0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Евангелие о призвании Нафанаила

Евангелие о призвании Нафанаила

Ин., 5 зач., I, 43-51

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Призвание

Этот Евангельский фрагмент говорит нам о том, что волнует всякого человека, — о призвании, об указании своего пути, по большому счету — о замысле Божьем, касающемся непосредственно его. Святое Благовестие обращено к каждому, направлено в самую сердцевину души и может быть понято не только рациональным сознанием, не только как информация «к сведению», но глубинным чувством, постигнуто изнутри экзистенциально, то есть опытно.

Как человеку узнать волю Божию, если к нему, как к праотцам, не обращается Ангел и не возвещает ему о грядущем? Не является зримо Сам Господь, как Савлу на пути в Дамаск? Если ему не снятся пророческие сны, как Иосифу Прекрасному? Наблюдайте, как вы слушаете, — отвечает на это вопрошание Господь (Лк 8:18). Слушайте и разумейте, — добавляет Он (Мф 15:10).

Вот и ученики Иоанна Крестителя Андрей и Иоанн (Богослов) услышали, как он сказал об Иисусе: Вот Агнец Божий (Ин 1:36), и пошли за Ним, и остались возле Него. Очевидно, под впечатлением этой встречи Андрей находит брата своего Симона (Петра), сообщает потрясающую весть: Мы нашли Мессию (Ин 1:41) — и приводит его к Иисусу.

На следующий же день Господь обращается к Филиппу и зовет его с Собой. Но и тут не случайно сказано, что Филипп был из Вифсаиды — из того же города, что и Андрей с Петром. Можно предположить, что и он слышал от них про Мессию, Который уже пришел. И с этим потрясающим известием он так же, как Андрей — Петра, отыскивает Нафанаила 1 со словами: Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета (Ин 1:45)… Эта новость передается из уст в уста, от брата к брату, от соседа к соседу, от друга к другу, а слушающий и разумевающий принимает ее, откликается и поступает согласно с повелением сердца.

…Так и я когда-то приходила в Церковь. Еще в конце 1970-х у меня остановилась подруга из Питера, которая приехала в Москву, чтобы принять святое Крещение, а помочь ей в этом вызвался ее приятель — брат ныне известного протоиерея и богослова. И она рассказала мне, как ее отвезли в Отрадное и как ее покрестил отец Валериан Кречетов. «И ты можешь сделать так же», — сказала она. И я послушалась и пошла за нею след в след. Потому что давно хотела покреститься, но, как и у расслабленного, лежащего возле целительной купели в Вифезде (Ин 5:2–7), «не имела человека», который бы мне помог…

Свт. Кирилл Александрийский

Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства

«Виде Иисус Нафанаила грядуща к Себе и глагола о нем: се воистину израильтянин, в немже льсти несть». Еще не употребив доказательства посредством знамений, другим способом Христос старается убедить Своих учеников, и именно наиболее благоразумнейших из приходивших к Нему, – в том (убедить), что Он хотя и есть Сын и Бог по природе, но пришел в человеческом образе для спасения всех. Какой же это способ употребил Он для удостоверения? Очевидно – Божеское знание, так как всеведение свойственно одному только Богу. Посему Он и Нафанаила принимает, не лестью увлекая его к расположению к Себе, но удостоверяя его в том, что Он знает сердца, как Бог.

5 мая. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства

Аудио

Евангелие от Иоанна, глава 1, стихи 35–51

Христос воскресе, дорогие братья и сестры! Сегодня, в среду, за богослужением читается отрывок Евангелия от Иоанна (Ин. 1, 35–51).

1.35. На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.

1.36. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.

1.37. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.

1.38. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: учитель, – где живешь?

1.39. Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.

1.40. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.

1.41. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;

1.42. и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).

1.43. На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

1.44. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

1.45. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

1.46. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

1.47. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

1.48. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

1.49. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

1.50. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

1.51. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

(Ин. 1, 35–51)

Читать еще:  Жаворонки. Видеорецепт

Строки сегодняшнего евангельского чтения повествуют о первых учениках Господа нашего Иисуса Христа.

На другой день после личного свидетельства о пришедшем Мессии Иоанн Креститель вновь стоял на берегу Иордана с двумя своими учениками, а Христос проходил вдоль берега. Иоанн Креститель понимал, что его миссия завершена, а потому побуждал своих учеников присоединиться ко Христу, и, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий (Ин. 1, 36). Основной смысл этих слов Крестителя заключался в том, что Христос есть жертва, приносимая Богом за грехи людей.

И в этих словах Иоанна отразилось замечательное ветхозаветное пророчество Исаии: как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис. 53, 7).

Повторение свидетельства о Христе произвело на двоих учеников Иоанна настолько сильное впечатление, что они пошли за Спасителем. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? (Ин. 1, 38).

В ответ Андрей и Иоанн спросили Христа о том, где Он живет, давая понять, что хотят провести с ним больше времени. Христос же сказал им: пойдите и увидите (Ин. 1, 39). Говоря так, Он не просто пригласил Андрея и Иоанна поговорить, но и пойти для обретения истины, которую только Он мог открыть. И в этом приглашении Спасителя можно увидеть символическое значение: Он обещает Своим будущим ученикам духовное просвещение и веру.

Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра (Ин. 1, 40). Второй ученик остается неназванным.

Борис Ильич Гладков отмечает: «Евангелист Иоанн, повествуя о себе, ни разу не назвал себя по имени, а только учеником. Другие же евангелисты, говоря о тех же событиях, называют Иоанном того апостола, которого избегает называть по имени сам автор последнего Евангелия. Это дает нам основание считать, что этим учеником, ставшим потом апостолом и евангелистом, был сам Иоанн. Такое заключение подтверждается еще и следующим соображением: только Иоанн Богослов повествует о призвании Иисусом первых учеников настолько обстоятельно и подробно, как мог говорить лишь бывший очевидцем».

Андрей же, найдя своего брата Симона, сказал ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос (Ин. 1, 41). Симон – сокращенный вариант еврейского имени Симеон (точнее Шимон). Греческое имя Петр является переводом арамейского слова Кифá, означающего «камень, валун, скала».

Говоря о Христе, евангелист Иоанн употребляет еврейское слово «Мессия», давая его греческий перевод «Христос». И то, и другое означает «помазанный Богом».

Когда же Петра привели ко Спасителю, Христос, взглянув на него, увидел не только рыбака-галилеянина, но также и камень – один из первых в величественном здании Церкви, а потому сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр) (Ин. 1, 42).

На другой день Спаситель пожелал идти в Галилею и призвал следовать за Собой Филиппа, а тот, найдя своего друга Нафанаила, сказал ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета (Ин. 1, 45).

Однако Нафанаил принадлежал к разряду тех людей, которые стараются предварительно убедиться в истинности того, во что им предлагают верить. На слова Филиппа он ответил следующим образом: из Назарета может ли быть что доброе? (Ин. 1, 46). По-видимому, Нафанаил разделял общий со многими иудеями предрассудок, что Христос, как царь с земным величием, придет и явится во славе среди высшего иерусалимского общества.

Читать еще:  Женщина с сосудом мира: благодарение Богу

Кроме того, Галилея пользовалась тогда дурной славой среди иудеев, и Назарет, этот маленький городок, упоминания о котором не было в Ветхом Завете, казалось, никоим образом не мог быть местом рождения обещанного пророками Мессии.

Филипп же был мудрее. Не споря с Нафанаилом, он просто призвал его пойти и посмотреть самому.

Византийский богослов XII века Евфимий Зигабен поясняет: Филипп, зная, что «Нафанаил сведущ в законе и Писаниях пророческих и что он весьма осторожен в этом отношении, как это и Христос засвидетельствовал, и самое дело показало, – отсылает его к Моисею и пророкам, чтобы этим сделать свое свидетельство об Иисусе Христе более достоверным».

Будучи человеком откровенным и искренним, желая исследовать, насколько верно то, о чем рассказал ему друг, Нафанаил тотчас же пошел ко Христу. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, сказал: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1, 47).

Чтобы окончательно рассеять его сомнения, Господь явил Свое Божественное всеведение, намекнув на одно таинственное обстоятельство, смысл которого не был известен никому, кроме самого Нафанаила: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя (Ин. 1, 48) .

Что именно было с Нафанаилом под смоковницей, сокрыто от нас, но по всему видно, что здесь заключена какая-то тайна, о которой мог знать только Бог. И это откровение настолько поразило Нафанаила, что все его сомнения мгновенно рассеялись: он понял, что перед ним не просто человек, а Некто, одаренный Божественным всеведением.

Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Есть предположение, что Нафанаил имел обычай совершать установленную молитву под смоковницей и, вероятно, в тот раз во время молитвы испытал какие-то особенные переживания, которые ярко отложились у него в памяти и о которых не мог знать никто из людей. Вот, вероятнее всего, почему слова Господа сразу пробудили в нем такую горячую веру в Него как в Сына Божия, Которому открыты состояния человеческой души».

Нафанаил уверовал во Иисуса Христа как в Божественного Посланника-Мессию, выразив это словами: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев (Ин. 1, 49). Царь Израилев – мессианский титул, указывающий на происхождение от Давида, которому Богом было обещано, что его потомок будет править Израилем вечно.

Далее Господь предрекает Своим последователям, что духовными очами они увидят Его славу и что через воплощение Сына Божьего, ставшего теперь Сыном Человеческим, исполнилось древнее пророчество о соединении неба с землей таинственной лестницей, которую видел во сне ветхозаветный патриарх Иаков (см. Быт. 28, 11–17).

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о встрече человека и Бога и открывают нам удивительную истину: еще до того момента, как мы узнаем о Христе, Он видит каждого из нас и слышит наши чаяния и надежды.

Спаситель готов открыть каждому человеку истинную картину этого мира: для этого нам необходимо лишь проявить решимость следовать за Христом и быть Его свидетелями в этом мире.

Евангелие 1-й Недели поста, Торжество Православия, о призвании апостолов: «Отныне будете видеть небо отверстым»

Первый воскресный день Великого Поста… Торжество Православия… В этот день Церковь празднует победу над ересью иконоборчества и над всеми другими ересями. А на Божественной Литургии в храме звучит отрывок из Евангелия от Иоанна о призвании Господом апостола Нафанаила (Ин. 1: 43-51).

…Ко времени призвания апостола Нафанаила у Спасителя было всего три ученика — апостолы Андрей (Первозванный), Петр и Филипп. Все втроем они были родом из одного маленького рыбацкого городка Вифсаиды. Почему Господь выбрал первых учеников из числа простых тружеников? Возможно, потому что основные качества галилейских рыбаков — простота, трудолюбие, крепкая вера («кто в море не хаживал, тот Богу не маливался»), — были по сердцу Спасителю. Так простота, вера и смирение в лице 12-ти апостолов легли в основание стен Небесного Иерусалима, изображенного в Откровении апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Апокалипсисе). «. Стена города (Небесного Иерусалима) имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца (Апок. 21:14)».

Призвание апостола Филиппа поражает своей лаконичностью. «На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною» (Ин. 1:43). Святой евангелист Иоанн умалчивает об ответе Филиппа. А один из толкователей Священного Писания блаженный Феофилакт Болгарский (XII в.), пытаясь понять, как «апостолы оставляли все и следовали за Христом» (см. Мф. 19:27), приходит к выводу, что голос Спасителя имел удивительное свойство производить в душах слушающих «некое уязвление любви». Речь Господа тотчас воспламеняла в сердцах людей (способных принять Слово Божие) любовь к Нему. Не зря апостолы Лука и Клеопа после встречи с воскресшим Спасителем указывали именно на это свойство в знак истинности явления им Иисуса: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге?» (Лк. 24:32).

Затем «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, Сына Иосифова, из Назарета» (Ин. 1: 45). Не звучит ли в этих словах «горение сердца» Филиппа, изменение, которое произошло в его душе, исповедание Иисуса — Спасителем мира. Свойство истинной любви — делиться душевным теплом с близкими людьми, поэтому Филипп поспешил к своему другу и единомышленнику, чтобы и тот ощутил радость от причастия к небесной тайне.

Читать еще:  Что для Вас значит Великий пост? Валерий Трошин

Однако Нафанаил, что в переводе значит «дарованный Богом» (в Новом Завете апостол Нафанаил встречается и под другим именем — Варфоломей), был не из тех, кто тотчас принимает сказанное на веру. «Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? (Ин. 1:46) » По мнению одного из толкователей Святого Евангелия профессора Александра Лопухина (XIX в.), город Назарет у галилеян пользовался недоброй славой. Впрочем, с другой стороны, скептический ответ Нафанаила мог быть вызван тем, что будущий апостол хорошо знал пророчества о Спасителе, согласно которым Мессия должен был родиться в Вифлееме, а не в Назарете. Такой точки зрения придерживался, например, византийский богослов Евфимий Зигабен (XII в.). «Филипп говорит ему: пойди и посмотри » (Ин.1:46).

Увидев Нафанаила, Господь первый обратился к нему с приветствием, отмечая, что видит перед собой человека, вполне достойного стать проповедником веры. «. Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин.1:47). Очевидно, эти слова были адресованы не столько самому Нафанаилу, сколько тем людям, кто присутствовал при встрече. Нафанаил поставляется им в пример, ведь «не иметь лукавства» в душе может только очень совестливый и мужественный человек.

Однако Нафанаил, имея твердый характер, не принимает похвалу на свой счет и спрашивает, возможно, даже с неким вызовом: «. Почему Ты знаешь меня?» (Ин. 1:48) Столь прямой вопрос, пожалуй, мог бы смутить любого, но не Господа, Который предвидел ответ Нафанаила и как на ладони видел все что происходило в его душе. «. Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Ин. 1:48).

Толкователи Евангелия по-разному объясняют причину необыкновенного воздействия на будущего апостола Нафанаила этих незамысловатых слов. Евфимий Зигабен, например, полагает, что Господь знал о том, где находился Нафанаил прежде, чем его позвал Филипп, — под смоковницей, — и такая прозорливость глубочайшим образом впечатлила душу Нафанаила. А профессор Александр Лопухин предполагает, что под смоковницей произошло неизвестное, таинственное событие, о котором мог знать только сам Нафанаил.

Что это было за событие — остается тайной, однако чрезвычайность его очевидна, потому что Нафанаил, человек твердого нрава, мужественный и не склонный делать скоропалительные выводы, вдруг преображается и отвечает как истинный ученик Христа: «. Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин. 1:49). Можно предположить, что под смоковницей Нафанаил пережил особое духовное состояние. Может быть, это было чувство близости Бога, Божьего присутствия, случающееся в моменты искренней молитвы. Не исключено, что Ангел Божий мог коснуться его сердца, предрекая о готовящемся важном событии, способном повлиять на будущую жизнь Нафанаила.

Господь с радостью принимает обращение нового ученика и обещает ему, да и всем нам, кто решился стать христианином, еще большее. «. Ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. . Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин.1:50, 51). По мнению профессора А.Лопухина, «восхождение и нисхождение» Ангелов Божиих имеет отношение к видению праотца Иакова: «И увидел (Иаков) во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (Быт. 28:12). Слова Господа о том, что апостолы будут видеть Ангелов Божиих, следует понимать в таинственном, духовном смысле. Спаситель Сам стал примирителем Неба и земли. Верующие в Него обретают уже здесь, на земле, общение с небом, Ангелами и святыми.

Но для того, чтобы Ангелы Божии могли выполнять Божии повеления «восходя и нисходя к Сыну Человеческому», живущему в нас, вера должна быть чистой, свободной от самолюбия и заблуждений. Вера должна быть здравой, крепкой, основанной на соборном учении Церкви и святых отцов, должна быть правильной, истинной, Православной. Предназначение такой веры — преодоление всех препятствий на своем пути. Такая вера не может не торжествовать.

Ст. 47-49 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев

Почему Нафанаил так скоро уверовал во Христа, увидев Его и поговорив с Ним? Он увидел прозорливость Иисуса Христа. Лишь взглянул на Нафанаила Иисус Христос, как узнал, каков он человек, и высказал: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства, т. е. настоящий израильтянин, который имеет простое, нелукавое сердце, всегда прямо говорит то, что думает. Еще, на месте, где Филипп увиделся с Нафанаилом, кроме их двоих, никого не было; между тем Иисус Христос указал даже и дерево, под которым происходило это свидание и время разговора.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector