300 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бенедиктинский орден

Орден бенедиктинцев

Бенедикти́нцы, Орден св. Бенеди́кта (лат. Ordo Sancti Benedicti, OSB ) — старейший католический монашеский орден, основанный св. Бенедиктом Нурсийским в VI веке. Термин «бенедиктинцы» иногда употребляют по отношению к другим монашеским орденам, использующим «Устав св. Бенедикта», например, камальдулам или цистерцианцам, что не вполне корректно.

Содержание

Организация

В 2004 г. Бенедиктинская конфедерация состояла из 21 конгрегации и 6 независимых монастырей. Общее число монашеских обителей — 344. Общее число монахов — 7798, из них 4344 священника. Во главе конфедерации стоит аббат-примас, избираемый на срок 8 лет. Он представляет бенедиктинцев перед Святым Престолом, но не имеет права назначать и смещать настоятелей монастырей.

Главный упор в деятельности бенедиктинцев делается на молитвы, интеллектуальные занятия, религиозное искусство, миссионерскую работу.

Девиз ордена: «Молись и работай» лат. «Ora et labora» .

История

После смерти св. Бенедикта в 547 г. основанный им монастырь Монте-Кассино просуществовал недолго и был разрушен лангобардами около 577 г (позднее он был восстановлен). Монахи при поддержке Папы Григория I Великого разошлись по разным странам, способствуя распространению устава и идей св. Бенедикта. Вскоре бенедиктинские монастыри возникли в Англии, Франкском королевстве, других странах Западной и Центральной Европы, а к XI веку и в Восточной Европе. Среди великих бенедиктинцев этого периода выделяются св. Августин Кентерберийский, св. Виллиброрд, св. Адальберт Пражский и др.

Поскольку «Устав св. Бенедикта» не предусматривал централизованных структур, объединяющих монастыри, до XI века монастыри, использующие бенедиктинский устав, были независимыми. В X- XI веке орден претерпел несколько существенных реформ: начали появляться конгрегации монастырей, от бенедиктинцев отпочковались ордена камальдулов и цистерцианцев, была проведена реформа монашеской жизни, т. н. Клюнийская реформа (по названию аббатства Клюни).

В XIII веке возникли новые, бурно развивающиеся ордена доминиканцев и францисканцев, изменилась структура европейского общества, что предопределило начало упадка ордена бенедиктинцев. Еще более усилился этот упадок в ходе Реформации и секуляризации XVIII века. В XIX веке началось возрождение ордена, которое продолжилось и в XX веке. Импульсом для развития ордена в Новое время стала деятельность братьев в области изучения средневековой литературы, музыки и живописи, а также миссионерской деятельности в Африке и Азии. В 1893 г. папа Лев XIII объединил все бенедиктинские монастыри и конгрегации в Бенедиктинскую конфедерацию.

Культура и общество

Вклад бенедиктинцев в культуру и цивилизацию западного общества огромен, в эпоху раннего средневековья бенедиктинские монастыри были главными очагами культуры в Западной Европе. Из школ при аббатствах вышли практически все выдающиеся ученые того времени, в том числе Беда Достопочтенный, Алкуин и др. В библиотеках при монастырях сохранялись и переписывались древние рукописи, велись хроники, велось обучение людей. При монастырях организовывались ярмарки, оживлявшие торговлю; больницы, где лечили страждущих. Принимая путешествующих, монастыри фактически выполняли роль гостиниц. Многие бенедиктинские монахи, такие как Ансельм Кентерберийский и Петр Дамиан были видными философами и богословами. Бенедиктинские монастыри оказали сильное влияние на развитие архитектуры, первые образцы романского стиля появились в аббатстве Клюни, а готического- в аббатстве Сен-Дени. Вклад бенедиктинцев в Новое время в исследования средневековых текстов и живописи также очень высок.

Бенедиктинские монастыри: история, особенности и интересные факты

Бенедиктинцы являются членами самого старого католического монашеского ордена, состоящего из независимых общин. В организации отсутствует должность генерального настоятеля. Каждый бенедиктинский монастырь, аббатство или приорат обладает автономией. Орден выступает от имени всех общин и представляет их интересы перед Святым Престолом. Иногда членов этой религиозной организации называют чёрными монахами из-за цвета их традиционных одеяний.

Возникновение

Орден основал Бенедикт Нурсийский в начале шестого века. Он происходил из аристократической римской семьи и в юном возрасте решил посвятить свою жизнь Богу. Бенедикт выбрал трудный путь отшельника и поселился в пещере. Через несколько лет он обрёл известность благодаря своему аскетизму. Бенедикта посещали паломники, а монахи из находившейся неподалёку обители попросили его стать их настоятелем. Святой согласился, однако предложенный им устав оказался слишком строгим.

Покинув братию, неспособную следовать его аскетическим правилам, подвижник основал первый бенедиктинский монастырь Монте-Кассино на юге Италии. Не существует доказательств того, что святой намеревался создать централизованный орден. Устав, написанный основателем, предполагает автономию каждого бенедиктинского монастыря.

Развитие

Судьба обители на юге Италии оказалась печальной. Через несколько десятков лет после смерти святого этот регион захватило племя лангобардов. Первый бенедиктинский монастырь Монте-Кассино был разрушен. Однако эти трагические события стали фактором, способствовавшим распространению устава и традиций, завещанных основателем ордена. Монахи бежали в Рим и, получив папское благословение, разошлись по всей Европе, проповедуя идеи святого Бенедикта. Они занимались евангелизацией языческих стран и повсюду оставляли строгие традиции аскетической жизни своего ордена, а также копии знаменитого устава. К девятому столетию стандартные правила бенедиктинского монастыря стали общепринятыми в западноевропейских обителях.

В эпоху раннего Средневековья огромное значение имела работа по копированию древних рукописей. Это было время процветания скрипториев, которые находились преимущественно в монастырях. Все обученные грамоте члены религиозных орденов целыми днями трудились в этих мастерских, переписывая священные тексты. Распространение духовной литературы являлось одной из основных задач средневековых монахов. Скриптории утратили своё значение только после изобретения книгопечатания.

Читать еще:  Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернется в Россию в 2004 году

Библиотеки

Один из пунктов устава бенедиктинского монастыря подчёркивает важность частого и продолжительного чтения Священного Писания. Это наставление неукоснительно соблюдалось. Монахи читали духовные книги во время еды, отдыха и даже находясь в лазарете. Членам религиозного ордена не разрешалось иметь в личной собственности какие-либо вещи. В соответствии с этим правилом, все книги находились в хранилищах, предназначенных для общественного пользования. Такие помещения делились на три типа. В ризницах держали священные тексты, необходимые для церковных служб. В ректориях хранились духовные книги для публичного чтения во время проповедей. Самые обширные и разнообразные собрания литературы размещались в библиотеках.

Распространение в Европе

Самая старая из 19 конгрегаций находится в Британии. Августин Кентерберийский, посланный в качестве миссионера папой римским, в конце шестого века основал первый бенедиктинский монастырь. План обращения англичан в христианство увенчался успехом. Вслед за первой обителью быстро возникли другие филиалы ордена. Монастыри служили в качестве лазаретов и приютов для бездомных. Бенедиктинцы изучали целебные свойства растений и минералов для того, чтобы облегчать страдания больных. В 670 году дочь первого христианского короля Кента основала аббатство на острове Танет. Через три века там был построен приорат святой Милдред, который в настоящее время является обителью монахинь. Англосаксонские бенедиктинцы обратили в христианство германцев и франков. В седьмом и восьмом веках принадлежавшие к ордену святые Виллиброрд и Бонифаций проповедовали этим племенам и основали большое количество аббатств на их территории.

Упоминания о первом бенедиктинском монастыре в Испании относятся к девятому столетию. Аббатство Монсеррат, расположенное неподалёку от столицы Каталонии, Барселоны, остаётся действующим и в наши дни. Католики из разных стран совершают паломничество в этот духовный центр, чтобы прикоснуться к находящейся в нём святыне — статуе Богоматери с младенцем на коленях, которую из-за тёмного цвета называют «Чёрной Девой». Однако это не единственное, чем прославился во всём мире бенедиктинский монастырь, признанный национальным достоянием Каталонии. В обители хранятся уникальные средневековые рукописи, доступ к которым открыт только для знаменитых учёных мужского пола.

Протестантское движение и Реформация ослабили влияние католицизма во многих европейских странах. Британские монархи объявили о полной независимости христианской общины Туманного Альбиона от папы римского. Однако многие члены Англиканской церкви, принявшие монашеские обеты, продолжали следовать знаменитому уставу святого Бенедикта.

В Соединённых Штатах Америки

Самой большой общиной в Западном полушарии является расположенный в Миннесоте бенедиктинский монастырь Святого Иоанна. План развития миссионерской деятельности на американском континенте возник у религиозного ордена ещё в конце 18-го столетия. Но первый крупный монастырь был основан только в 1856 году немецким священником Бонифацием Виммером. Пламенный миссионер сосредотачивал свои усилия на оказании духовной поддержки многочисленным иммигрантам, исповедовавшим католическую веру. Они приезжали в США из Германии, Ирландии и других европейских стран. Большинство католических иммигрантов предпочитали жить в деревенской местности и работать на фермах. Эта тенденция удачно совпала с давней традицией бенедиктинцев создавать свои общины и духовные центры в сельских районах. В течение 40 лет Виммеру удалось основать 10 аббатств и большое количество католических школ.

Организация

Фундаментальное отличие бенедиктинцев от остальных западноевропейских религиозных орденов заключается в децентрализованности. Автономные аббатства и приораты объединяются в конгрегации, которые, в свою очередь, образуют Конфедерацию. Эта организация обеспечивает ведение диалога между бенедиктинскими общинами, а также представляет орден перед Папским престолом и всем христианским миром. Возглавляющий Конфедерацию аббат-примас избирается каждые восемь лет. Он обладает весьма ограниченными полномочиями. Аббат-примас не имеет права назначать или смещать настоятелей общин.

Обеты

Устав святого Бенедикта определяет, какие клятвы должны давать кандидаты, желающие присоединиться к ордену. Будущие монахи обещают неизменно оставаться в одной общине и беспрекословно подчиняться настоятелю, который считается наместником Христа. Третий обет называется «конверсатио морум». Значение этого латинского выражения довольно расплывчато и часто становится предметом дискуссий. Данную фразу можно перевести как «изменение привычек и образа жизни».

Дисциплина

Настоятель обладает практически абсолютной властью в своей общине. Он распределяет обязанности среди монахов, указывает, какие книги им дозволено читать, и карает провинившихся. Без разрешения аббата никто не покидает территорию обители. Плотный распорядок дня (хорариум) предназначен для того, чтобы ни один час не был потрачен впустую. Время посвящается только молитве, работе, чтению духовной литературы, трапезе и сну. Члены этого религиозного ордена не принимают обет молчания, однако в обителях устанавливаются часы строгого соблюдения тишины. Правила, определяющие образ жизни человека, полностью посвятившего себя служению Богу, не претерпели никаких изменений со времён первого бенедиктинского монастыря Монтекассино.

Римские папы

К ордену принадлежали многие знаменитые люди, оставившие после себя след в истории. В течение двух тысяч лет существования западного христианства одиннадцать бенедиктинцев были избраны римскими папами. Интересный факт заключается в том, что первый и последний понтифики, являвшиеся членами ордена, носили одинаковое имя. Григорий I занимал престол Святого Петра в конце шестого века. Он был толкователем библейских текстов и написал большое количество сочинений, объясняющих смысл различных частей Ветхого и Нового Заветов. За огромный вклад понтифика в формирование западной христианской церкви потомки добавили к его имени прозвище «великий». Григорий XVI вступил на папский престол в первой половине 19-го века. Последний понтифик, принадлежавший к ордену Святого Бенедикта, отличался крайне реакционными взглядами. Григорий XVI был противником либеральных идей и научно-технического прогресса. Он даже запрещал использование железных дорог в Папской области.

Читать еще:  Ирак отмечает первый без Саддама Рамадан

Вклад в культуру

Трудно переоценить влияние деятельности бенедиктинского ордена на развитие западноевропейской цивилизации. В эпоху раннего Средневековья монастыри были единственными учебными заведениями. Практически все известные философы, богословы и писатели того времени получили образование в бенедиктинских школах. Аббатства выполняли роль хранителей культурного наследия, копируя древние книги. Занимаясь ведением хроник, монахи внесли определённый вклад в развитие исторической науки. Кроме того, орден Святого Бенедикта оказал существенное влияние на формирование романского и готического стилей в архитектуре.

Бенедиктинский орден

Бенедиктинцы — название, присвоенное всем монахам, принявшим устав Бенедикта Нурсийского. Благодаря тому, что в этом уставе обращено внимание на свойства более сурового климата западных стран и введено разумное распределение времени, посвященного не только молитве, но и физическому труду, он быстро распространился, так что с половины VI стол. бенедиктинцы сделались самым многочисленным монашеским орденом. Хотя и без твердой связи между отдельными членами и без определенной организации, распространившись во всех западных странах, они имели самое благотворное влияние на обращение в христианство западных наций и на успехи цивилизации между ними, тем более, что еще Кассиодор (538) ввел между бенедиктинцами занятия науками. В своих школах в Сен-Галлен, Фульде, Рейхенау, Корвее, Гиршау, Герсфельде и друг. они сохранили для позднейших времен сокровища классической древности. Возрастающее богатство Б. монастырей в соединении с правилом принимать в орден только дворян и с установившимся еще при Каролингах обычаем раздавать аббатства, как хорошие доходные места, светским лицам вскоре привело орден к глубокому упадку. Для противодействия этому вводились реформы напр. Бенедиктом Анианским, аббатом клюнийским Берно (910), аббатство которого сделалось в XII стол. средоточием конгрегации 2000 французских монастырей, далее, Вильгельмом, аббатом тиршауским (1071) и друг. Но знатные и ученые бенедиктинцы чуждались мечтательного настроения своего времени, а потому для противодействия им возник целый ряд других орденов, как то Camaldoli, Chartreux, Citaux, Vallombrosa, Grammont и друг., которые оставались верны первоначальному уставу Бенедикта. Таким образом, Бенедиктинцы лишились того влиятельного положения, которое они занимали в качестве почти единственного монашеского ордена и вскоре «черные монахи», как называли бенедиктинцев по их черной одежде, до такой степени утратили, благодаря усиливавшейся среди них порче нравов, уважение народа, что их начали ставить ниже всех других орденов, пока в XIII стол. не явились нищенствующие монахи, оттеснившие всех на задний план. Старания пап Климента V и Бенедикта XII возвысить дисциплину и нравственность монашеских орденов посредством введения более строгой организации, не имели большего успеха; равным образом соборы Констанцский и Тридентский в состоянии были только отменить ограничение приема в бенедиктинский орден одними дворянами и постановить соединение всех отдельных монастырей в конгрегации. Подобные соединения возникали отчасти и в прежнее время и существенно содействовали тому, что б. стали возвращаться к более строгой дисциплине и более прилежному занятию науками; таковы, напр., были конгрегация Бурсфельдская, основанная Иоанном Минденским (1425) в северной Германии, конгрегация Монте-Кассино в Италии, Вальядолидская в Испании и др. Во Франции порча нравов между бенедиктинцами проявилась всего сильнее, но в то же время в Париже возникла в 1618 г., под руководством Лоренца Бенарда, конгрегация св. Мавpa (St. Maur), положившая прочное основание ученой славе Б. Мавринцы оказали весьма большие услуги историческим наукам и католической церкви. В XV стол. у Б. было 15000 монастырей; после реформации из них осталось едва 5000; Французская революция и Иосиф II еще более понизили это число, а в настоящее время оно едва ли превышает 500. В Австрии главным местопребыванием Б. служит большое аббатство М„льк, к которому примыкают монастыри Кремсмюнстерский, Мариацелльский, Шоттенский в Вене и друг. Во многих женских монастырях этого ордена, возникновение которых не восходит ранее VII стол. и в которых дисциплина ослабила еще ранее, чем в мужских, прием ограничивается дворянским сословием и они принадлежат к самым богатым приходам. К числу их относятся преобразованная в конце XVI стол. на более суровых началах Кальварийская женская конгрегация во Франции, утвержденная папой Григорием XV в 1622, и возникшие также во Франции в 1614 и 1676 другие небольшие конгрегации бенедиктинок. Ср. Ziegelbaur, «Historia rei literariae Ordinis S. Benedicti» (4 т., Аугсб., 1754). А. Веселовский, «Старые итальян. монастыри» (Ж. М. Н. Пр., 1876, 1).

Бенедиктинцы и Бенедиктинки в Польше. Уже в самом начале государственной жизни Польше бенедиктинские монахи приходили туда в качестве миссионеров; так членами этого ордена были: Адальберт или Войтех, брат его Гауденций и др.; первые монастыри, основанные в Польше , принадлежали бенедиктинцам. Относительно числа этих монастырей до 1025 г. существует разногласие: самое распространенное мнение, имеющее некоторое основание в средневековых хрониках и поддерживаемое большинством историков до последнего времени, таково, что уже во времена Болеслава Храброго (992 — 1025) и даже раньше его бенедиктинцы имели монастыри в Тынце и на Лысой Горе. Между тем с полною уверенностью можно сказать только о двух монастырях, что они существовали до 1025 г., а именно: в Медзыржеце и Тржемешне; первый из этих монастырей упоминается Титмаром под 1005 г. После смерти короля Мечислава II (1034 г.) началась реакция среди народа против христианства: тогда все монастыри были разрушены, в особенности в Великой Польше, а монахи перебиты. Только Казимиру I (1041 — 1058) удалось восстановить христианство и основать новые монастыри: в это время между прочим были построены бенедиктинские монастыри в Тынце, Могильне, Лэнчице и Любине; затем в половине XII в. на Лысой Горе (Св. Креста), в Сецехове, Бреславде и Ежове. Второй не разъясненный вопрос заключается в том: откуда пришли бенедиктинские монахи в Польшу? По преданию, первые бенедиктинцы времен Мстислава и и Болеслава Храброго пришли из Монте Кассино. Другие говорят что во времена Казимиpa и монахи пришли из Клюньяка (Клюньи?), но с этим не соглашаются новейшие историки, которые указывают на Жамблю леодйской льецезии (теперешний Льеж) в Бельгии, как на место происхождения польских бенедиктинцев. По всей вероятности уже в XII в. все польские бенедиктинцы признавали главенство тынецкого аббата, который носил название архиаббата, но в скором времени монастыри стали самостоятельно управляться, богатеть и вследствие этого орден стал нравственно падать.

Читать еще:  У Союза христиан лопнуло христианское терпение при виде шаманов

По всей вероятности уже в XIII в. бенедиктинцы перестали даже содержать школы. Бенедиктинские аббатства были в следующих местностях Польше: и в Тынце, от которого зависели монастыри: орловский в Силезии, в Старых Троках в Литве (с 1410) в Костельной Вей в окрестностях Калиша (с 1209) в Унееве (с 1370 г. 1) в Тухове; 2) аббатство Св. Креста на Лысой Горе с монастырями: в Конемлотах, Вонводьнице и Слупе; 3) Сецеховское аббатство с монастырями: в Сецехове, Радоме, Пухачове, Стенжице. 4) аббатство в Могильне (1065 г. ) близ Гнезна 5) Люблинское аббатство с монастырями: в Ежове, Гостыне, Хойнатах и Киссове 6) Плоцкое аббатство (1166 г. ) с монастырями: равским, пржибытовским, замским и лентовским; 7) в Городище близ Пинока (1659 г. ); 8) в Несвиже (1673 г) и 9) в Минске (1700 г. ). Не смотря на то, что в 1709 г. образовалась бенедиктинскопольская конгрегация, соединившая все монастыри в одну организацию, орден не поднялся из своего упадка. В нынешнем столетии Б. монастыри совсем исчезают: так, в 1815 г. Тынецкое аббатство, перешедшее к Австрии, было упразднено, потом были закрыты монастыри: на Лысой Горе и в Сецехове (1819 г. ) и другие; остались бенедиктинцы только в Пултуске, куда они переселились в 1802 г. из Плоцка; до 1830 г. они имели свою школу. Окончательное упразднение пултуского бенед. монастыря последовало в 1864 г. Бенедиктинки до сих пор имеют несколько монастырей, так напр.: в Серпце, Ломже, Минске, и кроме того в Галиции: в Статонтках близ Кракова (с 1240 г. ). В Пржемышле с женской школой и в Пруссии, в Хелмне (с 1274 г.).

Литература: Войтех Плоцкий, «Blagostowienstwo zakonu Sw. Benedykta» (Краков, 1623); Стан. Шигельский, «Aquila polono Benedictina» (Краков, 1663); Вацлав Зиолковский «Regula s. Benedicti» (Вильно, 1792), «Encyclopedia koscielna» (т. II, Варш., 1873); Владислав Абрагам, «Organizacia Kosiola w Polsce» (Львов, 1890).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880

Далее читайте:

Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IV | V-IX | X-XIV | XV-XIX | XIX-XXI |

Латинские религиозные термины (краткий фразеологический словарь).

БЕНЕДИКТИНЦЫ

БЕНЕДИКТИНЦЫ, в широком смысле, все монахи, живущие по уставу св. Бенедикта Нурсийского; в узком – лишь монахи бенедиктинского ордена (но не монахи выделившихся из него самостоятельных конгрегаций – например, камальдулов, валломброзов, цистерцианцев).

Когда св. Бенедикт в начале 6 в. основал монашеские общины в Субиако и Монте-Кассино, он не думал о создании ордена с четко организованной иерархией и системой подчинения. Его заботила организация самого уклада монашеской жизни и устройство отдельных монастырей. Поэтому бенедиктинский орден, древнейший из орденов Западной церкви, состоит из самостоятельных монашеских общин, объединяемых в «конгрегации» (либо по национально-географическому принципу, либо по принципу объединения вокруг «материнского» аббатства), которые, в свою очередь, образуют «федерацию». Конгрегации возглавляются председательствующими аббатами, а во главе федерации стоит аббат-примас с резиденцией в Риме. Такая организация в полной мере отвечает тем принципам, которыми руководствовался св. Бенедикт, рассматривавший каждый отдельный монастырь как самодостаточную и совершенно самостоятельную семью, поскольку и председатели конгрегаций, и верховный аббат наделялись лишь ограниченной властью. В осуществлении идеала монашеской общины как единой семьи важная роль принадлежит обету stabilitas loci (постоянства местопребывания), которым св. Бенедикт дополнил обычные монашеские обеты. Давая этот обет, монах обязуется до самой смерти оставаться в одном и том же монастыре, который, таким образом, становится его домом.

Целью монахов-бенедиктинцев является святость жизни, и им дозволяются любые формы деятельности, не противоречащие общежитийному укладу и не препятствующие участию в совместных богослужениях. Бенедиктинцы достигли успехов на многих поприщах, и их миссионерская, педагогическая и научная деятельность принесла значительные плоды. Бенедиктинские аббатства стали центрами образованности и искусств и инициаторами экономических и сельскохозяйственных нововведений. На протяжении нескольких веков все школьное образование находилось в руках бенедиктинцев. В настоящее время они занимают передовые позиции в экуменическом движении и в подготовке литургических реформ.

Женские монашеские общины бенедиктинок возникли одновременно с возникновением бенедиктинского ордена и в своей истории переживали те же этапы, что и весь орден в целом. Монахини некоторых из женских бенедиктинских аббатств ведут созерцательную жизнь, однако в других аббатствах сестры заняты активной деятельностью, включающей педагогическую работу на всех уровнях и заботу о сиротах, больных и престарелых.

Фроссар А. Соль земли. О главных монашеских орденах. М., 1992
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector