2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Владимирская Икона и Третьяковская галерея

Владимирская Икона и Третьяковская галерея

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Протоиерей Николай СОКОЛОВ

В 1992 году, после почти 65 лет перерыва, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, я стал первым настоятелем храма святителя Николая в Толмачах, где ныне находится величайшая святыня Православия — Владимирская икона Божией Матери.
Была ли это та самая икона, к которой прикоснулся сам евангелист Лука, — вопрос веры. Икона имеет несколько записей, относящихся в том числе и к XIV-XVI векам. Мы верим, что эта икона по преданию написанная евангелистом Лукой, являет Покров Царицы Небесной над всей Русской Землей.

Еще в 1991 году начались разговоры о передаче храмов Русской Православной Церкви. В том числе и нашего храма, который был запасником Третьяковской галереи.

Галерея тогда реконструировалась, были построены новые депозитарии и залы. Храм освободился и несколько лет пустовал. К сожалению, он сильно обветшал и фактически был руинирован: стоял без крестов, колокольни, интерьера, пола. На 70 процентов была потеряна живопись внутри храма.

Возникла идея, что он будет храмом-музеем с концертным залом при Третьяковской галерее. Посоветовались с Патриархом Алексием II, и он предложил директору ГТГ, чтобы тут была своя христианская община. За это активно выступила часть сотрудников галереи. Благодаря благословению Святейшего община сложилась и существует.

Патриарх очень внимательно наблюдал за развитием отношений с Третьяковской галереей. Неоднократно, иногда 2-3 раза в год, он приезжал, смотрел, как идут дела, как преобразуется храм. Если не ошибаюсь, это первый пример доброго сотрудничества между Церковью и музеем.

В 1993 году, когда зал древнерусского искусства был еще на реконструкции, по просьбе Патриарха Алексия в инженерный корпус, в котором тогда работала эта экспозиция, вынесли из хранилища чудотворную икону Божией Матери Владимирскую, и многие верующие наконец смогли прийти ей поклониться. И первый раз после революции Патриарх совершил перед ней молебен. С ним молился причт нашего храма и пел детский хор нашей воскресной школы.

1993 год памятен и тем, что перед Владимирской иконой, которая была перенесена из Третьяковской галереи в Богоявленский кафедральный собор, коленопреклонно молились, чтобы предотвратить гражданскую войну. Смута была прекращена во многом потому, что и Святейший Патриарх Алексий II, и все молившиеся с ним москвичи получили возможность этого заступничества.

Второй раз Патриарх совершил здесь молебен в 1994 году. А в 1997 году, в день празднования иконы «Владимирской» Божией Матери, 8 сентября, Патриарх освятил храм святителя Николая в Толмачах великим освящением. Удивительно, как Господь благословил закончить реконструкцию именно в год 300-летия храма.
И с тех пор Патриарх Алексий II приезжал каждый год в дни Владимирской иконы, один, два или даже три раза и совершал литургии, а если не мог, то хотя бы молебны. Эту традицию ныне продолжает и Святейший Патриарх Кирилл.

Владимирская икона Божией Матери

6 июля – день Владимирской иконы Божией Матери

Москва. Замосковоречье. Малый Толмачёвский переулок. Это место, в старые времена являвшееся частью легендарной Кадашёвской слободы, известно всем ценителям высокого искусства, ведь именно здесь находится часть корпусов Государственной Третьяковской галереи. А вместе с ними – церковь Святителя Николы в Толмачах, храм XVII века, одним из активных прихожан которого в веке XIX был Павел Михайлович Третьяков, основатель галереи, названной его именем. Сегодня эта церковь действует, но в то же время имеет и статус музея, поскольку содержит многие экспонаты Третьяковской галереи. В числе которых – одна из главных святынь Земли Русской – Владимирская икона Пресвятой Богородицы.

(церковь Святителя Николы в Толмачах)

ИЗ ИСТОРИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

«Владимирский образ Божией Матери был написан самим апостолом-евангелистом Лукой. Эта икона, попавшая на Русь из Византии в начале XII века от Рождества Христова, стала настоящей защитницей Русского государства, неоднократно спасала нас от нашествий иноплеменников. Так, в 1395 году Владимирский образ был перенесен в Москву для защиты от нашествия Тамерлана. На месте «сретения» (встречи) москвичами иконы был основан знаменитый Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. Владимирская и позднее неоднократно спасала Первопрестольную. И самым главным стало событие 1480 года, когда по молитвам именно перед этим образом Русскому государству был возвращен его суверенитет. «

Сотнями, тысячами списков разошлась эта икона. Один из которых несколько лет назад был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и отправлен на многострадальную Украину в храм святых благоверных князей Бориса и Глеба в Вышгороде, где до XII века находилась эта чудотворная икона Божией Матери. Столетиями Владимирская икона Пресвятой Богородицы символизирует потаенную, сокровенную Русь, ушедшую в воды озера Светлояр вместе с градом Китежем. Так, именно в ее день на его берегах веками собираются богомольцы, вспоминая сказание об этом невидимом граде.

ИЗ СКАЗАНИЯ О НЕВИДИМОМ ГРАДЕ КИТЕЖЕ

«Матерь Божия спустилась с небес, держа в руках чудодейственный покров, который и скрыл град Китеж. Цел тот град до сих пор – с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями. Цел град, но не видим. «

Временами невидимый Китеж являет себя и современной России. Так, в XIX столетии именно древнерусская культура стала основой для творчества ведущих отечественных иконописцев и архитекторов, живописцев и композиторов. А Владимирская икона и сейчас является одним из главных символов нашей духовной культуры. И находясь в храме-музее Святителя Николы в Толмачах при Третьяковской галерее, она не просто хранится в идеальных для столь древнего образа условиях, но и позволяет тысячам верующим обращаться к этой дивной иконе со своими молитвами.

Хранители памяти. Государственная Третьяковская галерея. Владимирская икона Божией Матери. Часть 2

Аудио

– Мы продолжаем рассказ о Владимирской иконе Божией Матери из храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Шередега Наталия Николаевна, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:

– Все эти годы, с начала XV века, она была покрыта драгоценным окладом. Кстати, драгоценные оклады с Владимирской иконы хранятся в Московском Кремле, а в Третьяковскую галерею образ попал уже без оклада. Как это произошло? Снятие оклада произошло по благословению Патриарха Тихона в 1919 году. Было принято решение о спасении Владимирской иконы Божией Матери, о снятии оклада, и тогда Григорий Осипович Чириков был первым, кто увидел Владимирский образ Божией Матери таким, каким он сохранился на тот момент. Я имею в виду, первым из современных людей, с которыми мы могли об этом говорить.

Почему это так важно? Дело в том, что он впервые произвел расчистку, снятие более поздних слоев. И Анисимов оставил в дневниках свои впечатления о тех реставрационных этапах, тех записях, которые были на протяжении длительной жизни этой чудесной святыни.

Образ, раскрытый реставраторами в 1919 году, по их мнению, имел самое главное. В нем сохранился нетронутым лик Богоматери и лик Младенца (это главное в иконе). То необычайное, что есть суть и главное средоточие духовной жизни, созерцательности, красоты, которая позволяет нам говорить о том, что Богоматерь присутствует с нами, – это и есть лик Богоматери и лик Младенца, написанные тончайшей кистью византийского мастера начала XII столетия. Мы датируем икону около 1130-х годов.

Это аристократическое искусство Византии начала XII века, это эпоха династии Комнинов, которая создавала великолепные памятники монументального искусства и иконописи, но, наверное, одной из самых совершенных является Владимирская икона, а также рукописи, которые хранятся в различных собраниях.

Долгие годы эта икона Божией Матери была в реставрационных мастерских. В 1930 году ее передали в Третьяковскую галерею. Что бы мне хотелось сразу сказать? С того момента она окружена неусыпным вниманием не только наших хранителей, но и реставраторов. Производится ее осмотр и, насколько это позволяет жизнь, изучение, которое позволило нам подтвердить мнения великих исследователей и реставраторов начала XX века уже сейчас, в XXI веке, и уточнить, какие изменения этот образ претерпевал.

Древнее письмо лика Младенца и лика Богоматери отличается совершенно особой тонкостью, изяществом, особым пигментным составом. Тут очень четко видны те специфические черты, которые характерны именно для византийской живописи XII века, самого высочайшего этапа ее развития, необычного периода аристократического, столичного, тончайшего, духовно наполненного искусства и культуры, которое удалось нам взять за основу развития дальнейшей русской иконописи. Не только технологию письма, но и, в первую очередь, иконографический тип. Мы с вами знаем, что самое большое количество списков с этой иконы было сделано в XV — XVII веках. Даже Симон Ушаков, царский изограф, делал копии с Владимирской иконы Богоматери, потому что она почиталась главной защитницей и святыней Руси.

Тут же, рядом, мы с вами видим фрагменты живописи, которые можно отнести к XIII веку. Часть живописи – это поновление XV столетия, и даже XVIII и XIX веков. Но тем не менее эта разная изобразительная поверхность совершенно не разрушает целостного образа Владимирской иконы Божией Матери, которая все равно, как мы с вами считаем, датируется началом XII столетия.

Когда было принято решение о создании храма-музея, то специально для этой иконы построили витрину, а потом и киот. И это вновь свидетельство совместной духовной жизни музея и Русской Православной Церкви – храма святителя Николая в Толмачах – потому что киот сделан на частные пожертвования, а витрина создана Третьяковской галереей. Икона участвует в богослужениях, к ней приходят экскурсии, ее берегут хранители-реставраторы Третьяковской галереи и за ней ухаживают служители храма. Около нее совершаются молебны, она часть нашей экспозиции, часть нашей истории, с которой начинается жизнь древнерусского искусства домонгольского периода.

Читать еще:  Почему святые иногда изображаются с закрытыми глазами?

Икона переехала в храм по благословлению Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II при несомненном участии Юрия Константиновича Королева, директора Третьяковской галереи и, конечно же, сотрудников музея, которые составили как бы церковную двадцатку. Ведь это сотрудники не только отдела древнерусской живописи, но и реставрационных и других отделов Третьяковской галереи, которые собирали материалы, помогали установить эту икону.

Ведь мы осуществили, по сути дела, невероятное равноправное участие в православной жизни Москвы, страны и всего православного мира. И в жизни музейного сообщества и всех тех, кто хочет увидеть не только древнюю чудесную живопись византийского, константинопольского, цареградского мастера, но и посмотреть труды, старания безвестных мастеров XIII — XIV веков, труды, вероятно, Андрея Рублева и Симона Ушакова.

Савва, епископ Воскресенский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси:

– Взирая на образ Пречистой Девы Марии, здесь видишь и радость от того, что Она не оставляет род человеческий, и вместе с тем обличение, поскольку Богородица являлась тогда, когда нам было плохо. А плохо было тогда, когда мы с вами забывали Бога и сочетовались греху, к сожалению.

Всякий раз, когда мы с вами взираем на образ Пречистой Девы Марии, мы должны понимать, что, с одной стороны, для нас имеется место в Ее сердце, что Она любит нас. С другой стороны, нам нужно бояться отпасть от Бога и этим самым обидеть, оскорбить Пресвятую Божию Матерь.

Я думаю, что самой великой похвалой и благодарностью Пречистой Деве Марии станет, когда мы с вами будем иметь любовь Божию друг к другу, то есть будем следовать завету Ее единоутробного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Я думаю, подходя к этому образу в таком состоянии, мы будем видеть не обличение, а радость.

Протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее:

– На моей памяти эта икона спасла Москву от междоусобной брани, гражданской войны, когда в 1993 году она была перенесена в Богоявленский собор в Елохово (тогда центральный собор Москвы), и перед ней коленопреклонно молился Святейший Патриарх, сонм архиереев и многие тысячи москвичей и приезжих, чтобы кровопролитие, которое тогда началось в столице, остановилось. И на другой день все было прекращено. Это ли не великое чудо, совершенное Божией Матерью?

Как священник, который служит в этом храме, я скажу, что мы не ведем специально какого-то учета чудотворений, но они постоянно здесь случаются. Я не знаю ни одного случая, когда человек, пришедший к этой иконе и произнесший молитву, остался бы не утешен. Люди исцеляются от тяжелейших недугов, исполняются иногда удивительные желания, которые человек высказал перед иконой. Бывает, возвращаясь ко мне, он говорит: «Батюшка, пришел домой, а все уже случилось, как я и просил».

Но, может быть, самое важное – она сохраняет семьи и мир в семьях. Многие люди, будучи на грани разрыва семейных отношений, разводов и других неприятностей в семье (муж, жена, дедушка, бабушка), приходили и приходят сюда с детьми, приводят внуков и совершают перед этой иконой молебное пение, молятся, и семейная жизнь налаживается.

Приходит очень много женщин в положении, и мы перед этой иконой также молимся вместе с ними. Они приходят к образу, кланяются ему и, как правило, рождаются хорошие, добрые, светлые детки.

Эти чудеса, которые повторяются, не скажу ежедневно, но почти ежемесячно, неоднократно.

– Мы завершили рассказ о Владимирской иконе Божией Матери, но в храм святителя Николая в Толмачах мы еще вернемся.

Автор и ведущая программы Елена Чач
Записала Людмила Моисеева

В чем ценность иконы Владимирской Богоматери


Владимирская икона Божией Матери хранится в Третьяковской галерее, в музейном храме св. Николая в Толмачах

Ценность как произведение искусства

Икона Богоматери, позже получившая прозвание Владимирской, была создана в Византии, в первой трети 12 века. Она является выдающимся произведением эпохи Комниновского возрождения (взлета византийского искусства в правление династии Комнинов). Искусство этой эпохи считается одной из вершин византийского искусствa, оно отличается особой тонкостью и изысканностью. Это хорошо видно, если вглядываться в изображение черт лица: изящные носы, печальные глаза, тонкая проработка скул.


Мозаика со стен Святой Софии

Почему Владимирская икона — выдающееся произведение этого периода? Во-первых, от этой эпохи попросту осталось очень-очень мало произведений, в особенности таких хрупких штук, как иконы (краска на деревянной доске).

Во-вторых, Владимирская сама по себе — шедевр живописи. Её анонимный автор был весьма талантливым мастером: обратите внимание, как тонко и эмоционально написаны лики Богоматери и Младенца, в особенности печальные глаза Марии.

Обратите внимание на хрупкость красочного слоя, трещины и отслоения

Гармоничны пропорции фигур, плавно перетекают линии тканей, в композиции использовано золотое сечение — здесь использованы многие секреты мастерства.

Ценность как исторический памятник

Кроме того, как любой другой предмет, уцелевший с 12 века, икона является важной исторической реликвией. К ней прикладывался Андрей Боголюбский, Иван Великий, с нее делал копию («делал список») Андрей Рублев, она была свидетельницей пожаров Владимира и осад Москвы.

Картина «Сретение (встреча) Владимирской Божьей матери в 1395 году». Худ. Светлана Ивлева. 2009 г. (Картина не очень исторически достоверна: наверняка к этому времени живопись уже была закрыта окладом).

Например, драгоценный оклад из золота, с бриллиантами, жемчугом и изумрудами, изготовленный для Владимирской иконы в XVII веке, после революции был с нее снят. И ныне он хранится в Оружейной палате не только как виртуозное произведение ювелирного искусства, но и как вещь, заказанная патриархом Никоном.

Экспонат Оружейной палаты

Ценность как религиозный объект

Наконец, то, что на протяжении многих столетий было для этой иконы единственно главным — это священная реликвия (и как здорово все-таки, что в 21 веке наши горизонты настолько расширились, что мы научились воспринимать такие вещи вдобавок и как произведения искусства, и как исторические реликвии).

Владимирская Богоматерь — это древнейшая чудотворная икона на Руси, вдобавок, считалось, что она написана самим апостолом Лукой. За века она совершила такое количество чудес и была объектом поклонения стольких верующих, что она будто сияет от этой вложенной в нее веры. А может, и наоборот.

В музейном храме св. Николая в Толмачах старинная икона находится внутри безопасной стеклянной капсулы с особенным климатическим балансом. Для красоты этот климатический ковчег отделан резьбой.

Увидеть Владимирскую Богоматерь очень легко, достаточно лишь найти, где в комплексе зданий Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке притаился храм. Жаль, что многие посетители музея не знают об этой возможности.

из блога shakko.ru

«Образ Твой, над Русью вознесённый. »

8 сентября — Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

Празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году

Защитница Москвы

Образ Божией Матери Владимирской — один из самых близких и родных сердцу каждого русского человека. Эта икона, известная ныне всему миру, стала защитницей Москвы, продолжившей дело других русских городов по собиранию великой державы, и России — Дома Пресвятой Богородицы.

Наиболее торжественное из трёх ежегодных празднеств Владимирской иконе Божией Матери совершается 8 сентября (26 августа по ст. ст.). Оно установлено в честь Сретения Владимирской иконы при перенесении её из Владимира в Москву.

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона.

Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящён усердным молитвам о помиловании и покаянию.

Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло её к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси Землю Русскую!».

В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своём шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России.

Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан.

Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно.

В память чудесного избавления Русской Земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа/8 сентября было установлено всероссийское празднование в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Сколько видела эта чудотворная икона!

По преданию она написана святым Лукой, который более трёх других евангелистов повествует о земной жизни Богородицы.

В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя и поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода — древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.

В одном из замечательных памятников древнерусской литературы — «Сказании о чудесах Владимирской иконы Богородицы» — узнаём о перенесении её из Вышгорода во Владимир святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским.

В двенадцати верстах от Владимира, на пригорке, совсем недалеко от того места, где река Нерль впадает в Клязьму, запряженные кони князя Андрея вдруг встали. Коней стали хлестать бичами, но они не двигались с места. Княжеский обоз остановился, раскинули шатер, и князь прилёг отдохнуть. Во сне ему явилась Богородица со свитком в руках и сказала:

«Не хочу, чтобы Мой образ несли в Ростов, но во Владимире поставь его, а на этом месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни».

Было это в 1159 году. В память об этом явлении святой князь велел написать икону Божией Матери такой, какой Она явилась ему. Эта икона теперь называется Боголюбской.

Читать еще:  "Троица" Андрея Рублева. Любовь, ждущая ответа

А та икона, которую принёс святой Андрей Боголюбский с собой из Вышгорода, известна всему миру как Владимирская икона Божией Матери.

В 1480 году Владимирская икона окончательно перенесена в Москву в новый Успенский собор (1475-1479) Кремля. В чине Большого Крестного хода её выносили из собора как главную святыню.

. Икона эта видела основание нового русского государства — сначала Владимиро-Суздальского, потом Московского. Нашествия завоевателей в разные века — Тамерлана, Наполеона, Гитлера. Рождение и гибель Дома Романовых. Революции начала прошлого века. Советские годы, когда, несмотря на гонения, народ всё равно продолжал верить.

С 1918 года почти до самого конца XX века Владимирская икона Божией Матери, покинув Успенский собор Московского Кремля, где перед ней венчались на царство русские государи, находилась не в храме, а в музеях — Государственном историческом музее, Государственной Третьяковской галерее.

Вспомним строки из замечательного стихотворения «Владимирская Богоматерь» Максимилиана Волошина, написанном после революции:

«/. /Кто разверз озера этих глаз!

Не святой Лука-иконописец,

Как поведал древний летописец

Не печёрский тёмный богомаз:

В раскалённых горнах Византии,

В злые дни гонения икон

Лик Её из огненной стихии

Был в земные краски воплощен.

Но из всех высоких откровений

Явленных искусством — он один

Уцелел в костре самосожжений

Посреди обломков и руин.

От мозаик, золота, надгробий,

От всего, чем тот кичился век, —

Ты ушла по водам синих рек

В Киев княжеских междуусобий.

И с тех пор в часы народных бед

Образ Твой, над Русью вознесенный,

В тьме веков указывал нам след

И в темнице — выход потаенный.

Ты напутствовала пред концом

Ратников в сверканьи литургии.

Страшная история России

Вся прошла перед Твоим Лицом.

Не погром ли ведая Батыев,

Степь в огне и разоренье сёл —

Ты, покинув обречённый Киев,

Унесла великокняжий стол?

И ушла с Андреем в Боголюбов,

В прель и глушь Владимирских лесов,

В тесный мир сухих сосновых срубов,

Под намет шатровых куполов.

И когда Хромец Железный предал

Окский край мечу и разорил,

Кто в Москву ему прохода не дал

И на Русь дороги заступил?

От лесов, пустынь и побережий

Все к Тебе за Русь молиться шли:

Стража богатырских порубежий.

Цепкие сбиратели земли.

Здесь в Успенском — в сердце стен Кремлевых,

Умилясь на нежный облик Твой,

Сколько глаз жестоких и суровых

Увлажнялось светлою слезой!

Простирались старцы и черницы,

Дымные сияли алтари,

Ниц лежали кроткие царицы,

Преклонялись хмурые цари.

Чёрной смертью и кровавой битвой

Девичья святилась пелена,

Что осьмивековою молитвой

Всей Руси в веках озарена.

И Владимирская Богоматерь

Русь вела сквозь мерзость, кровь и срам,

На дорогах киевским ладьям

Указуя правильный фарватер /. /»

В этом стихотворении, как и во всём поэтическом творчестве Максимилиана Александровича Волошина (1877-1932) — поэта, художника-акварелиста, художественного и литературного критика — синтез глубокого осмысления исторических судеб Отечества. Свидетель скорбных лет России, Волошин посвятил его Александру Ивановичу Анисимову (1877-1937), с которым поэта связывали давние дружеские отношения.

А. И. Анисимов — автор книги «Владимирская икона Божьей Матери». После её публикации в Русском научном центре в Праге последовали травля и гонения Александра Ивановича, его арест, ссылка на Соловки в 1930 году и смертный приговор — в 1937-м.

Святыня Великой Победы

В 1941-м из Москвы были эвакуированы не только заводы, институты и различные учреждения, но в тыл были вывезены и наиболее ценные сокровища русской культуры.

Среди сокровищ Третьяковской галереи в Новосибирск была привезена и Владимирская икона Божией Матери. Разве это был не своеобразный крестный ход со святыней, который вновь помог защитить Москву от врагов!

Новосибирск как столичный город Сибири, где Владимирская икона находилась под спудом, должен быть вписан в «историческое шествие» великой святыни по России: Киев — Владимир — Москва — Новосибирск — Москва.

По возвращении в Москву Владимирская икона вновь была помещена в Третьяковскую галерею, куда иногда даже ради одной этой святыни устремлялись многие наши соотечественники и зарубежные гости.

Олимпийская святыня

В 1980 году в Москве проходили Олимпийские игры. По уставу Международного Олимпийского комитета в олимпийской деревне должен быть храм или часовня, чтобы спортсмены имели возможность молиться перед соревнованиями.

В те годы в нашей стране ещё не восстанавливались запустевшие храмы и тем более не строились новые. Но, несмотря на это, 2 июля 1980 года в столице СССР была освящена часовня в честь Владимирской иконы Божией Матери — Покровительницы Москвы. В этой часовне среди других икон находился один из списков святыни.

— В прошлом присутствие священников на Олимпийских играх в нашей стране не афишировалось, — рассказывает протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, который неоднократно был духовником Олимпийской сборной России. — Однако ещё в 1980 году, когда Олимпиада проходила в Москве, я, работая референтом Святейшего Патриарха Пимена, участвовал в создании часовни в Олимпийской деревне. Мы долго выбирали место, собирали для неё утварь, а в то время это было непросто. Тогда я, конечно, не мог себе представить, что буду присутствовать на четырех Олимпийских играх! Не мог представить, что Промысл Божий таким удивительным образом вновь соединит меня с миром спорта.

Однако после завершения Олимпиады в Москве, по словам отца Николая, «часовня была закрыта, так как её освящали лишь на время соревнований в одном из жилых домов Олимпийской деревни».

К сожалению, не сохранилось и фотографии этой часовни. Но кто знает -скольким спортсменам нашей Родины тогда, на Олимпиаде-80, помогла победить Владимирская икона Божией Матери!

Из тупика вражды

О том, как в 1993 году произошло ещё одно чудо — Владимирская икона вывела Россию из тупика вражды, — написал (в книге «Чудеса истинные и ложные») полковник милиции, доцент, заслуженный юрист РФ, заместитель начальника Главного управления казачьих войск при Президенте РФ Сергей Донцов:

«Шел октябрь 1993 года. Ему предшествовала попытка Святейшего Патриарха Алексия примирить Верховный Совет и Кремль. В то время я, старший офицер милиции, служил в мэрии Москвы и участвовал в совещаниях, проводимых Святейшим Патриархом в Свято-Даниловом монастыре. Однажды, ближе к ночи, меня подозвали Святейший Патриарх и Лужков и сказали, что ими принято решение получить из Третьяковской галереи Владимирскую икону Божией Матери и провести в ближайшие дни сугубый молебен о мире и согласии. Мне поручили эту акцию осуществить, дав на это один день. Была одна очевидная трудность — икона находилась в музее под юридической и фактической охраной государства. Был составлен несложный и по юридическим меркам «бессильный» документ о временном изъятии иконы. Святейший Патриарх также поставил свою подпись. Это было благословение. С таким документом и восемью вооруженными милиционерами я прибыл следующим утром в Третьяковку. /. /

Мы прошли к иконе Божией Матери. Кто видел образ Владимирской воочию, тот знает, какое Она может произвести воздействие. И тут я понял, что мой план просто чепуха, никуда Она не уйдет, если Сама не захочет.

Мы пошли с заместителем директора в зал, где сидели около десяти человек. И вдруг я сказал то, чего сам придумать не мог:

— Дайте Христа ради икону помолиться. На один день. Вы же православные.

Как все переменилось! Другими стали лица, иными глаза.

— Как все было? Надеюсь, без угроз и применения силы? — спросил Лужков.

Я ответил, что все было самым чудесным образом, то есть сама Божия Матерь приняла решение».

Владимирская икона была доставлена в Богоявленский кафедральный собор, где Святейший Патриарх Алексий II возглавил многолюдный молебен. Богородица и на сей раз спасла Россию. Да, погибли сотни людей. Но реки крови не разделили наш народ, государство не распалось.

Наладилось сотрудничество Церкви с Третьяковской галереей. 15 декабря 1999 года чудотворный образ был перенесён в храм святителя Николая в Толмачах — домовую церковь ГТГ, где музейные специалисты наблюдают за её сохранностью, обеспечена безопасность.

Храм открыт ежедневно, кроме понедельника, и посетители Третьяковской галереи, если пожелают, по-прежнему могут видеть великую святыню, но уже не в музейной экспозиции, не в зале древнерусской живописи, а в православном храме — месте молитвы и богослужения.

Владимирская икона Божией Матери: шедевр под присмотром

Владимирская икона Божией Матери, в отличие от многих уникальных икон, сохранившихся до наших дней, находится на постоянной экспозиции в храме, а не в музее. К ней всегда можно подойти и помолиться, минуя музейную кассу. Но это стало возможным только потому, что храм является частью Государственной Третьяковской Галерей, и за состоянием шедевра постоянно наблюдают специалисты.

8 сентября (по новому стилю) 1395 году Москва встречала икону Божией Матери. Ее принесли на руках из Владимира крестным ходом. Народ по дороге плакал, причитал, просил Богородицу спасти их от хана Тамерлана. И Богородица спасла, явившись во сне Тамерлану и устрашив его Своим сиянием и властью. С тех пор Божия Матерь Владимирская почитается особо, как чудотворная.

«Мы к древним иконам подходим с трепетом. Но, в некоторых случаях просто сердце сжимается. Недавно проводили рентгенографическое исследование величайшего иконографического памятника, как томографом икону просветили. Оказалось, что она просто нашпигована гвоздями! Внутри самих досок, это выглядит как минное поле: гвозди древние, кованные, где-то обкусанные, где-то вокруг них пошла ржавчина. Это производит очень сильное впечатление. У «Донской» например, все торцы забиты гвоздями от оклада, и это видно невооруженным глазом. А ее лицевая сторона? Когда атлас под оклад крепился, он прибивался гвоздями. Поменяли оклад – все заново! Ведь все это гвоздевые проколы!» — Переживает главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Семеновна Городкова. Поводом для разговора с ней, с директором отдела древнерусской живописи Третьяковской галереи Натальей Николаевной Шередегой и заведующим реставрационными мастерскими ГТГ по темперной живописи Михаилом Валериевичем Шитовым стало событие, связанное с другой древней иконой Божией Матери Донская, которую каждый год в день ее праздника привозят из Третьяковской галереи в Донской монастырь. Для перевозки реликвии такого мирового значения, музейщики проделывают колоссальную работу.

Читать еще:  Для чего перед иконами зажигают лампады?

Не кантовать
В храме-музее святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, Владимирская икона особенный экспонат. Шедевр мирового искусства, уникальная икона, которую по преданию написал еще апостол Лука, а киевский великий князь, сын Владимира Мономаха Мстислав, принял в дар от византийского императора, теперь постоянно находится в московском храме. Это ее дом. Периодически икону переносят в реставрационные мастерские музея для изучения. «На такие древние иконы как Владимирская, Донская, Троицкая, Звенигородский чин, роскошное голубое Преображение Феофана Грека, у нас есть большое досье. Вся история бытования в Третьяковской галерее в первую очередь, паспорт хранителя, комплекс исследований, которые мы проводим. Особенно это важно для двусторонних икон. Владимирская, кстати такая. У нее на оборотной стороне орудия Страстей Христовых. Чтобы понять внутреннее содержимое иконы, мы делаем послойный ренген, смотрим макросъемку, сохранность, трещины…», — рассказывает главный хранитель музея Татьяна Семеновна Городкова. «Не все иконы можно перевозить, или даже двигать. Недавно мы давали икону «пророки» на выставку в Кремль, в собрание иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря. Это тоже сложная икона по сохранности, и она у нас входит в список икон, к транспортировке которых мы относимся с большой опаской. У нее криволинейность очень большая» — говорит Михаил Валерьевич. Татьяна Семеновна: «Это же корыто! Но, роскошное. Так красиво. Мы подбирали к ней особый ящик. Ящик сделан по европейским технологиям. Они в Европе все-таки впереди идут. Раньше начали, да и деньги другие. В России такие фирмы, которые занимаются музейным оборудованием и вопросами транспортировки, снижением степени рисков вибрации, колебания, движения, только начинают работать. Кроме Владимирской, в нашем храме на праздники мы выставляем еще Иверскую икону и «Троицу» Рублева. Это дело затратное. Для каждой иконы на заводе полиметаллов была разработана и изготовлена уникальная витрина-футляр под размер».

Долгий поцелуй
Только два года назад реставраторы окончательно завершили комплекс работ с Иверской иконой, и есть предположение, что это одна из тех знаменитых копий Иверской чудотворной иконы, которая стояла в Иверской часовне на Красной площади. Потому что за ободком у нее обнаружили монетки, а еще у нее есть встроенные специальные пазы, чтобы можно было поставить икону на возок и возить по Москве. Но это пока только версия.

«В древние времена с иконами не церемонились, как сейчас у нас в музеях. – говорит Татьяна Семеновна. — Икона была предметом, который выполнял конкретную функцию. И поэтому, если нужно было выносную икону выносить, значит, к ней нужно было приделать ручку, а ручку нужно зафиксировать. Икона Она с большими утратами. Вся нижняя часть очень руинированная. Но все, что можно было максимально сохранить, мы сохранили».

Термин «руинированность» произошел от слова «руины». Нижняя часть Иверской иконы вся в «руинах» от поцелуев. «Если долго целовать икону в одно и тоже место, можно зацеловать до основы. То есть весь красочный слой и левкас будут стерты, а останется только доска. Так зацелована вся нижняя часть иконы Иверская», —рассказывает Михаил Валерьевич Шитов. Он, как заведующий реставрационной мастерской темперной живописи Третьяковской галереи, знает все «истории болезни» своих подопечных, истории «бытования» икон. «Но это же хорошо! — Хором восклицают музейщики. – Это же свидетельство большого почитания!»

Может быть, стоит все эти руины восстановить? «Понимаете, мы музей, мы не занимаемся поновлением икон. Мы их сохраняем. – Поясняет директор отдела древнерусской живописи Третьяковской галереи Наталья Николаевна Шередега. — С вздутиями или отставанием красочного слоя поновители XVIII-XIX веков поступали просто — брали нож и вырезали этот кусок. Современная теория реставрации заключается в следующем: максимально возможно сохранить, законсервировать, и придать вид. Это касается всех памятников архитектуры, памятников монументальной живописи и в первую очередь темперной живописи. То, что называется реконструкцией, антикварной реставрацией – это не по нашей части. В XIX веке в больших музеях уже начиналась дискуссия о том, насколько возможно внедряться в памятник. На дискуссию влиял европейский опыт. Немцы в XIX начале XX века мыслили по иному. Яркий пример – Кносский дворец, на Крите, где по легенде обитал Минотавр. Он просто создан из ничего, колонны делали заново, но при этом погибла вся его содержательная функция».
Кносский дворец

Роковая трещина
Многие православные люди не понимают, почему музейщики с таким ожесточением не хотят никуда возить Троицу Рублева. Даже в Троицко-Сергиеву Лавру, где ей вроде бы самое место. «Троицу возить нельзя, потому что у нее сквозная трещина. Любой может спросить: почему вы ее не стянете, не склеите? Нельзя, потому что каждая капля клея в древней иконе это постороннее воздействие на всю ее жизнь и дополнительная нагрузка. Вот так. И клеить нельзя, и не клеить нельзя», — говорит Татьяна Семеновна со вздохом. Зафиксирована эта трещина была еще в тех реставрационных дневниках, которые велись во время раскрытия иконы Грабарем, в самом начале XX века. Тогда она уже была видна. Серьезно занимались ею в 30-е годы XX века. Были страшные дискуссии, с привлечением всех специалистов того времени. Стоял вопрос, что с этой трещиной делать? Нужно ли ее стягивать? Как это часто бывает, молодые, прогрессивные специалисты предлагали разные кардинальные меры. «Ведь проблемы-то как таковой нет – возьми да склей! Но получилась уникальная история. Тогда, на реставрационном совете так и не пришли к общему мнению, и приняли правильное и мудрое решение просто законсервировать. Сделали обработку от грибка плесени и все», — Михаил Валерьевич считает, что это было самое мудрое решение реставраторов. Троица из таких икон, которые стабильны, пока живут на одном месте. Можно ли склеить ее сейчас? «Да трещина то какая! – удивляется непониманию проблемы Татьяна Семеновна. — Она сквозная, ее на просвет видно, она «гуляет»! Ведь нельзя взять, и просто клей в нее залить. Надо же стягивать, фиксировать». Михаил Валерьевич говорит, что можно, конечно, склеить и привести памятник в порядок на 10-13 лет: «Но что будет дальше? Мы же должны смотреть на сотни лет вперед, а не на какие-то десятилетия».

Великую икону, богословие в красках, Троицу Рублева каждый день можно увидеть в залах отдела Древнерусской живописи Третьяковской галереи. Для большинства православных людей иметь возможность помолиться перед ней – большое утешение и радость, пусть и в музее. Татьяна Семеновна говорит, что музейные работники с пониманием относятся к тем, кто стоит и тихо молится перед иконой. То, что в храм на праздник Святой Троицы икону все же переносят – большое чудо.

Обнажая автора
Возникновение музейной реставрации в России связано с понятием грамотного, профессионального раскрытия памятника. В середине XIX века уже были собиратели икон. Как рассказывает Михаил Валерьевич, под их вкус подстраивали и работу с иконами, существовала кустовщина заказчика. Например, по воле владельца фон, и так уже имеющий определенную потертость, мог быть стилизован «под косточку», и, таким образом, просто стирался реставраторами до левкаса. Фактически, икона, как предмет искусства, была в прямом смысле слова раскрыта художником искусствоведом И. Э. Грабарем в начале XX века, когда появились первые научно-реставрационные технологии.

В музейном обиходном языке «раскрыть икону» означает очистить ее в первую очередь от потемневшей старой олифы. Потом от поздних записей, которыми записывалась икона за время своей жизни. «Ведь есть еще такая вещь, как многослойность. – продолжает рассказывать Михаил Валерьевич. — Когда от XII века остались кусочки, от XIV кусочки, в XVIII что-то поновили, в XIX добавили, а при раскрытии надо дойти до авторской живописи. Это самое интересное в реставрационной работе. Когда, наконец, видишь памятник таким, как он задумывался, это непередаваемые ощущения.

Бывают и неожиданные истории. В нашем отделе мы раскрывали икону Божией Матери «Утоли моя печали». Эта икона уже участвовала в выставках и была в экспозиции, и вот в процессе раскрытия, она меняет свои иконографию! Постепенно стало понятно, что это Божия Матерь «Млекопитательница» XVII века. Реставратору пришлось сложно. Вдруг стали меняться какие то детали, а значит надо быть еще более осторожным, чтобы не повредить что-то, что еще не знаешь даже что это. Теперь у нас есть редкий для Руси того времени, больше западный, сюжет. Я думаю, что, так как в сюжете есть какой-то элемент обнажения, а тогда в России это не очень приветствовалось, ее поновили, и переделали на более понятный сюжет. Скоро опять на нее можно будет посмотреть в экспозиции музея.

Раскрыть икону это долгий процесс, но, если мы говорим о памятниках средневекового искусства, будь то собор, фрески или иконы, то сохранить автора, его незашоренность чужим словом, сохранить подлинность первообраза – это наиболее важная задача реставрации. Иногда приходится под бинакуляром, вручную, скальпелем, по чуть-чуть счищать слой за слоем записи. А ведь у каждой иконы своя история, своя методика, которая обсуждается на реставрационных советах. Троица Рублева явилась миру, потому что ее раскрыли. С советской властью пришел научный подход, музейное дело. И нас, музейщиков обижает, когда нам говорят, что музеи в определенном смысле стали укрывателями краденого. Это, по сути, не верно. Особенно обидно, когда такое говорят люди из Патриархии. В музеи же не просто передавали иконы, чтобы их спрятать, в музей передавали, потому что они достойны того, чтобы их сохранять, потому что это наше национальное достояние, и оно стало частью мировой культуры».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector