2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Петров пост – зачем он нужен среди лета

Петров пост – зачем он нужен среди лета

Монахиня Елизавета (Сеньчукова)

Дискуссия эта столь же бесконечна, сколь и бесполезна, потому что все останутся, как говорится, при своем. А самое главное – никаких реформ в этом отношении Церковь проводить, очевидно, не собирается, так что в наших православных календарях числа после Дня Всех святых и до 11 июля включительно будут помечены строгим: «День постный».

Но пусть голодные братья и сестры не спешат тяжело вздыхать. Пост – это не только и не столько изменение рациона питания. Тоже, вроде бы, тысячу раз высказанная истина, но именно «неаскетичный» (лето, зелень, первые ягоды, да еще и рыбу можно – ну какая тут аскетика, просто легкое снижение холестерина) Апостольский пост может стать отличным упражнением для ее усвоения. Тем более – в его связи с давно прошедшим Великим постом. Хотя на первый взгляд кажется, что Апостольский пост — как раз исключительно «пищевое» явление – нет особенных, отличающихся от будничных, богослужений, мало святоотеческих советов на этот период…

Что же можно сделать за эту «почти-четыредесятницу» полезного для души? Кроме нормальных христианских дел – накормить голодного, навестить больного – к этому мы призваны во все дни года. Очевидно, мы можем вспомнить подвиг самих апостолов — почитать Деяния и послания апостолов . А еще – доделать то, что не успели, но очень хотели сделать, или до чего никак не доходили руки, или что казалось не слишком важным – в Великий пост. Ведь в конце зимы и весной, в самый разгар рабочего периода (далеко и до всех светских праздников, кроме 8 марта, и до летних отпусков), мы не успеваем очень многого.

Ну, например – во дни Петрова поста есть время не спеша разобраться со смыслом Великопостных богослужений. А у кого-то ведь не получалось даже их посетить – дети, работа, неотложные дела… Петров пост – способ если не наверстать, то восполнить частицу потерянного.

Если каждый год вы мучаетесь от непонимания Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского и никак не можете себя заставить сесть и прочитать его по-русски и с комментариями – самое время! Например, с помощью серии этих текстов.

Если праздник Торжества Православия кажется вам бесконечно далеким, потому что вы помните повод для его установления (VII Вселенский собор, догмат об иконопочитании), но совершенно не представляете себе, что происходило между соборами, как вспыхивали те или иные ереси и споры – почему бы не почитать по нескольку страничек в день из «Вселенских соборов» А. В. Карташева?

Антон Владимирович читал лекции в Свято-Сергиевском институте в Париже, не только ставшем центральной богословской школой русской эмиграции, но и задававшем темы и тенденции в мировом богословии. Язык большинства «парижан» достаточно понятен даже «начинающему богослову», а уж тем более – язык Карташева, который читал лекции по истории Церкви, как говорили современники, как приключенческий роман.

Может быть, кто-то из нас еще не прочитал «Лествицу», автора которой мы вспоминаем в четвертое воскресенье Великого поста? Или прочитав, ужаснулся (чтение и вправду не для слабонервных – мирянину может стать дурно уже на первой ступени, «слове об отречении от мира»)? Что ж, посидеть над самим текстом и для понимания – хотя бы над статьей об Иоанне Лествичнике в «Православной энциклопедии» тихим летним вечером – не самое скучное времяпрепровождение.

А как насчет главного богослужения – Божественной Литургии и Таинства Евхаристии? Уже написано море литературы – от преподобного Максима Исповедника до отца Александра Шмемана! Может быть, стоит пуститься в плавание – ну хотя бы в небольшой «круиз», почитать что-то.

Читать, узнавать, расширять свой кругозор – для этого подойдет любое время. Но вот тут-то и прячется самый простой ответ на вопрос – зачем же Церковь оставила ничем, казалось бы, необъяснимый летний пост, некогда существовавший только для тех, кто не постился перед Пасхой? Наверное, затем, чтобы мы об этом чудесном периоде не забывали. Чтобы не теряли, а постоянно открывали в нем новые и новые сокровища.

О том, как стоит поститься во время Петрова поста беременным и кормящим женщинам, рассказывает настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь ФОМИН:

Есть разные духовные практики поста, я расскажу о той, что сложилась на приходе нашего храма во имя Александра Невского при МГИМО. Беременные и кормящие женщины освобождаются от гастрономических постов, но не освобождаются от постов духовных. Что я имею в виду — например, пост на просмотр телевизора, на бесцельное чтение интернет-сайтов и тому подобное. И, конечно, в Петров и любой другой пост любой христианин должен усердно молиться.

Читать еще:  Таинство пустыни. Несколько слов о преподобной Марии Египетской

Если вы хотите более подробно узнать, как следует поститься беременной и кормящей женщине, как готовиться к Таинству Причастия, посоветуйтесь с вашим приходским священником или духовником.

Петров пост — зачем?

Зачем нужен Петров пост? В чём разница между нами до и после него? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин.

Лето, отпуск, дача, а для сельчан и труды нелегкие. На угодьях и усадьбах уже урожай, прежде всего фруктов, ягод и овощей, поспел. Какое тут ограничение в еде, усиленная молитва и частое посещение храма Божьего?

Логически, кажется, верно, но почему же «петровки» (так в простонародье Петров пост называли и называют) свято нашими предками чтились и соблюдались? Трудились меньше? Отнюдь нет. Намного больше и тяжелей. Грешили чаще? Тут и отвечать не надо, свойство греха с каждым поколением преумножаться никуда не делось. Мы прекрасно видим и знаем, что многие дела и поступки, которые раньше считались низменными, пошлыми и откровенным святотатством сегодня возводятся в ранг обычности и даже достижения.

Иное руководство к стремлению соблюдать апостольский пост присутствовало: сознание того, что только тогда труды с заботами во благо пойдут, когда в тебе внутреннее содержание с внешним состоянием в симфонии пребывать будут.

В бытность мою на сельском приходе зашел я как-то домой к прихожанам своим, это аккурат в неделю перед праздником Петра и Павла было. В доме никого, в летней кухне тоже пусто, хотя на печи большая кастрюля с водой греется, даже собака куда-то пропала, не лает.

— Странно, — подумалось. — Может, случилось что?

Слава Богу, с семейством было все в порядке, просто они все в саду вишни рвали. Урожай в тот год хороший был, ветки просто облеплены красными пучками ягод. Даже «шпаков», так в селе скворцов зовут, страстных любителей полакомиться зреющими вишнями, не гоняли. На всех хватало.

Услышал я голоса из сада, понял, что никакой беды не произошло, и решил помочь семейству. Хозяйка, Никандровна, мне на пояс широкий плат повязала, да так, чтобы впереди он как сумка был, в которую ягоды надобно складывать Ведро ведь за собой таскать неудобно, а самая спелая, вкусная и рясная вишня вверху, без лестницы никак не доберешься. Лазить же по деревьям с моей комплекцией, да еще и с ведром или банкой не то, что неловко, но и опасно, как для меня, так и для вишни.

Взобрался я на дерево к пучкам вишневым, собираю ягодный урожай, а сам весь в ностальгии и воспоминаниях. Детские летние дни в таких же садах прошли…

Назад в будущее, то бишь, в настоящее, разговор вернул. Муж Никандровны взрослого сына уму-разуму учил:

— Вот видишь, остолопина, мы с матерью и дочкой уже по два ведра нарвали, а ты три жмени всего — и на вареники не хватит.

Сын, в ответ на отцовские замечания, резко срывал плоды, да хмуро под нос что-то бурчал. Разобрал я лишь то, что жалуется парень на ночь короткую. Не выспался он.

— Когда же тебе спать, — резюмировал отец. — С клуба и гулянки своей уже засветло вернулся. Знал ведь, что утром на вишню пойдем… Вишь, сколько ее Господь благословил.

Понравилась мне хозяйская речь. Нет, не потому, что сына распекал. Дело молодое, понятно все, сам таким был. Оттого на сердце слова легли, что в них вся сущность необходимости поста раскрывалась. Если дело делать собрался, то развлечения в сторонке оставить надобно и приготовится к совершению задуманного, а также Бога поблагодарить, что Он такой урожай дал.

А разве не вмещает в себе пост Петровский все эти условия?

В стороне праздничные пасхальные и Троицкие дни, впереди труды, чтобы до следующего урожая прожить, да и без Божьей помощи все наши задумки и старания по поговорке определяются: «Без Бога ни до порога».

У апостолов, в те времена, когда они Духа Святого получили, та же ситуация была. Абсолютно аналогичная. Они праздник радости всемирной — Воскресение Христа, праздник утверждения — Вознесение Господне и праздник рождения Святой Церкви — Пятидесятницу с радостью и ликованием пережили, но теперь надобно было дело делать, то, которое Господь заповедал: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф.28:19).

Читать еще:  Торжество Православия. Итог личной жизни во Христе

Для этого нужны и духовные, и физические силы. Вот, по этой-то причине и установлен неизменный обычай (сегодня это уставное правило) — после святых и радостных дней проходить поприще поста.

Богу угоден не наш пост, а плоды поста. Но получить эти плоды грешному человеку без ограничения своих телесных требований и греховных желаний никак не удастся.

Дело апостола-врача

“Любой пост — это время добрых дел. И Петров — не исключение”, — говорит основатель первого в Крыму детского хосписа священник Дионисий Волков. Апостольские труды (именно так — апостол и евангелист Лука был врачом и даже, по некоторым сведениям, судовым доктором) его соратников, впрочем, каким-то конкретным временем не ограничены: детям с неизлечимыми заболеваниями помощь требуется всегда. “Для них самое главное — общение. Человек закрывается, когда сталкивается с бедой. Самое главное, наверное, — попробовать дать нашим подопечным почувствовать красоту и яркость жизни”, — рассказывает отец Дионисий. Здание хосписа еще только строится, но уже сегодня на попечении выездной социально-психологической службы — двенадцать семей. Дальше будет больше. В планах — открыть еще и хоспис для взрослых. А сразу после Петрова поста в одном из приморских городов обязательно устроят благотворительный бал.

Петров пост – зачем он нужен среди лета

Из года в год накануне и во время Петрова поста православные христиане ведут ожесточенный спор: а нужен ли он вообще? Ведь исторически пост после Пятидесятницы держали только те, кто не соблюдали Великий пост. С другой стороны, Церковь же по каким-то причинам его усвоила — стоит ли менять то, что с такой любовью было принято поколениями до нас?

Дискуссия эта столь же бесконечна, сколь и бесполезна, потому что все останутся, как говорится, при своем. А самое главное – никаких реформ в этом отношении Церковь проводить, очевидно, не собирается, так что в наших православных календарях числа после Дня Всех святых и до 11 июля включительно будут помечены строгим: «День постный».

Но пусть голодные братья и сестры не спешат тяжело вздыхать. Пост – это не только и не столько изменение рациона питания. Тоже, вроде бы, тысячу раз высказанная истина, но именно «неаскетичный» (лето, зелень, первые ягоды, да еще и рыбу можно – ну какая тут аскетика, просто легкое снижение холестерина) Апостольский пост может стать отличным упражнением для ее усвоения. Тем более – в его связи с давно прошедшим Великим постом. Хотя на первый взгляд кажется, что Апостольский пост – как раз исключительно «пищевое» явление – нет особенных, отличающихся от будничных, богослужений, мало святоотеческих советов на этот период…

Что же можно сделать за эту «почти-четыредесятницу» полезного для души? Кроме нормальных христианских дел – накормить голодного, навестить больного – к этому мы призваны во все дни года. Очевидно, мы можем вспомнить подвиг самих апостолов – почитать Деяния и послания апостолов. А еще – доделать то, что не успели, но очень хотели сделать, или до чего никак не доходили руки, или что казалось не слишком важным – в Великий пост. Ведь в конце зимы и весной, в самый разгар рабочего периода (далеко и до всех светских праздников, кроме 8 марта, и до летних отпусков), мы не успеваем очень многого.

Ну, например – во дни Петрова поста есть время не спеша разобраться со смыслом Великопостных богослужений. А у кого-то ведь не получалось даже их посетить – дети, работа, неотложные дела… Петров пост – способ если не наверстать, то восполнить частицу потерянного.

Если каждый год вы мучаетесь от непонимания Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского и никак не можете себя заставить сесть и прочитать его по-русски и с комментариями – самое время! Например, с помощью серии этих текстов.

Если праздник Торжества Православия кажется вам бесконечно далеким, потому что вы помните повод для его установления (VII Вселенский собор, догмат об иконопочитании), но совершенно не представляете себе, что происходило между соборами, как вспыхивали те или иные ереси и споры – почему бы не почитать по нескольку страничек в день из «Вселенских соборов» А. В. Карташева?

Антон Владимирович читал лекции в Свято-Сергиевском институте в Париже, не только ставшем центральной богословской школой русской эмиграции, но и задававшем темы и тенденции в мировом богословии. Язык большинства «парижан» достаточно понятен даже «начинающему богослову», а уж тем более – язык Карташева, который читал лекции по истории Церкви, как говорили современники, как приключенческий роман.

Читать еще:  Что для Вас значит Великий пост? Антон и Виктория Макарские

Может быть кто-то из нас еще не прочитал «Лествицу», автора которой мы вспоминаем в четвертое воскресенье Великого поста? Или прочитав, ужаснулся (чтение и вправду не для слабонервных – мирянину может стать дурно уже на первой ступени, «слове об отречении от мира»)? Что ж, посидеть над самим текстом и для понимания – хотя бы над статьей об Иоанне Лествичнике в «Православной энциклопедии» тихим летним вечером – не самое скучное времяпрепровождение.

А как насчет главного богослужения – Божественной Литургии и Таинства Евхаристии? Уже написано море литературы – от преподобного Максима Исповедника до отца Александра Шмемана! Может быть, стоит пуститься в плавание – ну хотя бы в небольшой «круиз», почитать что-то.

Читать, узнавать, расширять свой кругозор – для этого подойдет любое время. Но вот тут-то и прячется самый простой ответ на вопрос – зачем же Церковь оставила ничем, казалось бы, необъяснимый летний пост, некогда существовавший только для тех, кто не постился перед Пасхой? Наверное, затем, чтобы мы об этом чудесном периоде не забывали. Чтобы не теряли, а постоянно открывали в нем новые и новые сокровища.

Инокиня Евгения (Сеньчукова)

Петров пост: суть, история, традиции и приметы

Петров пост — один из самых коротких и наименее строгих постов в православной религии. Это время связано с воспоминанием о двух апостолах, Петре и Павле, и имеет свои приметы и традиции.

Петров пост начинается через неделю после празднования Троицы, и в это время церковь призывает православных христиан соблюдать все церковные заветы. Во время поста вспоминают апостолов, которые повсеместно распространили христианство и помогали людям утвердиться в вере. Вспоминая великомучеников, все верующие благодарят их за праведные дела и неустанно молятся Высшим Силам об обретении милости и прощения. Летний пост предназначен не только для усмирения тела, но и духа. Соблюдая воздержание, каждый помогает своей душе очиститься от грехов, совершенных вольно и невольно.

История Петрова поста

Установление Петрова поста произошло в глубокой древности, и частые упоминания об этом событии встречаются в источниках, датированных 4 веком нашей эры. Официально пост утвердили в те времена, когда в великих городах Риме и Константинополе были построены первые храмы в честь апостолов Петра и Павла. Примечательно, что освящение храма в Константинополе произошло в день памяти апостолов — 29 июня (12 июля по новому стилю).

Приметы и традиции Петрова поста

Если во время поста придерживаться воздержания лишь в пище, не уделяя внимания духовному росту и развитию, прока от такой диеты не будет. Это осознавали еще в древние времена, поэтому каждый день поста проводили в молитвах, раскаиваясь в своих деяниях.

В Петров пост вводится запрет на рукоделие и шитье, чтобы ненароком не зашить собственное счастье и благополучие. Еще такая примета ограждает от возможных болезней, связанных с руками.

По поверью, в пост нельзя стричься, иначе волосы будут тонкими и ломкими.

Существовала и такая примета: в Петров пост дал в долг — три года просидишь в долгах.

В этот период нельзя проводить венчания — семья будет жить в ссорах и конфликтах.

Петров пост — не время для гаданий, обрядов, выполнения магических ритуалов. Так вы можете накликать беду на себя и своих близких, оставшись без поддержки Высших Сил. Лучше посвятить время молитвам и искренне попросить желаемого у Неба.

Если в первый день поста идет дождь, то урожай будет отменным. Три дождя за один день — год обещает быть богатым на радостные события.

Кукушка, переставшая подавать голос за неделю до поста, сулит позднюю теплую зиму.

В период поста продолжаются купальские гуляния, и церковь делает послабление на увеселительные мероприятия, чтя традиции наших предков.

Традиционно во время поста наши предки отмечали дни, в которые определенные действия приводили к успеху. Так, 17 числа необходимо отбросить лень и подкормить землю удобрениями для хорошего урожая. 20 числа земля нуждалась в обильном поливе (если до этого времени было сухо), а 22 июня посвящали сбору лечебных трав.

Пище на столе также уделяется большое внимание: она должна быть постной, но сытной. Обильные приемы пищи запрещаются, как и распитие спиртных напитков — за исключением тех дней, когда церковным уставом дозволяется употребление небольшого количества вина.

В Петров пост каждый может осуществить свои мечты и стремления, использовав силу молитвенного слова. Исключите из своей речи бранные слова, постарайтесь освободиться от вредных привычек, чтобы не препятствовать духовному росту и праведной жизни.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector