0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Адамово изгнание из Рая: потерянная вечность

Адамово изгнание из Рая: потерянная вечность

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Накануне Великого поста, в Прощеное воскресенье, Церковь вспоминает, как Адам и Ева нарушили Божью заповедь и были изгнаны из Рая. Церковь как будто ставит нас перед дверьми Рая и напоминает нам о цели нашего пути. Что потеряли люди, лишившись Эдема? О своем восприятии этого ключевого момента человеческой истории рассказал “Фоме” писатель Евгений Водолазкин.

ВЕЛИКОПОСТНЫЕ БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ. «Адамово изгнание»

Накануне Великого поста, в воскресный день, вспоминается самая большая трагедия, которая много тысячелетий назад произошла в истории человечества. Первые люди на земле, Адам и Ева, впали в грех и за это были изгнаны Богом из рая.

Как же могло это произойти? Ведь тогда человек находился в таких условиях, в которых согрешить было трудно. Обитал он в саду Едемском, как иначе именовался рай, где всё Бог устроил ему во благо.

Перед глазами Адама и Евы представали дивные картины блаженного бытия природы. Звери не делились на хищных и травоядных — все ели траву, как повелел им Бог, так что телята паслись вместе с тигрятами, а над всем этим день и ночь пели удивительные райские птицы.

А чтобы человек не забыл о своем Творце, Господь беседовал с Адамом и Евой каждый день. И дал им малое послушание. В раю росло дерево познания добра и зла. И вот какую заповедь изрек Господь человеку: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь… ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» .

Конечно, добро и зло покоилось не в самом дереве. Просто Господь хотел посмотреть, будут ли во всем послушны Ему Адам и Ева. Люди в то время не знали зла, хотя в мiре оно уже существовало. Разгордившийся первый ангел, восстав на Бога, стал мрачным диаволом и был повержен. Разумеется, позавидовал он человеку, видя его в прекрасном Божием раю.

Решил он во что бы то ни стало соблазнить его на грех. Но как это было сделать? Предстать пред Адамом и Евой в своём тёмном омерзительном виде? Но они сразу же догадаются, что здесь кроется обман. Ведь дотоле они видели всё только доброе и истинное — и оно прекрасно. Значит, отвратительно только ложное и злое.

И тогда диавол пошел на хитрость. Явился он пред Адамом и Евой в виде змея. Змеев, кстати сказать, тоже создал Господь, и в раю они не причиняли никому зла. Люди и звери к ним привыкли — и никакого страха перед ними не испытывали.

На этом лукавство диавола не кончилось. Решил он начать свое злое дело именно с Евы. «Она лишь помощник Адама, — как бы так размышлял он, — а у помощника меньше духовных сил, чем у господина. И потому легче ее прельстить!»

И вот с каким лживым вопросом приступил он к ней: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» В самом вопросе уже содержалась клевета на Бога. И Ева должна была насторожиться. Но она вступила в беседу с обольстителем. Возразила ему, что могут они есть плоды со всех райских деревьев, кроме дерева познания добра и зла. «Это чтобы нам не умереть», — закончила она свой ответ.

И тогда сказал змей жене: «Нет, не умрете, но… будете как боги, знающие добро и зло». Такие льстивые слова весьма угодили сердцу Евы. И она вкусила от плода с дерева познания добра и зла.

Более того, этот надкусанный плод принесла она и Адаму. Тот должен был ужаснуться от поступка Евы. «Что ты сделала? — мог воскликнуть он. — Ведь ты нарушила заповедь нашего милостивого Господа!» Но не воскликнул он, а без зазрения совести тоже вкусил от этого запретного плода.

И после этого свершилось нечто неожиданное. Совесть, которая дотоле словно дремала, теперь стала грозным обличителем первых людей. «О если бы они послушали ее голоса! — говорят Святые Отцы Церкви. — О если бы пали они ниц пред Богом в слезном покаянии!» Тогда вся история человечества могла бы пойти по другому, более легкому и благостному пути.

Но нет! Сначала Адам и Ева попытались скрыться от лица Господа Бога между деревьями рая. А потом и вовсе начали они сваливать вину на другого: Адам — на Еву, а Ева — на змея.

И увидел тогда Господь, что не проснется в Адаме и Еве покаяние! Что грех, внезапно зародившись в них, уже объял весь их разум и сердце. И что тогда оставалось? Забыть обо всем? — Пусть, мол, и впредь вечно живут в раю! Но ведь грех — это страшная сила: без покаяния она растёт и крепнет. И имеет свойство разрушать всё окружающее. И вот, если теперь оставить согрешивших людей в Едемском саду, то они вскоре сделают его адом.

И тогда — чтобы грех не умножался вечно — Бог изгнал Адама и Еву из рая. Лишь за его пределами почувствовали они тяжесть его утраты.

А ведь всё дело было в одном искреннем «Прости!». Если бы, впав в грех, произнесли они это слово пред Богом без всякого притворства — то не было бы и никакого изгнания их из рая. Но как трудно порой сказать: «Прости!». Что-то нас удерживает.

Не случайно ведь день изгнания Адама из рая называется еще Прощёным воскресеньем. Церковь призывает нас переступить через себя и попросить прощения у ближних — чтобы вступить в Великий пост с чистыми мыслями. Давайте так и сделаем. Тогда грех убежит от нас, а пост будет нам во благо. Храни вас Господь!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В канун Великого поста, вступая в него, Святая Церковь предлагает нашему уму размышление об изгнании Адама из Рая. Это первая катастрофа, и самая главная катастрофа в истории человеческого рода. И, одновременно, это начало той жизни человечества, какой мы ее знаем из нашего собственного опыта.

Адам и Ева после изгнания из Рая приобрели то человеческое естество, в котором и мы сейчас пребываем. Иное же человеческое естество, первобытное, которое вышло из рук Божиих, — о нем мы имеем сведения лишь из первых двух глав Бытия Святой Библии. Мы знаем одно лишь, что тот мир, который вышел из рук Божиих, по оценке самого же Бога «был весьма хорош». О человеке мы узнаем, что он имел общение с Богом каждый день, что он был облечен благодатью Святого Духа и ходил в ней, как в одежде. Непрерывно общаясь с Богом, человек постоянно возрастал, и был Богом призван к тому чтоб вместе с Богом обустраивать мир. Так именно человеку Бог дал право назвать, наименовать все живые существа, которые были сотворены Богом. То есть человек мог дать правильное имя всем животным, птицам, рыбам. Это свидетельствует о том, что у человека был ум не помраченным. Он видел вещи в их сущности в их природе, человек знал истину путем непосредственного откровения Божия.

Многие задают вопросы, что бы это была за жизнь, что была бы за история человеческая, и была бы ли она вообще, и как бы исполнилось повеление Божие: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» (Быт 1. 28), если бы не совершилось грехопадение? Но это размышленья недалекого падшего и обременённого материальным человеческого ума. О великом предназначении, о великой задаче, которая стояла перед человеком, и о той полной творчества жизни, которая предстояла людям, было открыто Святым. Преподобный Максим Исповедник говорит, что человек путем бесстрастной жизни, восходя во все большем познании Божества к большему совершенству, должен был преодолеть все те различия и разделения, которые положил Бог в творении. Рай, который был лишь частью земли, должен был распространится на всю землю. Далее, в преодолении пространства соединить землю со Вселенной. Небо соединить с землею, и привести, наконец, весь мир к Богу, будучи в нем Первосвященником и Царем. Вот такое великое место служения предстояло человеку…

Но оно не осуществилось, потому что совершился грех. Для Адама и Евы это был их личный грех, а для нас всех, для всего последующего человечества он стал грехом первородным — определившим все последующее существование человечества. Библия подробно повествует о тех действиях, которыми сопровождались и которыми завершился тот поступок Адама и Евы. Повествует так, потому что во всяком нашем грехе, всякий раз повторяя и умножая тот первый в истории грех, мы сталкиваемся с тем же самым составом греха. В Раю дьявол в лице змея приступил к Еве, задавая вопрос, в котором одновременно таилось лукавство. Он спросил: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в Раю?» (Быт 3. 1).

Еве, как обладательнице чистого ума, несомненно, было очевидно лукавство, неприязненность и тот чуждый дух, который говорил в этом вопросе. Почему же она продолжила с ним общаться, почему же она не отвернулась от носителя этого смущения? По любопытству. Ей было интересно, заманчиво: здесь явно что-то новенькое, небывалое, хотя и недолжное и наказуемое, ибо набрасывает тень на наши отношения с Отцом. И она продолжила разговор. Далее дьявол непосредственно перешел к клевете и к обману. Он сказал: «Нет, не умрете» (Быт 3. 4), если съедите плод от этого древа, то есть если нарушите заповедь Божию. Ева приняла и эту вторую мысль. Но в этой мысли уже содержится гораздо больше преступления, чем в первой. В ней содержится такая вера: «Бог — Он не благодетель, не любящий отец. Он что-то скрывает, чего-то не дает человеку для его блага. И есть возможность приобрести этого благо. И без Отца обойтись. Вот он тот друг, который научит как обойтись без Отца». С этим преступным настроением Ева совершает делом грех нарушения заповеди. То же делает Адам. Затем, когда Бог их обличал и призывал к покаянию, они стали оправдываться. И вину слагать с себя. Вместо того чтобы покаяться и сказать: «Прости, Отче, я согрешил пред тобою», Адам сказал, что «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт 3. 12).

Читать еще:  Се Жених грядет в полунощи...

И вот именно это всегда повторяется, когда мы оправдываемся в своих грехах: мы вину возлагаем на другого человека. Но поскольку другого человека дал нам сам Бог, то мы возлагаем эту вину на самого Бога: «Ты, Господи, сам виноват в том, что я согрешил, потому что ты ведь Своим Промыслом послал мне этого человека». В случае Адама, — «эту Еву». Ева точно так же вину возложила на змея, — и опять-таки на Бога, потому что это Бог попустил змею приступить к Еве в Раю. И так грех остался. Люди отказались от того, чтобы изгладить его. Почему же прародители, а вслед за ними и мы так часто оправдываемся? Царь Давид молится: «Не дай мне уклониться сердцем к словам лукавым, измышлять оправдания грехам моим», а мы оправдываем себя. Какой мотив движет нами? Упрямо настоять на своем, хоть оно и отвратительное. «Да, я плохой, но это я, и таким я хочу быть!» Но всё это же и есть гордыня. Именно по гордости Адам и Ева оказались не просто грешниками, но неисправимыми грешниками.

А затем наступили последствия греха, которые так же всякий раз повторяются. В чем они состоят? В проклятии и смерти. Проклят был, прежде всего, дьявол. Ему Господь определил всегда питаться прахом. Это мучительное противоестественное состояние для существа духовного. «Питаться прахом» означает всегда иметь способность внутри себя иметь помышления лишь плотские. То есть ничего возвышенного! С этого момента падший дух утратил возможность обратиться к Богу, прославить его, воспринять его и воспринять радость от общения с Богом. Он был обречен лишь на плотские помышления: на вражду, на ссоры, на ненависть, на всевозможные похоти. И в этом он живет, не имея однако сам возможности совершать делом те грехи, которые он имеет внутри своего существа.

Человеку было определено жить вне Рая. Он был изгнан из Рая. Приобрел «кожаные ризы», — то есть то тело и ту душу, которые мы наблюдаем в самих себе. Святые Отцы используют понятие «чёрствость человеческого существа». Имеется в виду, что эти «кожаные ризы» исполнены с самого начала, с самого момента рождения предрасположенности ко греху. И хотя образ Божий в нас сохраняется, он глубоко помрачен, осквернен и искажен тем самым первородным грехом, и переходит по наследству к каждому из потомков Адама.

Наказание смертью. Смерть духовная совершилась в момент исполнения греха: Дух Святой отделился от человека, именно поэтому Адам и Ева увидели свою наготу. Были одеты в благодать Божией, но Благодать отступила — одежды спали. А при таком положении и душа потеряла способность удерживать тело вечно, как это было присуще человеку в его первозданном состоянии. Поэтому болезненное разделение души от тела также стало уделом Адама и Евы после их изгнания из Рая, а после них также и всех нас.

Вместе с тем Господь дал Благую Весть, которая именуется Первым евангелием для людей-изгнанников. Потому что если бы не было у людей светлой надежды, основанной на этой вести, то не смогли бы они продолжать свою жизнь. Они от уныния просто бы умерли, и не смогли бы возделывать землю, ни в болезнях рождать и воспитывать детей. Первое же евангелие состояло в том, что «семя жены сотрет главу змея» (Быт 3. 15), то есть что именно через женщину произойдет Тот, Кто совершит победу над дьяволом, над грехом и смертью. Верой в этого потомка Адама жили первые люди. Этой верой сохранялись и жили все те праведники, которые не потеряли связи с Первоевангелием, до самого пришествия Христова. И они узнали «благословенное семя жены» во Христе Спасителе. И Им были спасены за свою веру в грядущего Христа, как мы спасаемся верой во Христа пришедшего. Как потомки первого Адама обречены на смерть и проклятие, так нужно было положить новый корень для нового человечества. Именно таким корнем стал Христос Спаситель. Вот почему мы именуем Его Вторым Адамом.

Для всех же нас теперь одна-единственная задача остается: войти в это новое блаженное человечество, стать потомками нового Адама — Христа. Как совершается это вхождение? Через веру во Христа и крещение. Этими первыми шагами — мы вступаем в Церковь. Но не ограничивается лиш этим наше спасение. Продолжается оно всю жизнь. Требует многих и многих усилий и в каждый последующий момент может прерваться. Прерваться поступком необдуманным, греховным и не исправлением в нём. Именно поэтому нам нужен пост. И в Евангелии, которое мы слышим сегодня, дана вся, по существу, формула, той жизни, которая способна привести человека ко спасению. Во-первых, Господь поясняет данную молитву «Отче наш»: «вы должны прощать для того, чтобы получить прощение от Отца вашего Небесного. Если же не прощаете, то и сами не будете прощены» (Мф 6. 14-15). Это первое условие. Если же мы простили своих ближних, то получаем прощение от Отца Небесного. Вот условие получения прощения, то есть получения благодати. Но останавливается ли дело на этом? Нет. Нельзя сказать, что совершив прощение и получив прощение, мы тем самым получили и спасение. Это лишь обращенность к прошлому, это лишь омытие греховного прошлого для нас. Но что будет в будущем? Какие обстоятельства пошлет Бог для нашего испытания? И как мы поступим в следующий момент? Об этом говорит Господь дальше, когда призывает к посту, причем к посту духовному, и отвергает пост перед другими людьми или пост лишь внешний, телесный. Он говорит, что пост должен быть перед Богом и втайне. Но пока можно думать, что под словом «пост» подразумевается лишь воздержание в пище и другой телесной жизни. От этой узости понятия Христос отводит в следующих словах. Он говорит, что нужно не собирать себе сокровищ на земле, то есть ум свой и душу свою обратить к сокровищам небесным. Потому что «там, где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6. 21). Это не означает, лишь заповедь к людям богатым, или стремящимся к богатству. Человек, который занят одними лишь земными делами: что поесть и во что одеться и как прожить эту жизнь, и при этом не имеет никакого богатства, а лишь таким образом проводит свою жизнь и все свои силы души отдаёт этим запросам, этим нуждам — он так же становится нарушителем заповеди. И наоборот, для того, чтобы приобрести небесные богатства, нужно и человеком стать небесным — нужно в душе своей приобрести навык ценить небесное, знать небесное, искать небесного.

Вот какой всеобъемлющий смысл вкладывает в понятие поста Господь! Речь идет не об ограничении в земном и телесном, а в преображении всего внутреннего мира человека от земного в небесное! Простил, получил прощение, приобрел благодать — это первый шаг. А далее второй — пост, то есть духовное делание длинною во всю жизнь.

Ведь смысл поста — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто — пост, ничто — подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). Вот и потому мы должны остерегаться от такой крайности как чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане. Говоря об этом, святитель Тихон, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне».

Мы должны помнить: победа сегодняшняя и праведность сегодняшняя не гарантирует нам что мы завтра не совершим опрометчивого поступка. «Закон постничества такой, — поучает святитель Феофан Затворник, — в Боге умом и сердцем пребывать с отречением от всего, всякое угождение себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимного общения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила».

Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.

архимандрит Порфирий (Шутов).

источник; «Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

Почему Бог изгнал Адама и Еву из рая, а не простил их

В Библии сказано, что Бог запретил Адаму и Еве есть плоды с древа познания добра и зла, но они ослушались и съели. За это Бог изгнал их из рая. Но почему он не простил их?

Бог запретил Адаму и Еве есть с древа познания, потому что в противном случае они умрут в этот же день. Ева первой съела плод с древа познания, потому что змей, созданный самим Богом, сказал Еве, что они не умрут, если съедят плод. Змей добавил, что, вкусив плод, Ева и Адам смогут как Бог познать добро и зло. Так и случилось: когда Ева вкусила плод, то она не умерла и познала добро и зло.

Затем плод вкусил Адам. Он тоже не умер и обрел познание. Таким образом, змей не обманул их, в отличие от Бога, который сказал первым людям, что они погибнут в этот же день.

Читать еще:  Рождественский пост: что нужно знать

Когда Бог узнал о нарушении заповеди, он наказал змея, Адама и Еву. Потом Бог сказал, что раз люди теперь как он могут познавать добро и зло, то нужно отгородить их от древа жизни, чтобы они не смогли обрести бессмертие. Поэтому Бог изгнал их из рая. Но почему он не простил Адама и Еву?

Разве не Бог виноват в том, что создал столь неудачные проекты? Как так вышло, что слово змея оказалось авторитетнее слова создателя мира? Зачем Бог создал двух существ по своему образу и подобию, и запретил им познавать добро и зло? Очевидно, что Адам и Ева не обладали хорошим умом, раз послушали змея и съели плод, зная, что из-за этого можно умереть.

Как Бог их может судить, если он создал их столь глупыми существами? Поставив древо познания в райском саду, Бог закономерно спровоцировал ситуацию, что Адам и Ева должны были съесть эти плоды. Иначе быть просто не могло, учитывая их неспособность к критичному мышлению.

Христианские теологи утверждают, что Бог поставил древо познания с той целью, чтобы у Адама и Евы была свобода. Но какой смысл в этой свободе, если Адам и Ева не могли обращаться с этой свободой?

Почему Адам и Ева не умерли в тот же день, когда съели плод с древа? Не значит ли это, что Бог обманул Адама и Еву? Если обманул, тогда зачем было наказывать змея, который сказал первым людям правду?

В данной ситуации виновен только Бог, ибо он ответственен за произошедшее. Если виновен Бог, тогда почему он не простил Адама и Еву? Есть версия, что Бог мог простить их, если бы они покаялись. Но почему они должны каяться, если Бог обманул их?

Да, Адам и Ева нарушили запрет Бога, но ведь они объяснили свой поступок. Адам и Ева повели себя как дети, когда стали оправдывать произошедшее внешними факторами, а не своим неповиновением. Но что можно было ждать от них? Ева могла послушать змея потому, что он был сотворен Богом. Адам послушал Еву потому, что она сотворена Богом. Разве могут творения Бога нанести вред? Адам и Ева могли задаться этим вопросом и ответить на него отрицательно.

Если Бог ждал от них извинений, то зачем было их так сильно наказывать? Ведь Бог сам виноват в их проступке. Зачем было изгонять их, если они могли продолжать жить в раю и есть с древа жизни, даруя себе бессмертие? Но Бог изгоняет их именно по той причине, чтобы отгородить их от древа жизни, которое дает бессмертие:

Потом Господь Бог сказал: – Познав добро и зло, человек стал теперь как один из Нас. Нельзя, чтобы он протянул руку, сорвал плод также и с дерева жизни, съел его и стал жить вечно.

Адам и Ева могли хоть сто раз покаяться, но Бог бы их не простил, потому что в Библии прямо написан мотив изгнания первых людей: они смогли познавать добро и зло как Бог. Скорее всего, Бог захотел быть единственным носителем познания морали и бессмертия. Если бы он не изгнал людей из рая, то они бы могли стать такими же бессмертными, как он. Этого Бог позволить не мог. Почему? Возможно, из-за чувства собственной уникальности.

Изнание Адамово: смысл последней подготовительной недели к Великому посту

26 февраля православные христиане празднуют Прощенное воскресенье — последний день Масленицы и последний день перед Великим постом, начинающимся в Чистый понедельник 27 февраля (в 2017 году — прим.ред). Последний день перед началом Великого поста также называется «Воспоминание Адамова изгнания».

На богослужениях Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. Объяснение того за, что они были изгнаны из рая Богом.

Изгнание из рая Адама и Евы описано в Книге Бытия. Эдемский Змей соблазнил Еву вкусить плод с Дерева познания Добра и Зла, откуда Бог запрещал им есть плоды: «И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3: 14).

Ева сорвала с дерева плод, откусила сама и дала Адаму. Так Адам и Ева узнали о добре и зле, увидели себя нагими и познали стыд. Тогда Бог сказал Адаму: «За то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «Не ешь от него», — то проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей. В поте лица твоего будешь есть хлеб до тех пор, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:17-19).

Поступок Адама и Евы стал поводом для наказания от Бога. Змей был проклят и должен был ползать на животе и питаться прахом. Женщина же рожать в муках и подчиняться мужчине, мужчина трудиться в поте лица. Также Бог изгнал из Эдема Адама и Еву. Чтобы человек не смог вернуться и вкусить снова плодов с Дерева жизни, у входа в Рай был поставлен херувим с пылающим мечом.

Так согрешившим людям был указан способ искупить грех, что можно считать скорее благодеянием Божьим, нежели проклятием. И даже когда человечество, неоднократно противившееся воле Божией, зашло в тупик, Бог его не оставил, а послал в мир Своего Сына – и не судить мир, а спасти его (Ин. 3, 17).

По одной из версий, это означает первое грехопадение людей. По слову Бога они умерли духовной смертью‚ а затем и физической. Духовная смерть значит, что прерывается духовное общение с Богом Творцом. Но Бог уже тогда обещает спасение всему человечеству от греха через Своего Сына Ииcуca Христа.

Предание об Адаме и Еве дают объяснение многим поступкам человека. Например объясняют причину привязанности мужа и жены, ритуал питания. Неделя «Изгнание Адама из рая» — это итог подготовки к Великому посту: человек вступает в пост, вспомнив об отпадении Адама, и должен приложить все силы души, чтобы измениться, приблизиться к своей истинной сущности, стараясь научиться подражать Христу. По традиции, это должно привлечь верующего совершать пост.

Проповедь на воспоминание Адамова изгнания

Прощеное Воскресенье
(на литургии)

20 февраля / 5 марта 2006 г.
Мф. 6, 14-21

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Изгнание Адама и Евы из Рая.

Событие, которое мы вспоминаем сегодня, очень многое определило в жизни всего человечества и каждого из нас. Адамово изгнание, изгнание из Рая, — называют в Церкви это страшное событие. Оно непосредственно относится и к нам, и к нашим очень родным людям — Адаму и Еве. Они действительно очень родные нам — ведь именно их кровь течет в наших жилах. Каждый из нас имеет их своими прародителями. От них пошел весь человеческий род, все народы в мире.

Тогда, очень давно, произошло нечто такое, что определило поворот в жизни всего человечества — грехопадение и вслед за ним изгнание из того места, куда изначально наш Отец Небесный, Господь Бог определил и жить, и совершенствоваться, и восходить к Богу весь человеческий род. В Библии это прекрасное место называется Эдемом. Оно находилось на территории нынешнего Ирака, между Тигром и Евфратом. Именно оттуда наши предки Адам и Ева должны были наполнять своим потомством всю Вселенную.

Но произошло, — хотелось сказать «непоправимое», — нет, поправимое, но страшное, трагическое событие в истории всемирной человеческой семьи. Адам был создан свободным: он мог, по образу и подобию Божию, избирать тот путь жизни, который сочтет нужным. Это были либо путь, предложенный Богом — путь сыновнего благодарного послушания, исходящего из доверия, любви, созерцания неизъяснимой человеческими словами Божественной красоты и красоты первозданного мира. Это был путь устремления к Богу.

Но было и нечто другое. Тоже послушание — потому что юный человек неизбежно был в состоянии ученика — но послушание обманщику, убийце и злодею — дьяволу.

Адам был наделен Господом Богом, также как и мы с вами, свободной волей. Это величайший, но и очень ответственный дар. Как испытание свободного выбора, как утверждение верности Отцу, в Рае росло древо познания добра и зла. Конечно же и оно тоже было предназначено для человека, но Господь предрек и указал, что о добре и зле еще не пришло время знать юному Адаму. Он еще не окреп, не усовершенствовался, и поэтому, если вкусит от этого древа, то умрет.

Адам жил в мире Божественного совершенства, в общении со своим Отцом и Создателем, и действительно не знал ничего о несравненно более низшем мире, о другом, Как мы теперь понимаем, варианте развития человеческой истории, где наряду с добром будет торжествовать зло, болезни, печали, несправедливость, коварство, страдания.

Сатана, дьявол, предложил ему и его жене Еве: если вкусите от этого древа, то будете как боги. Сразу! А у Адама, действительно, была эта цель — быть как Бог. Он и создан был по образу и подобию Божию и, совершенствуясь, шел именно в этом направлении. Но сатана сказал: «Зачем ждать? Давай сразу. Вкуси от запретного плода — и сразу же будешь как бог!». Наследники такого искушения, лжи и сейчас рядом с нами. Когда вы грешным делом заглядываете в телевизор, то обязательно видите произведение, которое называется рекламой. Вам говорят: «Съешьте таблетку и сразу похудеете», или «Купите это средство и тут же будете здоровыми», «А вот эту таблетку съешьте — и сразу станете молодыми». Обман. И все об этом конечно же догадываются. Но как много людей поддаются этому!

Вот, если можно так сказать, такой же самой пошлой рекламе — «Вкусите и будете как боги!» — поддались и наши прародители. Нет ничего нового под солнцем.

Но тогда, в Эдеме, произошло, конечно, несравненно большее. Люди не просто ослушались Бога, они, пусть опрометчиво, пусть не подумав, но избрали самый страшный путь, который только можно представить на этой земле — противления воле Божией. А что в этом мире может противиться воле Божией? Ничего: противление воле Божией невозможно! Противление воле Вседержителя, всемогущего Бога — это смерть. И вот на эту смерть обрекли себя родные нам люди, наши предки, прародители Адам и Ева.

Читать еще:  Жаворонки. Видеорецепт

Дьявол прекрасно знал об этом, он сам был в состоянии вечной смерти, вечного гниения и злобы, и поэтому его главной целью было увлечь в свою погибель и первых людей и будущий человеческий род.

Но в отличие от падших духов в душе человеческой оставалось и добро. У них, у падших духов, добра уже не существует. Они полностью преданы злу, противлению Богу. В человеке же и после грехопадения осталось доброе, но в нашу сущность привнесено было и противление, зло. Апостол Павел в Послании к римлянам говорит: «несчастный я человек, то доброе, что хочу сделать, не могу, нет у меня на это сил, нет у меня на это воли, хотя умом я понимаю, что люблю и хочу делать добро. А то злое, что делать не хочу, к этому устремляют меня мои страсти и моя плоть».

Итак, люди неминуемо должны были погибнуть, разбиться насмерть о скалу противления Воле Божией. Но Господь, всем человеком хотящий спастись и в познании истины прийти, по бесконечной любви к созданному Им человеку, к будущему человеческому роду, к каждому из нас (ведь Господь по всемогуществу и всеведению Своему создавая Адама, создавал и любил всех многочисленных его потомков), избрал другой путь для людей. Путь, пусть долгого, пусть нелегкого, но спасения человеческого рода от вечной смерти. Как же начиналось это спасение?

В Библии мы читаем: Господь облек людей в кожаные ризы и изгнал их из Рая. Что это такое? Как это понять — «изгнание из Рая»? А это вот как раз и началось наше спасение. Но, что это за «кожаные ризы»? А опустите глаза и посмотрите сами на себя. Наше тело – это и есть те самые ризы. Нынешнее тело человека совершенно иное по сравнению с тем, духовным тонким телом, в которое был облечен первый Адам, так пишут святые отцы Церкви. А теперь заглянем в свою душу… Мы увидим ее, наполненную страстями и грехами. Оказывается, то, что мы телесно и духовно из себя представляем, — это и есть состояние «изгнания из Рая». А находясь в Эдеме, человек имел совершенно иное тело и иную неповрежденную душу.

Да, мы с вами очень хорошо знаем, что «такое изгнание из Рая»! «Со скорбью, в поте лица своего, будешь есть хлеб свой». Конечно же, жизнь человеческая — это великое счастье, но люди среднего и старшего поколения знают, что все же до 45-50 лет человек живет трудами, потами, скорбями, а потом начинаются болезни, особые возрастные проблемы, потом болезнь смертная и самая смерть… Бывает и иное, когда человек в более молодом возрасте заболевает и умирает… Но так или иначе, человек переходит из этой временной жизни в непостижимую и страшную для него смерть. «Земля еси, и в землю отыдеши». Множество сложностей, проблем, трудностей, которые надо испытать человеку в жизни — неминуемы для каждого. И все это — «изгнание из Рая». Только в юном, совсем неразумном возрасте, мы еще льстим себя надеждами, что все будет безоблачно именно у нас, что мы-то уж проживем совсем по-другому. А позже, если мы люди церковные, то вспоминаем слова Псалмопевца: «человек, яко трава дни его и яко цвет сельный, тако отцветет». Труд, скорби — это и есть удел изгнанников. Недаром и в ектеньях и на Божественной литургии, и на всенощном бдении, мы молимся «о недугующих, страждущих, плененных и о спасении их. О еже избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды…» и прочее и прочее.

Когда Адам ввел в свое сердце дух противления, дух дьявола, он уже не смог просто так, как и раньше, жить перед лицом Божиим. Эта двойственность, это причастие дьяволу и смерти сразу стало просто разрывать его. Помните, в Библии описывается, что Адам и Ева, после того, как вкусили плод от древа познания добра и зла, буквально сломя голову сбежали, спрятались, услышав голос Бога. Они не могли выносить присутствия Божия, и по сути сами себя изгнал из Рая, прежде чем Господь Бог выслал Адама из сада Эдемского.

Господь отправляет человека, Свое создание, в долгий путь с одной лишь целью — для спасения его от вечной смерти. И Сам, в лице Своего единственного Сына, Единосущного Отцу, Господа Иисуса Христа, тоже отправляется в путь, навстречу этому блудному сыну, чтобы, пусть не сразу, пусть через долгое время, пусть ценой мучений и смерти Господа Иисуса Христа, Бога, Самого Себя, совершить это спасение.

Бог избрал особый путь спасения человека.

Вот что мы вспоминаем с вами сегодня. В песнопении за всенощной поется: сидел Адам напротив рая и оплакивал свое грехопадение, оплакивал уже запоздалыми слезами. Каждый из нас тоже имел немало случаев вслед за Адамом оплакать свои ошибки. Но, к счастью, мы видим, как по милосердию Своему Господь и эти ошибки претворяет в наше спасение. И самые падения человеческие Господь Бог использует для покаяния и изменения человека. Адам, конечно, плакал не только о себе самом, но и о многочисленном своем потомстве, среди которых и мы с вами. Он видел, на что обрек сонмы людей, и что не все из них, даже благодаря крестной жертве Господа Иисуса Христа, будут спасены.

Вот к этой древней, и в то же время личной, повторяющейся для каждого из нас, в нашей собственной судьбе, истории возвращает нас Святая Церковь накануне Великого поста. От этой точки грехопадения и изгнания самих себя из Рая к нашему общему печальному, падшему состоянию начинается сегодня вхождение в пост и покаяние.

Мы еще много будем с вами говорить о посте, о том, как с пользой его пройти. А сегодня читалось Евангелие, где простыми словами говорилось о том, что если мы простим ближнему от всего сердца его грехи, то и Господь простит нас. Простая, кто-то даже скажет, азбучная, заповедь. Да, она простая, это так. Но заповедь эта— Божественная. Посмотрите, Господь не требует от нас очень многого, Он предлагает нам то, что мы каждый из нас может сделать — простить от всего сердца, и этим уподобиться Богу: Господь по милосердию Своему прощает каждому кающемуся всякий грех.

И еще сказано в сегодняшнем Евангелии: не собирайте себе сокровищ на земле, сокровищ для наших кожаных риз, которые болеют, ветшают, которые мучают нас и мучаются сами на протяжении нашей жизни. Не собирайте для них сокровищ, собирайте сокровища там, в Эдеме, в той стране, наследниками которой вы по-настоящему являетесь, да только забыли об этом или не знали. В той стране, откуда изгнаны были наши предки, но в которую мы должны вселиться. И не просто в Эдем, а в бесконечно совершенное, чем Эдем в Новом Завете это называется Новым Иерусалимом. Каждый человек должен, если приложит к этому усилия, не только вернуться в первое, до грехопадения, состояние, но более — стать наследником Самого Бога. Это то, ради чего сотворил человека Господь Бог. Недаром ведь Адам был прельщен лукавым обещанием стать «как бог». Но ведь это и есть цель Бога по отношению к человеку — возвышения наполненного верой во Христа человека до бесконечного Божества. Это и есть цель творения.

Сразу, конечно, об этом всего не расскажешь. Но Великий пост — удивительно удобное время для углубления в вопросы духовной жизни. Потрудимся, приложим усилия и для познания, и для покаяния и для изменения жизни, для спасения души и соединения с Богом. Для исправления, по мере сил, наших ошибок, а через это, хотя бы отчасти и ошибки нашего Праотца.

Сегодня вечером, в 18 часов, чин прощения на великопостной уже вечерне, а с завтрашнего утра начинается Великий пост. Каждый из вас должен провести его по уставу Святой Церкви. Но если у кого-то болезни, немощи не дают возможности полностью совершить все, то надо подойти к священнику посоветоваться. Кому-то батюшка, быть может, особо благословит какие-то послабления, но это должно исходить не от малодушия и боязливости, а из действительного вашего состояния здоровья и возможностей, связанных с трудом. Цель поста не жестко исполнять уставы и правила, а бороться с нашими страстями. Изгонять дух противления из нашей души, тот самый дух, который вселился в нас тогда в Эдеме.

Мы в этом году будем совершать Пассии, которые будут служиться по воскресным вечерам, со второго воскресенья Великого поста. Преждеосвященные литургии будут совершать в среду и пятницу каждой недели. Еще раз напомню, что первые Преждеосвященные литургии в грядущие среду и пятницу, предназначены для очень больных людей. Не все подряд причащаются, а только те, кто не может строго поститься до субботы. А находящиеся в здравии православные христиане строго постятся до субботы, в пятницу исповедуются (все священники выйдут вечером на исповедь), и весь православный мир в субботу и воскресенье причащается Святых Христовых Таин. Еще раз напомню именно для тех, кто нацелился причащаться и в среду, и в пятницу, и в субботу, и в воскресение: первая седмица — время, предназначенное для сугубого поста, говения и покаяния. Только очень больные люди и в древности постились два дня, а уж на третий причащались, потому что до пятницы они просто физически не могли поститься. Вот для них и установлены на первой неделе Преждеосвященные литургии. А вы, если можете выстаивать по семь часов службы всю неделю, да еще дома читать по пять кафизм и все каноны и правила ко причащению, благодарите Бога за несокрушимое здоровье и посвятите эту неделю ни чему другому , а только покаянию. Причащайтесь на литургии Златоуста или Василия Великого. А уж на следующей неделе каждый из вас может причащаться на Преждеосвященных.

С праздником! С наступлением Великого поста!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector