0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Апостол на воротах: почему Петр стал героем сказок

Одна из сказок братьев Гримм рассказывает о бедном портном, который однажды постучал в ворота рая, у которых стоял апостол Петр. Портной попросил у святого пропуск в рай. Апостол Петр нехотя разрешил портняжке пройти в это прекрасное место, но предупредил, чтобы тот вел себя потише, иначе его выгонят из рая.

Но любопытный портной не смог сдержать своего обещания — он стал осматривать небесные обители и нашел прекрасное золотое кресло, рядом с которым стояла золотая скамеечка для ног.

Отсюда было видно всю землю, и портной заметил у озера маленькую старушку. Она стирала чужое белье и отложила себе пару хороших вещей. Портной решил наказать воровку и швырнул в нее золотую скамейку. Вскоре вернулся Господь и спросил, куда делась его скамейка. Апостол Петр указал на портняжку, и тот стал оправдываться перед Богом:

— Я увидел воровку и в гневе запустил в нее скамьей.

— Если бы я стал кидать в грешников скамейки от гнева, то в раю ни осталось бы ни одного предмета. Ты не имел права судить людей, поэтому апостол Петр выгонит тебя сейчас же из рая.

Портной навсегда был изгнан из рая за то, что осудил другого человека.

Апостол — герой сказок и анекдотов

Немецкая сказка «Портной в раю», древнерусская повесть о пьянице, который попал в рай, другие сказки братьев Гримм, русские народные легенды, собранные Александром Афанасьевым, — во всех этих книгах можно найти истории про апостола Петра, который исцеляет принцесс и помогает бедному солдату, вместе со Христом заходит в дома русских крестьян, совершает чудеса, помогает беднякам, наказывает грешников и даже спорит со Спасителем.

Конечно, сказочный апостол Петр мало похож на того Петра, о котором рассказывают Евангелия и Деяния апостольские. В русских и немецких сказках Петр спускается с небес на землю, превращается в нищего, просит подаяния, наказывает скупых и награждает щедрых. Но главная работа сказочного апостола — стоять перед вратами Рая, пускать туда праведников и прогонять нераскаявшихся грешников.

Этот фольклорный образ жив даже в наши дни. Он присутствует в анекдотах, особенно если речь идет о бизнесменах-олигархах, стремящихся попасть на небеса за деньги. Такой апостол Петр может простить грешника, но он не терпит лжи, лукавства и самооправдания.

Такая глубочайшая степень проникновения евангельского святого в изустную народную культуру — прекрасный пример того, насколько Евангелие и церковная традиция глубоко укоренилась в нашем сознании, независимо от степени воцерковленности и отношения к вере. Однако возникает важный вопрос: почему именно Петр, чем именно этот святой апостол так покорил народные сердца?

Почему Симон стал Петром

В Новом Завете апостол Петр — человек, чьи переживания, метания, противоречивые поступки, страхи и слезы описаны максимально полно.

Он хочет пойти за Христом по воде, но потом пугается и начинает тонуть. Он сперва готов идти за Учителем в огонь и в воду, при аресте Христа смело берется за меч. И он же потом отрекается от Спасителя трижды за одну страшную ночь. Он мучается, носит в себе это ощущение предательства. Но в конце концов именно ему Христос адресует вопрос: Симон (первоначальное имя апостола- А.З) Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? (Ин 21 :15). И тот отвечает честно и искренне, без рисовки: Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя . С этого момента он вновь обретает имя Петр, что по-гречески означает «камень». О котором Спаситель сказал: Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16 :18).

Читать еще:  Священномученик Владимир (Амбарцумов): «Политические проблемы не являются главными»

Петр действительно стал тем «камнем», на котором строилась народная вера, народное понимание Евангелия — книги о том, как Бог пострадал за грехи человеческие, как Он помогал людям и был доступен для своих учеников.

Вот это, наверное, самый главный урок апостола Петра: рядом со Христом он не боялся быть собой, не боялся говорить то, что думает, не боялся судить о происходящем с позиции житейской мудрости. Он ошибался в Евангелиях, он ошибался и в сказках (например, приглашал Христа пойти на ночлег в дом богатой вдовы, полагая, что их там вкуснее накормят, забывая о том, что богатые люди могут быть жадными, а бедняки — отдавать последнее), но всегда умел признавать свои ошибки, просить прощения и учиться на своих промахах. За это апостола Петра любили и любят во многих странах.

Барельеф над старейшими воротами в Петербурге: состязание двух Симонов или о чудесах истинных и ложных

Над парадными Петровскими воротами Петропавловской крепости помещён деревянный барельеф «Низвержение Симона Волхва апостолом Петром», выполненный скульптором Оснером.

Сюжет этого барельефа, как ясно из названия, взят из жизни апостола Петра.

Когда апостолы по велению Господа пошли по земле, проповедуя новые истины, они исцеляли людей — расслабленные становились на ноги, слепые прозревали, и все радовались этому и принимали святое крещение. И вот однажды апостол Филипп встретил в городе самарийском некоего волхва Симона, который изумлял народ своими чудесами. Услышав проповедь Филиппа и увидев, какие великие дела он совершает, вместе с другими окрестился и Симон. И когда в город пришли в помощь Филиппу апостолы Пётр и Иоанн, Симон принёс им деньги и просил за это дать ему способность через возложение рук подавать людям Дух Святой. Но апостол Пётр решительно отказал в том Симону, сказав:

Серебро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги; нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твоё неправо перед Богом; итак, покайся в сем грехе твоём и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего (Деян. 8: 20-22).

После слов апостола Петра Симон покаялся и просил апостолов за него помолиться.

Есть ещё предание, согласно которому апостол Пётр встретил Симона в Риме , где он чудесами обольстил множество народа: показывал людям привидения, исцелял хромых, превращался в разных животных — в козу, змею, птицу. А когда Пётр приказал ему прекратить обманывать людей, Симон восстал против него и вызвал на соревнование. Их обоих призвали в дом, где лежал умирающий юноша. Симон потребовал, чтобы, когда он, Симон, оживит юношу, апостола Петра казнили — — сожгли.

Призвав бесовские силы, Симон сделал так, что юноша пошевелил головой, и люди уже бросились к апостолу. Но Пётр остановил их: «Если юноша воскрес, пусть он встанет и заговорит» . Однако как ни старался Симон, воскресить юношу он не смог и хотел сбежать, но народ удержал его.

Тогда апостол Пётр простёр руки к небу и стал молиться, а затем обратился к юноше и именем Иисуса Христа позвал его. В то же мгновение мёртвый открыл глаза, поднялся на ноги и восславил Бога и его апостола. Народ хотел побить Симона камнями, но Пётр остановил людей. Однако на том Симон не успокоился и продолжал волховать и показывать всевозможные лжечудеса, которые апостол разоблачал. Наконец Симон решил поразить людей, пообещав вознестись на небо. И действительно взлетел и стал подниматься вверх.

Тогда Пётр начал молиться Богу и громко воскликнул:

Именем Бога моего повелеваю вам, бесы: не носите больше волхва по воздуху, но оставьте его там, где он теперь.

И Симон низвергся с высоты и разбился.

Вот что интересно: Христос назвал одного из любимых учеников Петром, а до встречи со Спасителем он звался Симоном. Вот два Симона, оба творят чудеса. И людям трудно понять, кто из них истинный чудотворец и чьи чудеса от Бога. Так и сегодня. Очень непросто разобраться в том, где истинное, а где ложное чудо. Есть даже особая комиссия, которая внимательно разбирается с каждым случаем, о котором говорят как о чуде.

Читать еще:  Неделя третья. Мироносицкая, 3 мая – 9 мая. Верные ученицы и тайные ученики

Барельеф над Петровскими воротами — это аллегория — иносказание, которое так любили в XVIII веке. Современники понимали: как святой апостол Пётр низверг волхва, так император Пётр Великий низвергнет всех врагов России.

Любимый святой и живая вера

У каждой эпохи — свои любимые святые. Если бы сейчас в России сочиняли сказки и легенды, то главными героями в них могли бы стать преподобный Серафим Саровский, блаженная Матрона Московская или епископ-врач Лука (Войно-Ясенецкий). А в те времена, когда братья Гримм или Александр Афанасьев собирали и обрабатывали сказки и легенды, любимыми святыми были святитель Николай Чудотворец, преподобный Илия Муромский и апостол Петр — простой рыбак, человек горячий, но искренне раскаивающийся в своих грехах.

Со страниц Евангелия он вместе со Христом шагнул в повседневную жизнь богачей и бедняков, королей и крестьян.

И не надо бояться того, что «сказочный» апостол Петр не похож на «евангельского» Петра. Народная вера лишь выделила некоторые черты первоверховного апостола, полюбила их и сделала так, что этот святой стал своим в любом доме.

Пока в сердце народном остаются такие герои, наша вера жива.

Апостол на воротах. Почему апостол Петр стал героем сказок?

Об апостоле Петре много рассказывается в Евангелиях и Деяниях, мы знаем, что он был первым римским епископом и принял мученическую смерть за Христа, но существует еще и другой апостол Петр — герой сказок и легенд, хранитель райских ворот. Ответ на вопрос, почему именно апостол Петр покорил народное сердце, вы найдете в нашем материале.

Хранитель райских врат

Одна из сказок братьев Гримм рассказывает о бедном портном, который однажды постучал в ворота рая, у которых стоял апостол Петр. Портной попросил у святого пропуск в рай. Апостол Петр нехотя разрешил портняжке пройти в это прекрасное место, но предупредил, чтобы тот вел себя потише, иначе его выгонят из рая.

Но любопытный портной не смог сдержать своего обещания — он стал осматривать небесные обители и нашел прекрасное золотое кресло, рядом с которым стояла золотая скамеечка для ног.

Отсюда было видно всю землю, и портной заметил у озера маленькую старушку. Она стирала чужое белье и отложила себе пару хороших вещей. Портной решил наказать воровку и швырнул в нее золотую скамейку. Вскоре вернулся Господь и спросил, куда делась его скамейка. Апостол Петр указал на портняжку, и тот стал оправдываться перед Богом:

— Я увидел воровку и в гневе запустил в нее скамьей.

— Если бы я стал кидать в грешников скамейки от гнева, то в раю ни осталось бы ни одного предмета. Ты не имел права судить людей, поэтому апостол Петр выгонит тебя сейчас же из рая.

Портной навсегда был изгнан из рая за то, что осудил другого человека.

Апостол — герой сказок и анекдотов

Немецкая сказка «Портной в раю», древнерусская повесть о пьянице, который попал в рай, другие сказки братьев Гримм, русские народные легенды, собранные Александром Афанасьевым, — во всех этих книгах можно найти истории про апостола Петра, который исцеляет принцесс и помогает бедному солдату, вместе со Христом заходит в дома русских крестьян, совершает чудеса, помогает беднякам, наказывает грешников и даже спорит со Спасителем.

Конечно, сказочный апостол Петр мало похож на того Петра, о котором рассказывают Евангелия и Деяния апостольские. В русских и немецких сказках Петр спускается с небес на землю, превращается в нищего, просит подаяния, наказывает скупых и награждает щедрых. Но главная работа сказочного апостола — стоять перед вратами Рая, пускать туда праведников и прогонять нераскаявшихся грешников.

Читать еще:  Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) на праздник Сретения Господня

Этот фольклорный образ жив даже в наши дни. Он присутствует в анекдотах, особенно если речь идет о бизнесменах-олигархах, стремящихся попасть на небеса за деньги. Такой апостол Петр может простить грешника, но он не терпит лжи, лукавства и самооправдания.

Такая глубочайшая степень проникновения евангельского святого в изустную народную культуру — прекрасный пример того, насколько Евангелие и церковная традиция глубоко укоренилась в нашем сознании, независимо от степени воцерковленности и отношения к вере. Однако возникает важный вопрос: почему именно Петр, чем именно этот святой апостол так покорил народные сердца?

Почему Симон стал Петром

В Новом Завете апостол Петр — человек, чьи переживания, метания, противоречивые поступки, страхи и слезы описаны максимально полно.

Он хочет пойти за Христом по воде, но потом пугается и начинает тонуть. Он сперва готов идти за Учителем в огонь и в воду, при аресте Христа смело берется за меч. И он же потом отрекается от Спасителя трижды за одну страшную ночь. Он мучается, носит в себе это ощущение предательства. Но в конце концов именно ему Христос адресует вопрос: Симон (первоначальное имя апостола- А.З) Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? (Ин 21:15). И тот отвечает честно и искренне, без рисовки: Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. С этого момента он вновь обретает имя Петр, что по-гречески означает «камень». О котором Спаситель сказал: Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18).

Вот эта противоречивость, способность оставаться собой даже рядом с Богом и сделала апостола Петра в народном сознании хранителем райских врат (только человек, познавший горечь греха и радость покаяния, может стоять у ворот рая), человеком, который ходил вместе со Христом в самые бедные селенья и домишки (во-первых, Петр — рыбак, а во-вторых, апостол, который знает, что такое семейная жизнь — в его доме жила теща, и при этом апостол переживал за ее здоровье).

Петр действительно стал тем «камнем», на котором строилась народная вера, народное понимание Евангелия — книги о том, как Бог пострадал за грехи человеческие, как Он помогал людям и был доступен для своих учеников.

Вот это, наверное, самый главный урок апостола Петра: рядом со Христом он не боялся быть собой, не боялся говорить то, что думает, не боялся судить о происходящем с позиции житейской мудрости. Он ошибался в Евангелиях, он ошибался и в сказках (например, приглашал Христа пойти на ночлег в дом богатой вдовы, полагая, что их там вкуснее накормят, забывая о том, что богатые люди могут быть жадными, а бедняки — отдавать последнее), но всегда умел признавать свои ошибки, просить прощения и учиться на своих промахах. За это апостола Петра любили и любят во многих странах.

Любимый святой и живая вера

У каждой эпохи — свои любимые святые. Если бы сейчас в России сочиняли сказки и легенды, то главными героями в них могли бы стать преподобный Серафим Саровский, блаженная Матрона Московская или епископ-врач Лука (Войно-Ясенецкий). А в те времена, когда братья Гримм или Александр Афанасьев собирали и обрабатывали сказки и легенды, любимыми святыми были святитель Николай Чудотворец, преподобный Илия Муромский и апостол Петр — простой рыбак, человек горячий, но искренне раскаивающийся в своих грехах.

Со страниц Евангелия он вместе со Христом шагнул в повседневную жизнь богачей и бедняков, королей и крестьян.

И не надо бояться того, что «сказочный» апостол Петр не похож на «евангельского» Петра. Народная вера лишь выделила некоторые черты первоверховного апостола, полюбила их и сделала так, что этот святой стал своим в любом доме.

Пока в сердце народном остаются такие герои, наша вера жива.

Андрей Зайцев
Журнал Фома

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector