1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воскресение мелких обид: что мешает нам прощать в Прощеное воскресенье

Воскресение мелких обид: что мешает нам прощать в Прощеное воскресенье

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Нам заповедано прощать — и прощенное воскресенье еще раз об этом напоминает. Нередко, когда речь заходит об этой заповеди, люди представляют себе что-то возвышенное и героическое — мученик прощает палачей, родители — убийцу сына, узник концлагеря — охранников. Это драматическое представление о прощении делает его чем-то, с одной стороны, почти недостижимо трудным, с другой — не относящимся к нашей жизни. Слава Богу, мало кто из нас сталкивается с такими масштабами зла и страдания. Мы сталкиваемся с чем-то другим — с мелкими обидами на работе, с пренебрежением от тех, на чье внимание мы рассчитывали, с язвительными словами, сказанными в наш адрес, с невыполненными обязательствами, с нарушенными обещаниями. Это неприятно, но от этого не умирают.

Тем не менее, прощать трудно — вот если бы злодеи вели бы меня на расстрел, я бы конечно, всех их простил; а мелкие гадости, сказанные невзначай, никак нельзя оставить без ответа. Но нам нужно именно научиться прощать мелкие обиды. Именно мелкие обиды и мелкая мстительность вернее всего разрушают нашу духовную жизнь. Но почему мы все так склонны к саморазрушению? Непрощение, лелеяние своих обид, пережевывание обидных слов или ситуаций ничего не дает, кроме повышенного давления и язвы желудка. Почему же люди занимаются этим с таким странным упоением?

Более того, когда людям не хватает личных обид, они охотно заимствуют обиды других людей — и клянутся «не забыть и не простить» преступления, о которых знают исключительно с чужих слов. Почему? Понятно, когда служители закона преследуют злодеев — они исполняют свой долг, а не следуют страсти. Но почему все остальные так рады упиваться страстным непрощением и незабыванием?

Этому есть объяснение — поза негодующего истца есть, на самом деле, поза защитная. «Меня нельзя задержать как неблагонамеренного! Я сам всех задержу, как неблагонамеренных!». Яростные обвинения в адрес других, настойчивые поиски чужих безобразий — попытки заглушить тревожащий голос совести. Простить — значит лишиться должности прокурора (в своих глазах, и, возможно, в глазах других), и оказаться перед тем фактом, что не только другие, но и мы сами подлежим суду.

Поэтому чтобы прощать, надо принять прощение — «как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:13). Благая весть говорит о том, что наши грехи не будут поставлены нам в осуждение, потому что за них умер Невиновный. Как говорит Псалмопевец, (а святой Апостол Павел его цитирует) «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха (Рим. 4:7,8)». Бог больше не вменяет грехи тем, кто пришел ко Христу с покаянием и верой. Обвинительное заключение против нас уничтожено: «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; (Кол.2:14)». Нам надо поверить словам, которые мы услышали на исповеди — «Господь и Бог наш Иисус Христос да простит тебе, чадо, все грехи твои» и жить этим прощением, не вменяя другим их грехи — как Судия не вменяет нам наши.

На заставке фрагмент фото Craig Sunter>

Кого нужно прощать в Прощёное воскресенье? Объясняют профессор Осипов, священники Смирнов и Корепанов

Кого и как нужно прощать в Прощёное воскресенье и как это сделать, если обида сильная, рассказали православный богослов Алексей Осипов, священники Димитрий Смирнов и Константин Корепанов.

Алексей Осипов, богослов, профессор Московской духовной академии:

Прощения просить нужно у тех, с кем у нас вышли недоразумения, кого мы обидели, обругали, у кого украли. Мы-то знаем у кого… И ум подсказывает, и совесть — вот у этих людей и надо просить прощения. Желательно встретиться лично или по телефону позвонить. Если нет такой возможности, то в душе своей от всего сердца простить этого человека и попросить прощения у него.

Прощёное воскресенье — это великий день. Дай Бог, чтобы не превратить его в какую-то форму. Обратите внимание, что мы всё превращаем в форму, формальность. И молитву превращаем в форму… И бываем в церкви на богослужении формально…

Просить прощения — это значит примириться с человеком. Это великое благо. Надо им воспользоваться.

Читать еще:  Как каялись, молились и смирялись святые? 9 примеров из житий

Димитрий Смирнов, священнослужитель:

Как простить человека, если простить очень трудно? Дело в том, что все наши беды происходят от незнания Священного Писания. Потому что сам Господь нам дал такую возможность.

Если у человека есть обида, и он молится за обидчика, то довольно скоро обида проходит. Поэтому всем можно рекомендовать именно это.

Поминать каждый раз на молитве обидчика, желая ему и доброго здравия, и спасения души. Ведь когда мы молимся за какого-то человека, он становится нам родным и близким. И вот, таким образом, можно эту рознь преодолеть.

Некоторые говорят, вот вроде бы я простил, а забыть не могу. Действительно, злопамятность — это как болезнь. Но если человек целенаправленно борется с этим чувством, то эта рана обязательно зарастёт.

Мы сами являемся грешниками. Как мы можем к Богу обращаться, если сами не прощаем другого?

Константин Корепанов, иерей:

Сегодня Прощёное воскресенье. Завтра начнётся дивный путь Великого поста (кто переживал, тот знает). В нём очень много благодати, а также искушений, которые для того и случаются, чтобы подчеркнуть, усилить, углубить действие благодати.

Нет времени в церковной жизни, которое бы было столь исполнено очищающей, спасающей, обновляющей благодати, изливаемой почти даром на всех людей, которые приходят в этот день в церковь, как к спасительному ковчегу. Чтобы вместе вступить в спасительное плавание.

Накануне этого дня просто необходимо примириться со всеми. Иначе ничего не получится. Бог ставит условия — простить всех и попросить прощения у всех. Примириться со всеми. Именно так люди отходят в дальнее плавание. Так люди уходят на войну. Так люди уходят на что-то дивное или страшное, или на что-то решительное.

Надо примириться. Потому что примирение с ближним — это то условие, при котором благодать Божья будет действовать. Не примирившийся человек, даже зашедший на корабль и пустившийся в плавание, не стяжит никаких плодов. Ничего с ним не случится хорошего, потому что он не примирился.

Мир является тем основанием, с которого начинается Великий пост. Мир является тем основанием, на котором созидается жизнь каждого человека и жизнь Церкви. Мир — это необходимое условие, которое есть начало моего обновления. Начало действия во мне благодати Божьей.

Поэтому все должны сделать усилие и примириться с ближним своим. Простить его, даже если он не просит прощения. И попросить у него прощения, даже если он не хочет мне его давать. Но нужно искренне захотеть примириться. Так, как будто мы примиряемся с Господом Богом своим.

Друзья, если было полезно, ставьте лайк. Подписывайтесь на канал Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

Как быть человеку, которого отказываются прощать в Прощенное Воскресенье?

В Прощенное Воскресенье человек попросил прощения, а его не простили. Как ему быть? Что ему можно посоветовать?

Прощеное Воскресение — праздник, значение которого в духовной жизни человека трудно переоценить.

Церковь как бы помогает людям переступить через порог гордыни и дает возможность попросить прощения и простить.

Это большая поддержка тем, кто еще слаб духом, кто не очень то осознал всю глубину слов книги мудрости на все времена: «Не суди, и не судим будешь».

Причиненная кому-то обида может нанести вред не только самому обидчику, но и его будущим поколениям, его роду, до четвертого колена.

Нежелание простить — это не менее разрушительная для самого человека позиция.

Не прощаешь — значит, осуждаешь, судишь — значит, высказываешь недоверие Богу, его суду, его справедливости — значит, берешь на себя функции Бога судить — значит, исходишь от скудости любви в душе — значит, не умеешь любить безусловной любовью.

И тут не будем вдаваться в подробности высказываний о «подставленной щеке», там есть свои нюансы понимания.

А вернемся к Прощенному Воскресению.

Человек нашел в себе силы и попросил прощения. Он преодолел свою гордыню, скудость веры и сделал шаг навстречу. И сделал это искренне и с раскаянием. Он совершил свой выбор и засеял семена на будущее.

На этом его роль окончена.

Вторая сторона тоже вольна сделать свой выбор. И тоже будут засеяны семена. Всходы и урожай может достаться как на жизнь этого человека, так и его потомкам.

И этот выбор уже не имеет никакого отношения к просившему прощение.

В этот момент не простивший проходит свое испытание и не справляется с ним. Его право и его выбор. Возможно, позже ситуация изменится или не изменится вовсе.

Просившего прощение это уже не должно волновать.

Просивший прощение, если чувствует еще свою вину, пусть пойдет на исповедь и причастие. Но он не вправе судить другого, который сделал свой собственный выбор.

Всему свое время и всему своя мера.

Если вас отказались прощать

Во-первых, необязательно ждать Прощеное воскресение, чтобы попросить прощения. Если вы давно нанесли обиду, и решили, что именно в этот день вас простят — значит, что вы не раскаялись в своем поступке и ваша просьба — пустые слова. Хорошенько задумайтесь о своем поступке. И, уже осознав, насколько вы нуждаетесь в прощении, попробуйте повторить попытку спустя некоторое время.

Читать еще:  Великий пост. История

Во-вторых, если не простили — не надо отвечать тем же и строить планы мести.

В-третьих, допустИм и такой вариант, что человек умышленно не прощает, чтобы вы продолжали испытывать чувство вины. Заслужили вы это или нет — вам надо жить дальше. Неизвестно, насколько велика боль обиженного вами человека. Оставьте его и не напоминайте о себе лишний раз. Вполне вероятно, что внутри себя он вас простил — не мстит, вам, не причиняет зла, только на словах ему это трудно признать.

Если вы православный христианин, обратитесь к Богу, сходите в церковь, помолитесь, почитайте библию — в ней много о прощении написано.

Атеист? — тогда к психологу, разберите ситуацию и отпустите.

Надо понимать, что человек, не простивший другого человека в Прощеное Воскресенье, может быть атеистом, или на зло так сказать, или действительно злиться очень сильно, быть в обиде, и нет у него сил простить.

Не сердиться и не злиться на не простившего, а сказать ему, что ты все его равно прощаешь, и помолиться за него, тогда Господь тебя простит вместо того, кто тебя не простил.

Потому что мы не все такие, кто верующий, сильны, чтобы обидчикам отпустить обиду. Так вот, чтоб мир в душе настал такого человека, за него стоит помолиться.

Если же обида была большая, то прощения просить перед Богом надо, а перед человеком давно пора было постараться загладить свою вину, не дожидаясь Прощеного Воскресенья.

Но если вы не верующий, и просто начали просить прощения, слать картиночки, а вас не простили в ответ, ну и ладно.

Согласно христианским канонам всякого человека нужно прощать, тот, кто не простил совершил ещё один грех..

Поэтому тот, кто попросил прощение искренне — прощён..

Нужно быть искренним в осознании вины и желания прощения и не беспокоится по этому поводу..

И ведь действительно так: кто злопамятен, то болеет разными болезнями чаще..

Кто повинился, кто простил — тем становится психологически легче..

Нужно уметь отвечать за свои поступки и это касается всех. Лично я считаю, что прощать кого-то — это не хорошо. Конечно, это не касается мелочей, типичных житейских сор и чего-то не настолько серьезного. А касается в первую очередь того, что было принципиально и важно, что провело за собой последствия. А то все так хорошо устроились, сломали другому человеку жизнь (и такое бывает), что-то важное испортили. и вдруг бац! извинились. А кто отвечать будет? «Согласно христианским канонам», вот именно, что только христианской. Не забывайте, что христианский бог Яхве (Иегова), которого христиане просто зовут богом, один из многих богов, у которого были самые упоротые (зачеркнуто) упорные последователи, вот оно и диктует правила, а не должно. Поэтому христианские каноны, разводящие безнаказанность тут вообще не аргумент. За серьезный поступок человека лишний раз лучше не прощать, даже если очень хочется. Поэтому следующий раз этот человек подумает, прежде чем натворить что-то нехорошее и будет знать, что это так просто не сойдет ему с рук. Все ошибаются по «неидеальности», но некоторые слишком злоупотребляют. Что делать? Исправлять ошибки и заслужить прощение.

Человек попросил прощения, а его не простили. Сказали: «Нет, не прощу, даже и не проси(те)». Он говорит: «Прощеное воскресенье ведь, простите меня ради этого дня, я так ждал этого дня, чтобы извиниться!».

Сначала подумаем, кто из участников этого диалога какие ошибки допустил?

По-моему, ошибся тот, кто сказал «Не прощу». Понятно, что не всё людям прощается, не всё хочется прощать так легко и так невзначай. Но нужно было ответить в Прощеной воскресение «Бог простит» или «И вы меня простите». Ведь того требует традиция.

В то же время второй человек, который прощения просил (не просил, а буквально выпрашивал) также ошибся со словами. Не нужно умолять простить, наседать на человека всем своим весом, образно говоря.

Мне кажется, что если Прощёное воскресение, а вас (обращаюсь к этому человеку) не простили, не захотели, не пожелали прощать, можно поступить так:

  • Поймите, что ваша задача — это не вымолить прощения, а просто попросить. Если попросили — то это уже результат. На нём пока и остановитесь.
  • Ну неужели вы думали, что вас, допустим, уже целый год не прощают, находятся в состоянии большой обиды, а на Прощеное воскресенье скажут: «О, да, конечно, что там, прощаю, уже забыл давно»? Такое бывает ох как не всегда. Поэтому настраивайте себя на то, что вы свою миссию выполнили, и вы сами больше не должны обижаться на этого человека. Иначе не нужно было всё это затевать мероприятие. А дальше он сам решит, как о вас думать, что делать и так далее. Вы подошли к нему с открытой душой и заявили, что чувствуете свою вину. Это, пожалуй, самое главное. Вот увидите, вам через некоторое время станет легче, как будто камень с плеч упадёт.
Читать еще:  3 молитвы Великого поста

Как быть, если нет сил простить ближнего в Прощеное воскресенье?

Священнослужитель и психолог рассказали, как правильно просить прощения и смириться с болью.

Фото: Depositphotos / Wavebreakmedia

Прощеное воскресенье в этом году выпало на 14 марта — это последний день перед Великим постом, который продлится до главного православного праздника — Пасхи . В ходе многодневного говения верующие стремятся очистить от скверны тело и разум, поэтому до поста стараются отпустить старые обиды, а также получить прощение от родных и близких. Но как правильно просить прощения и что делать, если простить человека нет сил?

Как правильно просить прощения? — ответ священнослужителя

В Прощеное воскресенье принято признавать прегрешения перед всеми, кого знаешь. Считается, что каждый человек в разной степени виноват перед каждым своим знакомым. Важно не только попросить прощения, но и пообещать не повторять дурных поступков, а потом следовать данному слову. В этот день, полагают верующие, нужно отпустить денежные долги тем, кто по объективным причинам не может по ним рассчитаться.

При извинении необязательно формулировать конкретный проступок, не нужны и особые слова. Главное — искренне желать примирения с оппонентом, очищения совести перед Великим постом и оставаться дальше верным православным истинам. Тот, у кого просят прощения, тоже должен проявить снисхождение — носить в сердце обиду тяжело, и это разрушает душу. Кроме того, простить можно, даже когда об этом не просят, уверен священник, председатель Информационной комиссии Московской городской епархии Александр Волков.

Что делать, если нет сил простить? — ответ психолога

Говорить о прощении гораздо легче, чем на самом деле преодолевать свои негативные установки. Порой трудно признать свою ошибку или забыть причиненное тебе злодеяние. Но сделать это необходимо вне зависимости от настроя собеседника: даже если он просит прощения «для галочки», нужно постараться оставить боль в прошлом. Суть этого процесса не в соблюдении ритуала, а в осознанной и очень серьезной работе над собой. Для нее нужны силы, и почерпнуть их можно у настоятеля храма, наставника, психолога, если самостоятельно не получается.

Важно оставить мысль, что извиняться — значит, унижаться. Наоборот, это поступок достойного человека, который стремится быть лучше для себя и других. В глобальном масштабе именно это и есть борьба со злом. Просить прощения «на всякий случай» не стоит вообще, так как такие просьбы лишь отдаляют от цели. Если для человека эти слова ничего не значат, ему также требуется помощь в осознании своих поступков и жизненных ориентиров, передает слова психолога и психотерапевта Ирины Макаровой ТАСС.

Святые отцы о прощении:

Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти.
Святитель Иоанн Златоуст

Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя.
Преподобный Ефрем Сирин

Хотя обязанный просить у тебя извинения и не просит его, и не беспокоится о том — почему и ты мог бы счесть для себя извинительным не прощать ему сделанных против тебя проступков, — однако ты, несмотря на то, прости его, если можно, призвав его к себе, а если это невозможно, сам в себе, не показывая своими поступками, что желаешь отомстить.

Преподобный Исидор Пелусиот

«На реках Вавилонских». Старинный напев из обихода Синодального хора. Мужской хор Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Регент — Владимир Горбик. Концерт в Большом зале Московской консерватории 27 февраля 2008 г.

4. Зачем прощать?

Все мы грешны, все нуждаемся в Божьей милости, с одной стороны. И все мы связаны между собой — с другой. Грех одного неизбежно приводит к цепной реакции зла. Остановить лавину, давно бы уже разрушившую наш мир, можно только любовью. И, как частное проявление этой любви, прощением.

Объясняя нам эти духовные аксиомы, Господь так определяет условие, когда мы можем быть прощены: «. если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Больше того, Бог дает нам меру, формулирует, насколько мы будем прощены и помилованы: ровно настолько, насколько мы сами научились прощать. Помните, в молитве «Отче наш» мы сами просим Господа: «. и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector