0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как противостоять греху

Как противостоять греху

В Евангелиях и Посланиях Апостолов неоднократно говорится о Кресте Иисуса Христа как о месте нашего искупления и освобождения от греха. Однако для многих истина о Голгофе все еще остается не до конца познанной тайной. Божественная премудрость, сокрытая в слове о Кресте, по словам апостола Павла, является неким юродством не только для неверующих, но часто и для верующих.

Христос распят за нас, мы искуплены – эта евангельская весть принимается, как правило, с большой радостью. Но то, что и мы сами «сораспяты» со Христом, не берется в расчет.

Истина о сораспятии остается для многих закрытой по двум причинам: по неверию и по нежеланию жить так, как учит Писание.

Практическое применение

Итак, что же говорит на эту тему Евангелие? «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24).

Безусловно, главным вопросом для нас является практическое применение истины. Как на самом деле распять плоть с ее страстями и похотями? Для ответа на этот вопрос необходимо прежде всего обратить внимание на несколько отрывков из послания к Римлянам:

«Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим.6:6).

Писание говорит, что по своему природному составу наша душа полностью пронизана греховным компонентом – плотью: «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху» (Рим.7:14).

Ветхий человек – это наша греховная плотская природа, которую мы унаследовали от прародителей. Для плотской природы грешить и противиться Богу – естественно. Но во время водного крещения как раз и происходит сораспятие со Христом, когда мы как бы умервщляем нашу греховную природу: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:11).

Побеждающая вера

Согласно этим текстам, истина о том, что мы освобождены Христом от притязаний плоти, должна быть, прежде всего, предметом глубокой веры каждого христианина. Опираясь на понимание этого, христианину следует выстраивать свою практическую жизнь.

Писание говорит, что Христос уже распял нашу плоть со всеми ее страстями и похотями. Однако человек может продолжать мучиться от постоянного желания грешить. Тогда он делает вывод, что его греховная плоть на самом деле жива и старается своими силами победить греховную натуру. Но в этой борьбе и самый волевой обречен на поражение. Даже если ему удастся победить один грех, на смену обязательно придет другой. Например, вместо зависимости от курения придет гордость и самоправедность. Греховная натура припишет себе заслугу в том, что избавился от сигарет, а гордость – это уже грех. Чем больше мы отражаем таких атак плоти, тем больше их в нашей жизни становится и, в конечном счете, мы можем падать в бессилии и изнеможении от их продолжительности и постоянства. Это случается потому, что такой способ противостояния осуществляется нашими чисто человеческими силами, исходящими из волевой части душевной сферы.

Рано или поздно в подобной борьбе придет полное разочарование в себе, потому что победить плоть плотью невозможно. Вот здесь и нужна помощь духа, возрожденного от Бога. Именно дух способен поверить такой верой, о которой говорит Послание к Евреям, называющей «несуществующее как существующее». Вера в то, что мы умерли со Христом. Как мертвый человек противостоит оскорблениям и любым провокациям, направленным в его адрес? Он просто на них не реагирует.

«Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (Рим.6:12). Грех не имеет права царствовать в нашей жизни, потому что мы верой умерли для него, а не потому что мы сильны с ним бороться. Та часть в человеческом естестве, на которую грех имеет право (плоть), как бы распята на кресте со Христом и теперь мертва. Слово Божье подчеркивает, что мы уже освободились от греха. «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим.6:22).

Верующие часто живут мечтой о своем освобождении от греха, в то время как юридическая свобода им уже дана Голгофским крестом. В этот факт христианину нужно верить. Такая вера – первый компонент его свободы от рабства плоти и победы над грехом.

Библия говорит: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2Кор.4:10). Но, пользуясь тем, что христиане не веруют в эту истину, плоть наша получает силу продолжать жить и позволяет себе проявляться.

Жизнь по духу

Итак, первая составляющая свободы от посягательств плоти на душу – вера в юридический факт нашего сораспятия Христу.

Вторая составляющая свободы во Христе представлена в 8 главе Послания к Римлянам, в 13 стихе: «Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете». Здесь указано, как практически иметь свободу во Христе посредством умерщвления духом плотских дел. Освобождение от проявлений греховной плоти лежит полностью в сфере духа. Теперь возникает второй вопрос – как сделать так, чтобы каждый раз, когда наша плоть пытается проявиться, дух как орудие борьбы с ней выходил и уничтожал ее.

Почему свобода от грубых грехов (сквернословие, курение, пошлость и пр.) к человеку с духовным возрождением приходит сама собой? Потому что сила возрожденного духа настолько могущественно входит в жизнь человека, что грубые вещи удаляются сами по себе. Эта свобода появляется по причине того, что в человеке поселился Кто-то, Кто является достаточно сильным, чтобы прогнать всякое желание грешить.

Одухотворение души человеческой работает по принципу «тьма бежит от света», т.е. как только включается свет, тьма тотчас уходит. Также и здесь: грубые грехи моментально уходят, потому что они наиболее чувствительны к свету Божьему в нас. Но тонкие грехи и плотские привязанности как бы прячутся в закоулках нашей личности и таким образом имеют с ней более потаенную и прочную связь, для освобождения от которой требуется просто больше Божьего света.

Как наш возрожденный дух оказался силен убрать пристрастие к алкоголю, сигаретам, сквернословию и прочим элементарным проявлениям плоти, так же Он способен избавить нас и от остальных более изощренных и тонких ее проявлений.

Питание для духа

Чтобы дух был сильным, его нужно постоянно поддерживать в бодрствующем состоянии, т.е. заботиться о его питании и укреплении. Постоянство в питании духа и жизни в духе – это вопрос поддержания повседневного пребывания во Христе. Таким образом, вопрос нашей свободы сводится к тому, в какой мере душа и вся личность одухотворена и освящена Духом Святым.

Бог не ожидает, что мы будем обладать какими-то сверхзнаниями, применять научные выкладки. Порой малограмотные пожилые люди стоят гораздо выше в своей духовной жизни образованных людей просто потому, что они надлежащим образом питают свой дух всеми необходимыми компонентами духовной пищи – регулярно читают Библию, молятся, посещают собрания церкви, несут служение, свидетельствуют людям об Иисусе Христе. Первые христиане даже Библий не имели, чтобы знать все нюансы христианской психологии, однако их духовная жизнь была на достаточно высоком уровне благодаря постоянному питанию духа.

Читать еще:  «Гимн любви» апостола Павла

Духовная жизнь и противостояние греху – это вообще не столько вопрос знаний, сколько вопрос практической повседневной жизни с Господом, которая и делает дух сильным.

О грехе и борьбе с ним.

Не думай, что легко увидеть свои грехи. Недаром Святая Церковь с земными поклонами учит нас молиться: «даруй ми зрети моя прегрешения». Так учит потому, что грех и диавол ослепляют человека, усыпляют его, чтобы он не прибег к покаянию и погиб.

Что такое грех?

Грех есть беззаконие (1 Ин. 3, 4). Совершая грех, человек этим причиняет сам себе вред.
Грех — разрушает порядок естества, он расстраивает человеческое тело, он извращает душу человека и всем силам его дает извращенное направление.
Грех совершает насилие над природой. Так, вместо довольства природным предается ненасытности; вместо утоления жажды — пьянству; вместо брака — блуду; вместо правосудия — бесчеловечию; вместо любви – распутству.

Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому, как и болезнь и уродство не присущи нашей природе, но противоестественны, так и деятельность, направленную к злу, нужно признать искажением врожденного нам добра.

Откуда произошли всякая неправда, блуд, лукавство и злоба? От человека. Где зависть, клевета, убийства? Между людьми.
В ком гордость, пьянство, ненасытное сребролюбие и не милосердие? В человеке.
Кто поднимает оружие друг на друга и пытается отнять жизнь у ближнего своего? Никакое животное, только человек.
Сколько ни издавалось законов, сколько ни употреблялось строгостей, но не могли они удержать поток беззаконий.
Почему человек не видит своих грехов и истинного состояния свое души?

Следствием греховной жизни бывает слепота ума, ожесточение, не чувствие сердца.
Это похоже на пьяницу, безмерно напивающегося, который не понимает, что с ним делается, бьют ли его, или он сам, упав, ударился и ушибся.
Поскольку же всякий человек грешен, следовательно, всякий страдает душевной слепотой — полной или частичной. Частичная слепота может быть легко исцелена, полная же исцеляется очень трудно.

Чем страсть отличается от греха?

Ибо иное суть страсти, и иное грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает с телом те дела, к которым побуждают его страсти; ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним.

Страсть ненасытна: чем больше ее удовлетворяют, тем больше она требует удовлетворения. Это плен, когда человек не является сам себе хозяином. Страсть, как паразит, использует человека, воля которого оказывается фактически парализованной. Он становится рабом своей страсти. Очень яркий пример алкоголизм и наркомания.

Как развиваются страсти в человеке?

Все страсти в начатки есть у каждого человека (в нашей ветхой природе). Но проявляются у все различно. Причины три:

1.Одни страсти мы взращиваем сами. Для гибели человека достаточно одного порочного навыка: он будет постоянно открывать вход в душу всем грехам и всем страстям.

Верно сказано — наши пороки сперва прохожие (порочные навыки), потом гости (грехи вошедшие в навык) и, в конце концов, наши хозяева (страсти).

Костенея в грехе, производит в душах неисправимый навык. Застаревшая душевная страсть или утвержденное временем помышление о грехе с трудом излечиваются или делаются совершенно неисцелимыми, когда навыки, как чаще всего случается, пере ходят в природу. Поэтому нужно желать, чтобы нам даже и не прикасаться к злу.

2. С некоторыми страстями мы уже рождаемся. Тут причина в родовом грехе (повреждение). Иногда уже в ребенке можно заметить особую склонность к лжи, агрессии, не послушанию и т.д.

3. Иногда за наше превозношение или осуждения ближнего Промыслом Божиим мы можем впасть в какую-то страсть.

Человек осуждающий ближнего, как не имеющий в себе должного чувства смирения и бдительности над собою, всего скорее сам может впасть в те грехи, за которые осуждает других.

Почему в нас рождаются злые мысли?

Из нашей «ветхой» (поврежденной) природы.
Как земля, по причине поразившего ее проклятия, не перестает из поврежденного естества своего, сама собою, производить волчцы и терние, так и сердце, отравленное грехом, не перестает рождать из себя, из своего поврежденного естества, греховные ощущения и помышления.

Как происходит зарождения в человеке не доброго?

Развитие греха начинается с нечистого помысла. Если человек допустит его в свою душу и позволит ему там хозяйничать, то это станет начальным пунктом развития страсти.

Происходит это так:

1. Прилог или приражение (слав. приразитися – столкнуться с чем-либо) – греховные впечатления или представления, которые возникают в сознании помимо воли человека. Прилоги не считаются грехом и не вменяются в вину человеку, если человек не отвечает на них сочувствием.

2. Помыслом становится прилог, встретивший в душе человека сначала интерес, а потом сочувствие к себе. Это первая стадия развития греха. Помысел рождается в человеке, когда его внимание становится благосклонно к прилогу. На этой стадии помысел вызывает чувство предвкушения будущего удовольствия. Святые отцы называют это сочетанием или собеседованием с помыслом.

3. Склонение к помыслу возникает тогда, когда помысел всецело овладевает сознанием человека и его внимание оказывается сосредоточено только на нем. Если человек усилием воли не может освободиться от греховного помысла, заменив его благим и богоугодным, то наступает следующая стадия, когда сама воля увлекается греховным помыслом и стремится к его осуществлению. Это означает, что грех в намерении уже совершен и остается только практически удовлетворить греховное пожелание.

4. Четвертая стадия развития греховного навыка (страсти) называется пленением, когда страстное влечение начинает господствовать над волей, постоянно увлекая душу к реализации греха.

Как пожар легче предотвратить, чем тушить, так и развитие страсти легче свести на нет, пока она пытается утвердиться в душе человека дурными помыслами.

Поэтому внимательно следите за своими мыслями. Как только появляются помыслы не добрые, не вступайте с ними в разговоры, подавляйте тот час сочувствие к ним. Это есть прилог к греху. Пока они не окрепли и слабы. Этим можно избежать больших бед.

Какой признак того, что мы добровольно исполняем страсть?

Признаком того, что кто-либо добровольно исполняет страсть, служит его смущение в то время, когда его обличают или исправляют в ней. А без смущения переносить обличения, т.е. вразумления, есть признак того, что кто-либо был побежден страстью, или исполнил ее по неведению.

Зачем человеку нужно искоренять свои страсти?

Корни страстей не в теле, а в душе. Даже самые грубые телесные страсти коренятся в душе. Поэтому они и не гаснут, не исчезают со смертью тела. С ними человек выходит из этого мира.

Когда душа исходит из тела, страсти, которые она усвоила себе во время земной жизни, служат причиной ее порабощения демонам; добродетели, если она приобрела их, служат защитой от демонов.

Наши страсти в тысячу раз более сильные, чем на земле, будут, как огнем, палить нас без какой-либо возможности утолить их. Человек, отчуждивший себя от Бога во времени, стяжавший все богопротивные свойства, добровольно отвергший усвоение Богу, естественно, отходит по кончине своей в страну, обреченную в жилище существ, отверженных Богом.

Читать еще:  Для чего ребенку личное пространство?

Гордость сердца ненавистна Богу, Ангелам и святым Его. Имеющий в себе гордость — причастник диаволу.
Спрашиваешь, где и в каком месте будет геенна? Но что тебе до этого за дело? Нужно знать, что она есть, а не то — где и в каком месте скрывается. Писание об этом не говорит. По моему мнению, где-нибудь вне всего этого мира.

Как освободиться из плена греховного?

Исполнением Евангельских заповедей.
Есть три устроения (души) в человеке: он или действует по страсти, или сопротивляется ей, или искореняет ее.

Борьба со страстями обща всем и длится всю жизнь. Самая жаркая борьба занимает средину жизни духовной. Начинается вместе с обращением души к Богу и разгорается. Потом стихает.

Общее правило борьбы с греховными начинаниями заключается в том, чтоб отвергнуть грех при самом появлении его.

Грех и состояние падения так усвоились нам, так слились с существованием нашим, что отречение от них стало отречением от себя, гибелью души своей.

Кто исповедует свои грехи, от того они отступают, потому что грехи основываются и крепятся на гордости падшего естества, не терпят обличения и позора.

Покаяние, приличествующее благочестивому христианину, живущему посреди мира: сосчитываться ежедневно вечером со своей совестью.

Какой признак, что грех прощен?

Знамением, что грех прощен, служит то, что он уже не производит никакого действия в сердце твоем и ты забыл о нем до того, что при разговоре ближних о подобных грехах ты не ощущаешь никакого сочувствия к нему, как вполне чуждому тебе. Это значит, что ты помилован.

Помни: не дано человеку и невозможно искоренить грех собственной силой. Бороться с грехом, противиться, носить и принимать язвы — это в твоих силах, а искоренить — Божие дело.

В тексте использованы высказывания:

Преподобный Ефрем Сирин.
Святитель Григорий Нисский.
Платон, митрополит Московский.
Святитель Димитрий Ростовский.
Епископ Игнатий (Брянчанинов).
Святитель Василий Великий.
Преподобный авва Дорофей.
Святитель Феофан затворник.
Игумен Никон (Воробьев).
Святитель Иоанн Златоуст.
Преподобный авва Исаия.
Преподобный Макарий.
Святой Исаак Сирин.
А.И. Осипов.
Лукреций.

Чем борьба с грехом отличается от постоянного недовольства собой

— Отец Максимилиан, что значит: бороться с грехом? Остановиться за несколько секунд до его совершения?

— После грехопадения человека враг рода человеческого получил доступ к его мыслям. Поэтому основной принцип борьбы с грехом — это борьба с теми внушениями, которые всеваются в нас врагом. Все греховные деяния начинаются с помыслов — поэтому святые отцы в первую очередь советуют быть внимательными ко всем мыслям, которые приходят к нам.

— Но для этого надо распознать, какая мысль является греховной, а какая — нет. Одно дело, когда в голову приходит мысль явно греховная,— тут все ясно. Но ведь множество наших мыслей вроде бы напрямую к греху отношения не имеют. Или, скорее всего, кажутся нам не имеющими отношения к греху, ведь человек, как правило, лоялен к себе. Каков критерий?

— Грех — это нарушение заповедей Божиих. И не надо думать, что наше время внесло какие-то коррективы в их перечень. Если приходит помысел о том, что хорошо бы, скажем, подкрутить электросчетчик,— то надо гнать его не размышляя, потому что это нарушение заповеди «не укради».

— Ну если человек начал думать про счетчик, то он в уме уже подсчитывает «сэкономленные» киловатт-часы и тому подобное.

— Надо не подсчитывать киловатт-часы, а сказать себе: если я сделаю так, я больше потеряю, чем приобрету! Но вы применили совершенно правильную формулировку: «начал думать». Потому что принятие помысла происходит в несколько этапов. Начинается греховный помысел с прилога — начальной степени появления мысли, словно включается лампочка. Если мы сразу эту мысль отсечем, то Господь нам ее в грех не вменит.

— Но эту «лампочку» выключить не так-то просто. Как помочь себе?

— Святые отцы советуют развить в себе состояние гнева, раздражения на эту мысль — то, о чем говорил псалмопевец Давид: гневайтесь, и не согрешайте…(Пс. 4) Состояние гнева присуще человеку, но гнев надо обращать не на ближнего своего, а на борьбу со своими грешными помыслами. Пришел помысел оскорбить человека — подумайте с гневом о том, что эта мысль — от врага рода человеческого.

— То есть в данном случае мы этот «вектор гнева» как бы разворачиваем в обратную сторону, чтобы погасить мысль?

— Именно так. Если же мы не отсекаем греховный помысел на этапе прилога, следует внимание к пришедшей к нам мысли: человек начинает как бы рассматривать ее. Внимание переходит в услаждение греховной мыслью, после услаждения следует желание совершить грех, затем решимость, пленение и уже само греховное действие. Подробно об этом вы можете прочитать, скажем, в книге святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». В ней — письма к духовной дочери: ответы на вопросы, советы, как разрешить ту или иную духовную проблему. Для мирянина, который стремится жить по евангельским заповедям, эта книга будет большим подспорьем в духовном возрастании.

— Мысли приходят к нам непрерывно — следовательно, так же непрерывно нужно нам быть готовыми к борьбе с греховными помыслами. На что следует опираться в этой борьбе?

— Святой Иоанн Колов, говоря о своей борьбе с греховными мыслями, сравнивает себя с человеком, сидящим около дерева: видя, что подходят дикие звери, готовые пожрать его, человек взбирается на дерево — и хищники, покрутившись и не найдя его, уходят. Точно так же, когда появляются греховные помыслы, мы должны «взбираться» ко Господу в молитве — и мысли эти, не встретив в нас готовность для собеседования с ними, уйдут. Поэтому главный принцип борьбы с грехом — молитва. И всегда надо помнить, что спасение человека — это результат его усилий и Божией благодати. Усилия христианина — это его решимость жить благочестивой жизнью, решимость бороться с грехом. А силы для того, чтобы идти по этому пути, мы черпаем в Таинствах. И здесь надо отметить, насколько важны для нашего духовного роста обе эти составляющие. Неправильно полагаться только на свои усилия: например, читать много духовной литературы, в повседневной своей жизни стараться руководствоваться советами святых отцов — и считать, что этого достаточно. Также нельзя сказать, что правильным будет рассчитывать только на помощь Божию, подаваемую нам в Таинствах, — и не прилагать никакого собственного труда. Как для того чтобы идти, нам необходимо опираться на обе ноги — так же и здесь: духовное продвижение возможно только в том случае, если человек и предпринимает собственные усилия, и уповает на благодать Божию. Только тогда у нас будут силы бороться с грехом — встать воскресным утром и пойти на службу (хотя очень хочется дать себе послабление и остаться в постели); не включать телевизор, когда есть желание посмотреть недушеполезный сериал. И, поверьте, с каждым разом делать это будет легче.

Читать еще:  История несостоявшегося развода

— То есть это как тренировка в спорте — чем больше делаешь что-то, тем лучше получается?

— Конечно! Повторение формирует навык. Вот сейчас идет Успенский пост, а пост — это не что иное, как духовная тренировка, когда человек учится сказать себе «нет». Раз за разом ограничивая себя, мы приобретаем навык противостоять желанию нарушить запрет, нарушить закон. А грех, как мы с вами в начале говорили, это и есть нарушение заповедей Божиих. Поэтому, когда на пути прошедшего школу поста человека возникает соблазн, будет легче противостоять ему. А соблазнов на нашем пути сегодня как никогда много — отдельное «спасибо» за это надо сказать рекламе, телевидению, журналам…

— Отец Максимилиан, вот мы говорим, что тренировка, повторение действий укрепляют навык. Но этот принцип может работать и «в минус», потому что с каждым повторенным неправедным действием нам все труднее бороться с грехом!

— Преподобный Антоний Великий подвел своих учеников к маленькому дереву и повелел выдернуть его — те легко вытащили его из земли. Тогда он попросил их выдернуть дерево побольше — с трудом, но они задачу выполнили. Но когда он попросил их выдернуть раскидистую пальму — они не смогли это сделать. Так же и грехи человеческие. Укорененный грех, который овладел человеком и приобрел форму страсти, «выдернуть» из души столь же сложно, как ту пальму.

— Получается, что мы, как тот человек у дерева, должны 24 часа в сутки, не теряя бдительности ни на минуту, «сторожить» свою душу от нападения «диких зверей» — даже не грехов, а греховных помыслов. И каждое выключение из этого режима приводит не к временной передышке, отдыху, как мы думаем. Послабление оборачивается нашим ослаблением в борьбе против греха! Отец Максимилиан, допускаю, что вот на этом месте кто-то из читателей может подумать: «Мне такой режим не по силам, я обычный человек — не монах, не священник, у меня не получится…»

— Любой христианин должен жить в постоянном внимании к себе и трезвении: Священное Писание говорит о том, что духовно бодрствовать надо непрестанно. И человек, который стремится к этому, восходит от меры к мере, несмотря на сложность пути. Господь не раз давал мне радость узреть преображение человеческой души, увидеть результаты борьбы человека с грехом. Я знаю случаи, когда человек не просто каялся, а в корне менял свою жизнь, отходя от греха. Когда видишь это чудо, понимаешь, что Господь всегда рядом, и он помогает тем людям, которые хотят исправиться. И это один из самых утешительных моментов в пастырской деятельности. А что касается «не получится»… Я вспоминаю архимандрита Трифона (Новиков) из Троице-Сергиевой Лавры. Он — один из первых священников Русской Православной Церкви, который в самом начале девяностых, когда стало возможным открыть храм в следственном изоляторе в Сергиевом Посаде, начал работать с заключенными. Он рассказывал потом, что проповедовать там было очень трудно, но самым трудным оказалось — не видеть результатов этой проповеди. Он общался с заключенными, дарил им книги — а в ответ ни проблеска хоть какого-то отклика, хоть какого-то встречного движения души. И так прошло пять лет. Все усилия казались ему бесплодными. И вот когда он уже начал задумываться о том, чтобы оставить эту работу, ему стали приходить письма от бывших заключенных. Они писали, как изменилась их жизнь. То есть то, что он говорил им, может быть, пять лет назад, не забылось, а проросло в их душе впоследствии и помогло отойти от греха. И писем было такое количество, что все сомнения, стоит ли ему продолжать эту работу, развеялись. Так что в борьбе с грехом, которую мы должны вести постоянно, не надо ставить каких-то сроков и ждать результата «через неделю, через месяц». Мы должны идти по этому пути, и Господь нам будет помогать.

Маргарита Крючкова
Газета «Православная вера» № 16 (420) 2010 г.

Недовольство – мелочь жизни, портящая настроение или грех?

Комментарий на книгу Джерри Бриджеса «Терпимые грехи».
Глава 9 – Недовольство.

Великое приобретение — быть благочестивым и довольным.
(Первое послание к Тимофею 6:6) , и большое упущение – испытывать недовольство!

Недовольство чаще всего возникает из-за обстоятельств, носящих продолжительный и неизменный характер, и мы ничего не можем с этим поделать.
Взять, например, работу, которая не приносит удовольствия и к тому же плохо оплачивается. Или постоянные проблемы со здоровьем: вроде, как и не болеешь, но в аптеке с Вами уже приветствуются, как с постоянными клиентами. Или безбрачие, затянувшееся до зрелого возраста. Все это причины для появления недовольства.
В нашей жизни есть место для вполне допустимого недовольства: своим ненадлежащим духовным состоянием, несправедливостью в обществе или греховными поступками. Но очень часто наше недовольство (будь-то глобальная проблема безработицы, коснувшаяся нас или наших близких или простое запаздывание транспорта) – это просто грех, впадая в который мы ведем себя не лучше, чем неверующие люди.
Называя недовольство грехом, автор наверняка затронул кого-то за живое, и еще больше подлил масла в огонь. Но если недовольство сидит в нашем разуме – нужно принимать решительные меры, а не успокаивать себя мыслью, что мир грешен и моя реакция является защитным механизмом. Иначе мы рискуем превратиться в вечно недовольных и ворчащих существ, к тому же противящихся Богу! Ведь в конечном итоге, будучи недовольными какими-то обстоятельствами нашей жизни – мы выказываем недовольство решением самого Творца.
Что же делать, если мы обнаруживаем в глубине сердца тихое, но уверенное чувство, которое не дает нам возможности радоваться тому, что Господь нас любит и все под Его контролем?
Несколько рекомендаций, основанных на Слове Божьем.
• Если для нас непонятной является ситуация или то, что вызывает недовольство – доверьте это Господу в молитве! «Дивно для меня ведение Твое, — высоко, не могу постигнуть его!» (Псалтирь 138:6)
• Поразмыслите над происходящим – может Господь желает использовать Ваш опыт, который Вы приобретаете прямо сейчас? Господь Иисус сказал когда-то апостолу Петру «… но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.» (Св. Евангелие от Луки 22:32)
• Примите обстоятельства, как исходящие от Бога, с верой в то, что Он в точности знает, что для нас является наилучшим, и именно это наилучшее в Своей любви предусмотрел для нас. Апостол Павел уверяет нас: «… будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа…» (Послание к Филиппийцам 1:6)

Таким образом, Вы переходите с позиций жертвы на позиции распорядителя. Вы начинаете спрашивать: «Боже, как я могу использовать свою тяжелую ситуацию, чтобы послужить тебе и прославить Тебя?»
Пусть каждый из нас, при содействии Духа Святого, сменит состояние недовольства на позитивный настрой распорядителя теми трудностями и досадными обстоятельствами, которые Бог дал нам, чтобы мы могли, несмотря ни на что, прославлять Его всей своей жизнью.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector