0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Псалом 98 «Господь воцарися, да гневаются людие»

1 Госпо́дь воцари́ся, да гне́ваются лю́дие: седя́й на Херуви́мех, да подви́жится земля́. 2 Госпо́дь в Сио́не вели́к, и высо́к есть над все́ми людьми́. 3 Да испове́дятся и́мени Твоему́ вели́кому, я́ко стра́шно и свя́то есть. 4 И честь царе́ва суд лю́бит: Ты угото́вал еси́ правоты́, суд и пра́вду во Иа́кове Ты сотвори́л еси́. 5 Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего, и покланя́йтеся подно́жию но́гу Его́, я́ко свя́то есть. 6 Моисе́й и Ааро́н во иере́ех Его́, и Самуи́л в призыва́ющих и́мя Его́: призыва́ху Го́спода, и Той послу́шаше их. 7 В столпе́ о́блачне глаго́лаше к ним: я́ко храня́ху свиде́ния Его́ и повеле́ния Его́, я́же даде́ им. 8 Го́споди Бо́же наш, Ты послу́шал еси́ их: Бо́же, ты ми́лостив быва́л еси́ им, и мща́я на вся начина́ния их. 9 Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего, и покланя́йтеся в горе́ святе́й Его́, я́ко Свят Госпо́дь Бог наш.

1 Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля!

2 Господь на Сионе велик, и высок Он над всеми народами.

3 Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно!

4 И могущество царя любит суд. Ты утвердил справедливость; суд и правду Ты совершил в Иакове.

5 Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!

6 Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Господу, и Он внимал им.

7 В столпе облачном говорил Он к ним; они хранили Его заповеди и устав, который Он дал им.

8 Господи, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом прощающим и наказывающим за дела их.

9 Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь на святой горе Его, ибо свят Господь, Бог наш.

Свт. Григорий Нисский

Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля

Сказано: «Господь воцарися, да гневаются людие». Кто сей воцарившийся Господь, превысший ангельского и небесного естества? Ибо Писание упоминанием о Херувимах показываете превосходство премирной силы Того, Чье воцарение приводит в разрушение то, что составилось худо; потому что колеблет не то, что в нас небесного, но то, что в нас земного, так выражает сие словом: «седяй на Херувимех, да подвижется земля».

О надписании псалмов.

Толкование на Псалтирь 98:1

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Псалтирь 98:1 / Пс 98:1

Афанасий Великий (

Псалом Давиду

Содержание: И этот псалом изображает царство Христово и высокомерие архиереев.

Господь воцарися, да гневаются людие. Христос есть тот Царь, Которого царской власти не признают гневающиеся иудеи. Седяй на херувимех, да подвижится земля. Тот самый в последние времена воцарится над живущими на земле, Кто восседает на херувимах и пред Кем подвиглась земля. Поэтому говорить: на херувимах восседаешь Ты, Который, соделавшись подобен нам, подвиг землю из стояния ее во зле, т. е. из идолопоклонства.

Источник: Толкование на псалмы.

Григорий Нисский (331/5−

Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля

Сказано: «Господь воцарися, да гневаются людие». Кто сей воцарившийся Господь, превысший ангельского и небесного естества? Ибо Писание упоминанием о Херувимах показываете превосходство премирной силы Того, Чье воцарение приводит в разрушение то, что составилось худо; потому что колеблет не то, что в нас небесного, но то, что в нас земного, так выражает сие словом: «седяй на Херувимех, да подвижется земля».

Источник: О надписании псалмов.

Иоанн Златоуст (

Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля

Все другие переводчики оставили этот псалом без надписания. Но семьдесят приписали его Давиду, так как и в нем содержится пророчество о духовном Давиде-Христе. Господь воцарися, да гневаются людие. Пророк разумеет иудеев, которых воцарение Христа привело в гнев и ярость, так что они говорили Пилату: не говори, что Он есть царь иудейский (Ин. 19:21), и еще: не имамы царя, токмо Кесаря (—15). Седяй на херувимех; да подвижится земля. Пророк опять укавывает на землю иудейскую, потому что, когда волсви от восток приидоша, глаголюще: где есть рождейся царь иудейский? Видехом бо звезду его на востоце, и приидохом покланитися ему; слышав Ирод смутися, и весь Иерусалим с ним (Мф. 2:2−8).

Источник: Беседа на псалом 98.

Феодорит Кирский (386/93−

Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля

«Псалом Давиду», не надписан у Евреев. Псалом сей предвозвещает возврашение Иудеев из Вавилона, и предрекает также пришествие Спасителя нашего, и неверие Иудеев.

«Господь воцарися, да гневаются людие». Ибо и Иудеи, и Еллины приходят в неистовство и ярость, слыша о царстве Владыки Христа. Да и когда Иудеи насладились свободою, жители всех соседних стран пришли в негодование, увидев необычайное их возвращение. Показывало же это силу Достопокланяемаго ими.

«Седяй на херувимех: да подвижится земля». Сей Проповедуемый нами, говорит Пророк, есть и Бог горних сил и Господь. Сказал же: «седяй», потому что ведет речь с человеками. Ибо имеет ли нужду в каком седалище естество безплотное, необъятное и неописуемое, содержащее «круг земли, и живущия на ней аки пруги» (Ис. 40:22)? Впрочем Пророк изображает в слове своем, что Бог всяческих царственно возседает на Херувимах, устрашает и поражает ужасом слушающих.

Евфимий Зигабен (

Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля

Господь воцарися: да гневаются людие

Евангелист Матфей говорит: когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где новорожденный Царь Иудейский? И далее прибавляет: услышав cиe царь Ирод смутился, и весь Иepycaлим с ним (Мф. 2:1). Сиe-то предвидя, Давид говорит здесь, что Господь воцарился, как и сам Он сказал: Я на cиe родился, т. е. чтобы царствовать (Ин. 18:37). Итак пусть гневаются, или пусть смущаются народы иyдейские.

Слова Афанасия: Это Христос, которого свидетельства не принимают гневающиеся иудеи. Кирилла: Пусть, говорит, пускают в Христа стрелы зависти своей; пусть совершают свои злые замыслы, нисколько не могущие вредить тому, кому несвойственно страдать. Евсевия: Никто не может сказать, чтобы по причине царствования над всем Бога всяческих гневался кто либо: но по причине воцарения Христа, по выражению сего псалма, гневаются народы, где говорит о неверующих в него из числа обрезанных и язычников. Ибо неверующих сих угрызает и оскорбляет ревность о том, что спасены Им народы, потому что не выразумели пророческих голосов о царстве Его. Впрочем хотя ныне и гневаются о царстве Спасителя нашего: но будет некогда время, когда и они исповедаются имени Его великому, когда приклонится всякое колено—небесных, земных и преисподних. Исихия: Подобные рассуждения: воцарение, говорит, Христово возбудило народ иудейский ко гневу и ярости, так что они говорили Пилату: не пиши, что Он царь Иудейский; также: у нас нет царя кроме Кесаря.

Седяй на херувимех

Воцарился, говорит, Господь—тот, который сидит на златых херувимах, как сказано и в 79-м псалме: сидящий на херувимах явись.

Слова Григория Богослова: По словам Писания, Бог и спит и пробуждается и гневается и ходит и имеет престолом своим херувимы. Первым из сих действий—сном мы называешь бездействие Его и как бы небрежность, по известным Ему причинам, в отношении к нам: так как и наш сон есть покой и бездействие; пробуждением называет скорое изменение в действиях и упражнение в добрых делах, так как прекращение сна есть пробуждение, и прекращение ненависти есть начало посещения; гневом мы изображаем наказание; ибо и у нас наказание следует за гневом; хождением—действие то тем, то другим образом, так как перехождение из одного места на другое называем хождением; наконец сидением и успокоением на престоле—почивание на святых силах и как бы помещение в них (с удовольствием). Ибо Божество ни в ком так не успокаивается, по словам того же Григория и Василия, как во святых. Быстрое движение Божие называем летанием, призрение—лицем, подаяние—рукою; ухом слышание, глазами—проницательность, крылами—покров; и всякое другое из действий и сил Божиих подает нам случай к изображению чем нибудь телесным. Слова божественного Кирилла: Не должно упомянутые, составленные по человечески, выражения о Боге понимать по нашему обыкновению, но так, как прилично самому Божескому высочайшему естеству.

Да подвижится земля

См. Толкование на Пс. 98:2

Сергий Терновский

Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на херувимех, да подвижится земля

Да гневаются людие. Христос воцарился, пусть гневаются иудеи, которые отвергли Его. Ст. 8. Мщая на вся начинания их — наказал тех, которые противились их начинаниям, распоряжениям.

Источник: Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Неизвестный писатель псалма старается возбудить в народе благоговение пред Иеговою и преданность Ему указанием, как на Его величие и правосудие, так и на Его милостивое отношение к людям.

Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на херувимех, да подвижится земля

Господь, восседающий на Херувимах, есть царь над всем миром и всеми народами, почему все люди должны восхвалять Его

Народ еврейский — народ Богоизбранный, находящийся под Его особенным покровительством. Господь, как царь всего мира, только тех людей награждает в любви, кто принадлежит к Его подданным, кто признает Его власть и исповедует Его царем и Богом. Из всех народов таков — только один еврейский, в храме которого Господь восседает на Херувимах Ковчега Завета. Остальные народы, не признающие Его своим Богом, не могут ждать от Него себе милости: они должны трепетать в ожидании кары.

Текст молитвы псалом 98

На церковнославянском языке

1 Госпо́дь воцари́ся, да гне́ваются лю́дие: седя́й на Херуви́мех, да подви́жится земля́.

2 Госпо́дь в Сио́не Вели́к, и Высо́к есть над все́ми людьми́.

3 Да испове́дятся и́мени Твоему́ вели́кому, я́ко стра́шно и свя́то есть.

4 И честь царе́ва суд лю́бит: Ты угото́вал еси́ правоты́, суд и пра́вду во Иа́кове Ты сотвори́л еси́.

5 Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего, и покланя́йтеся подно́жию но́гу Его, я́ко свя́то есть.

6 Моисе́й и Ааро́н в иере́ех Его, и Самуи́л в призыва́ющих и́мя Его: призыва́ху Го́спода, и Той послу́шаше их.

7 В столпе́ о́блачне глаго́лаше к ним: я́ко храня́ху свиде́ния Его и повеле́ния Его, я́же даде́ им.

8 Го́споди Бо́же наш, Ты послу́шал еси́ их: Бо́же, ты Ми́лостив быва́л еси́ им, и мща́я на вся начина́ния их.

9 Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего, и покланя́йтеся в горе́ святе́й Его, я́ко Свят Госпо́дь Бог наш.

На русском языке

1 Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля!

2 Господь на Сионе велик, и высок Он над всеми народами.

3 Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно!

4 И могущество царя любит суд. Ты утвердил справедливость; суд и правду Ты совершил в Иакове.

5 Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!

6 Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Господу, и Он внимал им.

7 В столпе облачном говорил Он к ним; они хранили Его заповеди и устав, который Он дал им.

8 Господи, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом прощающим и наказывающим за дела их.

9 Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь на святой горе Его, ибо свят Господь, Бог наш.

Псалом 98

Псалом Давиду

Псалом Давида.

1 Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля.

1 Господь воцарился: пусть гневаются народы! Восседающий на Херувимах: да потрясётся земля!

2 Господь в Сионе велик, и высок есть над всеми людьми.

2 Господь на Сионе велик и высок над всеми народами, –

3 Да исповедятся имени Твоему великому, яко страшно и свято есть.

3 да прославят имя Твоё великое, ибо страшно и свято оно.

4 И честь царева суд любит: Ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил еси.

4 И честь Царя любит суд: Ты приготовил прямые пути, суд и правду в Иакове Ты сотворил.

5 Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть.

5 Возносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию ног Его, ибо свято оно.

6 Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их.

6 Моисей и Аарон среди священников Его, и Самуил – среди призывающих имя Его: призывали они Господа, и Он выслушивал их,

7 В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им.

7 в столпе облачном говорил Он к ним, ибо хранили они свидетельства Его и повеления Его, которые Он дал им.

8 Господи Боже наш, Ты послушал еси их: Боже, ты милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их.

8 Господи, Боже наш, Ты выслушивал их; Боже, Ты бывал благосклонен к ним, но и наказывал за все поступки их.

9 Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся в горе святей Его, яко Свят Господь Бог наш.

9 Возносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь на горе святой Его, ибо свят Господь, Бог наш.

Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля. Господь в Сионе Велик, и Высок есть над всеми людьми. Да исповедятся имени Твоему великому, яко страшно и свято есть. И честь царева суд любит: Ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил еси. Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Моисей и Аарон в иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их. В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им, Господи Боже наш, Ты послушал еси их: Боже, ты Милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их. Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся в горе святей Его, яко Свят Господь Бог наш.

Псалом 98 «Господь воцарися, да гневаются людие»

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Псалом Давиду.

И этот псалом изображает царство Христово и высокомерие архиереев.

(1). Господь воцарися, да гневаются людие. Христос есть тот Царь, Которого царской власти не признают гневающиеся иудеи. Седяй на херувимех, да подвижится земля. Тот самый в последние времена воцарится над живущими на земле, Кто восседает на херувимах и пред Кем подвиглась земля. Поэтому говорить: на херувимах восседаешь Ты, Который, соделавшись подобен нам, подвиг землю из стояния ее во зле, т. е. из идолопоклонства.

(2). Господь в Сионе велик. Сион есть Церковь, в которой прославляется и возносится Христос, по сказанному: вознесу Тя Боже мой, Царю мой. (Пс. 144, 1).

(3). Да исповедятся имени Твоему великому. Велико это имя Его: Иисус; потому что толкуется оно: спасение людей. Велико также это имя, еже паче всякого имене, которому всяко колено поклонится, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос (Флп. 2, 9 — 11). Яко страшно и свято есть. Оно страшно для народов гневающихся, не приемлющих царства Его; свято же для верующих в Него.

(4). И честь царева суд любить. Поскольку честь или слава царева любит правду, которая разумеется под словом: суд; то повеление Его страшно непокорным, и свято для послушливых. Ты уготовал ecu правоты. Ибо будет судить вселенней в правду (Пс. 95, 13).

(5). Возносите Господа Бога нашего. Кто высок, как Бог, и всю тварь имеет под ногами Своими, Тот, не переменяясь, соделался человеком. Итак Этого, говорить Давид, без изменения соделавшегося человеком, возносите, поклоняясь Ему и плоти Его единым поклонением.

(6). Моисей и Аарон во иepeеx Его. Сей ныне, поскольку соделался человеком, воцарившийся на земле, есть Тот самый, Которого древле призывали Моисей, и Аарон, и Самуил. Поэтому, сказав: покланяйтеся подножию, и проповедав вочеловечение и домостроительство, снова в ограждение наше (9) упоминанием о горе указывает на Божество; потому что пребыл Он Богом, хотя и приял рабий зрак нашего ради спасения.

(8). Господи Боже наш, Ты послушал ecu их. Хотя, по-видимому, и согрешали они в ином. Как люди, — Ты не презрел их. Поэтому, Аарон обличен был как согрешивший при слиянии тельца, а Моисей — у воды пререкания (Числ. 20, 24).

(9). И покланяйтеся в горе святей Его. Разумеет или земной, или небесный Иерусалим; и еще под именем горы разуметь должно самого Единородного, по сказанному: отсечеся камень от горы без рук (Дан. 2, 45).

Читать еще:  Канон святому великомученику Феодору Тирону
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector