7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Испанские пилигримы отправились в странствие в честь апостола Сантьяго

Путь святого апостола Иакова

И сегодня в Европе весьма часто можно встретить необычно одетых путников с рюкзаком на спине и посохом в руках, которые ищут дорогу, отмеченную каменной ракушкой.

Сантьяго-де-Компостела – город, расположенный на северо-западе Испании и являющийся столицей автономного сообщества Галисия, – можно найти еще не на всякой карте. Но в этом маленьком по современным меркам городе, где население не превышает и 100 тысяч человек, хранится величайшая христианская святыня – мощи апостола Иакова, старшего брата апостола Иоанна Богослова.

«И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним» (Мк. 1: 19–20), – так святой апостол и евангелист Марк описывает призвание Христом Иакова и Иоанна, простых рыбаков из Галилеи, названных Господом «сынами громовыми» (см.: Мк. 3: 17) за свой порывистый нрав и горячий темперамент.

Впоследствии именно Иакову, Иоанну и Петру Спаситель неоднократно открывал Свое Божественное достоинство и силу: они присутствовали при воскрешении дочери начальника синагоги Иаира (см.: Мк. 5: 37–43; Лк. 8: 51–56), при исцелении тещи апостола Петра в его доме (см.: Мк. 1: 29–31), при беседе о разрушении храма (см.: Мк. 13: 3), были свидетелями Преображения Христова на горе Фавор (см.: Мк. 9: 2), сопровождали Спасителя в Гефсиманском саду, перед тем как Его схватили стражники, посланные первосвященниками и книжниками.

По Воскресении Господнем и по принятии Святого Духа в Сионской горнице все апостолы по жребию разошлись по разным странам для проповеди Евангелия. Церковное предание гласит, что Иаков Зеведеев отправился свидетельствовать о Христе в далекую Испанию. Основав там христианские общины, святой Иаков вернулся в Иерусалим, где в 44 году (по некоторым данным – между 41 и 44 гг.) первым из апостолов принял мученическую смерть через отсечение головы по приказу царя Агриппы I, внука Ирода Великого (см.: Деян. 12: 1–2).

Дальнейшая история содержится во множестве не вполне согласных друг с другом народных преданий. По самой известной версии, изложенной историком Гонорием Августодунским [1] , два ученика апостола – Афанасий (Атанасио) и Феодор (Теодоро), положив тело учителя в лодку, отправились по морю искать место для его достойного погребения. Через несколько дней никем не управляемое судно чудесным образом прибило к берегам Галисии – самой западной области испанской провинции. Поднявшись вверх по реке Улья до небольшого кельтского города Ирия Флавия (современный Падрон), ученики стали просить знатную женщину по имени Атия (в устном предании – Лупа) дать разрешение похоронить апостола Иакова в этих землях. Желая погубить чужеземцев, та отправила их к местному языческому правителю, который бросил христиан в темницу. Но Ангел Господень вывел их невредимыми из заточения. Пораженные этим чудесным событием, царь и многие его приближенные уверовали во Спасителя и помогли погрести тело апостола Христова в усыпальнице Атии. Позднее там же были похоронены сами Атанасио и Теодоро.

Как свидетельствуют раскопки, обнаружившие достаточно обширное кладбище рядом с апостольской гробницей, некоторое время здесь существовало небольшое монашеское поселение. Но к концу II века гробница постепенно пришла в запустение. Прилежащие территории заросли лесом. И святое место надолго оказалось сокрытым и недоступным для паломников.

Лишь в первой половине IX века некий монах-отшельник по имени Пелайо обнаружил гробницу, увидев в поле странное сияние, которое и привело его к ковчегу с нетленными мощами апостола Иакова. О своей находке он незамедлительно сообщил епископу Ирии – Теодомиру. Уже к 830 году на гробнице апостола и его учеников появилась первая часовня, которую сменили затем два каменных собора. А само место обретения мощей получило название Компостела, что в переводе с латыни означает «Поле звезды». С этого момента к святой гробнице потянулся непрерывный поток паломников со всей Европы.

Святой апостол Иаков в непростой для Испании период, переживавшей арабское завоевание, стал восприниматься и почитаться как небесный покровитель и защитник страны. Таковым его считают испанцы и по сей день, трепетно относясь к хранимой в Сантьяго-де-Компостела святыне.

Средневековые хроники свидетельствуют о многочисленных чудесах и явлениях апостола испанским воинам во время изгнания мусульман с Пиренейского полуострова, вошедшего в историю под названием Реконкиста [2] . Неслучайно девизом рыцарей, сражавшихся против мавров, были слова «Святой Иаков! Испания, к атаке!» («¡Santiago y cierra, España!»), ставшие призывом объединиться против врагов.

В конце XI века король Альфонсо VI приказал на месте разрушенного маврами храма построить новый величественный собор из гранита. И 21 апреля 1211 года собор был торжественно освящен епископом Педро Муньисом.

К XII веку постепенно сложились и основные паломнические маршруты в город святого Иакова, которые формировались под влиянием ряда важных факторов: опорными пунктами на пути пилигримов были монастыри, являвшиеся в то время крупными экономическими, политическими и культурными центрами. «Камино де Сантьяго» (так в Испании называют паломничество к могиле святого апостола Иакова) оказал огромное влияние на распространение культурных достижений в Средневековье и в настоящее время включен в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сегодня «Путь святого апостола Иакова» представляет собой целую серию маршрутов разной сложности и разной продолжительности: от нескольких десятков до нескольких сотен километров.

Насчитывается как минимум шесть разновидностей пути: французский (camino francés), северный (camino del norte), первоначальный (camino primitivo), английский (camino inglés), португальский (camino portugués) и Виа-де-ла-Плата (via de la plata). По другим подсчетам таких путей около 15.

Самыми древними путями в город апостола Иакова были первоначальный и северный пути, поскольку к IX веку практически весь Иберийский полуостров был под властью Кордовского халифата и единственными безопасными маршрутами были маршруты, пролегавшие через прибрежные северные территории.

Во время Реконкисты, по мере отвоевания земель у арабов, складываются и другие паломнические пути. Самым известным и наиболее популярным сегодня маршрутом является французский, общая протяженность которого составляет около 800 километров. Его популярность объясняется тем, что, несмотря на свою продолжительность, это наиболее простой по рельефу путь, где к тому же почти не бывает плохой погоды, в отличие от северных маршрутов с их пересеченной местностью и частыми дождями. Кроме того, развитие французского пути было связано с поддержкой, оказываемой ему папой Римским и многими христианскими королями, которые совершали по этой дороге паломничество в Сантьяго-де-Компостела. Маршрут начинается во французских Пиринеях в местечке под названием Сан-Жан-Пье-де-Порт и далее после Ронсевальского ущелья проходит по таким старинным испанским городам, как Памплона, Логроньо, Бургос, Леон, Асторга, Понферрада.

Вы можете пройти весь этот путь пешком, и на это уйдет от двух недель до месяца, а можете проехать его на лошади или на велосипеде. Каждый выбирает для себя маршрут по силам.

На каждом из маршрутов пилигрим найдет хорошо развитую инфраструктуру приютов для странников, или, как их называют в Испании, альбéргов (albergues). Ориентирами для путников, следующих в Сантьяго-де-Компостела, служат указатели с изображением ракушки, которая является древним символом, эмблемой апостола Иакова, считающегося покровителем всех паломников.

Сегодня поездка к мощам святого апостола Иакова, или, как его называют в Испании, Сантьяго, является одним из самых популярных паломнических маршрутов во всей Европе. И дело не только в безусловной общехристианской ценности хранимой в Компостельском соборе святыни. Притягательность этого пути состоит еще и в том, что в своем классическом варианте он совершается пешком. Прежде чем прикоснуться к святыне, паломник проходит десятки километров, преодолевает препятствия непогоды и трудности маршрута.

При современных технических средствах и возможностях человек может в считанные часы самолетом или поездом добраться до любого предела земли и своими глазами увидеть то, о чем он раньше читал или слышал, не прилагая при этом больших физических усилий. «Путь святого апостола Иакова», пожалуй, один из немногих маршрутов, который помогает человеку почувствовать себя древним пилигримом, в труде и духовном сосредоточении готовящимся к встрече с великой святыней.

Приведенные выше рассуждения побуждают нас задуматься о такой важной составляющей жизни верующего человека, как совершение паломничества.

Вместе с тем оно способно даровать верующему сердцу сопереживание событиям глубокой древности, когда Господь, дивный во святых Своих, действующий Своей благодатной силой, являл чудеса и знамения, определял видимым образом ход истории человечества.

В этом отношении почитание апостолов – самовидцев и служителей Слова – являет замечательный образец проявления христианского благоговения перед Искуплением, совершенным Спасителем, и благовестническим подвигом Его ближайших учеников.

В контексте христианского миропонимания паломничество традиционно рассматривалось не просто как сакральный акт, но как акт богослужебный, литургический. Парадигматичным в этом отношении было поклонение святыням Святой Земли. Как справедливо отмечает один из исследователей, Палестина «мыслилась алтарем единого храма (сотворенного Богом мира), в котором постоянно совершалась литургия от проскомидии до Евхаристии во всей возможной лишь в мистическом пространстве и времени целокупности и единомоментности этого священного действа. Так что не священнодействия литургии постепенно сменялись, следуя своим порядком перед взором неподвижного богомольца (как в храмовой литургии), а, напротив, паломник перемещался от одного топоса к другому, постепенно приближаясь к апофеозу Бескровной Жертвы, переживая не воспоминания об известных событиях, но сами эти события, в буквальном смысле прикасаясь к ним через прикосновение к священным объектам… Поэтому и паломники не путешествовали по Палестине, как современные туристы, а, собравшись буквально со всего света, день и ночь переходили от алтаря к алтарю и соответственно участвовали в этом богослужении – собственно, литургисали. Поэтому хождение, если говорить об идее жанра, – отнюдь не путешествие, ведь невозможно считать путешествием перемещение служителя в алтаре реального храма во время священнодействия» [3] .

Читать еще:  День памяти погибших еврейских солдат

Прямым следствием этого явилась практика создания храмов или, по крайней мере, часовен, в которые помещались реликвии и где собственно и происходило молитвенное поклонение.

С литургическим почитанием святынь сливалась традиция совершения Евхаристии на честных останках святых. Исторически данное явление оказалось зафиксированным в Православной Церкви в форме антиминсов – особых платов, как правило с изображением положения во гроб Христа Спасителя и содержащих часть мощей. Показательно, что непременным атрибутом антиминса является подпись епископа, его освятившего. Само наличие подписи воспринимается как делегирование архиереем священнику права совершения литургии в определенном храме.

В соответствии со всем вышесказанным необходимо отметить, что православный паломник, решивший предпринять путешествие к мощам святого апостола Иакова, без сомнения, столкнется с одной существенной трудностью на своем пути: фактическим отсутствием литургического содержания паломничества. В результате возникает необходимость вписывания подвига «хождения к святыне» в контекст инославной религиозной традиции. Паломничество проходит по маршрутам, сформировавшимся в эпоху католического средневековья, в соответствии с традициями западного христианства. Для православного же человека это ставит непростую задачу: совершить акт почитания древней христианской святыни, не поколебав свою конфессиональную идентичность, или, проще говоря, не отступив от канонических норм и святоотеческой традиции, не погрешив против вероучения.

Очевидно, что для многих наших соотечественников таковая задача представляется трудной, а зачастую и неразрешимой.

Тем не менее, невзирая на все трудности и препятствия, сегодня все большее количество наших соотечественников готовы предпринять труд и благоговейно почтить святыню. Многие православные христиане русской духовной традиции, бывая в Испании, ищут возможности прикоснуться к древней реликвии.

Несомненно, развитию православного паломничества способствует появление на Иберийском полуострове церковных общин, как пребывающих в лоне Московского Патриархата, так и иных братских Поместных Церквей.

К счастью, сегодня великая православная святыня – честные мощи апостола Иакова – становятся более доступными для православных христиан из России и иных стран Русского мира. Богу содействующу, процесс этот будет развиваться, свидетельствуя о продолжении миссии ученика Христова – быть ловцом человеков (ср.: Мф. 4: 19), которую он Промыслом Вседержителя осуществляет и поныне.

При написании статьи использованы следующие источники:

Парсегова Г. Камино-де-Сантьяго (Путь св. апостола Иакова). Самое необычное путешествие по Испании. М., 2012.

Испанские пилигримы отправились в странствие в честь апостола Сантьяго

В Испании десятки тысяч пилигримов под звон колоколов отправились в странствие в область Сантьяго-де-Компостела в честь Года апостола Сантьяго (Святого Якова), сообщает РИА «Новости».

Один из самых важных и красочных праздников в стране и христианском мире отмечается в те годы, когда день святого (25 июля) выпадает на воскресенье.

Как передает Национальное радио Испании, по случаю праздника в столице автономной области Сантьяго-де-Компостела, где находится гроб святого, в ночь на 1 января состоялась церемония «открытия врат» кафедрального собора, на которой было зачитано послание Папы Римского Иоанна Павла II. На церемонии присутствовали папский нунций в Испании и епископы девяти автономных областей на севере страны, через которые проходит существующая с IX века знаменитая «дорога пилигримов к Сантьяго», ведущая из центральной Европы к гробу апостола.

Празднование Года апостола Сантьяго уже давно не ограничивается границами Испании, поэтому церемонию в Сантьяго транслировали по телевидению на весь мир, ее смотрели около 1,5 миллиарда зрителей.

В четверг во всех городах, по которым проходит «дорога пилигримов к Сантьяго», весь день звонят колокола. По дороге уже началось шествие странников, которые идут пешком, едут на велосипедах и запряженных лошадьми повозках и ночуют в специально построенных для них скромных приютах. По дороге в Сантьяго-де-Компостела пилигримы идут всегда. Однако те, которым удается сделать это в Год апостола Сантьяго, получают, согласно древней традиции, индульгенцию — прощение грехов.

В последний Год апостола Сантьяго, который отмечался в 1999 году, к гробу святого пришли 9 миллионов человек со всех стран мира. Из них 250 тысяч человек пришли по «дороге пилигримов».

Год святого апостола отмечается с 813 года, когда в Сантьяго-де-Компостела был открыт гроб с мощами святого. По библейскому преданию, после его убийства нечестивцами в 43 году по Р.Х. ученики Сантьяго погрузили его тело на лодку, на которой сонм ангелов оставил тело святого в Галисию.

С 1985 года праздник входит в число признанных и поддерживаемых ООН как часть культурного достояния человечества.

В канун нынешнего Года апостола Сантьяго у его гроба побывал глава испанского государства король Хуан Карлос, попросивший у святого помочь испанцам жить «в мире, свободе и справедливости». Визит монарха объясняется, помимо всего прочего, тем, что апостол Сантьяго считается главным покровителем Испании.

Павел Тарасенко делится опытом 400-километрового пешеходного паломничества

Что ищут и что находят современные паломники на пути к святому Иакову? Для того чтобы это выяснить, корреспондент «Огонька» прошел 400 километров по горам севера Испании

Каждый день ровно в полдень в кафедральном соборе испанского города Сантьяго-де-Компостела собирается разноязыкая толпа уставших, не слишком опрятных и явно прихрамывающих людей. Это пилигримы, прошедшие сотни километров по пути к Сантьяго (святому Иакову) — по главной артерии Европы в Средние века, получившей второе рождение в конце XX столетия. Что же вынуждает тысячи людей в наш век неделями брести по старинному маршруту под проливными дождями или палящим солнцем?

Осенью 2017-го Совет Европы отпраздновал 30-летие масштабной программы «Европейские культурные маршруты». Проект этот, цель которого — «объединять жителей континента, поощряя разнообразие и взаимопонимание между цивилизациями», в наши дни включает более 30 маршрутов — например, по следам викингов, финикийцев или армии Наполеона. Ну а первым из них стал именно путь к Сантьяго. Точнее, объединенная под этим общим названием сеть маршрутов, сходящихся в галисийском (Галисия — исторический регион на северо-западе Испании) городе Сантьяго-де-Компостела. Культурное значение этих маршрутов видно и сквозь века: они действительно способствовали «объединению жителей континента» задолго до того, как Совет Европы в Страсбурге поставил такую задачу,— с X века. По существу, город Сантьяго стал католической Меккой, в которую паломники-христиане тянулись со всей Европы.

Легенда объясняет это притяжение следующим образом: в 813 году монах-отшельник Пелайо, следуя за путеводной звездой, обнаружил ковчег с нетленными мощами Иакова — одного из 12 апостолов, погибшего мученической смертью почти за восемь веков до того на Святой земле. (Останки Иакова, по преданию, были положены в ковчег, который чудесным образом прибило к галисийским берегам; его-то и нашел отшельник.) Все, в общем, сошлось: Святой Иаков (у испанцев Сантьяго) при жизни проповедовал на Пиренеях, а потом не раз являлся испанцам во время битв с мусульманскими завоевателями, чем заслужил почетное (но не слишком политкорректное по нынешним временам) прозвище Matamoros (убийца мавров). Само собой в итоге он стал небесным покровителем Испании, а поклонение ему — долг доброго католика и патриота.

Почему испанцы не мыслят себя без корриды

В конце IX века на месте, где обнаружили мощи, была возведена небольшая церковь, а затем и собор. В Сантьяго-де-Компостелу потянулись пилигримы со всей Европы, а в XII веке поток стал нескончаемым — папа Каликст II даровал прошедшим по пути Сантьяго паломникам право на получение индульгенции. В итоге город на самом северо-западе Испании стал третьим по значимости для всех католиков после Иерусалима и Рима.

Пилигримы, шедшие в Сантьяго-де-Компостелу с разных концов Европы, несли с собой свои традиции и обычаи и волей-неволей распространяли их среди окружающих по ходу долгой дороги. Это, между прочим, немало поспособствовало и развитию Испании: деревушки, в которые неизбежно заходили паломники, стали бурно развиваться. По существу, первый европейский культурный маршрут стал еще и рычагом развития экономики.

Но к XVI веку ситуация начала меняться в худшую сторону — участившиеся разбойные нападения из-за череды войн в Европе, общая нестабильность и, наконец, эпидемии чумы постепенно сделали паломничество менее популярным. Маршрут зачах и возродился только во второй половине XX века. А модным он стал после выхода в 1987-м романа Пауло Коэльо «Дневник мага» — автобиографического рассказа о паломничестве в Сантьяго-де-Компостелу, написанного в духе магического реализма и принесшего автору мировую известность.

Статистика впечатляет: если в 1986-м, помимо Пауло Коэльо, путь в Сантьяго прошли еще около 400 человек, то, скажем, в прошлом году их было уже свыше 277 тысяч. Большинство выбрало так называемый французский путь — самый раскрученный (в частности, тем же Коэльо) и комфортный с точки зрения инфраструктуры. Другие шли по португальскому пути (начинается в Лиссабоне), северному (значительная его часть проходит по побережью Страны Басков, Кантабрии, Астурии и Галисии), английскому (им пользовались британские паломники, прибывавшие на континент на кораблях) и, наконец, по так называемому камино примитиво. Тем, кто захочет повторить этот последний маршрут, важно понять: primitivo в данном случае значит не «самый простой», а «первоначальный», точнее — «подлинный».

«Подлинным» же его называют как раз потому, что именно этим путем христиане пользовались в IX веке, когда большая часть Иберийского полуострова находилась под контролем мавров. Этот путь признан также самым живописным, но при этом и самым сложным — он проходит по горам, так что паломникам приходится чуть ли не каждый день преодолевать перевалы, то спускаясь в долины, то вновь поднимаясь за облака. Именно этот путь вслед за жившим в IX веке астурийским королем Альфонсом II Целомудренным выбрал корреспондент «Огонька» — от города Овьедо (начало) до Сантьяго-де-Компостела преодолеть его удалось за 12 дней. Официально длина пути — 321 км 400 м. Правда, в нескольких местах пилигримам дается право выбора — желающие могут свернуть на более сложные и длинные маршруты. Так что итоговый результат пешего паломничества приблизился к 400 км.

Читать еще:  Иракские христиане готовятся к празднику

Обеты и рекорды

В Сантьяго-де-Компостеле многие не могут остановиться. И идут до края Европы. Конец пути обозначен бронзовым башмаком, к которому пилигримы добавляют свои, истоптанные

Фото: Cover / Getty Images

Сегодняшние пилигримы мало чем отличаются от своих древних предшественников. Вместо котомки — туристические рюкзаки. Вместо посоха — трекинговые палки. Тот же, что и 10 веков назад, отличительный знак — большая белая раковина (обычно ее вешают на рюкзаки). Схожий быт — ночлежки на 20-30 человек без отопления, с минимумом удобств. Ну и, разумеется, испытания — палящее солнце летом и проливные дожди в остальные периоды (климат в Галисии и Астурии скорее напоминает шотландский, а не тот, который обычно приходит в голову при слове «Испания»).

Формально путь паломника начинается с получения своего рода паспорта с незаполненными страницами для печатей. Их нужно проставлять как минимум раз в день в церквях и приютах. В конце пути, после подсчета этих печатей, пилигримам и выдается «компостела» — нарядный сертификат на латыни (раньше выдавали индульгенции, но те времена позади).

Но на самом деле первый шаг — вовсе не получение паспорта, а осознание необходимости пройти этот путь. Причем такое осознание необязательно является актом веры. Это в России паломничества (например, Великорецкий крестный ход, в котором ежегодно участвуют десятки тысяч верующих) — события сугубо религиозные; а вот путь Сантьяго открыт и для агностиков с атеистами. За 12 дней в дороге автору «Огонька» встретилась лишь одна испанка, жительница Севильи, лет 30, прямо заявившая: «Мое паломничество — это обет Богу». При ней было два рюкзака, вес которых явно превышал среднестатистический, что заметно добавляло ей страданий и замедляло темп ходьбы. Вероятно, это тоже было частью обета.

Прочие же мои попутчики не скрывали, что религиозные мотивы для них — не главное. Для многих этот намоленный за века путь к мощам апостола — шанс (как ни парадоксально это звучит) остановиться и подумать над тем, куда идти дальше. Этот поиск объединяет сегодня многих в Европе: одни с этой целью едут в индийские ашрамы или горы Непала, а другие вступают на путь Сантьяго. Вот типичный пример паломника XXI века: парень из Бельгии по имени Шарль рассказал мне, что летом уволился с неплохо оплачиваемой должности программиста, долетел до швейцарской Женевы и оттуда пешком отправился в Сантьяго. До своей цели он добрался за 3,5 месяца.

В Средние века паломники отправлялись в путь исключительно по религиозным мотивам. Но сейчас у каждого своя причина пройти по испанским горам и долинам несколько сотен километров

Фото: Cover / Getty Images

Рассказывали мне и о паломниках, дошедших на крайний запад Иберийского полуострова аж из самой Москвы: были вроде как и такие. Впрочем, это явно единичные случаи — по статистике прошлого года, если говорить о четырех классических вариантах маршрутов, Россия занимала 26-е место по количеству паломников (876 человек, или 0,32 процента от общего числа пилигримов). В лидерах же испанцы, итальянцы, немцы, американцы и португальцы.

Еще одна популярная категория паломников — это желающие доказать себе и окружающим верность своих идей (что порой неплохо сочетается с желанием заработать). К примеру, канадка Сью Кенни, шедшая по камино примитиво со мной осенью 2017-го, пропагандировала среди попутчиков ходьбу босиком — причем при любой погоде и любом рельефе. За ужином она увлеченно рассказывала, что «на каждой стопе есть 7 тысяч нервных окончаний, что позволяет телу эффективно адаптироваться к окружающим условиям». При ношении ботинок же, по словам Сью Кенни, благоприятного воздействия энергии земли на организм не происходит. Шла она медленно, но в своих силах была уверена — как выяснилось, это не первый ее маршрут (предыдущему она посвятила книгу «Мой путь», ставшую в Канаде бестселлером). Личным опытом госпожа Кенни готова делиться со всеми: на своем сайте она предлагает услуги «проводника в духовном путешествии по пути Сантьяго». Стоит недешево.

Встречаются и пилигримы, воспринимающие путь как возможность испытать себя в условиях, приближенных к экстремальным. Ежедневный подъем до рассвета, быстрый завтрак, ритуал заклеивания ног лейкопластырями и в путь — необходимость проходить (иногда, как говорится, на исключительно морально-волевых) десятки километров в день расслабиться не дает. Вечером — легкий ужин с неизменным в этих краях яблочным сидром и ранний отбой. И если в первые дни паломничество представляется несложной прогулкой, то к концу пути проходишь все стадии — от сомнения («Зачем мне это надо?») до смирения и обретения второго дыхания. Но, бывает, и не выдерживают, причем не только люди, но и экипировка — так, у вашего корреспондента после нескольких сотен километров пути прямо на ходу развалились ботинки.

Наконец, есть еще одна категория — спортсмены. В сентябре прошлого года, например, профессиональный испанский велогонщик Мануэль Мерильяс установил рекорд, преодолев на велосипеде 774 километра французского маршрута за 26 часов. Результат впечатлил, но я бы не сказал, что такая гонка соответствует настрою подавляющего большинства пилигримов.

До конца. А дальше?

Французский путь — самый раскрученный из всех, что ведут к мощам святого Иакова. Вслед за Пауло Коэльо по нему бредут к цели десятки тысяч в год

Фото: Cover / Getty Images

При приближении к Сантьяго многие паломники начинают испытывать разочарование. На дороге, которая часто сужается до лесной тропинки, становится тесно из-за тех, кто решил пойти по пути наименьшего сопротивления — прошагать последние 100 км, тем самым выполнив минимальный норматив для получения сертификата-«компостелы». Те, у кого за плечами не одна сотня километров, смотрят на новичков — с маленькими рюкзачками и в чистых городских кроссовках — с недоумением. Даже доведенная до автоматизма привычка приветствовать других пилигримов словами Buen camino! («Счастливого пути!») вскоре у них исчезает — на приветствие теперь откликаются далеко не всегда.

Так или иначе, в итоге все оказываются в одном месте — кафедральном соборе Сантьяго-де-Компостелы. Ровно в полдень, на мессе для пилигримов, епископ приветствует всех собравшихся, приглашенные священники читают проповеди — причем на своих языках, после чего паломники выстраиваются в очередь за благословением и освященной облаткой — тонким листком выпеченного пресного теста размером с монету.

Как сегодня становятся неоязычниками

Казалось бы, после этого пилигримам только и остается, что полностью отдаться наслаждению комфортными условиями жизни в крупном городе (после десятков небольших деревень на пути почти 100-тысячный Сантьяго кажется мегаполисом). Однако ко многим — в том числе и к автору «Огонька» — спустя пару дней приходит осознание того, что теперь в жизни чего-то остро не хватает. Чего? Да, конечно, дороги! Некоторые, впрочем, желанию снова пуститься в путь не сопротивляются: надевают рюкзаки и идут еще несколько дней до городка Финистерра (от латинского Finis terrae — «Конец земли»). Там, у старинного маяка, на отвесных скалах, паломники сжигают отслужившие свое кроссовки и трекинговые ботинки, символически отмечая тем самым неизбежное окончание своего пути.

Впрочем, есть и те, кто с ролью пилигрима расстаться не может вовсе. Пройдя путь Сантьяго из Женевы, мой знакомый, бывший программист Шарль, признался, что возвращаться к предыдущей жизни не собирается, а вместо этого «свернет на юг». И побредет «куда-нибудь в Португалию».

Путь святого апостола Иакова

И сегодня в Европе весьма часто можно встретить необычно одетых путников с рюкзаком на спине и посохом в руках, которые ищут дорогу, отмеченную каменной ракушкой.

Сантьяго-де-Компостела – город, расположенный на северо-западе Испании и являющийся столицей автономного сообщества Галисия, – можно найти еще не на всякой карте. Но в этом маленьком по современным меркам городе, где население не превышает и 100 тысяч человек, хранится величайшая христианская святыня – мощи апостола Иакова, старшего брата апостола Иоанна Богослова.

«И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним» (Мк. 1: 19–20), – так святой апостол и евангелист Марк описывает призвание Христом Иакова и Иоанна, простых рыбаков из Галилеи, названных Господом «сынами громовыми» (см.: Мк. 3: 17) за свой порывистый нрав и горячий темперамент.

Впоследствии именно Иакову, Иоанну и Петру Спаситель неоднократно открывал Свое Божественное достоинство и силу: они присутствовали при воскрешении дочери начальника синагоги Иаира (см.: Мк. 5: 37–43; Лк. 8: 51–56), при исцелении тещи апостола Петра в его доме (см.: Мк. 1: 29–31), при беседе о разрушении храма (см.: Мк. 13: 3), были свидетелями Преображения Христова на горе Фавор (см.: Мк. 9: 2), сопровождали Спасителя в Гефсиманском саду, перед тем как Его схватили стражники, посланные первосвященниками и книжниками.

По Воскресении Господнем и по принятии Святого Духа в Сионской горнице все апостолы по жребию разошлись по разным странам для проповеди Евангелия. Церковное предание гласит, что Иаков Зеведеев отправился свидетельствовать о Христе в далекую Испанию. Основав там христианские общины, святой Иаков вернулся в Иерусалим, где в 44 году (по некоторым данным – между 41 и 44 гг.) первым из апостолов принял мученическую смерть через отсечение головы по приказу царя Агриппы I, внука Ирода Великого (см.: Деян. 12: 1–2).

Дальнейшая история содержится во множестве не вполне согласных друг с другом народных преданий. По самой известной версии, изложенной историком Гонорием Августодунским [1] , два ученика апостола – Афанасий (Атанасио) и Феодор (Теодоро), положив тело учителя в лодку, отправились по морю искать место для его достойного погребения. Через несколько дней никем не управляемое судно чудесным образом прибило к берегам Галисии – самой западной области испанской провинции. Поднявшись вверх по реке Улья до небольшого кельтского города Ирия Флавия (современный Падрон), ученики стали просить знатную женщину по имени Атия (в устном предании – Лупа) дать разрешение похоронить апостола Иакова в этих землях. Желая погубить чужеземцев, та отправила их к местному языческому правителю, который бросил христиан в темницу. Но Ангел Господень вывел их невредимыми из заточения. Пораженные этим чудесным событием, царь и многие его приближенные уверовали во Спасителя и помогли погрести тело апостола Христова в усыпальнице Атии. Позднее там же были похоронены сами Атанасио и Теодоро.

Читать еще:  Частые выигрыши в игровые автоматы – заслуга непоколебимой веры в успех

Как свидетельствуют раскопки, обнаружившие достаточно обширное кладбище рядом с апостольской гробницей, некоторое время здесь существовало небольшое монашеское поселение. Но к концу II века гробница постепенно пришла в запустение. Прилежащие территории заросли лесом. И святое место надолго оказалось сокрытым и недоступным для паломников.

Лишь в первой половине IX века некий монах-отшельник по имени Пелайо обнаружил гробницу, увидев в поле странное сияние, которое и привело его к ковчегу с нетленными мощами апостола Иакова. О своей находке он незамедлительно сообщил епископу Ирии – Теодомиру. Уже к 830 году на гробнице апостола и его учеников появилась первая часовня, которую сменили затем два каменных собора. А само место обретения мощей получило название Компостела, что в переводе с латыни означает «Поле звезды». С этого момента к святой гробнице потянулся непрерывный поток паломников со всей Европы.

Святой апостол Иаков в непростой для Испании период, переживавшей арабское завоевание, стал восприниматься и почитаться как небесный покровитель и защитник страны. Таковым его считают испанцы и по сей день, трепетно относясь к хранимой в Сантьяго-де-Компостела святыне.

Средневековые хроники свидетельствуют о многочисленных чудесах и явлениях апостола испанским воинам во время изгнания мусульман с Пиренейского полуострова, вошедшего в историю под названием Реконкиста [2] . Неслучайно девизом рыцарей, сражавшихся против мавров, были слова «Святой Иаков! Испания, к атаке!» («¡Santiago y cierra, España!»), ставшие призывом объединиться против врагов.

В конце XI века король Альфонсо VI приказал на месте разрушенного маврами храма построить новый величественный собор из гранита. И 21 апреля 1211 года собор был торжественно освящен епископом Педро Муньисом.

К XII веку постепенно сложились и основные паломнические маршруты в город святого Иакова, которые формировались под влиянием ряда важных факторов: опорными пунктами на пути пилигримов были монастыри, являвшиеся в то время крупными экономическими, политическими и культурными центрами. «Камино де Сантьяго» (так в Испании называют паломничество к могиле святого апостола Иакова) оказал огромное влияние на распространение культурных достижений в Средневековье и в настоящее время включен в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сегодня «Путь святого апостола Иакова» представляет собой целую серию маршрутов разной сложности и разной продолжительности: от нескольких десятков до нескольких сотен километров.

Насчитывается как минимум шесть разновидностей пути: французский (camino francés), северный (camino del norte), первоначальный (camino primitivo), английский (camino inglés), португальский (camino portugués) и Виа-де-ла-Плата (via de la plata). По другим подсчетам таких путей около 15.

Самыми древними путями в город апостола Иакова были первоначальный и северный пути, поскольку к IX веку практически весь Иберийский полуостров был под властью Кордовского халифата и единственными безопасными маршрутами были маршруты, пролегавшие через прибрежные северные территории.

Во время Реконкисты, по мере отвоевания земель у арабов, складываются и другие паломнические пути. Самым известным и наиболее популярным сегодня маршрутом является французский, общая протяженность которого составляет около 800 километров. Его популярность объясняется тем, что, несмотря на свою продолжительность, это наиболее простой по рельефу путь, где к тому же почти не бывает плохой погоды, в отличие от северных маршрутов с их пересеченной местностью и частыми дождями. Кроме того, развитие французского пути было связано с поддержкой, оказываемой ему папой Римским и многими христианскими королями, которые совершали по этой дороге паломничество в Сантьяго-де-Компостела. Маршрут начинается во французских Пиринеях в местечке под названием Сан-Жан-Пье-де-Порт и далее после Ронсевальского ущелья проходит по таким старинным испанским городам, как Памплона, Логроньо, Бургос, Леон, Асторга, Понферрада.

Вы можете пройти весь этот путь пешком, и на это уйдет от двух недель до месяца, а можете проехать его на лошади или на велосипеде. Каждый выбирает для себя маршрут по силам.

На каждом из маршрутов пилигрим найдет хорошо развитую инфраструктуру приютов для странников, или, как их называют в Испании, альбéргов (albergues). Ориентирами для путников, следующих в Сантьяго-де-Компостела, служат указатели с изображением ракушки, которая является древним символом, эмблемой апостола Иакова, считающегося покровителем всех паломников.

Сегодня поездка к мощам святого апостола Иакова, или, как его называют в Испании, Сантьяго, является одним из самых популярных паломнических маршрутов во всей Европе. И дело не только в безусловной общехристианской ценности хранимой в Компостельском соборе святыни. Притягательность этого пути состоит еще и в том, что в своем классическом варианте он совершается пешком. Прежде чем прикоснуться к святыне, паломник проходит десятки километров, преодолевает препятствия непогоды и трудности маршрута.

При современных технических средствах и возможностях человек может в считанные часы самолетом или поездом добраться до любого предела земли и своими глазами увидеть то, о чем он раньше читал или слышал, не прилагая при этом больших физических усилий. «Путь святого апостола Иакова», пожалуй, один из немногих маршрутов, который помогает человеку почувствовать себя древним пилигримом, в труде и духовном сосредоточении готовящимся к встрече с великой святыней.

Приведенные выше рассуждения побуждают нас задуматься о такой важной составляющей жизни верующего человека, как совершение паломничества.

Вместе с тем оно способно даровать верующему сердцу сопереживание событиям глубокой древности, когда Господь, дивный во святых Своих, действующий Своей благодатной силой, являл чудеса и знамения, определял видимым образом ход истории человечества.

В этом отношении почитание апостолов – самовидцев и служителей Слова – являет замечательный образец проявления христианского благоговения перед Искуплением, совершенным Спасителем, и благовестническим подвигом Его ближайших учеников.

В контексте христианского миропонимания паломничество традиционно рассматривалось не просто как сакральный акт, но как акт богослужебный, литургический. Парадигматичным в этом отношении было поклонение святыням Святой Земли. Как справедливо отмечает один из исследователей, Палестина «мыслилась алтарем единого храма (сотворенного Богом мира), в котором постоянно совершалась литургия от проскомидии до Евхаристии во всей возможной лишь в мистическом пространстве и времени целокупности и единомоментности этого священного действа. Так что не священнодействия литургии постепенно сменялись, следуя своим порядком перед взором неподвижного богомольца (как в храмовой литургии), а, напротив, паломник перемещался от одного топоса к другому, постепенно приближаясь к апофеозу Бескровной Жертвы, переживая не воспоминания об известных событиях, но сами эти события, в буквальном смысле прикасаясь к ним через прикосновение к священным объектам… Поэтому и паломники не путешествовали по Палестине, как современные туристы, а, собравшись буквально со всего света, день и ночь переходили от алтаря к алтарю и соответственно участвовали в этом богослужении – собственно, литургисали. Поэтому хождение, если говорить об идее жанра, – отнюдь не путешествие, ведь невозможно считать путешествием перемещение служителя в алтаре реального храма во время священнодействия» [3] .

Прямым следствием этого явилась практика создания храмов или, по крайней мере, часовен, в которые помещались реликвии и где собственно и происходило молитвенное поклонение.

С литургическим почитанием святынь сливалась традиция совершения Евхаристии на честных останках святых. Исторически данное явление оказалось зафиксированным в Православной Церкви в форме антиминсов – особых платов, как правило с изображением положения во гроб Христа Спасителя и содержащих часть мощей. Показательно, что непременным атрибутом антиминса является подпись епископа, его освятившего. Само наличие подписи воспринимается как делегирование архиереем священнику права совершения литургии в определенном храме.

В соответствии со всем вышесказанным необходимо отметить, что православный паломник, решивший предпринять путешествие к мощам святого апостола Иакова, без сомнения, столкнется с одной существенной трудностью на своем пути: фактическим отсутствием литургического содержания паломничества. В результате возникает необходимость вписывания подвига «хождения к святыне» в контекст инославной религиозной традиции. Паломничество проходит по маршрутам, сформировавшимся в эпоху католического средневековья, в соответствии с традициями западного христианства. Для православного же человека это ставит непростую задачу: совершить акт почитания древней христианской святыни, не поколебав свою конфессиональную идентичность, или, проще говоря, не отступив от канонических норм и святоотеческой традиции, не погрешив против вероучения.

Очевидно, что для многих наших соотечественников таковая задача представляется трудной, а зачастую и неразрешимой.

Тем не менее, невзирая на все трудности и препятствия, сегодня все большее количество наших соотечественников готовы предпринять труд и благоговейно почтить святыню. Многие православные христиане русской духовной традиции, бывая в Испании, ищут возможности прикоснуться к древней реликвии.

Несомненно, развитию православного паломничества способствует появление на Иберийском полуострове церковных общин, как пребывающих в лоне Московского Патриархата, так и иных братских Поместных Церквей.

К счастью, сегодня великая православная святыня – честные мощи апостола Иакова – становятся более доступными для православных христиан из России и иных стран Русского мира. Богу содействующу, процесс этот будет развиваться, свидетельствуя о продолжении миссии ученика Христова – быть ловцом человеков (ср.: Мф. 4: 19), которую он Промыслом Вседержителя осуществляет и поныне.

При написании статьи использованы следующие источники:

Парсегова Г. Камино-де-Сантьяго (Путь св. апостола Иакова). Самое необычное путешествие по Испании. М., 2012.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector