3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ

masterok

Хочу все знать

Мы как то с вами рассматривали, Как выглядит японское православие. Удивительно, но оно там есть.

В Африке тоже есть православные храмы, в которых служат местные батюшки. Православие на этом континенте – очень интересное, самобытное и колоритное. А вера у африканцев – не менее искренняя, чем у европейских православных.

Просто немного другая…

Это удивительно, но в Африке насчитывается примерно 5–7 млн. темнокожих православных христиан, а пять лет назад в Уганде даже появилась община старообрядцев. Храмы в африканских странах имеют очень простой вид – это может быть даже старый сарайчик. Да и внутри – не так шикарно, как в европейских приделах. Полунищие государства Африки не могут себе позволить возводить богатые церкви. Власти не запрещают православие – уже хорошо.

Африканские церковные службы не совсем похожи на наши: они часто сопровождаются мерным постукиванием барабанов и специфическим народным пением, а после литургии прихожане обычно устраивают национальные танцы. Тем не менее, это тоже православие, просто не совсем привычное европейцу – с африканским колоритом. И, если поближе пообщаться с темнокожими батюшками и православными мирянами, оказывается, что они не менее преданы христианской вере, чем их европейские собратья.

Первыми из африканских стран, расположенных южнее Сахары, православие приняли Танзания, Уганда и Кения. Это произошло только в прошлом веке, однако православие здесь развивается стремительными темпами. «Подтягиваются» и другие страны – например, Замбия, Зимбабве, Конго.

Учитывая специфику африканских государств, а именно, бедность населения и проблемы с образованием, православное миссионерство здесь неотрывно связано с социальной благотворительностью. При храмах, как правило работают средние и воскресные школы. Например, православная школа в Ишамаре (Кения) настолько востребована, что многие дети ходят в нее из соседних деревень, каждый день преодолевая по несколько километров. А окрестные жители приносят в храм свои мобильные телефоны: подзарядить.

Истоки христианских общин в Северной Африке неясны. Возможно, что новая религия завербовала своих первых приверженцев в рядах карфагенской иудаистской колонии, которая поддерживала тесные торговые отношения с морскими центрами Сирии и Египта. На еврейском кладбище, открытом в Гамарте, недалеко от Карфагена, обнаружены следы памятников несомненно христианского происхождения, на которых видны изображения якоря, символа креста, и голубки, олицетворяющей искупленную крещением душу. Разрыв с иудаистским окружением был для христиан болезненнее, нежели разрыв с другими сферами иммиграции, если учесть, что во времена Тертуллиана евреи еще были в числе наиболее ревностных борцов против христиан.

Но в истории римской Африки христианство заявило о себе только в момент репрессий 180 г., которые прокатились по провинциям, считавшимся недостаточно надежными, когда вскоре после смерти Марка Аврелия обстановка стала угрожающей на границах Рейна, Дуная и других. «Деяния мучеников Скилии» (городок в Нумидии. — Прим. пер.), где речь шла об осужденных на обезглавливание в Карфагене при проконсуле Вегеллии Сатурнине, стали первым произведением христианской литературы на латинском языке.

Жертвы, однако, были не первыми.

Примечателен факт, что древнейший мученик, о котором сохранилась память, был раб, по имени и происхождению пуниец — Намфан из Мадауры. От других остались лишь имена, неизвестно и время их гибели Схваченным в 197 г. во время новых антиримских волнений верующим Тертуллиан выразил свою солидарность в сочинении «Мученикам».

Едва был издан в 202 г. эдикт Септимия Севера против христианской проповеди, проконсул Минуций Тиминиан приказал схватить шестерых верующих, мученическая смерть которых поминается в «Мучениях святых Перпетуи и Фелициты» — документе непримиримом и реалистичном, монтанистского направления. Мученики происходили из небольшого поселения и принадлежали к разным социальным слоям: Перпетуя — 22-летняя дочь язычника-нобиля, Фелицита и Ревокат — рабы, Сатурник, Секонд и Сатур — люди самых низких званий. Суд в Карфагене присудил бросить их диким зверям, а затем прикончить мечами гладиаторов. Яростные репрессии обрушились как на пунические и нумидийские элементы, вечно таившие недовольство римской колонизацией, так и на диссидентов из богатых италийских провинций, которые перевели свое имущество в земли Северной Африки, обеспеченные дешевыми рабочими руками и весьма плодородные. Лишь завоеванная вандалами и порабощенная арабами в раннем средневековье, эта страна, процветавшая еще во времена Августина, в конце концов оскудела.

Христианская проповедь быстро завоевала сочувствие народа и в городских центрах, и в глубинных деревенских районах. В конце II в. Тертуллиан пишет не без некоторого риторического преувеличения: «Мы явились лишь вчера, а уже наполнили землю и все ваши владения, города, пригороды, укрепленные пункты, муниципии, собрания, казармы, кварталы, школы, двор, сенат, форум: за вами остались одни храмы» («Апологетика», XXXVII).

Церковная организация Северной Африки была солиднее и более всепроникающая, чем в Италии или в Галлии. В 198 г. глава карфагенской общины Агриппин смог созвать на собор — первый в истории латинской церкви — 70 епископов из проконсульской Африки и Мавритании. Не приходится удивляться, что в среде стольких новообращенных проявились некоторые формы религиозной экзальтации, которые подготовили почву для распространения монтанизма во всем этом регионе.

Оппозиционное отношение к режиму в нем преобладало повсюду. Отголоски его мы обнаруживаем у Тертуллиана.

Он сам происходил из обеспеченной среды, был адвокатом и пользовался успехом. Но однажды в знак протеста против общества он вышел на улицу в эксцентрической одежде странствующего философа — «паллии», и затем посвятил этому трактат; другой раз призвал следовать героическому примеру одного христианина-легионера из лагеря Ламбезы, который отказался увенчать голову лавровым венком во время военного парада и за это был умерщвлен; наконец, он предупредил, что одной ночи и нескольких скромных факелов достаточно христианам, если они того захотят, чтобы рассчитаться с окружающими их врагами. И первым шагам к примирению со стороны имперских властей он противопоставил принципиальное условие: «Цезари могли бы обратиться в христианство только в том случае, если они перестанут ими быть или какой-нибудь христианин согласится стать Цезарем» («Апологетика», XXI).


Медный свиток, вставленный в аппарат для распиливания

Именно в Северной Африке началась латинизация церкви, а не в Риме, где вплоть до III в. в среде христиан-иммигрантов преобладал народный греческий язык.

В Африке, где Рим внедрил свой язык в среду мелкого люда, была впервые переведена на латинский язык Библия. Этот текст сильно отличается от «Вульгаты» св. Иеронима. Его лексика и стиль отличаются от классической латыни, они ближе к запросам простых людей. Элементы, создавшие христианскую терминологию, разнообразны и разнородны; но в этой среде родились такие термины, как «таинство» («сакраменто»), «троица», «воплощение», «исповедь», «священное писание», языческим было и само слово «папа»; со временем они станут типичными для всего христианского Запада.

В истории романской литературы это время авторов африканского происхождения, таких как Флор, Апулей, Фронтон.

Африканская церковь дала богослужению первые священные гимны, почерпнутые из содержания Ветхого и Нового заветов, культ мучеников, погребальные поминки, по образцу похоронных тризн языческого культа, и обычай «четырех времен»: выбор трех суббот в году для особых форм пищевых запретов в соответствии с сезоном — творога (летом), вина (осенью) и масла (зимой) помимо строгого весеннего поста. Апокрифическая литература мало соответствовала новым обычаям. Следовательно, нужно было разработать новый свод писаний, признанных боговдохновенными. Таким и стал «Мураториев канон», составленный на корявом латинском языке африканцев, и этот текст уцелел для нас. Апокрифы были переведены только тогда, когда их функция была уже практически исчерпана.

В истории африканского христианства того времени доминирует фигура Тертуллиана. Обращенный в новую религию около 190 г., он стал автором двух широко задуманных апологетических трудов и почти сорока проповеднических, доктринальных и полемических текстов. Его личность оттеснила на второй план других писателей того же региона, таких как Минуций Феликс, который оставил нам диалог, бытописание прибрежного района Остии. Впрочем, Тертуллиан не обособлялся от них и в споре, например, христианского писателя Октавия Януария с образованным язычником из Кирта Цецилием Наталем выступил арбитром между ними, призывая Цецилия обратиться в христианство.

Сочиненный по этому поводу Минуцием Феликсом памфлет, названный «Октавий», дышит атмосферой почти цицероновской классики. Жесткому обличению со стороны язычника, которое, возможно, воспроизводит речь, произнесенную ритором Фронтоном против христиан, Октавий противопоставляет суждения, обращенные исключительно к разуму, морали, человечности и чувству справедливости противников, не вступая с ними в принципиальные дискуссии. Текст этот напоминает мозаику взглядов и идей, заимствованных отовсюду — от Цицерона до африканских евреев и самого Тертуллиана. Очевидно, затишье в репрессиях, наступившее через несколько лет после появления Тертуллиановой «Апологетики», сказалось на характере этого произведения карфагенского учителя.

Юридические мотивы незаконности преследований, которые преобладают в «Апологетике», повторяются в еще большей степени в полемике против еретиков — Маркиона и Праксея и особенно против гностиков.

Читать еще:  Нешелковый путь православного перса

Древний римский «Закон двенадцати таблиц», введенный с некоторыми исправлениями в провинциях эдиктом Севера и Каракаллы в 199 г., устанавливал, что владелец земельного надела, который он занимает хотя бы десять лет, может отвергнуть любое посягательство на него по правилу истечения срока давности. Тертуллиан использует этот закон, чтобы применить ту же норму к церковным порядкам, в сочинении «Право давности лет для еретиков». Его идея такова: подлинное ядро христианского вероучения находится в руках иерархии, поскольку она определенный срок непрерывно управляет церковью. Аргументация явно искусственная, однако не лишенная известной действенности в решении вопроса об инакомыслящих. Пройдет, правда, немного лет — и она будет обращена против самого ее автора, отколовшегося тем временем от «епископальной церкви».

В теологической сфере Тертуллиан был первым, кто применил термин «троица» вместо «триада» (как говорил Феофил Антиохийский). Тертуллиану казалось, что это последнее обозначение оставляет в тени единичность бога; иначе говоря, троица — это «совокупность трех», а не «трое разных». Но в его писаниях известна также тенденция считать сына подчиненным отцу; дух же оказывается только «третьим именем», «третьей степенью божественного величия». Все это узлы, которые, естественно, не могла развязать никакая самая изощренная диалектика. С этой задачей не справились и вселенские соборы IV и V вв., которым Тертуллиан оставил в наследство целый набор противоречивых формул.

Нижеследующие отрывки извлечены из «Октавия» Минуция Феликса (глава IX). Обращение к «Киртенцу» позволяет думать о речи ритора Фронтона (родившегося как раз в Кирте, в Нумидии), которую он якобы произнес в сенате при Марке Аврелии, выступая против христиан.

Речь идет о настоящем обвинительном акте, который обличает противников, повинных в ритуальных убийствах и непристойных проступках с грубыми намеками на обряд причащения.

«То, что рассказывают о посвящении завербованных ими людей, столь же отвратительно, как и общеизвестно. Неофиту приводят мальчонку, целиком вываляв его в муке, чтобы легче ввести неосторожного человека в обман. Малыша зверски убивают ударами, которые наносит вслепую новообращенный, который думает, будто протыкает, без всяких последствий, кучу муки. Затем — ужасно говорить об этом — они с жадностью вылизывают кровь и делят между собой растерзанные члены. Такова жертва посвящения, принесенная по их сговору. И сознание совершенного преступления обеспечивает их взаимное молчание.

Подобная церемония отвратительнее наихудшего святотатства».

«Известно также, что такое их вечеря. Все о ней говорят: о ней сообщается в речи нашего Киртенца. В заранее выбранный день они сходятся на пирушку с детьми, сестрами, матерями, особами любого пола и возраста. Насытившись, собравшиеся начинают разогреваться вином. И когда жар опьянения разжигает самую безудержную похоть, бросают приманку собаке, привязанной к канделябру, заставляя ее прыгать выше, чем ей позволяет цепь. Светильник, свидетель их поступков, оказывается таким способом опрокинутым и погашенным, они же, под покровом темноты, предаются разврату с любым, кто попадется им под руку. И если не на деле, то по крайней мере в намерениях своих все они без различия осквернены кровосмешением, поскольку каждый горит желанием того, что может случиться на деле только с одним из них».

Человеческую вину Тертуллиан рассматривает почти как физиологический акт, что отражает в известной мере вековой опыт рабства и угнетения.

Человек несчастен, потому что он унаследовал от Адама его порочную природу, причину всякого страдания. Подобное решение было тем более приемлемым для Тертуллиана, что он верил в материальность субстанции души, которая передается при акте порождения. Теория «традукционизма» 1 , «передачи», которая и поныне признана большей частью католических теологов и служит, кстати, мотивом иррационального осуждения любой формы аборта.

1 ( От латинского traducere [традуцере] «перемещать», «переводить». — Прим. пер.)

Но естественный характер вины требует ее сверхъестественного искупления. Христос должен был обладать телесной реальностью и должен был быть воскрешен, поскольку иначе вера была лишь великой иллюзией, как писал уже Павел, и никто не мог бы прийти к новому существованию, которое составляет «единственную надежду всего мира».

Отсюда тот этический экстремизм Тертуллиана, который побудил его примкнуть к монтанизму, но с некоторыми присущими ему особенностями, которые изолировали его в последние годы жизни вместе с небольшой группой «тертуллианистов».

Тертуллиан предписывал суровые посты, строгую нравственность, особенно для женщин, осуждал вторичное вступление в брак, отвергал всякое участие в театральных спектаклях и цирковых зрелищах, не допускал прощения серьезных проступков, верил в видения и разделял пророческое ожидание тысячелетнего царства. И когда карфагенский епископ Агриппин объявил о своем намерении отпустить грехи виновным в телесных грехах и вновь принять их в лоно церкви, Тертуллиан ответил ему трактатом «О целомудрии», использовав в нем изобретенную им самим в компрометирующих целях терминологию, которая позднее войдет в церковную традицию: карфагенский прелат принимает позу «епископа из епископов», «верховного понтифика», подобного высочайшим религиозным правителям язычников, заслуживая иронического прозвания «блаженнейшего отца», или папы. Этот титул и будет однажды присвоен римским епископам.

Характерно, что аналогичное решение, принятое в тот же период главой римской общины Каллистом, вызвало такую же реакцию теолога Ипполита, воспитанного в духе эллинистической культуры, видевшего в церкви собрание совершенных, ожидающих конца света.

Идея конца света была чрезвычайно распространена в африканском христианстве. Менее чем за полвека до того карфагенский епископ Киприан написал серию полных воодушевления апологетических книжек, чтобы доказать, что эпидемия чумы, которая поразила почти всю территорию империи и пришла из Эфиопии, есть один из бичей, предвещающих завершение всякой жизни на земле: подлинно верующие должны радоваться ей и не испытывать страха («О смертности» и «К Деметриану»). Толпа приписала ответственность за эпидемию христианам и требовала в 252 г. от императора Галла публичных жертвоприношений, чтобы прекратить бедствие.

Киприан, автор объемистой переписки, не отрицал серьезности наличного зла. Мир стар, упадок природы достиг предела, мщением небес будет истребление ее горделивых поработителей.

Структуры нового христианского общества и в Северной Африке пришли в столкновение с институтами языческой империи и давали идеологическое обоснование для ее ликвидации.

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ

Первые документальные свидетельства о христианской вере на территории современного Туниса относятся ко второй половине II века. В 180 году карфагенский проконсул Вигелиус Сатурнинус осудил на казнь 12 местных жителей. Их вина состояла в том, что они называли себя христианами и отказывались участвовать в официальных обрядах по обожествлению императора.

Первые документальные свидетельства о христианской вере на территории современного Туниса относятся ко второй половине II века.

В 180 году карфагенский проконсул Вигелиус Сатурнинус осудил на казнь 12 местных жителей. Их вина состояла в том, что они называли себя христианами и отказывались участвовать в официальных обрядах по обожествлению императора.

Кроме того при них обнаружили списки посланий апостола Павла.
К этому же периоду относятся жизнь и творения знаменитого церковного писателя Тертуллиана. Во время его пресвитерства в 203 году в Карфагене пострадали еще несколько мучеников. В наши дни в день памяти святых мучеников Карфагенских, 14 февраля, среди остатков древнего римского амфитеатра служится православный молебен. Прихожане тунисского Воскресенского храма вместе с настоятелем отцом Димитрием молятся на месте древних мученических страданий.
Мученическую смерть принял в третьем веке и ученик Тертуллиана – священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Его погребальная базилика была сооружена в конце IV – начале V века. Её руины можно найти на вершине карфагенского холма Сейда. По преданию, именно на этом месте молилась ночи напролет о благополучном возвращении сына Моника – мать блаженного Августина Гиппонского.
Между прочим, жизнь этого духовного отца латинской Церкви (354 – 430 гг.) тоже тесно связана с Африкой. Он и родился недалеко от границы современных Алжира и Туниса. На последние годы жизни блаженного Августина пришлось вторжение племен завоевателей-вандалов.
В пятом веке римская североафриканская провинция пала под их ударами и, таким образом, завершилась раннехристианская эпоха.
Шли века, православный ренессанс, связанный с временами Византии, сменяло воцарение ислама, потом строительство новых христианских храмов в годы французского протектората… Но это уже совсем другая историия.

Христианство в Африке — Реферат

1. География и история христианства в Северной Африке 4

2. Паломнические центры в Северной Африке 8

В настоящее время среди народов Африканского континента распространено несколько групп вероисповеданий: местные традиционные культы и религии, ислам, христианство, в меньшей степени индуизм, иудаизм и некоторые другие. Особое место занимают синкретические христианско-африканские церкви и секты.

Из всех религий в Африке наиболее всего распространен ислам. Ислам исповедует свыше 41% населения Африки (около 150 млн. человек). Около половины приверженцев ислама (47,2%) сосредоточено в странах Северной Африки, причем в Египте проживает более пятой части африканских му-сульман. В Западной Африке мусульмане составляют свыше 33% населения, половина из них находится в Нигерии. В Восточной Африке сосредоточено менее пятой части мусульманского населения, где они составляют о 31% жителей. Что касается отдельных государств, то последователи ислама преобладают, составляя свыше 90% населения, в Египте, Ливии, Тунисе, Алжире, Марокко, Мавритании, Республике Джибути, в Сомали и на Коморских Островах. Более половины жителей являются мусульманами в Гвинее, Сенегале, Гамбии, Мали, Нигере, Чаде, Судане, Западной Сахаре. Кроме того, большое число приверженцев ислама имеется также в Эфиопии, Танзании и Кении.

Читать еще:  Как православные отмечают День благодарения в США

Христианство в Африке в настоящее время исповедуют порядка 85 млн. человек. Распространено христианство и в Северной Африке, причем здесь находятся основные паломнические центры «черного континента». Поэтому тема географии и истории христианства в Северной Африке и основных христианских паломнических центров в этом регионе является ак-туальной.

Распространение христианства в Африке началось со II в. н. э. Истоки христианских общин в Северной Африке неясны. Возможно, что новая религия завербовала своих первых приверженцев в рядах карфагенской иудаистской колонии, которая поддерживала тесные торговые отношения с морскими центрами Сирии и Египта. На еврейском кладбище, открытом в Гамарте, недалеко от Карфагена, обнаружены следы памятников несомненно христианского происхождения, на которых видны изображения якоря, символа креста, и голубки, олицетворяющей искупленную крещением душу. Разрыв с иудаистским окружением был для христиан болезненнее, нежели разрыв с другими сферами иммиграции, если учесть, что во времена Тертуллиана евреи еще были в числе наиболее ревностных борцов против христиан .

Первоначально христианство распространилось в Египте и Эфиопии, а затем и по побережью Северной Африки. Церковная организация Северной Африки была солиднее и более всепроникающая, чем в Италии или в Галлии. В 198 г. глава карфагенской общины Агриппин смог созвать на собор – первый в истории латинской церкви – 70 епископов из проконсульской Африки и Мавритании.

В начале IV в. среди христиан Африки возникло движение за создание независимой от Рима африканской церкви. В V в. образовалась моно-физитская церковь, объединявшая христиан Египта и Эфиопии. С VII в. в Северной Африке христианство постепенно вытесняется исламом. В настоящее время первоначальное христианство сохранилось только у части местного населения Египта (копты, православные), у большинства населения Эфиопии и небольшой группы в Судане.

С XV в., с приходом завоевателей-португальцев, в Африке начинается второй период распространения христианства, но уже западного направления. Вместе с конкистадорами появляются католические миссионеры. Первые попытки христианизации африканцев были предприняты на Гвинейском побережье, но они оказались малорезультативными. Успешнее была деятельность миссионеров в Конго, но и здесь христианство распространилось в основном среди племенной аристократии. В течение ХVI-ХVIII вв. христианскими миссионерами делались неоднократные попытки распространить свое влияние на народы Африки, но безрезультатно.

Третий этап в распространении христианства в Африке начинается с се-редины XIX в. Это был период колониальной экспансии, когда западноевро-пейские страны начали захватывать на Африканском континенте обширные территории.

Христианские традиции в Африке имеют давнюю историю. Всего суще-ствует четыре периода распространения христианства в Африке – с древней-ших времен и до наших дней, в период крушения африканской колониальной системы. На раннем этапе структуры нового христианского общества в Северной Африке пришли в столкновение с институтами языческой империи и давали идеологическое обоснование для ее ликвидации.

В Северной Африке большинство населения исповедует му-сульманство. Из стран Северной Африки наиболее широко представлено христианство в Египте, здесь его исповедует более 4 млн. населения или же десятая часть египтян. В Египте также находятся и основные паломнические центры Северной Африки. Монашество, которое стало важнейшей частью православной культуры и духовности, также зародилось в Египте.

С точки зрения христианства, Египет находится на единой территории Святой Земли. Паломнические святыни Египта неразрывно связаны с историей израильского народа и с дорогой, по которой шел Моисей. Там же находятся и места, неразрывно связанные с жизнью и смертью Иоанна Крестителя. Особый интерес для паломников также представляют коптские монастыри. Российские турагентства активно продвигают паломнические туры в данном направлении.

1. Донини А. У истоков христианства. – М., 2001.

2. Квартальнов В.А. Туризм. – М.: Финансы и статистика, 2005.

3. Настольная книга атеиста / С.Ф. Анисимов, Н.А. Аширов, М.С. Белень-кий и др. Под общ. ред. С.Д. Сказкина. – М. Политиздат, 1987.

4. Рожаева Е. Паломнические туры на Синай и в коптские церкви Египта. // Комсомольская правда. 04.05.2010 г.

О положении христианского населения стран Африки

Материал подготовлен редакцией Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

За последние несколько лет эпицентр гонений на христиан переместился с Ближнего Востока в Африку. Наибольшую озабоченность вызывает ситуация в Нигерии. По уровню антихристианского насилия эта страна занимает первое место в мире.

В 2020 году уровень гонений на христиан в Нигерии вырос на треть по сравнению с 2019 годом. На Нигерию пришелся 91% всех убийств христиан в мире (4333 смерти из 4761). Здесь проживают 150 млн человек и насчитывается около 350 этнических групп, говорящих на 250 языках. Около 50% населения — мусульмане, 40 % — христиане и 10% — представители местных верований. Главной угрозой для христиан является террористическая группировка «Боко Харам», которая атакует христиан с 2010 года. С 2015 года террористическая организация «Боко Харам» официально объединилась с «Исламским государством».

В 2012 году около 35 тысяч христиан бежали из Северной Нигерии. С 2011 по 2021 гг. экстремисты в Нигерии убили более 37 тысяч человек, абсолютное большинство из которых — христиане. Это почти 4 тысячи человек в год, более 300 человек в месяц и 10 человек ежедневно.

Террористы «Боко Харам» часто похищают христианских пасторов. В феврале 2021 года террористическая группа похитила нигерийского пастора Булуса Икуру и потребовала выкуп до истечения установленного срока. Была опубликована видеозапись, на которой пастору, облаченному в оранжевый балахон, приставляют к горлу нож. Выкуп за Икура был получен за несколько часов до казни, и в начале марта он был освобожден. 26 марта восемь христиан были похищены боевиками в Нигерии, после того как их микроавтобус был остановлен по пути из города Кадуна в Кафанчан. За них потребовали выкуп в размере 50 миллионов найр (около 125 000 долларов). Похищение гражданских лиц, особенно христиан, является основным источником дохода «Боко Харам». В марте члены этой группировки похитили еще одного пастора с целью получения выкупа.

Также нигерийские христиане неоднократно подвергались нападениям со стороны племен мусульманских кочевников фулани, или фульбе. На сегодня численность фулани составляет 35 млн человек, которые расселены в 15 странах Африки. В 2014-2019 гг. жертвами фулани стали не менее 7 тысяч человек. В марте 2021 года фулани изрубили мачете 36-летнего христианина Битруса Чоллома. У молодого мужчины остались жена и четверо детей. В том же месяце в штате Бенуэ был застрелен католический священник Фердинанд Фанен Нгугбан и шестеро прихожан.

Нередко христиане становятся объектами похищений с целью получения выкупа. В случае неуплаты их убивают. В конце февраля 2021 года на юге Нигерии в штате Дельта неизвестные похитили католического священника, ректора колледжа св. Георгия в Обиномбе отца Харрисона Эгвуену.

Христиане систематически становятся объектами атак в Нигере и соседнем государстве Мали. 18 марта 2021 года пастор Йоханн Гьянг Битрусиз из баптистской церкви Шиена в Нигере был похищен боевиками. За него потребовали выкуп, равный почти 158 000 долларам США. 21 марта 2021 года в ряде деревень в районе Техуа на северо-западе Нигера боевиками был убит 141 мирный житель. Вооруженные бандиты вечером врывались на мотоциклах в деревни и беспорядочно стреляли в людей. В этих странах действуют боевики из экстремистской террористической группировки «Исламское государство в Западной Африке», которая является структурой «Исламского государства» (ИГ, запрещена в РФ).

На Востоке Африки: в Сомали, Кении и соседних странах гонения на христиан осуществляет террористическая группировка «Аш-Шабааб». Основной тактикой террористов становятся облавы на междугородние автобусы, где они отделяют мусульман от христиан, после чего последних убивают. В Кении в начале 2021 года была совершена серия поджогов церквей.

В последнее время возросла активность террористических группировок в Демократической Республике Конго (ДРК), Центральноафриканской Республике, Камеруне и Мозамбике. Основную угрозу христианскому населению ДРК представляет экстремистская группировка «Объединенные демократические силы» (ОДС). Только в 2020 году ОДС были ответственны за 849 смертей среди гражданского населения, в основном христиан. В январе 2021 года боевики ОДС совершили ряд массовых убийств мирных граждан в преимущественно христианских селениях. В общей сложности были убиты около 100 человек. В марте 2021 года террористы совершили ряд нападений на население: жертвами стали десятки христиан. Несколько десятков человек погибли в результате нападения боевиков на город Палма на севере Мозамбика, где было много граждан Франции — сотрудников компании Total, проводившей работы по строительству крупнейшего на юге Африки комплекса по переработке и сжижению природного газа. Военные заявляли об успешной операции по освобождению города, которая заняла несколько дней.

Читать еще:  ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ НА ОСТРОВЕ СВОБОДЫ

В марте 2021 года вновь активизировались действия боевиков против христиан в Эфиопии, которые уже подвергались систематическим атакам в 2019-2020 гг. Как минимум 29 человек были убиты экстремистами в результате нападения на храм Эфиопской Церкви в регионе Оромия в центральной части страны. При нападении погиб настоятель прихода, убита 21 женщина, причем некоторые из женщин были с младенцами. Нападавшие принадлежали к боевому крылу «Фронта освобождения Оромо» (OLF).

Систематические нападения на храмы, духовенство и верующих Эфиопской Церкви начались в августе 2019 года, когда случилась серия погромов храмов и монастырей, убийств священников и верующих, в том числе во время богослужений. Погибли сотни, пострадали тысячи человек.

В 2020 году экстремистские акции продолжились и докатились до столицы страны Аддис-Абебы. Погромщики атаковали крупнейшие храмы и устроили жестокую бойню на месте строительства одной из новых церквей. Продолжались погромы и в других регионах Эфиопии.

За все это время можно говорить о нескольких тысячах погибших, десятках тысяч раненых, в т.ч. получивших тяжкие увечья и оставшихся инвалидами (еще не менее тысячи пропали без вести). Людям отрубали конечности, перебивали позвоночник, ослепляли и т.п.; убийства также отличались особой жестокостью — наиболее распространенное — побиение камнями и арматурой). Жертвами становились без различия возраста и пола, в т.ч. женщины, дети и старики.

В последнее время характерной чертой атак экстремистов стало нападение на христианские деревни на северо-востоке страны, убийство и насилие в отношении местных христиан, поджог храмов вместе с молящимися.

Русская Православная Церковь предпринимает активные усилия, направленные на защиту христиан Африки. В последние годы установлены прямые контакты с основными христианскими Церквами континента, в том числе с крупнейшими из них — Эфиопской и Коптской. Работа с ними осуществляется Русской Православной Церковью в рамках двусторонних комиссий по диалогу. Предстоятели Эфиопской и Коптской Церквей неоднократно посещали Россию.

Как правило, факты гонений остаются безнаказанными, замалчиваются СМИ и остаются почти не известными в мире. Так, одной из первостепенных форм поддержки верующих Эфиопской Церкви стало донесение информации об их положении до широкой мировой общественности.

По просьбе Эфиопской Церкви Московский Патриархат предпринял усилия по привлечению внимания мировой общественности к теме гонений на христиан в Эфиопии. Поддерживается постоянный контакт с руководством Эфиопской Церкви. Ее иерархи обращаются в ОВЦС с просьбой о содействии в оказании гуманитарной помощи. В Эфиопии сохраняется традиционно положительное отношение к нашей стране и Русской Православной Церкви. Осенью 2019 года Эфиопию посетила делегация церковных и светских СМИ из России во главе с секретарем ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонахом Стефаном (Игумновым). В разных регионах страны делегацию встречали толпы людей, державшие в руках российские флаги и транспаранты с портретами В.В. Путина и Патриарха Кирилла.

В декабре 2019 года Святейший Патриарх Кирилл направил Патриарху Эфиопскому Абуне Матфию и Премьер-министру ФДРЭ А. Али письма с выражением обеспокоенности тревожным развитием ситуации и выражением поддержки. В письме Его Святейшества отмечалось, что события в Эфиопии стоят в одном ряду с гонениями на христианские Церкви в ряде регионов мира, где имеют место попытки использовать религиозный фактор для достижения политических целей, а параллельно ослабить и запугать традиционных христиан.

Для привлечения внимания к ситуации в Эфиопии и других странах Африки в декабре 2020 года была организована международная онлайн-конференция «О положении христиан в Африке», на которой, в частности, выступил Коптский Патриарх Тавадрос II, представители крупнейших христианских Церквей стран Экваториальной Африки.

В этом контексте необходимо подчеркнуть, что «воротами» в Африку является Египет, а ключевым партнером при реализации соответствующих проектов — Коптская Церковь. Это обусловлено исторической ролью и большим влиянием Коптской Церкви на всем африканском континенте.

Тесные отношения связывают Коптскую Церковь с Московским Патриархатом, особенно последние семь лет. Коптская Церковь была первой из Древних Восточных Церквей, с кем Русская Православная Церковь организовала Комиссию по диалогу (в 2016 году). Комиссия продолжает свою работу и по сей день. Патриарх Тавадрос дважды посещал Россию (в 2014 и 2017 гг.), встречался с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Коптская Церковь и Московский Патриархат не раз обменивались визитами делегаций представителей средств массовой информации, синодальных отделов и монашескими делегациями.

Также Московский Патриархат организует проекты по сотрудничеству с христианами Нигерии, с целью привлечения внимания к страданиям христиан в этой стране. Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата установлены контакты с крупнейшими церквами в Нигерии. Важным событием стал визит в Россию в 2019 году представителя одной из крупнейших христианских общин Нигерии — «Церковь Бога» — Энтони Кехинде Адебайо.

Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата поддерживает прямые контакты с представителями африканских христиан, которые доверяют Русской Православной Церкви. Данные контакты являются уникальным ресурсом, необходимым при реализации гуманитарных проектов на африканском направлении.

Вопрос оказания гуманитарной помощи наиболее актуальный для Эфиопии и Нигерии. Со стороны христиан в других странах существует запрос на информационную поддержку со стороны России, на привлечение ею внимания мировой общественности к проблеме преследования христиан. Важным фактором поддержки является обмен визитами с африканскими церквами, особенно из тех стран, где христиане составляют меньшинство.

  • Православие в Гане
  • Православие в Демократической Республике Конго
  • Православие в Зимбабве
  • Православие в Камеруне
  • Православие в Кении
  • Православие на Маврикии
  • Православие на Мадагаскаре
  • Православие в Нигерии
  • Православие в Танзании
  • Православие в Уганде
  • Православие в ЮАР
  • Список русских православных храмов и приходов Африки

Алжир • Ангола • Бенин • Ботсвана • Буркина-Фасо • Бурунди • Габон • Гамбия • Гана • Гвинея • Гвинея-Бисау • Джибути • Египет¹ • Замбия • Зимбабве • Кабо-Верде • Камерун • Кения • Коморы • Демократическая Республика Конго • Республика Конго • Кот-д’Ивуар • Лесото • Либерия • Ливия • Маврикий • Мавритания • Мадагаскар • Малави • Мали • Марокко • Мозамбик • Намибия • Нигер • Нигерия • Руанда • Сан-Томе и Принсипи • Свазиленд • Сейшельские Острова • Сенегал • Сомали • Судан • Сьерра-Леоне • Танзания • Того • Тунис • Уганда • Центральноафриканская Республика • Чад • Экваториальная Гвинея • Эритрея • Эфиопия • ЮАР • Южный Судан

Азорские острова • Британская территория в Индийском океане • о. Вознесения • Канарские о-ва • Мадейра • Майотта • Мелилья • Реюньон • о. Святой Елены • Сеута • о-ва Тристан-да-Кунья • Французские Южные и Антарктические территории

Сахарская Арабская Демократическая Республика • Сомалиленд

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Баоцзы
  • Маклейн, Эллен

Полезное

Смотреть что такое «Православие в Африке» в других словарях:

Православие в ЮАР — появилось прежде всего среди греков. Содержание 1 История 2 См. также 3 Примечания … Википедия

Православие в Южно-Африканской Республике — Православие в ЮАР появилось прежде всего среди греков. Содержание 1 История 2 См. также 3 Примечания … Википедия

Православие в мире — Православие третья в мире после католичества и протестантизма христианская религия по популярности. Во всём мире православие исповедуют примерно 225 300 миллионов человек, в основном в Восточной Европе (страны Балкан и постсоветское… … Википедия

Православие в Танзании — Православие в Танзанию в основном пришло из соседней Уганды. Но, несмотря на это, первым центром Восточно Африканской митрополии стал город Дар эс Салам (по гречески Иринополис), с 1958 года. Здесь была большая колония греков, чем все и… … Википедия

Православие в Демократической Республике Конго — Православие в Демократической Республики Конго (бывший Заир) появилось вместе с приходом греческих торговцев в 30 х годах XX века. Греки возводили здесь небольшие храмы для себя, в основном в столице и в восточной части страны. Конго тогда была… … Википедия

Православие в Гане — Православие одна из религий, исповедуемых в Гане. Неканоническое православие появилось в Гане в 1925 году. Тогда «православную кафолическую церковь» организовал харизматичный африканец Бреси Андо, но он сам и его последователи смутно… … Википедия

Православие в Египте — имеет очень древнюю историю. По преданию церковь в Александрии основал Апостол Марк. Содержание 1 Александрийская православная церковь 2 Синайская архи … Википедия

Православие в Демократической Республики Конго — (бывший Заир) появилось вместе с приходом греческих торговцев в 30 х годах XX века. Греки возводили здесь небольшие храмы для себя, в основном в столице и в восточной части страны. Конго тогда была колонией и коренное население не могло выбирать… … Википедия

Православие в Уганде — Православие в Уганде … Википедия

Православие в Камеруне — В Камеруне греки появились давно, и здесь всегда была значительная греческая община. Ещё в 1958 году открылась первая в Западной Африке епархия. Греки построили здесь православные храмы в Яунде столице страны, и в Дуала, главном порту… … Википедия

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector