0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Материалы энциклопедии по теме Иудаизм

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА (2016)
  • НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (372)
  • ДРЕВНИЙ МИР (278)
  • СРЕДНИЕ ВЕКА (63)
  • ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ (787)
  • евреи в России (697)
  • ХОЛОКОСТ (497)
  • ИУДАИЗМ (1097)
  • НЕДЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ (162)
  • ТОРА (129)
  • молитвы (116)
  • библейские образы (106)
  • ТОРА И НАУКА (78)
  • ПРАЗДНИКИ (657)
  • Песах (103)
  • ХАНУКА (97)
  • Пурим (80)
  • РОШ А-ШАНА (77)
  • СУККОТ (69)
  • Шаббат (44)
  • Йом Кипур (43)
  • Шавуот (31)
  • Йом Ацмаут (30)
  • ТУ БИ-ШВАТ (25)
  • Шмини-Ацерет и Симхат Тора (25)
  • Лаг ба-Омер (22)
  • ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (1114)
  • ЕВРЕЙСКИЕ ЖЕНЩИНЫ (375)
  • ЕВРЕЙСКАЯ КУХНЯ (272)
  • СЕМЬЯ (176)
  • календарь (93)
  • ИМЕНА И ФАМИЛИИ (55)
  • самоидентификация (92)
  • ЕВРЕИ В МИРЕ (887)
  • ВКЛАД ЕВРЕЕВ В МИРОВУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ (222)
  • АНТИСЕМИТИЗМ (353)
  • ИЗРАИЛЬ (2077)
  • ИЕРУСАЛИМ (276)
  • сельское хозяйство (52)
  • СТИХИ И ПРОЗА ОБ ИЗРАИЛЕ (38)
  • ИЗРАИЛЬ СЕГОДНЯ (941)
  • АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ (426)
  • ПРОГУЛКИ ПО ИЗРАИЛЮ (393)
  • ИСТОРИЯ СОВРЕМЕН. ГОС. ИЗРАИЛЬ (295)
  • НАУКА И ТЕХНИКА (214)
  • ПРИРОДА ИЗРАИЛЯ (262)
  • деревья (79)
  • фауна (55)
  • цветы (47)
  • горы (19)
  • ЕВРЕЙСКИЕ СИМВОЛЫ (161)
  • СИМВОЛИКА ЧИСЕЛ (22)
  • ПРЕДМЕТЫ-СИМВОЛЫ (48)
  • ОСНОВНАЯ СИМВОЛИКА (41)
  • СИМВОЛИКА БУКВ (35)
  • СИМВОЛИКА РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (26)
  • иврит (121)
  • идиш (45)
  • ИСКУССТВО и ЛИТЕРАТУРА (1654)
  • ЛИТЕРАТУРА (509)
  • КИНО (404)
  • живопись (171)
  • фольклор (93)
  • театр (59)
  • скульптура (55)
  • музыка (437)
  • МУЗЕИ (72)
  • ЕВРЕЙСКАЯ МУДРОСТЬ (148)
  • ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ О ЕВРЕЯХ (101)
  • АФОРИЗМЫ О ЕВРЕЯХ (11)
  • ЮМОР (242)
  • АНЕКДОТЫ (79)
  • ЛЮБИМЫЕ АВТОРЫ (46)
  • Краткая еврейская энциклопедия (44)

Метки

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

Иудаизм:краткий словарь терминов

АДМОР (ивр. сокр. «адонейну, морейну верабейну» — «господин наш, наставник и учитель») — так называют выдающегося праведника, обладающего исключительным знанием Торы и особой связью с Всевышним. У хасидов это синоним «цадика», «ребе».

АМОРАЙ (арам, «говорящий», «произносящий») — мудрец Торы времен Талмуда. Амораи — следующее звено в передаче традиции устной Торы вслед за Танаями

АРОН КОДЕШ (ивр букв, «священный шкаф») — шкаф в синагоге, в котором хранятся свитки Торы.

АЦИЛУТ (ивр. «эманация») — высший из духовных миров.

БААЛЕЙ-ТШУВА (ивр. «совершившие тшуву», «вернувшиеся к Всевышнему») — евреи, вернувшиеся к тщательному исполнению Торы после того, как раскаялись в своих грехах, совершенных ранее.

БЕЙТ-ГАМИДРАШ (ивр букв «дом учения») — помещение, специально предназначенное для изучения Торы.

БИМА (ивр. «помост») — возвышение в середине синагоги, на котором читают Тору.

ВААД (ивр ) — «совет», «комитет».

ГАВДАЛА (ивр. «разделение») — церемония, означающая окончание субботы или праздника.

ГАКАФОТ (ивр «кружение») — церемония, совершаемая во время праздника Суккот, когда все молящиеся ходят вокруг бимы* (см.), где находятся свитки Торы В праздник же Симхат-Тора свитки Торы носят вокруг бимы.

ГАЛУТ (ивр «изгнание») — жизнь евреев вне Страны Израиля в отсутствие Храма — духовного центра народа Израиля.

ГАОН (ивр «гений») — выдающийся мудрец Торы.

ГЕНИЗА (ивр. «хранилище») — место в синагоге, где складываются священные книги и молитвенные принадлежности, из-за ветхости уже негодные для употребления.

ИХУД (ивр. «объединение») — кабалистическое понятие, обозначающее сосредоточение мысли на определенных именах Всевышнего с целью вызвать открытие Б-жественного внутри сотворенного мира — и, в частности, в нашем материальном мире.

ЙЕШИВА (ивр. букв, «сидение») — высшая еврейская духовная школа.

КАБАЛА (ивр. букв, «прием» — «прием традиции») — дисциплина Устной Торы, рассматривающая сокровенный смысл Торы Письменной и являющаяся учением о принципах мироздания и о Б-жественном.

КАВАНОТ (мн.ч. от ивр. «кавана» — «устремление») — кабалистический термин, означающий особую сосредоточенность чувств и мысли при молитве, которая «направляется» к какой-то определенной цели в духовном мире.

КЛИПА, мн.ч КЛИПОТ (ивр. букв, «скорлупа», «кожура») — кабалистический термин, обозначающий духовные силы, сотворенные Всевышним с целью скрывать и уменьшать поток Б-жественного света внутри сотворенных миров.

КОТЕЛЬ (ивр. «стена»), также КОТЕЛЬ ГАМААРАВИ («западная стена») — западная часть стены, окружавшей Храмовую гору в Иерусалиме, единственное, что сохранилось от Иерусалимского храма; величайшая материальная святыня еврейского народа.

ЛУЛАВ (ивр.) — побег финиковой пальмы, использующийся для определенных церемоний во время праздника суккот* (см.). В широком смысле слова — название, обобщающее все четыре вида растений, использующихся для того же.

МАРРАН (исп. «свинья») — еврей, принявший христианство из страха перед религиозными гонениями.

МАШИАХ (ивр. «помазанник») — царь из рода Давида, который будет послан Всевышним для того, чтобы собрать всех евреев в Страну Израиля и привести их к праведному соблюдению Торы.

МЕЛАМЕД (ивр. «учитель») — преподаватель, обучающий еврейских детей алфавиту, основам чтения и знания письменной Торы.

МИКВЭ (ивр. «скопление») — особый водоем, погружение в который очищает от ритуальной нечистоты.

МИНХА (ивр. «дар») — послеполуденная дневная молитва.

МИНЬЯН (ивр. «численность») — кворум, необходимый для произнесения некоторых, особо священных молитв и благословений: десять евреев не младше 13 лет.

МИЦВОТ (ивр. «повеления») — заповедь Торы.

МИШКАН (ивр. «обиталище») — переносной Храм, построенный по повелению Всевышнего и под руководством Моше-рабейну после исхода из Египта; сопровождал народ Израиля во время его странствий по пустыне до прихода в Обетованную Страну.

НУСАХ (ивр. «вариант») — вариант текстов молитв, соответствующий обычаям какой-то определенной общины народа Израиля. Аризаль создал новый «нусах» молитвенника — так называемый «нусах Ари».

ПЕЙОТ (ивр. «края») — участки головы на висках, где Тора запрещает брить волосы, которые в некоторых еврейских общинах принято отпускать в виде локонов.

ПОСКИМ (ивр.) — кодификаторы законов Торы, высшие авторитеты в вопросах, связанных с этими законами.

РОШ-ГАШАНА (ивр. «начало года») — еврейский праздник, отмечающий начало нового года; день, когда Всевышний судит все Свои творения и предопределяет их судьбу на будущий год.

САНГЕДРИН — высший судебно-законодательный орган народа Израиля, существовавший в те времена, когда духовным центром народа был Храм.

СЕФАРДСКИЕ ЕВРЕИ (от ивр. «Сфарад» — «Испания») — евреи, потомки изгнанников из Испании. Они отличаются своеобразным укладом жизни.

СИДУР (ивр.) — молитвенник.

СЛИХОТ (ивр. «просьбы о прощении») — молитвы, которые принято читать перед Рош-гашана и Йом-Кипуром, а также в дни общественных постов.

СМИХА (ивр. букв, «опирание рук») — облачение мудрецов Торы высшими полномочиями в определении законов Торы; гарантия точности и непрерывности передачи традиции Устной Торы.

СУККА (ивр.) — шалаш, жить в котором Тора предписывает в течение праздника суккот.

СУККОТ (ивр. «шалаши») — осенний праздник, в течение которого Тора обязывает евреев жить в шалашах.

СФИРА, мн.ч СФИРОТ (ивр.) — кабалистический термин, обозначающий различные виды проявлений Всевышнего в сотворенных мирах.

ТАЛИТ (ивр.) — покрывало, которое евреи надевают во время молитвы.

ТАЛМИД-ХАХАМ (ивр. «учение мудреца») — еврей, посвятивший свою жизнь изучению Торы и достигший в этом значительных успехов.

ТАЛМУД-ТОРА (ивр. «Изучение Торы») — средняя еврейская школа, дающая навыки в изучении как Письменной, так и Устной Торы.

ТАНАЙ (арам, «повторяющий», «сообщающий») — мудрец Торы эпохи Мишны.

ТАНАХ — ивр.: сокр. ТОРА, НЕВИИМ («Пророки»), КТУВИМ («Писания») — еврейское название Письменной Торы.

ТИКУН ХАЦОТ (ивр. букв, «совершенствование в полночь») — молитвы, посвященные скорби о разрушенном Храме, которые читаются в полночь особо благочестивыми евреями.

ТФИЛИН — коробочки в форме куба из кожи с вложенными в них полосками пергамента, на которых написаны четыре отрывка из Торы с упоминанием этой заповеди; одна из них надевается во время молитвы на руку, другая — на голову.

ХАСИДУТ (ивр. «благочестие»), или Хасидизм — религиозно-общественное движение, созданное р. Исраэлем Баал-шем-товом в середине XVIII в. Цель его — воспитать в еврее радостное сознание своей сопричастности к выполнению планов Всевышнего, ради которых сотворен мир.

ХЕРЕМ (ивр. «отлучение») — проклятие, накладываемое на еврея, совершившего особо тяжкие преступления против Торы и исключающее его из Еврейства.

ЦДАКА (ивр. «справедливость») — благотворительность.

ШМОНЭ-ЭСРЕ (ивр. «восемнадцать») — одна из главных (наряду со «Шма») молитв, произносимая каждый день трижды; первоначально она состояла из восемнадцати благословений — отсюда ее название.

ШХИНА — (ивр. «обитание») — образ присутствия Всевышнего в сотворенных мирах.

Иудаизм

Религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине; распространена среди евреев. О числе верующих (иудаистов) достоверных статистических данных нет. Большинство верующих сосредоточено в Израиле и США.

В 13 в. до н. э. часть западносемитских кочевых племён, бежавшая, по библейскому преданию, в пустыню от египетского фараона (еврейские племена), в период их вторжения в Палестину объединялась вокруг общего культа бога племенного союза Яхве [окончательно племенной союз, принявший название «Израиль» («бог сражается»), сложился к 11 в. до н. э.]. Поклонение Яхве (имя которого позже было табуировано и заменялось словом «господь») не исключало и культы др. божеств, как своих племенных, так и местных ханаанейских. Яхве не имел ни изображений, ни храмов; ему был посвящен шатёр («скиния») и в нём ларец («ковчег»), считавшийся земным местопребыванием бога, незримо присутствовавшего во всём мире. Официальный культ осуществлялся особой родоплеменной группой или кастой левитов. После возникновения в конце 11 в. до н. э. Израильско-Иудейского царства царь Соломон (сын царя Давида) построил Яхве храм в Иерусалиме. Культ Яхве стал, таким образом, основой официальной идеологии этого государства, защищавшей интересы рабовладельцев. При разделении царства в 10 в. до н. э. на северное, собственно Израильское, и южное — Иудейское, с центром в Иерусалиме, этот храм сохранил значение главным образом для южного царства; в северном имелись свои храмы. Но и в южном царстве продолжали официально существовать и др. места культа как Яхве, так и др. богов.

Читать еще:  Первая группа паломников прибыла в аэропорт "Грозный"

В постепенном складывании И. как догматической религии важнейшую роль сыграло т. н. пророческое движение, развивавшееся с 9—8 вв. до н. э. С 8 в. до н. э. проповеди пророков записывались. Вначале пророки не настаивали на универсальности Яхве, но объявляли его «ревнивым богом», не допускающим, чтобы его «избранники» почитали др. богов. Возникла концепция «договора» («завета») между израильскими племенами и Яхве (первые, якобы, обязались не чтить других богов и исполнять желания Яхве, а Яхве — передать им власть над Палестиной). Внешним признаком «договора» было объявлено обрезание, являвшееся в действительности обрядом, известным и многим другим народам Древнего Востока как пережиток ритуала инициации — принятия мальчика в общину воинов. Некоторые из пророков выступали против различных проявлений социальной несправедливости, продолжая стоять на почве тогда всеобщей рабовладельческой идеологии.

Гибель в 722 до н. э. северного, Израильского царства и избавление Иерусалима от ассирийской осады (700 до н. э.) были использованы пророками для внедрения своих идей среди жителей Иудейского царства.

В 9—7 вв. до н. э. сложились в основных чертах книги Бытие, Исход, Левит, Числа, приписанные Моисею, по преданию, возглавлявшему израильтян ещё во времена кочевья. В них излагалось мифическое прошлое израильтян, а также правовые и этические нормы в духе концепции «завета» и «ревнивого бога»; обряды и многие черты мифологического мировоззрения были восприняты из более ранних культовых традиций. К 8—6 вв. до н. э. восходят также книги, трактующие историю Израильского и Иудейского царств с точки зрения выполнения или невыполнения условий Яхве царями и населением. В 8—7 вв. до н. э. пророки уже начинают отрицать само бытие др. богов, кроме Яхве, но существование иных культов среди населения засвидетельствовано до 5 в. до н. э. В 622 до н. э., при перестройке иерусалимского храма царём Иосией (См. Иосия), была «открыта» рукопись так называемого Второзакония, подводившего итог учению пророков. Вместе с окончательной редакцией остальных четырёх Книг Моисея Второзаконие составило с начала 4 в. до н. э. Пятикнижие, или Тору (Закон), наиболее почитаемую в И. часть священного писания (Библии). В дальнейшем все социальные бедствия, выпадавшие на долю этнических групп, придерживавшихся иудейской религии, объяснялись отступлением от буквы Торы. Это определило догматический характер И. и большое значение, которое придавалось буквалистски-точному исполнению предписываемых Торой ритуалов.

В 587 до н. э. большая часть иудеев была переселена вавилонским царём Навуходоносором II в Вавилонию; Иерусалимский храм был разрушен. Среди переселенцев выступил пророк Иезекииль с идеей восстановления Израиля, но уже как теократического государства с центром в новом иерусалимском храме. Основателем этого государства должен был быть потомок царя Давида — Мессия. На развитие И. в период вавилонского плена оказала влияние иранская религия.

При персидской династии Ахеменидов (См. Ахемениды) иудеи были возвращены в Иерусалим, превращенный в самоуправляющийся храмовый город (6—5 вв. до н. э.). Был построен новый, «2-й храм» Яхве. Но руководители новой религиозной общины Эзра и Неемия не приняли в неё не побывавших в плену иудеев, а также остававшихся в Палестине израильтян под предлогом их смешанности с людьми, почитавшими др. богов. Непринятые создали особую общину самаритян (См. Самаритяне), сохраняющуюся в Палестине до настоящего времени. После Эзры изоляция верующих евреев — под предлогом их богоизбранности — стала одной из важнейших догм И.; однако в дальнейшем было признано, что для вступления в «завет» с богом, независимо от происхождения, достаточно обрезания и выполнения требований Торы.

В 3—2 вв. до н. э. значительная часть иудеев была выселена эллинистическими завоевателями в Египет, Сирию, Армению и др. В самой Иудее, в обстановке острой классовой борьбы, стали возникать различные течения внутри И., например Ессеи, осуждавшие официальное направление в И. (фарисеев (См. Фарисеи)) и развивавшие идеи аскетизма, примитивного социального равенства. Одной из иудейских сект было первоначально и Христианство, которое лишь позже отделилось и противопоставило себя И., однако иудаистические священные книги целиком вошли в христианскую Библию (Ветхий завет, т. е. «древний договор», — в отличие от Нового завета — Евангелий и т.п.).

Около 100 н. э. был окончательно установлен канон священных книг И., включивший Тору, Пророков (записи религиозно-политических речей и исторические книги «пророческого» направления) и Писания (книги другого содержания, признанные не противоречащими догмам И., в том числе книги Руфь, Эсфирь, Иов, Экклесиаст, Песнь песней и др.). В связи с введением письменного канона мужчинам иудейской религиозной общины вменялась обязательная грамотность; это правило сохранялось в течение всего средневековья.

После двух восстаний против римского владычества (Иудейская война 66—73 (См. Иудейская война 66-73) и восстание Бар-Кохбы (См. Бар-Кохба) 132—135) иудеи были выселены из Иерусалима.

Важнейшим культовым нововведением диаспоры (См. Диаспора) явилась замена богослужения в храме (которое, по догме, могло происходить только в Иерусалиме) молитвенными собраниями в Синагогах под руководством учителей религиозного закона (Раввинов) вместо жрецов; раввины обычно управляли и гражданско-правовой жизнью членов религиозной общины. Разработка религиозного учения И. продолжалась в виде комментирования Библии (Мишна, до 3 в.) и составления Гемары — собрания правовых (Галаха) и фольклорных (Аггада) толкований библейских текстов, — часто в неимоверно лапидарной, туманной форме, субъективных и противоречивых; Гемара с Мишной составляют Талмуд (до 5 в.). На создание религиозно-философского обоснования норм И. (особенно монотеизма) повлияла эллинистическая идеалистическая философия и раннесредневековый, в том числе арабский, неоплатонизм и аристотелизм. Учение раннесредневекового И. было обобщено Маймонидом в 12 в. (вера в единого бестелесного вечного бога-творца, раскрывшегося людям через Моисея и пророков, вечность Торы, ожидание мессии, посмертное воздаяние по делам, воскресение из мёртвых).

Обитая на территории господства других догматических религий, иудеи подвергались правовым ограничениям, а иногда и жесточайшим преследованиям, особенно в христианских странах, поскольку христианское учение возлагало на иудейскую религиозную общину 1 в. вину за казнь Иисуса. Вместе с тем догма И., требовавшая изоляции иудеев от людей др. религий, облегчала властям христианских государств создание еврейских гетто. Несмотря на искусственно создававшуюся замкнутость приверженцев И., некоторые средневековые царства, стремясь избежать политического влияния больших христианских держав, переходили в И. (например, хымьяритское в Южной Аравии в 517, хазарское в Поволжье в 8 в.). В 8 в. в Ираке, Сирии и Палестине возникла секта караимов, отвергавшая раввинат и все раввинские комментарии к Библии. В И. получили также распространение мистические учения, например Каббала (важнейшее соч. «Зохар» Моисея де Леона, 13 в.). Под её влиянием находилась и позднейшая религиозно-философская иудаистическая литература («Шулхан Арух», этико-правовой свод Иосифа Каро, 16 в., регулирующий жизнь верующих до мелочей).

В 17 в. возникло движение мистика и авантюриста Саббатая Цеви (Турция), объявившего себя мессией; оно нашло многочисленных последователей среди евреев разных стран, ошибочно искавших в учении Цеви средств избавления от социального гнёта. Крах этого движения и ухудшение положения евреев как в гетто Европы, так и в Азии и Африке, привели, с одной стороны, к новому усилению изоляции их от других народов, с другой — к отрицавшему авторитет раввинов хасидизму (Баал Шем-Тов, середина 18 в.), настаивавшему на индивидуальном общении верующего с богом через посредство «праведников» (цаддиков). И то и другое объективно способствовало закреплению бесправного положения евреев и их отрыву от общедемократических движений.

Во 2-й половине 19 в. среди иудаистов Германии, США и др. стран началось движение за реформу И. путём сближения с христианским протестантизмом, что явилось одной из попыток приспособить И. к утвердившимся буржуазным порядкам и поставить его на службу капитализму; реформаторы предлагали понимать мессианизм и ожидание восстановления храма и создания теократического государства в Иерусалиме в переносном смысле, как грядущее осуществление этических идеалов человечества, якобы заложенных в И. Однако ортодоксальный И. оставался господствующим течением среди евреев, особенно в США и Восточной Европе.

И. не признаёт храмов и не имеет духовной иерархии; синагоги содержатся на средства верующих (значительный вклад на их содержание вносят капиталисты). В США существует Совет синагог Америки, в ведении которого находится ряд учебных заведений.

В государстве Израиль И. является официальной религией. Синагоги, как и организации других религий, финансируются министерством религии; раввинату переданы судебные функции по семейно-брачным и некоторым другим делам евреев.

Читать еще:  Лютеранская церковь Швеции лишилась за четыре года двухсот тысяч верующих

Важнейшие праздники И.: суббота, когда запрещается всякая деятельность, вплоть до варки пищи и передвижения; 10-й день после лунного нового года («день очищения», йом-киппур) — время поста и покаяния; пасха (весной); пятидесятница; праздник кущей (осенью; на 7-й или 8-й день после него — праздник «веселья Торы»). В 13 лет исповедующий И. мальчик проходит обряд «бар-мицва», вводящий его в общину верующих, причём он должен показать знание священного писания и произнести соответствующую речь на языке иврит. Жизнь исповедующих И. обременена множеством архаических ограничений, ритуалов, пищевых запретов и т.п.

И., как религия, талмудическая обрядность, отвлекает трудящихся евреев от понимания истинных причин социального гнёта. И., как и другие религии, всегда являлся в руках господствовавших эксплуататорских классов средством духовного угнетения трудящихся. И. взят на вооружение Сионизмом, являющимся в настоящее время официальной идеологией государства Израиль. Стремясь завоевать на свою сторону массы трудящихся евреев и оторвать их от мирового революционного рабочего и национально-освободительного движения, а также оправдать захватническую политику Израиля, сионизм стал использовать в своих политических целях такие идеи И., как мессианизм, предполагающий создание нового, «идеального» Израиля (с центром в Иерусалиме), который включал бы всю Палестину. Со 2-й четверти 20 в. сионизм нашёл поддержку у наиболее реакционных элементов среди иудаистов, особенно в США. В своей шовинистической аннексионистской политике сионизм использует догмат И. о «богоизбранности» евреев, с помощью И. стремится обосновать концепцию «всемирной еврейской нации» и ряд др. реакционных положений.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф». О религии. [Сб. ст.], М., 1955; Ленин В. И., О религии. [Сб. ст., 2 изд.], М., [1966]; Луначарский А. В., Об атеизме и религии. [Сб. статей, писем и др. мат-лов], М., 1972; Критика иудейской религии. [Сб. ст.], М., 1962; Велльгаузен Ю., Введение в историю Израиля, пер. с нем., СПБ, 1909; Ранович А., Очерк истории древнееврейской религии, М., 1937; Косидовский 3., Библейские сказания, 2 изд., М., 1969; Albright W. F., Archaeology and the religion of Israel, [4 ed.], Baltimore, 1956; Eissfeldt О., Einleitung in das Alte Testament, 3 Aufl., Tübingen, 1964; Noth М., Geschichte Israels, 2 Aufl., Göttingen, 1954; The Old Testament and modern study, [L.], 1961; Vaux R. de, Les institutions de l’Ancien Testament, P., 1958—60; Bousset W., Die Religion des Judentums im Späthellenistischen Zeitalter, 3 Aufl., Tübingen, 1926; Judentum im Mittelalter, B., 1966; Kaufmann J., The religion of Israel, [Chi., I960]; Schechter S., Studies in Judaism, N. Y., [1958]; Baron S. W., A social and religious history of the Jews, 2 ed., v. 1—12, 14, N. Y., 1957—69; Fohrer G., Geschichte der israelitischen Religion, B., 1969.

Кратко об иудаизме

Одной из основных канонических книг в иудаизме признается Танах (Ветхий Завет Библии), важнейшей частью которого является Тора или Пятикнижие Моше (Моисея). В III веке н. э. иудейскими богословами были написаны комментарии к Торе, получившие название Мишна (повторение закона). Затем была составлена еще одна книга – Гемара, назначение которой – углубленное комментирование Мишны. Мишна и Гемара вместе составляют Талмуд. Тора и Талмуд регламентируют все стороны жизни религиозного еврея, в том числе и те, которые в других религиях обычно считают относящимися к сфере этики, морали, гражданского и уголовного права. В Талмуде различают галаху и агаду, которые переплетаются друг с другом. Галаха – это закон, касающийся религиозной, семейной, гражданской жизни. Агада определяет духовные основы иудаизма.

Чтение Талмуда почитается как весьма ответственное занятие, разрешаемое только самим евреям. В трактате «Синедрион» говорится: «Не еврей, изучающий Талмуд, заслуживает смерти».

«Евреи приятнее Богу, нежели ангелы», «как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете» – учит Талмуд. Избранничество мыслится в иудаизме как право на господство.

Отвержение Христа и ожидание вместо Него другого, стало духовной причиной государственно-национальной катастрофы иудеев – в начале II века Иерусалим был разрушен, а иудеи рассеяны по свету. После рассеяния евреев, во II — VI веках происходит формирование талмудизма, характеризующегося обстоятельной систематизацией и нормативной ритуализацией иудейского культа, который из храмового священнодействия превратился во все проникающую систему предписаний, иногда скрупулезно подробных, вплоть до требований подчеркивания своей принадлежности к «избранному Богом народу» с помощью особых деталей внешнего облика. Так, верующему еврею предписывается иметь бороду, отпускать длинные волосы на висках (пейсы), носить маленькую круглую шапочку (кипу), пройти обряд обрезания. Тогда же формируется и такое учение в иудаизме, как Каббала, главная роль в котором отводится магии и оккультизму. Многие принципиальные вопросы Библии перетолкованы в Талмуде и в Каббале совершенно в оккультном освещении.

Если для Библии характерен ярко выраженный персонализм, то есть представление о Боге и сотворенном им человеке как о личностях, то в Талмуде говорится о том, что человек изначально был сотворен гермафродитом и лишь позднее возникает разделение полов, возникают Адам и Ева (это чисто языческое воззрение, полностью исключающее понимание человека как личности).

Возрождаются в Талмуде пантеистические воззрения, так, например, говорится о сотворении Богом душ евреев из самой божественной сущности. Те евреи, кто не достиг совершенства в своей жизни, для очищения перевоплощаются в новых телах – в растениях, в животных, в телах не евреев, и, наконец, в теле еврея, после чего могут заслужить вечное блаженство.

В VI – XIII веках возрастает роль раввинов (от древнееврейского «рабби» – мой учитель) – толкователей закона, возглавлявших иудейские общины. Рассеяние евреев по странам Старого Света (Европа, Азия, Африка), а потом и Нового Света (Америка) привело к образованию большого количества еврейских национально-религиозных общин. В древности центром иудейского культа был Иерусалимский Храм, где совершалось ежедневное жертвоприношение. Когда Храм был разрушен, место жертвоприношений заняла молитва, для совершения которой евреи стали собираться вокруг отдельных учителей – раввинов. Из этих собраний возникли иудейские молитвенные объединения, именуемые синагоги («собрания»). В иудаизме синагога представляет собой собрание евреев для совершения молитвы и изучения Торы и Талмуда. Такое собрание не предусматривает наличия специального здания и может проходить в любом помещении.

Для совершения публичного богослужения необходимо присутствие не менее десяти евреев мужского пола, достигших религиозного совершеннолетия (с 13-летнего возраста). Они составляют первичную иудаистскую общину – миньян (буквально «число,» то есть кворум, необходимый для богослужения). Исторически право совершать публичные богослужения закрепилось за раввинами – учителями и толкователями Торы. Кроме раввина, в персонал синагоги входят хазан, шамаш и габай. Хазан ведет общественную молитву и представляет всю общину в обращении к Богу. Шамаш – синагогальный служка, обязанности которого – наблюдать за порядком и чистотой в синагоге и заботиться о сохранности синагогального имущества. Габай решает административные и финансовые вопросы синагоги.

Особое место в иудейской общине занимает коганим (единственное число – коген). По еврейской традиции, лица, носящие фамилию Коген (Коган, Кохен, Коэн, Кон), являются потомками (по отцовской линии) первосвященника Аарона, т.е. своего рода жреческой кастой.

Во времена Иерусалимского Храма коганим кроме исполнения своей главной функции – ведения службы в храме – были также духовными наставниками народа, его судьями и учителями. Однако с течением времени духовное руководство еврейского народа перешло к пророкам, а затем к мудрецам и раввинам. Деятельность коганим была ограничена, в основном, службой в храме. После разрушения храма в 70 г. н.э. они лишились возможности исполнять и эту обязанность. В настоящее время коганим обязаны проводить обряд выкупа первенцев и благословлять народ в синагоге.

В условиях рассеяния (диаспоры) иудаизм сыграл главную роль в самосохранении евреев как этноса. Национальное и религиозное начала в душе верующего иудея совпадали, а отход от иудаизма означал выход из еврейства, что для воспитанных столетиями корпоративного быта евреев, в свою очередь, означало смерть. Поэтому отлучение от синагоги и от еврейства рассматривалось как самое страшное наказание.

Новый период истории еврейства и иудаизма наступил в конце XVIII в. Он характеризуется политической эмансипацией европейских евреев в результате Французской революции и последовавшим за этим разрушением средневековой изоляции иудейских общин, на которые были распространены юридические акты о свободе вероисповедания.

Параллельно с этим в самих общинах возникло движение за ослабление системы ритуальных предписаний и запретов и внешнее сближение иудейского богослужения с протестантским (т. наз. «реформированный иудаизм»).

Тогда же, в XVIII веке, среди евреев Польши и Западной Украины возникло новое религиозное течение – хасидизм (от древнееврейского слова «хасид» – благочестивый). Хасидизм возник как оппозиционное движение против ортодоксального иудаизма, в частности, против раввината. Вместо раввинов в хасидских общинах высшим авторитетом стали пользоваться цадики («цадик» означает по-древнееврейски «праведник»), якобы обладающие сверхъестественными способностями. Для хасидизма характерны крайний мистицизм и религиозная экзальтация.

С XIX века еврейство Западной Европы, а затем и США, захватили процессы секуляризации и эмансипации. Стала фактом национальная самоидентификация евреев вне религиозных рамок. Западные народы все дальше отходили от христианства, и иудаизм, до этого времени оттесняемый из духовной жизни европейской цивилизации, начинает влиять на духовность и культуру.

Читать еще:  Оконский триптих вернется в Грузию в феврале

Оценка современной иудейской веры

Вера, которую исповедуют современные евреи, является не той, которая была дана Израильтянам через Моисея и Пророков, и которую исповедовали они до пришествия Мессии, но той, какую они сами измыслили, уклонившись от истинного духа Моисея и Пророков, и которой держатся ныне уже по пришествии обетованного Мессии, ими непризнанного. Первая вера есть истинно богооткровенная и является подготовительной ступенью к христианству, а ново-иудейская является плодом человеческих измышлений.

Эта новая вера изложена в двух книгах, почитаемых Иудеями за божественные книги, в Каббале и Талмуде (Каббала, по понятию Иудеев, есть кодекс философско-мистических преданий, служащих дополнением и объяснением Закону, а Талмуд – кодекс преданий по преимуществу исторических, обрядовых и гражданских, служащих таким же дополнением и объяснением. Сведения о Каббале можно найти у раввина Франка, а о Талмуде у Драха). В обеих этих книгах наряду с истинами, заимствованными в Библии, столько странностей, нелепостей, противоречий, что становится невероятным, как могли люди выдумать подобные вещи, и как могут другие признавать столь уродливые понятия за истины священные и неопровержимые, не отказавшись от здравого смысла. Таковы –

В теоретическом отношении сказания:

а) о ежедневных занятиях Бога (Хр. Чтение 1834, 3, 283-309);

б) о цели, для которой создан мир («Бог создал свет единственно для того, чтобы приложить к делу закон обрезания». Евр. Секты в России, Григорьева стр. 95);

в) о Мессии и обстоятельствах Его пришествия (Буксторф);

г) о воскресении мертвых («Воскресение мертвых может иметь место только в Палестине: поэтому Господь открывает подле могил Евреев, умерших в пленении, длинные пещеры, через которые трупы их и катятся, как бочки, в святую землю, чтобы воспринять здесь душу» Талмуд. Иерусал. Тракт. Килоим.), и проч.

В нравственном – таковы:

а) основной закон об отношении человека к ближним: «всякое добро, которое закон Моисеев предписывает, и всякое зло, которое он воспрещает делать ближнему, брату, товарищу, должно, объясняет Талмуд, понимать только в отношении к Иудеям» (Талмуд. Тракт. Бава-Меция);

б) взгляд на прочие народы: называя их народами нечистыми и богопротивными, с которыми Евреи не только не должны вступать ни в какие родственные связи, талмуд учит, что Еврей может без греха нарушать клятвы, даваемые иноверцу, может обманывать его, притеснять, преследовать и даже умерщвлять за его разноверие, и что вообще все эти иноверные народы, по пришествии Мессии, или истребятся совершенно, или будут порабощены Иудеям, так что самые цари иноверные сделаются слугами для последнего из чад Израиля (Мозез Мендельсон);

в) учение о средствах к оправданию: в Талмуде проповедуется, что как грех первородный, так и вообще все грехи могут быть изглажены и уничтожены через строгое исполнение всех предписаний закона обрядового и проч.

Вследствие этого Иудеи исключительно преданы своим обрядам. Но надобно еще прибавить, как мелочен, ничтожен в своих неисчислимых предписаниях и установлениях этот закон! Например, на основании одной заповеди Божией: да не сотворишь всякого дела в день субботний ( Исх. 20:40 ), теперь существует 949 раввинских предписаний, из которых одно «запрещает Еврею даже плевать по воздуху в субботу, потому что действие похоже на веяние неочищенной ржи. (Хаие Адам – Авраама Данижга, о постановлениях субботних)». На основании запрещения Божия не есть квасного в Пасху ( Исх. 12:20 ) измышлено 265 постановлений, из которых одно гласит, что если бы 10000 Евреев, в день Пасхи, варили пищу в воде, почерпнутой из одного колодца, в котором вскоре после того найден какой-нибудь ячмень, то все они обязаны приготовленную пищу, вместе с посудой, сжечь или бросить в реку. Об этих запрещенных яствах существует с лишком 3000 различных постановлений; об одном обряде умовения рук – до ста, а о солении мяса – до двух сот; есть даже определение касательно способа обрезывания ногтей… На основании заповеди Моисея, запрещающей варить козленка в молоке его матери ( Исх. 23:19 ; Втор. 14:21 ), талмудисты запретили: а) варить в молоке какое бы-то ни было мясо; б) употреблять даже сосуд, в котором изготовляется мясная пища, на изготовление в нем пищи молочной; и в) определили принимать молочную пищу не ранее, как по истечении шести часов после принятия пищи мясной, а мясную после молочной не ранее, как через час. И пусть бы еще исполнение всех таких мелочей отдано было на произвол каждого; напротив, Талмуд все обряды возводит в догматы, и требует самого строгого исполнения относящихся к ним постановлений и правил.

Основы религиозных культур: Иудаизм

Данный пост создан по мотивам статьи Про религиозные учебники, религиозных учителей и прочее и закрывает прореху по школьному предмету «Основы религиозных культур и светской этики.» Родители выбравшие этот предмет были недовольны тем, что в учебных материалах по данному предмету не хватает описаний распространенных религий, но содержит информацию исключительно по русскому христианскому православию.

Пост содержит материалы из книги «Танец с Шивой», автор Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Представляю религии «Иудаизм«.

ОСНОВАН: Около 3700 лет назад в Египте и Ханаане (нынешний Израиль). ОСНОВАТЕЛИ: Авраам (начавший духовную линию) и Моисей (освободивший порабощенные племена евреев из Египта и получивший от Бога на горе Синай десять заповедей религиозного Закона).
ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: Тора (первые пять книг Ветхого Завета) и Талмуд.
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Около 12 млн. чел. по всему миру, более половины из них — в США.
ШКОЛЫ: Ортодоксы, консерваторы и реформисты, а также множество других региональных и этнических направлений, например хасидизм.

СИНОПСИС
Религия евреев неотделима от их истории как народа. Значительная часть Торы прослеживает историю потомков Авраама — от Исаака, Иакова и Иосифа до Моисея, самого выдающегося из пророков Бога в еврейской истории. Именно Моисей дал иудаизму десять заповедей и установил религиозные законы и традиции.
Самой глубокой характеристикой иудаизма является его строгий монотеизм. Евреи придерживаются не поколебимой веры в одного и только одного Бога, которого они называют Яхве и из которого проистекает все мироздание. Евреи считают себя избранным народом, стоящим отдельно от всех других народов земли согласно особому «завету» (договору) с Яхве. Особо важное значение придается сакрализации повседневного бытия, поклонению в синагоге, молитве и чтению писаний. Мало какие религии могут похвастаться такими прочными семейными традициями, как иудаизм, который сделал дом великой опорой религии и постоянным прибежищем верующего. Каждый день, утром и вечером, каждый благочестивый еврей подтверждает свою веру, повторяя моисееву молитву: «Слушай, о Израиль, Господь — наш Бог, Господь — един».

ЦЕЛИ ИУДАИЗМА
Цель последователей иудаизма заключается в строгом повиновении Торе, еврейскому священному писанию, которое может облегчить бедственное положение человека и общества. Подчинение Закону Бога вознаградится в будущей жизни, когда в День Господень придет Мессия, чтобы изгнать зло и собрать праведников в царстве Божием на земле. После этого душа будет вечно наслаждаться присутствием и любовью Бога.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ
Человек побуждаем двумя импульсами: добра и зла. Он может либо следовать Божьему Закону, либо восстать под влиянием Сатаны, который увел Божье творение с пути истинного. Бога радует высочайшая нравственность, возможная при повиновении Торе. Человек должен быть справедливым, милосердным, этичным и честным — тогда он будет истинным человеком для истинного Бога, Яхве.

ВЕРОВАНИЯ ИУДАИЗМА
1. Я верю в единого Бога и Творца, бестелесного и трансцендентного, вне ограничений формы, который заботится о мире и Своих созданиях, вознаграждает за добро и наказывает зло.
2. Я верю в пророков, из которых Моисей был главным перед Богом, и в заповеди, открытые ему Богом на горе Синай как высший Закон для человека.
3. Я верю в Тору как слово Бога и в Талмуд. Это единственный незыблемый Закон Божий.
4. Я верю в то, что после смерти душа попадает в рай (или сначала в ад, если она была грешна), и в то, что однажды на земле появится Мессия и настанет Судный День, когда мертвые физически воскреснут к жизни вечной.
5. Я верю в то, что вселенная не вечна, но создана Богом и будет разрушена Им.
6. Я верю в то, что никакой жрец не должен вмешиваться во взаимоотношения человека и Бога, а Бога не следует изображать ни в какой форме, равно как нельзя поклоняться никакому другому существу, кроме единого Бога, Яхве.
7. Я верю в духовный рост человека благодаря приверженности закону, справедливости, милосердию и честности.
8. Я верю в то, что Бог установил уникальный духовный завет (договор) с еврейским народом, чтобы он поддерживал для всего человечества высочайший образец монотеизма и благочестия.
9. Я верю в то, что семья обязана сделать дом свой Домом Бога посредством набожности, ритуала, молитв, соблюдения святых праздников и святого дня (субботы).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector