0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

12 вопросов о Пятидесятнице

12 вопросов о Пятидесятнице

От­ве­ча­ет Сер­гей Ху­ди­ев

На пя­ти­де­ся­тый день (от­сю­да и на­зва­ние празд­ни­ка) по­сле вос­кре­се­ния Хри­ста и по­сле иудей­ской Пас­хи апо­сто­лы со­бра­лись в Си­он­ской гор­ни­це в Иеру­са­ли­ме, где на них со­шел Свя­той Дух. Од­ним из Его да­ров бы­ла спо­соб­ность го­во­рить на раз­ных язы­ках для про­по­ве­ди Еван­ге­лия. В чем смысл это­го со­бы­тия, и что Пи­са­ние го­во­рит нам о Свя­том Ду­хе?

1. По­че­му Пя­ти­де­сят­ни­цу ино­гда на­зы­ва­ют Днем Рож­де­ния Церк­ви?

Цер­ковь — это не про­сто со­бра­ние вер­ных, а Те­ло, ор­га­низм, в ко­то­ром стру­ит­ся жизнь Хри­сто­ва. И этот ор­га­низм со­зи­да­ет­ся Свя­тым Ду­хом, как пи­шет апо­стол, Ибо, как те­ло од­но, но име­ет мно­гие чле­ны, и все чле­ны од­но­го те­ла, хо­тя их и мно­го, со­став­ля­ют од­но те­ло, — так и Хри­стос. Ибо все мы од­ним Ду­хом кре­сти­лись в од­но те­ло, Иудеи или Ел­ли­ны, ра­бы или сво­бод­ные, и все на­по­е­ны од­ним Ду­хом (1Кор.12:12-13).

2. Мож­но ли то­гда го­во­рить — как ино­гда го­во­рят — о Вет­хо­за­вет­ной Церк­ви?

Ра­зу­ме­ет­ся, ведь са­мо сло­во «Цер­ковь» зна­чит «со­бра­ние при­зван­ных», и вет­хо­за­вет­ный на­род Бо­жий та­ким со­бра­ни­ем был. Но Пя­ти­де­сят­ни­ца зна­ме­ну­ет прин­ци­пи­аль­но но­вый этап в ис­то­рии спа­се­ния и со­зи­да­ние Церк­ви имен­но как Те­ла Хри­сто­ва пря­мым дей­стви­ем Свя­то­го Ду­ха.

3. Кто та­кой Свя­той Дух? Это си­ла или Лич­ность?

Свя­щен­ное Пи­са­ние яс­но го­во­рит о Свя­том Ду­хе как о Лич­но­сти: на­при­мер, Он пря­мо го­во­рит о Се­бе «Я»: ко­гда они слу­жи­ли Гос­по­ду и по­сти­лись, Дух Свя­тый ска­зал: от­де­ли­те Мне Вар­на­ву и Савла на де­ло, к ко­то­ро­му Я при­звал их (Деян.13:2); про­яв­ля­ет во­лю: Ибо угод­но Свя­то­му Ду­ху и нам не воз­ла­гать на вас ни­ка­ко­го бре­ме­ни бо­лее, кро­ме се­го необ­хо­ди­мо­го (Деян.15:28); его воз­мож­но оскор­бить на­ши­ми гре­ха­ми: И не оскорб­ляй­те Свя­та­го Ду­ха Бо­жия, Ко­то­рым вы за­пе­чат­ле­ны в день ис­куп­ле­ния (Еф.4:30); Ему воз­мож­но со­лгать, при­чем со­лгать Ему — зна­чит со­лгать Бо­гу (Деян.5:4).

4. По­че­му Свя­той Дух не мог быть да­ро­ван до смер­ти и Вос­кре­се­ния Хри­ста?

Во-пер­вых, по­то­му что наш грех раз­де­лял нас с Бо­гом — и дол­жен был быть ис­куп­лен. Во-вто­рых, по­то­му что Свя­той Дух за­тем и да­ет­ся, чтобы при­об­щить нас ко Хри­сту, Рас­пя­то­му и Вос­крес­ше­му. Мы со­зда­ны Бо­гом для то­го, чтобы по­знать Его и воз­ра­до­вать­ся Ему во ве­ки, чтобы быть веч­ной, бес­ко­неч­но счаст­ли­вой се­мьей, гла­ва ко­то­рой — Бог. Мы от­па­ли от сво­е­го пред­на­зна­че­ния в грех, и по­это­му мы нуж­да­ем­ся в спа­се­нии. Грех име­ет две сто­ро­ны — ви­ну и пор­чу. Мы ви­нов­ны пе­ред Свя­тым Бо­гом, мы со­вер­ши­ли (и про­дол­жа­ем со­вер­шать) гре­хи и без­за­ко­ния — то, что от­вра­ти­тель­но в Его очах, то, что пе­ред су­дом Прав­ды Бо­жи­ей под­ле­жит осуж­де­нию. Как го­во­рит про­рок, без­за­ко­ния ва­ши про­из­ве­ли раз­де­ле­ние меж­ду ва­ми и Бо­гом ва­шим, и гре­хи ва­ши от­вра­ща­ют ли­це Его от вас, чтобы не слы­шать. Ибо ру­ки ва­ши осквер­не­ны кро­вью и пер­сты ва­ши — без­за­ко­ни­ем; уста ва­ши го­во­рят ложь, язык ваш про­из­но­сит неправ­ду (Ис.59:2-3).

Но, ху­же то­го, мы ис­пор­че­ны — глу­бо­кое по­вре­жде­ние са­мой на­шей при­ро­ды, вы­зван­ное гре­хом, под­тал­ки­ва­ет нас к но­вым и но­вым гре­хам, и де­ла­ет нас неспо­соб­ны­ми, да и неже­ла­ю­щи­ми ис­пра­вить свою жизнь. Это мож­но срав­нить с по­ло­же­ни­ем нар­ко­ма­на: он ви­но­вен, по­сколь­ку раз­ру­ша­ет свою жизнь и жиз­ни сво­их близ­ких, во­ру­ет, про­да­ет нар­ко­ти­ки дру­гим, и со­вер­ша­ет дру­гие пре­ступ­ле­ния, чтобы удо­вле­тво­рить свою бо­лез­нен­ную страсть к одур­ма­ни­ва­ю­ще­му яду. В то же вре­мя он ис­пор­чен: бо­лезнь (ко­то­рая яви­лась ре­зуль­та­том его соб­ствен­но­го по­роч­но­го вы­бо­ра) глу­бо­ко разъ­ела его те­ло и ду­шу, и он не мо­жет сам оста­вить свой па­губ­ный об­раз жиз­ни. Он нуж­да­ет­ся в по­мо­щи, но не мо­жет ее по­лу­чить, по­сколь­ку вы­нуж­ден скры­вать­ся, опа­са­ясь за­слу­жен­ной ка­ры за свои пре­ступ­ле­ния.

Так и все мы, бед­ные греш­ни­ки, нуж­да­ем­ся в по­мо­щи Бо­жи­ей для то­го, чтобы ис­пра­вить на­шу жизнь, но не мо­жем вой­ти в об­ще­ние с Бо­гом из-за осуж­де­ния, тя­го­те­ю­ще­го на нас из-за на­ших гре­хов. Из это­го без­вы­ход­но­го по­ло­же­ния, в ко­то­рое мы са­ми се­бя за­гна­ли, Бог спа­са­ет нас через Иису­са Хри­ста. Без­греш­ный Сын Бо­жий уми­ра­ет за на­ши гре­хи, «Пра­вед­ник за непра­вед­ных». Как го­во­рит Он сам (и Цер­ковь по­вто­ря­ет это за каж­дой Ли­тур­ги­ей), сие есть Кровь Моя Но­во­го За­ве­та, за мно­гих из­ли­ва­е­мая во остав­ле­ние гре­хов (Мф.26:28). При­хо­дя к Нему с по­ка­я­ни­ем и ве­рой, мы пол­но­стью осво­бож­да­ем­ся от осуж­де­ния за на­ши гре­хи — по­то­му что Он есть Аг­нец Бо­жий, Ко­то­рый бе­рет на Се­бя грех ми­ра (Ин.1:29).

По­лу­чив про­ще­ние и при­ми­рив­шись с Бо­гом, мы об­ре­та­ем все необ­хо­ди­мое для ис­прав­ле­ния на­шей жиз­ни. Как пи­шет свя­ти­тель Фила­рет, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, в «Про­стран­ном ка­те­хи­зи­се», «бес­ко­неч­ной це­ны и до­сто­ин­ства доб­ро­воль­ные стра­да­ния за нас без­греш­но­го Бо­го­че­ло­ве­ка и Его крест­ная смерть — есть пол­ное ис­пол­не­ние Бо­жия пра­во­су­дия, за грех осу­див­ше­го нас на смерть, а так­же без­мер­ная за­слу­га Спа­си­те­ля, дав­шая Ему пра­во не на­ру­шая пра­во­су­дия по­да­вать нам, греш­ным, про­ще­ние гре­хов и бла­го­дать для по­бе­ды над гре­хом и смер­тью».

Но есть и дру­гая при­чи­на: Свя­той Дух да­ет­ся имен­но за­тем, чтобы при­ве­сти нас ко Хри­сту, при­об­щить нас но­вой жиз­ни во Хри­сте, по­мо­гать нам пре­бы­вать во Хри­сте. Все, что де­ла­ет Свя­той Дух, со­сре­до­то­че­но на Иису­се Хри­сте. Как го­во­рит Сам Гос­подь, Уте­ши­тель же, Дух Свя­тый, Ко­то­ро­го по­шлет Отец во имя Мое, на­учит вас все­му и на­пом­нит вам все, что Я го­во­рил вам. . Ко­гда же при­и­дет Уте­ши­тель, Ко­то­ро­го Я по­шлю вам от От­ца, Дух ис­ти­ны, Ко­то­рый от От­ца ис­хо­дит, Он бу­дет сви­де­тель­ство­вать о Мне (Ин.14:26, 15:26).

5. Во всех ли хри­сти­а­нах пре­бы­ва­ет Свя­той Дух, или толь­ко в свя­тых?

Во всех; ни­кто не мо­жет быть хри­сти­а­ни­ном без по­мо­щи Свя­то­го Ду­ха: Ес­ли же кто Ду­ха Хри­сто­ва не име­ет, тот и не Его (Рим.8:9). Свя­тые да­ют Свя­то­му Ду­ху боль­ше воз­мож­но­сти дей­ство­вать — и в них он про­яв­ля­ет Се­бя яв­ным и ча­сто оче­вид­ным для всех об­ра­зом, но лю­бой че­ло­век, в том чис­ле и со­всем не свя­той, ста­но­вит­ся хри­сти­а­ни­ном толь­ко по осо­бо­му дей­ствию Свя­то­го Ду­ха. На­ша ве­ра — это не про­сто че­ло­ве­че­ское убеж­де­ние, это сверхъ­есте­ствен­ный дар Бо­га. Мы не мог­ли бы ни при­знать в Иису­се Спа­си­те­ля, ни пе­ре­ме­нить на­шу жизнь, ни да­же за­хо­теть это­го без по­мо­щи Свя­то­го Ду­ха.

6. Мо­жет ли Свя­той Дух дей­ство­вать вне Церк­ви?

До опре­де­лен­ных пре­де­лов, да — Бог дей­ству­ет в на­шей жиз­ни еще до то­го, как мы при­со­еди­ним­ся к Церк­ви, это то, что ино­гда на­зы­ва­ют «при­зы­ва­ю­щей бла­го­да­тью». Но ес­ли мы от­зы­ва­ем­ся на эту бла­го­дать, то она при­во­дит нас в Цер­ковь. В са­мом де­ле, Свя­той Дух об­ли­ча­ет мир в неве­рии в Гос­по­да Иису­са, про­слав­ля­ет Его, на­по­ми­на­ет нам то, что ска­зал Он, а ска­зал Он, в част­но­сти, Я со­здам Цер­ковь Мою, и вра­та ада не одо­ле­ют ее (Мф.16:18). По­это­му, хо­тя Свя­той Дух и мо­жет дей­ство­вать вне Церк­ви, Он все­гда ве­дет нас в Цер­ковь.

7. Что яв­ля­ет­ся при­зна­ком ис­тин­ной Церк­ви? Вот со­бра­лись лю­ди, по­мо­ли­лись, и Дух, ды­ша­щий где хо­чет, со­шел на них. Они про­по­ве­ду­ют и да­же име­ют (по их сло­вам) зна­ме­ния и чу­де­са. Как по­нять, где ис­тин­ная Цер­ковь?

Один из при­зна­ков ис­тин­ной Церк­ви — пре­ем­ство ве­ры. Цер­ковь ос­но­ва­на Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом — не в XVI, не в XIX, не в ХХ, а в I ве­ке, и с тех пор она су­ще­ству­ет непре­рыв­но, по Его обе­то­ва­нию: Я с ва­ми во все дни до скон­ча­ния ве­ка. Аминь. (Мф.28:20). Это зна­чит, что в лю­бом ве­ке — в I, II, III, IV, V . XXI — мы мо­жем най­ти од­ну и ту же Цер­ковь, ко­то­рая ис­по­ве­ду­ет од­ну и ту же ве­ру и со­вер­ша­ет од­ну и ту же Ев­ха­ри­стию. Каж­дый пра­во­слав­ный епи­скоп и свя­щен­ник свя­зан с апо­сто­ла­ми через непре­рыв­ную це­поч­ку ру­ко­по­ло­же­ний. Мы не мо­жем (и ни­кто не мо­жет) «пе­ре­осно­вать» Цер­ковь за­но­во, мы мо­жем толь­ко при­со­еди­нить­ся к той, ко­то­рая ос­но­ва­на Хри­стом на Его апо­сто­лах.

8. Ес­ли Свя­той Дух по­да­ет­ся через ру­ко­по­ло­же­ние, не по­лу­ча­ет­ся ли так, что Его мож­но «по­ста­вить пе­ред фак­том», «вы­ну­дить» сой­ти на че­ло­ве­ка, со­вер­шив пра­виль­ные ри­ту­а­лы?

Де­ло об­сто­ит ров­но на­обо­рот: это Свя­той Дух уста­нав­ли­ва­ет, ка­ким имен­но об­ра­зом Он со­зи­да­ет Цер­ковь и ко­го вы­би­ра­ет для это­го. Со вре­мен апо­столь­ских осо­бый дар Свя­то­го Ду­ха для пас­тыр­ско­го слу­же­ния и со­вер­ше­ния Та­инств пе­ре­да­вал­ся имен­но через ру­ко­по­ло­же­ние. На­при­мер, апо­сто­лы, ру­ко­по­ло­жив же им пре­сви­те­ров к каж­дой церк­ви, они по­мо­ли­лись с по­стом и пре­да­ли их Гос­по­ду, в Ко­то­ро­го уве­ро­ва­ли (Деян.14:23), а апо­стол Па­вел уве­ще­ва­ет Ти­мо­фея воз­гре­вать дар Бо­жий, ко­то­рый в те­бе через мое ру­ко­по­ло­же­ние (2Тим.1:6).

9. А что ес­ли свя­щен­ник (или епи­скоп) — яв­но недо­стой­ный че­ло­век? Дей­ству­ет ли через него Свя­той Дух?

Да. Точ­но так же, как недо­стой­ный по­слан­ник, ко­то­рый пе­ре­да­ет вам гра­мо­ту от Ца­ря, ни­как не уни­что­жа­ет ни ее со­дер­жа­ния, ни ее дей­ствен­но­сти. Бог ни­ко­гда не ли­шит ис­крен­не­го ве­ру­ю­ще­го бла­го­да­ти за гре­хи дру­гих лю­дей, в том чис­ле епи­ско­пов или свя­щен­ни­ков. Че­ло­век, ко­то­рый с ве­рой, бла­го­го­ве­ни­ем и стра­хом Бо­жи­им при­сту­па­ет к Ча­ше, по­лу­ча­ет При­ча­стие, да­же ес­ли ча­шу дер­жит недо­стой­ный свя­щен­ник. Ес­ли он ис­по­ве­ду­ет­ся в гре­хе и при­ни­ма­ет раз­ре­ши­тель­ную мо­лит­ву, то он про­щен Бо­гом неза­ви­си­мо от лич­ных ка­честв свя­щен­ни­ка.

10. Мо­гут ли лю­ди, в ко­то­рых пре­бы­ва­ет Свя­той Дух, гре­шить или оши­бать­ся?

Свя­той Дух не на­де­ля­ет от­дель­но­го хри­сти­а­ни­на без­оши­боч­но­стью; то на­став­ле­ние на вся­кую ис­ти­ну, о ко­то­ром го­во­рит Еван­ге­лие, но­сит мяг­кий, мож­но ска­зать, де­ли­кат­ный ха­рак­тер — Свя­той Дух не дик­ту­ет, а толь­ко на­прав­ля­ет ра­зум и во­лю ве­ру­ю­ще­го. Это не уни­что­жа­ет его сво­бод­ной во­ли, а зна­чит, воз­мож­но­сти оши­бать­ся. Без­оши­боч­но­стью об­ла­да­ет не от­дель­ный хри­сти­а­нин, а толь­ко Цер­ковь в це­лом, ко­гда она вы­ра­жа­ет свое уче­ние на Все­лен­ских Со­бо­рах.

Что ка­са­ет­ся гре­ха, то на­до уточ­нить, о ка­ком имен­но гре­хе идет речь. Упор­ное и со­зна­тель­ное про­тив­ле­ние во­ле Бо­жи­ей, наг­лое и на­ме­рен­ное на­ру­ше­ние Его за­по­ве­дей от­тор­га­ет че­ло­ве­ка (впредь до по­ка­я­ния) от об­ще­ния со Свя­тым Ду­хом. Од­на­ко и те, в ком пре­бы­ва­ет Свя­той Дух, мо­гут со­вер­шать гре­хи по немо­щи или неве­де­нию.

11. Зна­ком со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха на апо­сто­лов бы­ло то, что они на­ча­ли го­во­рить на мно­гих язы­ках. По­че­му это­го яв­ле­ния боль­ше нет в Пра­во­слав­ной Церк­ви?

По­то­му что это бы­ло од­но­крат­ное зна­ме­ние, ко­то­рое со­от­вет­ство­ва­ло дру­го­му со­бы­тию — сме­ше­нию язы­ков. В по­вест­во­ва­нии о Ва­ви­лон­ской башне (Быт.11) го­во­рит­ся о том, как лю­ди в сво­ей гор­дыне ре­ши­ли воз­ве­сти баш­ню до неба и Гос­подь сме­шал там язык их, так чтобы один не по­ни­мал ре­чи дру­го­го (Быт.11:7). Смысл это­го рас­ска­за в том, что мя­теж про­тив Бо­га при­во­дит к утра­те един­ства че­ло­ве­че­ско­го ро­да, лю­ди раз­де­ля­ют­ся на раз­ные пле­ме­на и на­ро­ды, ко­то­рые не по­ни­ма­ют друг дру­га. Весь Вет­хий За­вет су­ще­ство­ва­ло жест­кое раз­де­ле­ние на Из­ра­иль — на­род, знав­ший и чтив­ший Еди­но­го Ис­тин­но­го Бо­га, — и языч­ни­ков — всех осталь­ных, кос­нев­ших в по­чи­та­нии идо­лов. Бы­ва­ет, впро­чем, что и лю­ди, го­во­ря­щие на од­ном язы­ке, не мо­гут друг дру­га по­нять, меж­ду ни­ми ле­жат клас­со­вые и со­слов­ные про­па­сти. И вот в День Пя­ти­де­сят­ни­цы Бог Свя­той Дух при­хо­дит, чтобы ис­це­лить все мыс­ли­мые меж­ду людь­ми раз­де­ле­ния, и воз­двиг­нуть од­ну Цер­ковь, где бу­дут со­бра­ны лю­ди из всех на­ро­дов и со­ци­аль­ных сло­ев. Как об этом го­во­рит свя­той апо­стол Па­вел, нет ни Ел­ли­на, ни Иудея, ни об­ре­за­ния, ни необ­ре­за­ния, вар­ва­ра, Ски­фа, ра­ба, сво­бод­но­го, но все и во всем Хри­стос (Кол.3:11).

12. В ка­ких зна­ме­ни­ях про­яв­ля­ет Се­бя Свя­той Дух в жиз­ни пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на?

Свя­щен­ное Пи­са­ние ука­зы­ва­ет на то, что да­ры Ду­ха но­сят, преж­де все­го, ве­ро­ис­по­вед­ный и нрав­ствен­ный ха­рак­тер. Свя­той Дух об­ли­ча­ет нас в гре­хе, чтобы мы мог­ли по­ка­ять­ся в нем и оста­вить его; как го­во­ри­ли свя­тые от­цы, тот, кто спо­до­бил­ся ви­деть свои гре­хи, со­вер­шен­нее то­го, кто спо­до­бил­ся ви­деть ан­ге­лов. Свя­той Дух вну­ша­ет хри­сти­а­ни­ну твер­дую ве­ру в Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, со­глас­ную со сви­де­тель­ством апо­сто­лов. Свя­той Дух да­ет твер­дую на­деж­ду на то, что во Хри­сте ве­ру­ю­щие при­ня­ты и про­ще­ны Бо­гом, как го­во­рит апо­стол, По­то­му что вы не при­ня­ли ду­ха раб­ства, чтобы опять жить в стра­хе, но при­ня­ли Ду­ха усы­нов­ле­ния, Ко­то­рым взы­ва­ем: «Ав­ва, От­че!» Сей са­мый Дух сви­де­тель­ству­ет ду­ху на­ше­му, что мы — де­ти Бо­жии (Рим.8:15-16). Свя­той Дух со­зи­да­ет в чле­нах Церк­ви нрав­ствен­ные пло­ды, ко­то­рые пе­ре­чис­ля­ет апо­стол Па­вел в дру­гом по­сла­нии: Плод же ду­ха: лю­бовь, ра­дость, мир, дол­го­тер­пе­ние, бла­гость, ми­ло­сер­дие, ве­ра, кро­тость, воз­дер­жа­ние (Гал.5:22-23). Хо­тя Бог мо­жет да­вать Сво­им свя­тым со­вер­шать и чу­де­са, и зна­ме­ния, до­би­вать­ся их не сле­ду­ет. Са­мое важ­ное зна­ме­ние при­сут­ствия Свя­то­го Ду­ха в жиз­ни че­ло­ве­ка — это ис­крен­нее по­ка­я­ние в гре­хах, на­сто­я­щая сво­бо­да, пра­вая ве­ра и пра­вед­ная жизнь, да­ю­щая пол­но­ту смы­ла и со­дер­жа­ния, внут­рен­не­го удо­вле­тво­ре­ния и ис­тин­но­го сча­стья.

История праздника

Кроме Пасхи только еще праздник Пятидесятницы имеет свои корни в Ветхом Завете. Там на 50-й день после Пасхи падал «праздник средмиц», названный так потому, что приходился чрез 7 недель после Пасхи и служивший «праздником начатков жатвы пшеницы» (Исх. 34, 22; Втор. 16, 10). Странно, что нигде нет упоминания, чтобы этот праздник, падавший как раз на день Синайского законодательства, посвящен был этому столь важному событию, положившему основание ветхозаветной Церкви, теократии, и заключавшему столько параллелизма с воспоминаниями христианской Пятидесятницы [1]. Еще в дохристианское время этот еврейский праздник получил имя Пятидесятницы (2 Мак. 12, 32. Иосиф Флавий, Древности III. 10, 6). Выражение cв. Луки: «Егда скончавашася дние Пятидесятницы» (Деян. 2, 1) производит впечатление, как будто и у евреев так назывался весь период от Пасхи до этого праздника.

Читать еще:  Святые России на карте истории: современниками каких событий они были?

Замечание апостола Павла: «в Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы» и замечание Дееписателя, что тот же апостол спешил на Пятидесятницу в Иерусалим (1 Кор. 16, 8; Деян. 20, 16), свидетельствующие о том, насколько чтил апостол этот праздник, едва ли могут говорить, как того хотели св. Епифаний и бл. Августин [2], о праздновании уже в то время христианской Пятидесятницы: здесь может иметься в виду и еврейский праздник. И от II в. нет достоверных известий о существовании этого праздника. Это может быть потому, что, падая всегда на воскресенье, Пятидесятница не составляла заметного праздника и что стояла в тесной связи с Пасхой, подразумевалась при ней.

Но в III в. Пятидесятница уже окружена обрядами и обычаями, требовавшими немалого предварительного развития, и вообще представляет общераспространенный праздник.

Сошествие Святого Духа. Евангелие Рабулы, VI век

Тертуллиан с чувством торжества над язычниками говорит: «Языческие праздники совершаются только один раз в год, а у тебя воскресение возобновляется через каждые 7 дней; собери все языческие праздники, расположи их подряд, и они не в состоянии будут наполнить Пятидесятницу» [3]. В другом месте Тертуллиан говорит: «Пасха составляет более торжественный праздник, чем Крещение; почему она обнимает промежуток времени, гораздо больший времени подготовительного ко Крещению (40 дней), в который Воскресение Господне многократно удостоверялось для учеников и обещана благодать Духа Св.» [4]. Наконец, в одном месте Тертуллиан говорит о недозволительности во дни Пятидесятницы поста и коленопреклонения» [5]. Если во всех этих местах Пятидесятница у Тертуллиана выступает как период в 50 дней, то в одном месте он говорит о Пятидесятнице как об определенном празднике: «Пятидесятница, которая есть собственно день праздничный» [6]. 0 Пятидесятнице, как отдельном празднике, ясно говорит Ориген: «Если кто-нибудь сошлется на наши воскресения, или пятницы, Пасху или Пятидесятницу, то. » [7]. В «Постановлениях Апостольских», — памятнике, относимом учеными исследователями в разных его частях к периоду III-V веков, — говорится от лица апостолов: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником; ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святаго Духа. Пятидесятницу празднуйте одну седмицу» [8]. В другом меcте Апостольских Постановлений в числе дней, в которые рабы должны быть свободны от работ, после Пасхи и Вознесения упоминается и Пятидесятница: «в Пятидесятницу рабы должны быть свободны от работ ради пришествия Духа Св., данного уверовавшим во Христа» [9].

С IV века свидетельства о Пятидесятнице, и как о священном периоде в 50 дней, и как об особом празднике, становятся частыми, если не сказать — общими, у церковных писателей. Бл. Августин упоминает о ночном богослужении (бдении), видимо соединявшемся с литургией, на Пятидесятницу; «вы видели ночью, говорит он к новокрещенным, таинство, совершаемое на алтаре Господнем» [10]. Закон Феодосия Младшего запрещает публичные зрелища во время праздников Пасхи и Пятидесятницы, причем указываются две следующие особенности этих праздников: 1) что неофиты снимают свои белые одежды, служащие знаком нового светорождения во св. и небесной бане, и 2) что в это время читаются «апостольские страдания», т.е. Деяния Апостольские в воспоминание и подтверждение христианского учения о Христовом Воскресении [11]. У св. Иоанна Златоуста есть беседа на вопрос, почему в Пятидесятницу читаются Деяния Апостольские, хотя описанное в них произошло после Пятидесятницы: потому что они заключают много подтверждений воскресения Христова. У Иоанна Златоуста и Григория Богослова есть беседы и слова на день Пятидесятницы. Последний называет ее днем Духа Святаго: «почти день Духа» [12].

Епифаний Кипрский говорит о недозволительности поста и коленопреклонения во все дни от Пасхи до Пятидесятницы [13]. То же правило, в виду не соблюдающих его, утверждено 20-м правилом Никейского Собора. Но не все церкви вполне подчинились этому правилу и не так строго соблюдали его в Пятидесятницу, как в день воскресный. Бл. Августин говорит: «Не знаю, всюду ли соблюдается то, чтобы молиться стоя в эти дни (Пятидесятницы) и во все воскресения» [14]. Иоанн Кассиан говорит, что в монастырях Сирии это правило — об оставлении поста и коленопреклонений в Пятидесятницу — не очень соблюдается, зато в Египте кое-где то и другое строго соблюдается [15].

Иоанн Златоуст упоминает об обычае украшать в день Пятидесятницы дома зеленью [16], Григорий Богослов — об обычае крещения в этот день [17].

О судьбе праздника Пятидесятницы на Востоке с IV до VII в. не сохранилось известий. Что праздник не забыт был здесь в это время, показывает составление в честь его кондака и икосов св. Романом Сладкопевцем (VI в.).

В поисках Истины.

Родилось рано наше поколение,
Чужда чужбина нам, и скучен дом.
Расформированное поколение
Мы в одиночку к истине бредем.

А.Вознесенский (Юнона и Авось)

Зона свободной мысли

Кто ищет смыслы в жизни,
Кто не может расстаться с логикой,
Кому есть что сказать,
Кто не боится быть осмеянным,
приходите к нам.

Мы не судим, но говорим, что думаем.
Приветствуем любое суждение, согласное с Евангелием,
Если вы не согласны, мы вас тоже выслушаем.
Если вы не уверены в себе, приходите за поддержкой.
Если уверены — приходите поддержать других.

У нас нет готовых рецептов.
Мы ищем, каждый, свой путь к Богу
Пытаясь организовать связку из единомышленников.

    Лента
  • |Участники
  • |Фото 974
  • |Видео 928
  • |Мероприятия 0

Вопросы о Пятидесятнице

Объясните, празднование Пятидесятницы, когда произошло сошествие Святого Духа на апостолов. Святой Дух сошел от Иисуса или от Отца? Почему если от Отца, то на 5-десятницу? Почему не раньше, когда Иисус был жив или сразу после? Если Святой Дух не через Сына, тогда почему праздник 5-десятницы? Они же крестили еще при Иисусе. Тогда, если на апостолах не было Святого Духа, почему они крестили?

  • 431 1
  • 4

Комментарий был удален.

Владимир, да, оставляйте здесь. нужно только их сложить аккуратно. кому нужно, пусть забирают, меряют. благотворительные вопросы всем нуждающимся.

Комментарий был удален.

Алексий, благодарю! Недавно задавал вопрос батюшке, почему украшают храмы на Троицу березками. Ответа не получил, но прочитав статью про Шавуот, стало понятнее: на праздник Жатвы у евреев было принято украшать синагоги зеленью.

Комментарий был удален.

Владимир, зачем? человек дал свой ответ. он мне помог ответить на другой вопрос. я очень рад, что Алексей ответил именно так это лучше, если бы мы все тут погрузились в философию. отцы церкви не смогли ответить, куда нам? нужно смириться. просто есть такие вопросы. может быть проще отнести их.

Владимир, зачем? человек дал свой ответ. он мне помог ответить на другой вопрос. я очень рад, что Алексей ответил именно так это лучше, если бы мы все тут погрузились в философию. отцы церкви не смогли ответить, куда нам? нужно смириться. просто есть такие вопросы. может быть проще отнести их к категории «вечных» и не париться.

Вечно длящаяся Пятидесятница: ради чего приходил Христос

Монахиня Елизавета (Сеньчукова)

В Ветхозаветной Церкви, древнем иудаизме (как и в современном), праздник Шавуот, Пятидесятница, был посвящен дарованию народу Израиля Закона на Синае. Праздник этот считался «паломническим» – его старались проводить в Иерусалиме, принося заповеданные жертвы в Храме: пшеницу и первые фрукты.

Апостолы были добродетельными верующими своего времени и Пятидесятницу встречали в Иерусалиме, тем более что Сам любимый Учитель, возносясь на небо, пообещал им, что именно в Иерусалиме к ним придет Утешитель – Святой Дух. И действительно, Он пришел к ним, освятив две стихии – воздуха (апостолы услышали шум, подобный шуму ветра) и огня (Дух сошел на них в виде огненных языков).

Христос ранее освятил две другие стихии – земли (приняв на Себя плоть – прах земной) и воды (Своим крещением в Иордане). Так завершилось дело спасения не только человека, но и всего мира. Он вернулся к Отцу. Он узнал Своего Бога – Троицу: три Личности (Ипостаси), одна Сущность.

Нам трудно понять учение о Троице, над его формулировками бились поколения богословов, начиная от самых ранних и до наших дней, но интуитивно понятно:

– Отец творит мир, и разрыв между Творцом и творением примерно такой же, как между Львом Толстым и Анной Карениной (что фиксирует грехопадение человека – мира до этого момента мы толком не знаем и не помним);

– Сын – мост через пропасть, Он принимает сотворенную плоть, оставаясь Богом, и устраняет этот разрыв Самим Собой;

– Дух Святой – поддерживает воссозданную связь на протяжении всей жизни человека и мира.

Именно ради этого непрестанного со-бытия Бога и человека, бытия в единстве с Богом, Христос и приходил. Единство с Богом – это и есть Жизнь, то есть спасение, возвращение от смерти и ее разрушение. Эту жизнь и даровал Христос «сущим во гробех», то есть всему человечеству, подверженному смерти и тлению. Минус на минус дает плюс – смерть попирается смертью. Христовой смертью.

Сошествие Святого Духа на апостолов не зря называют «днем рождения Церкви». Церковь – это не просто религиозный институт. Вернее будет сказать, Церковь – это в самую последнюю очередь религиозный институт.

Церковь – Тело Христово, явленное Святым Духом: теми самыми языками пламени апостолы были собраны в единое целое, а поскольку лица Троицы друг от друга не отделимы, то – не только в духовную общность во имя Святого Духа, но и во Христе – в Его Тело. Церковь – Дом Божий, Его Небесный Храм, в котором Он Сам и Первосвященник, и Жертва. Церковь – это Царствие Божье, сошедшее на землю, пришедшее не явным образом, но в сердце каждого.

…Ну и исходя из этого – конечно, и религиозный институт. В разных формах, зависит от эпохи. Культ, учение, община. Только о главном не будем забывать: Церковь – это жизнь; Церковь – это мы. И более того: Церковь – это цель для всего мира. Что это значит?

Если Пятидесятница ветхозаветная была праздником паломническим, то наша Пятидесятница – праздник «анти-паломнический». Если иудеи стремились в этот день в Иерусалим, то апостолы под действием Святого Духа начали свое стремительное движение по всему миру с Благой Вестью о падении смерти и возвращении Жизни: Христос воскрес, а Дух всех и все просветил, и ныне мы возвращаемся к Отцу. Церковь – это расширяющаяся под действием проповеди вселенная. Церковь заполняет собой пустоту падшего мира, возвращая в него свежее дыхание Эдема, отражая в нем Небесный Иерусалим.

Фундаментальная физика говорит, что до Большого взрыва не было ни времени, ни пространства: материя была сжата в точку с бесконечно малым объемом, бесконечно высокой температурой и бесконечно высокой плотностью. Время пошло в тот момент, когда нечто (мы-то знаем: не нечто, а Некто) взорвало эту ничтожную бесконечность – вселенная начала быть, разбегаться в разные стороны, плотность и температура ее снижается, а объем – расширяется. Примерно так же происходит с Церковью. Она существовала в сжатом, бездействующем состоянии, ожидая, когда ее «взорвет» Святой Дух.

И как только это произошло, началась История, которая теперь уже не закончится – История Церкви. Тут аналогии из физики дают сбой: если вселенная когда-нибудь окончательно остынет, то Церкви это не грозит: она будет то остывать («По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» – Мф.24:12), то снова разгораться, но не исчезнет, даже когда прекратится история мира – эта История превосходит само время.

В Пятидесятнице скрывается великий парадокс Церкви: с одной стороны, мы, последователи Христа – малое стадо, с другой – мы призваны вобрать в себя все народы, от края до края мира. Как это совместить? Наверное, так же, как постичь Троицу, Которая одновременно и Одно, и Три. Наверное, это надо просто проживать, принимая Святого Духа с каждым глотком воздуха и с каждым взглядом в небо, с каждой строчкой Евангелия и каждым «Господи, помилуй» на богослужении, каждой улыбкой и каждой слезой. Проживать нашу личную Пятидесятницу как Пятидесятницу всей Церкви, начиная с апостолов – так, чтобы она никогда не завершалась.

К вопросу о земных поклонах в воскресные дни и в период Пятидесятницы

«Вся же благообразно и по чину да бывают.» (1Кор.XIV,40).

В наше время, к сожалению, можно наблюдать, как православный народ, воцерковившийся в своём подавляющем большинстве в постсоветский перестроечный период и, не имеющий глубокого укоренения в церковных традициях, не всегда правильно совершает поклоны во время богослужения в воскресные и праздничные дни. Речь пойдёт исключительно о земных поклонах, так как именно их не в должное время совершение является наиболее заметным и явным нарушением уставного богослужебного чина, вызывающим немалое смущение у старых и духовно опытных прихожан и священнослужителей. Однако вопрос о поклонах не такой простой, как это может показаться на первый взгляд.

Существует ряд канонических и уставных правил (I Всел. 20; Трул. 90; Петра Алекс. 15; Василия Вел. 91; Никифора Исп. 10; Типикон, гл. 2, 48, 49; Триодь Постная, во Святую и Великую Среду вечера) (1), которые запрещают коленопреклонение во все воскресные дни и в период Пятидесятницы (От Святой Пасхи до Троицы). Но тут возникает вопрос: полностью ли отменяются земные поклоны в эти дни или бывают какие-то исключения из правил?

Некоторые современные литургисты канонические запрещения на земные поклоны относят только к когда-то существовавшим в древности (до 4 века) коленопреклонным ектениям, а в наше время как будто уже никаких ограничений в отношении земных поклонов в воскресные дни не существует (2). Но с этим довольно трудно согласиться, так

как чем принципиально отличаются древние коленопреклонные ектении от прочих земных богослужебных поклонов. Представляется, что святые отцы Церкви — составители канонов — имели в виду другое. Отнюдь не только одни коленопреклонные ектении. Скорее всего, 91-е правило святого Василия Великого имеет в виду как раз все без исключения богослужебные поклоны, которые обычно совершаются на будничных богослужениях. Тем более, что 90-е правило Трульского Собора было написано в конце 7 века, когда коленопреклонные ектении уже давно вышли из богослужебного употребления, а священные каноны, как известно, имеют непреходящее значение в Церкви. То есть, видимо, все положенные обычные богослужебные земные поклоны (3) в указанные дни заменяются поясными, чтобы, таким образом, отделить воскресное богослужение от будничного. Однако кроме обычных ежедневных богослужебных поклонов имеются ещё и особые, неординарные земные поклоны, которые специально оговариваются Уставом. Они, по всей видимости, составляют некоторое исключение из общего правила. К таким поклонам, например, относятся земные поклоны Честному Кресту в конце всенощного бдения на Крестопоклонной Недели Великого поста, а так же земные поклоны ставленника пред престолом в алтаре во время хиротонии, совершаемой в воскресный день, — которые никогда не отменяются (4). Напрямую об исключениях, собственно, говорит и 10-е правило святого Никифора Исповедника: «По воскресным дням и в течение всей пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонять колена, прикладываясь к св. иконам». То есть и внебогослужебные (так как по Уставу к иконам прикладываются до или после богослужения) земные поклоны святым иконам и мощам так же не запрещается совершать в воскресные дни. Да это и понятно. Евангелие от Матфея нам говорит, что в самый день Воскресения, когда Мария Магдалина и другая Мария поспешили от гроба возвестить апостолам о воскресении Христа, то «когда. шли они. и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф.XXVIII,9). Ясно, что ухватились за ноги и поклонились — это означает, что совершили земной поклон.

Итак, полностью разрешать все земные поклоны в указанный период будет являться прямым нарушением канонических правил. Но и полностью запрещать земные поклоны в воскресные дни тоже нельзя (5). В таком случае, в связи со всем вышесказанным, представляется правильной следующая уставная схема.

Во все воскресные дни (каждое воскресенье — это малая Пасха), в период от Великой Среды до праздника Святой Троицы (период Пятидесятницы), а так же в приравниваемые к ним Господские двунадесятые праздники и в период Святок (6) — ординарные (ежедневные, обычные) земные поклоны во время богослужения отменяются и заменяются поясными (в том числе отменяется и земной поклон во время пресуществления Святых Даров в алтаре служащим священником, что соответствует и традиции Афонских монастырей (7)). Неординарные же земные поклоны (особые) разрешаются. К неординарным земным поклонам, как уже было выше сказано, относятся уставные поклоны после выноса Креста на Крестопоклонной Недели Великого поста и праздника Крестовоздвижения, поклоны ставленников при хиротонии, поклоны пред святой Плащаницей, а так же связанные с проявлением личных благочестивых чувств: стояние на коленях во время таинства исповеди, внебогослужебные поклоны перед святыми иконами и мощами, поклоны в кувуклии Гроба Господня и прочие. Всё это касается в равной степени, как непосредственно служащих в алтаре священнослужителей, так и мирян, молящихся в храме. Что касается Богородичных двунадесятых праздников и прочих меньших праздников, то устав поклонов для них остается будничный, если они не совпадают с воскресным днём (8). На келью такое правило не распространяется, устав кельи может быть по благословению духовника иной (9).

«Не бо туне, ни якоже прилучися о святых поклонех умыслиша Святии Отцы и Церкви устав предаша, но разум имуще во святых поклонех и молитве, с правою мыслию плод имети будем» (10).

1. I Всел. 20: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносят молитвы Богу»;

Трул. 90: «От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в олтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение»;

Петра Алекс. 15: «Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради воскресшаго в оный. В сей день и колена преклоняти мы не прияли»;

Василия Вел. 91: «Такожде, стоя молитвы творим во едину от суббот, но причину сего не все знаем. Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горняго, стоянием во время молитв, в день воскресения, напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом чаемаго века. Почему, яко начало дней, и у Моисея наречен он не первым, но единым. И бысть, глаголет, вечер, и бысть утро, день един (Быт.1:5): аки бы един и тот же день многократно круговращался. И так единый, который есть купно и осмый, означает оный существенно единый и истинный осмый день, о котором и псалмопевец упоминает в некоторых надписаниях псалмов, назнаменует собою по сем веке грядущее состояние, день непрестающий, невечерний, безпреемственный, нескончаемый оный и нестареющий век. И так основательно церковь научает питомцев своих бывающия в оный день молитвы в стоянии совершати: дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставляли в небрежении напутствия к оному прославлению. Но и вся пятидесятница есть напоминание воскресения, ожидаемаго в будущем веке. Ибо единый оный и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет седмь недель святыя пятидесятницы. Пятьдесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием подражает веку, как бы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь. Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы преселяямысль нашу от настоящаго в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко, человеколюбием создавшаго нас, паки воззваны на небо»;

Никифора Исп. 10: «По воскресным дням и в течение всей пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонять колена, прикладываясь к св. иконам»;

Типикон, гл. 2. «Чин великия вечерни, сиесть бдения всенощнаго и утрени воскресныя, в нейже и чин о панагии»: «И приходит предстоятель един, и творит поклоны два, таже целует Евангелие, и паки творит поклон един: [не до земли творит поклоны, но малыя, приклоняя главу, дондеже рукою достигнет до земли. В неделю бо и Владычний праздник, и в Пятдесятницу всю, колена не приклоняют.]»;

Типикон, гл. 48, 25 декабря, 4-е «зри»: «Разумно же буди и о сем, яко от Христова Рождества и до святых Богоявлений, никакоже пост, ни коленопоклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях»;

Типикон, гл. 49, «Во святую и великую среду вечера»: «На Буди имя Господне: поклоны 3. И абие упраждняются совершенно в церкви бываемыя поклоны. В келлиях же даже и до Великаго Пятка совершаются»;

Триодь Постная. Страстная Седмица. Во святую и великую среду вечера: «И по пренесении честных Даров поклоны 3. И абие упраждняются совершенно в церкви бываемыя поклоны. В келлиах же даже и до Великаго Пятка совершаются».

3. Граббе Ю.П. «Как подобает стоять во храме православному христианину»:

Креститься с земным поклоном.

— В пост при входе в храм и при выходе из него 3 раза.

— В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».

— В начале пения: «Достойно и праведно».

— После «Тебе поем».

— После «Достойно» или Задостойника.

— При возгласе: «И сподоби нас, Владыко» (перед «Отче наш. »).

— При выносе Святых Даров, при словах: «Со страхом Божиим» и второй раз при словах: «Всегда, ныне и присно».

— В Великий Пост, на великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице», на каждом стихе; при пении «Богородице, Дево, радуйся» и проч. на великопостной вечерни три поклона.

— В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего».

— В пост, при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твоем». Всего 3 земных поклона.

4. Коленопреклонные молитвы в день Пятидесятницы к данному вопросу вообще не имеют отношения, так как совершаются не во время литургии, а во время великой вечерни, которая уже относится к Духову дню — т.е. к понедельнику, а не к воскресенью.

6. Типикон, гл. 48, 25 декабря, 4-е «зри»: «Разумно же буди и о сем, яко от Христова Рождества и до святых Богоявлений, никакоже пост, ни коленопоклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях».

7. Вообще говоря, практика совершения земных поклонов в воскресенье имеет латинское происхождение. См. «Вопросы и ответы о Восточных Церквах

На православном Востоке такого никогда не было. «С вечера субботнего до вечера воскресного, равно как и во дни Пятидесятницы, не преклоняют колен» (прп. Пахомий Великий).

8. Согласно Марковым главам Типикона только Господские двунадесятые праздники при совпадении с воскресным днем полностью отменяют и замещают собой воскресную службу Октоиха, Богородичные же двунадесятые праздники не отменяют воскресную службу, но соединяются с ней по Уставу (причем воскресные песнопения Октоиха исполняются первыми). На этом основании представляется невозможным приравнять Богородичные двунадесятые праздники (и прочие бденные праздники) к Воскресению. Так же см. Типикон, гл. 2 (прим. 1).

9. Типикон о земных поклонах в кельях говорит довольно скудно (см. прим. 1, 6). «Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев»,

том 2. Поклоны: «Спрашиваете, можно ли в Пасху класть земные поклоны в келье и справлять правило? — То и другое запрещается в Пятидесятницу. Впрочем, келейное правило по желанию можно справлять, но поклоны лучше класть малые, по уставу церковному. Если кто имеет разрешение от старца или от духовного отца класть земные поклоны, то пусть кладет. А я пишу свое мнение» (прп. Иосиф Оптинский). http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/simfonija-po-tvorenijam-prepodobnyh-optinskih-startsev-tom-2/18

10. Типикон, гл. 49. Понедельник 1-ой седмицы Великого поста. «О поклонех и молитве церковное законоположение».

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия «Насилию.нет»»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Неделя 12-я по Пятидесятнице: О богатом юноше

Сегодняшнее Евангелие уж очень значительно. Богатый юноша спрашивает Христа, что надо делать, чтобы спастись, и Господь ему отвечает, что надо. Значит, в сегодняшнем Евангелии затрагивается основной вопрос нашей жизни: как же надо жить?

Разве для всех нас это не главный вопрос жизни? Сознательно живущие, конечно, знают, что это — первый и часто мучительный вопрос. И вот, Сам Господь открывает нам, как нам надо жить, чтобы оправдать жизнь, стать Божиими детьми и войти в Небесное Царство.

Со смиренным умом, с открытым сердцем, с ревностью к правде и жизни, подбежим ко Христу, припадем душою к Его стопам, как подбежал к Нему и пал на колени богатый юноша (Мк. 10,17). И выслушаем Божественные слова. И пусть слова Бога останутся в нас словами жизни.

Господь указывает юноше два этапа жизни. Первый этап — исполнение заповедей: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди», — говорит Христос (Мф. 19,17) и перечисляет заповеди закона: «не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19,18-19). Исполнение заповедей, конечно, приблизит к Богу, и об этом свидетельствует евангельский рассказ.

Когда юноша на призыв Христа соблюдать заповеди, ответил Ему: «Все это сохранил я от юности моей» (Мф. 19,20), Господь, передает евангелист Марк, «взглянув на него, полюбил его» (Мк. 10,21). Очевидно, исполнением закона юноша заслужил расположение Господа и даже вошел в любовь Его — Господь, «взглянув. полюбил его».

Но исполнение заповедей — не конец. Понимаете? Исполнение заповедей, даже исполнение всех заповедей — не конец. Не обольщайтесь! Даже если вы исполнили весь закон, — это не обеспечивает спасения. Господь ревнив, Его любовь требует большего. Вы, даже исполнивши весь закон, в отношении к Господу еще не сыны, не дети; вы еще, может быть, рабы. Вот почему Господь сказал в другой раз: «Когда исполните всё поведенное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17,10).

Правда, в беседе с юношей Господь не сказал ему прямо, что, исполнив заповеди, он все же не войдет в Небесное Царство, но мысль о недостаточности одних заповедей выражена ясно. Христос определенно указывает юноше: «Еще одного недостает тебе» (Лк. 18,22). «Недостает» . Чего «недостает»? Не очевидно ли, что недостает того, чтобы наследовать жизнь вечную, чем интересуется юноша и о чем он спрашивает. Следовательно, без этого «одного» наследование Божия Царства не обеспечено.

Впрочем, для требующих большего уверения мы приведем еще одно слово Христа, когда Господь высказался по тому же вопросу о значимости исполнения заповедей для наследования спасения. Это было, когда один законник, выслушав ответ Христа о любви к Богу и ближнему, как двух основных заповедях, на которых утверждается весь закон и пророки (Мф. 22,35-40), с горячностью свидетельствовал, как хорош этот ответ Христа, и повторил, что «любить Его (Бога) всем сердцем, и всем умом, и всею душою, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Мк. 12,32-33).

Господь, видя эту стремительность и искренность души законника и даже, может быть, провидя его праведную жизнь по этим заповедям закона, не сказал ему однако: «Поступай так — и ты спасешься», а говорит другое: «Недалеко ты от Царствия Божия» (Мк. 12,34), т.е. исполнением закона ты подошел к Божию Царству, и все же ты — вне его. Значит, для входа в Царство надо пройти второй этап пути. Его указывает Господь в сегодняшней беседе с юношей.

Второй этап: «Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19,21), «взяв крест» (Мк. 10,21). Чтобы понять весь глубокий, исключительно значительный смысл этих слов, надо разобраться: в чем же сущность этого второго этапа пути ко Христу? Какую задачу ставит теперь Христос человеку, идущему к Нему? В чем должен быть центр всех устремлений человека?

Конечно, центральными в ответе Христа являются слова: » Будешь иметь сокровище на небесах». Ради этого и указывается: «Пойди, продай. раздай», дабы только через это иметь «сокровище на небесах».

Вот новая задача, которая ставится юноше и всякому последователю Господа — переместить свою устремленность, бросить заинтересованность одним, — бросить одни ценности и отдаться новым ценностям. Такими ценностями указывается Небо, Бог.

Господь требует, чтобы человеком была оставлена земная устремленность, связывающая человека, и чтобы центром всех стремлений человека стал Бог, Небо. Пусть будут брошены и будут забыты все сокровища, все привязанности земли, и лишь одно сокровище пусть теперь притягивает человека — Небо, Бог!

Так как у евангельского юноши была, очевидно, крепкая связь с земным сокровищем, его богатством, то Господь и повелевает ему: «Пойди, продай. раздай», т.е. оборви связи с землей, цепко держащие тебя за нее, и тогда перенесешь свою устремленность на небо.

Мысль Господа и Его требования понятны. Для большего уточнения надо добавить: само собой разумеется, что Господь, отвечая юноше, имеет в виду не только связи богатства, а любую связь с землей, цепляющую человека за землю. Перед Христом стоял человек, связанный богатством, и Господь говорит ему: отцепись от богатства! Стояли бы пред Ним люди, связанные любым увлечением, сделавшие из него ценность своей жизни, Господь и таковым бы сказал: оставьте земные цепи, имейте свое сокровище только на небесах.

Богатство — не исключение из всего земного. Зачем его делать исключением? Имущество само по себе — не зло, зло — цепи его. Господь именно так уточняет свою мысль о вреде богатства, когда ученикам, недоумевающим, почему же богатый не может спастись, поясняет: «Трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие» (Мк. 10,23), т.е. Он указывает, что осуждает не богатство, а душевное состояние людей, связавших себя богатством. Богатство отрицается, когда оно делается целью, сковавшей душу.

Если злы цепи богатства, то одинаково злы цепи все, связывающие во всяком земном увлечении, в любой страсти и похоти, во всяком даже, казалось бы, безобидном увлечении — нарядами, обстановкой, лошадьми, собачками, театрами, концертами и пр. Любое сковывание души неправильною земною привязанностью, богатством или чем другим, становится злом, препятствующим спасению души. И не может потому богатство осуждаться, а прочие цепи оставляться, как законные.

Вот почему Господь сейчас же по уходе опечаленного юноши, когда стал определять, кто же из Его последователей будет с Ним и наследует Небесное Царство, называет не только оставивших богатство, свое имущество, свои дома, но также оставивших земли, братьев, сестер, отца, мать, жену, детей. «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19,29).

Не очевидно ли, что заповедуется оставлять не только дома и имущество, но оборвать все связи, связывавшие душу земным; не только греховные связи, но самые, казалось бы, естественные, природные: связи с родством и даже со своей семьей! Кто не порвет таких привязанностей, «тот недостоин Меня».

Невероятное требование! Сверхчеловеческое! Как понятно, что ученики «ужаснулись от слов Его» (Мк. 10,24). Пусть ужаснется и наша душа, она замрет в трепете перед великостью Божьей задачи, возлагаемой на нас! Склоните до земли ваши головы и отдайте Христу ваши мысли и сердце.

Божие слово, как оно ни строго, как ни возвышенно-недоступно, останется одной истиной жизни. Смиренно подклоните ему ваши души и с силой любви примите его: только оно поправит жизнь и оправдает ее. Как же понять это Божие слово? Как понять это требование Господа?

Контекст беседы с юношей объясняет его. Если центром всех стремлений человека должно быть «сокровище на небесах», то всякие другие сокровища, отвлекающие от небесного, должны быть уничтожены. Пусть сами «сокровища», земные ценности не осуждаются: они безгрешны. Осуждается внутренняя спаянность с ними, когда эти «сокровища» — цепи, связывающие душу, — утверждались в жизни как ее обязательный идеал, за которым уже не видно ничего высшего и действительно ценного. Такова мысль Христа. Ею не отрицается ни богатство, ни какая-либо другая земная ценность, как не отрицается почитание отца, матери, связь с семьей, хотя и предлагается оставить отца, и жену, и детей.

Не мог же Христос противоречить Себе! Почитание отца и матери обязательно по прямому повелению Бога: «чти отца твоего», и отношение к семье благословлено тем же Божиим законом. Не говорил ли Христос про Себя, что Он пришел «не нарушить закон, а исполнить»?

Значит, повелением «оставить» не отрицается ни брак, ни связь с женой и детьми, ни почитание отца, как не отрицается само по себе имущество и другая земная ценность, а осуждается такое отношение к домам, деньгам, имениям, землям, отцам, женам, детям, когда они стали самодовлеющею ценностью жизни, когда отношение к ним загородило в жизни Самого Бога, когда они уж так наполнили собой душу человека, что Бог остается в душе только как хороший придаток, а человек всецело живет своею привязанностью и ценностью, и она заполнила у него буквально все, все: мысли, чувства, волю; дни, ночи, месяцы, годы. Ею он живет, работает, вдохновляется, страдает, радуется.

Вот что осуждается и что надо оставить — «нового бога», образовавшегося в душе, спутанной цепями своей неправильной привязанности. При этом требовании Господа как же мыслятся отношения к земному? Человек, конечно, остается на земле и остается земным, весь в своих земных отношениях к отцу, семье, родным, нужным вещам, нужным заботам, отдыху, развлечениям. Совершенно естественно для человека иметь тесную связь с людьми, особенно своими. Естественно чтить отца, мать, любить жену, детей, и совершенно естественно иметь деньги и заботиться о вещах: о квартире, о пище, об одежде. Все это неминуемо нужно, и нет греха иметь все это.

И совершенно естественно для человека заботиться о своих душевных потребностях и дать пищу своим душевным силам в хорошей книге, музыке, хорошем театре. Пусть даже будет у человека своя земная устремленность: любовь ли к другому, увлечение ли трудом или увлечение искусством, книгой, наукой, общественной деятельностью — все это допустимо и совсем не отрицается Господом. Но все это не должно заменить в душе Бога. Пусть Господь и следование за Ним останутся одной единственной и всепоглощающей целью жизни, а все другое, все земное подчинится одному началу жизни, каким должен быть и пусть будет только Бог.

В отношении этого одного начала жизни и одной цели пусть все другое имеет только подчиненную, служебную роль, т.е. все человеческие привязанности, стремления, интересы, занятия, — все они будут не целью жизни сами по себе, а только средством, орудием — в них и через них исполнить Божью волю о жизни, оправдать жизнь, прийти к Богу и стать Его истинным сыном. Тогда завершится второй этап пути к Богу. Человек станет «своим» Богу. «А тем, которые приняли Его. дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1,12). Стать «сыном Божиим» по благодати — разве это не светлый венец жизни? Достойный конец достойного пути!

Братия, вы, быть может, в смущении искренней растерянности. Господи, да как же приступить к такому пути и как совершить его? Это же путь отречения от вещей ради Тебя. Очень слаб человек и ничтожны его душевные силы. И очень он обмотался вещами и интересами земли и запутался в них. Как ему выйти из круга вещей и жить не земным, а только Тобою, наш Господь?

Да, да, путь строг и ответственен! Не будем обольщать себя — только таков путь к Богу.

Апостолы, когда им открылся смысл слов Христа, были в полной растерянности и полном недоумении. Евангелист не скрывает их человеческих чувств: «Они же чрезвычайно изумлялись», — говорит он (Мк. 10,26), т.е. их изумление, о котором он сказал раньше, теперь достигло крайнего предела. Растерянные ученики, пораженные строгостью требования, недоуменно смотрели друг на друга и только говорили — не Учителю говорили (не решались сказать), а друг другу: «кто же может спастись?» (Мк. 10,26). И Господь не делает уступки, не указывает какой-нибудь обходной путь, житейский компромисс, возможность половинчатого служения Ему или земле и вещам. Он оставляет в неприкосновенности Свою непреложную истину, беспощадную для учеников, подчеркивает ее жизненную суровость: «Человекам это невозможно» (Мф. 19,26). Для человека, опутанного земным, невозможно порвать с земным и уйти к Богу. Невозможно!

Сказавши это суровое слово, Господь сейчас же утверждает непреложность Своей истины, дополняет ее тут же другим, небесным словом: человек не сам спасает себя, его спасает Бог, Божья сила — «все возможно Богу» (Мк. 10,27).

Братия, это и для нас последнее слово, руководственное и вместе утешительное. Не мы сами спасем себя и приведем свои души ко Христу. Только тогда возможно возрождение бедного человека и поднятие его до Божества, когда ты, человек, признаешь свое ничтожество, отречешься от иллюзорной ценности земли и отдашься Богу. Он спасет! Преклонитесь же до земли Божьей истине, преклоните умы, отдайте ей сердца, не сейчас только, в этот миг. Сохраните ее в себе вечным словом жизни!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector