0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предтеча Господа

Предтеча Господа

Он был аскетом, круглый год ходил в одежде, сделанной из грубой верблюжьей шкуры, и, подпоясавшись кожаным поясом, питался диким медом и акридами. Он обличал грешников и призывал их к покаянию. Первым увидел в Иисусе Сына Божиего и объявил об этом народу. В нем верующие видели воплощение пророка Илии. Как вы догадались, речь пойдет об Иоанне Крестителе.

…Иоанн был истинным подарком Господа своим родителям – священнику Захарии и его жене Елисавете Праведной. Ведь он родился тогда, когда им казалось, что они до конца дней своих останутся бездетными.

Однажды, когда священник Захария служил в Иерусалимском Храме, ему явился Архангел Гавриил и сообщил, что его престарелая жена скоро родит ему сына. И сын его «будет велик пред Господом… И предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1, 15–17). Захария слова Архангела услышал, но не поверил ему, и за свое неверие был наказан немотой…

А когда у Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа назвала его Иоанном, хотя у нее в роду не было ни одного родственника с таким именем. И когда немого Захарию спросили, как он хочет назвать своего сына, тот тоже написал на дощечке имя: Иоанн. И в тот же миг вновь обрел дар речи.

Тяжелые испытания выпали на долю Иоанна в детстве. Правда, он не пал от рук римских солдат во время избиения 14 тысяч младенцев в Вифлееме и окрестностях: его мать, услышав о приказе царя Ирода убить всех детей в возрасте до 2 лет, взяла сына и ушла с ним в горы. «И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: Гора Бога, впусти мать с сыном, – и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и Ангел Господень был вместе с ними, охраняя их» (Протоевангелие от Иакова, XXII).

Слуги царя Ирода, не найдя Иоанна, ворвались в Иерусалимский Храм и стали пытать священника Захарию, пытаясь через него выведать, где скрывается Иоанн. Захария ничего им не сказал и по приказу Ирода был убит в храме у алтаря… Через 40 дней после его смерти скончалась и его супруга – Елисавета.

…Иоанн остался без родителей. Возможно, его вырастили родственники – члены религиозной суровой и аскетичной секты ессеев. Ясно одно: Господь хранил Иоанна для великой, предначертанной только ему одному миссии. Постом и молитвой, суровой аскезой, питаясь лишь диким медом и акридами (плодами хлебного, или рожкового, дерева; его ели лишь одни бедняки и аскеты, его добавляли в корм скоту – Ред.), готовил себя Иоанн к великому служению.

И наконец пришло его время. Служение, выпавшее на долю Иоанна от Господа, включало в себя, если так можно выразиться, три составляющие. Первая – обличать грехи людские, призывая людей к покаянию: «И он походил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк. 3, 3). Второй элемент служения как бы вытекал из первого: раскаявшихся грешников Иоанн крестил, погружая их в воды реки Иордан. Омовение являлось символом очищения от грехов: «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1, 5).

Недаром Иоанна назвали Предтечей. Он был послан предварить приход Спасителя мира, подготовить народ к Его появлению, как первые лучи зари предвосхищают солнечное утро. Неслучайно в Евангелии от Иоанна сказано об Иоанне Крестителе: «Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин. 1, 8).

Велико для Церкви и всех верующих значение Иоанна Крестителя. Ведь благодаря ему возникло Таинство Крещения как необходимое условие вхождения в христианскую Церковь. Именно Иоанн был тем первым человеком, кто увидел в Иисусе Мессию и указал на него всему народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира; Сей есть, о Котором я сказал: За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня; Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 29–31). Кстати, услышав эти слова Иоанна, двое его учеников присоединились к Иисусу Христу и пошли за Ним. Это были апостолы Иоанн Богослов и Андрей, брат Симона Петра.

Сам же Христос, говоря об Иоанне Крестителе, особо выделил его: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя. Он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11, 11–14).

Иоанново Крещение стало прообразом Крещения христианского. Это первое и очень значимое в жизни христианина Таинство. Интересно, что в греческих текстах Евангелия слово «крещение» буквально означает «погружение». Но, когда Священное Писание переводилось на славянский, святые Кирилл и Мефодий выбрали для определения этого таинства иное слово – с корнем «крест», тем самым наполнив его особенным смыслом и напоминая нам о жертве на Кресте, которую Христос принял, искупая грехи всего человечества.

Вот как Евангелие описывает Крещение Спасителя: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды – и се отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 13–17).

К сожалению, это была первая и, возможно, единственная встреча Иисуса с Иоанном в их земной жизни. Иоанн выполнил свою миссию, и вскоре Господь призвал его к себе. Его кончина и события, предшествовавшие ей, подробно представлены и в литературе, и в живописи.

Известно, что и после Крещения Иоанн продолжал обличать грехи людей, призывая их покаяться. В частности, он обвинил одного из правителей Галилеи – Ирода Антипу – в нарушении заповедей Моисея: Антипа отнял у своего брата Ирода Филиппа жену Иродиаду и стал сожительствовать с ней в грехе. Иоанн призвал Ирода Антипу покаяться и вернуть жену своему брату. За это Ирод приказал схватить Крестителя и заключить его в тюрьму.

Там он и находился, когда однажды Саломея, дочь Иродиады, в день рождения Ирода Антипы танцевала перед ним и его гостями и так угодила правителю, что Ирод пообещал в награду выполнить любую ее просьбу. По наущению своей матери Иродиады, ненавидевшей Крестителя, Саломея попросила голову Иоанна. Говорят, Ирод опечалился этой просьбе, потому как уважал Иоанна как пророка и философа. Но побоялся на глазах у гостей нарушить собственную клятву и послал своего оруженосца в тюрьму. Тот исполнил приказание повелителя: отрубил Иоанну Крестителю голову и принес ее на блюде Саломее. А та передала голову своей матери…

…Непросто быть первым. Для этого требуется особое мужество и сила духа. И потому на долю тех, кто идет впереди, выпадают тяжкие испытания и трагическая судьба.

Кстати, на долю мощей Иоанна Крестителя выпало не меньше испытаний, чем на долю Иоанна Предтечи-человека. Рассказ о них, несомненно, заслуживает отдельной статьи. Здесь же о судьбе мощей Иоанна Предтечи скажем лишь вкратце.

Цепь тяжких испытаний, обретений и таинственных исчезновений выпала на долю отрубленной головы Иоанна Крестителя. Известно, что питавшая дикую ненависть к Иоанну живому, Иродиада надругалась над его головой: она колола ее кинжалом, а потом закопала где-то в «безчестном месте» на территории своего дворца. Но жена царского управителя благочестивая христианка Иоанна подсмотрела за Иродиадой, а затем тайком в ночи вырыла голову Иоанна, поместила ее в глиняный сосуд с елеем и закопала в тайном месте на Елеонской горе.

Через много лет сосуд с головой Иоанна был найден, когда благочестивый вельможа Иннокентий решил построить на этой части Елеонской горы церковь. Когда стали рыть землю под фундамент, тогда и наткнулись на сосуд с головой Крестителя.

С тех пор глава Иоанна на протяжении тысячелетия то исчезала, то появлялась вновь. Она переходила из рук в руки, ее прятали, перевозили с места на место. Где только она ни побывала: в сирийском городе Емесе, Константинополе, в турецком городе Команы…

Считается, что в итоге глава Иоанна Предтечи была разделена на несколько частей и теперь хранится в разных городах. Большая ее часть находится в главном соборе французского городка Амьен на севере Франции. Реликвия представляет собой человеческое лицо, только без нижней челюсти, лежащее на серебряном блюде и прикрытое стеклянным защитным колпаком.

Правда, католики пытаются доказать, что глава Иоанна Предтечи находится у них и хранится в Риме в церкви Сан-Сильвестро-ин-Капито. А мусульмане столь же горячо доказывают, что глава Иоанна Крестителя хранится в мечети Омейядов в Дамаске. На обладание главой Иоанна Предтечи претендует и коптский монастырь Святого Макария в Вади Натруне. И, наконец, сообщалось, что в августе 2010 года в Болгарии, на острове Святой Иван близ Созополя, в ходе археологических раскопок найден ящичек с восемью лицевыми костями, по краю которого шла надпись: «Господи, спаси раба твоего Фому. Святому Иоанну, июнь, 24». Болгарские археологи и священники утверждают, что эти кости – часть главы Иоанна Крестителя.

Святой Лука, как и планировал, привез десницу Крестителя в Антиохию, где она мирно хранилась тысячу лет. После падения города реликвию сначала переправили в древнегреческий город Халкидон, а позже – в Константинополь. Вероятно, немало священных реликвий рано или поздно собралось бы в стенах Великого города, если бы в 1453 году Константинополь не захватили турки-османы султана Мехмеда II. Десницу Крестителя спешно переправили на остров Родос, но, когда и он пал под турецким напором, святыня нашла себе убежище на Мальте, где и находилась почти три века.

Позже, уже в конце XVII столетия, мальтийские рыцари подарили десницу Иоанна российскому императору Павлу I, который к тому моменту стал великим магистром Мальтийского ордена. По приказу императора для десницы Крестителя изготовили специальный золотой ковчег, и она хранилась в царской семье – сначала в Гатчине, потом в Санкт-Петербурге.

Когда в 1917 году в России началась кровавая смута, священную реликвию поспешно вывезли за пределы страны: сначала в Скандинавию, потом в Сербию и наконец в Черногорию. Почти десять лет, с 1941 по 1951 годы, десница Иоанна Крестителя тайно хранилась в монастыре Святого Василия Острожского, пока однажды за ней не явились югославские чекисты. Какое-то время считалось, что десница Предтечи пропала, но в 1993 году Цетинский игумен Марк (Каланья) и епископ Даниил отыскали ее в Государственном хранилище исторического музея города Цетинье.

Читать еще:  Пастухи, которые увидели Рождество

С тех пор десница Иоанна Крестителя хранится в Цетинском мужском монастыре. На реликвии отсутствуют два пальца – средний и мизинец. У них своя история. Мизинец сначала хранился в храме Святого Пророка Иоанна Крестителя в Студийском монастыре, но, когда турки захватили Константинополь, мизинец оказался в собрании святынь султана и ныне хранится в Оттоманском музее в Стамбуле. Средний палец тоже попутешествовал немало: сначала его преподнесли в подарок никейскому императору Феодору I Ласкарю, затем какое-то время он находился в сербском монастыре Жича, пока не оказался в Риме у Папы Пия II. А тот отправил его в свой родной город Сиену, где палец Крестителя и сейчас хранится в храме Святой Марии Сиенской.

Житие Иоанна Предтечи

Иудейские горы к западу от Иерусалима хранят тайны жизни Иоанна Крестителя. На месте, где по преданию началась его жизнь, в небольшой деревне Эйн-Карем, стоит небольшая церковь.

Иоанн сочетал в себе священническое и царское происхождение. Его отец, Захария, был священником и происходил из рода Аарона, брата Пророка Моисея. Мать, праведная Елисавета, была из рода царя Давида. Жили они на юге от Иерусалима около города Хеврон. У подножия Храмовой горы сохранилась гробница, монументальная усыпальница времен царя Ирода. Надпись на ее плите хранит запись о священнике Захарии.

Родители

На юге Израиля в естественной пещере был дом праведных Захарии и Елисаветы.

В этом доме Пресвятая Богородица гостила около трёх месяцев, как описано евангелистом Лукой. По преданию, из Назарета после Благовещения Пресвятая Дева пришла сюда, чтобы сообщить благую весть о грядущем рождении Иисуса Христа. Ныне здесь расположен русский Горненский женский монастырь в честь иконы Казанской Божией Матери.

В Евангелии от Луки сказано, что и Захария его супруга его Елисавета были весьма пожилыми людьми, а их брак оставался бездетным. В те времена считалось, что бездетность — это наказание за большие грехи. Супружеская чета уже было смирилась с косыми взглядами окружающих и незавидным общественным статусом, но с Захарией произошло чудо. Он совершал богослужение в иерусалимском храме. И когда он остался один в самом священном для иудеев месте, ему довелось увидеть Божьего посланника, Архангела Гавриила. Тот объявил ему о скором рождении сына. «Многие рождения его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом». Захария не поверил этому, за что и был наказан временный немотой, которая прошла лишь после рождения его сына Иоанна.

Рождение Иоанна

Будущий пророк родился на шесть месяцев раньше Иисуса Христа. Когда Иоанн был ещё ребёнком, царь Ирод, желая уничтожить уже родившегося мессию, приказал убить всех младенцев в возрасте от рождения до двух лет, но мать спасла Иоанна, спрятавшись пещере.

Иерей Николай Мальцев, клирик Иоанно-Предтеченского женского монастыря: В Израиле мы видим также множество мест, связанных с Иоанном Предтечей, которые сохранились той или иной степени до наших дней. Например, недалеко от Иерусалима находится католический монастырь, у которого есть пещерка, где по преданию скрывалась мать Иоанна Предтечи, спасая его от того избиения младенцев, которое было в Вифлееме.

Путь служения

Жизнь Иоанна Предтечи была предопределена, ибо вырос он в семье священника и мог оставаться в храме всю свою жизнь. Он не прилагая усилий мог иметь кусок хлеба и крышу над головой, чем не могли похвастаться многие в то время, но пророк избрал иной путь. Он демонстративно отверг Иерусалим, уйдя на годы в пустыню, питался саранчой и диким мёдом одевался в шкуры животных. По сей день в Иордании собирают дикий мед, а саранча стала чем-то вроде деликатеса. Приходящих послушать его проповедь он призывал к очищению нравственному и никогда не делил людей на привилегированных праведников и обреченных грешников.

Иерей Николай Мальцев: Как и сам Иисус, Иоанн начал служение в 30 лет на берегу реки Иордан. Люди приходили, чтобы креститься у него. Вначале они исповедовались в своих грехах, а потом он, креститель, их крестил в реке Иордан. Сегодня это место в устье реки Иордан между городом Иерихон и Мёртвым морем. Сегодня с одной стороны находится государство Израиль, с другой стороны — Иордания. И поэтому получается, что сама река- это граница между этими двумя государствами.

Иоанн-Креститель

Иоанн знал, что скоро свершится Суд Божий и стремился подготовить людей к пришествию Господа, проповедуя покаяние и совершая крещение в водах Иордана.

Над всеми желающими пророк совершал особый обряд очищения, которые сегодня называют «иоанновым крещением». Вокруг него собирались единомышленники, его ученики распространяли проповедь, помогая Иоанну совершать крещение множества людей в реке. Подобно тому, как вода омывает тело, покаяние очищает душу — в этом и было послание Иоанна.

Со времен крестоносцев недалеко от селения Дзюба сохранился грот, который некоторые исследователи называют пещерой Иоанна Предтечи. Здесь на стене изображена рука мужчины, кресты и молящийся человек, разбросаны тысячи глиняных черепков и камень размером со ступню человека. Ученые предположили, что здесь могли собираться ученики Иоанна Крестителя.

Иерей Николай Мальцев: Мы видим, что в те века иудейский народ больше стал обращать внимание на внешнюю сторону служения Богу. Всё это было именно показательно, без какого-то внутреннего участия.

Крещение, которое проповедовал Иоанн, означало и означает возможность спасения. Поэтому необходим помощник, посредник между человеком и Господом. Иоанна называют «Предтеча», ибо основной частью его служения была проповедь о скором пришествии мессии, помазанника Божьего, обещанного Богом народу Израиля. Однажды, совершая крещение, Иоанн увидел среди пришедших к нему людей Иисуса.

Весь Ветхий Завет народ божий ожидал прихода мессии. Все пророки предсказывали, что придет Спаситель. И весь Ветхий Завет — это долгое предисловие к Евангелию и вот последний в ряду этих пророков — это как раз святой Иоанн Креститель, который должен встретить Господа. И он говорит: «Вот агнец Божий, который берет на себя грех мира».

Крещение Иисуса

Момент крещения Христова был ознаменован Богоявлением. Пресвятая Троица явилась в трех лицах: Бог—отец в виде гласа с небес, обращенного к Иисусу Христу: «Ты сын мой возлюбленный, в тебе мое благоволение». Святой дух был в образе голубя, сошедшего на голову Иисуса Христа, а сам Господь уже был явлен, воплотившись в мире.

Место крещения Христа находятся в самой низкой надводной точке земли. Это место на 400 метров ниже уровня моря. Символично, что Господь снизошёл буквально на самое дно, чтобы принять на себя грехи человечества. Ученики Иоанна роптали, когда Иисус начал свою проповедь. Они ревновали, поскольку считали, что уже есть пророк и проповедник Иоанн. Но Иоанн называл себя лишь другом, лишь помощником. «Ему нужно расти, а мне умаляться», — говорил ученикам Иоанн.

Церковь свт. Георгия в на территории сегодняшней Иордании хранит тайну. Здесь под мраморными напольными плитами исследователи обнаружили фрагменты мозаики шестого века.

Оказалась, что это древняя карта Палестины, на которой изображен город Иерихон а западнее от него — река Иордан, на берегу которой изображён источник. В Библии же сказано, что место где Иоанн крестил народ было рядом с источником. Именно здесь, у подножья храмовых построек была найдена каменная лестница, ведущая к реке. Люди оставили здесь символы своей веры — выбитые в камне кресты.

Смерть Иоанна

Как и его предшественники, другие ветхозаветные пророки, Иоанн призывал народ Израиля к жизни по заповедям Божьим, к отречению от греха. Иоанн Предтеча обличал грехи царя Ирода Антипа. Неблагочестивый царь находился в сожительстве с женой своего брата Филиппа, Иродиадой, которая к тому же приходилось ему племянницей. Первая жена Ирода была царицей Набатеи. Разведясь с ней, Ирод развязывал войну. За политические и нравственные грехи Иоанн обличал Ирода, в ответ царь заключил пророка в крепость. Новая жена Ирода заметила, что всё больше времени супруг проводит в беседах с пророком. и все реже видит её. Царь слушал проповедника ночами напролёт, она увидела в святом угрозу, искала повод избавиться от него. По преданию, во время дня рождения Ирода на пышном пиршестве дочь Иродиады, Саломея, вышла к царю и вельможам с особым подарком — она танцевала для них. Польщенный зажигательным танцем Саломеи, царь пообещал ей награду, все что она пожелает. По совету Иродиады Саломея попросила отсечь Иоанну голову.

Иерей Николай Мальцев: Сегодня во многих храмах есть частицы мощей. У нас частица мощей также есть. В иконе шестнадцатого века, старинной иконе нашего монастыря, перед которой еще молились цари. Известно, что цари приходили в Иоанно-Предтеченский монастырь на богослужения и особо любили нашу обитель.

Иоанн Креститель, засвидетельствовавший приход в мир Спасителя, не увидел чудес сотворенных Христом, не знал его проповедей, не видел его Воскресения. Его миссия подвела итог ветхозаветной эре. Христос сказал о нем: «Из рожденных женами не предстал больше Иоанна Крестителя, но меньший в Царстве Небесном больше его». Спаситель назвал его величайшим пророком Ветхого Завета.

Пророк Иоанн Креститель

Пророк Иоанн Креститель – один из самых чтимых и великих святых. В честь его установлены празднования в следующие дни: 6 октября – зачатие, 7 июля – рождество, 11 сентября – усекновение главы, 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта – первое и второе обретение его главы, 7 июня – третье обретение его главы, 25 октября – праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима.

Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует евангелист Лука, Архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью – постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Читать еще:  Удивительная история сотника Лонгина

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского Крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего Крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал.4:2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями – схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный. »

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы.

Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в самарянском городе Севастии. За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

Как повествует предание, евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка – его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петербурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем Дворце.

Зачатие и Рождество святого Иоанна Предтечи

Как повествует Евангелие (Лк.1:57-80), праведные родители святого Иоанна Крестителя – священник Захария и Елисавета, жившие в древнем городе Хевроне, достигли старости, но не имели детей, так как Елисавета была неплодна. Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел Архангела Гавриила, стоящего по правую сторону жертвенника кадильного. Он предсказал, что у Захарии родится сын, который будет провозвестником ожидаемого Ветхозаветной Церковью Спасителя – Мессии. Захария смутился, на него напал страх. Он усомнился, что в старости возможно иметь сына, и просил знамения. Оно было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела.

Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал «играньми, яко песньми» и святой Иоанн, еще находившийся в утробе матери своей, праведной Елисаветы.

Настало время, и святая Елисавета родила сына, все родственники и друзья радовались вместе с ней. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Мать назвала его Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему» – и тотчас связывавшие по предсказанию Архангела его речь узы разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне – Предтече Господа.

После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел избить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась в пещере. Святой Захария как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно, и был убит прямо в храме. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.

Ангел пустыни

Во время избиения младенцев в Вифлееме Иоанн с высокой степенью вероятности должен был погибнуть. Но благодаря отцу, скрывшему его от солдат Ирода, матери, вынесшей из буквально тонущего в крови города, и ангела, отверзшего беглецам расщелину в скале, ребенок остался жив.

Скрываясь от воинов обезумевшего тирана, всерьез считавшего, будто Младенец Иисус будет претендовать на его престол, Елизавета с сыном так и остались в безлюдной палестинской пустыне. Женщина вскоре скончалась, а Иоанн вопреки всем законам жизни не умер, а начал новый путь возрастания в подвиге, оберегаемый ангелом. Он и сам приобрел ангельский образ жизни и внешний вид. На иконах Крестителя Господня нередко изображают с крыльями за спиной. А все потому, что ел он лишь акриды да дикий мед, носил одежду из верблюжьего волоса, категорически не употреблял алкоголя, молился и ожидал пришествия Мессии. Кстати, наверное, именно такой аскетизм пророка при жизни становится мотивацией верующих просить у него помощи в исцелении от страстных зависимостей как пьянство, курение, наркоманию и прочие, ведь Креститель строгим постничеством победил в себе все привязанности к земному миру.

Молитвословия

Тропарь Зачатия Предтечи, глас 4

Пе́рвее неражда́ющая непло́ды, возвесели́ся,/ се́ бо зачала́ еси́ Со́лнца свети́льника я́ве,/ просвеща́ти иму́ща всю́ вселе́нную, слепото́ю неду́гующую./ Лику́й, Заха́рие, вопия́ со дерзнове́нием:/ проро́к Вы́шняго е́сть хотя́й роди́тися.

Кондак Зачатия Предтечи, глас 1

Весели́тся све́тло Заха́рия вели́кий/ со всесла́вною Елисаве́тию сопру́жницею,/ досто́йно зачина́юще Иоа́нна Предте́чу,/ его́же Арха́нгел благовести́, ра́дуяся,/ и челове́цы достодо́лжно почти́м,// я́ко таи́нника благода́ти.

Тропарь Рождества Предтечи, глас 4

Проро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва,/ досто́йно восхвали́ти тя́ недоуме́ем мы́, любо́вию чту́щии тя́: / непло́дство бо ро́ждшия и о́тчее безгла́сие разреши́ся/ сла́вным и честны́м твои́м рождество́м,// и воплоще́ние Сы́на Бо́жия ми́рови пропове́дуется.

Кондак Рождества Предтечи, глас 3

Пре́жде непло́ды дне́сь Христо́ва Предте́чу ражда́ет,/ и то́й е́сть исполне́ние вся́каго проро́чества:/ Его́же бо проро́цы пропове́даша,/ на Сего́ во Иорда́не ру́ку положи́в,// яви́ся Бо́жия Сло́ва проро́к, пропове́дник, вку́пе и Пре́дтеча.

Тропарь Усекновения и общий Предтечи, глас 2

Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свидете́льство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся́ еси́ вои́стинну и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину постра́дав ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго гре́х ми́ра// и подаю́щаго на́м ве́лию ми́лость.

Кондак Усекновения, глас 5

Предте́чево сла́вное усекнове́ние,/ смотре́ние бы́сть не́кое Боже́ственное,/ да и су́щим во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие;/ да рыда́ет у́бо Ироди́а, беззако́нное уби́йство испроси́вши:/ не зако́н бо Бо́жий, ни живы́й ве́к возлюби́,// но притво́рный, привре́менный.

Тропарь Первого и второго обре́тения Главы, глас 4

От земли́ возсия́вши, Предте́чева глава́/ лучи́ испуща́ет нетле́ния ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий ро́д,// единогла́сную возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.

Кондак Первого и второго обре́тения Главы, глас 6

Проро́че Бо́жий и Предте́че благода́ти,/ главу́ твою́, я́ко ши́пок свяще́ннейший, от земли́ обре́тше,/ исцеле́ния всегда́ прие́млем,// и́бо па́ки, я́коже пре́жде, в ми́ре пропове́дуеши покая́ние.

Тропарь Третьего обре́тения Главы, глас 4

Я́ко Боже́ственное сокро́вище, сокрове́нное в земли́,/ Христо́с откры́ главу́ твою́ на́м, проро́че и Предте́че./ Вси́ у́бо, соше́дшеся в сея́ обре́тение,/ пе́сньми богоглаго́ливыми Спа́са воспои́м,// спаса́юща на́с от тле́ния моли́твами твои́ми.

Кондак Третьего обре́тения Главы, глас 6

Светоявле́нный и Боже́ственный в ми́ре сто́лп,/ со́лнца свети́льник, Предте́ча,/ главу́ светоно́сную и Боже́ственную свою́ показа́вый в конце́х,/ освяща́ет то́й ве́рно покланя́ющихся и взыва́ющих:/ Христо́в прему́дрый Крести́телю,// спаси́ все́х на́с.

Тропарь Перенесения десницы, глас 4

От земли́ возсия́вши, Предте́чева рука́/ лучи́ испуща́ет нетле́ния ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий ро́д,// единогла́сно возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.

Кондак Перенесения десницы, глас 6

У́мнаго Со́лнца свети́льник Боже́ственный Предте́ча,/ показа́вый в конце́х светоно́сную свою́ десни́цу,/ ны́не на се́вере озаря́ет е́ю блаже́нное Оте́чество на́ше,/ просвеща́я и освяща́я ве́рно покланя́ющихся, и Христу́ вопию́щих:// спаси́ на́с моли́твами проро́ка Твоего́, Царю́ Вы́шний.

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Читать еще:  Чудеса случаются даже в выходные

Святой Иоанн Предтеча: «Величайший из рожденных женами»

In Статьи by o.Venedikt 07.07.2017

Об особом почитании Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна свидетельствует уже тот факт, что этому святому посвящено большое количество церковных праздников. Церковь литургически отмечает не только день его мученической кончины через усекновение мечом (11 сентября), но и день его рождения (7 июля) и даже день зачатия (6 октября).
Еще один праздник в честь Предтечи – Собор Иоанна Крестителя – приходится на следующий день после Богоявления (20 января). Весной, летом и осенью (9 марта, 7 июня, 25 октября) Церковь вспоминает разные чудесные случаи обретения святых мощей пророка – честной главы и десницы. В честь этих событий также были написаны особые богослужебные тексты.

Рождение Иоанна Предтечи

О земной жизни Иоанна Предтечи мы знаем из Священного Писания – об «Ангеле пустыни», как его называли иконописцы XIII-XVII вв., рассказывают все четыре евангелиста. Обстоятельства зачатия и рождения великого святого подробно описывает апостол Лука – перед тем, как описать зачатие (Благовещение) и Рождество Господа Иисуса Христа, чтобы пояснить, как эти события были, с одной стороны, связаны между собой, а с другой ‑ кардинально отличались.

В первой главе Евангелия от Луки (Лк. 1:5-6) мы узнаем, что родителями Иоанна Крестителя были священник Захария и его жена Елисавета, праведные люди, которые дожили до старости, но не имели детей, хотя горячо молились Богу об этом благословении.

Однажды, когда Захария совершал каждение в Иерусалимском Храме, ему явился Архангел Гавриил, возвестивший, что его молитвы были услышаны, что Елисавета родит ему сына, что имя этому мальчику будет Иоанн (дар Божий, Божия благодать) и что он будет велик пред Господом. Архангел также предрек, что рождение Иоанна принесет большую радость людям, что он будет жить в пустыне как аскет, неся служение пророка, и многих израильтян обратит к Богу и вернет к праведности «в духе и силе Илии».

Захария усомнился в словах Вестника Бога. За это он лишился возможности говорить – до тех пор, пока все эти слова не сбудутся. И они сбылись в точности, когда Елисавета, подобно ветхозаветным Сарре и Анне, родила ребенка в преклонных летах. При обрезании, когда Захарии нужно было подтвердить необычное имя младенца – Иоанн (в их роду не было людей с таким именем), немота оставила его.

Первая встреча Предтечи с Мессией произошла, когда оба они находились в утробах своих матерей. Вскоре после событий Благовещения Мария пришла навестить Елисавету, которая приходилась ей родственницей (возможно, тетей, сестрой матери). Родственными узами были связаны через них и Господь Иисус Христос и святой Иоанн.

Когда Елисавета услышала приветствие Приснодевы, младенец взыграл в ее чреве, узнав Того, Кому надлежало прийти после него. Праведная женщина исполнилась Святого Духа и пророчествовала о том, что Бог дал ей радость встретиться с долгожданным Спасителем и Его Матерью (Лк.1:41-45).

Евангелист подчеркивает, что, несмотря на все необычные знаки, появление на свет Иоанна Предтечи было обычным, а не сверхъестественным, как у Господа.

Содержание проповеди

По свидетельству Писания, выходя на проповедь, святой пророк действовал по вдохновению свыше. Он призывал народ Израиля покаяться в своих согрешениях, и крестил их (погружал в воду) в знак совершившегося морального и духовного перерождения. Такие ритуальные омовения практиковали ессеи – члены одной из иудейских сект, которые также жили в пустыне, проводя время в постах и молитве.

Иоанн Предтеча говорил о грядущем Царстве Бога, о его праведности и истине, и вокруг него постепенно собирались ученики. Конечно, святой внушал им огромное уважение – истинный аскет, очень строгий и непреклонный в своей проповеди. Он призывал мытарей собирать налоги честно, а не наживаться на соотечественниках, воинов – не мародерствовать, всех – делиться пищей и одеждой с неимущими, чтобы не просто отказаться от греховного образа жизни на словах, но и принести достойный плод покаяния (Лк. 3:7-18).

Эта бескомпромиссность по отношению ко греху стоила пророку жизни. Он обличил царя Ирода, состоявшего в прелюбодейной связи с женой его брата Иродиадой, и был брошен в темницу, а затем, по наущению этой коварной женщины, сыгравшей на слабостях Ирода, обезглавлен.

Роль Иоанна Предтечи

Когда святого спрашивали, не он ли Христос, Иоанн прямо говорил «нет» и цитировал пророка Исайю, называя себя «гласом вопиющего в пустыне», призванным «приготовить путь Господу» (Мф. 3:3). Он также говорит о себе: «я друг жениха», «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 1:29-30).

Святого принимали и за Илию, который был взят на небо живым и, по преданию, должен был явиться Израилю незадолго до пришествия Христа и приготовить народ к его приходу. Можно сказать, что святой Иоанн взял на себя функции пророка Илии — об этом говорит и Господь Иисус Христос в беседе с учениками (Мф. 17:12). Однако Евангелие убедительно свидетельствует о том, что Илия и Иоанн были разными людьми. По мнению некоторых толкователей, пророк Илия выйдет на проповедь незадолго до Второго Пришествия Христа — и его постигнет печальная участь остальных ветхозаветных пророков.

Апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии неоднократно называет Предтечу «свидетелем», человеком, который «не был свет», но был «призван свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него» (Ин. 1:7-8). При этом в повествовании этого же апостола святой Иоанн дважды говорит: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1:34).
Во время событий Богоявления Предтеча пророчествует об Иисусе, свидетельствуя, что он есть Мессия: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Ин. 1:29). И именно для Крестителя посылаются Богом видимые знаки: Дух в виде голубя, сходящий на Иисуса, и голос с неба, называющий Его возлюбленным Сыном. О том, что по этим знакам можно узнать в обычном с виду человеке Спасителя мира, пророк Иоанн, по-видимому, был предупрежден заранее — и потому мог свидетельствовать окружающим о том, что увидел, услышал и узнал.

Иоанн Предтеча шел впереди Спасителя не только в земной жизни. Он предварил и Его сошествие во ад. По учению святых отцов, после своей смерти пророк проповедовал Царство Небесное душам в загробном мире — именно поэтому ему надлежало умереть первым.

Святой Иоанн наделяется в Писании множеством титулов — учитель, глашатай (вестник), пророк как говоривший о Христе, Предтеча как приготовивший Ему путь, и Креститель как совершивший ритуальное омовение Иисуса в водах Иордана. В последнюю минуты своей жизни он также становится мучеником, погибшим за Божию правду.
Западная традиция предпочитает называть святого Иоанна Креститель, восточная (православная) — Предтеча. Сам Господь Иисус Христос называл его «пророком большим пророков», «величайшим из рожденных женами» (Мф. 11:11).

Что же означают Его дальнейшие слова о том, что меньший в Царстве Небесном больше Иоанна?

Точного ответа на этот вопрос мы не знаем. Можно предположить, что святой Иоанн Предтеча — человек Ветхого Завета: он погибает раньше Крестной смерти Спасителя, он последний избранник Бога, оставивший пророчество о Его скором явлении. Эти слова могут означать, что люди, которые стали свидетелями Воскресения Христова и Царства Божия, пришедшего в силе во время Пятидесятницы, узнали и получили больший опыт Бога, чем Иоанн. Среди этих «малых» — Пресвятая Богородица и все христиане. Именно поэтому в классических деисусных рядах православных иконостасов по одну сторону от Христа-Вседержителя изображается святой Иоанн Предтеча, величайший человек Ветхого Завета, а по другую — Пречистая Дева Мария, «меньшая в Царстве Небесном».

Последнее искушение пророка

Как повествуют синоптические Евангелия, когда святой Иоанн был заключен Иродом в темницу, он начал сомневаться в том, был ли Иисус Мессией. Из Священного Писания мы знаем, что великие праведники и Божьи люди, несмотря на глубину своей веры и богатый опыт богообщения, также переживали в своей жизни периоды сомнений и духовные кризисы ‑ достаточно вспомнить Иова многострадального, пророков Моисея, Илию и Иону. Как упоминалось ранее, Иоанн не знал Иисуса до встречи с Ним у Иордана и не мог поближе познакомиться с ним после — сразу после момента Крещения он был арестован.

Мучимый сомнениями Предтеча послал к Иисусу своих учеников, чтобы спросить: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ждать нам другого?». Но Христос не отвечает на этот вопрос прямо. Он говорит: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне»(Мф. 11:4-5).

Такой уклончивый ответ кажется жестоким. Конечно, Христу ничего не стоило ободрить Своего служителя, уверить его, в том, что он на правильном пути, что он действительно встретил Мессию, что все дальнейшие события — в Божиих руках и будут совершаться по Его воле. Но Он этого не делает. Он дает Иоанну возможность сделать самостоятельные выводы — из того, что он знает из пророческих книг, из своего личного опыта, из свидетельств своих учеников. Вполне вероятно, что прямой ответ, переданный через других людей, не разрешил бы сомнений Предтечи, и диавол продолжил бы его искушать.

С подобными сомнениями в фундаментальных истинах веры в своей жизни сталкивается каждый христианин. И Господь мог бы каждому из нас однозначно и недвусмысленно сказать: «Всё это правда, Я есть». Но любой ответ, который приходит извне, а не рождается в душе в процессе личных исканий и борьбы, в свете Духа Истины, не только не избавляет от сомнений, но и порой умножает их.
Именно такой процесс предстояло пережить святому Иоанну в темнице — он услышал слова Иисуса, переданные ему от учеников, принял их в свое сердце и молился Богу о просвещении до тех пор, пока эти слова не стали его собственными словами и его собственным исповеданием. Иоанн был свидетелем Господним — но в определенный момент жизни ему предстояло поверить собственному свидетельству и принять его. В этом святому можно и стоит подражать. Об этом мы молимся ему — о том, чтобы иметь ту же веру, ту же ревность и праведность, какая была у него.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector