0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Смысловые границы и взаимосвязь понятий «отдых», «рекреация» и «досуг»

Смысловые границы и взаимосвязь понятий «отдых», «рекреация» и «досуг».

Труд, досуг и рекреация

студентки 4 курса дневного отделения Инсаповой Рузаны

кандидат философских наук, доцент

Алексеев Олег Александрович «____»_______________2012г.

Глава I. Труд и отдых как социально-экономические понятия…………. 4

1.1Смысловые границы и взаимосвязь понятий «отдых», «рекреация» и «досуг» ………..………………………………………………………..……. 4

1.2 Трансформация современного работника и досуга………………..9

1.3 Оптимальный стиль рекреации и культура досуга …. 13

Глава II. Практическая часть

1.1 Лабороторная работа № 1…………………………………….…. 15

2.2 Лабороторная работа № 2…………..……………………………. 18

Список использованной литературы……………………. ………………. 23

Введение

Труд и досуг выступают как формы «частичного» и специализированного существования. Самодеятельное время носит синтетический характер, успешно интегрируя все то ценное, что могут сохранять современные труд или досуг порознь.

Актуальность темы заключается в том, что досуг для современной человека является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга приобретает особую остроту.

Цель исследования — на основе социологического анализа выявить структурно-функциональные характеристики трудовой, досуговой сферы жизнедеятельности современного общества. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Изучить структуру и функции трудовой, досуговой, рекреационной сферы жизнедеятельности.

2. Рассмотреть современную модель работника как субъект досуговой деятельности.

3. Выявить оптимальный стиль досуга и рекреации на основании социологических исследований.

Глава I. Труд и отдых как социально-экономические понятия

Смысловые границы и взаимосвязь понятий «отдых», «рекреация» и «досуг».

Много различных определений можно дать понятию «труд».

В своей работе «Принцип экономической науки» А.Маршалл дает следующее определение понятию «труд»: труд – это «всякое умственное физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы». Отмечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду «только тягостные усилия», Маршалл подчёркивает, что «большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлетворения, получаемого от труда» [10, с. 1].

Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, Ф.У. Мухаметлатыпов считает, что труд – это не только процесс, обрабатывающий «вещество» природы, но реализующий «человеческий капитал», потребляющий и создающий ценности (стоимости) [7, с. 9].

В более широком смысле, труд – это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага [10, с. 5].

В аспекте труда как работы, всякая активность живого организма представляет единство двух одновременно протекающих в нем процессов энергопревращений – энергозатрат и энергонакоплений. Они составляют единое целое. При такой «энергетической» трактовке конкретные формы активности – от адаптивного поведения до продуктивной деятельности – по своей природе суть циклически протекающие процессы обмена и превращения жизненной энергии. В таком случае труд представляет сочетание процессов энергообмена, в котором преобладают затраты жизненных сил человек, хотя в социальном смысле труд есть нечто большее, чем просто энергозатраты, а отдых – чем энергонакопление.

Понятие «отдых» традиционно употребляется в двух значениях: как состояние покоя (процесс отдыха) и как свободное от работы время, необходимое для восстановления сил [10, с. 331].

В широком смысле феномен отдыха сближается с действием рекреации (от лат. recreatiо — возвращение к здоровью, восстановление). До недавнего времени понятие рекреации оставалось малораспространенным, использовавшимся лишь в узких кругах специалистов по медицинскому оздоровлению человека. Это понятие связывалось преимущественно с релаксацией и регенерацией жизненно-физиологических сил человека.

Рекреация — поведение, независимое от времени; самопроизвольная и доставляющая радость деятельность; способ обогащения времени на работе, досуговой деятельности, а в условиях стресса принимающая функцию восстановления сил.

Профессиональная рекреация – это отдых с целью восстановления работником сил, израсходованных в процессе трудовой деятельности и необходимых для квалифицированного выполнения своих служебных обязанностей.

Рекреация как феномен представляет разные предметные сферы: отдых, досуг, свободное время, игра.

Репродуктивная деятельность определяется преимущественно сбалансированными процессами, а продуктивная – несбалансированными.

Чтобы глубже уяснить тесную взаимосвязь труда и отдыха, надо рассмотреть проблемы утомления.

Утомление не является побочным результатом труда, так как утомляться можно и отдыха. Утомление – результат деятельности вообще. В зависимости от длительности и интенсивности труда различной будет также интенсивность релаксации, которая и определяет типы рекреационных процессов, требующихся для снятия утомления.

Те специалисты в области социологии труда, кто считают трудовую деятельность абсолютным, «тотальным трудом», а отдых – абсолютной рекреацией, принимают за аномалию то, что давно уже стало массовым явлением: трудом люди занимаются для отдыха, а к отдыху и развлечениям относятся всерьез, профессионально – как к настоящему занятию. При расширяющейся компьютеризации труда все большее число работников будут выполнять основную работу дома, на даче, т.е. в условиях, близких к рекреационным. Нельзя трудиться, не отдыхая, как и нельзя «абсолютно» отдыхать, не занимаясь трудом .

Таким образом, труд и отдых являются основными компонентами человеческой жизнедеятельности.

Досуг и рекреация – не одно и то же. Досуг – свободное время после работы. Рекреация – это восстановление сил и самовыражение. Рекреация может быть достигнута в ходе досуговой деятельности, но она гораздо шире. Рекреация – это поведение, которое имеет место независимо от времени. Это способ обогащения времени, проведенного на работе или в условиях стресса либо как деятельность, приносящая релаксацию и восстановление сил.

Читать еще:  Александр Ткаченко: Терпеть не могу!

Рекреация выступает как внерабочее время на восстановление сил (работоспособности) в случае понимания труда как работы, как энергозатраты человека в процессе трудовой деятельности.

Общение людей, культурный досуг, развитие работника как личности не только в процессе трудовой, но и досуговой деятельности предполагает под собой социальные аспекты рекреации, учитывающие то, что человек – социальное существо.

Рекреация может происходить при перемене видов деятельности, т.е. при переходе от труда (как необходимой и в целом вынужденной деятельности) к активным видам отдыха, подобным трудовой деятельности, но добровольным для личности.

Рекреация – специфическая биологическая и социальная активность субъекта, сопровождающаяся переживанием им рекреационного эффекта. Иными словами, рекреация – это затрата энергии ради удовольствия. Субъект рекреации – носитель рекреационной активности, переживающий при ее проявлении рекреационный эффект[2, c. 407].

Существенно отметить то, что рекреация представляет собой добровольное участие в любой деятельности, дающей человеку радость и удовлетворение, побуждающей его к активным действиям, восстановлению физических сил и морального духа [8, с. 32].

На рекреационную активность влияет профессиональная структура населения. Считается, что в рекреации нуждаются прежде всего рабочие и служащие относительно более интенсивного труда, за ними следуют учащиеся, а на последнем месте – занятые в сельскохозяйственном производстве и пенсионеры.

В современном обществе не отдельный индивид, а преимущественно семья является основным участником в рекреации [7, с. 134].

Труд и отдых могут быть представлены как рекреация, которая несет определенный рекреационный эффект.

Для определения понятия рекреационного эффекта необходимо определить сущность рекреации.

Рекреационный эффект измеряется степенью удовлетворения потребности субъекта рекреации в достижении необходимого для его организма состояния энергообмена, в физиологической и психической релаксации.

Ключевое значение рекреационного эффекта в методологическом смысле заключается в том, что его наличие свидетельствует об актуализации рекреации, о возникновении субъект-объектных отношений и связей. Рекреационный эффект приобретает свойство показателя отличия рекреационной деятельности как отдыха от рекреационной деятельности социально-экономического характера. То есть, он становится критерием отличия сферы рекреационных субъект-объектных отношений от сферы рекреационных субъект-субъектных и объект-объектных отношений[5,с.448].

Понятие «рекреационный эффект» целесообразно применять в широком смысле, включающем весь спектр существующих и наблюдаемых свойств, рекреации, реакции на нее человека.

Рекреацаонный эффект проявляется в том, что человек испытывает чувство бодрости и удовлетворения от проведенного отдыха, поскольку его организм достиг необходимого уровня энергообмена со средой в результате физиологического и психологического оздоровления, достижения душевного равновесия. Человек, переживающий рекреационный эффект находится в состоянии психофизиологического комфорта, у него появляется ощущение сбалансированности эмоциональных и социокультурных самооценок, он готов к новым нагрузкам. Благоприятные эмоции и высокая самооценка основаны не только на внутренних ощущениях, но и на понимании человеком важности общественных стандартов труда и отдыха [8, с.534].

Таким образом, применяя понятие о досуге, рекреации и свободном времени нужно учитывать, что досуг может быть рекреацией, когда он посвящен восстановлению физического и психического нормального состояния (релаксацией), и что релаксация, со своей стороны, может быть досугом, когда (если) происходит в свободное время и направлена на саморазвитие личности.

Что значит развлечение?

Развлечение — это существительная форма глагола развлекать. Развлечение можно определить как время, или форму развлечения, или подбадривание кого-то приятным занятием. Согласно словарю Merriam Webster, развлечение — это «акт развлечения» или «развлечение или развлечение, особенно предоставляемое исполнителями, группой, нанятой для развлечения».

Рис 01: Формы развлечения

Точно так же Оксфордский словарь определяет развлечение как «действие, обеспечивающее или обеспечиваемое развлечением или удовольствием». Таким образом, развлечение часто представляет собой какую-то радостную или забавную вещь, предоставляемую кому-либо третьей стороной или иногда осуществляемой одним и тем же человеком, и это помогает заставьте человека, которого развлекают, освободиться от стресса или отвлечься от стрессовых вещей в жизни. Существуют различные формы развлечений, такие как банкеты, музыка, представления, игры, чтение, театр, танцы и т. Д., Которые существовали на протяжении всей истории человечества.

В ПОИСКАХ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ ДОСУГОМ И ОТДЫХОМ

Свободное время, отдых, досуг: общее и разница

Досуг – мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование и развитие. Он пронизан, переполнен образами жизни. Суть досуга – поддержать ребенка как человека и деятеля. Три понятия постоянно рядорасположены: свободное время, отдых, досуг. В них много родственного, они отражают свободное (а не по обязанности и долгу) освоение того, что нравится, самовыражение в условиях относительной независимости и чувствования удовольствий.
Свободное время – это, прежде всего, временное пространство жизни ребенка, та его часть, что остается от учения в школе, выполнения домашних учебных заданий, работы, бытовых функций (сон, питание, самообслуживание, дорога и т.п.), от общественных домашних поручений и обязанностей. В остающемся от труда и учения времени есть серьезные издержки социального характера: дорога в школу, домой в магазин, очереди.

В структуре свободного времени школьника, в его наполнении можно выделить и такие важные компоненты: дополнительная учеба по личной инициативе, самообразование, общественная деятельность; потребление ценностей культуры; научно-техническое творчество; труд по желанию и оплачиваемая работа, прикладной труд; художественное самодеятельное творчество; спорт, туризм и физическая культура; общение с природой и экологические занятия; общение по интересам; любительские занятия; игры и сюда же входит отдых как «ничегонеделание», и в том числе, к сожалению, антикультурные занятия и криминальный досуг.

Свободное время во все общественные периоды являлось своеобразным индикатором воспитывающей и развивающей деятельности – учебной, трудовой, досуговой. Но в развитии личности ребенка свободное (досуговое) время имеет и абсолютно самостоятельную педагогическую ценность, оказывая сильное воздействие на все стороны жизнедеятельности детей, приобщая их к освоению богатств духовной культуры, являясь областью раскованного общения и участия во всех видах практической деятельности. Влечения, переживания, содержание свободных дней и часов детства неоценимы для будущей взрослой деятельности. Без них человеку тоже трудно плыть в океане бурной жизни. Прогнозисты будущего правы, что главное для человека будущего – это не цивилизация труда, а цивилизация свободного времени, умение распорядиться своим досугом как факторами развития и воспитания деятельностных личностей, гармонично сочетающих вдохновенное творчество, радость жизни и высоту труда.

Читать еще:  Боль/Любовь: история пережившего рак

Несмотря на все сетования на учебную перегрузку, на нехватку времени, у наших детей времени, свободного от учения, выполнения домашних заданий, общественных и бытовых обязанностей, — очень много. В среднем 180 дней каникул, воскресений и праздников и еще около 100 дней за счет часов, остающихся в личном распоряжении учащихся, 280 дней, представленных в полное личное пользование? Давно замечено, что время измеряется не суммой прожитых лет, а плотностью заполнивших их событий. В детстве у каждого, что ни событие – открытие, каждый день полон впечатлений, он растянут ими и удлинен. Значит, каждый год и день должны быть духовно богатыми. Детям абсолютно необходим запас ярких событий и впечатлений – это их «банк» на всю жизнь.
Отдых. Буквально это состояние покоя. Отстранение от всех забот. Это такой род деятельности, которая снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению «формы», работоспособности. Отдых – перерыв в занятиях. Переключение на иную деятельность, смена событий. Отдых может быть в форме сна, купания, принятия оздоровительных процедур, например на пляже, прогулки, на воздухе, на природе. Школьная перемена – форма отдыха учащихся. Физзарядка, физкультминутка, игра на уроке – тоже часть отдыха. Создание в школах, иных детских учреждениях «реабилитационных комнат» со специальной музыкальной программой, массажем, озоновой подпиткой – элементы отдыха. Отдых имеет функции релаксации (расслабления) – резкого снижения физиологического тонуса, вплоть до полного обездвижения и психологического расслабления. Существует и рекреационный отдых, направленный на восстановление и развитие физических и духовных сил, израсходованных в процессе учения, труда, общественной деятельности. Во многих странах рекреационное обслуживание – крупная отрасль экономики. Между прочим, рекреации школьных зданий предназначены, прежде всего, для отдыха детей. Наконец, отдых компенсационен. Он компенсирует (возвращает) детям утраченное.
Досуг чаще всего определяют как развлечение. Раз – влечение. Влечение – корневое понятие. Под досуговой деятельностью можно понимать любую деятельность, а не только игры, забавы, потехи, которые ребенку интересны. Игры и досуговые развлечения – это чаще всего имитация настоящей деятельности, хотя чувства и состояния детей истинные, «ненарошечные». Досуг — это пространство, время и содержание занятий, выходящих за пределы учебной деятельности, и направленных на удовлетворение личных интересов и притязаний молодых людей.

С.А.Шмаков «Уроки детского досуга»

Медитируй или слушай музыку

Выбери для себя способ расслабления ‒ медитацию или просто погружение в музыку. Когда возникает ощущение, что мозг сейчас закипит, ‒ устрой перезагрузку.

Прими удобную позу ‒ лёжа или сидя (смотря где находишься). Сконцентрируйся на дыхании, почувствуй все мускулы, участвующие в процессе.

Теперь сосредоточься на ощущении всего, что тебя окружает. Просто ощущай себя и не думай ни о чём.

Если не получается ‒ слушай музыку, составь плейлист специально для таких пауз.

Кстати ‒ ты знал, что любимая музыка может многое рассказать о тебе? Учёные выяснили:

  • Блюз, джаз, классику и этно любят люди с развитым воображением, у которых много идей и интересов и хороший эмоциональный интеллект (EQ)
  • Рок и хеви-метал ‒ «тяжёлую музыку» ‒ предпочитают те, кто склонен к риску, любит физическую активность и открыт новому
  • «Лёгкую» музыку ‒ кантри, поп, инструментальные композиции ‒ любят спортивные экстраверты, приветливые и дружелюбные, но немного консервативные
  • Рэп, хип-хоп, электронную музыку предпочитают экстраверты, которые ценят новый опыт и терпимо относятся к несовершенствам окружающих

Для «музыкальной паузы» достаточно 15 минут ‒ после такого отдыха мозг быстрее найдёт решение проблемы.

Этот способ перезагрузки хорош и тогда, когда хочется хотя бы немного побыть наедине с самим собой.

Музыка помогает и в начале дня ‒ каждый десятый участник нашего опроса слушает музыку для создания рабочего настроя.

Выбор между трудом и отдыхом

Каждый человек стоит перед дилеммой: больше трудиться или больше отдыхать. Она становится наиболее острой, когда изменяется сложившаяся ситуация. Допустим, в данный момент максимальный доход, который мы могли заработать за 24 ч, равен В долл. Максимальное число часов в сутках, естественно, 24. Следовательно, наше бюджетное ограничение «доход — свободное время» можно выразить прямой Л В (рис. 9-3) 1 . Принять в качестве решения точку В невозможно, так как работать по 24 ч в сутки в течение более или менее длительного периода не в состоянии никто.

Труд — своеобразный товар. Фактически продается не наемный работник, а его рабочее время. Оно имеет естественные пределы и

1 Подробнее см.: Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М., 1992. Т. 2. С. 139-146.

Рис. 9-3. Выбор между трудом и отдыхом

Рис. 9-4. Рост заработной платы: эффект замещения превышает эффект дохода

должно быть заведомо меньше 24 ч, так как часть дня необходима человеку для отдыха, т. е. для восстановления его способности к труду. Поэтому более типичной является ситуация, изображенная на рис. 9-3, где равновесие достигается в точке Е. При этом свободное время составляет #, рабочее время — (24 — Я), дневной доход / = w(24 — Я). Наклон бюджетного ограничения равен w — ставке заработной платы. Это означает, что работник максимизирует полезность, когда предельная норма замещения свободного времени доходом равна заработной плате:

Читать еще:  Как выжить «правильному» школьнику в «неправильной» школе. Мнение эксперта Ирины Лукьяновой

Допустим, ставка заработной платы увеличилась с w, до w2. Бюджетное ограничение смещается из АВ в АВХ (рис. 9-4). Работа в таком случае становится более привлекательной, что вызывает желание больше трудиться. Равновесие сдвигается из точки Ех в точку Е2 (см. рис. 9-4). Если мы проведем бюджетное ограничение CD, параллельное АВ и касающееся кривой безразличия Ux, то сумеем определить эффекты замещения и дохода. Эффект замещения выражается в сокращении свободного времени и росте заработной платы. Графически это означает перемещение из Я, в Я3. Однако с ростом дохода повышается ценность и такого нормального блага, каким является досуг — свободное время для развития личности. Эффект дохода направлен в противоположную сторону и равен отрезку Я3Я2. Таким образом, на данном этапе роста заработной платы эффект замещения превышает эффект дохода. Это означает увеличение рабочего времени

Рис. 9-6. Рост заработной платы: эффект дохода превышает эффект замещения

Рис. 9-5. Увеличение рабочего дня с ростом заработной платы

Рис. 9-7. Сокращение рабочего дня с ростом заработной платы с ростом заработной платы; кривая индивидуального предложения труда имеет положительный наклон (рис. 9-5).

Однако дальнейший рост доходов притупляет желание трудиться. Индивид начинает ценить свободное время все выше и выше (к тому же и увеличение рабочего дня имеет свои пределы). Это приводит к тому, что эффект дохода начинает превышать эффект замещения (рис. 9-6). В результате рабочее время сокращается с (24 — Я,) до (24 — Я2), а свободное время увеличивается с Я, до Я2. Такая реакция на рост заработной платы обусловливает отрицательный наклон кривой индивидуального предложения труда (рис. 9-7).

С ростом заработной платы обычно возникает желание больше трудиться. Однако и это желание имеет свои пределы, так как приходится жертвовать досугом — часами свободного времени. С ростом заработной платы все выше и выше становится цена отдыха. Поэтому рано или поздно наступает такой момент, когда увеличение заработной платы приводит не к увеличению, а к сокращению рабочего времени.

Что будет дальше

Опираясь на итоги летнего сезона и те тенденции, которые мы видим сейчас, можно дать несколько прогнозов на следующий год.

Прежде всего, 2021-й также будет годом внутреннего туризма. И наши данные это тоже подтверждают: за последний год краткосрочная аренда на «Авито Недвижимости» стала популярнее на 50%. Мы ожидаем продолжение этого тренда.

Из-за закрытых границ зарубежные поездки остаются в подвешенном состоянии. К тому же в 2020 году россияне успели распробовать некоторые внутренние маршруты и готовы осваивать новые. По оценке «КупиБилет», Россия занимает второе место в мире по восстановлению внутреннего туризма. В октябре рынок просел всего на 17% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

В компании отмечают, что многие жители страны еще никогда не путешествовали так много, как в 2020-м. А опрос Райффайзенбанка показал, что 74% россиян еще активнее ездили бы по стране, если бы знали об интересных местах и маршрутах. По мере развития внутреннего туристического рынка такие знания у потребителей обязательно появятся.

В 2021 году мы также увидим на рынке новых русских путешественников, которые раньше отдыхали в Дубае и на других люксовых направлениях. Такие туристы формируют запрос на новое качество сервиса и готовы за него платить.

Они не пользуются фильтром цены «до суммы Х», а скорее наоборот — выбирают предложения не ниже определенной стоимости. С одной стороны, чтобы привлечь таких путешественников объекты размещения должны будут соответствовать новым запросам. С другой, на локальный рынок придут большие деньги.

Компании из сферы услуг уже заметили новую категорию туристов и стараются под них подстроиться. К примеру, один из сервисов такси к зимнему сезону запустил в Сочи минивэны премиум-класса. Также многие посуточники добавляют в свой портфель объектов более элитные варианты жилья и квартиры с нетиповым интересным ремонтом.

Кстати о фильтрах: в 2020 году произошла окончательная цифровизация отрасли, поэтому если объявление об аренде жилья не снабжено необходимой информацией, фильтрами, фотографиями, актуальными датами для бронирования, оно теряет существенную часть спроса и современную активно путешествующую платежеспособную аудиторию.

В 2021 году продолжит развиваться практика staycation (от англ. stay — оставаться, vacation — отпуск) — короткие вылазки на небольшие расстояния, которые позволяют встряхнуться и ненадолго сменить обстановку.

Но теперь к ним добавится и workation — совмещение работы с отпуском. В начале осени 40% малых и средних российских компаний планировали оставить сотрудников на удаленке — по крайней мере, в ближайшее время. Не исключено, что многие из них сохранят дистанционный режим и в следующем году.

На удаленке сотрудники могут работать из любой точки, в том числе с российских курортов или из глубинки. И это, в свою очередь, тоже предъявляет определенные требования к объекту размещения. Для комфортного workation важно, чтобы гостю не приходилось нарушать привычную рутину и распорядок. То есть, арендованная квартира должна быть не менее или даже более удобной, чем собственная.

Конечно, из-за ситуации с пандемией сложно строить планы на 2021 год и выбирать маршруты поездок. Но 2020-й показал, что россияне готовы путешествовать, несмотря на коронавирус. Просто делать это мы будем немного иначе, чем раньше.

Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector