1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воскресение мертвых

Содержание

Воскресение мертвых

Воскресе́ние мёрт­вых (греч. ανάστασης — ана́стасис, «вос­ста­нов­ле­ние» или «вос­ста­ние») – вос­ста­нов­ле­ние физи­че­ских тел людей в новом состо­я­нии, име­ю­щее насту­пить со вторым при­ше­ствием Иисуса Христа. Вос­кре­се­ние мерт­вых, по словам апо­стола Павла, про­изой­дет во мгно­ве­нье ока ( 1Кор. 15:52 ).

Про­ло­гом вос­кре­се­ния мерт­вых явля­ется вос­кре­се­ние Нового Адама – Бого­че­ло­века Иисуса Христа. Своим крест­ным подви­гом и смер­тью, а затем после­ду­ю­щим вос­кре­се­нием Гос­подь пре­об­ра­зил чело­ве­че­ское есте­ство и открыл путь вос­кре­се­ния всем людям.

В тоже время иску­пи­тель­ное дело Бого­че­ло­века не отме­нило чело­ве­че­ской сво­боды. Чело­век доб­ро­вольно при­ни­мает или отвер­гает подвиг Бого­че­ло­века, доб­ро­вольно сле­дует путем веры, пока­я­ния и очи­ще­ния от стра­стей, или про­дол­жает раз­ви­вать свои стра­сти, всту­пая во вражду с Богом. При­ни­мая подвиг Бого­че­ло­века, хри­сти­а­нин при­зы­ва­ется в чем-то повто­рить Его жизнь – соуме­реть со Хри­стом, доб­ро­вольно рас­пять свои стра­сти и похоти в этом мире, пре­об­ра­зиться испол­не­нием еван­гель­ских запо­ве­дей. Для под­ви­за­ю­ще­гося хри­сти­а­нина вос­кре­се­ние ока­жется «вос­кре­се­нием жизни» – такой чело­век на суд не при­хо­дит, ибо пере­шел от смерти в жизнь ( Ин. 5:24-29; 8:51 ). Что же каса­ется отверг­нув­шего Бога чело­века, то для него также насту­пит вос­кре­се­ние, но как «вос­кре­се­ние осуж­де­ния» ( Ин. 5:29 ).

Таким обра­зом, в вос­кре­се­ние мерт­вых про­изой­дет вос­ста­нов­ле­ние чело­ве­че­ской при­роды во всей пол­ноте – чело­ве­че­ские души соеди­няться с чело­ве­че­скими телами. Однако греш­ники будут отчуж­дены от Бога отсут­ствием соб­ствен­ной реши­тель­ной воли к добру. Бог дей­стви­тельно будет во всех, «но только в святых Он будет пре­бы­вать «мило­стиво», а в нече­сти­вых – «неми­ло­стиво»», – гово­рит св. Максим Испо­вед­ник.

Бог Своей Силой вос­кре­сит мерт­вых нетлен­ными, а тело вос­крес­шего будет нетленно и бес­смертно, вслед­ствие чего оно не будет нуж­даться ни в пище, ни в питии. По словам св. апо­стола Павла: «наше же житель­ство на небе­сах, откуда мы ожи­даем и Спа­си­теля Гос­пода Иисуса, Кото­рый уни­чи­жен­ное тело наше пре­об­ра­зит сооб­разно с телом Своей славы так, как Он может по дей­ствию силы Своей» ( Флп. 3:20-21 ).

«Какое же это «уни­чи­жен­ное тело», кото­рое Гос­подь пре­об­ра­зит сооб­разно телу славы Своей?», – спра­ши­вает св. Ириней Лион­ский. – Оче­видно, что тело, кото­рое есть плоть, пада­ю­щая на землю и уни­чи­жа­е­мая. Пре­об­ра­же­ние же ее (состоит в том), что она, смерт­ная и тлен­ная, сде­ла­ется бес­смерт­ною и нетлен­ною, не по своей соб­ствен­ной сущ­но­сти, но по дей­ствию Гос­пода, могу­щего смерт­ное облечь в бес­смерт­ное и тлен­ное в нетле­ние». Следуя св. Ефрему Сирину, истол­ко­вы­ва­ю­щему те же слова апо­стола, Гос­подь «в день вос­кре­се­ния нашего «пре­об­ра­зит тело уни­же­ния нашего», кото­рое внутри в пре­ис­под­ней (в могиле) ста­но­вится прахом ничтож­ным, – «и соде­лает» его «сооб­раз­ным телу славы Своей», то есть бес­смерт­ной жизни, коею облек Он «по силе могу­ще­ства Своего, дабы мог Он под­чи­нить Себе все». Св. Иоанн Дамас­кин учит, что по вос­кре­се­нии «спа­сен­ные полу­чат тело неиз­мен­ное, бес­страст­ное, тонкое, каково было тело Гос­подне после Вос­кре­се­ния, про­хо­див­шее через запер­тые двери, не утом­ля­ю­ще­еся, не нуж­да­ю­ще­еся в пище, сне и питье». Св. Иоанн Зла­то­уст, следуя Св. Писа­нию, гово­рит о пре­об­ра­жен­ном теле пра­вед­ни­ков в сим­во­лах света: «…Каковы будут вос­крес­шие из мерт­вых? Послу­шай Самого Гос­пода твоего, Кото­рый гово­рит: «тогда пра­вед­ницы про­све­тятся, яко солнце, в цар­ствии Отца их» ( Мф. 13:43 ). Нужно ли мне упо­ми­нать о блеске сол­неч­ном? Так как веру­ю­щие должны пре­об­ра­зиться сооб­разно с свет­ло­стью Самого Христа Гос­пода, как сви­де­тель­ствует апо­стол Павел: «наше житие», гово­рит он, «на небе­сах есть, ото­нуду же и Спа­си­теля ждем, Гос­пода нашего Иисуса Христа, иже пре­об­ра­зит тело сми­ре­ния нашего, яко быти сему сооб­разну телу славы Его» ( Флп. 3:20-21 ), – то пре­об­ра­зится, без сомне­ния, эта смерт­ная плоть сооб­разно со свет­ло­стию Христа, смерт­ное обле­чется в бес­смер­тие, посе­ян­ное в немощи потом вос­ста­нет в силе (ср. 1Кор. 15:43 )». Св. Мака­рий Еги­пет­ский также счи­тает тела вос­крес­ших пра­вед­ни­ков све­то­нос­ными, ука­зы­вая, что они будут сопри­частны нетвар­ному сиянию, кото­рым бли­стала на Фаворе плоть Гос­пода: «Как тело Гос­пода, когда взошел Он на гору и пре­об­ра­зился в Боже­скую славу и в бес­ко­неч­ный свет, так и тела святых про­слав­ля­ются и дела­ются бли­ста­ю­щими. Ибо как внут­рен­няя слава была тогда рас­про­стерта на теле Хри­сто­вом и вос­си­яла, точно так же и во святых сущая внутри сила Хри­стова в оный день будет пре­из­ли­ваться вовне – на тела их, потому что еще ныне умом своим при­ча­ща­ются они от Его сущ­но­сти и есте­ства».

По учению свв. Отцов, тела нерас­ка­ян­ных греш­ни­ков не станут телами Боже­ствен­ной славы, какими будут обла­дать пра­вед­ники. Тела нерас­ка­ян­ных греш­ни­ков будут отра­жать гнез­дя­щи­еся в них стра­сти, вос­со­зда­вать внут­рен­ний мир пре­ступ­ни­ков Боже­ствен­ных запо­ве­дей, будут вну­шать отвра­ще­ние. По слову бла­жен­ного Фео­до­рита, достой­ные небес обле­кутся небес­ной славою, а недо­стой­ные, име­ю­щие в помыш­ле­ниях лишь земное, «примут оде­я­ние, соот­вет­ствен­ное про­из­во­ле­нию».

Свт. Иоанн Зла­то­уст заме­чает: «Смерть… у нас дво­я­кая; потому и вос­кре­се­ние должно быть дво­я­кое. Мы, умер­шие дво­я­кой смер­тью, вос­кре­саем и дво­я­ким вос­кре­се­нием. Одним мы вос­кресли пока от греха, ибо погреб­лись вместе с Ним в кре­ще­нии и вос­стали вместе с Ним чрез кре­ще­ние. Это одно вос­кре­се­ние — осво­бож­де­ние от грехов; а второе вос­кре­се­ние — вос­кре­се­ние тела».

«Вос­кре­се­ние души — это ее соеди­не­ние с Жизнью, Кото­рая есть Хри­стос», — пишет прп. Симеон Новый Бого­слов — «как тело мерт­вое, если не вос­при­мет и не сольется с душою неким обра­зом нес­ли­янно, не бывает и не име­ну­ется живым и жить не может, так и душа не может жить сама по себе, если не соеди­нится неиз­ре­чен­ным соеди­не­нием и не соче­та­ется нес­ли­янно с Богом, Кото­рый воис­тину есть Жизнь Вечная».

8 вопросов про воскресение мертвых

…Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах,
услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни,
а делавшие зло — в воскресение осуждения.
Ин. 5, 28–29

Когда история человечества подойдет к своему завершению, когда после многих бед и скорбей Господь наш Иисус Христос вновь придет на землю со славою судить живых и мертвых, тогда воскреснут все, когда-либо жившие на земле, восстанут из могил и праведники, и грешники, христиане и язычники, почившие тысячелетия назад и умершие перед самым вторым Пришествием Христовым. Ни одного мертвеца не останется во гробе — все воскреснут на грядущий Страшный Суд. Очень трудно, да и, пожалуй, невозможно представить себе эти события, но, опираясь на догматическое учение Православной Церкви, мы все же попытаемся найти ответы на некоторые вопросы, касающиеся всеобщего воскресения мертвых. В этом нам поможет преподаватель Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Михаил Воробьев.

— Отец Михаил, откуда нам известно о грядущем воскресении мертвых?

— Прежде всего, конечно, из Священного Писания. И в Ветхом, и в Новом Заветах немало мест, где говорится о всеобщем грядущем воскресении. Например, пророк Иезекииль созерцал воскресение умерших, когда сухие кости, которыми было усеяно поле, начали сближаться друг с другом, обрастать жилами и плотью и, наконец, ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище (Иез. 37, 10). В Новом Завете Сам Господь наш Иисус Христос неоднократно говорит о грядущем воскресении: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54). Кроме того, в Евангелии от Матфея говорится о том, что в момент смерти Христа …гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27, 52–53). Ну и, конечно, 25-я глава Евангелия от Матфея, где совершенно ясно и недвусмысленно говорится о всеобщем воскресении и последующем Страшном Суде: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 31–32).

Читать еще:  Пасха на картине Михаила Нестерова

— Да, но в этих местах Священного Писания говорится о воскресении лишь некоторых. Так, может быть, воскреснут не все, а лишь праведники или святые?

— Нет, воскреснет каждый человек, который когда-либо жил на земле. …Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5, 28–29). Здесь сказано «все». Апостол Павел пишет: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15, 22). Однажды созданная Богом сущность не может исчезнуть, а каждый человек, каждая личность — это своя особая сущность.

— Получается, что воскреснут и Серафим Саровский, и Пушкин, и даже наши родные и друзья?

— Не только друзья, но и враги… И такие исторические персонажи, как Гитлер со Сталиным… Воскреснут даже самоубийцы, поэтому самоубийство совершенно бессмысленно. Вообще, воскресение будет происходить вне зависимости от свободной воли человека. Изменится реальность, настанет иное бытие, и воскресение из мертвых будет следствием изменения реальности. Например, был лед, но с повышением температуры лед превращается в воду. Были мертвые, но изменится реальность — и мертвые оживут. Поэтому личные качества человека при всеобщем воскресении не играют никакой роли, они будут рассматриваться на следующем за воскресением Страшном Суде.

— А какие у людей будут тела?

— Ну, знаете… Боюсь, что на вопрос в такой постановке вам не ответит никто…

Безусловным является только то, что грядущее всеобщее воскресение будет воскресением человека в единстве духа, души и тела. Православная Церковь исповедует не бессмертие души, как многие древние религии, а именно телесное воскресение. Только вот тело будет иным, преображенным, свободным от несовершенств, болезней, уродств, которые являются следствиями греха. Об этом грядущем преображении убедительно говорит апостол Павел: не все мы умрем, но все изменимся (1 Кор. 15, 51). При этом апостол Павел указывает существенный признак нового преображенного, обоженного, если хотите, тела. Этот признак — нетленность. В Первом послании к Коринфянам об этом говорится ясно и недвусмысленно: Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет… Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 35–49, 53).

Преображение человеческого мира в пакибытии является следствием преображения всего мира, всей твари. Поскольку мир будет иной, то и тело у человека будет другим. Мир станет совершеннее, и телесно-душевно-духовное состояние человека тоже станет совершеннее. А то, что преображение всей твари есть ее обожение, тоже очень ясно раскрывается у апостола Павла, который говорит, что в преображенном мире будет Бог все во всем (1 Кор. 15, 28). Особо отметим, что апостол Петр, которого трудно назвать полным единомышленником апостола Павла, говорит о состоянии удостоенного Небесного Царства человека тоже как об об€ожении: …Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества… ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Петр. 1, 4, 11).

— А в каком возрасте будут воскресать люди — в котором умерли, или же все воскреснут молодыми?

— В любом возрасте личность человека обогащается соответствующим опытом. Даже глубокая старость со всеми немощами, со всем Альцгеймером — тоже создает определенный опыт (хотя бы опыт умирания!), который, с точки зрения личности, имеет свою ценность. Старику дорого и детство, и юность, и зрелость, и даже старость…

Мне кажется, что в вечности человеческая личность существует в интегрированном состоянии. Не то чтобы мы все там оказались глубокими стариками, но без «сварливого старческого задора», помнящими и ценящими свою молодость. Нет, это некое особое состояние пребывания и в детстве, и в зрелости, и в старости. Трудно представить, как это будет, но мы точно знаем: что невозможно во времени, возможно в вечности!

— Почему в Символе веры мы говорим, что чаем воскресения мертвых? В чем для христианина важность грядущего воскресения?

— Церковнославянское слово «чаять» означает ожидать с верой, ожидать с усилием. «Чаю воскресения мертвых» — значит, не просто пассивно жду, а серьезно готовлюсь к этому событию, прилагаю усилия к изменению самого себя. Ведь мы чаем не только воскресения мертвых, но и грядущей за этим жизни будущего века, тем самым, исповедуя свою веру в то, что наша земная жизнь — это, помимо всего прочего, еще и приготовление к вечной жизни, к полноте бытия с Богом и в Боге.

Беседовал Денис Каменщиков
Газета «Православие и современность» № 9 (413) 2010 г.

Каким образом все воскресшие миллиарды людей смогут поместиться на Земле?

Мы не знаем технических подробностей (и, вероятно, сейчас мы были бы не в состоянии их понять), но знаем, что само пространство и время являются Божиими творениями, и поэтому у Бога не может возникнуть затруднений с пространством.

Кроме того, у нас нет оснований полагать, что место жительства воскрешенного человечества ограничится Землей. И после воскресения мертвых Бог преобразит весь материальный мир, всю вселенную. «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят», — пишет апостол Петр в своем Втором послании (2 Пет 3:20). А апостол Иоанн Богослов в своем Откровении пишет: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр 21:1).

Таким образом, воскрешенные миллиарды людей будут жить в преображенном мире, свойства которого нам сейчас в земной жизни непредставимы.

Телесное воскресение: как это будет?

Мы, христиане, верим в телесное воскресение. То есть не просто в какую-то «посмертную жизнь», а именно в то, что однажды душа вновь соединится с телом. Но как это будет? Ведь люди уходят совершенно разными — и немощными стариками, и телесно не сформированными младенцами… В каком теле воскреснут они?

Размышляет ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус.

То, что Церковь говорит про воскресение – это догмат, а не просто богословское мнение, который содержится в Символе веры: «Чаю воскресения мертвых».

Более того, это очень важная часть нашего вероучения, смысл которого заключается в том, что мы все обязательно будем жить и после смерти. Причем жизнь наша — в духовно-телесном образе, и эта духовно-телесная природа дана нам Богом как подлинный образ человека, а не как образ, который должен распасться. Наоборот, он должен созидаться.

И воскресение должно вернуть человеку его подлинный образ, тот, который был изначально задуман Господом.

Уже в Евангелии даны некоторые образы телесного воскресения в виде притч. И оттуда можно заключить, что мы воскреснем в цельном, совершенном виде. Очень важно, что внешний образ наш будет телесным, и телесность окажется индивидуальной для каждого. То есть не просто какое-то тело или «среднестатистическое» тело, абстрактное, а с узнаваемыми чертами, присущими каждому человеку.

Читать еще:  Главная поэма человечества о любви

Священномученник Мефодий Патарский в своей работе о воскресении пишет, что мы не только сохраним свой образ, но и способны будем друг друга узнавать.

Это означает, что мы сохраним черты нашей телесности. В том числе так называемые гендерные: мужчины будут с бородами, а женщины — с длинными волосами. Сохранятся и половые различия. Ведь и воскресший Христос есть Богомуж, как называл Его преподобный Анастасий, игумен Синайский.

Воскресшие тела будут мужчинами и женщинами. Другое дело, что Христос в Евангелии однозначно говорит: «Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк.12,25); «… а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят» (Лк.20,35)

Значит, воскресшее человечество уже не будет иметь той части личной жизни, которая сегодня является для людей очень важной, то есть супружеской.

Несомненно, что телесность сохранит черты нашей жизни. Но как – этого мы не знаем. Но наша телесность будет представлять собою и некий портрет нашей духовной и личной жизни, принятых решений, нашей нравственности. Это может быть выражение лица, выражение тела. Но как это будет – тайна. Она приоткрывается духовной иконописью. Есть иконы, которые выражают некоторую духовную сущность святых в их уже посмертном образе. У преподобных, например, выделяются глубокие морщины от слез. Чей-то образ исполнен милосердия и любви.

Важно подчеркнуть, что вера в догмат о воскресении из мертвых трудна была всегда. Во все века встречались христиане, которые готовы были поверить в Нагорную проповедь, то есть в нравственную суть миссии Христа, но не готовы – в телесное воскресение.

Характерные страницы о трудностях этой веры есть в романе Достоевского «Идиот», где умирающий от туберкулеза Илларион спрашивал каждого приходящего: «Верите ли вы в Кану Галилейскую?» То есть для него сложным был именно момент чуда.

Чудеса сложны были для веры, в том числе – чудо воскресения.

Да, люди умирают в разном возрасте. Кто-то в девяносто лет, а кто-то – через несколько недель после зачатия. Но мы все воскреснем в совершенном образе. Что это за совершенный образ – точного учения не существует.

Однажды у меня почти случайно в Кремле состоялась беседа с владыкой Василием (Родзянко). После службы он нашел время откликнуться на мой вопрос, который касался крещения тяжелых инвалидов. Я тогда служил в психоневрологическом интернате, и передо мной тоже стоял вопрос: а что будет с этими детьми в дальнейшем? Я их крестил, миропомазывал, прекрасно понимая, что многие из них не доживут до взрослого возраста и никогда не смогут ни ходить сами, ни даже держать чашку.

Владыка мне сказал, что мы ни в коем случае не должны сомневаться в том, что Господь восстановит телесность каждого, кто при жизни был частично ее лишен, в полном, совершенном образе.

То есть и младенцы, даже еще не родившиеся, будут в совершенном образе, и инвалиды. Телесность будет полной, совершенной в смысле полноты замысла Божьего. При этом они будут сохранять и черты своей индивидуальности. Как это будет – мы не знаем.

Воскресение – не естественный процесс, не воссоздание того же генотипа, а чудо, новое творение. Но творение того, что было. По этому поводу вспоминается история с Ньютоном, которого на заседании Королевского общества просили ответить на вопрос про воскресение телесное: «Кто же может собрать рассеявшиеся в прахе тела умерших, чтобы образовать новые тела для бессмертных душ?» Ньютон попросил ученика принести горсть железных опилок, обычную грунтовую пыль и смешал их: «Кто выберет эти железные опилки из этой смеси?» Потом он взял большой магнит и стал водить им над смесью. В ней возникло движение, и послышался шелест. Пылинки железа устремились к магниту. Ньютон серьезно посмотрел на присутствующих и сказал: «Тот, Кто дал такую силу бездушному металлу, неужели не сможет совершить большего? Когда наступит время воскресения, Бог соберет наши пылинки и воскресит наши тела».

Христианство — это вера в воскресение мертвых

Согласно православному учению, частицы тел усопших вечно сохраняют связь с душой и однажды повелением Божиим снова соберутся воедино. Все когда-либо жившие на Земле люди воскреснут. О том, как представить себе такое и как совместить это с данными науки, «Правде.Ру» рассказал иеромонах Никанор (Лепешев), преподаватель Хабаровской духовной семинарии.

— Отец Никанор, сейчас в Московском Патриархате стараются ввести повсеместную катехизацию перед крещением. Люди, готовящиеся к таинству, должны изучить хотя бы основы православной догматики и Символ веры. Как рассказывали мне многие священники, догмат о воскресении мертвых — это то, во что современному человеку труднее всего поверить.

— И это не удивительно. Вспомним, что уже в Ветхозаветной Церкви, причём среди высшего духовенства, появились еретики-саддукеи, отрицавшие воскресение мёртвых. А когда Евангелие Христово начало распространяться между язычниками, то многим людям, воспитанным на греческой философии, очень тяжело было поверить и в то, что Спаситель воскрес из мёртвых, и в то, что все мы в конце времён воскреснем вслед за Ним. В эллинистическом сознании материя и плоть воспринимались как темница духа, из которой надо бежать, прилагая все возможные усилия. А потому идея телесного воскресения нередко воспринималась как чистое безумие. Помните реакцию афинских философов на проповедь апостола Павла в ареопаге? И среди самих христиан уже в I веке появились еретики-гностики, отрицавшие буквальное понимание догмата о воскресении мёртвых, пытавшиеся истолковать его образно, символически, так сказать, в «духовном» смысле.

Одним словом, нет ничего нового в том, что человеку XX-XXI веков так трудно поверить, что все мы будем воскрешены Богом телесно. В наши дни лишь появились дополнительные психологические мотивы для такого неверия, например — абсолютизация науки. К тому же, сознание современных людей очень сильно засорено массовой культурой, и когда начинаешь с ними говорить о воскресении мёртвых, то нередко у них в первую очередь возникают неадекватные ассоциации с фильмами ужасов про зомби и прочих живых мертвецов. Многие не сразу понимают, что речь идёт не о простом оживлении трупов в условиях привычного нам падшего мира, но о явлении Нового Неба и новой земли, где смерти уже не будет. То есть о победе бытия над небытием, о вселенском преображении, об обожении всего творения. Соответственно, иным будет и состояние наших тел: они воскреснут одухотворёнными и бессмертными. Но это состояние будет иметь диаметрально противоположные следствия для достигших спасения и для нераскаянных грешников…

— Помню, как отец Даниил Сысоев на литургии в своем храме, уже выйдя с Чашей в руках причащать народ, еще раз читал Символ веры и после каждого члена говорил: «Вам можно причащаться только в том случае, если вы в это верите». Особенный акцент он делал на воскресении мертвых в теле и повторял, что те, кто не верит в это, не должны причащаться.

— В этом я согласен с отцом Даниилом. Догмат о всеобщем воскресении из мёртвых теснейшим образом связан с самой основой нашей веры — с догматом о телесном воскресении Христа. В Священном Писании, в Первом послании апостола Павла к Коринфянам и в Откровении Иоанна Богослова, Спаситель именуется «Первенцем из умерших». То есть Его воскресение — начало нашего воскресения, одно без другого не имеет смысла. Господь совершил всё домостроительство нашего спасения не ради Себя самого, а ради нас. И воскрес Он не для Себя, а для нас, чтобы с Собой со-воскресить и всех людей. Не зря же апостол Павел так настаивал, что «если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». То есть без догмата о всеобщем воскресении нет и Христианства.

— Как вера в воскресение мертвых в теле совместима с современной наукой?

— Вера и наука в принципе являются двумя разными сферами, практически не пересекающимися. Это разные способы познания, направленные на разные стороны бытия. Поэтому, если наука не заидеологизирована, она не может вступать в противоречие с религией. Известно, что среди учёных с мировым именем немало верующих людей. Любое кажущееся противоречие между тем или иным догматом веры и теми или иными выводами науки будет тут же снято, если вспомнить, что наука изучает только материальный мир, причём в его нынешнем падшем состоянии, а вера выходит далеко за эти пределы. Наука постигает то, что во времени, вера — то, что в Вечности. Потому, на мой взгляд, не стоит искать способов искусственного совмещения догмата о воскресении с данными науки. И мир до грехопадения, и Жизнь Будущего Века — просто за рамками научного способа познания.

Читать еще:  Иконография Успения Божьей Матери

— Как поверить в воскресение мертвых?

— Так же, как и в любую другую истину православного вероучения. С одной стороны, вера — это особый дар Божий, который, по апостолу Павлу, «хранится в сосуде доброй совести». С другой стороны, она, по его же словам, и «от слышания», а от себя можно добавить — «и от чтения». То есть надо просить Господа, чтобы Он даровал веру, и при этом стараться хранить совесть в чистоте, а также сделать своим ежедневным чтением Писание и творения святых отцов. Через это, когда придёт время, родится «уверенность в невидимом, как в видимом», говоря словами святителя Филарета Московского. И откроется путь к опытному познанию истин Божественного Откровения.

— Какая связь сохраняется между телом и душой усопшего?

— По учению святителя Григорий Нисского, после телесной смерти человека познавательная сила его души продолжает пребывать при элементах, составляющих его тлеющее тело, подобно стражу своей собственности. Так что связь души с телом не прерывается даже при полном разрушении последнего. Познавательная деятельность человеческого духа по смерти не прекращается, но простирается и на телесное, и он продолжает распознавать частицы своей плоти. А нематериальная природа души, не ограниченная пространством, позволяет ей одновременно быть при всех рассеянных частицах ее тела.

Так, именно в силу сохранения связи души усопшего с его телом, мощи святых обладают чудотворной силой. А поклонение мощам святого становится живым общением с самим святым.

— В каком возрасте воскреснут усопшие?

— По святителю Василию Великому, все воскресшие будут одного возраста — тридцати лет, «в меру полного возраста Христова». Его мысль уточняет святитель Григорий Нисский. Он говорит, что понятие физиологического возраста само по себе упраздняется в воскресении, а «тридцатилетний», то есть совершенный, возраст воскресших тел надо понимать как отсутствие болезней, младенческой незрелости, старческих дряхлости и прочих возрастных несовершенств.

Читайте также: Люди-загадки: воскресшие после смерти

— Как будут восстановлены те тела, которые были сожжены, съедены зверями и т.д.

— Как уже говорилось, по словам святителя Григория Нисского, каждая частица тела навсегда запечатлена душой, с которой была соединена, и будет нести на себе эту печать везде, где бы ни очутилась. Даже если прах человека развеян по всей планете, его связь с бессмертной душой сохраняется. А как он снова соберётся воедино? Особым творческим повелением Божиим. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет, что раз Бог сотворил Адама из земного праха, и раз Он образует из маленькой капли отцовского семени в утробе матери сложнейший человеческий организм, То Ему, конечно же, не составит никакого труда восстановить то, что когда-то уже было Им создано, но разрушилось.

Фото превбю: static.elitsy.ru

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

8 вопросов про воскресение мертвых

По следам дискуссий

    Вопрос №1: Нужны ли будут наши земные тела для нашего воскресения?

Нет, не нужны. Наше тело необходимо нам только для того, чтобы жить на этой земле и иметь возможность родиться от воды и духа, чтобы иметь возможность войти в Царство Божье. Господь обещал нам в Своём Слове дать новые небесные тела, также называемые прославленными вечными телами, которые не будут ни стареть, ни болеть, ни умирать. Господу не понадобится наше старое тело, умершее и разложившееся в могиле. Он – Творец и в состоянии сотворить всё что угодно из ничего.

    Вопрос №2: Можно ли христианам кремировать умерших?

Некоторые церкви сегодня учат, что нельзя кремировать тело, потому что это противоречит христианскому учению. Такие люди утверждают, что Бог будет возвращать к жизни наше старое тело, и поэтому его нельзя кремировать. Интересная логика. Придерживающиеся этого учения забывают о том, что в 2 Петра 3:10 написано: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят». Земля со всем, что на ней, сгорит; в том числе и человеческие останки. Иными словами, Господь сам кремирует всё, что останется на земле в день Своего второго пришествия.

Обычно, те, кто запрещают кремировать умерших, ссылаются на пример Иисуса, ведь Он не получил новое тело, а совсем наоборот, когда Он воскрес, воскресло Его прежнее тело, распятое на кресте.
Да, действительно, в Господь Иисус воскрес в Своём прежнем теле. Но, дорогие друзья, давайте подумаем, почему же Господь не воскрес в новом теле? Ответ очевиден: Во-первых, если бы Он воскрес в другом теле, то люди могли сказать, что произошло переселение Его души, или что Его похоронили, а теперь кто-то выдаёт себя за Него, но пришедшего в другом теле. Во-вторых, если бы Иисус воскрес в другом теле, а Его тело осталось в гробнице, то никто бы не поверил из учеников, что Он воскрес. И, в-третьих, если бы у Иисуса после воскресения было другое тело, то как бы Он сказал неверующему Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Иоанна 20:27).
Когда же мы воскреснем, у нас будут новые тела, как об этом написано в 1-м Коринфянам 15:42-44 «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное».

    Вопрос №3: К какому разряду относится воскресение святых в Иерусалиме?

Матфея 27:50-53 «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим».
Это было начало эры воскресения. Это были первые люди, которые воскресли со Христом. О том, что это было не просто чудотворное оживление, свидетельствует фраза «явились многим». Если бы они просто ожили, пришли в Иерусалим и поселились в нём или в его окрестностях, то было бы так и написано, что они теперь там живут. Но здесь сказано «явились», то есть воскресшие святые появились там на время, а потом исчезли. Такое могло произойти только в случае воскресения, которого все верующие ожидают в конце веков.

    Вопрос №4: Узнаем ли мы друг друга после воскресения?

Как Иисуса многие увидели и узнали после Его воскресения (Иоанна 20:16, 20; 21:12; 1 Коринфянам 15:4-7), как многие узнали святых, воскресших в Иерусалиме по воскресении Христа (Матфея 27:50-53), также и мы узнаем друг друга после воскресения из мёртвых в конце света.
Учёные доказали, что через каждые семь лет абсолютно все клетки нашего организма обновляются. Поэтому если вы встретите своего друга через 7 лет, то вы увидите совершенно новое тело. Но вы узнаете своего друга, потому что и форма, и внешний вид его тела останутся узнаваемыми для вашего глаза. Скорее всего, аналогичным образом наши смертные тела в одно мгновение будут преобразованы, то есть заменены на новые духовные тела. Но мы будем узнаваемы нашими друзьями и родственниками.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector