0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Иуда Искариот: предатель, а не «исполнитель Промысла»

Иуда Искариот: предатель, а не «исполнитель Промысла»

Имя Иуда встречается в Библии довольно часто. Иудой звали одного из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Именно его потомкам досталась земля, которую назвали Иудеей.

Иуда Маккавей был одним из героев освободительной войны еврейского народа против сирийского военачальника Антиоха Епифана.

Имя Иуда носили сразу несколько учеников Спасителя. Но в нашем сознании это имя прочно связано только с одним человеком — с Иудой Искариотом, который предал Иисуса Христа.

Хотя первосвященникам, замыслившим убийство Спасителя, Иуда подвернулся очень вовремя, они могли бы обойтись и без его услуг: нанять кого-нибудь, выследить Иисуса и в удобный момент схватить. Иуда же всего лишь подсказал им удобное место и время — чтобы, как они и хотели, взять Учителя втайне, без огласки. Это предательство не было каким-то грандиозным, ужасным в своем величии. Вовсе нет! Это был поступок мелкий, и получил за него Иуда мелочь — тридцать сребреников. Столько стоил в ту пору беглый раб. В такую сумму оценили люди и своего Бога, как предсказал еще пророк Иеремия.

Зачем Иуда это сделал?

Есть популярная версия: мол, Иуда выступил послушным орудием Божиего Промысла. Чтобы спасти людей от греха и власти дьявола, Христу надлежало пострадать — значит, кто-то должен был предать Его в руки палачей. Эту роль и взял на себя Иуда. Через него, говорят приверженцы этой версии, свершилась воля Божия, и никаких претензий к нему быть не может.

С этим нельзя согласиться по очень простой причине: Бог никогда не отнимает у человека его свободную волю (разве только вместе с рассудком), и, хотя Он старается обращать ко благу даже наши дурные поступки, добрыми они от этого не становятся. Об этом ясно говорит апостол Павел: «Не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых» (Рим. 3:8). Не будь Иуды, первосвященники обязательно нашли бы другой способ арестовать и казнить Иисуса Христа. И из того факта, что в результате предательства Иуды Господь претерпел страшную смерть на Кресте и тем самым избавил нас от неизбежной гибели, вовсе не следует, что мотивы Иуды были благородными.

Другая версия рисует Иуду пламенным борцом за освобождение Иудеи от власти римлян, который очень рассчитывал на то, что царем станет Христос. Взяв власть в свои руки, Иисус легко изгонит оккупантов и вернет Израилю былое величие — так мог рассуждать Иуда вместе с другими иудеями-патриотами. Есть даже предположение, что прозвище Искариот не связано с происхождением Иуды, как принято считать («иш-керийот» — из некоего селения Кериот), а является искаженным словом «сикарий» — «борец за независимость».

Иуда вовсе не собирался предавать Христа, объясняют приверженцы этой теории. Просто, увидев, что Тот не спешит брать земную власть в Свои руки, он решил «ускорить процесс» — спровоцировать ситуацию, которая вынудила бы Христа действовать. Когда же Иисуса арестовали и осудили, Иуда понял, что просчитался, пошел и удавился.

Патриотов в Иудее в ту пору действительно было немало, но с образом пламенного борца за независимость как-то не вяжется одно замечание из Евангелия от Иоанна. Там сказано, что Иуда «был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12:6). Носил, время от времени запуская туда руку, в один голос поясняют комментаторы этого отрывка. То есть Иуда обкрадывал не просто каких-то богатых людей (такое у революционеров случается). Он воровал деньги у своих же! У общины, собравшейся вокруг Иисуса Христа!

Объясняет ли это как-то его поступок? На первый взгляд, нет. Не на тридцать же сребреников польстился Иуда. В конце концов, продолжай он ходить с Христом и потихоньку подворовывать из ящика, в который собирали пожертвования, он со временем накопил бы значительно бóльшую сумму.

Но с другой стороны. Человек, в котором живет страсть, не может чувствовать себя спокойно в присутствии Бога. Видя красоту и достоинство Христа, Иуда наверняка остро переживал свое собственное недостоинство. Раньше или позже, но его разрыв со Христом был неминуем. И он произошел во время Тайной Вечери, когда бывший ученик встал и ушел. Не раз и не два Господь давал Иуде понять, что его намерения для Него открыты. Он же ясно сказал апостолам: «Один из вас предаст Меня». Даже тогда Иуда мог одуматься и остановиться. Но, покинув Тайную Вечерю, он сделал свой выбор.

Впрочем, покаяться было не поздно и потом. Иуда даже успел сделать шаг к покаянию: узнав, что Учитель осужден на смерть, он вернулся к первосвященникам и швырнул деньги оземь со словами: «Предал я кровь невинную». Но следующий его шаг был трагичен: Иуда бежал вон из города и свел счеты с жизнью. Хотя мог бы, например, свидетельствовать в защиту Христа на суде у Пилата. Или хотя бы омыть слезами подножие Его Креста. А потом проповедовать о Христе в разных землях, как это сделали другие апостолы, и, может быть, мученической кончиной искупить свою вину.

Ничего из этого Иуда не сделал. Он раскаялся, но не покаялся. Смятенной, озлобленной и испуганной ушла в вечность его душа. Душа человека, предавшего Бога.

Иуда Искариот: предатель, а не «исполнитель Промысла»

Что мы наделали! 🔥 Готовим к старту новый проект – подкаст «РайСовет». Поговорим о важном и актуальном.

— Единственное, что я нашел после увольнения — школа для сирот. И вот с января месяца начался кошмар. Хамство, нецензурная брань, издевательство моих учеников — из-за этого я несколько раз вставал посреди урока и уходил из школы, думая, что ноги моей здесь больше не будет. Но к вечеру успокаивался и шел на следующий день опять. Так продолжалось и третью, и четвертую четверти. А потом — летние каникулы.

В сентябре прихожу в школу, вхожу в класс. Как-то непривычно тихо. Ученики сидят смирно и вопросительно на меня смотрят, на моем столе стоит чашка с чаем и булочка.

«А мы думали, вы к нам больше не придете никогда», — услышал от учеников.

Новый номер «Фомы»!

Вопрос номера: Почему Бог исполняет не все наши просьбы? Отвечает диакон Игорь Цуканов

Также в выпуске:
— 25 лет журналу «Фома»! Публикуем несколько текстов: о смыслах, которые мы вкладывали в название журнала, о жизни апостола Фомы, в честь которого это название и дано, и о том, каким принципам мы следуем вот уже четверть века, даже если это кому-то не нравится;
— Беседа Главного редактора «Фомы» Владимира Легойды @vladimirlegoyda и Ген.директора телеканала «Спас» Бориса Корчевникова;
— «Я просила Господа, чтобы Он присмотрел за мной». История Елены Попович, автора фильма про святого Нектария Эгинского;
— Вырица, где жил святой с удивительной судьбой.
— «До сих пор ходят слухи, что я миллионерша, которая уехала в Москву и живет на Рублевке» История женщины, которая однажды поменяла в своей жизни всё;
— Не могу любить свою мать. Что делать? Отвечает психолог;
— Опасно ли быть богатым? Несколько евангельских историй про деньги.

Сегодняшний праздник связан с именем святой царицы Елены, матери императора Константина Великого, которая в 326 году отправилась из Рима в Иерусалим на поиски Креста. После распятия Спасителя он был утерян. В первые годы, даже десятилетия после смерти и воскресения Иисуса никому не приходило в голову поклоняться орудию казни. Слишком страшным был сам этот образ.

Рассказываем, почему же вплоть до IV века никто не пытался найти Крест? Что приключилось с ним после того, как его обнаружили? Где сегодня можно увидеть частицы Креста, и есть ли они в России?

Читать еще:  Великий пост: календарь питания по дням

Как увлекательно и доходчиво рассказывать детям о Христе, святых, нашей вере? Многим мамам и папам, бабушкам и дедушкам трудно самим справиться с такой задачей. Поэтому журнал «Фома» создал рубрику «Читаем вместе с детьми».

В ней профессиональные писатели пересказывают для детей евангельские истории и жития великих святых, а художники создают теплые рисунки в лучших традициях отечественной книжной иллюстрации.

На основе нашей рубрики мы уже выпустили целый журнал детских рассказов и получили множество благодарностей от родителей. Поэтому хотим продолжать писать о Христе, святых, православии для маленьких христиан.

Для этого нам нужно 264 000 рублей в год на оплату труда писателей, иллюстраторов, редакторов и корректоров. При этом уже 25 лет «Фома» существует благодаря помощи читателей.

Целомудрие — это про сексуальную жизнь?

Целомудрие — это о здоровом духовном, душевном и телесном состоянии, о целостной личности, умеющей жить с Богом, умеющей любить. Да, в обыденном сознании это слово чаще ассоциируется только с вопросами физической близости, но на деле это значительно более широкое церковное понятие.

Церковь признает, что состояние, в котором мы родились и живем, — это состояние греха, глубочайшего искажения, унаследованное от падшего Адама. Избавиться от него мы можем лишь через стремление приблизиться к Богу — к тому идеалу, который предлагает нам христианство. Так, апостол Павел говорит: Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп 2:5). Он имеет в виду, что человек должен быть похож на Иисуса Христа — вмещать в себе отражение всех Его качеств. Такие добродетели Церковь и определила словом целомудрие.

При этом нам нужно помнить, что союз всех добродетелей — любовь. То есть целомудрие — это в конечном счете умение любить.

Что ожидает блудников и что не так в добрачных связях? — священник объясняет это непонятное слово «целомудрие»

Откуда мы знаем про Рождество Богородицы?

События праздника описываются в тексте «Протоевангелие Иакова». Название этому апокрифу дал французский иезуит Гильмом Постель (1510-1581), который во время путешествия по Востоку нашел этот литературный памятник и опубликовал его на латинском языке.

«Протоевангелием» этот текст был назван потому, что события, описанные в нем, предшествуют рождение Иисуса Христа. А указание на авторство апостола Иакова приводится в самом сочинении.

Изначальным же названием этого апокрифа, вероятнро, было «Рождество Марии» или «Откровение Иакова».

В результате нападения злоумышленника на Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ) в понедельник 20 сентября, по меньшей мере, 8 человек погибли и более 20 пострадали.

По информации Следственного комитета России, стрельбу на территории одного из корпусов открыл студент этого ВУЗа, личность которого уже установлена.

В мае этого года подобный инцидент произошел в Казани — жертвами 19-летнего Ильназа Галявиева, устроившего стрельбу в здании школы № 175, тогда стали 9 человек.

Сегодняшняя трагедия в Перми ужасает своей рациональностью. Преступник не просто долго готовился, он ещё и оставил подробнейшее изложение каждого из этапов подготовки, смакуя, насколько ловко смог обойти все формальные и неформальные преграды для реализации своего страшного замысла. Мозги у него работали безошибочно. Его главная проблема – явно не в области ментальной, а именно в отнологии, в смысле его жизни. Во всём произошедшем явным образом видится что-то откровенно демоническое, всё просчитано холодным разумом, чуждым любви – к кому бы то ни было, включая себя самого. И всё это – с жутким позёрством, с дьявольским вывертом… как же это страшно. «Единицы из вас заслуживают существования… всё вокруг выглядит так искусственно, как во сне… ещё со времён начальной школы я понял, что мне нравится причинять людям боль… их страдания, страх на лицах, эти эмоции я в них понимал, ведь они были искренние…» Какие это жуткие, леденящие душу слова.

Нелюбовь. У меня нет другого слова, чтобы описать причину. Скоро многое мы узнаем о преступнике, возможно, и психиатрический диагноз тоже – но в одном нет сомнений: в глубине души – нелюбовь и крик боли. Как же страшен человек, у которого почему-то так и не затеплилась в душе самое главное – способность любить – без разницы, кого или что. Почему этот крик захлёбывающегося в собственном аду никто не услышал? Не потому ли он переступил эту крайнюю черту, чтобы убедиться: все и всё вокруг – ненастоящее? Реально только то, что у него «раскалывается от звона голова» – и вот, ещё одна личность превращается в неуправляемую взрывную реакцию…

А ведь иногда может показаться, что любовь – всего лишь «дополнительная опция» жизни. Без которой, в принципе, можно и обойтись. Нет, не обойтись. Только проживание любви даёт человеку ощущение настоящести, подлинности и себя самого, и других людей, и мира, и Божественного присутствия. Когда этого нет – то будет только одна большая, страшная, уничтожающая всё вокруг боль.

Пермь. Молимся

Предположительно больше 10 человек пострадали в результате нападения в понедельник 20 сентября на один из корпусов Пермского государственного университета (ПГНИУ).

Сочинение Любовь и предательство в повести Андреева Иуда Искариот

Книга «Иуда Искариот» была написана с психологическим пониманием всех человеческих действий. В творении Андреев раскрыл суть жизнедеятельности всех героев. После первого выхода книги, критики раскритиковали произведение Андреева, сказав, что в нем много пессимизма и драматизма. Члены православной церкви выразили отрицательные мнения по поводу того, что основным героем книги является Иуда.

В книге описаны все слабые и сильные качества характера героя. Автор описал жизнь Иуда по годам от младенчества до того, как герой стал апостолом Иисуса. В повести Иуда был описан как правдивый и жестокий, порочный человек. Его главными пороками были предательство, осуждение и воровство.

Герой узнал от других апостолов, что Иисуса Христоса вскоре казнят, и он будет распят на кресте. Узнав об этом, Иуда не предпринял никаких действий, чтобы спасти великого учителя. Вместо этого он осуждал помощников Христа. Хотя виновником распятия выступал именно Иуда.

Свою вину герой никак не мог признать. Он считал себя правильным и хорошим человеком. Наоборот герой был жестоким человеком с низкими моральными ценностями. Писатель описал его как страшного человека с низкой душой. Внешний облик героя соответствовал его внутренним человеческим качествам. В книге Иуда постоянно лгал и рассказывал страшные истории, добавляя слова от себя. Иисус принимал все недостатки своего апостола. Кроме того его ложь не приносила никакого вреда. Кроме лжи, Иуда жаловался на окружающих людей.

Отношение и доверие Христа портятся после кражи козленка в одном поселке. Христа стали подозревать в воровстве. Перед жителями поселка Иуда прилюдно осудил своего учителя. По мнению Иисуса никто не вправе судить другого человека. Иисусу с апостолами удается сбежать, благодаря обману Иуды. Герой ждал похвалы от учителя. Но Христос был в гневе, поскольку он не поддерживал ложь ни в каких обстоятельствах. Автор принял сторону Иуды и проявлял жалость. Герой испытывал горе, тоску и одиночество. Его обида на учителя росла с каждым днем. Он стал изгоем среди апостолов. Несмотря на это Иуда не хотел уходить от учителя. Автор объяснил, что Иуда любил и почитал учителя. При этом герой не мог подчиняться Христу.

  • Автор: Л. Н. Андреев
  • Произведение: Иуда Искариот
  • Это сочинение списано 32 692 раз

Известный русский писатель Серебряного века Л. Андреев остался в истории русской литературы как автор новаторской прозы. Его произведения отличались глубоким психологизмом. Автор пытался проникнуть в такие глубины человеческой души, куда не заглядывал никто. Андреев хотел показать действительное положение вещей, срывал покров лжи с привычных явлений социальной и духовной жизни человека и общества.

Жизнь русских людей на рубеже XIX–XX веков давала мало поводов для оптимизма. Критики упрекали Андреева в невероятном пессимизме, видимо, за объективность показа действительности. Писатель не считал нужным искусственно создавать благостные картины, придавать злу приличный вид. В своем творчестве он вскрывал истинную суть незыблемых законов общественной жизни и идеологии. Вызывая шквал критики в свой адрес, Андреев рискнул показать человека во всех его противоречиях и тайных помыслах, вскрыл лживость любых политических лозунгов и идей, писал о сомнениях в вопросах православной веры в том виде, в каком ее преподносит церковь.

Читать еще:  Прощеное воскресенье и чин прощения

В рассказе «Иуда Искариот» Андреев дает свою версию известной евангельской притчи. Он говорил, что написал «нечто по психологии, этике и практике предательства». В рассказе рассматривается проблема идеала в человеческой жизни. Иисус и есть такой идеал, а его ученики должны проповедовать его учение, нести свет истины в народ. Но центральным героем произведения Андреев делает не Иисуса, а Иуду Искариота, человека энергичного, активного и полного сил.

Для полноты восприятия образа писатель подробно описывает запоминающуюся внешность Иуды, череп которого был «точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу… Двоилось и лицо Иуды». Одиннадцать учеников Христа выглядят невыразительно на фоне этого героя. Один глаз Иуды живой, внимательный, черный, а другой – неподвижен, как слепой. Андреев обращает внимание читателей на жесты Иуды, манеру его поведения. Герой низко кланяется, выгибая спину и вытягивая вперед бугроватую, страшную голову, а «в припадке робости» закрывает живой глаз. Его голос, «то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины», то тонкий, «досадно жидкий и неприятный». Общаясь с другими людьми, он постоянно кривляется.

Писатель знакомит нас и с некоторыми фактами биографии Иуды. Прозвище свое герой получил, так как пришел из Кариота, живет один, бросил жену, детей у него нет, видимо, Бог не хочет от него потомства. Иуда много лет бродяжничает, «всюду лжет, кривляется, зорко высматривает что-то своим воровским глазом; и вдруг уходит внезапно».

В Евангелии история Иуды – это краткий рассказ о предательстве. Андреев же показывает психологию своего героя, подробно рассказывает, что было до и после предательства и чем оно вызвано. Тема предательства возникла у писателя не случайно. Во время первой русской революции 1905–1907 годов он с удивлением и презрением наблюдал, сколько вдруг появилось предателей, «как будто они произошли не от Адама, а от Иуды».

В рассказе Андреев отмечает, что одиннадцать учеников Христа постоянно спорят между собой, «кто больше любви заплатил», чтобы быть приближенным к Христу и обеспечить себе в будущем вхождение в царствие небесное. Эти ученики, которых позже назовут апостолами, относятся к Иуде с презрением и брезгливостью, как и к другим бродягам и нищим. Они углублены в вопросы веры, занимаются самосозерцанием и отгородились от людей. Иуда у Л. Андреева не витает в облаках, он живет в реальном мире, крадет деньги для голодной блудницы, спасает Христа от агрессивной толпы. Он играет роль посредника между людьми и Христом.

Иуда показан со всеми достоинствами и недостатками, как всякий живой человек. Он сообразителен, скромен, всегда готов помочь спутникам. Андреев пишет: «…прост, мягок и в то же время серьезен был Искариот». Показанный со всех сторон, образ Иуды оживает. Ему присущи и негативные черты, которые возникли у него за время бродяжничества и поиска куска хлеба. Это лживость, ловкость и коварство. Иуду мучает то, что Христос никогда не хвалит его, хотя и позволяет вести хозяйственные дела и даже брать деньги из общей кассы. Искариот заявляет ученикам, что не они, а именно он будет рядом с Христом в царствии небесном.

Иуду интригует тайна Христа, он чувствует, что под личиной обычного человека скрывается что-то великое и чудесное. Решив предать Христа в руки властей, Иуда надеется, что Бог не допустит несправедливости. До самой смерти Христа Иуда следует за ним, каждую минуту ожидая, что его мучители поймут, с кем имеют дело. Но чуда не происходит, Христос терпит побои стражников и умирает как обычный человек.

Придя к апостолам, Иуда с удивлением отмечает, что в эту ночь, когда мученической смертью умер их учитель, ученики ели и спали. Они горюют, но жизнь их не изменилась. Напротив, теперь они уже не подчиненные, а каждый самостоятельно собирается нести людям слово Христа. Иуда называет их предателями. Они не защищали своего учителя, не отбили его у стражников, не созвали народ на защиту. Они «теснились, как кучка испуганных ягнят, ничему не мешая». Иуда обвиняет учеников во лжи. Никогда они не любили учителя, иначе бросились бы на помощь и умерли бы за него. Любовь спасает, не зная сомнений.

Иоанн говорит, что Иисус сам хотел этой жертвы и жертва его прекрасна. На что Иуда гневно отвечает: «Разве есть прекрасная жертва, что ты говоришь, любимый ученик? Где жертва, там и палач, и предатели там! Жертва – это страдания для одного и позор для всех. Слепцы, что вы сделали с землею? Вы погубить ее захотели, вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Иисуса!» Иуда, чтобы окончательно проверить учеников, говорит, что идет к Иисусу на небо, чтобы уговорить его вернуться на землю к людям, которым он нес свет. Искариот призывает апостолов последовать за ним. Никто не соглашается. Рванувшийся было Петр тоже отступает.

Рассказ заканчивается описанием самоубийства Иуды. Он решил повеситься на суку дерева, растущего над пропастью, чтобы, если веревка оборвется, упасть на острые камни и точно вознестись к Христу. Набрасывая веревку на дерево, Иуда шепчет, обращаясь к Христу: «Так встреть же меня ласково. Я очень устал». Наутро тело Иуды сняли с дерева и бросили в ров, прокляв его как предателя. И остался на веки веков в памяти людей Иуда Искариот, Предатель.

Такая версия евангельского сюжета вызвала волну критики со стороны церкви. Целью Андреева было пробудить сознание людей, заставить их задуматься над природой предательства, над своими поступками и мыслями.

  • Азы православия
  • Проповеди
  • Аудио
  • Видео

Пасхальное послание Предстоятеля Украинской Православной Церкви.

В Великую Субботу утром во время богослужения в храмах читаются паремии — отрывки из Ветхого Завета. Всего их 15. В них содержатся пророчества об искупительной жертве Спасителя, Его Воскресении и будущей славе Церкви.

Великий Четверг — день, когда Церковь вспоминает Тайную Вечерю, во время которой Иисус Христос установил Таинство Евхаристии. Что такое Евхаристия? Почему для верующих так важно Причастие?

Сегодняшний праздник — праздник Божественного торжества. В этот день весь город пришел в движение (Мф. 21:10), народ спешил навстречу Христу, направляющемуся в Иерусалим.

Благовещение Божией Матери Святая Церковь называет началом нашего спасения.

В пятое воскресенье Великого поста во время Литургии звучит Евангельский отрывок об

Поэтический реквием по разрушенному Иерусалиму и пленению иудейского народа. Книга-страдание, книга, кричащая к Богу. Что скрывает в себе Плач Иеремии, как он отозвался в мировой истории и культуре и чем он важен для нас сегодня?

В среду пятой недели Великого поста вечером во всех храмах состоится особое богослужение, совершаемое раз в году, — Мариино стояние. Во время этой службы будет прочитан весь Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

У меня не получается проникнуться верой всей душой. Я стараюсь соблюдать посты, причащаться, читать утреннее и вечернее правило, но ощущение такое, что всё это внешнее, неглубокое.

Сочинение Любовь и предательство в повести Андреева Иуда Искариот

Книга «Иуда Искариот» была написана с психологическим пониманием всех человеческих действий. В творении Андреев раскрыл суть жизнедеятельности всех героев. После первого выхода книги, критики раскритиковали произведение Андреева, сказав, что в нем много пессимизма и драматизма. Члены православной церкви выразили отрицательные мнения по поводу того, что основным героем книги является Иуда.

В книге описаны все слабые и сильные качества характера героя. Автор описал жизнь Иуда по годам от младенчества до того, как герой стал апостолом Иисуса. В повести Иуда был описан как правдивый и жестокий, порочный человек. Его главными пороками были предательство, осуждение и воровство.

Герой узнал от других апостолов, что Иисуса Христоса вскоре казнят, и он будет распят на кресте. Узнав об этом, Иуда не предпринял никаких действий, чтобы спасти великого учителя. Вместо этого он осуждал помощников Христа. Хотя виновником распятия выступал именно Иуда.

Читать еще:  Канон Андрея Критского: опять о том, какие мы плохие?

Свою вину герой никак не мог признать. Он считал себя правильным и хорошим человеком. Наоборот герой был жестоким человеком с низкими моральными ценностями. Писатель описал его как страшного человека с низкой душой. Внешний облик героя соответствовал его внутренним человеческим качествам. В книге Иуда постоянно лгал и рассказывал страшные истории, добавляя слова от себя. Иисус принимал все недостатки своего апостола. Кроме того его ложь не приносила никакого вреда. Кроме лжи, Иуда жаловался на окружающих людей.

Отношение и доверие Христа портятся после кражи козленка в одном поселке. Христа стали подозревать в воровстве. Перед жителями поселка Иуда прилюдно осудил своего учителя. По мнению Иисуса никто не вправе судить другого человека. Иисусу с апостолами удается сбежать, благодаря обману Иуды. Герой ждал похвалы от учителя. Но Христос был в гневе, поскольку он не поддерживал ложь ни в каких обстоятельствах. Автор принял сторону Иуды и проявлял жалость. Герой испытывал горе, тоску и одиночество. Его обида на учителя росла с каждым днем. Он стал изгоем среди апостолов. Несмотря на это Иуда не хотел уходить от учителя. Автор объяснил, что Иуда любил и почитал учителя. При этом герой не мог подчиняться Христу.

  • Автор: Л. Н. Андреев
  • Произведение: Иуда Искариот
  • Это сочинение списано 32 692 раз

Известный русский писатель Серебряного века Л. Андреев остался в истории русской литературы как автор новаторской прозы. Его произведения отличались глубоким психологизмом. Автор пытался проникнуть в такие глубины человеческой души, куда не заглядывал никто. Андреев хотел показать действительное положение вещей, срывал покров лжи с привычных явлений социальной и духовной жизни человека и общества.

Жизнь русских людей на рубеже XIX–XX веков давала мало поводов для оптимизма. Критики упрекали Андреева в невероятном пессимизме, видимо, за объективность показа действительности. Писатель не считал нужным искусственно создавать благостные картины, придавать злу приличный вид. В своем творчестве он вскрывал истинную суть незыблемых законов общественной жизни и идеологии. Вызывая шквал критики в свой адрес, Андреев рискнул показать человека во всех его противоречиях и тайных помыслах, вскрыл лживость любых политических лозунгов и идей, писал о сомнениях в вопросах православной веры в том виде, в каком ее преподносит церковь.

В рассказе «Иуда Искариот» Андреев дает свою версию известной евангельской притчи. Он говорил, что написал «нечто по психологии, этике и практике предательства». В рассказе рассматривается проблема идеала в человеческой жизни. Иисус и есть такой идеал, а его ученики должны проповедовать его учение, нести свет истины в народ. Но центральным героем произведения Андреев делает не Иисуса, а Иуду Искариота, человека энергичного, активного и полного сил.

Для полноты восприятия образа писатель подробно описывает запоминающуюся внешность Иуды, череп которого был «точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу… Двоилось и лицо Иуды». Одиннадцать учеников Христа выглядят невыразительно на фоне этого героя. Один глаз Иуды живой, внимательный, черный, а другой – неподвижен, как слепой. Андреев обращает внимание читателей на жесты Иуды, манеру его поведения. Герой низко кланяется, выгибая спину и вытягивая вперед бугроватую, страшную голову, а «в припадке робости» закрывает живой глаз. Его голос, «то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины», то тонкий, «досадно жидкий и неприятный». Общаясь с другими людьми, он постоянно кривляется.

Писатель знакомит нас и с некоторыми фактами биографии Иуды. Прозвище свое герой получил, так как пришел из Кариота, живет один, бросил жену, детей у него нет, видимо, Бог не хочет от него потомства. Иуда много лет бродяжничает, «всюду лжет, кривляется, зорко высматривает что-то своим воровским глазом; и вдруг уходит внезапно».

В Евангелии история Иуды – это краткий рассказ о предательстве. Андреев же показывает психологию своего героя, подробно рассказывает, что было до и после предательства и чем оно вызвано. Тема предательства возникла у писателя не случайно. Во время первой русской революции 1905–1907 годов он с удивлением и презрением наблюдал, сколько вдруг появилось предателей, «как будто они произошли не от Адама, а от Иуды».

В рассказе Андреев отмечает, что одиннадцать учеников Христа постоянно спорят между собой, «кто больше любви заплатил», чтобы быть приближенным к Христу и обеспечить себе в будущем вхождение в царствие небесное. Эти ученики, которых позже назовут апостолами, относятся к Иуде с презрением и брезгливостью, как и к другим бродягам и нищим. Они углублены в вопросы веры, занимаются самосозерцанием и отгородились от людей. Иуда у Л. Андреева не витает в облаках, он живет в реальном мире, крадет деньги для голодной блудницы, спасает Христа от агрессивной толпы. Он играет роль посредника между людьми и Христом.

Иуда показан со всеми достоинствами и недостатками, как всякий живой человек. Он сообразителен, скромен, всегда готов помочь спутникам. Андреев пишет: «…прост, мягок и в то же время серьезен был Искариот». Показанный со всех сторон, образ Иуды оживает. Ему присущи и негативные черты, которые возникли у него за время бродяжничества и поиска куска хлеба. Это лживость, ловкость и коварство. Иуду мучает то, что Христос никогда не хвалит его, хотя и позволяет вести хозяйственные дела и даже брать деньги из общей кассы. Искариот заявляет ученикам, что не они, а именно он будет рядом с Христом в царствии небесном.

Иуду интригует тайна Христа, он чувствует, что под личиной обычного человека скрывается что-то великое и чудесное. Решив предать Христа в руки властей, Иуда надеется, что Бог не допустит несправедливости. До самой смерти Христа Иуда следует за ним, каждую минуту ожидая, что его мучители поймут, с кем имеют дело. Но чуда не происходит, Христос терпит побои стражников и умирает как обычный человек.

Придя к апостолам, Иуда с удивлением отмечает, что в эту ночь, когда мученической смертью умер их учитель, ученики ели и спали. Они горюют, но жизнь их не изменилась. Напротив, теперь они уже не подчиненные, а каждый самостоятельно собирается нести людям слово Христа. Иуда называет их предателями. Они не защищали своего учителя, не отбили его у стражников, не созвали народ на защиту. Они «теснились, как кучка испуганных ягнят, ничему не мешая». Иуда обвиняет учеников во лжи. Никогда они не любили учителя, иначе бросились бы на помощь и умерли бы за него. Любовь спасает, не зная сомнений.

Иоанн говорит, что Иисус сам хотел этой жертвы и жертва его прекрасна. На что Иуда гневно отвечает: «Разве есть прекрасная жертва, что ты говоришь, любимый ученик? Где жертва, там и палач, и предатели там! Жертва – это страдания для одного и позор для всех. Слепцы, что вы сделали с землею? Вы погубить ее захотели, вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Иисуса!» Иуда, чтобы окончательно проверить учеников, говорит, что идет к Иисусу на небо, чтобы уговорить его вернуться на землю к людям, которым он нес свет. Искариот призывает апостолов последовать за ним. Никто не соглашается. Рванувшийся было Петр тоже отступает.

Рассказ заканчивается описанием самоубийства Иуды. Он решил повеситься на суку дерева, растущего над пропастью, чтобы, если веревка оборвется, упасть на острые камни и точно вознестись к Христу. Набрасывая веревку на дерево, Иуда шепчет, обращаясь к Христу: «Так встреть же меня ласково. Я очень устал». Наутро тело Иуды сняли с дерева и бросили в ров, прокляв его как предателя. И остался на веки веков в памяти людей Иуда Искариот, Предатель.

Такая версия евангельского сюжета вызвала волну критики со стороны церкви. Целью Андреева было пробудить сознание людей, заставить их задуматься над природой предательства, над своими поступками и мыслями.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector