1 116 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Этические принципы буддизма

Этические принципы буддизма

Поиск

Буддийская этика

Жить — значит совершать поступки. Наши поступки могут иметь вредоносные или благоприятные последствия для нас самих и других людей. Буддийская этика содержит принципы и практики, которые помогают нам поступать на пользу, а не во вред другим и себе.

Ключевые моменты этических норм буддизма известны как пять наставлений. В них заключена суть его этических принципов. Эти наставления не правила или заповеди, но «принципы обучения», которые принимаются по свободной воле, и их применение на практике необходимо осуществлять разумно и осторожно. Буддийская традиция признает, что жизнь сложна и полна трудностей, и поэтому не предлагает единой модели поведения, которая будет правильной при любых обстоятельствах. На самом деле, вместо того, чтобы классифицировать поступки как плохие или хорошие, буддизм говорит о том, что они могут быть искусными (санскр. кушала) или неискусными (санскр. акушала).

Пять наставлений включают следующие принципы:

1. Не убивать других живых существ и не причинять им вреда. Это фундаментальный этический принцип буддизма, и все остальные наставления являются его следствиями. Этот принцип подразумевает отказ от насилия во всех ситуациях, когда это возможно, и многие буддисты по этой причине придерживаются вегетарианства. Эквивалентное этому принципу качество – любовь.

2. Не брать того, что не является твоим. Очевидно, что воровство наносит вред другим. Сюда относится также использование людей в своих целях, их эксплуатация и манипулирование ими – все это может рассматриваться как присвоение чужого. Эквивалентное этому принципу качество – щедрость.

3. Избегать неправильного сексуального поведения. Этот принцип находил различную интерпретацию в разные времена, но сущность его в том, чтобы не причинять вреда другим в сексуальной сфере. Эквивалентное этому принципу качество – удовлетворенность.

4. Избегать неправдивой речи. Речь – это ключевой момент в наших взаимоотношениях с другими, и все же слово – опасный посредник, и мы часто обманываем себя или других, даже не осознавая, что делаем. Поэтому правдивость, качество, эквивалентное этому принципу, необходима для нравственной жизни. Но правдивости недостаточно, и в другом списке наставлений (десяти наставлениях или десяти кушала дхармах) содержатся целых четыре наставления о речи, добавляющих, что наша речь должна быть доброжелательной, полной желания помочь и гармоничной.

5. Отказаться от алкоголя и наркотиков, которые затуманивают разум. Эквивалентное этому принципу качество – благоразумие, или осознанность. Осознанность – фундаментальное качество, подлежащее развитию на буддийском пути, а опыт показывает, что интоксикация алкогольными напитками или наркотиками приводит к совершенно противоположному результату.

Многие буддисты во всем мире ежедневно повторяют эти пять наставлений и стараются следовать им в своей повседневной жизни.

Буддийская Община Триратна подчеркивается важность этики для духовной жизни. Человека, практикующего в Буддийской Общины Триратна и желающего стать «митрой» (санскр. друг/подруга), просят исполнять пять наставлений, а все члены Ордена следуют подобному, но немного расширенному списку из десяти традиционных наставлений. Но настоящая нравственная жизнь вырастает из этической чуткости, а она культивируется через развитие чуткости к себе и другим путем размышления и открытого общения. Мы не можем автоматически знать последствия наших поступков, если мы не размышляем над ними и не достигаем ясного понимания их последствий. Поэтому этика рассматривается в Буддийской Общины Триратна не как вопрос подчинения правилам, но как вопрос обучения тому, как поступать хорошо и не причинять вреда. Частично ценность сангхи, или духовной общины, заключается в том, что другие люди могут указать на ошибки, которые сам человек не видит, но хочет избежать. Иногда человек решает усилить практику этического поведения путем формальной исповеди своим друзьям в неправильных поступках.

Этика буддизма

Моральные заповеди раннего Буддизма носили преимущественно отрицательный характер: это был перечень поступков, от которых должен воздерживаться последователь Будды. Элементарные, обязательные для всех заповеди сводились к пяти: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина. Но для тех, кто стремится достигнуть совершенства, эти пять запретов развиваются в целую систему гораздо более строгих предписаний.

Запрещение убийства доводится до того, что нельзя умерщвлять даже едва заметных глазу насекомых: поэтому нельзя пить из чаши непроцеженную воду, ибо в ней могут оказаться маленькие живые существа, нельзя заниматься земледелием, так как пахарь своим плугом может невольно нанести вред земляным червякам, и т. д. Запрет нарушения супружеской верности расширяется до требования полного целомудрия. Запрет брать чужую собственность усовершенствуется требованием отказа от всякой собственности. Запрет употребления спиртных напитков расширяется до строгого воздержания в пище, хотя и не доходящего до крайностей брахманов-аскетов, нередко отказывавшихся от пищи вообще, а также уклонение от всяких удобств, наслаждений и роскоши земной жизни. Словом, выполнение моральных предписаний Буддизма означало требование монашеского образа жизни, ухода из мира, отшельничества.

Одна из важных заповедей буддизма – любовь и милосердие ко всем живым существам. Буддизм предписывает при этом не делать различия между ними и относиться с равным доброжелательством к добрым и злым, к людям и животным. Особая, исключительная привязанность к какому-либо отдельному человеку решительно осуждается. С другой стороны, буддистская любовь к живым существам – это не активная и деятельная любовь, а скорее, пассивно-благожелательное настроение, непротивление злу, прощение обид.

Читать еще:  Еще один мудрый урок от Будды

В основе буддистской этики лежит знание закона кармы, которое гласит, что не бывает случайного наказания или случайных даров судьбы. Любое событие является причинным следствием совершенного ранее поступка. Последователь Будды ни в каком случае не должен платить злом за зло, ибо этим не уничтожаются, и лишь возрастают вражда и страдание. Нельзя даже защищать других от насилия, мстить за несправедливость, наказывать за убийство. Последователь Будды должен спокойо но, терпеливо и бесстрастно относиться ко злу, уклоняясь только от участия в нем.

Этика буддизма

Строго говоря, первоначальное учение Будды не было ни религиозным, ни философским. Изучив существующие в Древней Индии взгляды, он создал религию, не похожую на все, что было до него. Будда уклонялся от дискуссий о Боге, о душе и не столько потому, что считал эти темы недостойными или не знал, как на них ответить, сколько из-за того, что цель его учения была сугубо практическая – помочь избавиться от страданий. Будда выступал против догм, авторитетов, слепой веры; он говорил, что истин так же много, как листьев в лесу, и истина, возвещенная им, не более чем горсть листьев; он часто отвечал молчанием на вопросы людей, которые считали его всезнающим.

Будда покинул свой дом и из наследника царства стал странствующим искателем истины, желающим:

«О сказанном издревле размышляя,

Не запершись в предании одном,

В едином не упорствуя, а в ум свой

Все верные слова светло принять…»

(Ашвагхоша. Жизнь Будды. М., 1990. С. 111).

Но история его жизни превратилась в другую историю – историю распространения и искажения его учения, историю обожествления Будды и превращения его в целый легион Будд. Во времена Будды в Индии существовала сильно развитая и до деталей разработанная религиозная традиция. Именно она поглощала истинную историю и взгляды Будды. Первоначальное учение Будды смешивается с культом Шивы и магией в тантрическом буддизме, с местными верованиями в тибетском и монгольском ламаизме, с даосизмом и отчасти конфуцианством в Китае, с культом предков в японской разновидности буддизма. В местах распространения в пантеон буддийских богов входили местные божества.

Буддизм из двух вариантов неумирания – не жить и стать бессмертным – выбрал первый. Рождения «не должно допускать, ведь если нет его, тогда зачем, откуда быть страданью?» (Будда. Истории… С. 424). Этот выбор облегчается тем, что жизнь в индийской культуре рассматривается как нечто неистинное по отношению к основе всего – Единому. Буддизм подходит для тех культур и людей, которые тяготеют к этой установке.

Буддизм задался вопросом, что такое Единое? И пришел к выводу, что это абсолютное Небытие, лежащее в основе проявленного бытия. Абсолютное Бытие совпадает с абсолютным Небытием. Это две стороны одной медали, и можно сказать, что буддизм – это обратная сторона индуизма. От Единого шел путь в индуизме – к Абсолюту, а в буддизме – к Пустоте, и достижение этого называется в индуизме самадхи, а в буддизме нирваной.

Из неабсолютности всего существующего следует вывод о не-абсолютности божества. В буддизме нет надобности в Боге как творце и спасителе, как в безусловно верховном существе. Бог как высшее существо имманентен (внутренне присущ) достигшему освобождения человеку, что означает потенциальную тождественность человека богу. В силу своих достоинств Будда даже может обрести господство над богами.

Свободная от всех определений Пустота напоминает понятие «вещь-в-себе», введенное в европейскую философию И. Кантом. В буддизме есть аналог и современному научному представлению об эмерджентных свойствах, как свойствах целого, отсутствующих у его частей. Даже если соединить все известные свойства тела, это не будет само тело. Как отмечается в «Алмазной сутре», «совокупность всех признаков не есть совокупность. Это и именуют совокупностью всех признаков» (Жизнь Будды… С. 228). Здесь пример буддистской негативной диалектики. Она напоминает афоризмы скептиков, например: «истинно сущее неописуемо, а описуемое нереально». Но буддизм отличается от скептических утверждений страстным стремлением к неописуемому, но сущему, что и именуется нирваной. Продолжая в том же духе, утверждают, что в «чистом сознании», которое обрел Будда, нет ничего, что могло бы быть обретено. Но есть в буддизме и понятие «верующее сознание».

Буддизм появился именно в Индии, потому что индийцы дошли до представления о Единой реальности, откуда цепочка рассуждений ведет до нереальности смерти. Смерть сама по себе не приносит освобождения от страдания, поскольку за ней следует новое рождение. Буддизм находит ценности выше смерти и тем борется со страхом ее. «Смерть для живых существ – закон неумолимый. Поэтому мне нечего ее страшиться, особенно когда свою всю жизнь я озираю» (Будда. Истории… С. 421). Выше смерти становится совершенство, достигаемое человеком. И в нем страх смерти преодолевается самопожертвованием. Дорогой ценой, если считать, что Я существует, и не очень, если считать, что Я нет.

Отрицая личного Бога как творца всего и главную причину существования, Будда провозгласил закон естественной причинности. Мысля так, буддизм наиболее последователен в утверждении идей реинкарнации и кармы. Он освободил их от мифологической оболочки и, как другие религии, развивался в направлении от обрядовости к моральности. Если все делает высшее существо, то как человек может надеяться вызвать своими действиями его благоволение: эта проблема позже станет и перед христианством, и оно решит ее с помощью идеи свободы воли, данной человеку Богом. А буддизм смыкается здесь с даосизмом в его концепции естественного пути. В понимании кармы буддизм выступает против полного детерминизма. Настоящее согласуется с прошлым, но не определяется им механически, и для человека остается возможность изменить свою карму, достигая освобождения. Буддизм утверждает авторитет нравственности над кармой и социальным положением. «Ни род, ни красота, ни возраст, ни сила выдающаяся, ни богатство в той жизни не дают блаженства никому, коль щедростью и добрым поведеньем и добродетелями прочими украшен он не будет в этой жизни» (Будда. Истории… С. 413).

Читать еще:  Основоположные идеи буддизма

Качества, которыми должен обладать каждый буддист: щедрость, терпимость, энергичность, нравственность, медитационное сосредоточение и знание, а также любовь, которая порождает щедрость, кротость и другие совершенства. Один из основных принципов буддизма – милосердие к живым созданиям, куда входит и воздержание от причинения им вреда и т. п.

Буддизм считает удовольствие и добро равно необходимыми и не необходимыми (средний путь, одинаково отвергающий и погружение в чувственные удовольствия и умерщвление плоти). Здесь и полемика с брахманизмом, который считал, что богатство необходимо для совершения нужных дел – жертвоприношений, одаривания брахманов, т. е. выполнения религиозного долга и накопления праведных заслуг.

В буддизме есть своя триада взаимосвязанных факторов: мысль, слово, действие, а также учение о психофизических элементах жизнедеятельности личности, так называемых дхарм. Имеется пять наборов дхарм: чувственное бытие организма в целом, эмоции, представления, кармические волевые импульсы и сознание. Пять совершенных знаний: способность творить чудеса; божественный слух, позволяющий слышать на любом расстоянии; чудесное зрение, позволяющее видеть на любом расстоянии; чтение мыслей; память о прошлых рождениях.

Буддизм считает эгоизм заблуждением, потому что Я нет как реальности. Из заблуждения, что Я есть, проистекает ложная любовь к себе, сопровождающаяся нечистыми страстями, загрязняющими ум: ненавистью, гордыней, невежеством, ложными взглядами и сомнениями. Плохие поступки могут уравновешиваться хорошими, и это напоминает Страшный суд после смерти, на котором взвешиваются хорошие и дурные поступки.

Для буддизма характерна мысль, что тот, кто стремится причинить зло, на самом деле творит добро, так как дает возможность пострадавшему проявить добродетели кротости, щедрости, милосердия.

Высшая ступень созерцания – полное бесстрастие, лишенное как приятных, так и неприятных эмоций. Идеалом буддизма является человек, настолько занятый изменением своего внутреннего психического бытия, что при этом не обязательно устранение обычных жизненных целей. Мораль буддизма всепомогающа и от всех далека. В основе буддистской концепции поведения лежит сознание внутренней отдаленности субъекта от всего окружающего. Буддистский идеал поведения связан с отсутствием направленности вовне (при общей отзывчивости на все) и созерцанием внутреннего бытия. Состояние совершенной несвязанности внешним и самоуглубленности и есть освобождение, или нирвана. Оно означает прекращение жизнедеятельности личности, остановку волнения дхарм, переход их из состояния проявленного в состояние непроявленного, истинного бытия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Основные принципы буддизма

Д ве с половиной тысячи лет назад в нашем мире воплотился Учитель богов и людей — Будда Шакьямуни. Бессчётные кальпы Татхагата накапливал опыт в нашем и других мирах, а также взращивал в себе сострадание ко всем живым существам. В сутрах сказано, что на нашей земле можно в любом месте уронить горчичное зерно, и это будет место, где Татхагата пожертвовал собой ради какого-то живого существа. О прошлых воплощениях Будды Шакьямуни можно почитать в таких писаниях, как Джатаки. Очень поучительные истории, которые дают понимание о причинно-следственной связи. Там описаны такие удивительные хитросплетения жизней, судеб и перевоплощений, что просто удивительно — насколько в нашей Вселенной всё взаимосвязано, а самое главное — справедливо и закономерно.

Разумеется, в Джатаках не описана и тысячная доля того опыта, который накопил Татхагата во время своего долгого пути саморазвития, но определённое понимание обрести можно. И, исходя из этого колоссального опыта, Будда Шакьямуни преподал человечеству своё учение — совершенную и нетленную Дхарму.

Будда Шакьямуни воплотился в семье царя — так проявилась его благая карма. На тот момент он, конечно же, ещё не был Буддой — он был принцем по имени Сиддхартха. Вопреки распространённому заблуждению тех, кто с буддизмом знаком поверхностно, «будда» — это не имя, а скорее звание. «Будда» означает ‘пробудившийся от сна неведения’. И именно этого состояния достиг царевич Сиддхартха. И очень поучительна история движения принца по пути саморазвития.

На протяжении 29 лет принц Сиддхартха жил во дворце своего отца — царя Шуддходаны, который всячески оберегал его от разных негативных проявлений жизни, страданий и т. д. Дело в том, что отцу принца сделали предсказание, что его сын может стать аскетом. И чтобы в уме принца не зародилось сострадание к другим живым существам и жажда поиска истины, он создал для него идеальный мирок, в котором не было страданий. Слуги даже по ночам срезали во дворце увядшие цветы, а все нищие, пожилые и больные люди были высланы из города. Однако спустя 29 лет беззаботной жизни принц во время прогулки за пределами дворца встретился с такими явлениями, как старость, болезнь, смерть и страдания. И тогда он осознал, что живые существа переживают невероятные страдания — это зародило в нём чувство сострадания к живым существам и толкнуло на путь поиска истины. Проведя в аскезах несколько лет и испытав множество разных путей саморазвития, посетив многих учителей, принц во время своей последней медитации под деревом Бодхи достиг состояния просветления и обрёл своё новое имя, под которым его и знает сегодня весь мир, — Будда, то есть «пробудившийся от сна».

Читать еще:  Буддисты встали на защиту

Основные принципы буддизма

Принципы буддизма кратко изложены в «Сутре запуска колеса Дхармы», в которой лаконично описана суть первой проповеди Будды Шакьямуни. В этой сутре изложены базовые принципы буддизма, которые объединяют в себе три базовые концепции.

Первая: так называемые «Четыре благородные истины». Истина первая: существует страдание, и все живые существа, так или иначе, страдают. Истина вторая: причина страданий — желания, привязанности, ненасытное стремление, неудовлетворённость. Истина третья: страдание можно прекратить и достичь состояния нирваны. Истина четвёртая: к нирване ведёт Благородный восьмеричный путь.

Вторая концепция вытекает из первой — Благородный восьмеричный путь. Это восемь предписаний, согласно которым следует двигаться по пути всякому, кто желает освободиться от страданий и причин страданий. Предписаний восемь: правильное воззрение, правильное намерение, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное памятование, правильное сосредоточение. Отдельно стоит остановиться, пожалуй, на рекомендациях для гармоничной жизни. Стоит отметить, что буддизм не догматичная религия (да и скорее не религия, а философское учение) и поэтому, в отличие от авраамических, к примеру, религий не содержит как таковых «заповедей», которые следует неотступно исполнять. Будда лишь дал рекомендации для гармоничной жизни, и для мирян существует пять рекомендаций: воздерживаться от насилия, лжи, воровства, прелюбодеяния и употребления опьяняющих веществ. Собственно, все восемь ступеней, так или иначе, содержат в себе отсылку к этим предписаниям, а последние две ступени — правильное памятование и правильное сосредоточение — уже содержат в себе непосредственно рекомендации по работе со своим умом, то есть описание медитации.

Третья концепция — Срединный путь. Принц Сиддхартха, покинув дворец своего отца, стал аскетом и прошёл разные методики самосовершенствования. Всё проверил на своём опыте, в том числе и крайние аскезы, такие как длительное воздержание от воды и пищи. В результате суровых аскез он даже чуть было не умер, но добрая девушка Суджата, обнаружив измождённого принца на берегу реки, накормила его, и тогда он осознал, что крайний аскетизм ведёт лишь к гибели тела и ни к чему больше. Этому осознанию также послужил один интересный случай. Сиддхартха услышал, как по реке проплывает лодка, в которой учитель музыки рассказывает своим ученикам тонкости настройки инструментов и говорит им о том, что нельзя перетягивать струну, иначе она порвётся, но нельзя и оставить её слишком разболтанной, иначе инструмент не будет звучать. Так Сиддхартха и пришёл к осознанию того, что нужно двигаться Срединным путём — одинаково удаляясь как от роскоши, так и от крайнего аскетизма.

Одним из главных законов буддизма, пожалуй, можно отметить закон причинно-следственной связи или, как его чаще называют, — закон кармы. О законе кармы Будда поведал своим ученикам в одной короткой сутре, которая так и называется «Сутра о законе кармы». Рекомендуется её прочитать, там вполне чётко и доходчиво Будда разъяснил Ананде и другим своим ученикам, какие действия к какому результату приводят.

Фактически, всё, что происходит в нашем мире, так или иначе, обусловлено законом кармы, и Будда часто делал акцент на этом. Собственно, именно из закона кармы и проистекают те рекомендации для гармоничной жизни, которые Будда дал своим ученикам. Пять предписаний для мирян и мирянок не являются какими-то религиозными догмами, которые нужно слепо исполнять просто потому, что так где-то написано. Если просто поразмышлять над этими пятью предписаниями, то можно понять, что они даны не просто так. Все эти пять поступков, которых рекомендуется избегать, попросту ведут к накоплению негативной кармы. Почему же так опасно накопление негативной кармы? Дело тут не только в том, что человек будет получать последствия своих негативных действий, то есть, проще говоря, — страдания, а в том, что накопление негативной кармы чаще всего является тем ограничением, которое не даёт человеку развиваться. К примеру, если человек зарабатывает на жизнь каким-то нечестным безнравственным образом, то, скорее всего, у него на пути самосовершенствования будет много препятствий: невозможность практиковать, невозможность встретить достойного учителя и так далее.

На самом деле, кратко изложить суть бесценного и непостижимого учения Будды просто невозможно. Для постижения этой истины рекомендуется читать буддийские сутры — бесценные россыпи мудрости и знания. Наиболее информативными будут «Сутра запуска колеса Дхармы», «Сутра о законе кармы», «Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы», «Сутра сердца», «Алмазная сутра», «Вималакирти нирдеша сутра» и многие другие. Также рекомендуется прочитать Джатаки — воспоминания Будды о его прошлых жизнях.

Также весьма информативным в плане постижения философии буддизма и учения Будды будет текст монаха Шантидевы «Путь Бодхисаттвы». Это уникальный текст. В авторе текста сочетаются весьма редкие качества — талант писателя, опыт духовного практика и глубокие философские мысли, которые изложены максимально понятным и доступным языком с удачными сравнениями и примерами. Для знакомства с Учением Будды лучшего текста, пожалуй, и не найти. В главах «Парамита медитации» и «Парамита мудрости» можно найти весьма эффективные медитативные практики, которые при должном уровне усердия способны изменить сознание.

Важно отметить, что Учение Будды проверено временем. Вот уже 2500 лет люди по всему миру изучают его и идут тем путём, который указал нам Татахагата ещё две с половиной тысячи лет назад. И то, что это учение остаётся актуальным до сих пор, говорит о многом.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector