0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста

Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста

Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридневен.
Заключительная строка кондака и икоса

В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

Снятие с креста. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, – в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем доставили истине новое подтверждение.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».

Положение во гроб. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Все дни превосходит святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая Седмица (Страстная) и больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих, и освятил его, наименовав субботою, то есть покоем: так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления), и в шестой день – пяток, паки возсоздавши истлевшего грехом человека и обновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном. Бог Слово плотию снисходит во гроб, снисходит же и во ад (1 Петр. 3, 19-20) с естественною и Божественною душою, через смерть отделившеюся от тела и преданною им в руки Отца, Которому Он принес и Кровь Свою, сделавшеюся нашим избавлением. Но душа Господня во аде не была удержана, подобно душам святых, ибо она не подлежала прародительской клятве. Вселился Господь наш Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством, соединившимся с плотию; но в то же время Он был и в раю с разбойником и, как прежде сказано, во аде с обнаженною Своею душою, преестественно же был яко Бог неописанный, неограниченный. Испытало Господне тело и тление, то есть разрешение души от тела, но не разрушение плоти и членов и совершенную порчу их. Святое тело Господне Иосиф, сняв с древа, погребает в новом гробе и в вертограде, над входом гроба полагает весьма великий камень. Отселе ад содрогается и изумевается, ощутив могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа, – твердейший и краеугольный камень, и тех, коих заключал во чреве своем, как снедь и наслаждение для себя.

Сошествие во ад

На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским Вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.

По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

В исследовании Православной веры, кн. 3, гл. 28

Песнопения из службы в субботу Страстной седмицы Великого Поста

Тропарь: Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи.«Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе».
Тропарь: Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистнием Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся Силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.«Когда Ты вкусил смерти, о Жизнь бессмертная, тогда Ты Своим Божественным светом умертвил ад. Когда же Ты воскресил мертвых в преисподней, все Небесные Силы воззвали: Жизнодавец Христе Боже наш, слава Тебе!»
Тропарь: Мироносицам женам, при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд.«Ангел, представ женам-мироносицам у гроба, воскликнул: миро требуется мертвым, а Христос не подвергся тлению».

Евангелие от Матфея

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; и устрашившись его, стрегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого: Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они , приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам от всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним.
Рим. 6, 8

Вот слова святого Апостола Павла, которые мы слышали с вами мои возлюбленные во Христе братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией во время апостольского чтения. Спасительно нам прежде всего знать, что значит умереть со Христом.

Конечно, здесь разумеется смерть не телесная, ибо Апостол употребил слово умерли в отношении к людям живым, а смерть для мира, то есть для страстей. Об этом тот же Апостол говорит в послании к Галатам: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Ясно отсюда, что мы умрем со Христом только в том случае, если умертвим свои страсти чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия и гордости. А умерщвление страстей есть подвиг, который можно назвать добровольным мученичеством. Так учил и святой Феодор Студит, говоря, что иноки каждый день умирают через отсечение своей страстной, греховной воли. Поэтому они наследуют мученические венцы, как и святые мученики.

Христос во гробе

Правда, эти святоотеческие слова сказаны были инокам. Но мученическая борьба со страстями, по мысли Апостола Павла, неизбежна в жизни всех, которые стремятся быть Христовыми. Да и как может быть иначе, когда Господь заповедал всем своим последователям узкий и тернистый путь, говоря: и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38). Таким образом, чтобы жить со Христом, надо сначала умереть с Ним, то есть умертвить свои страсти.

Что же значит: жить со Христом? – Жить со Христом, значит, находиться с Ним в единении. А единение со Христом есть ничто иное, как наша любовь к Нему, стремление нашего сердца всегда помышлять о Нем, всегда молитвенно беседовать с Ним и творить одно только Ему угодное. Любовь ко Христу, как учит Сам Господь, есть, в своей сущности, исполнение нами Его Божественных заповедей: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15). Поэтому мы будем исполнять Его заповеди.

Читать еще:  Понтий Пилат: человек, который мог предотвратить казнь Иисуса

Мы будем жить со Христом, если в нашей жизни будет проявляться плод исполнения нами всех Его заповедей, то есть Божественная радость Христа, о которой Он говорит: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей… радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна (Ин. 15, 10-11).

Эта радость Христа в особенности, как нигде, подается всем истинным Его последователям в Таинстве святого Причащения. Делая нас едино с Богом по благодати, сие Таинство дает нам еще в земной жизни небесное, райское блаженство. И если мы не испытываем от святого Причастия того блаженства, которое ощущали святые угодники Божии, то только в силу того, что плохо исполняем спасительные заповеди, не хотим расстаться со своими страстями и их в себе не умерщвляем.

Поэтому будем, мои возлюбленные о Христе чада, иметь своею главною заботою твердую решимость бороться со страстями до их умерщвления. Тогда мы будем жить со Христом, то есть исполнять неуклонно все Его заповеди, и обладать еще здесь, на земле, плодом их – Божественной радостью, черпая ее из многих благодатных источников нашей Православной Церкви и, в особенности, в Таинстве святой Евхаристии.

Во всей же полноте эту радость за умерщвление своих страстей и исполнение Божественных заповедей мы будем испытывать в загробной жизни, когда соединимся на веки с умершим за нас и воскресшим Господом для нескончаемого блаженства в Его Небесном Царстве, чего да сподобит нас Господь по Своей неизреченной милости к нам грешным. Аминь.

Великая Суббота. Что происходило на Страстной седмице

Учитель погиб, даже похоронить нормально не смогли, празднование Пасхи по понятным причинам отменяется, страшно и пусто на душе. Как там у Пастернака было?

Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до Воскресенья дорасту.

Пройдет даже меньше трех суток – где-то полтора. Но от этого трагедия не меньше – мы говорили об этом вчера, в Великую Пятницу. Иуда повесился, священники удовлетворились, Пилат умыл руки, Христос, измученный, умер, Мать Его отгоревала… В мире царит тишина, мир еще не понял, что его ждет спасение.

Есть такое иудейское предание, что Мессия придет, когда кто-нибудь совершит субботу, не нарушив ее ни в малейшей степени. Красивое предание, и в евангельскую логику укладывается. Если суббота – день покоя, то живому человеку соблюсти ее «на все сто» нельзя, потому что, пока он жив, он не может быть абсолютно спокоен. А мертвые заповедей не соблюдают, хоть и не нарушают. Вот тут бы и пригодился знаменитый Халкидонский догмат, определяющий, что Христос – истинный Бог и истинный человек, неслитно и нераздельно. В ту пятницу Он умер как смертный человек, но жив как Бессмертный Бог, и это не значит, что Он частично умер, а частично жив. Он именно что одновременно умер и одновременно жив – именно это и взорвало ад, который готов был встретить великого мертвеца, который был закрыт от Жизни. Но Мертвый, Который оказался Самой Жизнью – это сокрушительный удар по смерти.

Так вот, Господь во гробе соблюдал субботний покой, но этот покой был живой, действующий, творческий, от которого сама смерть умерла.

Богослужения Великой Субботы уже лишены трагизма – мы знаем, чего ради Христос принял смерть, мы ждем Его Воскресения. Они очень тихие, долгие, поэтичные. Начинаются они утреней с чином Погребения. Эта служба выстроена волнами: минорные переживания об умершем Христе чередуются с подъемами на теме Воскресения. Первая часть утрени – Похвалы, диалог «заупокойной» семнадцатой кафизмы и стихов, исполненных противоречивых переживаний творения, взирающего на смерть Творца – Жизнодавца: «Животе, како умираеши? Како и во гробе обитаеши, смерти же царство разрушаеши, и от ада мертвыя возставляеши?», «Все творение содрогалось от Твоих Страданий, все сострадало Тебе, о Слово, узнавая в Тебе Вседержителя».

Затем поются тропари, которые мы слышим на каждом воскресном Всенощном бдении – и в них уже прямо возглашается Воскресение Христово:

Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же Спасе крепость разоривша, и с Собою Адама воздвигша, и от ада вся свобождша.

Мироносицы жены, с миры пришедшия ко гробу Твоему Спасе, рыдаху, Ангел же к ним рече, глаголя: что с мертвыми Живаго помышляете? Яко Бог бо воскресе от гроба.

Затем мы снова возвращаемся к мотиву погребения на каноне Великой Субботы «Волною морскою…». (Кстати, в русской традиции церковного пения он поется на мелодию, которая сама напоминает перекатывающуюся волну.) Текст этот писали три автора в течение очень долгого времени: с первой по пятую песни Марк Савваит (начало X века), с шестой по девятую – Косма Маюмский (VIII век), ирмосы – преподобная Кассия (IX век); возможно, некоторые написал византийский император конца IX – начала X веков Лев Мудрый. Сквозь десятилетия им удалось сообща создать цельное произведение: от оплакивания к торжеству.

Того, Кто в древности накрыл волной гонителя-мучителя, потомки спасенных скрыли под землей. Мы же, как девы юные, воспоем Господу, ибо славно Он прославился.

Распростертыми дланями [на кресте] Ты соединил некогда разделенных, а одеянием плащаницей во гробе освободил плененных, воспевающих: «Нет святого, лишь Ты, Господи».

Пусть радуется все творение, пусть ликуют все рожденные на земле! Враг ад захвачен! Пусть женщины с миром идут Мне навстречу – я освобожу Адама и Еву со всем их родом и в третий день воскресну!

Снова погружаемся в атмосферу печали: похоронной процессией обходим храм с плащаницей – но после этого почти сразу звучит пророчество Иезекииля о воскресении мертвых:

Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «Кости сухие! слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них.

Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище. И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии – весь дом Израилев. Вот, они говорят: «Иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня». Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это – и сделал, говорит Господь (Иез.37,1-14).

Все, пророчество сбылось. Мертвые воскресли во Христе Иисусе. Смерти нет.

На вечерне Великой Субботы, после которой совершается Литургия, нет уже ни одного «похоронного» песнопения или стиха. В стихирах стенает побежденный ад: «Погибло мое могущество; Пастырь был распят и Адама воскресил; тех, над которыми царствовал, я лишился и всех изверг, кого, одолев, поглотил! Опустошил могилы Распятый: власть смерти не имеет силы!» В ветхозаветных чтениях – торжество жизни и Божией Славы, выводящей народ Его из Египта, милующей кающихся, воскрешающей умерших; исполнение самых радостных пророчеств… Евангелие – уже воскресное, окончание Евангелия от Матфея.

Страсти закончились. Христос воскрес. Теперь точно.

Страстная седмица: Великая суббота

Каждый день Страстной недели великие, и в каждый день во всех православных храмах совершаются особые службы. Они величественны, мудро наполнены пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышенными песнопениями, глубокими обрядами.

Все, что в Ветхом Завете было предсказано, то, что предвиделось людьми о последних днях и часах земной жизни Спасителя, – все это раскрывается в богослужениях Страстной седмицы.

О том, что было известно вообще людям о Спасителе задолго до Его Рождества, о пророчествах, которые можно найти в Псалтири, читайте в статье:

  • Пророчества Псалтири

В эти дни читаемые Евангелия переносят нас то в Сионскую горницу Гефсимании, то на Голгофу, то в роскошный дворец правителей, и мы видим неправый суд… Если бы мы смогли каждый день Страстной недели быть на богослужении, то смогли бы проследить весь путь Христа, идущего на вольные страдания. Мы бы прошли весь Крестный путь от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим по широким пальмовым листам до вознесшегося в небо креста, услышали бы последний вздох, но увидели бы и землетрясение, когда тяжеленный камень откатился от пещеры с телом Спасителя.

Читать еще:  Искусанный немец палил из автомата, моя бабушка прикрыла собой детей — реальная история про чудо на Медовый Спас

И еще: перед своей смертью все дни проводил в храме, уча народ. Поэтому и богослужения в наших храмах в первые три дня отличаются продолжительностью и насыщенностью, в них раскрывается смысл притч и бесед с учениками.

О всех днях Страстной седмицы можно прочитать статьи на нашем канале:

  • Страстная Седмица: Великий понедельник
  • Страстная Седмица: Великий вторник
  • Страстная седмица: Великая среда
  • Страстная седмица: Великий четверг
  • Страстная седмица. Великая пятница

Вечером в среду заканчивается великопостное время. Время плача о своих грехах и своем несовершенстве заканчивается. Наступает время плача от воспоминания мучений и страданий Самого Сына Божия.

В четверг вспоминали о том, как ученик продал своего Учителя за 30 монет. В пятницу – о смерти на кресте ради нашего спасения.

Один из наших батюшек сказал как-то после Пассии замечательную проповедь. Больше всего мне из этой проповеди запомнились слова: все идут на Голгофу. Но кто-то идет туда со крестом, а кто-то – с молотком и гвоздями.

На Голгофе Господь пригвожден ко Кресту. Это была самая позорная и самая страшная казнь: гвозди, причем граненые, с зазубринами, вбитые в запястья; оголенные нервы, невозможность простого вдоха при мучительном удушье. Вздох получалось сделать, если только опереться на ноги, тоже пробитые теми же гвоздями. И все это ради того, чтобы избавить нас от тех мук, которые мы заслужили своими грехами, и даровать нам спасение.

А что же было в субботу? Суббота называется днем покоя. В богослужении этого дня соединились как траурные, так и праздничные воскресные черты. В субботу облачение священников уже белого цвета. В этот день совершается последняя в этом году Литургия Василия Великого.

Особенностью этой субботней службы являются паремии – сборник 15 ветхозаветных отрывков, в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении Царства Господа и Новозаветной Церкви.

Что можно и нельзя делать в Великую субботу

Великая суббота — день отдыха, молитвы и духовной подготовки к Пасхе. В этот день на Руси под запретом была любая работа, даже приготовление пищи, в том числе для пасхального стола — хозяйки старались управиться со всеми делами заранее.

Нерасторопные, боясь осуждения и даже наказания, завершали подготовку тайно, чтобы никто этого не видел. При этом женщина, завершая подготовку к празднику, старалась не есть и не пить.

В Великую субботу, как и в течение всей Страстной недели, под строгим запретом были любые светские развлечения, смех, пение (за исключением молитвенного), пустые разговоры и так далее. Считается, что субботний день следует провести в тишине, молитве, неспешных прогулках и размышлениях.

На Руси, как и в Великую пятницу, в последний предпасхальный день под запретом были все острые металлические предметы и инструменты в память о том, что руки и ноги Христа были прибиты к кресту железными гвоздями. Запрещалось рукоделие, охота, рыбная ловля.

В Великую субботу не принято поминать усопших, а посещение кладбища лучше отложить до Радоницы, которая в 2021 году приходится на вторник, 11 мая.

Страстная седмица. Великая суббота.

«Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже…»
Последование Часов Святой Пасхи

Великая Суббота — последний день перед Пасхой. Он соединяет Страстную пятницу — крестные страдания и смерть Спасителя — со Светлым Христовым Воскресением. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос ещё лежит во гробе, ещё не наступило Воскресение, но уже всё наполнено предпасхальной радостью.

По учению Церкви, в этот день Господь душой сходит в ад и низвергает власть смерти над человечеством. Одновременно Он входит в рай с благоразумным разбойником, который был распят по правую сторону от Спасителя, и, как Сын Божий, восседает на Божественном Престоле с Богом Отцом и Святым Духом.

По свидетельству Священного Писания, после Распятия и смерти Христа Иосиф из Аримафеи, член Синедриона, пришёл к Пилату и стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства их можно было предать погребению.

Иосиф купил плащаницу — длинное полотно, в котором обыкновенно погребали иудеев. Тело Христа сняли с Креста, умастили благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере, принадлежавшей Иосифу.

Фарисеи, знавшие пророчество Христа о Его Воскресении, опасались похищения тела и приставили ко гробу стражу. Это обстоятельство стало непреложным доказательством истинности Христова Воскресения.

Во время богослужения Великой Субботы, на утрени, совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…». Святая плащаница обносится вокруг храма. Сын Божий, через Которого «всё начало быть», лежит во гробе, как мёртвый человек, в то же время спасая мир и отверзая гробницы.

Утром в субботу служится вечерня с Литургией святителя Василия Великого — одна из самых глубоких по содержанию служб года. На богослужении читаются пятнадцать паремий — отрывков из книг Ветхого Завета, — содержащих пророчества о Воскресении Христовом. По окончании Литургии освящаются куличи, пасхи и яйца.

Поздним вечером того же дня совершается Полунощница, на которой поётся канон Великой Субботы. В конце Полунощницы священнослужители переносят плащаницу с середины храма через Царские врата в алтарь и кладут её на Престол. Она остаётся здесь до праздника Вознесения Господня — в память о сорокадневном пребывании Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мёртвых.

В Великую Субботу происходит одно из главных чудес Православной Церкви: схождение Благодатного огня на Гроб Господень. Это чудо совершается ежегодно в Иерусалиме накануне Пасхи Христовой. Самое раннее упоминание о схождении Святого огня относится к четвёртому веку.

Торжественное богослужение накануне схождения Благодатного огня начинается с раннего утра и имеет определённое чинопоследование.

Кувуклию — небольшую мраморную часовню, сооруженную над Гробом Господнем, — осматривают и опечатывают. В храм вбегает православная арабская молодёжь, чьё присутствие является обязательным элементом Пасхальных торжеств. Молодые люди, сидя на плечах друг у друга и громко восклицая «нет веры, кроме веры православной, Христос — истинный Бог», просят Господа даровать верующим Благодатный огонь. Несомненно, Спаситель приемлет и такую, по-детски несдержанную, наивную, но искреннюю молитву.

В полдень от Иерусалимской Патриархии, расположенной неподалёку от храма Гроба Господня, начинается Крестный ход, который завершается перед входом в Кувуклию. Внутрь часовни вносят большую лампаду, в которой должен возгореться главный огонь, и тридцать три свечи — по числу лет земной жизни Спасителя.

В Кувуклию входит Иерусалимский Патриарх в одном подряснике — в знак того, что он не проносит с собой каких-либо предметов, способных зажечь огонь. Вход в часовню опечатывают. Наступает напряжённая тишина: верующие ждут чуда появления Благодатного огня. Как правило, ожидание длится от нескольких минут до нескольких часов.

И вот чудо совершилось! Огонь моментально разносится по всему храму. Благодатный огонь обладает необъяснимым свойством — первое время, около 10 минут он совершенно не жжет. Можно видеть, как верующие буквально умываются этим огнем, водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда. Он не опаляет даже волосы.

Христиане из разных стран переносят Благодатный огонь на родину. В Россию его доставляют самолётом и привозят в храм Христа Спасителя, а из Москвы огонь разносится по храмам и монастырям страны.

Тайна Великой Субботы — это тайна Воскресения не только Господа Иисуса Христа, но и всего человечества. День Великой Субботы — образ ожидания всеобщего воскресения мёртвых и жизни будущего века.

«Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный.»

Великая Суббота. Страстная седмица день за днем

Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридневен.
Заключительная строка кондака и икоса

В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева.

Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, – в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем доставили истине новое подтверждение.

Снятие с креста. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».

Читать еще:  Неделя воспоминания Адамова изгнания. Прощеное воскресение

Положение во гроб. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Все дни превосходит святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая Седмица (Страстная) и больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих, и освятил его, наименовав субботою, то есть покоем: так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления), и в шестой день – пяток, паки возсоздавши истлевшего грехом человека и обновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном. Бог Слово плотию снисходит во гроб, снисходит же и во ад (1 Петр. 3, 19-20) с естественною и Божественною душою, через смерть отделившеюся от тела и преданною им в руки Отца, Которому Он принес и Кровь Свою, сделавшеюся нашим избавлением. Но душа Господня во аде не была удержана, подобно душам святых, ибо она не подлежала прародительской клятве. Вселился Господь наш Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством, соединившимся с плотию; но в то же время Он был и в раю с разбойником и, как прежде сказано, во аде с обнаженною Своею душою, преестественно же был яко Бог неописанный, неограниченный. Испытало Господне тело и тление, то есть разрешение души от тела, но не разрушение плоти и членов и совершенную порчу их. Святое тело Господне Иосиф, сняв с древа, погребает в новом гробе и в вертограде, над входом гроба полагает весьма великий камень. Отселе ад содрогается и изумевается, ощутив могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа, – твердейший и краеугольный камень, и тех, коих заключал во чреве своем, как снедь и наслаждение для себя.

Сошествие во ад

На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским Вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.

По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

В исследовании Православной веры, кн. 3, гл. 28

Песнопения из службы в субботу Страстной седмицы Великого Поста

Тропарь: Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи.«Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе».
Тропарь: Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистнием Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся Силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.«Когда Ты вкусил смерти, о Жизнь бессмертная, тогда Ты Своим Божественным светом умертвил ад. Когда же Ты воскресил мертвых в преисподней, все Небесные Силы воззвали: Жизнодавец Христе Боже наш, слава Тебе!»
Тропарь: Мироносицам женам, при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд.«Ангел, представ женам-мироносицам у гроба, воскликнул: миро требуется мертвым, а Христос не подвергся тлению».

Евангелие от Матфея

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; и устрашившись его, стрегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого: Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам от всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним.
Рим. 6, 8

Вот слова святого Апостола Павла, которые мы слышали с вами мои возлюбленные во Христе братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией во время апостольского чтения. Спасительно нам прежде всего знать, что значит умереть со Христом.

Конечно, здесь разумеется смерть не телесная, ибо Апостол употребил слово умерли в отношении к людям живым, а смерть для мира, то есть для страстей. Об этом тот же Апостол говорит в послании к Галатам: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Ясно отсюда, что мы умрем со Христом только в том случае, если умертвим свои страсти чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия и гордости. А умерщвление страстей есть подвиг, который можно назвать добровольным мученичеством. Так учил и святой Феодор Студит, говоря, что иноки каждый день умирают через отсечение своей страстной, греховной воли. Поэтому они наследуют мученические венцы, как и святые мученики.

Христос во гробе

Правда, эти святоотеческие слова сказаны были инокам. Но мученическая борьба со страстями, по мысли Апостола Павла, неизбежна в жизни всех, которые стремятся быть Христовыми. Да и как может быть иначе, когда Господь заповедал всем своим последователям узкий и тернистый путь, говоря: и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38). Таким образом, чтобы жить со Христом, надо сначала умереть с Ним, то есть умертвить свои страсти.

Что же значит: жить со Христом? – Жить со Христом, значит, находиться с Ним в единении. А единение со Христом есть ничто иное, как наша любовь к Нему, стремление нашего сердца всегда помышлять о Нем, всегда молитвенно беседовать с Ним и творить одно только Ему угодное. Любовь ко Христу, как учит Сам Господь, есть, в своей сущности, исполнение нами Его Божественных заповедей: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15). Поэтому мы будем исполнять Его заповеди.

Мы будем жить со Христом, если в нашей жизни будет проявляться плод исполнения нами всех Его заповедей, то есть Божественная радость Христа, о которой Он говорит: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей… радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна (Ин. 15, 10-11).

Эта радость Христа в особенности, как нигде, подается всем истинным Его последователям в Таинстве святого Причащения. Делая нас едино с Богом по благодати, сие Таинство дает нам еще в земной жизни небесное, райское блаженство. И если мы не испытываем от святого Причастия того блаженства, которое ощущали святые угодники Божии, то только в силу того, что плохо исполняем спасительные заповеди, не хотим расстаться со своими страстями и их в себе не умерщвляем.

Поэтому будем, мои возлюбленные о Христе чада, иметь своею главною заботою твердую решимость бороться со страстями до их умерщвления. Тогда мы будем жить со Христом, то есть исполнять неуклонно все Его заповеди, и обладать еще здесь, на земле, плодом их – Божественной радостью, черпая ее из многих благодатных источников нашей Православной Церкви и, в особенности, в Таинстве святой Евхаристии.

Во всей же полноте эту радость за умерщвление своих страстей и исполнение Божественных заповедей мы будем испытывать в загробной жизни, когда соединимся на веки с умершим за нас и воскресшим Господом для нескончаемого блаженства в Его Небесном Царстве, чего да сподобит нас Господь по Своей неизреченной милости к нам грешным. Аминь.

Архиепископ Серафим (Соболев)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector