0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Не могу бороться с гневом, все труды бесполезны»

Содержание

«Не могу бороться с гневом, все труды бесполезны». Как убрать внутренний жир своей души

Архимандрит Андрей (Конанос)

Знаешь, сколько лет преподобный Аммон ждал избавления от гневной страсти? Восемь! И все это время он продолжал гневаться, но каждый день молил Бога об избавлении от гнева, снова и снова вступал в борьбу. Снова и снова молился, снова и снова ждал, терпел. И по истечении восьми лет Господь наконец освободил его от этой страсти.

А теперь представьте, как через семь, к примеру, лет духовных подвигов преподобный Аммон вдруг теряет всякую надежду и в отчаянии говорит: «Всё. Больше не могу. Не могу бороться с гневом. Я жду уже семь лет, а все мои молитвы и труды бесполезны. Сколько можно? Все равно ничего не получается». Нет. Авва Аммон потерпел еще год, и вот тогда Бог освободил, исцелил его, после чего душа его успокоилась и больше никогда гнев не овладевал им.

А ты – гневаешься? Гневаешься. И я тоже – иногда. Не сильно, но гневаюсь. А хотел бы ты, чтобы и с тобой произошло такое чудо, как с аввой Аммоном? Тогда начни молиться об этом прямо сегодня – с надеждой и терпением. Проси Господа, чтобы Он избавил тебя от гнева. Молись об этом на каждой Литургии. И больше не спрашивай меня, чем можно заняться в церкви. Займись вот этим. Гневаешься – значит, ходи в храм каждое воскресенье, молись, повод есть, и серьезный. «Господи, даруй мне кротость и спокойствие. Сделай так, чтобы я не раздражался на своих близких, чтобы мои дети не смотрели на меня с ужасом, чтобы жена не переживала, чтобы я не отравлял нашу домашнюю атмосферу своими нервами и криками. Господи, избавь меня от гнева!»

Да, ты молился об этом, знаю. Но сколько раз? «Сколько же можно о таком молиться?!» Долго. Преподобный Аммон, например, молился восемь лет. А ты – сколько? Сколько лет ты просил Бога: «Господи, избавь меня от этой страсти!»? От гнева, ярости, блуда, пьянства, курения, воровства, лжи, любопытства… Что беспокоит тебя – о том и проси, проси с надеждой и терпением. А знаешь, почему в этих вопросах ты должен проявлять терпение, подобно авве Аммону и прочим святым? Потому что Тот, от Кого ты ждешь ответа, не какой-то случайный прохожий, а Сам Господь Бог, Который никому ни разу не солгал и всегда был верен Своим обещаниям и любви. И Он обязательно откликнется, поможет, и ты станешь спокойнее ягненка. Не будешь ни гневаться, ни пить, ни курить – избавишься от всех своих страстей, превратишься в другого человека.

Но нужно терпение, нужна молитва. И супруга твоя изменится в лучшую сторону. Только не спеши. Не жди, что прямо сегодня все резко станет лучше. Твоя жена не за месяц стала такой: она прожила целую жизнь. У нее – характер, черты которого формировались годами. Древнегреческое слово χαρακτήρ так и переводится: «черта, знак, примета». Эти черты развиваются с детских лет. Нельзя изменить характер за один миг. Некоторые супруги пытаются поставить здесь какие-то временные рамки: «Всё, если за год ничего у нас не изменится, – развод!» Погодите, погодите, дети мои. Какой такой развод? Ждите, терпите. «Да как можно это терпеть, отче?» Но ведь речь идет о характере! А он быстро не меняется. Так что жди.

Помню, один мой знакомый вынужден был соблюдать диету. И доктор объяснил ему, что так называемый внутренний жир сгорает медленнее, чем подкожный, поэтому даже на диете последние килограммы убрать труднее, чем первые. Почему так? Потому что внутренний жир копится в нас десятилетиями. И с помощью диеты мы возвращаемся назад, стараясь избавиться от набранного в течение многих лет веса. Например, человек весит 90 килограмм и хочет похудеть до 80. Но 80 килограмм он весил очень давно – много лет назад. Сколько времени прошло! И вот теперь, для того, чтобы вернуться к своему первоначальному нормальному весу, необходимо сжечь внутренний жир. А это непросто.

То же самое и с нашей душой. Она накопила свой внутренний жир. Страсти создали в ней такую прослойку, от которой трудно избавиться.

Нужно проявлять терпение и в отношении близкого человека. Пусть он подумает, пусть решает, пусть даже уходит, если хочет – как в переносном смысле (то есть отгораживается, закрывается), так и в прямом, если по-другому не получается. Да-да, пусть уходит! Пусть немного поживет у родителей, или ты сам поживи у родителей немного, съезди один куда-нибудь ненадолго. Подумаешь, успокоишься.

Нельзя требовать любви от другого человека, нельзя требовать уважения. Это не приходит через силу. Только – по свободной воле. Поэтому дай человеку время и пространство. И проявляй терпение.

Ты сказал мне замечательные слова про девушку, которая ушла от тебя к другому. Помнишь? «Я так любил ее. Но ведь насильно мил не будешь! Невозможно ни одной женщине приказать: «Люби меня, я так хочу!» Поэтому я отпустил ее. Да, я по-прежнему люблю, и мне больно. Но я терплю, я молюсь».

Идеальная реакция. И вот увидишь, любимый человек тоже изменится! Если этого захочет Бог и если твоя любовь – настоящая. Если терпишь с любовью. Придет время, и человек поймет, что нигде больше ему не найти такой прекрасной любви, как твоя, и – вернется. Пусть сейчас твой супруг или ребенок, покинув тебя, пытается где-то еще обрести такое же тепло, такую любовь. Он найдет лишь суррогаты, фальшивые слова, случайные связи, отношения по расчету – и в итоге вернется к тебе. Если только ты по-прежнему будешь ждать его. Будешь?

Помните, как обрадовался Одиссей, вернувшись к Пенелопе? Каким трогательным было их свидание! А представьте, если бы он пришел и увидел, что она вышла замуж за одного из тех женихов, что просили ее руки! Нет, Пенелопа ждала его. И он, в свою очередь, ждал, терпел. И, выдержав длительное, опасное путешествие, был вознагражден за свое терпение и любовь. Именно так: за терпение и любовь.

Вернулся и блудный сын. Отец ждал его, терпеливо ждал. И глядя на дорогу, не переставал любить и скучать, любить и ждать. И случилось чудо.

В наше время трудно терпеть. Мы живем в очень суетную эпоху, когда все должно быть здесь и сейчас. И кругом нам обещают быстрый результат: в фитнес-клубах, на курсах иностранных языков, в группах ускоренного обучения – повсюду. Сейчас столько кухонной техники – раз, и готово, еда за пару минут. А если нужно подогреть – пожалуйста, вот микроволновка.

Все сейчас делается очень быстро, молниеносно. И тут Бог вдруг говорит: «Это хорошо, что ты так много всего успеваешь. Но у человеческой души свой ритм – как сотни, тысячи лет тому назад. Тот ритм, который Я задал ей, создавая тебя, дитя Мое. И здесь ничего не изменилось».

Изменения в душе требуют большого терпения. Чтобы увидеть исполнение Божественных обещаний, необходимо ждать. А Господь обещал много! И то, что Он обещал, непременно исполнится. Например, Бог сказал нам: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Тот, кто плачет сейчас, рассмеется потом. Только нужно пояснить, какой плач имел в виду Христос. Он не имел в виду те слезы, которые ты проливал вчера, поругавшись с близкими. Думаю, ты и так это знаешь. Ведь большинство из нас плачет именно в такие моменты – когда мы сердимся. Но не о таких слезах говорил Господь. Он имел в виду смиренные слезы, которые человек проливает, будучи, к примеру, оклеветан. Ты плакал когда-нибудь по такому поводу? Не от злости, не от того, что задели твое «я» и вышло не по-твоему – нет. От того, что на тебя возвели напраслину. Плакал ты когда-нибудь из-за клеветы? Был такой святой, который плакал именно поэтому: св. Нектарий Эгинский. Сколько слез он пролил в своей комнатушке в Афинах, наслушавшись о себе всякого! Ведь св. Нектарий был живой человек, у него было не каменное, а настоящее, живое сердце. И конечно, он плакал. Оклеветанный, оговоренный – плакал и терпеливо ждал, когда справедливость восторжествует. И дождался. Когда же?

К сожалению, при жизни – лишь отчасти, но после кончины Господь полностью оправдал его: предстоятели Александрийской Церкви принесли покаяние за свое обхождение со святым. Столько лет он ждал этого, и наконец Господь оправдал его! А при жизни св. Нектарию пришлось испить чашу, полную страданий. Хорошее отношение он видел лишь со стороны простых верующих, которые всегда его любили. Но он терпел, и потому теперь его часто называют терпеливцем. Подожди и ты – увидишь, однажды твои слезы превратятся в драгоценные сияющие камни.

Что еще обещал Господь? «Кто последует за Мной, еще на земле увидит райское блаженство. Я войду в сердце человека, и Святая Троица посетит того, кто при жизни возлюбил Меня».

Читать еще:  Как выжить «правильному» школьнику в «неправильной» школе. Мнение эксперта Ирины Лукьяновой

– Где же все это? – спросишь ты. – Я не чувствую в себе Бога.

Да, но ждешь ли ты этого – с терпением и подвигами? Ждешь? Сколько? Здесь требуется много времени. Не дни, не месяцы, а годы, много лет. Дай в себе место Христу, пусть Он войдет в тебя. Только место для Него должно быть свободно всегда, постоянно, а не время от времени.

На Афоне есть такая традиция: новопостриженный монах получает в дар икону святой Ипомони, чье имя так и переводится – «терпение». Почему? Потому что монаху терпение необходимо. Вся его жизнь – одно большое терпение. Ведь жизнь эта монотонна и, на первый взгляд, однообразна: каждый день ранний подъем, затем утренняя служба, молитвенное правило, поклоны, четки, опять служба… Нет, все это прекрасно и, конечно, отнюдь не однообразно, но определенная монотонность здесь несомненно присутствует. Так вот, для того, чтобы жить такой жизнью, необходимо терпение. В чинопоследовании монашеского пострига так и говорится: «Стяжи терпение». Терпение, огромное терпение – необходимо.

Гнев, ненависть, злорадство

В формировании ярости в человеческом мозге активно участвуют миндалины, или миндалевидные тела (кстати, в них же располагаются центры, отвечающие за страх). Миндалевидные тела реагируют на сигналы угрозы, поступающие из внешнего мира, так что, по замыслу природы, злость нужна именно для этого — это эмоция-оружие. В отличие от страха, она мотивирует нас защищаться нападая, а из дилеммы «бей или беги» выбирать первый вариант.

У рассерженного человека в крови повышается уровень адреналина и норадреналина, учащается сердцебиение (поэтому иногда мы краснеем, когда злы), усиливается кровоснабжение мышц (чтобы можно было драться). Возможно, вы замечаете, что, если вас рассердили, всё тело напрягается. Меняется и мимика: у многих раздуваются крылья носа и напрягается верхняя губа — привет звериному оскалу.

В общем, злость — это защитно-оборонительная реакция. Способность сдерживать её проявления необходима нам для социальной адаптации. Укрощать всплески ярости в той или иной степени могут все животные, живущие группами — иначе они попросту не смогли бы существовать в коллективе. Но дальше всех в этой идее пошёл человек. Поскольку ярость — это проявление нашей «животной» натуры, она пугает, а её физические проявления могут быть разрушительными, наша культура постепенно наложила табу не только на проявление агрессии, но и на упоминание этой эмоции, и даже на само чувство во всех его разновидностях: гнев, ненависть, зависть, злорадство, желание мести. Так конструктивная идея не бросаться с кулаками на обидчика и не разносить мебель превратилась в токсичную мысль: считается, что даже испытывать злость плохо.

Такие идеи можно встретить в религиозных сообществах, среди людей, увлекающихся восточной философией, и просто в рабочих коллективах. Во многих семьях запрещено выражать гнев по отношению к родителям в любой, даже словесной форме. Иногда это транслируется прямо: «Нельзя злиться на маму!» Часто «уместность» гнева ранжируется в зависимости от иерархии в семье: например, детям злиться нельзя совсем, папе — немного можно, а мама может это делать, потому что она «очень устаёт» (или наоборот: маме можно только иногда, а папа свободно проявляет гнев).

Терпеть тебя могу. Как с помощью гнева мы прячемся от боли и почему это не помогает

Приблизительное время чтения: 13 мин.

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Недавно в рубрику пришло письмо с вопросом, как управлять гневом. На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко.

В наших отношениях с собственным гневом есть две опасные крайности. Первая — стремление все время подавлять в себе уже возникшую агрессию. Вторая — проявлять эту агрессию по любому поводу, как только в душе возникнет хотя бы легкое раздражение.

На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко

Оба этих подхода, несмотря на формальную противоположность, ведут к одному и тому же результату: практикующий их человек ежедневно и подолгу находится в состоянии гнева. Правда, в одном случае он выражен в поведении, в другом — скрыт от посторонних глаз. Но, увы, хрен если и слаще редьки, то совсем ненамного. Второй вариант в духовном и в психологическом смысле мало чем отличается в лучшую сторону от первого.

Со вспыльчивым человеком все более-менее понятно: разозлился из-за пустяка, резко ответил, повысил голос, наговорил неприятных вещей, обидел собеседника. При таком поведении нарушаются социальные связи, отношения портятся, круг общения резко сужается вплоть до полного одиночества.

Но и постоянно подавляемый гнев тоже может причинить немало бед как самому человеку, так и окружающим его людям. Дело в том, что возникший в душе гнев — очень сильная эмоция. На ее подавление психика тратит много сил. И если вспыхивающий гнев все время подавлять, то в какой-то момент эти силы обязательно закончатся, ведь они не бесконечны. Плюс к этому у подавленного гнева есть коварное свойство — он имеет способность накапливаться, суммируя раздражение от всех случаев, когда ему не дали выход наружу. Рано или поздно этот скопившийся гнев становится сильнее подавляющих его психических механизмов. Это можно сравнить с разрушением плотины, не выдержавшей напора резко поднявшейся в половодье воды. В результате сдержанный, воспитанный, законопослушный граж­данин вдруг ни с того ни с сего может обрушить свою ярость на неуклюжего попутчика в общественном транспорте, на нерасторопного кассира в магазине, на громко разговаривающих подростков.

Вспыльчивый человек постоянно скандалит, давая выход своему гневу.

Человек с подавленным гневом подобен бомбе с механизмом замедления, поставленным на неопределенный срок.

Впрочем, даже если этот подавленный гнев и не вырвался на свободу, ситуация все равно остаётся угрожающей. Заряд раздражения продолжает накапливаться, и бомба рано или поздно взорвется. Только в этом случае энергия «взрыва» пойдет уже не во внешнее пространство, а внутрь самого человека, ударив по его физическому здоровью.

Еще один весьма распространенный и совершенно неэффективный способ отношений с собственным гневом — перенаправление его на другой объект.

Тут можно рассмотреть целый набор различных вариантов.
Прежде всего это всем знакомое срывание злости на ближних. Например, когда гнев вызвало поведение грубияна-начальника, а достойно ответить на его хамство не хватило духу. В итоге этот придержанный на время гнев выплескивается, например, дома на ни в чем не повинных родственников или же на собственных подчиненных, если таковые имеются. Давать нравственную оценку такому способу «борьбы с гневом», наверное, нет нужды. Отводить возмущенную душу на любящих или зависимых от тебя людях, заведомо зная, что тебе все простят, дело некрасивое, но отнюдь не редкое, увы.

Однако есть и другие схемы разворота гнева, куда более неожиданные. Бывает и так, что гнев перенаправляется человеком с обидчика на… себя самого. Это тоже известное каждому состояние, в котором начинаешь внутренне ругать себя последними словами за нерешительность, слабоволие, глупость, трусость, неловкость и прочие «достойные» такой ругани качества. К слову говоря, похожему варианту гневливости более других бывают подвержены некоторые верующие люди, строго запрещающие себе злиться на других, но способные при этом испытывать сильную злость к себе и потихоньку привыкающие винить, укорять и оскорблять себя за реальные или вымышленные грехи.

К сожалению, даже у весьма щепетильных в вопросах нравственности людей не всегда получается увидеть принципиальное различие между способностью брать на себя ответственность за свои ошибки и болезненным желанием вот так «благочестиво» погневаться, ругая себя в душе на чем свет стоит. С точки зрения психологии такое отношение к себе весьма разрушительно и здоровья никак не прибавляет. А в духовном смыс­ле перенаправленная на себя гневливость ничем не отличается от гнева на ближнего.

Человеку от сотворения свойственно не гневаться на себя, а любить себя, это нормальное наше отношение к полученному Божьему дару — к своей душе, телу, к своим способностям и талантам. Святой пророк и царь псалмопевец Давид в восторге от созерцания собственной человеческой природы возносит хвалу Господу: Славлю Тебя, потому что я дивно устроен (Пс 138:14). А вот грех, который разрушает и убивает в нас этот дар, действительно следует ненавидеть. Именно на него следует гневаться, как это делали святые отцы и Сам Христос. Но при этом все равно продолжать любить себя, невзирая на все свои греховные немощи. Согласно заповеди, к ближнему нужно относиться как к самому себе, а значит, и себя тоже нужно любить, понуждать себя к этой любви, даже если видишь в себе некие греховные слабости и несовершенства. О таком понуждении и о недопустимости гнева на себя говорил преподобный Серафим Саровский: «Должно снисходить душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим других, но не обленяться, а побуждать себя к лучшему. Употребил ли пищи много, или что другое подобное, сродное слабости человеческой, сделал — не возмущайся этим и не прилагай ко вреду вред, но мужественно подвигни себя к исправлению, а между тем старайся сохранить мир душевный».

Вымещение гнева на замещающих объектах не снижает, а увеличивает вероятность агрессии по отношению к людям.

В фокусе перенаправленного гнева могут также оказаться животные. Наорать на кота или пнуть собаку, не ко времени подвернувшуюся под ноги, — это обычно тоже агрессия, которая изначально предназначалась отнюдь не домашним любимцам, а кому-то еще.
Но самый странный случай подобного рода — смещение гнева на неодушевленные объекты. Так, преподобный Кассиан Иоанн Римлянин, христианский подвижник, живший еще в IV веке, писал о себе: «Припоминаю, как, живя в пустыни, рассерживался я иногда на писчую трость, если не нравилась толстота или тонкость ее, — иногда на ножичек, если, когда режешь им, он, затупившись, не скоро резал, — иногда на кремень, если не скоро вылетала из него искра огня, когда спешишь к чтенью; и движение негодования при этом вторгалось иногда такое, что невольно вырывалось из уст проклятие на бездушную вещь». Современная жизнь также постоянно дает убедительные подтверждения тому, что стрелки гнева автоматически могут быть переведены с людей на неживые предметы. Футбольные болельщики в ярости крушат сиденья на стадионе. Рассерженный неприятным телефонным разговором мужчина с размаху швыряет об асфальт свой мобильник. В разгар семейного скандала женщина начинает бить посуду на кухне. Казалось бы, в известном смысле это даже полезно: ведь иначе разбитыми оказались бы уже не тарелки и телефоны, а чужие головы. Но, увы, прак­тика показывает, что перенаправление гнева на замещающие объекты не снижает, а напротив — увеличивает вероятность агрессивного поведения в отношении людей.

Читать еще:  ПУСТЬ РАСЦВЕТАЮТ ВСЕ "ЦВЕТОЧКИ"

Несколько десятилетий назад в Японии стали активно вводить в корпоративный обиход методы, позволяющие сбрасывать накопившуюся агрессию. В офисных зданиях устанавливали манекены, на которые можно было наклеить распечатанный на принтере портрет начальника и отдубасить такой получившийся муляж, не рискуя вылететь с работы. В магазинах стали продавать специальные блокнотики, единственное назначение которых было в том, чтобы рвать в клочья их листы, когда гнев подступает к горлу. Появились даже целые «терапевтические» комнаты с мебелью, которую за умеренную плату можно было разнести кувалдой вдребезги. Результат не заставил себя ждать. После введения этих мер резко вниз пошла статистика сердечно-сосудистых заболеваний у офисных работников. Казалось бы, идеальное средство для борьбы с гневом найдено. По всему миру психологи стали рекомендовать клиентам в качестве способа отреагирования эмоции гнева попинать кулаками подушку от дивана. Но вдруг после серьезных исследований выяснилось, что после избиения замещающих объектов уровень агрессии у разгневанного человека не уменьшается, а наоборот, становится еще более высоким. Кроме того, к чувству гнева после таких упражнений прибавляется еще и моторный навык — выражать его в ударе по «обидчику». После ряда печальных случаев, когда человек сбрасывал агрессию ударами по подушке, а потом шел, и точно так же бил ненавистного ему человека, эту практику в профессиональном сообществе психологов признали опасной и отказались от нее.

Так что же происходило с гневом во время подобных упражнений? Образно выражаясь, человек давал распрямиться сжатой внутри него пружине, разряжал ту самую «бомбу с механизмом замедления» и благодаря этому избегал психосоматических последствий подавленного гнева. Это давало реальный оздоровительный эффект, зафиксированный медицинской статистикой. Выпуск гнева наружу через агрессивные формы поведения действительно снимал внутренний конфликт в психике между гневом и сдерживающими его усилиями. Но оказалось также, что общий уровень гневливости человека при этом не снижается, а напротив — лишь подпитывается, увеличивая вероятность агрессивного поведения в будущем. Гнев, постоянно направляемый на замещающий объект, словно пламя костра, в который бросают все новые охапки хвороста, может перекинуться потом и на людей.

Так современная психология путем проб и ошибок пришла к правилу, которое сформулировал святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Не сердись на бездушные вещи и не ругай их, когда они не так, как нужно, складываются и бывают тебе помехой в деле. Привыкнешь сердиться на вещи — будешь сердиться и на людей, даже без причины, и от любви отпадешь, а любовь — сущность всего Закона Божия».

На вопрос «как же бороться с гневом правильно?» христианская аскетика и современная психология дают один и тот же парадоксальный ответ: чтобы победить свой гнев, нужно научиться переживать свою боль.

Казалось бы, что общего между гневом и болью? Однако связь между ними есть, причем самая непосредственная. Дело в том, что гнев — это не осознанное чувство, а всего лишь эмоциональная реакция на угрозу нашей безопасности. Первоначально гнев был вложен Богом в естество человека как средство защиты от дьявола и от греховных мыслей. Именно против них человек был призван употребить этот духовный меч — гнев. Других врагов у человека до грехопадения не было. Но вместо гнева предложение сатаны попробовать запретный плод вызвало у первых людей интерес и сочувствие. Дальнейшие события известны всем, кто читал Библию. Гнев как духовное оружие остался при человеке и после его отпадения от Бога. Но теперь люди вовсю используют этот меч уже друг против друга, выхватывая его как только им покажется, что их безопасности кто-то угрожает. А сигнализирует о такой угрозе как раз душевная боль от чужих действий, слов или даже одних наших предположений о чужих недружелюбных намерениях. И не важно, подлинная это угроза или мнимая. В любом случае эмоциональная боль от нее кажется человеку настолько непереносимой, что он стремится как можно быстрее отсечь ее от себя. И тогда в воздухе сверкает меч гнева.

К слову говоря, в случае с физической болью часто происходит нечто подобное. Например, ставшая уже хрестоматийной ситуация, когда человек забивая гвоздь, случайно бьет себе молотком по пальцу. Что он при этом чувствует? Правильно. Сначала — боль, потом — сильную злость. Ну а уж какие слова он в этом состоянии может говорить, лучше не цитировать. Однако конечный результат известен всем, кто хоть раз вместо шляпки гвоздя попадал себе по ногтю: попрыгал на одной ноге, поругался, порычал, поскалил зубы — и вроде как уже полегче стало.

С точки зрения психологии гнев — один из способов прерывания эмоциональной боли. У нее может быть тысяча различных причин, но суть ее взаимосвязи с гневом от этого никак не меняется.

Путь к победе над гневом начинается с умения останавливать его на стадии зарождения.

Гнев может вспыхнуть очень быстро, но, если попытаться изложить его развитие по этапам, получится следующая картина:

1) нечто воспринимается нами как угроза,
2) угроза вызывает эмоциональную боль,
3) возникает страх, что эта боль окажется непереносимой,
4) из страха, что эта боль нас разрушит, мы прерываем ее гневом.

И лишь потом этот, уже возникший, гнев мы можем выпускать наружу, перенаправлять на замещающие объекты, подавлять волевым усилием, разворачивать на себя или же делать с ним что-либо еще. Но, поскольку вспыхнувший гнев — очень сильная эмоция, любые способы борьбы с ним требуют большого количества энергии и зачастую дают весьма сомнительный результат. Поэтому самый эффективный путь к победе над гневом — останавливать его еще на стадии возникновения.

Можно учиться замечать в конфликт­ных ситуациях свою эмоциональную боль и не бояться идти в нее, пробовать пожить с ней, почувствовать ее, не прерывая эту боль гневом. И если человек решится на это, тогда происходит маленькое чудо: вдруг оказывается, что с этой болью можно жить, что ты вполне способен справляться с ней и без всякого гнева. Да, какое-то время душа поболит. Но даже единичный опыт победы над этой болью впоследствии станет мощным ресурсом для борьбы с собственной гневливостью. Об этом способе обуздания гнева через терпение эмоционального страдания еще в IV веке писал святитель Василий Великий: «…Слова его (обидчика) да будут для тебя упражнением в любомудрии. Если они не трогают тебя, это значит, что ты неуязвим. А если и страждет несколько душа, удержи прискорбное внутри себя. Ибо сказано: во мне смятеся сердце мое (Пс 142:4), то есть страсть не выказалась наружу, но усмирилась, подобно волне, разбившейся о берег».

Вот это самое «удержи прискорбное внутри себя» и есть начало, на котором полагается христианская добродетель терпения. Проживать свою боль, не прятаться от нее за гнев и ярость, а напротив, сделать ее частью своей жизни, и уже переработанную и побежденную ввести в свой эмоциональный опыт — лишь таким путем можно выйти из плена собственной гневливости к свободе добродетельной жизни во Христе.

Читайте также ответ протоиерея Игоря Фомина, настоятеля храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО Не бьет — значит, любит

Фото Татьяны Матаевой, Екатерины Климовой и Риты Шилей

Если мы обидели кого-то

Фото: Ortd-druzhba.ru
Для верующего человека такое неприемлемо, поэтому старец Лев призывал как можно быстрее помириться с человеком, который претерпел обиду. Он отмечал, что лучше признаться, что виноват, чем стать жертвой продолжительной тяжбы.

Конечно, это непросто сделать, если гнев небезоснователен. В таком случае человек в состоянии разгневаться даже на самого близкого человека, если тот допустил недостойный поступок. Однако сдерживать гнев требуется даже в этой ситуации, так как зло никогда не искореняется и не исправляется ответным злом. Победить его в силах только любовь.

Старец Лев прямо писал чаду, разгневанному на своего брата, что нельзя мириться с таким поступком. Ярость, обращенная на другого человека, исполняет нас самих страстью. Поэтому требуется смирение, осознание своего ничтожества и немощи.

Напишите записку

Если накопились эмоции, психологи советуют написать обидчику письмо и не отправлять его. Это, безусловно, можно сделать уже после занятия. Если же гнев душит прямо сейчас, возьмите в руки стикер или листок для заметок и напишите всё, что думаете о ситуации, студенте, его способностях… Если дело не в человеке, можно просто написать «как же достало. ». Не фильтруйте язык, не осуждайте себя за чересчур резкие или даже несправедливые фразы. Просто разрешите себе прожить эмоцию на бумаге. Потом вы выкинете листок, не читая.

А еще можно нарисовать карикатуру на обидчика, не стесняясь добавлять несимпатичные или комические детали.

Раздражительность: необходимый выход эмоций или опасность для здоровья?

Раздражительность, или, как часто говорят в быту, нервозность — это повышенная эмоциональная реакция на внешние стимулы, которые по силе воздействия обычно совсем не соответствуют производимому эффекту. Проще говоря, человек выходит из себя из-за каждого пустяка.

Такое состояние иногда объясняют дурным характером. На самом деле сильная раздражительность как особенность личности, по мнению психиатров, встречается редко — всего у 0,1% людей [1] . Так что если ваши близкие или вы сами страдаете от постоянной нервозности, нужно искать причину этого состояния. Факторы, провоцирующие приступы раздражительности, бывают соматическими и психологическими, рассмотрим их подробнее.

Церебральные нарушения

Повышенная нервозность и раздражительность могут быть следствиями недостаточного кровоснабжения головного мозга — в результате, например, атеросклероза или гипертонии. В этом случае они сочетаются с другими эмоционально-психическими и соматическими нарушениями. У больных атеросклерозом ухудшается память (особенно на недавние события), ослабевает концентрация внимания, снижается интеллектуальная активность. При гипертонии ведущий симптом — стойкое повышение давления, нередки головные боли. На этом фоне возникают тревожные расстройства и состояние нервозности.

Читать еще:  Как моя дочь нашла папу своего друга

Встречаются и другие виды энцефалопатии (поражений головного мозга): почечная, печеночная, диабетическая, токсическая, посттравматическая. Во всех этих случаях в основе лежит тяжелая болезнь, отравление или травма, и, конечно, раздражительность оказывается не единственным проявлением указанных выше состояний.

Эндокринные заболевания

Нарушения гормонального равновесия часто влияют на эмоциональную сферу. Если вас беспокоит излишняя нервозность, не помешает обследовать щитовидную железу. Сопутствующий некоторым ее заболеваниям избыток тиреоидных гормонов — тиреотоксикоз — сопровождается постоянной раздражительностью, утомляемостью, бессонницей, потерей веса при повышенном аппетите, тремором, тахикардией, нарушениями стула.

Климакс

Наступлению менопаузы нередко сопутствует целый комплекс разнообразных симптомов, и чувство раздражительности присутствует среди них почти всегда. Из других нарушений со стороны психики и нервной системы женщины в этот период отмечают слезливость, нестабильность настроения, утомляемость, ухудшение памяти и внимания, расстройства сна. Если эти признаки наблюдаются в комплексе с приливами, избыточным потоотделением, головными болями, значит, скорее всего, имеет место патологический климакс.

Все неприятные проявления проходят сами собой в течение нескольких лет после полного прекращения менструаций. Для облегчения состояния, в том числе уменьшения раздражительности во время климакса, стоит обратиться к гинекологу-эндокринологу, чтобы он назначил корректирующую терапию.

Заболевания и расстройства психики

Сильная нервозность и раздражительность возникают на фоне таких распространенных психических нарушений, как невроз, депрессия, тревожное расстройство. Иногда они развиваются вследствие перенесенной психотравмы. Раздражительность при расстройствах психики часто сочетается с бессонницей, подавленным или, наоборот, беспричинно приподнятым настроением, страхом, навязчивыми мыслями.

Иногда за повышенной нервозностью скрывается серьезное психическое заболевание, например шизофрения. К раздражительности склонны люди, страдающие алкоголизмом, наркоманией и другими видами зависимости.

Точно определить наличие психического заболевания или расстройства сможет только врач (психиатр, психотерапевт). Симптомы часто выражены слабо, и с первого взгляда трудно понять, что человек действительно болен. Чтобы поставить точный диагноз, необходимо провести тщательное обследование.

Нервное истощение

Данное состояние иногда рассматривают как разновидность психического расстройства, но мы решили говорить о нем отдельно, потому что это, пожалуй, самая распространенная причина раздражительности. При современном образе жизни от истощения нервной системы страдают очень многие — от школьников и студентов до офисных работников и домохозяек. К неврастении ведет чрезмерное умственное и психическое напряжение, которое, в свою очередь, возникает из-за загруженности работой и учебой, постоянной нехватки времени, обилия информации, завышенных требований к себе, негативных переживаний и других особенностей жизни обитателей современной городов.

Нельзя не сказать в этом отношении и о привычке подавлять эмоции. Общество требует от успешного человека быть сильным, уравновешенным, стрессоустойчивым. Стараясь вписаться в этот навязанный образ, боясь показаться слабыми, многие люди (особенно это характерно для мужчин, занимающих высокие должности и вообще связанных с повышенной ответственностью) сдерживают эмоции, не позволяют себе их проявлять. Нервное напряжение, не получающее выхода, неуклонно накапливается и рано или поздно достигает критической массы. Результат — неврастения, которая в лучшем случае ведет к постоянной раздражительности и нервозности, а в худшем — к инсульту или инфаркту.

Как определить, что у вас нервное истощение? Заподозрить это состояние позволит комплекс признаков. Если вы много работаете и мало отдыхаете, часто испытываете стрессы и на этом фоне стали ощущать раздражительность, хроническую усталость, апатию, трудности с концентрацией внимания — вполне вероятно, что ваша нервная система истощена. Часто при неврастении случаются психосоматические расстройства: нестабильность давления и сердечного ритма, нарушения пищеварения, необычные ощущения на коже.

Проявления нервного состояния

Итак, нервозность — это не черта характера и не следствие дурного воспитания, а патологическое состояние, которое требует коррекции. При этом немотивированные вспышки гнева — обычно не единственное проявление. Нервозному состоянию часто сопутствуют и другие признаки:

  • Бессонница. Тревожные мысли не дают заснуть или заставляют просыпаться среди ночи. Сон поверхностный, не приносит ощущение отдыха, после пробуждения человек чувствует себя усталым и разбитым, будто вовсе не спал. Дневная сонливость мешает работать и заниматься привычными делами.
  • Непреходящее чувство физического утомления. Это неизбежное следствие избыточного нервного напряжения и недостатка сна. Из-за хронической усталости снижается работоспособность, становится трудно выполнять привычные дела.
  • Головные боли. Они усиливаются при физическом или психическом напряжении.
  • Тревожность, мнительность и беспокойство. Страдающего нервозностью преследуют беспричинные страхи, навязчивые неприятные мысли, нередко он «находит» у себя симптомы опасных заболеваний. Мелкие бытовые неурядицы в таком состоянии воспринимаются как катастрофа.

У людей, склонных к повышенному самоконтролю, иногда наблюдается противоположная картина: внешне они спокойны, а внутри кипят раздражение и гнев. О том, как вредно подавление эмоций, мы уже говорили.

Как избавляться от раздражительности и нервозности

Прежде чем думать о том, как бороться с раздражительностью, нужно понять, почему возникло это состояние. Чтобы установить причину, проводится диагностика. Для первичной консультации можно обратиться к неврологу или психотерапевту. Набор исследований зависит от жалоб, анамнеза, сопутствующих симптомов. Врач может назначить общие анализы крови и мочи, электрокардиографию и другие диагностические процедуры, чтобы выявить или исключить соматическую патологию.

Лечение будет направлено главным образом на устранение или облегчение основного заболевания. Но существуют специальные методы и для снижения раздражительности.

Психотерапия

Различные психотерапевтические методики позволяют проработать причины нервозного состояния, овладеть навыками контроля эмоций. Люди, привыкшие сдерживать раздражение и гнев, учатся направлять их в позитивное русло. Программу избавления от нервозности психотерапевт разрабатывает индивидуально, учитывая особенности личности и образ жизни пациента. Могут быть применены такие методики, как:

  • поведенческая психотерапия, в ходе которой пациент учится правильно реагировать на травмирующие ситуации, эффективно справляться с раздражителями в повседневной жизни, получать больше позитивных эмоций;
  • когнитивная психотерапия, направленная на осознание и проработку внутренних причин раздражительности;
  • гипноз.

Фармакотерапия

Медикаментозное лечение при нервозности зависит от ее причины. Например, если раздражительность возникла вследствие гипертиреоза, терапия должна быть направлена на нормализацию функции щитовидной железы, и лечение в этом случае проводит эндокринолог. Если причина — депрессия, назначением медикаментов занимается психотерапевт. В таких случаях прописывают антидепрессанты.

Но есть и симптоматические средства, прием которых позволяет справиться с раздражительностью независимо от ее причины. Минимум побочных эффектов имеют успокаивающие (седативные) препараты на растительной основе, отпускаемые без рецепта. Их действие направлено на снижение возбудимости нервной системы, ослабление реакции на раздражители. Многие седативные препараты помогают нормализовать сон.

В тяжелых случаях при нервозности назначают сильнодействующие лекарства — транквилизаторы и нейролептики. У этих средств много побочных эффектов, в том числе привыкание, и без доказанной крайней необходимости применять их нельзя.

Коррекция образа жизни

Когда пациенты спрашивают, как избавиться от раздражительности и нервозности, врачи первым делом советуют изменить образ жизни. Прежде всего необходимо устранить факторы, приводящие к нервному истощению:

  • по возможности наладить режим труда и отдыха;
  • отказаться от вредных привычек;
  • нормализовать сон (стараться ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, не смотреть на ночь тревожные новости и передачи, ужинать не позднее чем за три часа до сна).

Общие рекомендации по здоровому образу жизни актуальны и в борьбе с повышенной раздражительностью. Старайтесь придерживаться правильного питания, займитесь спортом, чаще бывайте на природе и свежем воздухе. Чтобы компенсировать недостаток полезных веществ в рационе, можно принимать витаминно-минеральные комплексы.

Люди, страдающие от повышенной раздражительности, нередко слышат такие советы, как «будь терпимее», «избегай конфликтов», «измени отношение к ситуации». Однако не все так просто. Подобные «рекомендации» более или менее актуальны, только если нервозность является следствием стрессов, а не какого-либо заболевания. При этом не стоит недооценивать и серьезность психоэмоционального перенапряжения: оно может перейти в хроническую форму и уже само спровоцировать сбои в работе органов и систем. В любом случае раздражительность — тревожный сигнал. Поэтому не пренебрегайте консультацией специалиста: он сможет выяснить причину такого состояния и исходя из нее подобрать корректные методы лечения.

Безрецептурный препарат для снятия проявлений нервозности

Для быстрого купирования симптомов раздражительности можно порекомендовать доступный российский препарат «Корвалол Фито». В отличие от классического «Корвалола» «Корвалол Фито» от компании «Фармстандарт» не содержит фенобарбитал — вещество, способное вызывать привыкание и приравненное к наркотикам в ряде стран. Препарат содержит растительные компоненты, успокаивающее действие которых проявляется по отдельности и в комплексе.

Этилбромизовалерианат в составе «Корвалол Фито» способствует снижению возбудимости и усилению процессов торможения в центральной нервной системе, за счет чего и достигается седативный эффект. Также препарат способен нормализовать тонус сосудов. Настойка травы пустырника успокаивает, уменьшает частоту сердечных сокращений, оказывает легкое гипотензивное действие. Масло мяты перечной снимает спазмы, способствует расширению сосудов. Благодаря комплексу из этих трех компонентов «Корвалол Фито» позволяет снять раздражительность, ослабить вегетативные симптомы стресса, нормализовать сон.

Препарат «Корвалол Фито» выпускается в двух лекарственных формах — в виде таблеток и капель.

* Номер регистрационного удостоверения седативного средства «Корвалол Фито» (форма выпуска — капли для приема внутрь) в Государственном реестре лекарственных средств — ЛП-004488 от 10 октября 2017 года.

** Номер регистрационного удостоверения седативного средства «Корвалол Фито» (форма выпуска — таблетки) в Государственном реестре лекарственных средств — ЛП-003969 от 18 ноября 2016 года.

Стресс может привести к развитию соматических заболеваний и психологических расстройств, в частности к нервным срывам и депрессии.

Современный ритм жизни и ежедневные стрессы могут стать причиной тревожности и раздражительности.

Лекарственная терапия может помочь организму адаптироваться к стрессовой ситуации при невозможности устранить фактор, вызывающий стресс.

Стресс — естественная реакция организма. Дезадаптация к новым условиям может привести к хроническому стрессу и значительному ухудшению качества жизни.

Прийти в себя после стрессовой ситуации может помочь прием успокоительного средства.

«Корвалол Фито» может применяться в составе комплексной терапии для устранения симптомов стресса.

  • 1 https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1398158

Амелёхин Леонид Александрович Ответственный редактор

В до­маш­них усло­ви­ях че­ло­век, стра­да­ю­щий от нер­воз­нос­ти, мо­жет осво­ить при­емы ре­лак­са­ции, ды­ха­тель­ные уп­раж­не­ния, ме­ди­та­тив­ные тех­ни­ки, аутот­ре­нинг. Ре­ко­мен­ду­ет­ся вес­ти днев­ник, где сле­ду­ет фик­си­ро­вать вспыш­ки раз­дра­же­ния и при­чи­ны, по­влек­шие их. Это по­мо­жет раз­вить на­вы­ки са­мо­кон­тро­ля и на­учить­ся спо­кой­но ре­а­ги­ро­вать на стрес­со­вые си­ту­а­ции. Еще один хо­ро­ший спо­соб вы­плес­нуть раз­дра­же­ние и гнев без вре­да для окру­жа­ю­щих — за­нять­ся спор­том.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector