0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Благовещение и фрески Джотто

Благовещение и фрески Джотто

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Слушайте рассказ богослова и историка Тимофея Китниса о Благовещении в живописи Джотто.

— Здравствуйте, это радио «Фома». 7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Он характерен не только для Восточной Церкви, но и для Западной, его любят не только в России, но и в Западной Европе тоже. И в западноевропейской живописи есть масса тому подтверждений. Вот, например, в итальянском городе Падуя находится особая часовня, которую называют капелла Скровеньи, в которой можно увидеть потрясающие по красоте фрески. Вся эта часовня посвящена Пресвятой Богородице. И она была освящена в праздник Благовещения. Расписывал эту часовню Джотто, великий мастер. Почему именно он? Кто такие Скровеньи? И почему все это связано с Благовещением – об этом попытаемся поговорить. У нас на связи по скайпу Тимофей Китнис, историк, богослов. Здравствуйте.Часовня Скровеньи в Падуе: история создания и особенности.

— Насколько я знаю, часовню Скровеньи освятили в 1305 году на Благовещение. Почему именно с этим праздником все связали?

— Дело в том, что у этой истории очень интересное начало. Эта капелла посвящена одному из очень известных ростовщиков, Реджинальдо Скровеньи. Он был отец того человека, который построил капеллу, — Энрико Скровеньи. Ростовщичество было тяжким грехом. Но многие, тем не менее, им занимались. Таковы были представления на XII, XIII, начало XIV века. Давать деньги в рост считалось очень большим грехом. И хотя люди этим занимались, они это переживали как грех. Великий Данте даже поместил Реджинальдо Скровеньи в седьмой круг ада в своей «Божественной комедии» – настолько это был известный ростовщик. И вот его сын Энрико Скровеньи решает совершить акт покаяния. Это не случайно происходит именно в начале XIV века. Дело в том, что в 1300 году Римский папа объявляет юбилейный год. Это означает, что все те люди, которые искренне хотят покаяться, прийти ко Христу, обязательно получат прощение грехов. Именно в этот период Энрико Скровеньи и задумал построить капеллу, которую решил посвятить Благовещению.

Фрагмент фрески Джотто «Благовещение»

-Почему именно Благовещению?

– Дело в том, что этот праздник что в западной, что в восточной традиции не зря называется началом нашего спасения. Начиная с Иринея Лионского Сама Матерь Божия называется «Новой Евой». То есть тем человеком, с которого начинается наше спасение. Несколько позже Блаженный Иероним скажет: как от ветхозаветной Евы пришла к человечеству смерть, так от «Новой Евы», Пресвятой Богородицы, приходит к человеку спасение, воплощается Спаситель. Вот на чем базируется сюжетная, богословская линия этой капеллы.

— И праздник Благовещения считается особым для этой капеллы. Что происходило там в этот день?

— Сам Энрико Скровеньи действительно переживал свою жизнь и жизнь своего отца как глубоко греховную. Но благодаря этому празднику, Благовещению, даже такие грешники как он и его отец могли получить спасение. Поэтому он так особым образом этот праздник и почитал. Часовня Скровеньи была устроена именно для частного пользования, частной молитвы. Но один раз в году она была открыта для всеобщего посещения. Это было именно в праздник Благовещения. Вот таким образом и Джотто, и Скровеньи этот праздник почтили.

— А можно вопрос, связанный с фресками, которые внутри этой часовни? Честно говоря, я там была и обратила внимание, что фресок очень много, причем огромное количество сюжетов посвящено различным эпизодам из жизни Пресвятой Богородицы. И тут возникает вопрос. Для христиан главным источником информации о тех событиях является Евангелие, Священное Писание. Но в Священном Писании сказано о Богородице буквально несколько слов. О Ее детстве, о родителях нет никакого упоминания. Откуда у Джотто такие подробности? Например, одна фреска посвящена тому, как отца Пресвятой Богородицы изгоняют из храма. У них была бесплодная семья, а по иудейскому закону, если в семье нет детей, то Господь, значит, эту семью не благословил. Откуда у Джотто знание о таких вещах?

— Ко времени Джотто, XIII – началу XIV века, уже была довольно сформировавшаяся традиция, Предание, которое рассказывало о детстве Пресвятой Богородицы, о Ее Рождении, о том, как Она выросла. Это Предание имело два источника. Первый – протоевангелие Иакова, которое специалисты датируют серединой II века. Это апокрифический текст, он не был включен в канон Евангельских книг. Но вместе с тем его использовали как источник, как Предание, освященное давней традицией, где довольно подробно рассказывалось о детстве Пресвятой Богородицы, о том, как проходило Ее воспитание и как Она жила до того момента, пока не получила от Архангела Гавриила радостную весть, что именно от Нее родится Спаситель мира.

Второй источник – так называемая «золотая легенда», которая была написана в 1260 году. Ее автор – Иаков Ворагинский. Надо сказать, что она очень пестрая, в ней очень много фантастического. Но, тем не менее, этим текстом пользовались, в том числе, в западном искусстве – в живописи, литературе – как источником вдохновения. И там нашла свое отражение история, изложенная в протоевангелии Иакова. Вот два этих источника и вдохновляли Джотто, когда он стал расписывать капеллу Скровеньи.

Кстати, сюжеты для капеллы выбирал один очень известный в то время богослов – Альтеградо де Катанеи, он также изображен на фресках – вместе с Энрико Скровеньи. Вообще, то, что мы наблюдаем в этой капелле, — это, можно сказать, прорыв. И в живописи, и в богословии.

— А почему прорыв? Что там такого принципиально нового, чего не было до Джотто?

— К примеру, в этой капелле возникает портретная живопись. Портрет Энрико Скровеньи – это по сути первый портрет, который нашел свое отражение в средневековой живописи.

— А как же так? Энрико Скровеньи и упомянутый богослов изображены в этой капелле среди святых людей. Есть сонм святых, Пресвятая Богородица, Архангел Гавриил… И есть два вот этих вполне себе смертных человека. Отец одного из них даже помещен Данте в седьмой круг ада. То есть папа в аду, а сын – в капелле Джотто среди святых. Как все это возможно?

— Но там есть один интересный момент. Сам Энрико Скровеньи изображен в лиловых одеждах. Лиловый – это цвет покаяния. То есть он изображен там в качестве кающегося грешника. Богослов же помогает ему. Если сам Энрико просто дал деньги на часовню, призвал Джотто, уже известного к тому времени мастера, то богослов помогал ему преподнести этот дар Пресвятой Богородице. Именно в таком аспекте он там и был изображен. Наверное, это отчасти его извиняет.

— Так что же там было нового?

– Да все. Джотто ужалось создать принципиально иной тип живописного мышления. Именно там рождается тип стенного панно. То есть появляется последовательное, осмысленное, четко спланированное изображение сюжетов на фресках. Именно в капелле Скровеньи получает наиболее гармоничное развитие и другая тенденция. Надо сказать, что для средневекового искусства был присущ последовательный теоцентризм. То есть Господь – в центре всего: в центре познания, в центре мышления… И это правильно. Но очень часто при этом личность человека как бы отодвигалась на второй план. И Джотто не зря называют отцом проторенессанса. Он почувствовал те тенденции, которые будут характерны именно для раннего ренессанса, когда человеческая воля, человеческое участие, человеческая личность так же важны для искусства и для Бога. Именно поэтому в творчестве Джотто, в творчестве раннего ренессанса была найдена очень удачная точка, когда божественная мысль, одухотворенность сочетается с очень ярким человеческим присутствием. Даже сами краски, которыми изображаются люди, имеют очень интересное название. С латыни оно переводится как плотские краски, телесный цвет появляется. Карнация – даже такой термин вводится в искусстве.

Читать еще:  "МОЯ ПОЛИТИКА - ВЕРА В СПАСЕНИЕ ДУШ"

Кроме того, он очень много находок делал. К примеру, чтобы расширить пространство – капелла сама по себе была небольших размеров, Джотто впервые применяет так называемую иллюзорную архитектурную декорацию.

— А что это значит?

— Он таким образом расписывает и распределяет пространство, что возникает ощущение, что там – мраморный барьльеф.

— Точно! Он же там «рисует» колонны!

— Да, и за счет этого получается объемное пространство. То есть он там впервые начинает этим заниматься. То, что потом получит такое развитие у Леонардо да Винчи, Рафаэля, — все это заложено именно там, в часовне Скровеньи. И конечно, она во всех смыслах, и с точки зрения богословия тоже, — одно из ярчайших произведений средневекового искусства.

3 сцена: Благовещение Святой Анне, или Явление ангела Святой Анне

Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-1306)

Сцены из жизни Иоакима и Анны

Фреска Благовещение Святой Анне, или Явление ангела Святой Анне, впечатляет не столько содержание композиции, как техника исполнения. Джотто мастерски изобразил трехмерное внутреннее пространство комнаты Св. Анны в небольшом сельском домике. Спокойное течение жизни, выражаемое написанной с реалистической силой фигурой пряхи, внезапно нарушает ангел, появляющийся в высоком окне комнаты и своею вестью вносящий тревогу и беспокойство в мирное жилище. Анна похожая на настоящую римскую героиню, спокойно выслушивает ангельскую весть, и именно эта трактовка придает традиционной теме новый смысл — Джотто призывает следовать велениям Бога.

Дом Святой Анны достаточно символически обозначен, обрел ясность, очевидность и наивысшую чистоту воплощения. Пространственная глубина явно тесна для фигур, подчеркивается реальная плотность и конкретность конструкции. Комната Святой Анны чудесно написана не только с точки зрения пространственной глубины, которую она передает, но и в плане характеристики домашней бытовой среды, параллель к которой можно найти в некоторых фресках Ассизи. Предметность выражена в более мягкой и сочной живописной манере. В каморке под лестницей изображена служанка, прядущая шерсть; реальность ее присутствия поразительна прежде всего благодаря передаче одежды, складки которой натянуты движением левого колена Джотто передал положение фигур точно и реалистично, что было нехарактерно для изобразительного искусства Италии Дученто.

«А жена его Анна плакала плачем и рыданием рыдала, говоря: оплачу мое вдовство, оплачу мою бездетность. Но вот настал великий день Господень, и сказала ей Юдифь, служанка ее: До каких пор будешь ты терзать душу свою? Ведь настал великий день Господень, и нельзя тебе плакать. Возьми головную повязку, которую мне дала госпожа за работу: не подобает мне носить ее, ибо я слуга, а повязка несет знак царственности, Анна ответила: отойди от меня, не буду я этого делать: Господь унизил меня. Не соблазнитель ли внушил тебе прийти, чтобы и я совершила грех вместе с тобою? И ответила Юдифь: Зачем я буду тебя уговаривать? Господь закрыл твое лоно, чтобы у тебя не было потомства в Израиле. И огорчилась очень Анна, но сняла свои одежды, украсила свою голову, надела одежды брачные и пошла в сад, гуляя около девятого часа, и увидела лавр, и села под ним и начала молиться Господу, говоря: Бог моих отцов, благослови меня и внемли молитве моей, как благословил ты Сарру и дал ей сына Исаака.

. и стала плакать, говоря: Горе мне, кто породил меня? Какое лоно произвело меня на свет? Ибо я стала проклятием у сынов Израиля, и с осмеянием меня отторгли от храма. Горе мне, кому я подобна? Не подобна я птицам небесным, ибо и птицы небесные имеют потомство у тебя, Господи. Не подобна я и тварям бессловесным, ибо и твари бессловесные имеют потомство у тебя. Господи. Не подобна я и водам этим, ибо и воды приносят плоды у тебя. Господи. Горе мне, кому подобна я? Не подобна я и земле, ибо земля приносит по поре плоды и благословляет тебя, Господи.

И тогда предстал пред ней ангел Господень и сказал: Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире. И Анна сказала: Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь»

Протоевангелие от Иакова (История Иакова о рождении Марии).

На фреске “Благовещение святой Анне” героиня получает благую весть от ангела. Уже немолодая женщина сможет зачать и родить девочку. Будущую святую Марию.

Впервые люди Средневековья увидели стареющее лицо. Настоящее. До этого святые кому за 50 изображались схематично, без особых признаков старости. Джотто тем самым приближается к правдивости жизни. Отходя от иконнописной символичности.

Слева: неизвестный сербский мастер. Икона “Святая Анна с младенцем Марией”. 14 век. Загорский музей-заповедник, г. Сергиев-Посад, Россия. Справа: Джотто. Святая Анна.

Джотто первым преодолел плоскостность фигур. Он придаёт своим героям объём и вес. Чего вы не увидите у его предшественников.

Посмотрите на фигуру служанки, которая прядёт под лестницей. Это уже изображение живого человека. Мы видим ее объемность. Одно колено женщина отодвинула в сторону. А складки одежды вторят этому движению.

Это необычайно реалистично. Сравните ее хотя бы со святой Марией на иконе Гвидо да Сиена. Насколько ее складки символичны. Насколько фигура святой плоская. Хотя эти работы отделяет друг от друга всего пара десятилетий.

Слева: Джотто. Благовещение святой Анне. Фрагмент. Справа: Гвидо да Сиена (итальянский мастер). Поклонение волхвов. 1275-1280 гг. Альтенбург, Музей Линденау, Германия

Ещё один интересный момент. Герои изображены в интерьере. Мы видим бытовые подробности их жизни. Полка, сундук, скамья. До Джотто в интерьере людей не изображали. А ведь это делает изображение ещё более реалистичным.

Фрески Джотто в Капелле дель Арена в Падуе

Жизнь Богоматери. Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот

Росписи были заказаны вскоре после открытия церкви и закончены около 1305 г., спустя 2 года работы Джотто. Художнику приходилось работать в спешке, и с этим связано, в частности, несовершенство фрески «Страшный суд», которую он во многом предоставил заботам своих учеников. Под вопросом также точное авторство цикла Аллегорий Пороков и Добродетелей. Руку подмастерьев находят и во многих второстепенных персонажах основных циклов. Всего росписями покрыто более 900 кв. м. стен. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода.

Жизнь Богоматери. Введение во храм

Как отмечал в начале XX века художественный критик Павел Муратов, работа Джотто в капелле «дошла до нашего времени в хорошем состоянии, её почти вовсе не коснулась опасная заботливость реставраторов. Ничто не умаляет важности и драгоценности этого источника жизни всего итальянского искусства».

Фотография капеллы дель Арена

Создавая фрески, Джотто руководствовался как Евангелиями, так и апокрифическими текстами (в особенности «Золотой легендой» и протоевангелием Иакова «История Иакова о рождении Марии»). Это позволило ему весьма разнообразить сюжетный набор. (В выборе сюжетов Джотто помогал богослов Альтеградо де Катанеи — художник изобразил его держащим на плече макет капеллы в сцене преподнесения его Богоматери).

Жизнь Богоматери. Изгнание Иоакима из храма

Художник решает тему в виде ряда драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места. Благодаря простоте ситуаций и выразительности жестов ему удается передать задуманные эпизоды. Каждая отдельная фреска капеллы, несмотря на полную согласованность всего живописного убранства, является отдельным законченным произведением. Характерная черта композиции — энергичное построение объёмов и пространства, отказ от подробной передачи предметов материального мира, обобщения — условные скалистые горы, здания. Джотто покончил с боязнью пустоты, характерной для искусства средневековья.

Читать еще:  Сергий Радонежский - почему он?

Жизнь Богоматери. Иоаким среди пастухов

Мастер устанавливает чёткую пропорцию между живописными пространствами, следуя перспективным решениям треченто, предваряющим перспективу Ренессанса. Строгая упорядоченность расположения пространственных планов организует всю ритмику интерьера и неторопливый, размеренный темп повествования. В фресках, расположенных справа от центральной оси продольных стен капеллы, художник сдвинул перспективную точку немного левее, расположенных слева — правее. Таким образом Джотто подчинил общую композицию центральной точке зрения, одновременно он согласовал фрески с естественным освещением, источником которого является окно на западной стороне часовни.

Жизнь Богоматери. Благовестие Св.Анне — матери Богородицы

Используемый колорит — светлый и праздничный. Основную ноту задает глубокий лазурный цвет, который применяется в качестве фона.

Жизнь Богоматери. Жертвоприношение Иоакима

Новые стилистические приёмы: вместо чётких профилей — мягкие, непрерывные линии, светлые тона карнации. Для передачи выразительности взгляда используется коричневое затемнение вокруг глаз. Для изображения молчаливого присутствия какого-либо персонажа часто используется обратный ракурс. Четко и реалистично, с пониманием анатомии человеческого тела, прорисованы складки. Фигуры становятся массивными, тяжеловесными, «плотскими». Лица персонажей фресок зачастую ярко индивидуализированы. Герои решительно отличаются от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства. Композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах, а не на идеях или каноне.

Жизнь Богоматери. Сон Иоакима

«Сегодня эти росписи с их плотными, коренасты­ми фигурами и скупыми пейзажными фонами могут показаться архаичными в своей наивной повествовательности, но тогда, на рубеже средне­вековья и нового времени, это было смелым новаторством. Джотто разрушил иконописную застылость фигур, он заставил их двигаться, жестикулировать, выражать свою страсть, горечь, гнев и восторг» (М.В. Алпатов).

Жизнь Богоматери. Рождество Девы Марии

Стоит отметить новизну другого использованного Джотто приёма — иллюзорную архитектурную декорацию, и цикл Аллегории Добродетелей и Пороков, выполненный монохромно, как если бы это были мраморные барельефы. Подобное решение в будущем ляжет в основу особого жанра фресковой декорации, который будет иметь большой успех в эпоху кватроченто и чинквеченто, хотя в случае капеллы Скровеньи оно было вызвано её теснотой и необходимостью Джотто создавать архитектурные обманки для расширения пространства.

Жизнь Богоматери. Приношение ветвей в храм

Жизнь Богоматери. Молитва об избраннике

Жизнь Богоматери. Обручение Девы Марии

Жизнь Богоматери. Праздничная процессия

Жизнь Богоматери. Бог посылает архг.Гавриила к Деве Марии

Жизнь Богоматери. Бог посылает архг. Гавриила к Деве Марии. Деталь

Жизнь Богоматери. Бог посылает архг. Гавриила к Деве Марии. Деталь

Жизнь Богоматери. Благовещение. Архангел Гавриил

Благовещение. Архангел Гавриил

Жизнь Богоматери. Благовещение. Дева Мария

Благовещение. Дева Мария

Встреча Марии и Елизаветы

Жизнь Христа. Рождество

Жизнь Христа. Рождество Христово. Деталь

Жизнь Христа. Поклонение волхвов

Жизнь Христа. Поклонение волхвов. Деталь

Жизнь Христа. Принесение о храм (Сретение)

Жизнь Христа. Бегство в Египет

Жизнь Христа. Избиение вифлеемских младенцев

Жизнь Христа. отрок Христос среди израильских учителей

Жизнь Христа. Крещение Господне

Жизнь Христа. Брак в Кане Галилейской

Жизнь Христа. Воскрешение Лазаря

Жизнь Христа. Вход Господень в Иерусалим

Жизнь Христа. Вход Господень в Иерусалим. Деталь (Иисус Христос)

Жизнь Христа. Вход Господень в Иерусалим. Деталь (отрок на дереве)

Жизнь Христа. Изгнание торгующих из храма

Жизнь Христа. Иуда получает 30 сребреников от фарисеев

Жизнь Христа. Тайная вечеря

Жизнь Христа. Омовение ног учеников

Жизнь Христа. Поцелуй Иуды

Жизнь Христа. Иисус перед Каиафой

Жизнь Христа. Бичевание

Жизнь Христа. Бичевание. Деталь

Жизнь Христа. Несение креста

Жизнь Христа. Распятие.

Жизнь Христа. Распятие

Жизнь Христа. Оплакивание

Часть стены с фресками

Христос и Мария Магдалина (Воскресение)

Христос и Мария Магдалина. Деталь

Жизнь Христа. Вознесение Господне

Деталь. Ангел сворачивает небо в свиток

Деталь. Второй ангел сворачивает небо в свиток

Благовещение и фрески Джотто

А Created using Figma

Vector Created using Figma Перемотка Created using Figma

Книги Created using Figma С Created using Figma Component 3 Created using Figma Ok Created using Figma Ok Created using Figma Ok Закрыть Created using Figma Закрыть Created using Figma Rectangle Created using Figma

Group Created using Figma

Vector Created using Figma Vector Created using Figma ��� ������� Created using Figma Eye 2 Created using Figma facebook Created using Figma Vector Created using Figma Rectangle Created using Figma facebook Created using Figma Group Created using Figma

Rectangle Created using Figma

Rectangle Created using Figma

На полный экран Created using Figma

google Created using Figma

И Created using Figma Идея Created using Figma Vector Created using Figma

Стрелка Created using Figma Group Created using Figma

Login Created using Figma logo_black Created using Figma

Logout Created using Figma

Mail.ru Created using Figma Маркер юнита Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Развернуть лекцию Created using Figma

Громкость (выкл) Created using Figma Стрелка Created using Figma odnoklassniki Created using Figma Ð Created using Figma

Пауза Created using Figma Пауза Created using Figma

Rectangle Created using Figma Rectangle Created using Figma Плей Created using Figma

Доп эпизоды Created using Figma

Vector Created using Figma Vector Created using Figma

rss Created using Figma Свернуть экран Created using Figma Component Created using Figma Стрелка Created using Figma Шэринг Created using Figma

Громкость Created using Figma

Скорость проигрывания Created using Figma

telegram Created using Figma

twitter Created using Figma

Created using Figma

И Created using Figma

vk Created using Figma vk Created using Figma Я Created using Figma

Яндекс Created using Figma youtube Created using Figma

Благовещение и фрески Джотто

Джотто ди Бондоне / Giotto di Bondone (1266/76-1337)

Капелла Скровеньи / Капелла дель Арена (итал. Cappella degli Scrovegni)

Правый верхний ярус посвящён истории Иоакима, отца Девы Марии. Он состоит из следующих изображений:

1. Изгнание бездетного Иоакима из храма
2. Иоаким присоединяется к пастухам
3. Благовещение святой Анне
4. Жертвоприношение Иоакима
5. Сон Иоакима
6. Встреча у Золотых Ворот

Левый верхний ярус — следует за ним хронологически, это история девы Марии:

7. Рождество Богородицы
8. Введение во храм
9. Церемония посохов
10. Моление о чуде посохов
11. Бракосочетание Марии
12. Свадебная процессия

Арка пресбитерия с росписями на триумфальной арке перед абсидой продолжает историю Марии:

13. Архангел Гавриил получает поручение отправиться к деве Марии
14. Фигура архангела Гавриила из Благовещения
15. Фигура девы Марии из

Благовещения — находится по другую сторону проема, напротив Гавриила
16. Встреча Марии и Елизаветы
Второй ярус справа начинает историю Иисуса Христа, рассказывая о его детстве:

17. Рождество Христово
18. Поклонение волхвов
19. Сретение
20. Бегство в Египет
21. Избиение младенцев

Второй ярус слева рассказывает уже о взрослых годах Иисуса:

22. Христос среди учителей
23. Крещение
24. Брак в Кане Галилейской
25. Воскрешение Лазаря
26. Вход в Иерусалим
27. Изгнание торгующих из храма

Арка пресбитерия включает ещё одно изображение:

28: Предательство Иуды — встреча предателя с первосвященниками находится напротив встречи Марии и Елизаветы (как противопоставление)

Третий ярус справа сосредотачивается на Страстях Господних:

29. Тайная вечеря
30. Омовение ног
31. Поцелуй Иуды и арест Иисуса
32. Христос перед Каифой
33. Бичевание Христа

Третий ярус слева продолжает их:

34. Крестный путь
35. Распятие
36. Погребение
37. Воскресение (Noli me tangere)
38. Вознесение
39. Сошествие Святого Духа

Читать еще:  Рождественские свечи своими руками от "Фомы"

Нижний ярус (цокольный) высотой около трёх метров изображает цикл из 14 Аллегорий Добродетелей и Пороков, составляющих фундамент человеческой земной жизни:

40. Благоразумие (Prudentia) 47. Глупость (Stultitia)
41. Крепость (Fortitudo) 48. Непостоянство (Inconstantia)
42. Умеренность (Temperantia) 49. Гнев (Ira)
43. Справедливость (Justitia) 50. Несправедливость (Injustitia)
44. Вера (Fides) 51. Неверность (Infidelitas)
45. Любовь (Caritas) 52. Зависть (Invidia)
46. Надежда (Spes) 53. Отчаяние (Desperatio)

На западной стене один сюжет
54. Страшный суд.

АртЛикБез запись закреплена

Капелла Скровеньи (Капелла дель Арена) (итал. Cappella degli Scrovegni) — небольшая церковь в Падуе, область Венеция, Италия, прославившаяся благодаря фресковому циклу работы Джотто.
Scrovegni Chapel (Italian: Cappella degli Scrovegni) посвящена Богоматери и её официальным названием было церковь Святой Марии Милосердной (итал. Santa Maria della Carità).
Показать полностью. Она была заложена в 1300 г., объявленном папой Римским юбилейным, и освящена в день Благовещения в 1303 г., который остался её главным праздником в последующие годы.
Прозвание капелла дель Арена или Скровеньи она получила, так как её построили на землях «Арена ди Падова», принадлежавших Энрико Скровеньи, и с использованием в качестве фундамента остатков древнеримского театра.

Стены капеллы по 29,26 метров в длину, 12,80 метров в ширину и 8,48 метров в высоту.

Цикл проторенессансных фресок капеллы Скровеньи не только является ключевой работой Джотто, но и входит в число главных произведений западного искусства. Ему удалось создать новый тип живописного мышления. Решения, найденные Джотто в этой работе, активно использовались мастерами последующих поколений. Был создан тип стенного панно, который с этого времени станет главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи Возрождения.
Росписи были заказаны вскоре после открытия церкви и закончены около 1305 г., спустя 2 года работы Джотто. Художнику приходилось работать в спешке, и с этим связано, в частности, несовершенство фрески «Страшный суд», которую он во многом предоставил заботам своих учеников. Под вопросом также точное авторство цикла Аллегорий Пороков и Добродетелей.
Руку подмастерьев находят и во многих второстепенных персонажах основных циклов. Всего росписями покрыто более 900 кв. м. стен. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода.
Как отмечал в начале XX века художественный критик Павел Муратов, работа Джотто в капелле «дошла до нашего времени в хорошем состоянии, её почти вовсе не коснулась опасная заботливость реставраторов. Ничто не умаляет важности и драгоценности этого источника жизни всего итальянского искусства».

Создавая фрески, Джотто руководствовался как Евангелиями, так и апокрифическими текстами (в особенности «Золотой легендой» и протоевангелием Иакова «История Иакова о рождении Марии»). Это позволило ему весьма разнообразить сюжетный набор. (В выборе сюжетов Джотто помогал богослов Альтеградо де Катанеи — художник изобразил его держащим на плече макет капеллы в сцене преподнесения его Богоматери).

Художник решает тему в виде ряда драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места. Благодаря простоте ситуаций и выразительности жестов ему удается передать задуманные эпизоды. Каждая отдельная фреска капеллы, несмотря на полную согласованность всего живописного убранства, является отдельным законченным произведением. Характерная черта композиции — энергичное построение объёмов и пространства, отказ от подробной передачи предметов материального мира, обобщения — условные скалистые горы, здания. Джотто покончил с боязнью пустоты, характерной для искусства средневековья.

Мастер устанавливает чёткую пропорцию между живописными пространствами, следуя перспективным решениям треченто, предваряющим перспективу Ренессанса. Строгая упорядоченность расположения пространственных планов организует всю ритмику интерьера и неторопливый, размеренный темп повествования. Во фресках, расположенных справа от центральной оси продольных стен капеллы, художник сдвинул перспективную точку немного левее, расположенных слева — правее. Таким образом Джотто подчинил общую композицию центральной точке зрения, одновременно он согласовал фрески с естественным освещением, источником которого является окно на западной стороне часовни.

Используемый колорит — светлый и праздничный. Основную ноту задает глубокий лазурный цвет, который применяется в качестве фона.

Новые стилистические приёмы: вместо чётких профилей — мягкие, непрерывные линии, светлые тона карнации. Для передачи выразительности взгляда используется коричневое затемнение вокруг глаз. Для изображения молчаливого присутствия какого-либо персонажа часто используется обратный ракурс. Четко и реалистично, с пониманием анатомии человеческого тела, прорисованы складки. Фигуры становятся массивными, тяжеловесными, «плотскими». Лица персонажей фресок зачастую ярко индивидуализированы. Герои решительно отличаются от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства. Композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах, а не на идеях или каноне.

«Сегодня эти росписи с их плотными, коренастыми фигурами и скупыми пейзажными фонами могут показаться архаичными в своей наивной повествовательности, но тогда, на рубеже средневековья и нового времени, это было смелым новаторством. Джотто разрушил иконописную застылость фигур, он заставил их двигаться, жестикулировать, выражать свою страсть, горечь, гнев и восторг. (М.В. Алпатов)»
Стоит отметить новизну другого использованного Джотто приёма — иллюзорную архитектурную декорацию, и цикл Аллегории Добродетелей и Пороков, выполненный монохромно, как если бы это были мраморные барельефы. Подобное решение в будущем ляжет в основу особого жанра фресковой декорации, который будет иметь большой успех в эпоху кватроченто и чинквеченто, хотя в случае капеллы Скровеньи оно было вызвано её теснотой и необходимостью Джотто создавать архитектурные обманки для расширения пространства.
Архитектором церкви стал фра Джованни[5] или же сам Джотто. Строитель выбрал самый простой вариант в плане — прямоугольник размером 20×9 м с одним нефом и алтарной апсидой. Здание перекрыто коробовым сводом, высота потолка 13 м. На фасаде — трехчастное готическое окно. С правой стороны, выходившей на улицу, шесть окон. Левая сторона, примыкавшая к дому Скровеньи — глухая.

Очевидно, здание изначально планировалось под росписи — все стены гладкие, тут нет ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер.

Дальнейшая судьба капеллы
После окончания росписей Джотто в 1305 г. церковь была освящена второй раз и окончательно открыта. Церемония была пышной — для большей торжественности Скровеньи 16 марта 1305 года взял напрокат ткани и ковры из венецианской церкви Сан Марко. Роспись оставшейся апсиды выполнена в 1310-х гг. учениками Джотто из Романьи. Мраморный алтарь работы скульптора Джованни Пизано, другого лидирующего мастера той эпохи, украшают два ангела с подсвечниками и мадонна с младенцем.
Хотя церковь предназначалась для семейного пользования, тем не менее, её открывали для публики в дни праздника Благовещения. Она привлекала очень большое количество восхищенной публики, что даже служило причиной жалоб соседних монахов-эремитов на отток посетителей и упреков роду Скровеньи в суетности и тщеславии.
О судьбе здания в последующие века известно мало. В XIX веке оно чуть было не была уничтожено из-за своих новых владельцев: ими был разрушен украшавший её входной портик и было снесено примыкающее палаццо Энрико Скровеньи. Это обнажило фасад и оставило левую сторону церкви без надежной опоры. Наконец, в 1881 г. храм отошел к городскому муниципалитету, который предпринял серьёзные шаги по спасению церкви и фресок, состояние которых серьёзно ухудшились. Последние значительные восстановительные работы в капелле длились около семи лет и завершились в 2002 году. Во время них фрески были тщательно очищены от копоти и нагара и отреставрированы.

Информация из Википедии.

Искусствоведы причисляют это живописное изображение к числу первых портретов в западноевропейской живописи. Он предшествует даже портрету Иоанна Доброго. Дополнительная тонкость — фигура донатора Скровеньи выполнена в тех же пропорциях, что и сакральные фигуры, которым он предстоит, без какого-либо иератического соподчинения с уменьшением его в масштабах. Исследователи отмечают особое внимание, которое художник уделил образу донатора: пятнадцать блаженных за спиной Скровеньи написаны за один рабочий день, исполнение портрета Энрико заняло четыре.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector