0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уж замуж невтерпеж, или А зачем жениться-то

Уж замуж невтерпеж, или А зачем жениться-то?

Приблизительное время чтения: 10 мин.

Грамматика — наука строгая, чтобы не сказать занудная (сама лингвист, имею право). Однако школьный курс русского языка был обречен на проблеск юмора; это когда проходили единственные три наречия, кончающиеся на -ж и вынесенные в заголовок. Конечно, в учебнике они пишутся через запятую, и, конечно же, никто кроме неисправимых отличников не читал их иначе как цельную фразу, что и вызывало вспышку несанкционированного веселья к раздражению учительницы (особенно, если сама незамужняя) и к смущению отвечающей урок ученицы (сказать такое перед всем классом — это ж надо!).

Думаю, однако, что сейчас положение в корне меняется. Не знаю, заучиваются ли в школе правила грамматики. Боюсь, что нет, потому что читала статью популярного педагога о том, что-де мол зачем правила учить, когда компьютеры есть. Но даже если и заучиваются, для нового поколения проблема замужества, кажется, представляется снятой. По Гегелю.

Уж замуж невтерпеж
или а зачем жениться-то?

Г рамматика — наука строгая, чтобы не сказать занудная (сама лингвист, имею право). Однако школьный курс русского языка был обречен на проблеск юмора: это когда проходили единственные три наречия, кончающиеся на -ж и вынесенные в заголовок. Конечно, в учебнике они пишутся через запятую, и, конечно же, никто, кроме неисправимых отличников, не читал их иначе как цельную фразу, что и вызывало вспышку несанкционированного веселья к раздражению учительницы (ообенно если сама незамужняя) и к смущению отвечающей урок ученицы (сказать такое перед всем класом — это ж надо!)

Думаю, однако, что сейчас положение в корне меняется. Не знаю, заучиваются ли в школе правила грамматики. Боюсь, что нет, потому что читала статью популярного педагога о том, что-де мол зачем правила учить, когда компьютеры есть. Но даже если и заучиваются, для нового поколения проблема замужества, кажется, представляется снятой. По Гегелю.

«Выдь замуж, голубушка!»

Факт налицо: девушки не хотят выходить замуж. Происходит некоторое, если можно так выразиться, дежа-вю с обратным знаком. Некогда просторы Европы и Азии оглашал (на разных языках) девичий вопль: «Женись, голубчик!» Из-за игнорирования этого вопля утопилась карамзинская бедная Лиза, судьбу которой тысячи людей оплакивали десятки лет. Пушкинская Русалка тоже утопилась, но, судя по тексту неоконченной поэмы, коварный изменник получил-таки в конце свое суровое воздаяние. А сейчас я знаю не один случай, когда несчастный молодой человек умоляет: «Ну, выдь за меня замуж!» — и слышит хладнокровное: «Так — пожалуйста, а регистрироваться не хочу». Прямо не девушки, а какие-то черные гусары.

Почему это так — об этом можно говорить долго и проникновенно, однако ограничимся тем, что наряду с универсальной причиной — утратой христианских основ жизни — укажем еще только одну, безусловно, с ней связанную, но гораздо реже упоминающуюся: влияние матерей, жертв победившего, развивающегося, совсем-совсем развитого, зрелого и, в конечном итоге, перезревшего социализма, искалечивших свою жизнь и другой возможности просто не желающих видеть. Мне в свое время пришлось чуть ли не зубами отрывать высокоинтеллигентную и верующую женщину от зятя, которого она стремилась стереть с лица земли, утверждая, что дочери он уже не нужен: замужем побывала, штамп в паспорте есть, ребенок есть, так зачем еще такая обуза, как муж (кстати, очень порядочный, очень образованный и хорошо зарабатывающий)? Замечу кстати, хотя это к данной теме вроде бы отношения не имеет, что в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» значится, что если муж принуждает жену к аборту, то она имеет право с ним развестись. Про мамаш там ничего не сказано, а их подзуживание встречается гораздо чаще.

Но значительно интереснее попытаться ответить на вопрос: а зачем, в самом деле, замуж-то выходить?

Контраргументы и их разоблачение (по Булгакову)

Широко распространено мнение, что муж — это бремя, рабство, множество дополнительной работы. Первое место в примерах занимают варка супа и стирка носков. Однако суп — чрезвычайно полезная и недорогая еда, так что варить его всегда невредно, а стирка в стиральной машине хоть чего — не проблема. Так что это, как говорил один из булгаковских персонажей, случай так называемого вранья. На самом деле дело не в этом, а просто лень любить. Ибо для любящей не только супы и носки, но и гораздо более сложные «испытания» превращаются в ничто и даже некоторым образом в дополнительное развлечение, в одну из маленьких радостей семейной жизни. А леность начинает действовать уже на дальних подступах к браку, и девушка, не умеющая любить и от лености вовсе не желающая этому учиться, либо вовсе не в состоянии найти свою родную половину, либо по лености соглашается на совершенно негожий вариант. При наличии ума и прилежания его, правда, тоже можно было бы сделать сносным, да лень.

Главный порок классического романа состоит в том, что он, как правило, кончается свадьбой. Между тем именно после свадьбы и начинается самое интересное — нормальная человеческая жизнь, которая строится отнюдь не по рекламным клипам. Да, семью нужно создавать, и это великий труд, но труд благодатный, и плод его — развитие личности. Именно так, а байки про то, что семья-де мешает личному развитию — это опять-таки вранье. Семья «мешает» лености, безответственности, капризам, бессмысленному сиюминутному существованию. А личность женщины в семье расцветает, что для семейной жизни является первейшим из необходимых условий.

Жена как феномен

Поскольку я все-таки лингвист, приведу небезынтересную аналогию. В грамматике считается, что глава предложения — подлежащее, по нему все строится, но квинтэссенция смысла — в сказуемом. Так вот, глава семьи — безусловно, муж, без него семьи нет (термин «неполная семья» создан не от хорошей жизни и чем-то напоминает всадника без головы и иные столь же жизнеспособные конструкции). Но сердце семьи — жена.

В осетинском фольклоре есть такая сказка. Молодежь пустилась в дискуссию о том, кто важнее в семье, и до того разгорячилась, что решено было поставить эксперимент: самая умная девушка в селе вышла замуж за самого глупого парня, а самый умный из молодых людей женился на самой глупой девице. Умная жена при всем своем уважении к мужу потихоньку-полегоньку, «по-умному», помогала ему принимать умные решения, и со временем он стал уважаемым членом общества. А глупая жена так разрушающе влияла на мужа, что он стремительно поглупел и превратился в полное ничтожество. И когда молодые жены отчаянно жалуются на то, что муж негодящий попался, я, во-первых, думаю, куда она раньше-то смотрела, а во-вторых — вспоминаю эту сказку.

Сказка — вещь мудрая, но все же она не более чем сказка. А вот один архиерей (очевидно, не менее мудрый) говорил, что когда к нему приходит кандидат на рукоположение со своей женой, то он больше смотрит на будущую матушку: «Если она — на пятерку, а муж — на тройку, то я рукополагаю, а если он — на пятерку, а она — на тройку или еще хуже, то нет». И так, без специальных деклараций, поступают многие архиереи.

А что значит — «на пятерку»? В воспоминаниях одного почтенного батюшки говорится, что когда он собирался искать себе жену, его духовник сказал: «Нужно, чтоб или христианка была как кремень, или чтоб семья из нее так и перла». Заметим, что твердость в вере здесь на первом месте: имеется в виду, что настоящая христианка по вере своей сумеет стать хорошей женой. Троекратное «увы» церковным активисткам, которые якобы по благочестию пренебрегают семьей.

Дальнейшие контраргументы

Почему-то распространено мнение о том, что если женщина — не летчик, не капитан дальнего плавания, не банкир или, на худой конец, не инженер-строитель, то жизнь ее прожита впустую. Короче говоря, если женщина — не мужчина, то она вроде бы и не человек. Смешно то, что эту идею горячо поддерживают феминистки, которым вроде бы больше к лицу утверждать самостоятельную ценность женщины как таковой. Ан нет, не получается, и очевидно, что из-за того, что основная идея выбрана не из лучших.

Еще у сторонниц безбрачия в моде наука (все равно какая) и творчество, ради которых стоит якобы отказаться от семьи. И здесь вранье: существует множество женщин-ученых, художниц, писательниц, живущих полноценной семейной жизнью. И сотни тысяч вечных лаборанток, мелких чиновниц, служащих и т. д., ненавидящих свою работу и лишенных утешения в виде домашнего уюта и семейного тепла. А что получится из юной противницы брака, кассирша или топ-менеджер, еще неизвестно, но известно, что статистически преобладают кассирши.

Между тем женщина есть женщина, со всеми своими свойствами и качествами. Нужно только понять, что свойства эти — не только физиологические, но и душевные и даже (страшно сказать!) духовные. Именно они и должны развиваться и достигать своего максимума, и происходит это в семье.

Не будем сейчас говорить о, так сказать, высоком безбрачии, о монашестве, потому что это — дар особый. Недаром была высказана святоотеческая мысль о том, что постриг — для тех, кто имеет любовь совершенную, а для тех, кто не имеет, существует семья как школа любви. Между тем женские монастыри сейчас стонут навзрыд от набегающих «послушниц», явившихся со смутными и возвышенными целями — и, к счастью, столь же стремительно убегающих. К счастью для монастыря, — но у них-то самих жизненная травма. Однако в основном девушки, отказывающиеся от брака, о монашестве и не помышляют, а желают жить по своей воле, по своему произволу, ни с кем не считаясь. И это — главная причина формирования класса амазонок.

Читать еще:  «Сейчас начинаются самые трудные дни» — 10 советов психолога, как пережить карантин в семье

Дары в супружестве

А ведь женщины наделены свыше прекрасными дарами. Женщина способна быть хорошей женой, любящей и любимой, невзирая на возраст и изменения внешности. Противно смотреть на цветущих рекламных супругов, вместе обожающих дрянной маргарин, сомнительный молокопродукт или моющее средство, но нет более дивного зрелища, чем супруги, вместе прожившие долгую жизнь и вместе состарившиеся. На их лицах — покой души, основанный на внутреннем мире и глубочайшем, выверенном десятилетиями взаимопонимании. Им хорошо, им очень хорошо. Их жизнь полна любви, и их миновало тяжкое проклятие старости — одиночество.

Конечно, можно возразить, что никто не мешает свободной женщине свободно родить ребенка, а то и не одного. Но уже можно наблюдать старость таких матерей, и она незавидна, потому что дети не прощают неполноты своего детства — если она произошла по воле матери; при этом, если женщина овдовела или муж ее недостойно бросил, дети это понимают. А кроме того, понимают — и видят, и ощущают, как гордая своей самостоятельностью мать с годами не мягчает, а черствеет, не мудреет, а становится агрессивной, ограниченной женщиной, на глазах обрекающей себя на одиночество. Да и сами эти дети, лишенные полагающейся ребенку доли семейного тепла, растут нельзя сказать чтобы очень душевными людьми.

Так почему бы свободной и деятельной женщине не заработать кучу денег (чаще всего мешает отсутствие необходимых способностей, но кто ж об этом думает) и на эти деньги обеспечить себе комфорт в старости? Но вот вам пример: Коко Шанель, красавица, умница, талант, величайшая из великих кутюрье, перевернувшая моду и создавшая стиль на десятилетия. Живет в сверхроскошных апартаментах сверхроскошного отеля. Умирает в полном одиночестве, как бесприютная бродяжка в чистом поле: не любила, чтобы ее беспокоили, вот никто и не заглядывал. А что было на душе у этой одинокой старухи, отвернувшейся от всех людей и от всего человеческого — можно только догадываться. Страшно.

Да разве только в старости дело? Юные о ней и не думают вовсе. Но «состоявшееся» супружество и в более молодые годы обладает удивительными свойствами, которые так просто не опишешь.

. Много лет назад Москве повезло: приехали на несколько дней две легенды — величайший режиссер Федерико Феллини и его жена, удивительная актриса Джульетта Мазина. Был на скорую руку устроен прием, на который набилось человек двести: режиссеры, актеры, композиторы. И каждому хотелось что-то сказать и что-то услышать. И вот, в одном конце большого зала буквально рвут на части Феллини, в другом — Мазину. Для собравшихся это было великим счастьем, уникальным, неповторимым событием. А для «гостей» — величайшим напряжением. И замечено было, что они совершенно синхронно оборачиваются, обмениваются быстрым взглядом — и снова отдают себя на растерзание. Это и есть брак: они в одну и ту же секунду чувствовали необходимость поддержки — и получали ее, лишь взглянув друг на друга.

Я очень люблю наблюдать, как идут супруги. Ведь вот и не в обнимку, и не под ручку, и подчас даже не рядом — а видно, что они едины. Удивительные слова Писания про единую плоть (см. Быт 2:24; Мф 19:5–6; Мк 10:7–8, 1 Кор 6:16; Еф 5:31), как следует из контекстов, относятся отнюдь не только к физическому соединению супругов, но к образованию некоего таинственного и таинственного единства, способного совершенно преобразить отношения между личностью и миром, сделать их как бы цветными и многомерными; точнее, это жизнь одиноких представляется черно-белой и плоской при сравнении. Никакая дружба, пусть самая крепкая и верная, и тем более никакой «роман», сколь угодно головокружительный, не дают того душевного взаимопонимания и взаимопроникновения, которое вырастает в браке и длится десятилетиями — и движется «по возрастающей».

Тайна христианского брака

На это на все могут сказать: ну, допустим, брак создает уникальные отношения, но ведь люди смертны, и далеко не всем удается «умереть в один день», как живописал супружеское счастье романтический Александр Грин. И что тогда — темный ужас одиночества, еще более страшного, поскольку произошла утрата? — Да в том-то и дело, что вовсе нет. Для христианского брака нет вечной разлуки, а есть вечная жизнь, хотя и в таких формах, о которых мы знать не можем. Но когда я в «Альфе и Омеге» печатала воспоминания двух супругов (кстати, идеально дополняющие друг друга), один из которых к тому времени скончался, я в послесловии написала, что язык не поворачивается назвать ту, которая еще в земной жизни, вдовой. И она позвонила мне, поблагодарила и сказала, что это чистая правда, что она себя вдовой и не чувствует.

Вот это все и есть то, ради чего очень даже стоит вступать в брак. А то, что обычно называют семейными радостями, — это лишь внешнее выражение удивительной тайны супружества, но и оно полно красоты и величия и дивно в очах Божиих и человеческих.

Контраргументы и их разоблачение (по Булгакову)

Широко распространено мнение, что муж – это бремя, рабство, множество дополнительной работы. Первое место в примерах занимают варка супа и стирка носков. Однако суп – чрезвычайно полезная и недорогая еда, так что варить его всегда невредно, а стирка в стиральной машине хоть чего – не проблема. Так что это, как говорил один из булгаковских персонажей, случай так называемого вранья. На самом деле дело не в этом, а просто лень любить. Ибо для любящей не только супы и носки, но и гораздо более сложные «испытания» превращаются в ничто и даже некоторым образом в дополнительное развлечение, в одну из маленьких радостей семейной жизни. А леность начинает действовать уже на дальних подступах к браку, и девушка, не умеющая любить и от лености вовсе не желающая этому учиться, либо вовсе не в состоянии найти свою родную половину, либо по лености соглашается на совершенно негожий вариант. При наличии ума и прилежания его, правда, тоже можно было бы сделать сносным, да лень.

Главный порок классического романа состоит в том, что он, как правило, кончается свадьбой. Между тем именно после свадьбы и начинается самое интересное – нормальная человеческая жизнь, которая строится отнюдь не по рекламным клипам. Да, семью нужно создавать, и это великий труд, но труд благодатный, и плод его – развитие личности. Именно так, а байки про то, что семья-де мешает личному развитию – это опять-таки вранье. Семья «мешает» лености, безответственности, капризам, бессмысленному сиюминутному существованию. А личность женщины в семье расцветает, что для семейной жизни является первейшим из необходимых условий.

Уж замуж невтерпёж! А почему?

Всем доброго времени суток!

Сегодня поговорим об одной страсти наших женщин. Страсти, которая появляется у большинства из них чуть ли не с самого детства. Которая занимает их умы во время их молодости. Если она не удовлетворяется после определённого возраста, то частенько перерастает в маниакальное стремление.

Вы совершенно правильно догадались, читатель: речь пойдёт о желании большинства женщин выйти замуж. Почему же наши дорогие дамы так стремятся связать себя узами брака? Тому есть несколько причин, которые и рассмотрим в этой статье. Поехали!

Причина первая. Пережитки патриархата.

Несмотря на утверждения феминисток о том, что мы живём в патриархальном строе, это не так. Патриархат давно ушёл в прошлое. Сейчас мы все фактически живём при неявном матриархате, который причудливым образом сплёлся с остатками патриархальной культуры. В частности это можно заметить в том, как мамы и бабушки готовят дочек и внучек к будущему браку. Они им явно и неявно намекают о замужестве, красивой свадьбе, любящем муже и семейном счастье. Но откуда это всё пошл о ?

А пошл о это как раз из тех патриархальных времён, когда дочь в доме считалась лишним ртом, и её пытались пристроить замуж как можно скорее. Но чтобы выросшая дочь не считала, что её родственники хотят её куда-нибудь пристроить, её с детства готовили к замужеству. Иначе говоря, делали всё, чтобы она сама этого хотела. Чтобы ей было «уж замуж невтерпёж». Поэтому, когда старшие родственницы постоянно твердят о замужестве — это отголоски старинных патриархальных традиций, продиктованных логикой жизни в то время.

Причина вторая. Статус замужней.

Женщины — большие конформистки. То есть, они всегда будут стремиться к тому, чтобы не выглядеть «белой вороной». Чтобы всё было «как у людей». Если большинство подруг выходит замуж, значит, и ей нужно то же самое, ведь иначе она станет «белой вороной». Другими словами, с ней произойдёт то, чего она хотела бы меньше всего.

Кроме того, многие люди общаются «по статусам». Например, вчерашний школьник, ставший студентом, неохотно будет общаться со школьником, который только готовиться заканчивать школу. Молодой специалист, окончивший институт, тоже не будет гореть желанием общаться с третьекурсником. То же самое касается и женщин. Ведь когда её подруги выходят замуж, они переходят на ступеньку вверх, оставляя нашу незамужнюю героиню в одиночестве. И она остаётся не просто «белой вороной», но ещё и лишается привычного круга общения.

Женщина пытается любой ценой избежать такого развития событий, и стремится замуж.

Причина третья. Брак по расчёту.

К этому приёму, как правило, прибегают дамы из провинции, которым нужно закрепиться в каком-нибудь мегаполисе. Для этого они ищут состоятельного мужчину из мегаполиса, выходят за него замуж, приобретают жильё, а потом разводятся с этим мужчиной. Если в браке появились дети, то такая дама вынудит бывшего мужа платить алименты. В результате она получает и жильё (ведь бывший муж наверняка уступит ей совместно купленную жилплощадь), и алименты на ребёнка (детей), о трате которых она отчитываться совершенно не обязана. Очень удачная схема, которая стала весьма распространённой среди соотечественниц за последние десять-пятнадцать лет.

Надо отметить, что в «брак по расчёту» может стремиться вступить и как молодая, но ушлая девушка, так и достаточно опытная женщина, уже побывавшая в браке. Но вот молодые девчонки, как правило, стремятся замуж, в основном, благодаря первой и второй причине.

Уж замуж невтерпеж, или А зачем жениться-то?

Думаю, однако, что сейчас положение в корне меняется. Не знаю, заучиваются ли в школе правила грамматики. Боюсь, что нет, потому что читала статью популярного педагога о том, что-де мол зачем правила учить, когда компьютеры есть. Но даже если и заучиваются, для нового поколения проблема замужества, кажется, представляется снятой. По Гегелю.

Читать еще:  ДЕВЯТЬ МЕСЯЦЕВ ВЕЧНОСТИ

«Выдь замуж, голубушка!»

Факт налицо: девушки не хотят выходить замуж. Происходит некоторое, если можно так выразиться, дежа-вю* с обратным знаком. Некогда просторы Европы и Азии оглашал (на разных языках) девичий вопль: «Женись, голубчик!» Из-за игнорирования этого вопля утопилась карамзинская бедная Лиза, судьбу которой тысячи людей оплакивали десятки лет. Пушкинская Русалка тоже утопилась, но судя по тексту неоконченной поэмы, коварный изменник получил-таки в конце свое суровое воздаяние. А сейчас я знаю не один случай, когда несчастный молодой человек умоляет: «Ну, выдь за меня замуж!» — и слышит хладнокровное: «Так — пожалуйста, а регистрироваться не хочу». Прямо не девушки, а какие-то черные гусары.
Почему это так — об этом можно говорить долго и проникновенно, однако ограничимся тем, что наряду с универсальной причиной — утратой христианских основ жизни — укажем еще только одну, безусловно, с ней связанную, но гораздо реже упоминающуюся: влияние матерей, жертв победившего, развивающегося, совсем-совсем развитого, зрелого и, в конечном итоге, перезревшего социализма, искалечивших свою жизнь и другой возможности просто не желающих видеть. Мне в свое время пришлось чуть ли не зубами отрывать высокоинтеллигентную и верующую женщину от зятя, которого она стремилась стереть с лица земли, утверждая, что дочери он уже не нужен: замужем побывала, штамп в паспорте есть, ребенок есть, так зачем еще такая обуза, как муж (кстати, очень порядочный, очень образованный и хорошо зарабатывающий)? Замечу кстати, хотя это к данной теме вроде бы отношения не имеет, что в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» значится, что если муж принуждает жену к аборту, то она имеет право с ним развестись. Про мамаш там ничего не сказано, а их подзуживание встречается гораздо чаще.

Но значительно интереснее попытаться ответить на вопрос: а зачем, в самом деле, замуж-то выходить?

Контраргументы и их разоблачение (по Булгакову)

Широко распространено мнение, что муж — это бремя, рабство, множество дополнительной работы. Первое место в примерах занимают варка супа и стирка носков. Однако суп — чрезвычайно полезная и недорогая еда, так что варить его всегда невредно, а стирка в стиральной машине хоть чего — не проблема. Так что это, как говорил один из булгаковских персонажей, случай так называемого вранья. На самом деле дело не в этом, а просто лень любить. Ибо для любящей не только супы и носки, но и гораздо более сложные «испытания» превращаются в ничто и даже некоторым образом в дополнительное развлечение, в одну из маленьких радостей семейной жизни. А леность начинает действовать уже на дальних подступах к браку, и девушка, не умеющая любить и от лености вовсе не желающая этому учиться, либо вовсе не в состоянии найти свою родную половину, либо по лености соглашается на совершенно негожий вариант. При наличии ума и прилежания его, правда, тоже можно было бы сделать сносным, да лень…

Главный порок классического романа состоит в том, что он, как правило, кончается свадьбой. Между тем именно после свадьбы и начинается самое интересное — нормальная человеческая жизнь, которая строится отнюдь не по рекламным клипам. Да, семью нужно создавать, и это великий труд, но труд благодатный, и плод его — развитие личности. Именно так, а байки про то, что семья-де мешает личному развитию — это опять-таки вранье. Семья «мешает» лености, безответственности, капризам, бессмысленному сиюминутному существованию. А личность женщины в семье расцветает, что для семейной жизни является первейшим из необходимых условий.

Жена как феномен

Поскольку я все-таки лингвист, приведу небезынтересную аналогию. В грамматике считается, что глава предложения — подлежащее, по нему все строится, но квинтэссенция смысла — в сказуемом. Так вот, глава семьи — безусловно, муж, без него семьи нет (термин «неполная семья» создан не от хорошей жизни и чем-то напоминает всадника без головы и иные столь же жизнеспособные конструкции). Но сердце семьи — жена.

В осетинском фольклоре есть такая сказка. Молодежь пустилась в дискуссию о том, кто важнее в семье, и до того разгорячилась, что решено было поставить эксперимент: самая умная девушка в селе вышла замуж за самого глупого парня, а самый умный из молодых людей женился на самой глупой девице. Умная жена при всем своем уважении к мужу потихоньку-полегоньку, «по-умному», помогала ему принимать умные решения, и со временем он стал уважаемым членом общества. А глупая жена так разрушающе влияла на мужа, что он стремительно поглупел и превратился в полное ничтожество. И когда молодые жены отчаянно жалуются на то, что муж негодящий попался, я, во-первых, думаю, куда она раньше-то смотрела, а во-вторых — вспоминаю эту сказку.

Сказка — вещь мудрая, но все же она не более чем сказка. А вот один архиерей (очевидно, не менее мудрый) говорил, что когда к нему приходит кандидат на рукоположение со своей женой, то он больше смотрит на будущую матушку: «Если она — на пятерку, а муж — на тройку, то я рукополагаю, а если он — на пятерку, а она — на тройку или еще хуже, то нет». И так, без специальных деклараций, поступают многие архиереи.

А что значит — «на пятерку»? В воспоминаниях одного почтенного батюшки говорится, что когда он собирался искать себе жену, его духовник сказал: «Нужно, чтоб или христианка была как кремень, или чтоб семья из нее так и перла». Заметим, что твердость в вере здесь на первом месте: имеется в виду, что настоящая христианка по вере своей сумеет стать хорошей женой. Троекратное «увы» церковным активисткам, которые якобы по благочестию пренебрегают семьей.

Дальнейшие контраргументы

Почему-то распространено мнение о том, что если женщина — не летчик, не капитан дальнего плавания, не банкир или на худой конец не инженер-строитель, то жизнь ее прожита впустую. Короче говоря, если женщина — не мужчина, то она вроде бы и не человек. Смешно то, что эту идею горячо поддерживают феминистки, которым вроде бы больше к лицу утверждать самостоятельную ценность женщины как таковой. Ан нет, не получается, и очевидно, что из-за того, что основная идея выбрана не из лучших.

Еще у сторонниц безбрачия в моде наука (все равно какая) и творчество, ради которых стоит якобы отказаться от семьи. И здесь вранье; существует множество женщин-ученых, художниц, писательниц, живущих полноценной семейной жизнью. И сотни тысяч вечных лаборанток, мелких чиновниц, служащих и т. д., ненавидящих свою работу и лишенных утешения в виде домашнего уюта и семейного тепла. А что получится из юной противницы брака, кассирша или топ-менеджер, еще неизвестно, но известно, что статистически преобладают кассирши.

Между тем женщина есть женщина, со всеми своими свойствами и качествами. Нужно только понять, что свойства эти — не только физиологические, но и душевные и даже (страшно сказать!) духовные. Именно они и должны развиваться и достигать своего максимума, и происходит это в семье.

Не будем сейчас говорить о, так сказать, высоком безбрачии, о монашестве, потому что это — дар особый. Недаром была высказана святоотеческая мысль о том, что постриг — для тех, кто имеет любовь совершенную, а для тех, кто не имеет, существует семья как школа любви. Между тем женские монастыри сейчас стонут навзрыд от набегающих «послушниц», явившихся со смутными и возвышенными целями — и, к счастью, столь же стремительно убегающих. К счастью для монастыря, — но у них-то самих жизненная травма. Однако в основном девушки, отказывающиеся от брака, о монашестве и не помышляют, а желают жить по своей воле, по своему произволу, ни с кем не считаясь. И это — главная причина формирования класса амазонок.

Дары в супружестве

А ведь женщины наделены свыше прекрасными дарами. Женщина способна быть хорошей женой, любящей и любимой, невзирая на возраст и изменения внешности. Противно смотреть на цветущих рекламных супругов, вместе обожающих дрянной маргарин, сомнительный молокопродукт или моющее средство, но нет более дивного зрелища, чем супруги, вместе прожившие долгую жизнь и вместе состарившиеся. На их лицах — покой души, основанный на внутреннем мире и глубочайшем, выверенном десятилетиями взаимопонимании. Им хорошо, им очень хорошо. Их жизнь полна любви, и их миновало тяжкое проклятие старости — одиночество.

Конечно, можно возразить, что никто не мешает свободной женщине свободно родить ребенка, а то и не одного. Но уже можно наблюдать старость таких матерей, и она незавидна, потому что дети не прощают неполноты своего детства — если она произошла по воле матери; при этом если женщина овдовела или муж ее недостойно бросил, дети это понимают. А кроме того, понимают — и видят, и ощущают, как гордая своей самостоятельностью мать с годами не мягчает, а черствеет, не мудреет, а становится агрессивной, ограниченной женщиной, на глазах обрекающей себя на одиночество. Да и сами эти дети, лишенные полагающейся ребенку доли семейного тепла, растут нельзя сказать чтобы очень душевными людьми.

Так почему бы свободной и деятельной женщине не заработать кучу денег (чаще всего мешает отсутствие необходимых способностей, но кто ж об этом думает) и на эти деньги обеспечить себе комфорт в старости? Но вот вам пример: Коко Шанель, красавица, умница, талант, величайшая из великих кутюрье, перевернувшая моду и создавшая стиль на десятилетия. Живет в сверхроскошных апартаментах сверхроскошного отеля. Умирает в полном одиночестве, как бесприютная бродяжка в чистом поле: не любила, чтобы ее беспокоили, вот никто и не заглядывал. А что было на душе у этой одинокой старухи, отвернувшейся от всех людей и от всего человеческого — можно только догадываться. Страшно.

Да разве только в старости дело? Юные о ней и не думают вовсе. Но «состоявшееся» супружество и в более молодые годы обладает удивительными свойствами, которые так просто не опишешь.

…Много лет назад Москве повезло: приехали на несколько дней две легенды — величайший режиссер Федерико Феллини и его жена, удивительная актриса Джульетта Мазина. Был на скорую руку устроен прием, на который набилось человек двести: режиссеры, актеры, композиторы… И каждому хотелось что-то сказать и что-то услышать. И вот, в одном конце большого зала буквально рвут на части Феллини, в другом — Мазину. Для собравшихся это было великим счастьем, уникальным, неповторимым событием. А для «гостей» — величайшим напряжением. И замечено было, что они совершенно синхронно оборачиваются, обмениваются быстрым взглядом — и снова отдают себя на растерзание. Это и есть брак: они в одну и ту же секунду чувствовали необходимость поддержки — и получали ее, лишь взглянув друг на друга.

Читать еще:  Как выбрать мужа? Ответ священника девушке, которая хочет выйти замуж раз и навсегда

Я очень люблю наблюдать, как идут супруги. Ведь вот и не в обнимку, и не под ручку, и подчас даже не рядом — а видно, что они едины. Удивительные слова Писания про единую плоть (см. Быт 2:24; Мф 19:5−6; Мк 10:7−8, 1 Кор 6:16; Еф 5:31), как следует из контекстов, относятся отнюдь не только к физическому соединению супругов, но к образованию некоего таинственного и таинственного единства, способного совершенно преобразить отношения между личностью и миром, сделать их как бы цветными и многомерными; точнее, это жизнь одиноких представляется черно-белой и плоской при сравнении. Никакая дружба, пусть самая крепкая и верная, и тем более никакой «роман», сколь угодно головокружительный, не дают того душевного взаимопонимания и взаимопроникновения, которое вырастает в браке и длится десятилетиями — и движется «по возрастающей».

Тайна христианского брака

На это на все могут сказать: ну, допустим, брак создает уникальные отношения, но ведь люди смертны, и далеко не всем удается «умереть в один день», как живописал супружеское счастье романтический Александр Грин. И что тогда — темный ужас одиночества, еще более страшного, поскольку произошла утрата? — Да в том-то и дело, что вовсе нет. Для христианского брака нет вечной разлуки, а есть вечная жизнь, хотя и в таких формах, о которых мы знать не можем. Но когда я в «Альфе и Омеге» печатала воспоминания двух супругов (кстати, идеально дополняющие друг друга), один из которых к тому времени скончался, я в послесловии написала, что язык не поворачивается назвать ту, которая еще в земной жизни, вдовой. И она позвонила мне, поблагодарила и сказала, что это чистая правда, что она себя вдовой и не чувствует.

Вот это все и есть то, ради чего очень даже стоит вступать в брак. А то, что обычно называют семейными радостями — это лишь внешнее выражение удивительной тайны супружества, но и оно полно красоты и величия и дивно в очах Божиих и человеческих.

Уж замуж невтерпеж: почему поздний брак – это отличная идея

К счастью, нынешнее время стирает чудовищные штампы про то, что замуж надо выходить в юности. Нет и еще раз нет. Выходите, когда захотите!

Ваннеса Паради и Самюэль Беншетри

Под шумок чемпионата мира по футболу Ванесса Паради вышла замуж за французского режиссера Самюэля Беншентри. Тихо-спокойно, в маленькой французской деревне Cен-Симеон. И у жениха, и у невесты в прошлом были свои драмы. Самюэль был женат на Мари Трентиньян, дочери актера Жана-Луи Трентиньяна. Мари погибла от рук своего любовника, музыканта Бертрана Канта, официально все еще оставаясь женой Самюэля.

Для Паради это первый брак: хоть она и прожила 14 лет с Джонни Деппом, родила двоих детей, но предложения руки и сердца от звезды «Пиратов Карибского моря» так и не получила.

Ваннеса Паради и Самюэль Беншетри

По слухам, именно Джонни был противником церемоний и официальных союзов, тем ироничнее тот факт, что он ушел от Ванессы к Эмбер Херд и сразу же женился на ней, за что получил ведро помоев от общественности. Примерно так же быстро и развелся. Ванесса все это время держала лицо и даже встала на защиту отца своих детей, когда Эмбер обвинила его в жестокости и рукоприкладстве. Так что свадьба Ванессы и Самюэля выглядит как классический хэппи-энд: прекрасная женщина нашла своего принца, который пообещал любить и оберегать ее до конца жизни.

Джонни Депп и Ванесса Паради

Сказка о том, что в 45 лет можно выйти замуж за своего принца – никакая не сказка, а вполне себе реальность. И не для только для красотки Ванессы Паради: в Европе «свадебный» возраст уверенно движется в сторону 40 лет. Если кто-то женится в 25, друзья и родные крутят пальцем у виска: «У тебя вся жизнь впереди». Мужчины после 35 только начинают задумываться о том, чтобы остепениться и завести семью, потому что карьера построена, основные решения приняты, про себя уже основное понял, какого человека хочешь видеть рядом – знаешь. Самое время!

Так что если вам за тридцать, за сорок, за пятьдесят, и вы «последняя из Могикан» среди замужних подруг – не расстраивайтесь. Вполне вероятно, что вы будете выходить замуж, половина ваших подружек как раз будет разводиться. Это не я такая злая, это статистика ранних браков. Все психологи и исследования утверждают одно: зрелые браки – крепче. Ну и гораздо проще провести всю жизнь с человеком, которого ты встретил в 45 – не так уж и много той жизни осталось (минутка черного юмора).

Карла Бруни и Николя Саркози

Сальма Хайек и Франсуа-Анри Пино

Вот пять основных причин, почему поздние браки – крепче и надежнее:

ТЫ ЗНАЕШЬ, ЧЕГО ХОЧЕШЬ

В 25 все предельно просто: ты встречаешь парня, влюбляешься, переезжаешь к нему, знакомишься с его мамой, потом он делает тебе предложение, и вы женитесь. Мало кого одолевают сомнения, просто потому что «все еще впереди», сомнениям нет места. Сомнения – это когда тебе сорок, ты смотришь на все трезво, и понимаешь – что вот это мужчина может быть очень мил, но жить вместе вы не сможете, потому что убьете друг друга в пылу бытовых споров. В данном случае опыт помогает не злоупотреблять практикой и не выжидать три года, а сразу подсказывает финал. C другой стороны, когда ты встречаешь подходящего тебе партнера, то точно знаешь: вот то, что тебе нужно.

ТЫ ЗНАЕШЬ, ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВАЖНО

Молодые девушки выбирает себе спутника исходя из романтических представлений, внешнего вида и маминых советов (или, наоборот, в пику маминым советам). Зрелые женщины уже знают, какие качества важны для совместной жизни, а какие нет. Это не значит, что с возрастом женщина превращается в вычислительную машину и не может поддаваться эмоциям! Нет, еще как может, только она уже отдает себе отчет, что стоит за этими эмоциями и не примеряет мысленно фату после каждого первого свидания.

ТЫ УМЕЕШЬ ГОВОРИТЬ ПРЯМО

Девушки живут в мире туманных намеков, и классическая схема обиды в 25 лет выглядит так: «я ему намекнула, он ничего не понял, он меня не любит, я уеду к маме». Женщина постарше знает: чтобы мужчина что-то понял, об этом надо сказать прямо. А если устраивать шаманские пляски с бубном, то он подумает, что вы просто сошли с ума, и к любви это никакого отношения не имеет. Это знание в разы упрощает коммуникацию и решает разом примерно 50 процентов проблем в семейной жизни.

ТЫ УМЕЕШЬ ПРИНИМАТЬ ПАРТНЕРА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ

Помимо прямолинейности с возрастом женщине наконец-то удается выкинуть из головы образ «прекрасного принца», и она учится принимать партнера таким, какой он есть, не пытается его переодеть и переделать (ну ладно, переодеть чаще всего пытается). Это способность также облегчает семейную жизнь, потому что мужчины терпеть не могут, когда их бесконечно пилят, стараясь сотворить из них нечто, чем они не являются. Если уж вам достался Буратино, а точнее, если уж вы выбрали Буратино, не надо отпиливать ему нос. Это примерно, как купить на рынке кило яблок, а потом ругать их за то, что они не груши.

ТЫ ФИНАНСОВО НЕЗАВИСИМА

Женщина в сорок обычно уже состоялась как профессионал, поэтому ей не нужен спонсор и кормилец, а значит, она не будет ввязывать в отношения из-за денег и уже точно не попадет в ситуацию, где она – зависимая жертва, лишенная возможности выбора. Созависимые партнерства могут существовать годами, но вот только счастливыми не бывают никогда.

Хелен Миррен и Тэйлор Хэкфорд

С женщинами все понятно, что же там происходит в мире мужчин? Как обычно, есть хорошие и плохие новости. Начнем с плохих. У мужчин с высшим образованием и карьерой возраст «готовности к браку» – 28 — 33 года. Это значит, что именно в этом возрасте они чаще всего делают предложение. После 33 – вероятность уменьшается, но не в разы, до 37 лет шансов еще очень много. А вот если мужчина дожил до 38 лет, так ни разу и не женившись, шансов получить от него предложение руки и сердца уже мало. И если он протянул холостяком до 43, то все, пиши пропало! Выйти замуж за такого мужчину, конечно, возможно, но вероятность, как в том анекдоте про динозавра – 50 на 50: или встречу, или не встречу.

Однако есть и хорошие новости: во-первых, это статистика и попытка привести все к общему знаменателю. Это значит, что своего динозавра-таки можно встретить, и ваш холостяк все же может жениться. Во-вторых, если ваша цель – замужество, лучше выбирать в партнеры разведенных мужчин или вдовцов. Женщин часто смущает прошлое, бывшие жены и дети, но факт остается фактом: когда перед вами двое мужчина в возрасте 40+, и один из них уже был женат, а второй – нет, то с первым у вас гораздо больше шансов заключить союз.

Руперт Мердок и Джерри Холл

А вот кого стоит опасаться – так это «стрингеров». Мне кажется, у этого понятия нет достойного перевода на русский язык. Стрингерами называют мужчин, у которых были одни или несколько долгоиграющих отношений, но при этом они никогда не были женаты. Стрингеры не хотят нести ответственность, не хотят жениться и заводить семью: они готовы встречаться с женщиной, жить с ней, но не готовы делать серьезных шагов и вставать на колено.

Беда в том, что с ними можно застрять на несколько лет, они будут милы, будут обсуждать с вами свадьбу и детей, но так ни на что и не решатся. Помогает одно: обозначить четкий срок. Если за полгода или год вы так и не получили предложения, то от стрингера нужно избавляться, не слушая никаких оправданий и жалоб. Зачем терять время?

Ну и в конце хотелось бы напомнить, что возраст, статистика и даже исследования – это все условности. А настоящее – это любовь. И уважение. И принятие. И понимание. И щедрость. Впрочем, вы же все и так знаете.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector