем я знаю, где правда, а где ложь?». Различать можно с помощью духовной трезвости, с помощью Христова учения, которое содержится в Евангелии и донесено до нас апостолами. Теми, кто был призван.

Призвание апостолов Мф 4:18-22

ПРИЗВАНИЕ ПЕТРА, АНДРЕЯ, ИАКОВА И ИОАННА НА АПОСТОЛЬСКОЕ СЛУЖЕНИЕ

(Матфей, 4:18-22; Марк, 1:16-20)

(18) Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, (19) и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. (20) И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. (21) Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. (22) И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

Читать еще:  Жертвы в истории Библии: зачем они были нужны В Ветхом Завете? И ради чего Христос умер на кресте?

Прежде всего, требует уточнения хронология событий, связанных с призва­нием будущих Апостолов на служение. В приведенном фрагменте из Евангелия от Матфея говорится: «Симона, называемого Петром». Из этого выражения ясно, что уже тогда Симон носил это свое прозвище. Из рассказа Иоанна узнаем, что Иисус так назвал Симона, брата Андрея, при их первой встрече, когда они были еще учениками Иоанна Крестителя: «(40) Одним из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. (41) Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; (42) и привели его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (Ин. 1:40—42). («Кифа» — слово сиро-халдейское, а «Петр» — греческое; и то и другое означают «камень». Впоследствии Иисус Христос объяснил, почему Он так назвал Симона. Он сказал: «Ты — Петр (то есть камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). См. ВРУЧЕНИЕ КЛЮЧЕЙ ПЕТРУ.)

Итак, сопоставляя свидетельства Матфея и Марка о призвании Петра, Андрея, Иакова и Иоанна (подробности, расширяющие эти свидетельства, приводит Лука; см. ЧУДЕСНЫЙ УЛОВ) с рассказом Иоанна о призвании Андрея, Петра, Иоанна, Иакова, Филиппа и Нафанаила, происшедшем ранее (Ин. 1:35—51), следует заключить, что после первого призвания ученики Иисуса не всегда следовали за Ним во время Его путешествий, а иногда возвращались к своим прежним занятиям. Но после второго призыва они сделались неотлучными Его спутниками, а вскоре и избранными в число двенадцати Апостолов.

Многие ученики Иисуса до их призвания на апостольское служение были рыбаками. Иисус мог называть их «ловцами человеков», как бы намекая на их прежнюю профессию. К тому же он сравнивает Царство Небесное с неводом, закинутым в море и захватившим рыб разного рода (Мф. 13:47).

Наиболее полно рассказ Матфея и Марка иллюстрирует ватиканския фреска Доменико Гирландайо.

Доменико Гирландайо. Призвание Апостолов Петра и Андрея (1481).

Ватикан. Сик­стинская капелла.

И хотя она известна под названием «Призвание Апос­толов Петра и Андрея», внимательный взгляд обнаружит, что художник изобразил также призвание Иакова и Иоанна. Иными словами, на фреске запечатлены три момента этой истории (Христос как бы идет по берегу озера слева направо (по отношению к зрителю) — «Оттуда, идя далее. » (Мф. 4:21); так же следуют и эпизоды рассказа): в левой части фрески на заднем плане Христос. обращается к Петру и Андрею, находящимся в лодке; в центре на переднем плане Христос, очевидно, произносит свои главные слова: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», Апостолы стоят перед Ним коленопреклоненные (обе эти сцены встречаются в западной живописи как отдельные иконографические типы изображения призвания первых Апостолов); наконец, в правой части фрески на заднем плане Христос уже в сопровожде­нии Петра и Андрея обращается к Иакову и Иоанну, сидящим вместе с их отцом в лодке. Г. Шиллер утверждает, что в центре коленопреклоненными стоят Петр и Иаков ( Schiller G ., р. 155). Это, по-видимому, неверно, поскольку этих же двоих учеников мы видим среди сопровождающих Христа в тот момент, когда он только призывает Иакова и Иоанна.

Хотя сюжет призвания Петра и Андрея встречается в западной живописи наиболее часто, известны примеры иллюстрирования призвания второй пары учеников — Иакова и Иоанна, сыновей Зеведея. Такова картина Марко Базаити: Христос стоит на берегу озера; Его сопровождают уже последовавшие за Ним Петр и Андрей; из причалившей к берегу лодки выходят Иаков и Иоанн, первый уже преклонил колено перед благословляющим его Христом. Несмотря на то что и Матфей и Марк, чьи рассказы мог иметь в виду художник, единодушны в утверждении, что Иаков и Иоанн оставили «лодку и отца своего», Базаити изображает то, как он, их отец, также делает шаг из лодки навстречу Христу.

Изображение толпы людей в этой сцене — вольность Гирландайо. Евангелие не говорит в данном случае ни о присутствии других учеников Христа, ни о других людях. Многолюдное общество на берегу озера, которое изобразил Гирландайо, не подпадает под определение «работников», о которых мельком упоминает Марк, говоря о Зеведее, что еще как-то можно было бы истолковать как указание на многолюдье в момент призвания Апостолов. Некоторое оправ­дание этой вольности художника дает другой рассказ — Луки — о призвании Петра и Андрея: «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, (2) увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети» (Лк. 5:1—2) (см. ЧУДЕСНЫЙ УЛОВ). В персонажах, облаченных во флорентийские одежды XV века, современники художника обнаруживали много сходства со своими со­гражданами.

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Марко Базаити. Призвание сыновей Зеведея (ок. 1500). Венеция. Галерея Академии.

«Непрофессиональный» подбор кадров на апостольскую миссию

Евангельское чтение этого воскресного дня, на первый взгляд, не дает нам особой пищи для размышлений. В нем идет речь о призвании Христом апостолов (Мф 4:18-23).

Это событие описано предельно сжато и просто. Христос подошел к рыбакам и сказал: «Идите за мной». Те молча, без разговоров, встали и пошли. Картина, согласитесь, немного странная.

За кем пошли апостолы? За Богом, ставшим человеком, и ради нашего спасения пришедшим на землю? Нет, конечно! До самой смерти Спасителя они так до конца и не поймут в полной мере кто же Он на самом деле. Даже после Его Воскресения они еще этого не будут понимать. Только Дух Святой, сошедший на них в День Пятидесятницы, наведет им фокус на понимание Личности Мессии.

До самой смерти Спасителя они так до конца и не поймут в полной мере кто же Он на самом деле.

Пошли за чудотворцем? Но разве это повод бросать отца, сети, семьи, рыболовный бизнес, с помощью которого они с таким трудом кормили свои семьи.

Представьте себе ситуацию, когда на какое-нибудь производство, куда угодно, приходит такой себе человек и говорит: «Бросайте все и идите за мной, будем теперь ходить вместе». Кто бы его стал слушать? Но, тем не менее, апостолы встали и, не оглядываясь ни на кого, последовали за призывом Христа. Возникает чувство, что они всю жизнь только и ждали, что Он придет и позовет их. Почему это произошло, нам нужно будет попытаться сегодня понять.

Но не менее «странный» выбор был сделан и со стороны Христа. Если речь идет о миссии, связанной с проповедью, то зачем на нее призывать людей, которые не имеют к этой сфере ни малейшего отношения? Дело рыбака – плести сети, забрасывать их в море, вытаскивать рыбу и потом везти ее на продажу. Ни к богословию, ни к риторике, ни к знанию Писания рыбаки не имели никакого отношения. А ведь им придется в дальнейшем ходить, притом очень далеко, проповедовать, убеждать, спорить. Почему бы Богу не набрать более подходящую команду? Любой специалист в области управления персоналом ни за что бы не одобрил такой «неквалифицированный» подбор кадров.

Ни к богословию, ни к риторике, ни к знанию Писания рыбаки не имели никакого отношения. А ведь им придется в дальнейшем ходить, притом очень далеко, проповедовать, убеждать, спорить

Тут нужно заметить, что вся библейская история говорит нам о том, что действия Промысла Божия редко связывались с человеческим пониманием здравого смысла и житейской логики. Бог всегда выбирал самое «неподходящее». Избранным народом становится безродное кочевое племя, без истории и письменности. На переговоры с фараоном и его образованной элитой Бог посылает гугнивого, косноязычного Моисея. Царем выбирает пастуха Давида, да и Сам рождается в семье бедного плотника, и даже не в доме, а в скотском хлеву. Но потому Он и Бог, что, беря в качестве инструмента своего Промысла самое «неподходящее», Он, тем не менее, достигает цели. По всей видимости, этим же и был обусловлен выбор апостолов.

Читать еще:  Загадки Евангелия от Матфея: оно точно было написано первым?

Но почему сами апостолы на это пошли? Особенно после того, как услышали фразу: «Идите за мной, Я сделаю вас ловцами людей» (Мф 4:19). Сто раз нужно было бы подумать, прежде чем решиться на такую переквалификацию. Как ловить рыбу им было понятно, но ловить людей – это было что-то совсем новое. Может, было бы правильно для начала пойти домой, с семьей посоветоваться? Но мы читаем в Евангелии о том, что никто ни с кем не советовался. Более того, Иаков и Иоанн родного отца бросили в лодке одного с рыбацкими снастями, а сами встали и пошли. Здесь тоже логики и здравого смысла в нашем обычном, мирском понимании мало.

Мы никогда не сможем до конца понять промысел Божий. Потому что он ведом только Ему.

Мы никогда не сможем до конца понять промысел Божий.

Но апостолы такие же люди, как и мы, и мы можем попытаться осознать их мотив следования за Христом. Говоря о мотивах поведения и выбора в разных жизненных ситуациях, мы, как правило, разбираем доводы разума. Но все святые отцы пишут однозначно – «разум – это слуга сердца» (Иоанн Кронштадтский.) Он лишь регулятор, диспетчер более глубокого, господствующего в человеке органа. Чувства очищенного сердца – более верный показатель, чем заключения ума. Чтобы понять другого человека, нам важнее распознать чем живет его сердце, а не то, о чем думает его голова.

Сердце апостолов распознало Бога в Христе задолго до того, как это понял их рассудок. Поэтому воля рыбаков ответила на призыв Христа согласием. Воля человека не является каким-то самостоятельным элементом души. Она есть равнодействующая сила стремлений и желаний нашего сердца.

Сердце апостолов распознало Бога в Христе задолго до того, как это понял их рассудок.

Каждый из нас знает, как невыносимо тяжело общаться с людьми, в присутствии которых нужно тщательно взвешивать каждое слово, бояться, чтобы нас не так поняли и т.п. Такое общение – не радость, а тяжелый труд, от которого хочется поскорее избавиться. И наоборот, как нам легко с людьми простыми, без «наворотов», без двойного дна, без того, что называется «сами себе на уме». С людьми, чье простоте, легкое, чистое сердце излучает свет, всегда хорошо и радостно. Они могут быть глубоко или плохо образованы, иметь высокий или низкий интеллект – это не важно. Важно кто они сами по себе. Если это справедливо по отношению к людям, то что можно говорить о Боге, в котором живет человеческое сердце. Увидев Христа, услышав Его голос, Апостолы пошли не за словами, а за Человеком, который их произнес. Потому что «никогда человек не говорил так, как этот человек» (Ин 7:2-53).

То, что апостолы отозвались на призыв Христа, сумели его расслышать душой, а не рассудком, говорит также и о глубокой чистоте их сердец. Они были простыми трудягами и не были обременены ни мнением о себе, ни значимостью своих персон, ничем таким важным, чем мнят себя «сильные мира сего». Даже грешники, проститутки и мелкие жулики, смогли почувствовать свет, исходящий из сердца Христа, и стремились к Нему. А вот «навороченные» своей исключительной значимостью «праведники» возненавидели Его и распяли. В этом один из парадоксов греха.

Апостолы пошли не за словами, а за Человеком, который их произнес. Потому что «никогда человек не говорил так, как этот человек» (Ин 7:2-53).

Правоверные иудеи, распиная своего же Царя и Бога, боялись зайти в притвор к Пилату, «чтобы не оскверниться и есть пасху». Они не боялись оскверниться кровью Праведника, но очень переживали за свою ритуальную нечистоту. И только один из членов Синедриона, переступив через страх нарушить табу, пошел прямо к Пилату «просить Тело Иисусово». Ему уже было все равно, что про него подумают «коллеги», как это оценит синедрион, потому что Никодим, так же, как и Иосиф из Аримафеи, уже стали христианами.

Мы тоже сможем ими стать, когда за пределами уставных предписаний, за тем, что «положено» и что «не положено», в этот апостольский пост постараемся разглядеть живого Христа, распознать единственный закон, которому Он призывает нас следовать – Закон Любви. Мы станем настоящими христианами, когда сможем любить Христа «безумной» любовью, той, в которой нет никакой логики, никаких расчетов и доводов ума, той, которая живет лишь сердцем. Но нужно не забывать и о том, что Сам Бог любит нас такой же «безумной» любовью. Любовью, в которой нет никаких расчетов, которая любит «ни за что», а «просто так».

Размышляя о «неквалифицированной» кадровой политике Бога, мне так и хочется Ему сказать: «Господи, я самый неподходящий кандидат на то, чтобы жить в твоем Царстве. Во мне нет ничего из того, чем должны были бы обладать те, кто претендует на это место жительства. Но, Господи, сделай так, как ты это делал всегда. Спаси меня не «благодаря», а вопреки…»

Прочитайте онлайн Новый Завет в изложении для детей | 14. Призвание первых учеников (Мф. 4, 18–22; Мк. 1, 16–20; Лк. 5, 1–11; Ин. 1, 35–51)

14. Призвание первых учеников (Мф. 4, 18–22; Мк. 1, 16–20; Лк. 5, 1–11; Ин. 1, 35–51)

Еще до ухода в пустыню на Иордане произошла первая встреча Христа с Его будущими учениками и апостолами.

Когда Иоанн Креститель, указав на Иисуса, сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29), двое из Его учеников пошли за Иисусом. Обернувшись и увидев идущих за Ним, Иисус спросил: «Что вам надобно?» Они сказали Ему: «Учитель, где живешь?» Иисус ответил: «Пойдите и увидите». Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Это были будущие апостолы Андрей и Иоанн. Неизвестно, о чем беседовал с ними Иисус Христос. Но они поняли, что перед ними не просто замечательный и великий Человек, а Тот, о Котором писали Моисей и пророки – Мессия, Христос. Эта первая встреча с Ним осталась в памяти апостолов на всю жизнь. Апостол Иоанн в своем Евангелии вспоминает даже час, когда он впервые увидел Христа в тот приснопамятный день: «Было около десятого часа» (Ин. 1, 39).

Андрей немедленно отправился к своему брату Симону и рассказал ему о своей встрече с Иисусом. «Мы нашли Мессию, – сказал он, – что значит: Христос». И привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (Ин. 1, 41–42). Это был будущий апостол Петр, которому впоследствии Господь вверил «ключи Царствия Божия». Но тогда эти ученики еще не пошли за Христом.

По возвращении из пустыни Иисус Христос поселился в Капернауме, небольшом рыбачьем городке на берегу Галилейского озера. Здесь Он и начал Свою проповедь. Путешествуя по окрестным городам и селениям и проходя однажды по берегу озера, Он увидел знакомых Ему рыбаков. Это были Симон Петр и Андрей, брат его. Они закидывали сети в море. Иисус сказал им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4, 19).

И они тотчас же оставили сети и последовали за Иисусом. Идя оттуда далее, увидел Он других двух братьев – Иакова и Иоанна – в лодке с Зеведеем, отцом их. И они оставили лодку и отца своего и последовали за Ним. Здесь же, в Галилее, Христос призвал Филиппа, а тот привел к Нему Нафанаила (см. Ин. 1, 43–51).

«И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (Мф. 4, 23–25).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector