0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Центральная фигура Ветхого Завета

Центральная фигура Ветхого Завета

Праведный Авраам

Праведный Авраам

Первыми фильмами, которые запомнились мне еще с детства, были христианские ленты на различные библейские сюжеты. Это сейчас – спустя годы – начинаешь анализировать картину и судить об игре актеров, качестве декорации и наличии неточностей. Тогда же, это было просто захватывающее путешествие в прошлое.

Так вот, в детстве самым непонятным среди всего разнообразия лент на подобную тематику для меня стал фильм об Аврааме. Непонятно было ни то, зачем Авраам сорвался с насиженного места и подался на запад, ни то, зачем Бог испытывал его, повелев принести в жертву сына, ни то, почему именно его – Авраама – евреи считают своим главным прародителем. Лишь потом, со временем, нашлись ответы на эти вопросы.

Действительно, в контексте мировой мифологии события, которые случились в жизни этого библейского персонажа, ничем не примечательны. И до, и после Авраама боги нисходили на Землю, вмешивались в историю, вступали в брак с людьми, рожали детей-полубогов. В общем, Олимп или какое-нибудь другое обиталище небожителей, если верить мифам, в сознании наших предков было куда ближе к землянам, чем сегодня, к примеру, – кабинет в Кремле. И все же откровение Бога Аврааму, безусловно, занимает центральное место в истории Ветхого Завета.

Религии мира никогда не исповедовали политеизм – в этом утверждении современная наука поставила точку. И развитые цивилизации Междуречья, и мощная культура Египта, и отсталые племена далекой Океании прекрасно знали, что Бог один. И верили в Него. Ведь именно Он, а не Зевс или другой верховный бог, создал все окружающее нас разнообразие. Только вот незадача – по мнению язычника, этот Творец находится где-то очень далеко – сидит себе на недостижимых высотах, и нет Ему никакого дела до того, что происходит во вселенной. У Него свои заботы. И сколько бы ни обращался к Нему человек, его зов вряд ли будет услышан Творцом.

Сейчас это утверждение покажется христианам кощунственным: ведь мы знаем, что Бог слышит молитву каждого из нас. Но в эпоху Авраама логика была именно такой – зачем тревожить своими просьбами верховного единственного Бога, если есть другие, хоть и меньшие по силе, но более близкие духи, которые без особых проблем решат все вопросы? Логика железная, именно она легла в основу древнего многобожия. И эту логику Авраам разрушил, явив образец веры в Единого и единственного Бога. Того самого, которого язычество считало далеким и недоступным.

Авраам был потомком Ноя, спасшегося в дни всемирного потопа. Жил он сначала в Уре – городе-государстве между Тигром и Евфратом на берегу Персидского залива. Но еще при жизни отца своего Фарры по непонятным причинам он вместе с семейством переселяется на север – в город Харран. В принципе, Фарра планировал идти дальше, в Палестину, но выполнить этот замысел ему помешала смерть. И Авраам вместе с женой Саррой и племянником Лотом остался в Харране – перевалочном пункте, связывавшем Междуречье с другими культурами Древнего Востока.

Библия ничего не говорит о молодых годах будущего родоначальника еврейского народа. Его биография начинается с того, что в Харране 75-летнему Аврааму является Бог и повелевает ему вместе с домочадцами двинуться в путь и достичь Палестины. При этом престарелый уже мужчина получает Божественное обетование о том, что именно от него произойдет великий народ, и что именно в нем, в Аврааме, благословятся все земные поколения.

Представьте себя на месте нашего героя. У вас есть жена, слуги, дом, целая вереница родственников, которые регулярно напоминают о себе. И у вас есть деньги. Много денег. Вопрос – захочется ли вам на старости лет срываться с насиженного места и идти в неизвестность? Ответ очевиден. Ну, разве что вам предложат еще более выгодные условия, и тогда, пожалуй, можно рискнуть. Но ничего подобного Бог Аврааму не обещал. Он просто благословляет, и говорит о каком-то народе, который должен произойти от него. И пожилой мужчина отзывается на этот Божий призыв – он собирает имущество, скот, людей, слуг и родичей и направляется на юг – туда, куда мечтал попасть его отец, и куда сейчас ему повелел идти Бог.

На первый взгляд, это было безумие. Авраам жил в обществе, где человек никогда не мыслился творцом своей судьбы. Лишь христианство утвердило в мировой культуре идеал свободной личности, а во времена древности человек был безликой шестеренкой сложного социального механизма. Если ты по какой-то причине порывал со своей старой средой, то автоматически становился бесправным изгоем, и никакие законы не в силах были тебя защитить. Но Авраам сознательно рвет все связи и идет за Богом. И тут очень важно понять движущие мотивы этого человека.

Апостол Павел, который помимо своего служения Христу был и блестящим знатоком иудейских традиций, настаивает на том, что Авраамом двигала вера.

У него было такое доверие Богу, что никакие лишения не остановили его на пути к цели. И даже принесение долгожданного сына Исаака в жертву тоже было проявлением этой веры. Не фанатизма, не слепой покорности, а именно – веры. В частности – веры в то, что Господь может воскресить человека из мертвых.

Но откуда же взялась в нем такая вера? Что легло в ее основание?

Ответ на эти важные вопросы будет неожиданным. Дело в том, что Авраам был революционером. Не побоюсь этого слова – в день, когда 75-летний старик, его жена и горстка родичей двинулись в путь на юг, в религиозном сознании людей произошел настоящий переворот. Впервые после Ноя – то есть, после всемирного потопа – Бог лично говорит с человеком. Со стороны Бога такой шаг не был чем-то новым и необычным, ведь уже в самом акте творения Господь свидетельствует, что человек важен Ему. Зато потомкам Адама явление в Харране открыло, что Господь любит человека! Что люди – это не пыль во вселенной, не случайность эволюционного отбора, а огромная драгоценность в глазах своего Творца. Именно вера в эту значимость человека для Бога и была движущим мотивом всех поступков праведного Авраама. И не только его, но и всех, кто связан с ним узами кровного или духовного родства.

Авраам показал пример того, как человек может поступить, оказавшись перед выбором – послушать Бога и совершить безумный, с обывательской точки зрения, поступок, или – остаться здравомысящим обывателем, чью убежденность в собственной правоте не может поколебать даже Бог. И если внимательно посмотреть на подвиг всех подвижников благочестия, – как до, так и после Христа, – то можно увидеть, что их подвиг по сути полностью повторяет тот путь, который в своей вере прошел этот великий праведник.

А еще Авраам является родоначальником израильского народа. В христианской традиции Израилем называется Церковь – как ветхо-, так и новозаветная. Это тоже неслучайно, потому что Церковь – та самая среда, в которой происходит единение человека с Богом и спасение. Но такое единение невозможно без соблюдения некоторых условий, главным из которых опять-таки является вера. Вера не просто как эмоциональное состояние души, когда за желаемое принимаешь действительное, а – вера как знание, которое определяет ритм и направление всей твоей жизни. Вера как основа и твоего поведения, и твоего выбора, и твоих ценностей. По большому счету, вера Церкви – это вера Авраама, который поставил Божии повеления в центр своего внутреннего мира, и для которого Бог был определяющим началом во всех сферах бытия. Причем Бог Авраама – это не отвлеченное философское понятие или безликий абсолют, а Бог-Личность, вступающий в прямое общение с человеком.

Несмотря на кажущуюся простоту, фигура Авраама велика и многогранна. Трудно сказать сейчас – то ли Господь постепенно воспитал в Аврааме его веру, то ли изначально предвидел в этом человеке огромные возможности. В любом случае праотец полностью оправдал то доверие, которое оказал ему Бог. Причем, не просто оправдал, но и ответил еще большей верой – безусловной, горячей, трепетной. И эта самая вера, в итоге, позволила приблизить к осуществлению самую великую тайну истории – Воплощение Бога и Рождество Христа. Кто знает, на сколько веков отложилось бы это событие, если бы в далеком Междуречье на Божий призыв не ответил один-единственный человек – Авраам.

Авраам — отец народов

Но на Ханаанской земле все было не так уж благополучно: стоял страшный голод. Тяжелые времена Аврааму пришлось переживать в Египте. Жена Авраама Сарра была очень красивой женщиной, и он боялся за нее. Авраам знал, что египетский фараон может приказать убить его, чтобы забрать Сарру себе. Сарре пришлось притвориться сестрой своего мужа, чтобы они оставались в безопасности.

Случилось то, чего и боялся Авраам: пораженный красотой Сарры, фараон захотел взять ее в жены. Господь разгневался на фараона, его и его дом постигли тяжкие кары. Тогда фараон призвал к себе Авраама, чтобы спросить — почему тот не представил Сарру женой? Возмущенный фараон велел Аврааму, Сарре и Лоту со всеми слугами покинуть Египет.

Рождение Исаака и завет с Богом

Сара была бесплодна, поэтому она позволила мужу зачать ребёнка от служанки Агарь. У них родился мальчик, которого назвали Измаилом. Однако не он был обещанным Богом сыном. Господь вновь явился Авраму, торжественно подтвердил своё обещание и нарёк супругов Авраамом («отцом множества») и Саррой («царицей множества»). Таким образом Господь символически обозначил их новый духовный уровень и великое предназначение стать отцом и матерью всем верующим.

Обещание о рождении сына также было подтверждено Всевышним, когда Он явился Аврааму в обличии трёх странников. В христианстве этот эпизод рассматривается как одно из доказательств троичности Бога. Сарра скептически отнеслась к предсказанию о рождении сына. Однако вскоре она произвела на свет обещанного сына Исаака. Именно его потомки образуют богоизбранный еврейский народ. Измаил же стал родоначальником арабских племён.

Тесная связь между Творцом и преданным Ему Авраамом окончательно утвердилась в виде завета (договора) между ними. Всевышний пообещал пророку умножить и благословить его потомство. От Авраама и его рода требовалось соблюдать послушание Богу и хранить истинную веру. Бог также повелел Аврааму установить обряд обрезания. Оно стало символом договора между человеком и Творцом, признаком принадлежности к избранному народу. Исполнение обряда было одной из Божьих заповедей до дарования Моисею Закона (10 заповедей) на горе Синай.

Авраам пережил Сарру, которой на момент смерти было 127 лет. Позднее он снова женился. Новая жена Хеттура родила Аврааму множество сыновей, от которых пошли различные арабские племена. Пророк скончался в возрасте 175 лет и был погребён в одной пещере с Саррой.

Интересные факты об Аврааме

Авраам (др.-евр. אַבְרָהָם, Avrȃhȃ́m, др.-греч. Ἀβραάμ, лат. Abraham, араб. إبراهيم‎, Ibrāhīm) — библейский персонаж. Родоначальник многих народов (Быт. 17:4). Духовный предок всех верующих авраамических религий. Первый из трёх Библейских патриархов, живших после всемирного потопа. Сын Фарра из колена Евера (Эвера), правнука Сима (Шема), первого сына Ноя.

Личные имена Аврам и Авраам впервые встречаются в датируемых 3—2 тысячелетиями до н. э. месопотамских клинописных табличках, египетских текстах, а также в текстах, найденных в сирийской Эбле.

Имя матери Авраама в Пятикнижии не упоминается.

Гостеприимством являлось неотъемлемой частью жизни израильтян. Мужчины на Востоке верили, что гости посылаются Богом. Поэтому позаботиться о хорошем приеме считалось священной обязанностью.

Когда Авраам принимал троих необычных путников, его энтузиазм был проявлением восточного гостеприимства (Бытие 18: 2-7).

Мы обычно считаем гостями друзей или знакомых. А на Востоке гостей разделяли на три группы: друзья, путники и враги.

В Новом Завете Авраам наряду с Моисеем наиболее часто упоминаемый ветхозаветный праведник. Сарра, жена Авраама, занимает первое место среди женщин — ее имя упоминается в Библии 56 раз.

Исаак, правильно звучащее как «Ицхак» (יצחק) произошло от глагола «Лицхок» — смеяться, так как в Бытие 17:17 написано: «И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся. «.

Зачем Бог поменял имя Аврам на Авраам? Дело в том, что в то время давались имена по значению, каждое имя что то значило. Когда у Аврама еще не было детей, Бог изменил его имя на Авраам, что значит «Отец множества». Чудом восстановив детородные функции престарелых Сарры и Авраама, Создатель сделал так, что значение имени Авраама стало соответствовать реальности.

Cредняя буква «а» или «hа» (ה) на иврите добавляется при конкретизации какого-либо слова, т.е. получается — отец конкретного народа — «ав hаам».


Почему Бог поменял имя жены Авраама с Сары на Сарру ?

► Аврам — отец высокий.
► Авраам — отец множества.
► Сара — госпожа.
► Сарра — госпожа множества.

Сарра — стала «матерью народов» а Авраам — «отцом многих народов». Изменилось предназначение людей — изменились их имена.

Авраам, первоначальное имя которого было Аврам (אַבְרָם), родился в шумерском городе Ур. Улица с жилыми домами в Уре. Вид после раскопок.

Аврам и Лот были настолько богаты скотом, серебром и золотом, что их имуществу не хватало места. Поэтому, чтобы между их пастухами не было раздоров, они разделились. Лот отправился на восток — в Иорданские окрестности, — а Аврам стал жить в земле Ханаанской.

Во времена Авраама, было принято взвешивать драгоценные камни для покупки или продажи (Монет еще не было). При покупке Во время сделки драгоценный металл взвешивался на точных весах. К примеру, когда Авраам покупал участок земли для погребения своей любимой жены, Сарры, он отвесил оговоренное количество серебра (Бытие 23:14—16).


Как и у большинства народов Древнего мира, в своём развитии система товарно-денежных отношений евреев прошла несколько этапов:

► Деньги — это скот: И взял Авраам мелкого и крупного скота и дал Авимелеху, и они оба заключили союз. Быт. 21:27
► Деньги — это скот и драгоценные металлы (золото и серебро), чья ценность определяется на вес. «И отвесил ему семь сиклей серебра и десять сребренников; и записал в книгу и запечатал её, и пригласил к тому свидетелей и отвесил серебро на весах Иер. 32:9—11

► Деньги — это драгоценные металлы в слитках и/или кольцах стандартного веса: » И двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей…Нав. 7:20—21

► Деньги — это слитки золота или серебра со специальным клеймом.
► Наконец, деньги — это стандартная монета: И купил часть поля, на котором раскинул шатёр свой, у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монетБыт. 33:19

Монета — металлический слиток определённой (как правило, круглой) формы, стандартного веса и однородного состава с подтверждающим этот вес клеймом.

Самое раннее из изображений Авраама, найденное в одной из синагог 3 — 5 вв. н.э. Одет Авраам здесь по моде этих веков: здесь он более похож на римляна или грека.

В Коране Авраам выступает под именем Ибрахим, в его честь названа 14-я сура Корана.

Во времена Авраама Иерусалим назывался Салимом (евр. «шалеем» — невредимый, целый, мирный).

Согласно Корану сын Авраама (Ибрахима) — Исмаил был родоначальником арабского народа

Мамре и пещера Махпела найдена археологами, купленная Авраамом для погребения Сарры (Быт. 23 гл.).

Местность Мамре, где Авраам, а затем Исаак благоденствовали в тени дубрав, вообще никогда не исчезала. Она расположена в трех километрах к северу от Хеврона. Арабы называют ее Харам-Рамет-Эль-Халиль («Священная возвышенность друга Божьего», т. е. Авраама). Там издавна окружены культом дуб, колодец и жертвенник Авраама.

При археологических раскопках здесь обнаружили древний колодец и фундамент жертвенника, на котором впоследствии воздвигли христианский алтарь. Кроме того, в окрестных пещерах найдено множество человеческих останков, свидетельствующих о том, что в древние времена в Мамре находилось большое кладбище.

Морально — этическая сторона союза Бога с Авраамом получила более развернутую трактовку в последующих источниках. Личность Авраама и его испытания — в особенности жертвоприношение Исаака — послужили сюжетом для множества произведений литературы и искусства как в сфере еврейских, так и в сфере христианских и мусульманских культурных традиций.

Православная церковь почитает Авраама в лике праведных и совершает его память дважды в год: 9 октября (по Юлианскому календарю) вместе с его племянником Лотом и в «Неделю праотцев» во второе воскресение перед Рождеством Христовым.

В библейские времена в знак скорби, стыда или раскаяния люди садились в пепел или посыпали себя им (Эсф 4:1—3; Иер 6:26; 2См 13:19).
Еще пепел также служил символом чего-либо незначительного или не имеющего никакой ценности. Так, Авраам в беседе с Богом назвал себя «прахом и пеплом» (Бытие 18:27)

У него было восемь сыновей: наложница Агарь родила ему Измаила, Сарра – Исаака, а Хеттура, на которой Авраам женился после смерти Сарры, родила ему еще шестерых сыновей.

Земля Ханаанская — это земля нынешней Палестины, названная по имени потомков Хама Ханааном. Слово «Харран» переводится как «остановка». Именно в Харране умирает Фарра, отец Аврама.


Как в древности переносили огонь?

В БЫТИИ 22:6 говорится, что, перед тем как отправиться в путь, чтобы принести жертву Богу, Авраам «взял дрова для всесожжения, положил их на своего сына Исаака, взял в руки огонь и большой нож, и они пошли».

В Библии не уточняется, как именно в то время добывали огонь. В комментарии к вышеприведенному отрывку один ученый написал, что огонь «вряд ли удалось бы поддерживать на протяжении всего долгого пути», который прошли Авраам и Исаак. Значит, в этом стихе речь, возможно, идет о каком-то приспособлении для разжигания огня.

Однако, по мнению других ученых, в древности добыть огонь было не так-то просто. Гораздо легче было взять горящие угли у соседей. Поэтому ряд исследователей считает, что Авраам взял с собой какой-то сосуд (возможно, горшок с цепью), в котором были либо тлеющие угли, оставшиеся от ночного костра, либо раскаленный каменный уголь (Ис. 30:14). С помощью таких углей и сухой древесины можно было разжечь огонь в любой момент.

БОГ АВРААМА (впоследствии именуемый «Богом Авраама, Исаака и Иакова»).

В Библии упомянуты всего 4 колодца Авраама, которые были восстановлены его сыном, Исааком. Их названия: Есек, Ситна, Рехофов и Шива.

В «Бытие» рассказано, что жена Авраама Сара не могла иметь детей. Она согласилась, чтобы Авраам взял себе вторую жену, которая могла бы родить ему сына — служанку-египтянку по имени Агарь. Подобная практика подтверждается многими текстами, найденными археологами.

Таблички Нузи, которые были найдены в древних хурритских раскопках в современном Ираке, датируются второй половиной XV века до н.э. Эти тексты упоминают о том, что бесплодная жена могла предоставить мужу рабыню, чтобы та родила ему сына.

В «Кодексе Хаммурапи» рассказывается о том, что подобное было общепринятым обычаем.

Среди четырех библейских городов Израиля (Сихем (Шхем), Вефиль (Бэт-Эль), Иерусалим, Хеврон), сохранившихся до сего дня, Хеврон – самый древний. Патриарх Авраам выбрал именно Хеврон – Кирьят-Арбу, в качестве первого места для поселения на территории Святой Земли. Именно в Хевроне он купил первый земельный надел – пещеру Махпела для погребения своей жены Сарры (Быт. 23:8-17). В этой пещере Авраам завещал похоронить и себя.

В иудаизме Пещера Праотцев (где похоронен Авраам) это второе по святости место (после Храмовой горы), также почитается христианами и мусульманами.

Читать еще:  Преподобный Серафим Саровский
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector