0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

10; вопросов о; святом Патрике

С одной стороны, День святого Патрика изначально не был религиозным праздником: его придумали ирландские эмигранты, оказавшиеся в США, чтобы собираться вместе и не забывать о своем происхождении. С другой стороны, в Ирландии с древности было принято бурно отмечать праздни­ки, об этом писали еще в сагах. Известна, например, сага «Опьянение уладов»: ее герой Кухулин пригласил на пир короля Конхобара и запасся пивом — «по 150 бочек пива каждого сорта». О подготовке еды и питья для королевского пира рассказывается и в саге «Пир в Гусиной крепости», да и еще много где. Так что можно сказать, что День святого Патрика 17 марта связан не с религией как таковой, а скорее с архаическими ритуалами, имеющими в первую очередь социальную направленность.

Это очень сложный вопрос. Дело в том, что существуют разные предания о человеке по имени Патрик. Одно рассказывает о юноше из знатной христиан­ской романо-бриттской семьи. Он родился в конце IV века, а в юности был захвачен ирландскими пиратами и попал в рабство. Через шесть лет ему удалось бежать из Ирландии в Галлию, а потом в Рим. Второе — о человеке, который в 432 году начал проповедовать в Ирландии христианство, называя себя епископом (хотя неясно, кто и где его рукоположил). В VII веке появля­ются первые латинские жития Патрика, в которых эти две истории сливаются в одну.

Однако исследователи Ирландской церкви сомневаются в том, что это один и тот же человек. Еще в 1940-е годы историк Томас О’Рахилли выдвинул гипотезу о существовании двух Патриков и предложил называть их Patricius Junior и Patricius Senior (то есть «младший» и «старший»). Это предположение позволяет увязать разброс датировок смерти святого в ирландских анналах — от 461 до 492 года или даже еще позже.

Главным источником биографических сведений о Патрике стала «Исповедь», якобы написанная им самим. Ее ранние редакции не сохранились — только список 630 года, подлинность которого остается под вопросом. В 1905 году ирландский историк Джон Бьюри предположил, что Патрика не было вообще, а его биография — продукт компиляции монахов. В 1962 году вышла работа специалиста по ирландскому праву, филолога и лингвиста Дэниела Бинчи: с его точки зрения, Патрик не только существовал, но и сам написал «Исповедь».

Одним словом, проблема восстановления реальной биографии крестителя ирландцев очень сложна и не имеет однозначного решения. Но в это не так уж и важно: за много столетий его легендарная биография выстроилась достаточно полно, и ирландцы верят, что благородный юноша действительно вернулся, чтобы вывести народ из тьмы язычества, его посох достался ему прямо от Христа и что именно Патрик изгнал с острова всех змей Правда, есть и легенды о том, что он на са­мом деле не совсем их изгнал, но велел прятаться в болотах, в горах, в пещерах и не показываться людям до тех пор, пока сохраняется на острове вера в Христа и Патрика. .

Святитель Патрикий, просветитель Ирландии

Память 17 / 30 марта

Апостол Крайнего Запада святой Патрикий (Патрик) родился в Британии около 383 года в галло-римской семье, которая уже давно приняла христианство. Его отец Кальпурний был диаконом и в то же время исполнял обязанности декуриона. У него было процветающее поместье, и он позволил сыну провести первые годы жизни легкомысленно, нисколько не заботясь о божественных предметах.

Когда Патрикию было 16 лет, его вместе со многими другими жителями округи взяли в плен пираты. Они продали его в Ирландию одному землевладельцу, который поручил Патрикию охранять в горах свои стада. Суровые условия изгнания в этих чужих краях, бывших почти полностью во власти язычества, а также общение с природой обратили его сердце к Богу. Он начал вести жизнь, полную покаяния, пребывая дни и ночи в молитве на коленях на замерзшей или размокшей от дождей земле, и не испытывал при этом никаких страданий, настолько его душа была полна божественным утешением.

Через шесть лет плена, превратившегося в райское блаженство, он однажды ночью услышал голос, который сказал ему: «Ты хорошо поступил, что постился и молился. Бог услышал твою молитву. Теперь ступай, вернись в свою отчизну: для тебя приготовлен корабль!» Полностью доверившись, он совершил тогда побег и, пройдя наугад больше 320 километров, достиг порта и сел на корабль языческих торговцев.

Через три дня они высадились в пустынном и неизвестном краю и отправились на поиски какого-нибудь поселения. Они странствовали почти месяц, терзаемые голодом, и наконец попросили Патрикия обратиться к его Богу, чтобы Он спас их. Как только юный христианин воздел руки, сразу появилось стадо свиней – люди смогли убить нескольких животных и насытиться. После различных бедствий Патрикию удалось достичь родины, где он снова был захвачен пиратами, но два месяца спустя вновь обрел свободу, как ему было предсказано раньше.

Когда он возвратился в отчий дом, ему было видение: перед ним предстал некий небесный муж по имени Викторий и показал пачку писем. Он открыл первое и прочитал: «Глас Ирландии! Святой отрок, мы молим тебя вновь прийти и ходить среди нас». Патрикию послышались тогда голоса людей из Фоклутского леса, где он провел годы своего плена. Почувствовав в этом призыв Божий, он решил подготовить себя к просвещению этих варваров. Для этого он должен был завершить церковное образование, которое не смог получить в ранней юности. Он отправился в Галлию, жил в различных монашеских центрах, в том числе в Лерине. Около 15 лет провел святой Патрикий в Осере под духовным водительством святого Германа (память 31 июля), который рукоположил его в диакона.

Когда святой Герман вернулся из поездки в Британию, где боролся с еретиками-пелагианами (429), перед ним вновь встала неотложная задача: найти миссионеров для Ирландии. Чуть ранее папа Келестин I (431) рукоположил диакона Римской Церкви святого Палладия [1] в епископа, дабы он организовывал рассеянных по Ирландии христиан и управлял ими. Палладий немедленно столкнулся с большими трудностями, основал всего лишь три церкви, а через несколько месяцев был настигнут смертью. Поэтому святой Патрикий принял посвящение в епископа из рук святого Германа, дабы нести свет истины варварам Ирландии. Действительно, он был хорошо подготовлен к выполнению этой задачи не только потому, что его призвал Бог, но и потому, что он знал язык и нравы этих племен. Помня о грехах юности, он не решался принимать рукоположение, но новое видение утвердило его в том, что такова воля Божия.

Во главе небольшого числа клириков он высадился на острове в том самом месте, куда приплыл и святой Палладий. Святой Патрикий не мешкая отправился на большое собрание, которое регулярно устраивали предводители родов. Перед свирепыми воинами он произнес смелую проповедь о Христе. Ему удалось обратить некоторых старейшин, а вслед за ними и людей из их племен. Миссионеры получили земельные участки, чтобы основать там церкви и монастыри. Святой Патрикий обошел всю Ирландию, прежде всего ее северные области, без устали возвещая слово Божие. Как правило, он обращался вначале к главам родов и королям. Именно так он смог обратить королей Дублина, Мунстера и семерых сыновей короля Коннахта.

Проповедник столкнулся, однако, с противодействием жрецов-друидов, которые использовали против апостола колдовство. Но Патрикий, призвав на помощь могущество Божие, сделал их бессильными и даже обратил некоторых ко Христу. Новообращенные стали затем благочестивыми пресвитерами, ревностными в просвещении своих братьев.

После проповеди в королевстве Ориэл он основал монастырь в Армаге, который впоследствии стал архиепископской кафедрой Ирландии. Именно из этой обители начинались его длительные миссионерские поездки. Патрикий противостоял насилию, угрозам и каким бы то ни было опасностям с полным пренебрежением к своей жизни и пересекал эти негостеприимные земли, позволяя Богу говорить через него с людьми. Проповедник не придавал никакого значения собственным способностям, и, несмотря на то, что он пренебрегал законами риторики, его речь, насыщенная цитатами и отсылками к Священному Писанию, обладала божественной силой приводить людей ко Христу. Среди покоренных проповедью святого Патрикия были, помимо простых людей, также барды-филиды. Барды были одной из высших каст кельтского общества в Ирландии, хранителями и интерпретаторами священных устных преданий народа и по своему положению были близки языческим жрецам. Они, став монахами, отдавали служению Благой Вести свои поэтические таланты. Их песнопения были столь прекрасны, что, как говорили, ангелы преклонялись с небесной высоты, чтобы их послушать.

Читать еще:  ХРАМ, ПОЯВИВШИЙСЯ ИЗ "ЛЕСОВ"

Для устроения новой Церкви святой Патрикий рукополагал священников и епископов, относясь с уважением и мудростью к самобытному характеру ирландского народа. Кафедры его епископов располагались, как правило, не в городах, а в монастырях, которые при следующих поколениях достигли расцвета и превратили Ирландию в новую Фиваиду. Из них вышло множество монахов, смелых миссионеров и неутомимых путешественников, внесших значительный вклад в дело нового просвещения Европы Благой Вестью после варварских нашествий [2] .

Святой Патрикий никогда не пренебрегал выполнением ежедневного молитвенного правила, был ли он в одном из этих монастырей-епископий или в путешествии. Правило состояло в прочитывании вслух всей Псалтири, вместе со всеми библейскими песнями, а также других богодухновенных текстов, таких как Откровение святого Иоанна Богослова. Каждый час дня он сто раз осенял себя крестным знамением, а когда встречал по дороге знак креста, то сходил с повозки и простирался перед ним. В миссионерских поездках он не раз мог быть убит своими противниками, но ангел Ирландской Церкви избавлял его от опасности ради пользы верующих.

Познав лично страдания, причиняемые рабством, Патрикий стал защитником населения, подвергавшегося нападениям пиратов. Он отлучил Коротика, предводителя отряда бриттов, который, высадившись на землях племени, крещенного накануне, убил некоторых из новообращенных, а других захватил для продажи в рабство. Несколько месяцев спустя Коротик, отказавшийся раскаяться, был поражен умопомешательством и умер в отчаянии.

По прошествии почти 30 лет епископского служения святой Патрикий, которому было уже 80 лет, написал в своей «Исповеди»: «Я исповедую это пред моим Господом и не испытываю чувства стыда в Его присутствии: с того времени, как я узнал Его в юности, любовь Божия росла во мне, и вплоть до сего дня, по благодати Господней, я сохранял веру… Он, Который так часто прощал мне мою глупость и небрежность в ответ на то, что Святой Дух мне внушал, помилует меня благодаря тысячам и тысячам людей, потому что Он видел, что я нахожусь в Его власти. Пусть на то будет воля Божия, чтобы мои чада превзошли меня в делах возвышенных и в плодах спасения! В этом будет для меня слава, поскольку сын мудрый радует отца (Притч. 10: 1). Мои возлюбленные, я искал вас, а не ваши богатства. То, что мне давали даром, я так же и раздавал: вам – ваши блага, а себе – утомление и опасности, и я шел к вам и повсюду ради вас, и даже в те края, куда никто никогда не приходил крестить. По благодати Божией ради вашего спасения я все перенес в трезвении и великодушии… Христос Спаситель стал бедняком ради нас, и я, бедный и несчастный, каждый день ожидал, что меня убьют, что я попаду в ловушку или буду обращен в рабство, но благодаря небесным обещаниям я не боялся ничего из всего этого, предав себя в руки Всемогущего Бога, Который выбрал меня для выполнения этой задачи… Как я воздам Ему за все Его благодеяния по отношению ко мне? И если мне удалось совершить какое-нибудь доброе дело для моего Бога, Которого я люблю, пусть никто не говорит, что это сделал такой невежда, каким я являюсь, но это был дар Божий. Я просил Его разрешить мне пролить свою кровь за Его имя: пусть даже я был бы лишен могилы, и мой труп, разодранный в клочья, был бы оставлен на корм птицам и в добычу хищным зверям» [3] .

Прежде своего упокоения, о котором ему возвестил Бог, Патрикий предпринял последнюю поездку, дабы проверить церковные дела. Увидев на краю дороги куст, который горел, не сгорая, он приблизился и услышал слова ангела, возвестившего ему, среди прочих обещаний, что он будет судить ирландский народ в последние дни.

17 марта 461 года святой прибыл в местечко Саул, в области Улад (Ольстер). Там он почил в мире, сопровождаемый гимнами небесных воинств. Тело Патрикия положили на повозку, которую влекли два диких быка. Они остановились в некоем месте, которое было названо впоследствии Даун-Патрик [4] . Там ему вырыли могилу.

Благодаря трудам святого Патрикия Ирландия процвела как христианский край и вполне заслуженно стала именоваться Островом святых. Здесь его горячо почитают как своего главного защитника. Святому Патрикию посвящено более 200 церквей. Его почитание широко распространено по всему Западу.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Comments

мда.. почему люди любят броские фразы и даже о святых говорят как пресса в колонках светской хроники %(

это что ж за святой «биографические сведения о котором крайне скудны», ежели он оставил автобиографическую исповедь, авторство которой особо не оспаривается?

Какая дикая фраза «Таким образом, миссия Патрика — это христианизация достаточно развитой языческой культуры. При этом что характерно, это была мирная проповедь, без уничтожения наследия прошлого».
Что такое христианизация языческой культуры? Возможно ли вообще ставить вопрос так, что бы говорить о мирной христианизации, тогда когда от человека требуется (при крещении, если кто не знает) отречение от самой важной части культуры — её «мировоззрения»?
Это как же не было «уничтожения наследия прошлого»? МОжет быть автор или кто угодно в мире серьезно поведает о культуре друидов, не обрывочные данные и реконструкции, а что нибудь вроде сообщения содержания взглядов друидского Платона или друидского Аристотеля даст почитать? Где обещанное «христианизированное друидское наследие» и что от их культуры осталось, если сейчас никто не знает точно кто они такие такие и с чем их едят?%)

Очень круто сказано про «к тому времени шумная бардовская братия успела изрядно утомить тогдашнего ирландского короля». Наверняка у всякого читающего эти слова перед глазами возникли «шумные» ирландские министры отвечающие за прессу, образование и здравоохранение, они же по совместительству «выжившие друидские клирики» ранга епископов, имеющие право на содержание и личную вооруженную свиту (ныне обычно именуемая внутренняя служба безопасности министерства) за счет государства. но шумели они видимо в друидских подворотнях на гитарах%)

уважаемый Сергей, зачем Вы вешаете такие «попсовые статьи»?
В сети есть автобиографическая Исповедь самого святого, есть приличные статьи о нём. Напишите сами что-нибудь, если Вас не устраивает такой материал, почему-либо, но вешать вот такое.. это как насмешка.

если Вам трудно искать, вот Вам Исповедь святого.

и потом, память святого через две недели. Сообщество было создано, вроде чтобы дать людям возможность узнать о святых прославивших Бога на Западе, о святых которые малоизвестны, и их почитание сохранилось не православной церкви, а у раскольников и еретиков, что вызывает у многих сомнения в их святости. Зачем давать людям повод к подозрениям, косвенно поддерживая празднование памяти величайшего святого не в день когда его отмечает православная церковь, а в день когда устраиваются гульбища подвыпивших подростков (во время Великого Поста) и когда их память совершается раскольниками и еретиками? Сегодня в ирландских церквях совершалась память совершенно другого святого, который был в Ирландии до Патрика, которого официально именуют «перворожденным святым» Ирландии — святого равноапостольного Киьярана Сайгирского.
Написали бы лучше что еще лет тридцать назад в Ирландии в дни празднования памяти святого Патрика было принято в нормальных семьях не употреблять спиртного.

Читать еще:  "Твердая пища" для корейских христиан

5 вопросов про День святого Патрика

К ем был святой Патрик

Святой Патрик считается небесным покровителем Ирландии. О его жизни известно не так много: родился он в конце IV века на территории римской Британии.

В юношеские годы был похищен и оказался в Ирландии, но затем освободился из плена. Впоследствии Патрик принял церковный сан и вернулся в Ирландию, где начал миссионерскую деятельность. В том, что сейчас Ирландия – христианская страна, во многом заслуга именно святого Патрика. С именем святого связаны две известные легенды, которые, впрочем, отрицают историки: якобы он принес в Ирландию письменность и избавил страну от змей. Согласно официальным исследованиям, писать ирландцы умели и раньше, а змеи исчезли как-то сами. Впрочем, заслуг Патрика как миссионера и просветителя это никак не умаляет.

Кстати, в православной церкви Патрика тоже почитают – под именем Патрикий.

Почему День святого Патрика – 17 марта

17 марта – день смерти святого Патрика – условная дата. Когда он на самом деле умер, неизвестно. Есть только предполагаемые места захоронения.

По легенде, за сорок дней до кончины Патрик молился на горе, чтобы в Ирландии не иссякла христианская вера. После исповеди Патрик бросил с вершины колокол, и его тут же подхватили ангелы.

Почему святой Патрик так популярен во всем мире

Сейчас День святого Патрика – национальный день Ирландии во всем мире. Литры «Гиннесса», веселые шествия, ирландские танцы – в этот день Ирландию восхваляют от Буэнос-Айреса до Москвы.

Хотелось бы верить, что эта любовь возникла просто потому, что ирландцы такие классные. Но это не так. Популярность Дня святого Патрика – результат грамотного маркетинга. Ирландцы стали отмечать день памяти любимого святого еще в X веке. Спустя столетия День святого Патрика стали праздновать в США первые ирландские эмигранты – для них это был способ не забывать о корнях. Но вот мировую популярность День святого Патрика получил не так давно – в 90-х годах XX века. Тогда перед правительством Ирландии стояла задача повысить популярность страны и создать правильный имидж. В ход пошли веселые пляски, лепреконы и парады в честь Дня святого Патрика – и шалость удалась.

Зачем святому Патрику лепреконы

Лепрекон – персонаж ирландского фольклора. Маленький человечек, одетый во все зеленое, исполняет желания и владеет волшебством. Изначально лепреконы не имели никакого отношения ко дню святого Патрика – но оказалось, что открытки с изображением симпатичного человечка быстро раскупаются, а лепрекон отлично исполняет роль символа Ирландии.

В «Гарри Поттере и Кубке огня» близнецы Уизли ставят на победу Ирландии в матче по квиддичу и выигрывают. Однако выигрыш им отдают лепреконским золотом, которое исчезает через несколько часов.

И да, при чем тут трилистник

Согласно легенде, с помощью трехлистного клевера святой Патрик объяснял ирландцам смысл Троицы: бог может быть в трех лицах, как три листа растут из одного стебля.

Сейчас трехлистный клевер не просто символ Ирландии, а зарегистрированный товарный знак.

Свт. Иоанн (Максимович), будучи архиепископом Западноевропейским, в своей обширной миссионерской деятельности привел к Православию немало французов, бельгийцев, голландцев. Важной основой для этого было наличие у нас общих древних святых. Одновременно святитель Иоанн собирал сведения о древних святых единой (до 1054 г.) Церкви, восстанавливая их православное почитание. Таких имен – сотни!

В числе известных, издавна почитаемых Православной Церковью западных святых отметим свт. Амвросия Медиоланского (†397) и блаженного Августина, епископа Гиппонского (†430). Но, к сожалению, многие другие, менее известные, в России отсутствуют в святцах, ибо по недоразумению считаются западными, католическими. Это не так. В их числе были подлинные православные подвижники, например, святые Патрик, Ианнуарий, Брендан, Бригита Ирландская, Давид Уэльсский, Женевьева Парижская, Герман Осеррский, Исидор Севильский, английский король-страстотерпец Эдуард, королева лангобардов Теоделинда (Дитлинда), обратившая свой народ от ереси арианства… Немало потрудился над «возвращением» таких имен в православные святцы также американец по происхождению о. Серафим (Роуз).

В виде примера возьмем житие ирландского святого Патрика (по брошюре о. Александра Шабанова, который цитирует также «Исповедь» этого святого). Родился св. Патрик в 389 г. в Англии в семье знатного чиновника кельтского происхождения Кальпурния, который также служил в церкви диаконом. Мать Патрика была близкой родственницей св. Мартина Турского. Священнослужителем был и дед Патрика. При крещении мальчику дали латинское имя – Магон. (Надо сказать, что до 410 г. Римская Империя простиралась и на Британию – таким образом туда пришло и христианство.)

Мальчик жил обычной жизнью, учился. В шестнадцатилетнем возрасте произошло событие, с которого и начинается постепенный переворот всей его жизни. Ирландские пираты напали на богатую виллу Кальпурния, захватили как добычу детей его, включая Магона, и слуг и увезли в Ирландию. Там юноша был продан одному из местных племенных вождей, который в насмешку над знатным происхождением Магона дал ему прозвище Cothrige, что означало «знатный человек». Со временем имя это стали произносить как латинское Патрик, Патрициус (Patricius), которое имело то же самое значение.

Шесть лет прожил Патрик в плену в Ирландии, пася стада. Эти годы рабства стали для него временем духовного роста в непрестанной молитве. Однажды в полусонном видении таинственный голос говорит Патрику, что для него готов корабль на побережье, который ждет его и вывезет на свободу. Одного этого было для него достаточно, чтобы с верою встать и тайно уйти от хозяина, сам не зная еще куда. Ведомый Божиим Промыслом, прячась от людей, он направляется в сторону моря, пешком пройдя не одну сотню миль. На берегу, куда он вышел, действительно стояло готовое к отплытию судно. Но взять его на корабль безплатно капитан отказывался, а денег у Патрика не было. Тем не менее горячие молитвы юноши были услышаны, и он, взамен за корабельную работу, покинул берега Ирландии – чтобы спустя много лет вновь вернуться уже епископом…

Но до этого были годы его странствий на континенте. Пройдя с севера на юг всю Галлию, переживавшую годы войн и смуты, Патрик попал на остров Лерин неподалеку от города Канны. Там с начала V века действовал монастырь, населенный по совпадению монахами-кельтами и державшийся восточного устава. Известно, что в этой обители монашествовал св. Викентий Леринский († 450 г.), подвижник и богослов, который мог быть учителем св. Патрика.

Несколько лет спустя Патрик вновь оказался в Британии. В «Исповеди» он говорит, что родственники приняли его как сына и упрашивали остаться жить у них. Но «там, одной из ночей, я увидел в видении мужа, по имени Виктор, как бы пришедшего из Ирландии, неся с собой несчетные послания. И он дал мне одно из них и я прочел начало послания: «Голос ирландцев». И в тот миг, когда я читал начало послания, казалось, я слышал голоса тех, что обитали у западного моря, и они взывали как одним голосом: «Мы молим тебя, святой юноша, чтобы ты пришел и снова был среди нас». И сердце мое было столь сокрушено этим, что я не мог больше читать, – и очнулся».

Патрик ощутил в этом перст Божий, и несмотря на печаль родственников решил добровольно отправиться для христианской проповеди в ту языческую страну, откуда был чудом спасен на свободу. Проповедь христианства в Ирландии тогда еще только начиналась и была связана с опасностями.

Однако Патрик не сразу идет в Ирландию. Прежде он решает подготовиться для такой ответственной миссии: вновь отправляется в Галлию, где проходит обучение у свт. Германа, епископа, много потрудившегося для крещения британцев. Под руководством святителя вскоре Патрика посвящают во диакона. Сначала свт. Герман посылает в Ирландию своего другого ученика, Палладия, который был рукоположен во епископа для этой страны. Однако Палладий заболевает там и, вернувшись в Британию, умирает.

В 432 г. уже св. Патрик в епископском сане отправляется на свою миссию в Ирландию. Страна раздираема была постоянными междоусобицами племенных вождей, именуемых по местной традиции королями. Все они были язычниками, и св. Патрик, высадившийся на ирландском берегу, встретил поначалу весьма враждебное отношение. Однако, какое-то время спустя подвижническое терпение и проповедь святого обратила ко Христу одного из местных вождей. Человек этот отдал амбар для устройства в нем первого храма.

Читать еще:  ПЕРВЫМИ ПРАВОСЛАВИЕ ПРИНЯЛИ САМУРАИ

Затем св. Патрик направился к своему бывшему хозяину, у которого был в рабском плену. Тот испугался, решив, что Патрик пришел мстить ему. Языческие жрецы – друиды – предсказали напуганному вождю, что Патрик одержит победу, и тот в ужасе поджег собственный дом и сжег себя в пламени.

Постепенно число христиан вокруг св. Патрика с Божией помощью увеличивалось, несмотря на сопротивление местных вождей и влиятельных кельтских друидов. «Жрецы-друиды совершали своё служение и справедливо считались духовной элитой, аристократами кельтской цивилизации… Влияние друидов было огромным… Они боролись с римлянами, участвовали в восстаниях и имели высокий политический авторитет… В Ирландии свои загадочные ритуалы друиды совершали в священных рощах, около почитаемых источников. Спорным остаётся вопрос о человеческих жертвоприношениях. Внутри кельтского мiра жрецы-друиды были объединены в строго иерархическую организацию, надклановый религиозный орден, который реально обладал политической и духовной властью». Вот от сопротивления какой силы зависела судьба всего миссионерского дела св. Патрика.

В конце первого года проповеди, накануне Пасхи святой безстрашно отправляется в ставку верховного короля, которому подчинялись все прочие вожди. Король Лоэгайре, окружённый воинами и друидами, приказал убить св. Патрика и восьмерых его спутников, но подосланные к святому убийцы стали свидетелями чуда: святой прочел молитву, и вместо людей убийцы увидели проходящих мимо оленей. Эта молитва св. Патрика – «Песнь оленя» – сохранилась.

Все попытки запугать его угрозами убийства оказались напрасными: безстрашный проповедник с самим королем говорил настойчиво и вдохновенно. Св. Патрик предупредил короля, что тот лишится Божия благоволения, если будет упорствовать в язычестве и противиться проповеди Евангелия. Друиды пытаясь помешать колдовством, но оказались безсильны против истинных чудес, которые на глазах у короля совершал св. Патрик силою Святаго Духа. Итогом поединка с друидами стало крещение короля Лоэгайре со всем его домом.

Житие св. Патрика рассказывает о множестве чудес, совершённых им в разное время его победоносного шествия по Ирландии. С именем святого связывают исчезновение с острова ядовитых змей. Это предание отражено и в иконографии св. Патрика. Проповедь его в Ирландии продолжалась не один десяток лет, в течение которых св. Патрик создал многие общины и посвятил для них клириков. От него приняли рукоположение немало епископов, которые возглавили новые ирландские епархии. Крестилось очень большое число народа во главе с племенными вождями. Ирландия украсилась множеством храмов и монастырей, которые сыграют в дальнейшем важную роль в христианском просвещении Европы, в том числе Восточной Европы. Миссионерское странничество сделается отличительной чертой ирландских монахов, которые, подражая апостолам, принесут истину Христову во многие новые земли. В частности, предполагают проповедь кельтских монахов на о. Валаам и далее на Северо-Западе будущей Руси.

Ирландским символом св. Патрика является трилистник, листок кислицы или клевера – он часто изображается на иконах. Дело в том, что в мифологии кельтов число три было наделено священным значением. А св. Патрик, бережно относясь к древней культуре ирландского народа, использовал эту обычную травку, чтобы объяснять подлинный смысл Священной Троицы. Св. Патрик не применял силы и в искоренении иных языческих обрядов, связанных с природными явлениями. Так, два крупнейших кельтских празднества – весенний Белтейн и осенний Самхейн – именно начиная с эпохи св. Патрика постепенно утрачивают свои языческие черты. Самхейн становится Днем Всех Святых в календаре западных христиан. (Правда, на современном постхристианском Западе теперь этому дню вновь возвращают значение бесовского шабаша под названием «хелоуин»).

По мнению ряда исследователей ирландских древностей, происхождение так называемого кельтского креста, в центре которого находится круг, тоже связано с «педагогическим» наследием св. Патрика. «Когда св. Патрик в очередном столкновении с друидами узнал об их поклонении солнцу, то произнёс следующие знаменитые слова: «Мы тоже верим в Солнце – Солнце Правды – Христа». И приказал перечеркнуть круги, символизировавшие солнце, крестом. Так появился Кельтский крест, или крест св. Патрика, распространившийся по всему северо-западу Европы до России включительно (Новгород Великий, Изборск)». Огромные такие кресты в Ирландии и Британии искусно вырезались из камня и включали в себя, помимо кельтского орнамента, изображения Христа Спасителя, Богородицы и святых.

Последние строки «Исповеди» св. Патрика полны благодарения Богу и надежды: «Да не отделит меня Бог мой от Своего народа, который Он приобрел Себе в этой дальней стране. Я молю Бога, чтобы Он дал мне стойкость и удостоил меня быть Его верным свидетелем до самой моей кончины».

О времени преставления святого Патрика единого мнения нет; одни полагают, что кончина последовала в 461 г., другие называют более позднюю дату – 493 г. (память святого празднуется 17/30 Марта). В точности неизвестно и место погребения Апостола Ирландии.

Использованы материалы:
Книга прот. Александра Шабанова. «Святой Патрик, епископ и Просветитель Ирландии» (Тверь, 2000).
Статья игумена Кирилла (Семенова). «Святой Патрик Ирландский: путь к русскому сердцу».
«Исповедь» святого Патрика.
См. также книгу Г.В. Бондаренко «Повседневная жизнь древних кельтов» (2007), где помещено Житие святого, относящееся к концу VII века.

В Русской Православной Церкви за границей неоднократно обсуждался вопрос о критериях почитания западных святых, потому что к Православию присоединялось всё больше нерусских местных жителей стран, в которых пребывала эмигрантская Церковь. Ниже приводим отрывок из письма архиепископа Венского и Австрийского Нафанаила (Львова, 1906‒1986) настоятелю св. Михайловской церкви г. Канны протоиерею Игорю Дулгову.

«. Для опредѣленія святости или несвятости той или другой личности первѣйше важна не дата его жизни или кончины [до 1054 г. или после, эта дата считается окончательным отпадением западной Церкви от Православия. – МВН], а его православность или неправославность. Дата же его жизни важна лишь какъ подсобное указаніе. Не безъ серьезныхъ основаній нашъ Сѵнодъ въ свое время не позволилъ мнѣ включить въ списокъ православныхъ святыхъ Ансгарія (Оскара), просвѣтителя западныхъ славянъ, почитаемаго на Западѣ подъ почтеннѣйшимъ наименованіемъ «Апостола Сѣвера», несмотря на то, что онъ жилъ въ самомъ началѣ IX вѣка, за 250 лѣтъ до 1054 года и прославился своими аскетическими и миссіонерскими подвигами.

Но его духовная близость къ императору Людовику Благочестивому, сыну Карла Великаго, вызывала обоснованныя опасенія, что онъ раздѣлялъ неправомысліе Карла: отверженіе имъ св. VII Вселенскаго Собора и Филіокве.

Въ то же время вся св. Церковь несумнѣнно прославляетъ какъ святого, преподобнаго Прокопія Сазавскаго, чешскаго подвижника, жившаго въ самомъ концѣ XI вѣка, десятилѣтія спустя 1054 года, ибо всю свою жизнь онъ посвятилъ защитѣ восточнаго обряда и славянскаго богослуженія въ Чехіи, что въ тѣ времена было неразрывно связано съ Православіемъ.

Итакъ, снова повторю, не дата жизни является основнымъ указаніемъ для опредѣленія, является ли данное лицо православнымъ святымъ или нѣтъ, а правая ли у него вѣра или нѣтъ.

Чтобы лучше понять это, надо вспомнить смыслъ прославленія святыхъ. Имъ самимъ этого совершенно не нужно: прославленные небесной славой въ Царствѣ Божіемъ, они никакъ не нуждаются въ нашемъ земномъ прославленіи. Прославленіе святыхъ нужно намъ, въ педагогическихъ цѣляхъ, чтобы мы имѣли предъ очами вѣрный образецъ для подражанія.

И правая вѣра въ этомъ является главнымъ элементомъ. Вотъ почему такъ важна абсолютная увѣренность въ православіи того или иного святого. Мы не беремъ на себя предвосхищенія суда Божія. Можетъ быть св. Ансгарій пресвѣтло прославленъ Богомъ за великіе свои подвиги. Но мы не включимъ его въ наши святые, не возьмемъ его образцомъ для подражанія, страшась того, что въ его вѣрованіи были крупицы неправовѣрія. »

25 января 1978 г.

Источник: Архіепископъ Наѳанаилъ. Бесѣды о Священномъ Писаніи и о Вѣрѣ и Церкви. Томъ 5-й. — Нью Іоркъ: Комитетъ Русской Православной Молодежи Заграницей, 1995.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector