0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Покаянный канон охия

Покаянный канон архим.Амфилохия

Из рукописи архимандрита Амфилохия (Тумского), бывшего на покаянии в Переяславском Даниловом монастыре в 1857 году.

Многомилостиве Господи! Сподоби нас Божественного дарования святой молитвы, изливающейся из глубины сердца, собери расточенный наш ум, чтобы всегда стремился он к Тебе, Создателю и Спасителю нашему.

Сокруши разжженные стрелы лукавого, отревающие нас от Тебя. Угаси пламень помыслов, сильнее огня пожирающих нас во время молитвы. Осени нас благодатию Пресвятаго Твоего Духа, чтобы до скончания нашей грешной жизни Тебя единого любить всем сердцем, всей душой и мыслию, и всей крепостию, а ближних — как самих себя.

И в час разлучения души нашей от бренного сего тела, о Иисусе Сладчайший, приими в руце Твои дух наш, когда приидеши во Царствии Твоем. Аминь.

ПЕСНЬ 1-я.
Будто по суше провел Ты, Всехвальный Господи, избранный Тобою народ посреди морской пучины; изведи и меня из бездны греховной, да не погрязну в преисподней.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
О, если бы растаяло сердце мое, как вода, излилась в горьких слезах! Если бы очи мои сделались неиссякаемым источником слез, чтобы я день и ночь плакал о том, что грехами моими преогорчил отеческую Твою благость, Спаситель, и погубил душу мою!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Но не отвергай еще меня в гневе Твоем, Господи, даруй мне время для покаяния, укрепи волю мою, в покаянии сокруши окаменение моего сердца, исторгни слезы из глубины души моей и помилуй мя по Твоему благоутробию.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Сжалься надо мною, неистощимый в благости Своей, Боже, воззри на страдания души моей, не предавай еще меня на волю врагов моего спасения, да не восторжествуют они надо мною и не порадуются вечной погибели моей.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Не отвращай, Господи, Лица Твоего от меня, воспомяни, что я хотя и безответный грешник пред Тобою, но я Твой, Твои руки сотворили меня; дай душе моей отраду, очисти ее от греховной проказы, сними с меня вины мои, не воспоминай грехов и проступков моих!

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ МЯ!

К Тебе прибегаю, Заступница усердная безнадежных! Поспеши на помощь, попроси мне благодать покаяния, подкрепи Твоим предстательством у Сына Твоего и Бога покаянные мои воздыхания.

ПЕСНЬ 3-я.
Утверди меня в покаянии на камени веры в Тебя, пришедший призвать грешников в покаяние. Да я, помилованный Тобою, вечно превозношу Твое милосердие.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Услышь меня, Спасителю, вопиющего, услыши меня, оживотвори Твоим милосердием, поставь меня на стезю заповедей Твоих, поддержи и утверди на пути Твоем, да будет благодать Твоя врачевством души моей!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Не затвори человеколюбную утробу Твою от меня, хотя я был неверен Тебе; от того сердце мое теперь удручено и терзается, объятое смертными ужасами. Но сжалься надо мной, Искупителю, не отчуждай меня от Твоего милосердия!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Прими мое покаяние, не хотящий смерти грешника, не отринь моих воздыханий о помиловании меня. Вместо дел угодных Тебе прими мое болезненное сокрушение о том, что я преогорчил Тебя лукавым моим поведением, и крайнюю нищету души моей восполни Твоим милосердием!

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ МЯ!

Подавляемый безмерною тяжестию грехов моих, пред Тобою повергаюсь, Пренепорочная Матерь Христа Бога, с воплем сердца моего: Помоги мне освободиться от бремени, гнетущего душу мою! Не допускай меня до вечной пагубы, но оживотвори надеждою на спасение!

ПЕСНЬ 4-я.
Слыша о нисшествии Твоем, Господи, для спасения мира, пророк вострепетал от страха. Как же мне не страшиться палящего гнева Твоего, Боже, испытающий сердца и утробы, и грядущий судить живых и мертвых?

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

За невнимание Закону Твоему Ты оставил меня, Господи, на произвол сердца моего. И я неудержимо устремился за безрассудными мыслями и желаниями моими. Сознавая мое безумие, вопию к Тебе, Боже: Яви мне милость Твою, не оставь меня в стыде вечном!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Ты знаешь, Господи, бренный состав мой, что я не более, как пыль земная. Не продолжай же вечно гнева Твоего, отврати ярость Твою от меня, даруй мне благодать исправить пути мои и помилуй мя!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Не ищи, Господи, нет у меня ничего доброго, ибо нечист я сердцем. Душа и тело осквернены греховными мерзостями, все существо мое проникнуто греховным ядом. Но Ты все можешь, Спасителю, очисти и спаси меня по Твоей милости!

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ МЯ!

Все упование мое на Тебя возлагаю, Пресвяая Мати Дево! Не постыди меня в надежде моей на Тебя! Вступись в мое дело, заступи меня Твоим предстательством от гнева правды вечной!

ПЕСНЬ 5-я.
Нераскаянные грешники не будут наслаждаться созерцанием Божественной Славы Твоей, Господи. Сокруши же сердце мое искренним покаянием, да от самого утра вовсечасно взываю к Тебе из глубины души: помилуй меня!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Не погнушайся молитвою моею, Господи,не отвергай воплей души моей,не воспоминай моих грехопадений, забудь безумное мое поведение,не воздавай мне по делам моим.Не суди меня по правде Твоей,но сжалься надо мною, Милосердный, и помилуй меня!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Не обличай меня во гневе Твоем, не карай меня в ярости Твоей, прости неправды мои, исцели болезни души моей, заживи язвы ее, помилуй еще меня и оживотвори Твоею благодатию по слову Твоему!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Ты знаешь, Господи, все тайны сердца моего, но и сам я знаю, открываю их пред Тобою, исповедую грехи мои, стенаю в горести души моей, воздыхаю к Тебе: Утиши гнев Твой и остави ярость, сотвори со мною чудо милосердия Твоего!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Чувствую, что будто стеною стоят грехи мои между мною и Тобою, Господи, разруши сию преграду словом Твоим, приближися к душе моей Твоим милосердием; удержи гнев Твой, предай вечному забвению грехи мои!

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ МЯ!

О Ты, величие которой сотворил Сильный! Сотвори и мне по милости Твоей. Буди ходатаицею спасения души моей пред Сыном Твоим и Богом, да помилует и меня Проливший Кровь Свою за спасение мира.

ПЕСНЬ 6-я.
Подражая пророку Ионе, в горести души моей взываю к Тебе, богатый милостию Боже: Изведи из греховной бездны жизнь мою, освободи из челюстей адовых, да превозношу милосердие Твое во всю вечность!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Терние грехов подавило во мне и заглушило спасительное желание. Зло не отходит от сердца моего, безумие сроднилось с душею моею. Так что я по-видимому раскаиваюсь в беззакониях моих, но снова увлекаюсь на распутия порока. Удержи меня силою Твоею, Господи!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Горе мне безответному грешнику! Смятение объяло меня, грехи как огонь жгут меня нераскаянием. Но возношу душу мою к Тебе, Искупителю мира: Приклони слух Твой к воплю моему и оживотвори меня надеждою на милосердие Твое!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Стенаю от терзания сердца моего, утомленный болезненными воздыханиями моими. Но не престану взывать к Тебе, Господи: Услыши молитвенный вопль мой, воспомяни милосердие и милости Твои, утешь меня радостию спасения Твоего!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Изнемог во мне дух мой, но возведи очи мои к Тебе, из глубины души взываю: Окропи меня росою благодати Твоей, простри мне руку помощи, увлекаемому в преисподнюю, и спаси меня ради милости Твоей!

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ МЯ!
Нет у меня другого прибежища кроме Тебя, Владычице мира. К Тебе прибегаю окаянный, у Тебя ищу спасения: Не допусти погрязнуть мне в преисподней, готовой на веки поглотить меня!

КОНДАК:
Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй.

ПЕСНЬ 7-я.
Отроки древле в Вавилоне, орошаемые благодатию посреди пламени, превозносили праведный суд Твой, Боже, исповедуя грехи свои и отцев своих. Мне ли не исповедать, что я преогорчил благость Твою безрассудным моим поведением.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Не внимал я Твоему учению, Спасителю, пренебрегал Твоими заповедями, ни во что вменял уставы Церкви Твоей, подавлял в сердце моем внушения благодати Твоей. Но помилуй меня, удержи громы правосудия Твоего, готовые поразить меня.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Лукавым поведением моим я бесславил Имя Твое, порочил Церковь Твою, осквернял святые места и землю, рассеивал повсюду соблазны. Теперь мучаюсь терзаниями совести, грехи мои свидетельствуют против меня, жгучий яд их палит душу мою.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Буря страстей, как пылью метала мною. И, увлекаясь похотями, ежечасно поступал я по произволу сердца моего. Теперь, став отвратителен для самого себя, в горести сердца моего молю Тебя, Благость Вечная: Ради имени Твоего прости мне прегрешения мои!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Кружась в вихре страстей, я не вразумился ни горькими последствиями грехов моих, ни милостями Твоими, Господи. Теперь, озаренный Твоею благодатию, сознаю вину мою, и, сокрушаясь всем сердцем, вопию к Тебе: помилуй меня, прости и изгладь из книги деяний моих все худые поступки мои!

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ МЯ!

Купина неопалимая, Матерь Спасителя и Бога! Надеющиеся на Тебя безопасны под щитом Твоего заступления. Прими и меня под Твой покров, и спаси Твоим ходатайством от вечной погибели!

ПЕСНЬ 8-я.
Херувимы и Серафимы, Архангелы и Ангелы, небеса и солнце, все звезды и земля, и все что в ней, свет и мрак, воздушные явления и все твари, исполняя Твои законы, превозносят Твое величие, всехвальный Боже.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

А я совратился с пути Твоего, Вседержителю, совратился с пути вечной жизни, всегда блуждал по распутиям порока, раздражал правду Твою моими грехами. Но помилуй меня, да превозношу милость Твою во веки.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Погряз я в бездне греховной, беззакония мои подавляют меня. Мысль о суде Твоем, Господи, приводит меня в трепет, потрясает всеми ужасами. Но обрати меня на путь покаяния, да славлю и превозношу милосердие Твое во веки!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Познавая себя, раскаиваюсь, ударяю себя в грудь, чувствую стыд и срам, мучаюсь в совести моей, что поступал по произволу сердца моего, как потерявший рассудок. И в горести сердца моего вопию к Тебе, Господи: Даруй мне благодать превозносить благость Твою во веки!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Жжет меня совесть, как огонь геенский, разболелись язвы души моей, и во всем мире нет врачевства, чтобы заживить их. Ты, Господи, един врач душ и тел человеческих. Исцели душу мою, угаси пламень страстей моих, да превозношу милость Твою во веки!

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ МЯ!

Избави меня от адских ужасов, Мати Христа Бога! Испроси для меня благодать покаяния, вымоли прощение безчисленных грехов моих, воодушеви надеждою спасения и введи в пристанище вечной жизни!

ПЕСНЬ 9-я.
Тебя, благословенную в женах, Богородицу, благословил Отец Небесный всяким благословением. И на земле превозносят все роды, искренне взыскающие душевное спасение.
Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Не устоять мне на страшном судилище Твоем, Спасителю, когда как огонь возгорится ярость Твоя на нераскаянных грешников. Но уповая на милость Твою и крестные страдания Твои, не перестану взывать к Тебе, Господи: Очисти меня от всех беззаконий моих!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Обрати меня, Спасителю, на путь заповедей Твоих и утверди в них сердце мое, удержи ноги мои от распутий греховных, испосли благодать слезами смыть с души моей греховные скверны и приведи в забвение грехи мои!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Даруй мне благодать отныне уклоняться от зла, обуздать страсти, отвергнуть греховные навыки, делать добро, быть всегда осторожным в жизни, осмотрительным во всех делах моих и словах, плакать и сетовать о моем окаянстве до конца моей жизни!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Ты, Господи, поражаешь и исцеляешь, умерщвляешь и оживляешь. Оживотвори и меня Твоею милостию, даруй благодать тех, коим прощены грехи, чьи прегрешения покрыты Твоим милосердием; да превозношу благость Твою во веки!

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ МЯ!

Радуйся, Святейшая всех святых, Матерь Жизни Вечной, радование Сил Небесных, веселие праведных, отрада кающихся! Утверди меня Твоими молитвами в покаянии и утешь радостию вечного спасения, да величаю Тебя во веки. АМИНЬ.

«Душе моя, душе моя, восстани, что спиши. »

17 июля – день памяти преподобного Андрея, архиепископа Критского

Очень мне нравится рассказывать о святых – людях творческих, которые душу вкладывают в свои творения. Именно к этой категории и относится преп. Андрей, архиепископ Критский. Интересно, что этого человека Господь отметил с детства – до 7 лет мальчик молчал, был немым. Но вот однажды, после святого причастия, ребенок заговорил.

Шли годы, когда юноше исполнилось 14 лет, он точно знал, чем он будет заниматься в этой жизни. Его привлекало монашество. На 14-м году жизни преподобный Андрей ушел из родительского дома в Иерусалимскую обитель святого Саввы. Здесь он вскоре стал письмоводителем при дворе правителя Иерусалимской Патриархии Феодора, продолжая строгую подвижническую жизнь.

И еще святой Андрей писал молитвы, каноны, стихиры, проповеди и многое-многое другое. Как же нужно было любить Бога и Пресвятую Богородицу, чтобы написать такие проникновенные песнопения, молитвы?! Насколько живой была вера преподобного Андрея, если слова, им сказанные когда-то, пламенеют до сих пор, созывая христиан на молитву?!

Святой Андрей был действительно творческим человеком. Он стал основателем новой литургической формы – канона. Того самого канона, без которого не обходится ни одно богослужение, совершаемое по вечерам в наших храмах. Из составленных им канонов более всего известен Великий покаянный канон, заключающий в своих 9 песнях 250 тропарей и читаемый Великим постом. Этот канон стал образцом для подражания. А знаменитые слова, вынесенные мною в заголовок, как раз взяты из этого произведения. Каждый год на первой неделе Великого поста мы слышим слова этого канона в наших храмах.

А знаете, какой еще канон был написан святителем? Канон святым мученикам 14000 младенцам, от Ирода во Вифлееме избиенным. А еще каноны на Рождество Богородицы и на зачатие святой Анны. Каноны Воскрешению Лазаря; в Неделю жен-мироносиц; Преполовения Пятидесятницы; на Рождество Иоанна Предтечи; святым мученикам Маккавеям; Усекновению главы Иоанна Предтечи; святым мученикам Трифону и Феофилу; священномученику Игнатию Богоносцу. Не правда ли, впечатляет? Причем многие каноны позже были сокращены. Не потому, что они были нехороши, нет! Потому, что мы стали слабосильными, мирскими, с трудом выдерживаем службы и частенько посматриваем на часы. А современники говорили, что в произведениях преподобного Андрея видно «основательное знание и богатство учености, речь приятную и стройную». А о творениях Андрея Критского высказывались с похвалой, «указывая в них украшения речи приятные, стройный состав, обилие чувствований, основательность мыслей богословских, высоту созерцаний таинственных».

Еще один канон – Пасхальный, тоже был написан святителем Андреем. Стоп-стоп, скажет кто-то сейчас из памятливых читателей, да ведь пасхальный канон написал преп. Иоанн Дамаскин! Все верно! Но по времени первым был канон Андрея Критского. И на Руси пользовались одно время обоими канонами. Каноном святителя – с IX до XV вв. Почитать это произведение можно, оно находится в свободном доступе в интернете.

И последнее. Праведность жизни, душевная чистота, пламенная любовь к Богу и Пресвятой Богородице – все это о нем, о человеке, который когда-то сказал: «Душе моя, душе моя, восстании, что спиши…».

Он скончался на острове Милитина, возвращаясь на Крит из Константинополя, где был по делам Церкви. Мощи его были перенесены в Константинополь. Очень скоро святитель Андрей был прославлен в лике святых. В 1350 году благочестивый русский паломник Стефан Новгородец видел их в Константинопольском монастыре во имя святого Андрея Критского.

Святителю отче Андрее, моли Бога о нас!

Если вам понравилась статья, то поддержите автора репостом, отметкой, что вам понравилось, комментарием. Огромная всем благодарность, оставайтесь на канале, узнаете много нового и полезного!

Словесное паломничество в духовный мир. Немного о Великом покаянном каноне

Великий пост – это время покаяния, без которого невозможно будет достойно встречать Христа воскресшего. Верное начало этого пути возможно лишь с правильным настроем на покаяние. Такой верный настрой могут дать нам «духовые эталоны», оставленные нам святыми прошлых веков. Великий покаянный канон святителя Андрея Критского является одним из лучших таких эталонов.

Немного о личности автора Великого покаянного канона

Мы знаем святителя Андрея, как архиепископа города Гортина на Крите. Он появился на свет в Дамаске, в семье сирийских христиан. Это произошло во второй половине VII века.

По Преданию, будущий великий православный поэт был немым от рождения, но получил от Господа дар слова после причащения Святых Тайн Христовых. И даром Всевышнего святитель распорядился поистине мудро, прославив Господа в своих великих поэтических творениях.

Ещё отроком, в возрасте 13-ти лет, будущий владыка поступил иноком в знаменитую лавру преподобного Саввы Освященного в Палестине. Несмотря на юность, он очень быстро заслужил уважение других монахов своими аскетическими подвигами и даже стал известен Иерусалимскому патриарху.

Предстоятель Иерусалимской Церкви приблизил инока к себе, сделав архидиаконом и поручив помогать нуждающимся от имени Церкви. В качестве специального посланника патриарха, архидиакон Андрей участвовал в Шестом Вселенском соборе, где активно и аргументированно отстаивал чистоту Православия.

Спустя несколько лет, палестинский монах был рукоположен в архиепископы и возглавил одну из крупных кафедр Крита. Здесь владыка много проповедовал и писал свои поэтические труды, которые сделали его знаменитым на века. В своё время, он считался одним из лучших ораторов и песнотворцев Восточной Римской империи.

Во время возвращения на Крит из одного из своих путешествий в Константинополь, святитель преставился ко Господу. Это случилось на острове Лесбос в 740-ом году. Погребли святого в церкви Святой Анастасии, а позднее его мощи торжественно были перенесены в Константинополь.

Когда и зачем мы читаем Великий канон?

Великим постом творение святого архиепископа Андрея прочитывается дважды. В первый раз Великий покаянный канон читают 4-мя частями («Мефимонами») в самом начале Святой Четыредесятницы – с понедельника по четверг первой седмицы.

Но если вы по тем или иным причинам пропустили чтение одной из частей канона или даже все их, не расстраивайтесь! Во второй раз канон святителя Андрея Критского будет прочитываться полностью за один день.

Это происходит на утрене четверга пятой седмицы Великого поста. В этот день читается не только весь Великий канон, но и житие преподобной Марии Египетской, от чего вся совершаемая служба получила название «Мариино стояние». Согласно Уставу, при чтении канона на каждый его тропарь положено совершать по три земных поклона.

В песнях покаянного канона выделяются две смысловые части. Первая посвящена взгляду внутрь своей души, обзору видимых там грехов и размышлению о средствах покаяния. «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается…», – писал песнотворец. Вторая часть духовной поэмы обращена ко Творцу. Это настоящий крик покаяния и слёзная мольба к Богу о помиловании.

Духовный парадокс нашей внутренней жизни заключается в том, что зачастую грешники считают себя «неплохими людьми», в то время как великие подвижники благочестия годами оплакивали свою греховность.

Это происходит неслучайно. Грешник оттого уверен в своей «чистоте», что по-настоящему не видит своего внутреннего мира, а порой и попросту боится заглянуть туда. Святой же внимательно смотрит внутрь себя. Он видит всю накопившуюся в душе мерзость и искренне ужасается увиденному. Отсюда и непритворные жгучие слёзы раскаяния.

У человека, отрицающего болезнь, нет никакой возможности выздороветь. Первый шаг на пути к выздоровлению – это всегда осознание проблемы и необходимости лечения. Так же дело обстоит и с грехом, который в себе не замечают грешники.

Великий покаянный канон Андрея Критского на многочисленных библейских примерах и святоотеческом опыте помогает нам осознать внутреннюю нечистоту, а значит и вступить на путь исправления.

Поразительная стройность мысли и глубина духовности

Уже самый первый тропарь из первой песни Великого покаянного канона настраивает слушателей на глубокую скорбь о своих прегрешениях и внимание к истинному плачевному состоянию своей души: «С чего начну я оплакивать деяния жизни моей окаянной, где начало, Христе, положу рыданию нынешнему, но прощение согрешений дай мне, по благосердию Твоему».

«Не Ева плотскaя – но мысленная Ева восстала во мне, помысел страстный, всегда показующий сладкое, но неизменно горькое вкусить подающий», продолжает святитель, предлагая читателям образы библейских грешников для осознания собственного внутреннего нестроения. Поэзия первых семи песен канона черпает метафоры в основном из Ветхого Завета, а последних двух песен – из Нового.

Духовное совершенство канона заключается в том, что признание своей греховности не успевает погрузить нас в уныние. Чтобы ободрить нас, дать нам надежду и показать верный путь к исправлению, в этих же текстах святитель Андрей показывает читателям и примеры праведников: «Закхей был мытарь, но однако же спасся, а Симон-фарисей соблазнился, и блудница прощение верное приняла от Имеющего власть разрешать от греха; ты же, душа, покаянию её подражай».

Труд внутреннего очищения человека невероятно тяжек и требует соработничества Бога и человека. Синергии, о которой писали святые отцы. Важно, чтобы сам человек хотел исправиться и просил у Бога сил для этого, которыми сам в достаточной мере не обладает. Именно об этом поёт нам и критский песнопевец: «Агнец Божий, взявший грехи всех, возьми грехов моих тяжкое бремя, и дай мне сокрушения слёзы, по благосердию Твоему».

Некоторые интересные факты

Автор Великого покаянного канона известен не только этим одним своим творением. За свою жизнь святитель Андрей Критский написал более 70-ти крупных стихотворных молитвсловий. В том числе каноны на все главнейшие церковные праздники Византии. Также его перу принадлежат многие тропари, трипеснцы, стихиры и ряд проповедей.

Сама форма девятипесенного канона, которую Церковь использует в богослужениях, как считается, также придумана святым архиепископом Крита. И эта новая форма духовных гимнов так понравилась клиру и народу, что постепенно вытеснила более ранние поэмы-кондаки, первый из которых, «Дева днесь Пресущественного раждает…» написал преподобный Роман Сладкопевец. Кстати, часть кондаков преподобного Романа святителем Андреем была также встроена в свои произведения.

Святитель Андрей написал не только сами тексты канонов, но и мелодии к ним, то есть он был и композитором духовной музыки. В России Великий покаянный канон также часто перекладывали на музыку и исполняли отрывки из него на концертах духовной музыки.

Великий покаянный канон Андрея Критского – один из немногих, в котором сохранилась в употреблении вторая песнь, преимущественно посвящённая покаянию.

«Великим» канон называется не только из-за глубокого внутреннего содержания и изящности текстов, но и из-за размера. Это самый длинный канон в истории, содержащий 250 тропарей.

Позднее преподобный Иоанн Дамаскин доработал Велкий канон, написав к нему ирмосы, а преподобные Иосиф и Феодор Студиты добавили к нему тропари святителю Андрею Критскому и преподобной Марии Египетской.

Согласно церковному уставу, Великий покаянный канон читается только в дни Четыредесятницы, но изначально совсем не предназначался для Великого поста. Некоторые богословы и историки (например, Иван Карабинов) отмечают, что этот труд стал выражением глубокого личного покаяния святителя Андрея, принявшего однажды участие в еретическом соборе и на склоне лет молившего Господа о прощении.

Эпилог

Сегодня всё, даже постоянно ускоряющийся ритм нашей жизни, восстаёт против нашей духовной жизни. Мы постоянно на бегу и нам некогда остановиться и взглянуть в свою душу. Разобраться в её наполнении. Великий пост — это хороший шанс для каждого христианина сломать этот ритм и получить для себя духовную пользу. Покаяться в своих грехах и воссоединиться с нашим Небесным Отцом!

Но и покаяние сегодня стало искусством для наших окаменевших сердец! Чтобы осознать глубину своих духовных проблем, нужны правильные слова, правильные поэтические образы. И Великий покаянный канон критского песнотворца – одно из лучших средств для этого, предлагаемых Церковью. Внимайте творению святителя Андрея ради своей души! Господь, да пребывает с вами!

«Душе моя, восстани, что спиши» Кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского

Душе моя, восстани, что спиши (регент Валаамского монастыря иеродиакон Герман)

Покаянный канон св. Андрея Критского — хор Валаамского монастыря

Kontakion of penitential canon of St.Andrew of Crete.
Valaam, St.Nicolas skete and my cell-studio.
Album «Attend Me, O Heaven». 1998.
Кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского.
Валаам. Никольский скит и моя келейная студия.
Альбом «Вонми, небо. » 1998 г.

СПРАВКА:Конда́к (греч. κοντάκιον) — жанр церковной византийской гимнографии.
Основоположником жанра является преподобный Роман Сладкопевец (Мелод) (I половина VI в.) — непревзойдённый автор большинства кондаков.
Древние кондаки — многострофные (около 20-30 строф) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением, основанным на изосиллабизме. Первая строфа являлась вступлением, последняя — обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ. С VIII века кондак как жанр вытесняется каноном. Число строф кондака сокращается.
В позднейшем православном богослужебном обиходе сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах. Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поётся и читается при отпевании священника или архиерея.
Кондаками также называются меньшие по объему (в отличие от икосов) строфы акафиста.
Устав о пении тропарей и кондаков содержится в Типиконе (глава 52, а также главы 23, 4, 5, 12, 13, 15).

Процитировано 3 раз
Понравилось: 2 пользователям

Душе моя, восстани, что спиши?

Слово перед Чином прощения

Слово перед Чином прощения. (MP3 файл. Продолжительность 06:49 мин. Размер 3.12 Mb)

Покаяние – это путь Великого поста, путь всей нашей жизни, путь человека от его пробуждения от греховного сна, нечувствия, расслабленности к решительному вступлению на путь заповедей, с постижением, открытием, путей Промысла Божия.

На предстоящей первой седмице Великого поста мы будем читать Покаянный канон преподобного Андрея Критского, в словах которого мы слышим напоминание: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?».

«Увидеть себя таким, какой (человек) есть на самом деле, трудно, но крайне необходимо для спасения души. Рождается из этого видения самоукорение и истинное смирение». Как говорят святые, «когда увидишь свои грехи, как песок морской, это и есть начало здравия души». И видит тогда человек «полную искаженность своей души, которая постоянно источает всякие грехи, больше того – даже добрые дела, и те пронизаны у нее ядом греха».

Слово Божие показывает человека, который не живет по заповедям Божиим, погруженным в глубокий сон. В таком состоянии, хотя он и бывает непрестанно в беспокойстве о многих делах и заботах, человек оказывается совершенно равнодушен ко всему духовному, к своему спасению, не осознает, в какой опасности находится, не видит своего состояния, не заботится о доброй жизни, не заботится о других, не замечает другого человека, его нужд, переживаний и думает только о себе, о своих трудностях. Такой человек пребывает в полной, ничем не нарушаемой уверенности, что живет в правильных порядках, что и нечего желать, что так всему и необходимо оставаться, как оно есть. А между тем душа его замерла, не видно в ней движений духовной жизни.

Состояние сна – это отсутствие жизни главнейшей части человеческой души, жизнь которой, когда она живет Богом, проявляется:

– в видении своей нищеты (своих грехов) и своего богатства во Христе, в уповании на Бога и благонадежии, твердой надежде на Него во всех обстоятельствах жизни, в потребности усердного, непрестанного к Богу обращения из-за сознания окружающих опасностей, могущих прекратить течение духовной жизни,

– в воодушевленной, живой, самоотверженной, ненасытимой ревности о Богоугождении, исполнении заповедей Божиих, с решительным неприятием всего греховного, недоброго, неугодного Богу.

Грех опутывает душу многими сетями. Наши привычки, наш образ жизни представляют собой порой всестороннее угождение самому себе: стремление к удовольствиям (повкуснее поесть, побольше поспать, потратить время на развлечения) и стремление к приобретениям, превозношение, печаль и возмущение при неудачах – ослепляют и усыпляют душу в отношении всего духовного. При этом требования духа слабеют и слабеют до того, что как бы совсем замирают.

Поэтому святые советуют при обращении к доброй жизни, жизни по заповедям Божиим, прежде всего, преодолевать угождение себе. Потому не позволяй себе проводить время в развлечениях и удовольствиях. Продли время молитвы, сократи обычную меру пищи, присоедини к трудам новый труд.

Заботы не оставляют времени обратиться к своей душе, не дают возможности осмотреться и взглянуть на себя. Желание углубиться в себя и заняться собою, с преодолением рассеяния мыслей и заботливости как неизбежного средства потребует от человека, конечно, с одной стороны, уединения, с другой, – прекращения обычных занятий. Отложи на время заботы, все без исключения, отложи только на время, после опять возьмешься за обычные дела, только теперь прекрати их. И наступающее время Великого поста для этого самое благоприятное. Обращаясь внутрь себя, человек приходит тогда к видению самого себя, как говорит Покаянный канон преподобного Андрея Критского: «В лености, расслабленности и нерадении всю жизнь свою растратили», «богатство душевное расточили грехом, не приобрели добродетелей». И в другом месте: «Согрешили, жили беззаконно, неправо поступали пред Тобою, не сохранили, не исполнили то, что Ты заповедал нам». Но при этом мы с упованием не перестаем обращаться: «Не оставь нас, Бог отцов наших», «милости подателю Господи, спаси», «настави на повеления Твоя и научи, Спасе, творити волю Твою».

«Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?» Постараемся обратить эти слова к себе, увидеть состояние собственной души и вступить на путь доброй жизни по заповедям Божиим.

По традиции нашей Церкви в этот день, мы просим друг у друга прощения. И сегодня, вступая в Великий пост, «я от лица всей братии нашей обители и, конечно же, сам грешный, прошу у всех прощения, если согрешили делом, словом, помышлением, если обидел кого-либо, был невнимателен, непочтителен, груб. Простите и благословите меня грешного!»

Канон Андрея Критского: опять о том какие мы плохие?

КАНОН АНДРЕЯ КРИТСКОГО: ОПЯТЬ О ТОМ, КАКИЕ МЫ ПЛОХИЕ?

Каждый год во всех православных храмах читают Великий покаянный канон Андрея Критского. Снова и снова на протяжении первых четырех дней Великого поста христиане погружаются в этот трагический текст, наполненный описаниями ужасов греха и плачем о нем. В чем особенность и неповторимость этого канона, почему в нем так много ветхозаветных сюжетов и для чего нужно выстаивать эти длинные богослужения первых великопостных дней размышляет настоятель храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде, выпускник богословского факультета Оксфордского университета протоиерей Андрей Кордочкин.

Радость и печаль одновременно: это возможно?

— Казалось бы, покаянное чувство — неотъемлемая черта любого православного богослужения, отсюда и молитвы к Богу о помиловании. Что принципиально новое вносит в него канон Андрея Критского?

— Нужно чаще напоминать себе и другим, что христианство — это благая весть, а не плохие новости об испорченности нашего духовного состояния. Хотя стоит признать, минор у нас в сегодняшней богослужебной практике зачастую звучит громче, чем мажор: мы отчего-то более сосредоточены на своих грехах, чем на радости, которую принес нам Христос.

Так, например, самая радостная, торжественная молитва — Евхаристический канон, — в которой от лица всей общины звучат слова «нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее», самой общине не слышны, так как тихо читаются священником в алтаре. Таким образом, большая часть прихожан, которые никогда эту молитву не слышали, просто не могут сознательно в ней участвовать.

В то же время, человек, познающий милость Божию и через нее достоинство своего неоскверненного естества, с болью воспринимает свою нынешнюю ограниченность и греховность.

Преподобный Иоанн Лествичник, посвящая седьмую главу «Лествицы» «радостнотворному плачу», пишет: «Плач и печаль заключают в себе радость и веселие, как мед заключается в соте … Кто облекся в блаженный, благодатный плач, как в брачную одежду, тот познал духовный смех души».

Канон Андрея Критского — не только откровение о падении человека, но и напоминание о его достоинстве и красоте. Именно в отпадении от первозданного образа, в ниспадении с высоты и заключается трагедия человека. И мы плачем об утраченной «первой одежде», но надеемся на исцеление: «Калу примесихся, окаянный, умом, омый мя, Владыко, банею моих слез, молю Тя, плоти моея одежду убелив яко снег» (пер.: Загрязнил я, несчастный, свой ум, но омой меня, Владыко, в купели слез моих, молю Тебя, и убели, как снег, одежду плоти моей).

— А разве возможно совместить радость и печаль?

— Ответ на этот вопрос содержится в высказывании египетского пустынника аввы Алония: «Если человек не положит в сердце своем, что кроме его одного и Бога никого нет другого в мире, то не возможет обрести спокойствия в душе своей».

Мы, конечно, — теоретически – знаем, что немощны, но слишком велико бывает искушение спрятать свою гордость за гордостью коллективной: «мы — русские», «мы — православные». Канон Андрея Критского выбивает у человека эту подпорку и оставляет с Богом один на один.

И это не единственная подпорка, которую выбивает канон. Я вспоминал о нем, когда мы с приходом совершали паломничество в Константинополь (Стамбул).

Дело в том, что в последней песне канона повторяется молитва: «Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая, в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение, и пленяет ратники, и проходит послушание» (пер.: «Сохраняй град Свой, Пречистая Богородительница. Под Твоею защитою он царствует с верою, и от Тебя получает крепость, и при Твоем содействии неотразимо побеждает всякое бедствие, берет в плен врагов и держит их в подчинении»). Преподобному Андрею не было нужды называть его, в Византии всем было понятно, о каком Городе идет речь.

Жители Константинополя многое повидали за свою историю — землетрясения, осады, нашествие крестоносцев — но, по всей видимости, никогда не верили, что город исчезнет и его заселит чужой народ. В этом смысле канон — это еще и прививка от самонадеянности и легкомыслия.

Четыре раза по сорок минут одиночества

— Когда Вы читаете канон, возникают ли у Вас какие-то особые, только с этим текстом связанные мысли или переживания?

— Это очень глубокий, многослойный текст. Я читаю его в храме уже 15 лет, и каждый раз для меня открываются новые грани. Однажды я обратил внимание на призыв следовать за Моисеем в пустыню. Пустыня — это образ и испытания, и места встречи. Но чтобы в ней оказаться, не нужно ехать в Египет или Палестину. Эта пустыня внутри нас. Ксения Петербургская всю жизнь прожила в большом городе, где — как это ни парадоксально — прятаться от людей легче, чем в пустыне. И обращаясь к ней, мы говорим: «В суете града великого аки пустынница жила еси».

Образ пустыни возникает и в житии преподобной Марии Египетской, которую мы призываем на чтении канона и житие которой читается вместе с ним в среду пятой недели Великого поста. Мария Египетская помогает понять, что происходит с нами перед лицом искушения. Обычно, когда мы произносим слово «искушение», то имеем в виду какие-то внешние обстоятельства или даже конкретных людей, которые, как нам кажется, могут подтолкнуть нас ко злу. Житие Марии Египетской показывает, что это обман.

Диавол искушает человека тем, что в нем уже есть, — его воспоминаниями, наклонностями, привычками. Именно поэтому подвиг одиночества в православной традиции — самый сложный. В этом смысле канон Андрея Критского — школа мужества. Это четыре раза по сорок минут одиночества — без каких бы то ни было оправданий и извинений.

— А почему именно этот канон читается на первой неделе Великого поста и почему его назвали Великим?

— Синаксарь (сборник текстов святых отцов и некоторых церковных преданий, по уставу предназначенных для чтения на утрени. — Прим. ред.), читаемый в среду пятой недели поста, так отвечает на этот вопрос: «Можно сказать, что канон сей называют Великим по самим [заключенным в нем] мыслям и воспоминаниям своим, ибо плодовит создатель его, прекрасно их сочетавший. И потому еще Великим именуется, что сравнительно с другими канонами, содержащими по тридцать или немногим более тропарей, сей достигает двухсот пятидесяти, и каждый из них неизреченную сладость источает».

А протоиерей Александр Шмеман писал, что Канон — это «тот исходный “тон”, которым определяется вся великопостная “мелодия”».

— Но почему в каноне так много ссылок на Ветхий Завет? Отчего преподобный Андрей так пристально всматривался в дела, казалось бы, давно минувших дней?

— Одна из наиболее ощутимых трагедий любого человека заключается в том, что другой человек — будь то ближний, друг, приятель, случайный прохожий — стал для него «чужим». Первое следствие грехопадения — это отчуждение. «Разве я сторож брату своему?» – отвечает Каин Богу, убив Авеля. И канон — шаг к преодолению этого отчуждения.

Здесь, как мне кажется, уместно вспомнить слова из проповеди знаменитого английского поэта и богослова Джона Донна (1572–1631): «Нет человека, который был бы как остров, сам по себе, каждый человек есть часть материка, часть суши; и если волной снесёт в море береговой утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит замок твой или друга твоего; смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе». Вот и слова канона подобны звучанию этого колокола.

А история Ветхого Завета в конечном счете — это история ожидания. Как на иконе «Сошествие во ад», где бесчисленное множество людей обращены к Тому, кто выведет их на свободу. Но, не почувствовав себя ветхим Адамом, человек не сможет ощутить свое родство со Христом — Новым Адамом, и вся священная история будет для него лишь рассказом о каких-то людях, которые не имеют к нему никакого отношения. «Знать, надо вымокнуть до нитки, знать, надо горюшка хлебнуть, чтоб к заколоченной калитке с надеждой руки протянуть», пел Булат Окуджава.

Зачем нам это «утомительное стояние»?

— Бывает, люди удивляются: текст огромен, при этом кажется, что в нем циркулирует одна и та же мысль — зачем же нужно на протяжении многих часов выслушивать его в церкви?

— Мне кажется, дело не в особенностях канона как такового. Просто у современного человека другой формат восприятия информации. У святителя Иоанна Златоуста были прекрасные проповеди, но воспринимать и х на слух сегодня сложно.

Кроме того, мы же ведь все время в «вацапе» и «месенджере», нас напрягает «многабукаф», мы считываем информацию, как кассир со штрих-кода. Занимаясь одним делом, мы уже думаем о том, какое дело будет следующим. Я это осознал недавно, во время шестичасового всенощного бдения в одном из афонских монастырей. Шесть часов — это тяжело, если думать, что богослужение отвлекает тебя от какого-то другого занятия. Но когда никакого другого занятия нет, ты учишься быть здесь и сейчас, хотя это не всегда комфортно.

А еще мне вспоминается фраза Энди Уорхола: «Repeating the subject chаnges the subject» (повторение одного и того же предмета меняет сам предмет). Андрей Критский был не глупее Уорхола. Без настойчивого повторения, без навыка не отвлекаться погружение на глубину просто невозможно.

— Возникали ли у Вас какие-то ассоциации — литературные, поэтические или музыкальные — с текстом Великого канона?

— В свое время, меня поразило сходство ритма и стиля канона Андрея Критского и высказываний Будды Шакьямуни. И тот, и другой текст постоянно возвращаются к одной и той же теме. Как волна, которую прибивает к берегу одну за другой, звучит тема смерти:

«Взгляни на сей изукрашенный образ, на тело, полное изъянов, составленное из частей, болезненное, исполненное многих мыслей, в которых нет ни определенности, ни постоянства.

Изношено это тело, гнездо болезней, бренное; эта гнилостная груда разлагается, ибо жизнь имеет концом — смерть.

Как увядший лист, ты теперь, и посланцы Ямы (повелителя царства смерти. — Прим. ред.) пришли за тобой. И ты стоишь у порога смерти, и у тебя нет даже запаса на дорогу.

Сотвори себе остров, борись энергично, будь мудрым. Очищенный от скверны, безупречный, ты достигнешь небесного царства благородных».

И в том, и другом случае мысль о смерти — это призыв к пробуждению, к тому, чтобы наполнить свою жизнь смыслом. Не только мы сами нуждаемся в нем, но и сам Господь желает, чтобы мы были рядом с Ним и бодрствовали с Ним (Мф 26:38).

Совсем неслучайно то, что смысловой аккорд Великого канона заключен в этих словах: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?»

Разумеется, речь здесь идет совсем не о похожести христианства и буддизма – пути, которые они предлагают человеку, радикально различаются. И важно подчеркнуть, что пробуждение от того самого «сна» в буддизме и христианстве мыслится совершенно по-разному. Я, конечно, не специалист, но, не согрешая против истины, могу заметить, что в буддизме это пробуждение связано с растворением «я», нашей личности. То есть, грубо говоря, я проснулся тогда, когда просыпаться уже некому. В христианстве же личность никуда не исчезает, напротив — вся жизнь человека осмысляется как поиск настоящего себя.

Однажды я говорил с одним подростком, и он сказал мне: бывает, что я говорю или делаю что-то дурное, но это ненастоящий «я». И тогда я осознал, что это и есть определение греха. «С кем себе самому изменял?», как пелось в одной советской песне.

Мало себя в чем-то зажать или ограничить — это лишь путь к неврозу. Нужно искать вместе с Богом настоящего себя.

Об этом и напоминает нам канон: «Погребох перваго образа доброту, Спасе, страстьми, юже яко иногда драхму взыскав, обрящи» (пер.: «Засыпал страстями красоту первобытного образа, Спаситель; ее, как некогда драхму (монету. – Прим. ред.), Ты взыщи и найди»). Искать свою красоту, свою ценность в образе царя на монете — это и есть путь, на который указывает нам Канон.

Беседовал Тихон Сысоев

Если вы хотите осознанно воцерковиться или вы уже участвуете в церковных обрядах, но мало что в них понимаете и хотите постичь невидимую суть и пользу для вашей души всех таинств и обрядов церкви, то получите Видеокурс «ОБРЯДЫ И ТАИНСТВА ЦЕРКВИ. Невидимая суть и форма», нажав на банер ниже

Читать еще:  Страстная неделя: дни, которые изменили мир
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector