0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боязливостью болея, дитя, не бойся бармалея

Боязливостью болея, дитя, не бойся бармалея

Надвигается осень, депрессии накрывают и бетонно-асфальтные мегаполисы, и затерянные деревушки, СМИ доносят всё новые импульсы боли со всех концов несчастной Земли, связь времен распадается на глазах и датское королевство трещит по швам, а тут еще страх перед неведомым присутствием — вначале в нашей душе, а затем, как нам кажется, и в окружающем мире. И человек боится войти в дом, открыть дверь, уснуть. Страх парализует его волю, и он понимает, что к животному ужасу примешивается некая злая сила, порабощающая его свободу.

Бармалея ввел в святоотеческое предание митрополит Иларион (Алфеев). Переводя тексты преподобного Симеона Нового Богослова, он использовал имя этого сказочного персонажа для передачи звучания и значения слова, наделенного в средневизантийской словесности тем же смыслом.

С одной стороны, как отмечали предвзятые критики, явный анахронизм — бармалей появился на свет почти через тысячелетие после трудов преподобного. С другой, — перевод врастает в русскую культуру как её неотъемлемая часть. А самое главное — улыбки тех, кому, собственно, и адресовано слово старца, подвизавшегося в Константинополе и его окрестностях на рубеже X и XI веков.

Перевод митрополита Илариона был издан московским Зачатьевским монастырем в 1998 году, он карманного формата, вот почему его удобно носить с собой и давать почитать, что на исповеди, что просто в кругу общения.

Не могу не свидетельствовать: действительно, те, кого мучают страхи, пустые комнаты, навязчивые приметы, кто страдает боязливостью, чувствует себя незащищенным, потерянным, брошенным, забытым, кого обуревают уныние и тоска, — улыбаются, узнавая себя в перепуганном малыше, впервые услышавшем о бармалее. А значит, смешное сравнение уже начинает свое целебное действие.

Вот почему в такой ситуации более чем уместен веселый и глубокий текст преподобного Симеона:

«Не удивляйся, если, когда над тобой господствует боязливость, ты трепещешь, боясь всего, ибо ты еще несовершенен и слаб и, как младенец, боишься бармалея. Ибо боязливость есть младенствующая и достойная смеха страсть тщеславной души. Не желай говорить словами с этим демоном или прекословить ему, ибо когда душа в трепете и смятении, слова не помогают. Оставь их, смири разум твой, насколько хватит у тебя силы, и вскоре поймешь, что боязливость исчезла» (Сто глав практических и богословских, глава 70).

Часть вторая

Таня-Ваня задрожали —
Бармалея увидали.
Он по Африке идёт,
На всю Африку поёт:

Но вот из-за Нила
Горилла идёт,
Горилла идёт,
Крокодила ведёт!

Добрый доктор Айболит
Крокодилу говорит:
«Ну, пожалуйста, скорее
Проглотите Бармалея,
Чтобы жадный Бармалей
Не хватал бы,
Не глотал бы
Этих маленьких детей!»

Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся
Крокодил
И злодея
Бармалея,
Словно муху,
Проглотил!

Рада, рада, рада, рада детвора,
Заплясала, заиграла у костра:

«Ты нас,
Ты нас
От смерти спас,
Ты нас освободил.
Ты в добрый час
Увидел нас,
О добрый
Крокодил!»

Но в животе у Крокодила
Темно, и тесно, и уныло,
И в животе у Крокодила
Рыдает, плачет Бармалей:
«О, я буду добрей,
Полюблю я детей!
Не губите меня!
Пощадите меня!
О, я буду, я буду, я буду добрей!»

Пожалели дети Бармалея,
Крокодилу дети говорят:
«Если он и вправду сделался добрее,
Отпусти его, пожалуйста, назад!
Мы возьмём с собою Бармалея,
Увезём в далёкий Ленинград!»

Читать еще:  Нелюбимая работа — крест или вызов?

Крокодил головою кивает,
Широкую пасть разевает,

— И оттуда, улыбаясь, вылетает Бармалей,
А лицо у Бармалея и добрее и милей:
«Как я рад, как я рад,
Что поеду в Ленинград!»

Пляшет, пляшет Бармалей, Бармалей!
«Буду, буду я добрей, да, добрей!
Напеку я для детей, для детей
Пирогов и кренделей, кренделей!
По базарам, по базарам буду, буду я гулять!
Буду даром, буду даром пироги я раздавать,
Кренделями, калачами ребятишек угощать.

А для Ванечки
И для Танечки
Будут, будут у меня
Мятны прянички!
Пряник мятный,
Ароматный,
Удивительно приятный,
Приходите, получите,
Ни копейки не платите,
Потому что Бармалей
Любит маленьких детей,
Любит, любит, любит, любит,
Любит маленьких детей!»

Бармалей

Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать, —
Не ходите, дети,
В Африку гулять.

В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный
Бар-ма-лей!

Он бегает по Африке
И кушает детей —
Гадкий, нехороший, жадный Бармалей!

И папочка и мамочка
Под деревом сидят,
И папочка и мамочка
Детям говорят:

«Африка ужасна,
Да-да-да!
Африка опасна,
Да-да-да!
Не ходите в Африку,
Дети, никогда!»

Но папочка и мамочка уснули вечерком,
А Танечка и Ванечка — в Африку бегом, —
В Африку!
В Африку!

Вдоль по Африке гуляют.
Фиги-финики срывают, —
Ну и Африка!
Вот так Африка!

Оседлали носорога,
Покаталися немного, —
Ну и Африка!
Вот так Африка!

Со слонами на ходу
Поиграли в чехарду, —
Ну и Африка!
Вот так Африка!

Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила,
Говорила им горилла,
Приговаривала:

«Вон акула Каракула
Распахнула злую пасть.
Вы к акуле Каракуле
Не хотите ли попасть
Прямо в па-асть?»

«Нам акула Каракула
Нипочём, нипочём,
Мы акулу Каракулу
Кирпичом, кирпичом,
Мы акулу Каракулу
Кулаком, кулаком!
Мы акулу Каракулу
Каблуком, каблуком!»

Испугалася акула
И со страху утонула, —
Поделом тебе, акула, поделом!

Но вот по болотам огромный
Идёт и ревёт бегемот,
Он идёт, он идёт по болотам
И громко и грозно ревёт.

А Таня и Ваня хохочут,
Бегемотово брюхо щекочут:
«Ну и брюхо,
Что за брюхо —
Замечательное!»

Не стерпел такой обиды
Бегемот,
Убежал за пирамиды
И ревёт,

Бармалея, Бармалея
Громким голосом
Зовёт:

«Бармалей, Бармалей, Бармалей!
Выходи, Бармалей, поскорей!
Этих гадких детей, Бармалей,
Не жалей, Бармалей, не жалей!»

Таня-Ваня задрожали —
Бармалея увидали.
Он по Африке идёт,
На всю Африку поёт:

«Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей!
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
А только маленьких
(Да, очень маленьких!)
Детей!»

Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костёр зажигает,
Он страшное слово кричит:
«Карабас! Карабас!
Пообедаю сейчас!»

Дети плачут и рыдают,
Бармалея умоляют:

«Милый, милый Бармалей,
Смилуйся над нами,
Отпусти нас поскорей
К нашей милой маме!

Мы от мамы убегать
Никогда не будем
И по Африке гулять
Навсегда забудем!

Милый, милый людоед,
Смилуйся над нами,
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями!»

Но ответил людоед:
«Не-е-ет. »

И сказала Таня Ване:
«Посмотри, в аэроплане
Кто-то по небу летит.
Это доктор, это доктор,
Добрый доктор Айболит!»

Добрый доктор Айболит
К Тане-Ване подбегает,
Таню-Ваню обнимает
И злодею Бармалею,
Улыбаясь, говорит:

«Ну, пожалуйста, мой милый,
Мой любезный Бармалей,
Развяжите, отпустите
Этих маленьких детей!»

Но злодей Айболита хватает
И в костёр Айболита бросает.
И горит, и кричит Айболит:
«Ай, болит! Ай, болит! Ай, болит!»

А бедные дети под пальмой лежат,
На Бармалея глядят
И плачут, и плачут, и плачут!

Но вот из-за Нила
Горилла идёт,
Горилла идёт,
Крокодила ведёт!

Добрый доктор Айболит
Крокодилу говорит:
«Ну, пожалуйста, скорее
Проглотите Бармалея,
Чтобы жадный Бармалей
Не хватал бы,
Не глотал бы
Этих маленьких детей!»

Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся
Крокодил
И злодея
Бармалея,
Словно муху,
Проглотил!

Рада, рада, рада, рада детвора,
Заплясала, заиграла у костра:
«Ты нас,
Ты нас
От смерти спас,
Ты нас освободил.
Ты в добрый час
Увидел нас,
О добрый
Крокодил!»

Но в животе у Крокодила
Темно, и тесно, и уныло,
И в животе у Крокодила
Рыдает, плачет Бармалей:
«О, я буду добрей,
Полюблю я детей!
Не губите меня!
Пощадите меня!
О, я буду, я буду, я буду добрей!»

Пожалели дети Бармалея,
Крокодилу дети говорят:
«Если он и вправду сделался добрее,
Отпусти его, пожалуйста, назад!
Мы возьмём с собою Бармалея,
Увезём в далёкий Ленинград!»
Крокодил головою кивает,
Широкую пасть разевает, —
И оттуда, улыбаясь, вылетает Бармалей,
А лицо у Бармалея и добрее и милей:
«Как я рад, как я рад,
Что поеду в Ленинград!»

Читать еще:  ПОЛОВОДЬЕ ЧУВСТВ, или еще один спор о любви

Пляшет, пляшет Бармалей, Бармалей!
«Буду, буду я добрей, да, добрей!
Напеку я для детей, для детей
Пирогов и кренделей, кренделей!

По базарам, по базарам буду, буду я гулять!
Буду даром, буду даром пироги я раздавать,
Кренделями, калачами ребятишек угощать.

А для Ванечки
И для Танечки
Будут, будут у меня
Мятны прянички!
Пряник мятный,
Ароматный,
Удивительно приятный,
Приходите, получите,
Ни копейки не платите,
Потому что Бармалей
Любит маленьких детей,
Любит, любит, любит, любит,
Любит маленьких детей!»

Не надо бояться Бармалея! (Как научить малышей не бояться сказочных героев?)

Таисия Фрол
Не надо бояться Бармалея! (Как научить малышей не бояться сказочных героев?)

Не надо бояться Бармалея!

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благотворное и развивающее влияние сказки на ребёнка ни у кого не вызывает сомнения. Сказка читается и рассказывается малышу на протяжении всего детства. Именно со сказки начинается приобщение к миру большой литературы. Мир детства и мир сказки – совсем рядом, они невозможны друг без друга. Сказки, особенно волшебные, полны чудес, в них действуют добрые, прекрасные и великодушные герои, которых так любят наши дети. Но есть персонажи, вызывающие у малышей совсем другие чувства.

Сказка во многом вобрала в себя взрослый опыт человечества. А в мире есть и злые силы, злые существа, свирепые и беспощадные, всегда готовые навредить человеку. И впервые ребёнок встречается с ними в сказке. Как много их, сил,враждебных человеку: Кащей, Чудо-Юдо, ведьмы, черти! Что им надо? Как одолеть их? Да и можно ли их победить? Может быть, весь секрет в том, чтобы их не бояться?

Сказка отвечает на вопросы на образном, понятном ребёнку языке. Она помогает изжить страхи, почувствовать себя сильным и смелым, одолеть злые силы вместе с Иваном-царевичем и Василисой Премудрой.

Однако, все дети воспринимают сказки по-разному, и на эмоциональных, чувствительных детей сказочные «ужасы» производят иногда слишком сильное впечатление.

От родителей и нас, воспитателей, требуются такт и чуткость, чтобы помочь ребёнку преодолеть страхи, пройти вместе с ним этот захватывающий путь до победы добра над злом и несправедливостью. Если взрослым не удастся внушить детям уверенность в окончательной победе добрых сил, это может стать одной из причин детских страхов.

Беседы с родителями и наблюдения за 3-х, 4-х летними детьми показывают, что отрицательные герои народных и литературных сказок довольно часто становятся поводом для переживаний малышей. Плюс к этому, «добрые» родители пугают своих детей, чтобы добиться послушания.

Одним из «страшных» персонажей является герой замечательной сказки К. Чуковского – Бармалей. Действительно, Бармалея просто нельзя не бояться,ведь:

… Он бегает по Африке

Жадный Бармалей!

Часто родители пытаются локализовать детские страхи, «поселив» Бармалея в том месте, к которым малышам нежелательно приближаться (газовая плита, ящик с инструментами и т. п.)

Попробую проанализировать реакции взрослых на детские страхи и типичные родительские ошибки. Прежде всего, не стоит убеждать ребёнка в том, что Бармалея «нет на самом деле» и «никогда не существовало». Этот логический, рассудочный способ на ребёнка, как правило, не действует. Малыш уже поверил в существование сказочного героя, он уже боится его. Образ персонажа уже царит в его воображении и отказаться от этого фантастического вымысла ребёнку очень сложно.Лучший выход: взрослые создают ситуацию (сказочную, игровую, позволяющую малышу самому преодолеть страхи.

Попытка «поселить» страшный персонаж в опасном для ребёнка месте тоже не позволяет кардинально решить проблему, малыш продолжает переживать и бояться. И, конечно, совершенно недопустима ситуация, когда взрослые специально пугают ребёнка.

Что можно посоветовать родителям? Какие сказки читать и рассказывать детям? Как это лучше делать?

Выбирайте сказки, адаптированные для детского восприятия и адресованные непосредственно детям. Такие книги чаще всего красочно иллюстрированы и выпускаются детскими издательствами.

Во время чтения (рассказывания) внимательно следите за реакцией ребёнка. Если какие-либо описания или действия в сказке пугают малыша, их лучше «творчески переработать», сделать менее страшными. Или даже, учитывая возраст и индивидуальность ребёнка, книгу следует отложить. Через несколько месяцев или лет эта же сказка будет восприниматься совершенно иначе.

Акцентируйте внимание ребёнка на счастливом окончании сказки, на победе добра. Можно даже повторить концовку ещёраз: «Посмотри, как хорошо всё получилось! Каким славным стал Бармалей

Читать еще:  Нам не хватает не жалости, нам не хватает отцов

… А лицо у Бармалея

И добрее,и милей:

«Как я рад, как я рад,

Что поеду в Ленинград!»

Пляшет, пляшет Бармалей!

Буду, буду я добрей, да добрей!

Ещё можно самим придумать сказки или их продолжение – счастливое продолжение! Привлекайте к сочинению сказок детей и Вы проведёте за этим замечательным занятием незабываемые часы.

Так что, не надо бояться Бармалея, Кощея Бессмертного, Чудо-Юдо. Лучше придумайте про них (и не только про них) ещё одну сказку.

Фрол Таисия Ивановна

Конкурс «По дорогам сказок» Играет мелодия «В гостях у сказки» Вед. 1. –Я знаю вы любите игры Песни, загадки и пляски Но нет ничего интереснее Чем наши волшебные сказки.

Сценарий литературной викторины «В гостях у дедушки Чуковского» СЦЕНАРИЙ литературной викторины «В гостях у дедушки Чуковского» в старшей группе(5-6 лет). Цель: — Закреплять знания детей о произведениях.

Бармалей

Часть первая
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы


Будут вас кусать,
Бить и обижать, —
Не ходите, дети,
В Африку гулять.

В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный

Бар-ма-лей!
Он бегает по Африке
И кушает детей —
Гадкий, нехороший, жадный Бармалей!

И папочка, и мамочка
Под деревом сидят,
И папочка, и мамочка
Детям говорят:
«Африка ужасна,
Да-да-да!
Африка опасна,
Да-да-да!

Не ходите в Африку,
Дети, никогда!»
Но папочка и мамочка уснули вечерком,
А Танечка и Ванечка — в Африку тайком,-
В Африку!
В Африку!

Вдоль по Африке гуляют,
Фиги-финики срывают,-
Ну и Африка!
Вот так Африка!

Оседлали Носорога,
Покаталися немного,-
Ну и Африка!
Вот так Африка!

Со слонами на ходу
Поиграли в чехарду,-
Ну и Африка!
Вот так Африка!


Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила,
Говорила им горилла,
Приговаривала:

«Вон акула Каракула
Распахнула злую пасть.
Вы к акуле Каракуле
Не хотите ли попасть
Прямо в па-а-сть?» —
«Нам акула Каракула
Нипочём, нипочём,
Мы акулу Каракулу
Кирпичом, кирпичом,
Мы акулу Каракулу
Кулаком, кулаком,
Мы акулу Каракулу
Каблуком, каблуком!»Испугалася акула
И со страху утонула,-
Поделом тебе, акула, поделом!

Но вот по болотам огромный
Идёт и ревёт бегемот,
Он идёт, он идёт по болотам
И громко и грозно ревёт.

А Таня и Ваня хохочут,
Бегемотово брюхо щекочут:
«Ну и брюхо,
Что за брюхо —
Замечательное!»


Не стерпел такой обиды
Бегемот,
Убежал за пирамиды
И ревёт,
Бармалея,
Бармалея
Громким голосом
Зовёт:
«Бармалей, Бармалей, Бармалей!
Выходи, Бармалей, поскорей!
Этих гадких детей, Бармалей,
Не жалей, Бармалей, не жалей!»

Часть вторая
Таня-Ваня задрожали —
Бармалея увидали.
Он по Африке идёт,
На всю Африку поёт:
«Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей!
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
А только маленьких
(Да, очень маленьких!)
Детей!»


Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костёр зажигает,
Он страшное слово кричит:
«Карабас! Карабас!
Пообедаю сейчас!»
Дети плачут и рыдают,
Бармалея умоляют:

«Милый, милый Бармалей,
Смилуйся над нами,
Отпусти нас поскорей
К нашей милой маме!

Мы от мамы убегать
Никогда не будем
И по Африке гулять
Навсегда забудем!

Милый, милый людоед,
Смилуйся над нами,
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями!»

Но ответил людоед:
«Не-е-ет. «


И сказала Таня Ване:
«Посмотри, в аэроплане
Кто-то по небу летит.
Это доктор, это доктор,
Добрый доктор Айболит!»

Добрый доктор Айболит
К Тане-Ване подбегает,
Таню-Ваню обнимает
И злодею Бармалею,
Улыбаясь, говорит:

«Ну, пожалуйста, мой милый,
Мой любезный Бармалей,
Развяжите, отпустите
Этих маленьких детей!» Но злодей Айболита хватает
И в костёр Айболита бросает.
И горит, и кричит Айболит:
«Ай, болит! Ай, болит! Ай, болит!»

А бедные дети под пальмой лежат,
На Бармалея глядят
И плачут, и плачут, и плачут!
Часть третья
Но вот из-за Нила
Горилла идёт,
Горилла идёт,
Крокодила ведёт!

Добрый доктор Айболит
Крокодилу говорит:
«Ну, пожалуйста, скорее
Проглотите Бармалея,
Чтобы жадный Бармалей
Не хватал бы,
Не глотал бы
Этих маленьких детей!»

Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся
Крокодил
И злодея
Бармалея,
Словно муху,
Проглотил!

Рада, рада, рада, рада детвора,
Заплясала, заиграла у костра:

«Ты нас,
Ты нас
От смерти спас,
Ты нас освободил.
Ты в добрый час
Увидел нас,
О добрый
Крокодил!»

Но смеялись, танцевали,
А потом и перестали:
«Доктор, доктор, дорогой,
Очень хочется домой!»


Побежали по болоту,
Подбежали к самолёту
И умчалися назад —
В свой любимый,
Свой родимый,
Свой чудесный Ленинград!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector