0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авдий: наказание за злорадство

Авдий: наказание за злорадство

Авдий: наказание за злорадство

Этот пророк, чье имя переводится как «раб Господень», наименее известный и самый малый (если судить по размеру книги, носящей его имя) из двенадцати так называемых «малых пророков». О его личности и времени служения нам ничего, по сути, не известно. Ясно только одно: ему уже было известно о катастрофе, постигшей Израиль.

Содержание его проповеди тоже очень простое – Авдий передает слова Господа эдомитянам, ближайшим родственникам евреев: «Если ты и взлетел, как орел, если свил себе гнездо среди звезд – и оттуда тебя низвергну!»

За что же эдомитян ждет такое наказание? «Не смотрел бы ты на день своего брата, на день его беды, не радовался бы в день гибели сынов Иуды… Не стоял бы на перекрестках, убивая беглецов; не выдавал бы уцелевших в день беды! Близок День Господень ко всем народам – как ты поступал, так и с тобой поступят; что творил, к тебе и вернется!» Предком эдомитян был Исав, брат-близнец Иакова, от которого произошли израильтяне, и два этих народа действительно считали друг друга ближайшими родственниками. Только, как показывает и новейшая история, ссоры между такими братскими и соседствующими народами запоминаются надолго и служат источником черной зависти и злобы.

Датировать точно это пророчество невозможно, но вполне вероятно, что оно прозвучало во время возвращения иудеев на Родину, к чему соседние народы отнеслись с большой опаской. Как, зачем? Они уже распорядились тем, что осталось после переселения иудеев, и вот, теперь придется потесниться, отдавать все обратно? Авдий дает ясное предупреждение, что ждет Эдом за его недоброжелательство и злорадство.

Можно считать, что это предсказание окончательно сбылось в конце II века до н. э., когда Идумея (так тогда назывался Эдом) была завоевана иудеями, а ее жители были обращены в иудаизм, в основном насильно (кстати, это единственный пример такого рода). С тех пор об Эдоме-Идумее как о самостоятельном государстве уже никто не слышал, а скоро и само это название вышло из употребления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Книга пророка Авдия

1 Видение Авдия. Так говорит Господь Бог об Едоме: весть услышали мы от Господа, и посол послан объявить народам: «вставайте, и выступим против него войною!»

2 Вот, Я сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении.

3 Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: «кто низринет меня на землю?»

4 Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь.

5 Не воры ли приходили к тебе? не ночные ли грабители, что ты так разорен? Но они украли бы столько, сколько надобно им. Если бы проникли к тебе обиратели винограда, то и они разве не оставили бы несколько ягод?

6 Как обобрано все у Исава и обысканы тайники его!

7 До границы выпроводят тебя все союзники твои, обманут тебя, одолеют тебя живущие с тобою в мире, ядущие хлеб твой нанесут тебе удар. Нет в нем смысла!

8 Не в тот ли день это будет, говорит Господь, когда Я истреблю мудрых в Едоме и благоразумных на горе Исава?

9 Поражены будут страхом храбрецы твои, Феман, дабы все на горе Исава истреблены были убийством.

10 За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда.

11 В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них.

12 Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия.

13 Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в день несчастья его и даже смотреть на злополучие его в день погибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его,

14 ни стоять на перекрестках для убивания бежавших его, ни выдавать уцелевших из него в день бедствия.

15 Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою.

16 Ибо, как вы пили на святой горе Моей, так все народы всегда будут пить, будут пить, проглотят и будут, как бы их не было.

17 А на горе Сионе будет спасение, и будет она святынею; и дом Иакова получит во владение наследие свое.

18 И дом Иакова будет огнем, и дом Иосифа — пламенем, а дом Исавов — соломою: зажгут его, и истребят его, и никого не останется из дома Исава: ибо Господь сказал это.

19 И завладеют те, которые к югу, горою Исава, а которые в долине,- Филистимлянами; и завладеют полем Ефрема и полем Самарии, а Вениамин завладеет Галаадом.

20 И переселенные из войска сынов Израилевых завладеют землею Ханаанскою до Сарепты, а переселенные из Иерусалима, находящиеся в Сефараде, получат во владение города южные.

21 И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа.

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

АВДИЙ

[евр. , — раб, служитель Господа, греч. ̀ρδβλθυοτεΑβδιος, лат. Abdias] (пам. 19 нояб., в Неделю праотец, в 1-ю неделю Великого поста), 4-й в ряду 12 малых пророков. О жизни и времени служения пророка Свящ. Писание ничего не сообщает. Позднее иудейское предание считает его обратившимся из идумеев (см. Едом) и отождествляет с богобоязненным домоправителем правившего в IX в. до Р. Х. израильского царя Ахава (см. 3 Цар 18. 3-16) (Сангедрин. 39б). Прп. Ефрем Сирин (Толкования. С. 140) писал, что А. был родом из Сихема и являлся современником пророков Осии, Иоиля, Амоса и Исаии (кон. IX-VIII в. до Р. Х.). Блж. Иероним Стридонский утверждал, что А. родился в Иорамаре (колено Ефремово) и был при дворе Ахава, затем последовал за прор. Илией и скончался в Самарии; у его гробницы происходило много чудес. Это же предание, относящее А. к пророкам IX в., принято свт. Димитрием Ростовским. Основным источником для определения времени служения А. остается упомянутое в его книге нашествие идумеев на Иерусалим (ст. 11).

В евр., слав. и рус. Библии Книга пророка Авдия занимает четвертое место среди книг малых пророков (между Амосом и Ионой), в Септуагинте — пятое (между Иоилем и Ионой) и является самой маленькой по объему среди книг ВЗ, состоящей из 21 стиха. Подразделяется на две части: стихи 2-14 — пророчества о предстоящей гибели Едома; стихи 15-21 — провозвестие суда над всеми народами и обетование о спасении Израиля. Господь через А. объявляет Едому, народу (Авд 1-3), к-рый как орел «поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо», о его предстоящей гибели: «. и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь» (Авд 4). В последующих стихах (Авд 5-9), прибегая также к сравнениям и иносказаниям, А. изображает крайнюю степень опустошения страны идумеев. Уничтожение Едома представляется как Божие возмездие «за притеснение брата твоего. в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий об Иерусалиме, ты был как один из них» (Авд 10-11). В 15-м стихе пророк возвещает наступление Дня Господня. Это будет день возмездия за совершенные дела, день суда над народами и спасения для Иуды (Авд 16-18). Далее следует обетование об установлении нового большего по размерам теократического царства (Авд 19-20). Заканчивается книга словами: «И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа» (Авд 21).

Читать еще:  Странный вопрос: что такое Библия?

На книгу составили толкования церковные писатели и отцы Церкви: Феодор Мопсуестийский, прп. Ефрем Сирин, свт. Кирилл Александрийский, блж. Иероним Стридонский и блж. Феодорит Кирский. По вопросу о точной датировке упомянутых в Книге пророка Авдия событий разрушения Иерусалима (ст. 10-12) и последующего разгрома идумеев нет единого мнения. Иерусалим подвергался разграблению неоднократно: при Ровоаме (ок. 931/22-915/13) егип. фараоном Сусакимом (3 Цар 14. 26); при Иораме (ок. 848-841) филистимлянами и аравитянами (2 Пар 21. 16-17); при Амасии (ок. 800-783) израильским царем Иоасом (4 Цар 14. 13-17); при Иоакиме (609-598), Иехонии (598) и Седекии (597-587) вавилонянами (4 Цар 24. 1, 10-16; 2 Пар 36. 6-7, 10; Дан 1. 1-4),- поэтому одни библеисты датировали возникновение книги временем вскоре после 889 г. (И. К. Смирнов, П. А. Юнгеров Франц Делич), др. (еп. Палладий (Пьянков), В. П. Рыбинский) относили стихи 10-14 к взятию Иерусалима Навуходоносором в 586 г. Последняя дата доминирует в научной традиции XX в.

Особое внимание исследователи обращали на сходство пророчеств о Едоме пророков А. и Иеремии (Иер 49. 7-22), особенно Иер 49. 14-16 (ср. Авд 1-4) и Иер 49. 9-11 (ср. Авд 5-7). Близость этих текстов объясняется, с одной стороны, тем, что текст Иер 49 вторичен по отношению к Книге пророка Авдия (A. Deissler, W. Rudolph и др.). Это мнение может служить подтверждением позиции тех ученых, к-рые считали эту книгу древнейшей, т. к. к VI в. до Р. Х. она уже имела авторитет священного пророческого текста (П. Юнгеров). С др. стороны, пророки А. и Иеремия могли использовать один и тот же источник — письменный или устный (В. П. Рыбинский, H. Wolff и др.).

Гимнография

Памяти пророков в визант. церковном календаре (см. Год церковный) приходятся в основном на дни Рождественского поста, подготовительные к празднику Рождества Христова — тем самым указывается на то, что пророки предвозвещают пришествие Спасителя. Память А. отмечена в Минологии имп. Василия (X в.), Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского, но ни в Типиконе Великой ц. (IX-X вв.), ни в Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. память А. не указана. Италийская редакция Студийского устава — Мессинский Типикон (1131, Arranz. Typicon. P. 58), древние редакции Иерусалимского устава (напр., ркп. XII в. Sin. Gr. 1096 — см. Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32), первопечатный рус. Типикон 1610 г. указывают службу с Аллилуия 2 святым -А. и мч. Варлааму. Принятый в наст. время в РПЦ Типикон содержит такое же указание (Типикон. Т. 1. С. 267), однако допускает совершение службы без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова) с пением тропаря мученику.

Служба А. зафиксирована в студийских памятниках (напр., ркп. XII в. Ath. Filoth. 28. F. 124-129; РНБ. Греч. 551. Л. 177об.- 179; Греч. 227. Л. 141об.- 142об.). Канон А. (5-го гласа) с акростихом «Прозорливаго Авдия пою славу» составлен св. Феофаном Начертанным (IX в.).

Иконография

А. отвечает общей типологии изображения пророков — он облачен в хитон и гиматий, в левой руке свиток (тексты на развернутом свитке могут варьироваться: Авд 1-4, 8; 1-17), правая рука либо благословляет, либо в жесте приятия благодати (обращена раскрытой ладонью вовне). Одно из самых ранних изображений А.- мозаичный медальон в апсиде кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае, где А. представлен погрудно в виде средовека с короткими темными волосами с проседью и небольшой бородой. Существовало неск. традиций изображения А., представляемого и старцем, и средовеком, и юношей. Напр., в новгородских росписях XIV-XV вв., на подпружных арках в медальонах ц. арх. Михаила в Сковородском мон-ре и ц. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре,- молодой безбородый пророк. В росписи барабанов ц. Спаса Преображения на Ковалеве и ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде; на миниатюрах в Толкованиях на книги пророков (Кон. Х — нач. XI в. Torino. NB. 1312) и в Книге пророков XIII в. (Vat. Gr. 1153) — средовек с короткой, округлой бородой. В Книге пророков 1489 г. (РГБ. Л. 35об.) А. изображен седым старцем с небольшой, густой бородой и спускающимися на плечи и спину локонами. В новгородской редакции иконописного подлинника XVI в. о нем сказано: «Аки Мина сед, риза вохра с белилы, маленько санкирю в ней, испод лазорь»; в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в.,- «старец с проседью» (Ч. 2. § 132. № 14). А. входит в состав пророческого ряда иконостаса, напр. походный иконостас — деревянный резной складень из Новгорода (XVI в. ГММК. СК 65-68).

Среди памятников зап. искусства следует упомянуть реликварий «трех волхвов» из Кёльнского собора, изготовленного в мастерской Николая Верденского в 1205 г., где представлено скульптурное изображение сидящего пророка А. (по типу оно близко к миниатюре из Книги пророков 1489 г.).

Книга пророка Авдия — Арсений (Соколов) игумен

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Книга пророка Авдия

Приблизительное описание лекции:

Само имя пророка означает «раб Господень» — Овадья. Эта Книга имеет надписание, состоящее всего лишь из двух слов: «видение Авдия». Он получил свое пророчество в видении, что нередко происходило у пророков. Вспомним хотя бы пророка Амоса, других пророков, и величайшего провидца, великого пророка Иезекииля – какие большие, пространные, подробные видения в его Книге! Вот и здесь: «видение Авдия». И далее это видение описывается, точнее, передаются те слова, которые во время видения услышал пророк Овадья:

Видение Авдия. Так говорит Господь Бог об Едоме: весть услышали мы от Господа, и посол послан объявить народам: «вставайте, и выступим против него войною!» (Авд.1:1)

Вся Книга пророка Авдия, все его видение и все слова Божии, которые в этом видении Авдий услышал, касаются лишь одной темы – темы Едома, этого вечного брата и вечного неприятеля иудейского народа.

. Видение Авдия» – так начинается Книга, это короткое надписание Книги, состоящее всего лишь из двух слов.

Читать еще:  Источник «Q» — загадочный сборник цитат Христа

. Так говорит Господь. «Куа мар» плюс тетраграмма, – обычная для начала пророческих речей вводная формулировка.

. Так говорит Господь Бог об Едоме. Едом, Идумея – основная тема, единственная тема Книги пророка Авдия. Едом – один из сыновей Исаака, у которого было два сына-близнеца: Иаков и Исав – или Едом, вечный брат Иакова, то есть израильтян, и вечный его неприятель-сосед, это едомитяне. Не просто складывались отношения между соседями при Давиде и при Соломоне. Едомитяне были подчинены Иерусалимскому царству, Южному Иудейскому царству, позднее при Давиде и Соломоне это был единый Израиль, в результате завоевательных войн Едом был подчинен и был в вассальной зависимости от Иудейского царства. А когда Иудейское царство ослабевало, Едом объявлял о своей независимости и вступал в вассальный договор с врагом, с неприятелем израильтян-иудеев. Самым таким лютым и ужасным врагом в древности для Иудейского царства был Вавилон, вавилоняне. И вот здесь в этой Книге содержится пророчество о Едоме. Точнее можно сказать, что это пророчество против Едома. Предлог «аль айн ламед» можно переводить как и «о чем-то», или «о ком-то», и «против кого-то или чего-то». Здесь вполне уместен перевод: «Так говорит Господь Бог против Едома». И далее звучит обличительная пророческая речь против идумеев.

. весть услышали мы от Господа, и посол послан объявить народам: «вставайте, и выступим против него войною! Посол, посланник – звучит в этом пророчестве прямая речь этого самого посланника от Господа выступить войною против Едома. Продолжается прямая речь Господа:

Вот, Я сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении.

Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: «кто низринет меня на землю?

Достаточно суровая и неприступная земля была у едомитян, у идумеев, располагавшаяся на юг и на юго-восток от соленого моря, Мертвого моря. И действительно, у них сами природные условия, сам ландшафт этой земли, были таким природным укреплением для едомитян, и они считали, что внешний враг не может принести им никакого вреда, никакого ущерба. Но это не так. Ведь все в руке Господней, и все царства и государства – они в Божественной власти.

Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь. (Авд. 1:4)

Более могущественные страны и государства Господь низвергает в то время, в которое сочтет нужным: или когда наполнится мера их беззаконий, или когда на историческую сцену должно вступить другое государство. Господь покончил с независимостью Тира – неприступного города-скалы, располагавшегося на средиземноморском острове. Господь низверг власть Египта. Господь позволил вавилонянам захватить Ниневию и покончить со Сирийской державой. И Вавилонскому царству придет конец под рукою персов и мидийцев; и каждому царству и каждой империи приходит конец в назначенное для Бога время. Придет конец и для гордого Едома.

Не воры ли приходили к тебе? не ночные ли грабители, что ты так разорен? Но они украли бы столько, сколько надобно им. Если бы проникли к тебе обиратели винограда, то и они разве не оставили бы несколько ягод? (Авд. 1:5)

Пророк в своем пророческом видении видит Едом разграбленным неприятелями, разграбленным врагами. Причем разграбили и вычистили все дочиста. И пророк восклицает, пророк передает слова Божии с восклицанием:

Как обобрано все у Исава и обысканы тайники его! (Авд.1:6)

Все разграбили враги, и самые потаенные сокровища обнаружили и захватили.

До границы выпроводят тебя все союзники твои, обманут тебя, одолеют тебя живущие с тобою в мире, ядущие хлеб твой нанесут тебе удар. Нет в нем смысла!

Не в тот ли день это будет, говорит Господь, когда Я истреблю мудрых в Едоме и благоразумных на горе Исава?

Были у Едома свои мудрецы на горе Исава. Что здесь гора Исава стоит в параллели к Едому, вполне очевидно. И вот пророк предсказывает неприглядное будущее едометян, его поражение и разорение нагрянувшим внешним врагом.

Поражены будут страхом храбрецы твои, Феман, дабы все на горе Исава истреблены были убийством. (Авд. 1:9)

Феман (или Теман) – тоже территория Едома, территория Исава. Кстати, несколько раз в Священном Писании, этот топоним упоминается – например,в Танахе, в Книге пророка Аввакума. Некоторые отождествляют Феман с южной частью Аравийского полуострова с Яманом или с Йеменом – Таиман, Яман – вполне созвучное название. Быть может, речь идет о южно-аравийском Таимане, а может быть, имеется в виду более близкий к Израилю топоним.

За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда. (Авд. 1:10)

Вот за что идумеев ждет наказание. Он преследовал брата своего мечом – кто этот брат для идумеев, для Едома? Это иудеи, это их действительно родные братья-близнецы. Исав и Иаков –это родные братья, сыны Исаака, и между ними была постоянная вражда. Исав жаждал и ждал поражения своего брата, и злорадствовал, когда враги нападали на Иудею и когда истребляли иудейский народ.

В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них. (Авд.1:11)

Катастрофа Иерусалима и всей Иудеи произошла в 586 году до нашей эры, когда после долгой осады войска Навуходоносора, Вавилонского царя, взяли Иерусалим, осада была прорвана, Святой Град был захвачен, все его жители и оборонявшие его воины были истреблены, знать и ремесленники были уведены в плен. И случилось тогда же самое, пожалуй, страшное: святой Храм Божий, Божий дом был разрушен и сожжен вместе со всем городом. Пройдут десятилетия, Храм будет восстановлен, это будет уже второй Иерусалимский Храм, а первый Храм присутствие Божие, Божественная шахина, Божественная слава покинула. Что же делал родной брат Иакова в это время? Он смотрел, как враги-вавилоняне захватывали святой город Иерусалим, он злорадствовал и потирал руки, радовался и веселился, видя бедствия Иерусалима. Вот за это злорадство, за это совсем не братское отношение к Иерусалиму и к иудеям, ждет наказание самого Исава.

Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия. (Авд. 1:12)

«День брата» – здесь это день поражения, день захвата Иерусалима. Расширил он рот – Исав, на брата своего, и говорил, как сказано в одном из псалмов: «разрушайте, разрушайте до основания его!» – то есть Иерусалим, призывая врагов разрушать столицу своих братьев-иудеев: разрушайте его до основания. Не следовало бы тебе делать все это, говорит Господь устами Своего пророка Авдия.

Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в день несчастья его и даже смотреть на злополучие его в день погибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его,

Читать еще:  А где же наша пустыня?

ни стоять на перекрестках для убивания бежавших его, ни выдавать уцелевших из него в день бедствия.

Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою.

Принцип воздаяния – справедливого Божественного правосудия, справедливого Божественного суда, здесь вполне нагляден. За свое злорадство, за то, что он входил вместе с врагом и радовался тому, как вавилоняне разграбляли Иерусалим и убивали его жителей – за это все Едом получит по заслугам, ему будет воздано, его ждет воздаяние. День Господень – «йом» плюс тетраграмма – часто используемое пророками понятие. Его впервые вводит пророк Амос – это день гнева Господня. Говорит пророк Софония – это день бедствия. И вот день Господень наступил для Иерусалима. Он наступит – этот день поражения, день Господень, и для Едома; а вот для иудеев и для иерусалимлян этот день Господень уже не будет днем поражения, это будет днем торжества и ликования, это будет день возвращении иудеев из плена Вавилонского, это будет день реставрации, восстановления и Иерусалима, и Храма, и всей страны. Продолжается обличительная речь пророка против Едома, 16 стих:

Ибо, как вы пили на святой горе Моей, так все народы всегда будут пить, будут пить, проглотят и будут, как бы их не было. (Авд. 1:16)

Они еще устроили пьянку на святой горе Божьей – на той горе, где располагался Божий Храм, сожженный вавилонянами. Они радовались, видя это пепелище, там пьянствовали, и пили вино и другие напитки.

А на горе Сионе будет спасение, и будет она святынею; и дом Иакова получит во владение наследие свое. (Авд. 1:17)

В 17-м стихе выражается надежда пророка. Эта надежда не касается Едома, эта надежда касается того народа, к которому принадлежит пророк Авдий – его родного иудейского народа. Злорадный Едом получит по заслугам, а гора Сион, которая здесь метонимически обозначает иудейский народ, и Иерусалим, будет восстановлен и будет спасен.

И дом Иакова будет огнем, и дом Иосифа – пламенем, а дом Исавов – соломою: зажгут его, и истребят его, и никого не останется из дома Исава: ибо Господь сказал это. (Авд.1:18)

Едометяне, потомки Исава, прекратили свое историческое существование. Мы знаем, что Ирод Великий был идумеем, принявшим веру Израиля, принявшим иудаизм, он царствовал над Израилем долгих 40 лет. В его царствование родился Господь наш Иисус Христос. Но вот в нашу эру, в первые века нашей эры, исчезает, ассимилируется идумейский народ, и сегодня нет такого народа, который бы носил имя Исава или имя идумея. Они растворились в этом ближневосточном котле, смешались с другими народами, наступило арабское завоевание Ближнего Востока, и идумеев больше нет. А вот иудейский народ – тот народ, к которому принадлежит пророк Авдий – на нем вполне исполнились эти слова 17-го и 18-го стихов. Дом Исава стал соломой, а дом Иакова и дом Иосифа – огнем, пламенем. И на горе Сион действительно восторжествовало спасение. И оттуда, из Сионской горницы, проповедь об этом спасении разнеслась по всему миру. В этой Книге имеются и мессианские, таким образом, намеки. Мы эти мессианские намеки – намеки на мессианское эсхатологическое царство, встречаем в 17-м стихе и дальше в заключительных стихах этой Книги. Стихи 19-21 можно считать эпилогом Книги пророка Авдия, и сейчас мы их прочтём.

И завладеют те, которые к югу, горою Исава, а которые в долине, – Филистимлянами; и завладеют полем Ефрема и полем Самарии, а Вениамин завладеет Галаадом.

И переселенные из войска сынов Израилевых завладеют землею Ханаанскою до Сарепты, а переселенные из Иерусалима, находящиеся в Сефараде, получат во владение города южные.

Сарепта – известная из 3-й Книги Царств, как место действия пророка Божия Илии – это Сарафанд нынешний в Ливане, Царафта или Царепта Сидонская – близ города Сидона, нынешней Сайды. Так вот, до самой Сайды, до самого Сидона, до самой этой Сарепты завладеют сыны Израилевы всем Ханааном, когда вернутся из Вавилонского плена, говорит пророк. А те, кто были в Вавилон переселены из Иерусалима, они находились в Сфараде (Сефарад в синодальном переводе) – это не что иное как Испания. Испания на древнееврейском языке и на современном иврите тоже называется Сфарад. Вот интересно: если задать вопрос знатокам Библии, упоминается ли в Ветхом Завете Испания? Ну, в Новом Завете – все знают, что упоминается Испания. Когда Павел пишет в Послании к Римлянам, он упоминает Испанию – он собирался туда пойти, отправиться в миссионерское путешествие. А вот упоминается ли Испания в Священном Писании Ветхого Завета, не каждый ответит. Но оказывается, упоминается – 20 стих Книги пророка Авдия, где говорится о Сфараде. Вот оттуда, из самых дальних пределов Сфарада, самых дальних западных пределов Европы – оттуда тоже вернутся израильтяне. Здесь в параллели как бы в 20-м стихе стоят «переселенные из войск сынов Израилевых» – видимо, переселенные в Вавилон. Они находятся в параллелизме с переселенными из Иерусалима. А земля Хананейская до Сарепты находится в параллелизме с Сфарадом.

Пророческие тексты – это в основном поэзия, и один из приемов древнееврейской поэзии – это параллелизм: или синонимический параллелизм, как здесь, или антитетический параллелизм: «ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» – например; или синтетический параллелизм здесь. Поэтому в 20-м стихе совершенно очевидно, что речь идет о возвращении отовсюду: с востока – из Вавилона; с запада – Сфарада, из Испании, иудеи-израильтяне возвратятся. Когда? В день Господень, который, согласно 15-му стиху, близок. Это день реставрации, день восстановления, день изобилия и установления нового мессианского эсхатологического царства. Наконец, прочтем 21-й стих этой главы – единственной главы, из которой состоит Книга.

И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа. (Авд. 1:21)

Вот на какой мажорной, торжественной, величественной ноте завершается эта Книга: будет царство Господа. Несомненно, для нас, христиан, читающих Книгу пророка Авдия, и для древних христианских комментаторов, как например, блаженный Иероним, и для нас с вами, сегодняшних читателей, последний 21-й стих этой Книги имеет мессианский смысл. Говорится «и будет царство Господа». Царство новое, грядущее для пророка, грядущее мессианское царство – оно наступит в день Господень, как сказано в 15-м стихе, который для пророка близок. Это царство провозгласил Господь наш Иисус Христос. Он проповедовал и говорил: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, или по версии Луки – Царство Божие. Царство Господа, говорит Авдий. И мы, христиане, провозглашаем это Царство Христово, вечное Христово Царство, которому не будет конца. Мы провозглашаем его на каждой Божественной Литургии, которая начинается с возгласа «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа». Вот так, от древнего иудейского пророка Авдия, перебрасывается мостик в наше сегодняшнее новозаветное время.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector