0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Избранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской

Избранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской. Архимандрит Дамаскин (Орловский)

Артикул: 0M-6625

Избранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской XX века — это сборник самых ярких и назидательных житий, написанных игуменом Дамаскиным (Орловским), сокращенных и адаптированных им для широкого круга читателей журнала «Фома».

В сборнике публикуются документы и фотографии из фондов Государственного архива Российской Федерации, архивов Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» и Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь.

На авантитуле и оборотах шмуцтитулов помещены стихиры из «Минеи общей новомучеником и исповедником Российским».

В. Легойда. Сознательно избрать добро – 5

1918
Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский. 25 января / 7 февраля. Кормчий – 11
Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский. 7/20 июня. Вынашивать разбитую в народе веру – 18
Священномученик Гермоген (Долганев), епископ Тобольский. 16/29 июня. Моя политика — вера в спасение душ – 26
Священномученик Михаил Накаряков. 22 июля / 4 августа. Отец и сын – 34
Священномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский. 27 июля / 9 августа. Когда можно за Него пострадать – 41
Священномученик Платон Горных. 27 июля / 9 августа. Расстрелять на страх другим – 48
Мученик Николай Варжанский. 23 августа / 5 сентября. Под красным полотнищем – 54
Священномученик Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский. Преподобномученица Серафима (Сулимова), игумения Ферапонтова монастыря. 2/15 сентября. На смерть — как на брачный пир – 62
Священномученик Константин Голубев. 19 сентября / 2 октября. Миссионер – 70
Священномученики Александр Смирнов и Феодор Ремизов. 1/14 ноября. Навстречу Христу – 77

1919
Священномученик Платон (Кульбуш), епископ Ревельский. 1/14 января. Новогодняя ночь перед расстрелом – 83
Священномученик Митрофан (Краснопольский), архиепископ Астраханский. 23 июня / 6 июля. Я не оставлю паствы своей – 89

1921
Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский. 4/17 февраля. Крест вонзили прямо в рану – 99

1922
Священномученик Павел Светозаров. 27 апреля / 10 мая. Шуйское дело – 107
Священномученик Василий Соколов. 13/26 мая. Из сокровищниц сердца своего – 116
Преподобномученик Макарий (Телегин). 13/26 мая. Так говорил святой – 122
Священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский. 31 июля /13 августа. Счастливый страдалец – 131

1929
Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский. 25 января / 7 февраля. Как хотел бы я открыть свое сердце – 141
Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. 15/28 декабря. Иларион — значит «веселый» – 146

1930
Священномученик Николай Восторгов. 19 января /1 февраля. Человек бездельный – 157
Священномученик Василий (Зеленцов), епископ Прилукский. 25 января / 7 февраля. Мне позорно защищать себя – 164
Священномученик Алексий Кротенков. 5/18 апреля. Умру, но из храма не выйду – 172
Священномученик Иоанн Стеблин-Каменский. 20 июля / 2 августа. Что такое счастье? – 178
Преподобномученик Кирилл (Вязников). 20 июля / 2 августа. Платава: расстрелянное село – 183

1931
Священномученик Владимир Введенский. 21 марта / 3 апреля. Пункт назначения — «Голгофа» – 191
Священномученик Николай Симо. 5/18 апреля. Пастырь добрый и скромный – 198
Преподобномученик Макарий (Моржов). 28 мая /10 июня. Буду терпеть один – 204
Преподобноисповедник Никон (Беляев). 25 июня / 8 июля. Немного похоже на рай – 211
Преподобномученик Серафим (Тьевар). 23 ноября / 6 декабря. И сердце жить изнемогло – 216
Преподобномученица Мария (Лелянова). 4/17 апреля. Утешающая – 225
Священномученик Вениамин (Воскресенский), епископ Романовский. 22 сентября / 5 октября. Распятие продолжается – 231

1933
Священноисповедник Николай Лебедев. 19 августа / 1 сентября. Среди простого народа – 241

1934
Священномученик Иоанн Бойков. 6/19 апреля. Фотография и горстка писем – 249
Священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский. 19 апреля / 2 мая. Почаще вспоминай о правде – 255

1936
Преподобноисповедник Агапит (Таубе). 5/18 июля. «Слишком ученый» монах – 261
Блаженная исповедница Матрона Анемнясевская. 16/29 июля. Слепой поводырь для зрячих – 268

1937
Священномученик Виктор Усов. 8/21 января. Цена простого слова – 277
Священноисповедник Василий Малахов. 11/24 марта. Я сам подписал себе ордер – 283
Священноисповедник Роман Медведь. 26 августа / 8 сентября. Предпочитаю разделение свободных — единению рабов – 290
Священномученик Василий Максимов. 10/23 сентября. В сентябре 1937-го – 297
Мученица Татиана Гримблит. 10/23 сентября. За все всех благодарю – 305
Священномученик Амфилохий (Скворцов), епископ Красноярский. 18 сентября / 1 октября. Калмыцкий миссионер – 309
Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий. 27 сентября / 10 октября. Ответственность долга сознаю – 316
Священномученик Петр Пушкинский. 30 сентября /13 октября. Подвижник на прицеле – 321
Священномученик Тихон и исповедница Хиония Архангельские. 4/17 октября. Мое оружие — крест и молитва – 328
Преподобномученик Неофит (Осипов). 21 октября / 3 ноября. В «очень хорошем» аду – 333
Священномученик Сергий Кедров. 3/16 ноября. Фаустовский молитвенник – 340
Священномученик Парфений (Брянских), епископ Ананьевский. 9/22 ноября. Четыре ареста епископа Парфения – 346
Священномученик Павел Ансимов. 9/22 ноября. «Живое пособие» – 353
Священномученик Августин (Беляев), архиепископ Калужский. 10/23 ноября. «Его вы больше не увидите!» – 360
Священномученик Сергий Знаменский. 14/27 ноября. Говорят, христианство отжило – 367
Священномученик Михаил Богородицкий. 24 ноября / 7 декабря. И я всем, всем прощаю – 375
Священномученик Николай (Добронравов), архиепископ Владимирский. 27 ноября /10 декабря. Лубянка, ночь, подвал, архиепископ – 382
Преподобномученик Никон (Беляев). 27 ноября /10 декабря. Волки бродят кругом – 389
Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. 18/31 декабря. Драгоценный сосуд смирения – 395
Священномученик Николай Кобранов. 18/31 декабря. Я готов умереть и не хочу на волю – 400

1938
Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский. 1/14 января. Кабинет следователя и Царство Божие – 409
Мученик Михаил Новоселов. 8/21 января. Спешите делать добро – 416
Священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский. 10/23 января. 62% страдания – 420
Священномученик Николай Красовский. 18/31 января. Другой – 426
Мученик Иоанн Попов. 26 января / 8 февраля. Монах в светском звании – 430
Священномученик Димитрий Кедроливанский. 4/17 февраля. По дороге на фабрику смерти – 437
Священномученик Николай Розов. 20 февраля / 5 марта. Пробуждавший от пьяного сна – 442
Священномученик Николай Дмитров. 23 февраля / 8 марта. Семь лет в предчувствии ареста – 448
Священномученик Иоанн (Пашин), епископ Рыльский. 26 февраля /11 марта. Бригада лесорубов: три епископа и протоиерей – 453
Преподобномученица Анна (Благовещенская). 26 февраля /11 марта. Тайный «монастырь» – 459
Священномученик Сергий Лебедев. 9/22 марта. Тайная радость веры – 463
Священномученик Михаил Околович. 13/26 марта. Я пока еще жив – 469
Мученица Нина Кузнецова. 1/14 мая. Блаженная – 475
Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. 19 мая / 1 июня. Не много прожито, но много пережито – 480
Священномученик Александр Парусников. 14/27 июня. Обо мне не плачь – 488
Священномученик Уар (Шмарин), епископ Липецкий. 10/23 сентября. За меня не мстите – 494

1941
Священноисповедник Александр Орлов. 14/27 апреля. Постелите мне на коврике – 503
Священномученик Николай Беневоленский. 3/16 мая. Звуки молитвы в Таганской тюрьме – 508

1942
Священномученик Сергий Мечев. 24 декабря / 6 января. Солдат, фельдшер, священник – 517
Священномученик Феодор Недосекин. 17/30 апреля. Выбор одного учителя – 524
Мученики Никита Сухарев и Димитрий Волков. 21 июня / 4 июля. Община – 531
Священномученик Димитрий Казанский. 4/17 июля. Преданный Богу. Преданный своими – 537
Священномученик Николай Понгильский. 24 июля / 6 августа. «Комсомольцы не умываются» – 542
Священномученик Димитрий Касаткин. 15/28 октября. Голодная смерть в Кулойлаге – 547

1943
Священномученик Сергий Скворцов. 12/25 марта. Узник Безымянлага – 555
Священномученик Иаков Бойков. 6/19 апреля. Сана с себя никогда не сниму – 561
Священномученик Николай Тохтуев. 4/17 мая. Благодарность гонителям – 568
Преподобномученик Феодор (Богоявленский). 6/19 июля. Вземшийся за орало – 575

1948
Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский). 23 марта / 5 апреля. Молиться без конца – 583

1957
Преподобноисповедник Рафаил (Шейченко). 6/19 июня. «Без креста — нет венца» – 589

1961
Преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин). 14/27 января. Монах в одеждах странника – 599

1966
Преподобноисповедник Севастиан (Фомин). 6/19 апреля. Вторая родина – 611

1972
Преподобноисповедник Леонтий (Стасевич). 28 января /10 февраля. Пасха в выгребной яме – 621

Кабинет следователя и Царство Божие

В Новый год часто вспоминают мученика Вонифатия, главным образом, в предположении, что можно от греховной и разгульной жизни сразу приступить к венцу мученическому и спастись.

Однако Вонифатий, не будучи на тот момент христианином и ведя разгульную жизнь, принял мученичество, будучи убежден в истинности христианской веры чудом Божиим, проявившимся перед ним в страданиях мучеников, когда сила Божия, даровав им нечувствительность к боли, сделала их свидетелями о Христе.

В ХХ веке перед оказавшимся в заточении исповедником по преимуществу не было подобных чудес, а была всего лишь глухая казенная стена следовательского кабинета. И нужно было ко дню испытаний много потрудиться, чтобы собрать в душу тепло благодати, дабы иметь надежду через глухую стену увидеть Царствие Божие. К этому следовало готовиться годами, как делал это архиепископ Александр (Трапицын).

Священномученик Александр родился в 1862 году в благочестивой семье диакона Иоанна Трапицына в селе Волме Вятской губернии. Первоначальное образование он получил в Вятском духовном училище, среднее — в Вятской духовной семинарии, высшее — в Казанской духовной академии, и в 1889 году был рукоположен во священника в Всехсвятской церкви города Вятки.

В 1891 году в России разразился голод. Как и многие пастыри в это время, отец Александр живо откликнулся на народное бедствие, призывая людей помочь тем, кто попал в беду и лишился средств к пропитанию. Во время богослужения в вятском кафедральном соборе он обратился к прихожанам с просьбой принять участие в помощи голодающим, напоминая о христианском понимании случающихся с человеком несчастий. «Божиим попущением многие местности нашего Отечества, бывшие прежде хлебородными, пострадали от неурожая хлеба, — сказал он. — Это бедствие — крест Божий, ниспосланный нам во вразумление и наказание наше за грехи. Забвение Бога, неверие, погоня за наживой, благами и удовольствиями мира сего, самолюбие, своекорыстие — обычные наши страсти и пороки, низводящие нас на степень человека-язычника. Ниспосланный нам свыше крест. побуждает нас глубже проникнуть в наше душевное состояние, раскрыть перед нашим сознанием наши духовные язвы, приложить старание об их уврачевании и об умилостивлении прогневанной нашими прегрешениями правды Божией добрыми и богоугодными делами. »

Поясняя, что в тот момент являлось богоугодным делом, он призвал прихожан: «Совершите, братие, святое дело сострадания бедствующим братьям: помогите им в тяжелой нужде. Не отклоняйте руки, простираемой к вам за подаянием, слагайте лепты свои в обносимые пред вами кружки, посылайте ваши жертвы, чем кто может. »

В 1900 году отец Александр был пострижен в монашество и в 1901 году назначен ректором Калужской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита, а в 1904 году — хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. В 1907 году он был назначен епископом Юрьевским, первым викарием Владимирской епархии, а в 1912-м — епископом Вологодским.

Архипастырское служение епископ Александр начал с объезда монастырей и приходов, почти каждый день совершая богослужения. Деятельно участвуя во всех религиозных мероприятиях епархии, он глубоко переживал угасание у христиан ревности к духовной жизни, их теплохладность, от чего расстраивалась жизнь приходов. В селах храмы еще имели постоянных прихожан, а в городских приходах постоянных прихожан уже почти не было. Благотворительность хотя и не была оставлена вовсе, но в ней деятельно участвовала лишь небольшая часть прихожан.

«Не так было в старину, — писал владыка, обращаясь к вологодской пастве. — Прежде любили свои храмы. Чем иначе объясните вы само обилие храмов в нашем городе? Населения было несравненно меньше, приходы были малочисленнее, а между тем — смотрите, какие величественные храмы созидались и богато украшались. Поддержать созданное нашими благочестивыми предками церковное благолепие мы едва в состоянии».

Читать еще:  Жизнь Кирилла и Мефодия

После революции 1917 года начались гонения на Русскую Православную Церковь от пришедших к власти большевиков, и епископ Александр почти сразу же испытал их тяжесть. 17 апреля 1919 года по распоряжению властей специально созданная для этой цели комиссия вскрыла раку с мощами преподобного Феодосия Тотемского. Вскрытие раки вызвало бурю протестов среди православных жителей города, и епископ направил властям письмо, требуя прекратить кощунства. Те отказались удовлетворить просьбу, вместо ответа поместив в газетах циничную статью председателя губернского исполкома.

В ответ епископ направил председателю второе письмо, в котором писал: «Очень рад, что своим. письмом. на мое к Вам обращение с просьбой о прекращении выставления обнаженных останков преподобного Феодосия Тотемского в удовлетворение праздного любопытства толпы Вы даете мне повод изложить истинный взгляд Церкви на святые мощи.

Наша Православная Церковь никогда не смотрела на мощи святых угодников Божиих как на непременно и совершенно целые нетленные тела, ибо это было бы не согласно со словом Божиим, по которому только один Богочеловек наш Иисус Христос не увидел тления. все же люди, в силу определения Божия «земля еси, и в землю отъидеши», должны подвергаться и подвергаются тлению. Церковь же под мощами разумеет вообще останки святых.

Святой Иоанн Златоуст в своих речах о мощах святых многократно называет их костями: «Могут и гробы мучеников иметь великую силу, как и кости мучеников имеют великую мощь. «».

Уездные власти, опасаясь волнений среди населения, обратились за помощью к губернским властям, чтобы те разрешили увезти мощи преподобного Феодосия в вологодский музей. Такое разрешение было получено, и ночью мощи были тайно перевезены в Вологду.

В 1923 году власти арестовали епископа Александра, приговорив к шести месяцам принудительных работ в концлагере. По возвращении из заключения он получил назначение на кафедру в Симбирск.

В 1928 году епископ Александр был возведен в сан архиепископа и назначен на Самарскую кафедру. В начале 1930-х годов власти Самарской области закрыли многие храмы и произвели массовые аресты среди духовенства, и архиепископ, видя, что дело может дойти до того, что будет арестовано все духовенство епархии и некому будет совершать таинства, стал рукополагать священников из среды благочестивых мирян, советуя некоторым устроить домовые церкви.

Летом 1933 года власти арестовали архиепископа Александра, обвинив его в том, что «он являлся руководителем контрреволюционной группы церковников, вел проповедническую работу в антисоветском духе», а также беседовал с некоторыми из прихожан о принятии ими сана священника. 29 октября 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трем годам ссылки на Урал. Вернувшись из ссылки, он поселился в Симбирске. В 1936 году он переехал в Самару, где по благословению правящего епископа Самарской епархии служил в Петропавловском храме.

В 1937 году гонения на Русскую Православную Церковь усилились, и почти все духовенство Самары было арестовано. 30 ноября 1937 года был арестован и архиепископ Александр. Ему было в то время семьдесят пять лет. Свободных мест в следственной тюрьме уже не осталось, и подследственных отправляли в бараки ближайшего исправительно-трудового лагеря.

Архиепископа обвинили в участии в подпольной контрреволюционной организации, в том, что он объединил в городе всех бывших без места священников, главным образом, вернувшихся из ссылок, используя положение этих, как он говорил, страдальцев за веру, «для антисоветской повстанческой и контрреволюционной фашистской агитации». Следователь, оказывая на заключенного психологический нажим, зачитал ему выдержки из показаний лжесвидетелей. Выслушав, архипастырь отверг и показания лжесвидетелей, и ложные обвинения.

21 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила архиепископа Александра к расстрелу. Он был расстрелян 14 января 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.

Священномученик Александр (Трапицын)

Кабинет следователя и Царство Божие
14 января — память священномученика Александра (Трапицына)
Игумен Дамаскин (Орловский)
Журнал «Фома» | № 1 (129) январь 2014

Говоря о наступлении нового года, часто вспоминают мученика Вонифатия, главным образом, в предположении, что можно от греховной и разгульной жизни сразу приступить к венцу мученическому и спастись. Однако Вонифатий, не будучи на тот момент христианином и ведя разгульную жизнь, принял мученичество, будучи убежден в истинности христианской веры чудом Божиим, проявившимся перед ним в страданиях мучеников, когда сила Божия, даровав им нечувствительность к боли, сделала их свидетелями о Христе. В ХХ веке перед оказавшимся в заточении исповедником по преимуществу не было подобных чудес, а была всего лишь глухая казенная стена следовательского кабинета. И нужно было ко дню испытаний много потрудиться, чтобы собрать в душу тепло благодати, дабы иметь надежду через глухую стену увидеть Царствие Божие. К этому следовало готовиться годами, как делал это архиепископ Александр (Трапицын).

Священномученик Александр родился в 1862 году в благочестивой семье диакона Иоанна Трапицына в селе Волме Вятской губернии. Первоначальное образование он получил в Вятском духовном училище, среднее — в Вятской духовной семинарии, высшее — в Казанской духовной академии, и в 1889 году был рукоположен во священника к Всехсвятской церкви города Вятки.

В 1891 году в России разразился голод. Как и многие пастыри в это время, отец Александр живо откликнулся на народное бедствие, призывая людей помочь тем, кто попал в беду и лишился средств к пропитанию. Во время богослужения в вятском кафедральном соборе он обратился к прихожанам с просьбой принять участие в помощи голодающим, напоминая о христианском понимании случающихся с человеком несчастий. «Божиим попущением многие местности нашего Отечества, бывшие прежде хлебородными, пострадали от неурожая хлеба, — сказал он. — Это бедствие — крест Божий, ниспосланный нам во вразумление и наказание наше за грехи. Забвение Бога, неверие, погоня за наживой, благами и удовольствиями мира сего, самолюбие, своекорыстие — обычные наши страсти и пороки, низводящие нас на степень человека-язычника. Ниспосланный нам свыше крест… побуждает нас глубже проникнуть в наше душевное состояние, раскрыть перед нашим сознанием наши духовные язвы, приложить старание об их уврачевании и об умилостивлении прогневанной нашими прегрешениями правды Божией добрыми и богоугодными делами…»

Поясняя, что в тот момент являлось богоугодным делом, он призвал прихожан: «Совершите, братие, святое дело сострадания бедствующим братьям: помогите им в тяжелой нужде. Не отклоняйте руки, простираемой к вам за подаянием, слагайте лепты свои в обносимые пред вами кружки, посылайте ваши жертвы, чем кто может…»
В 1900 году отец Александр был пострижен в монашество и в 1901 году назначен ректором Калужской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита, а в 1904 году — хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. В 1907 году он был назначен епископом Юрьевским, первым викарием Владимирской епархии, а в 1912-м — епископом Вологодским.

Архипастырское служение епископ Александр начал с объезда монастырей и приходов, почти каждый день совершая богослужения. Деятельно участвуя во всех религиозных мероприятиях епархии, он глубоко переживал угасание у христиан ревности к духовной жизни, их теплохладность, от чего расстраивалась жизнь приходов. В селах храмы еще имели постоянных прихожан, а в городских приходах постоянных прихожан уже почти не было. Благотворительность хотя и не была оставлена вовсе, но в ней деятельно участвовала лишь небольшая часть прихожан.

«Не так было в старину, — писал владыка, обращаясь к вологодской пастве. — Прежде любили свои храмы. Чем иначе объясните вы само обилие храмов в нашем городе? Населения было несравненно меньше, приходы были малочисленнее, а между тем — смотрите, какие величественные храмы созидались и богато украшались. Поддержать созданное нашими благочестивыми предками церковное благолепие мы едва в состоянии».

После революции 1917 года начались гонения на Русскую Православную Церковь от пришедших к власти большевиков, и епископ Александр почти сразу же испытал их тяжесть. 17 апреля 1919 года по распоряжению властей специально созданная для этой цели комиссия вскрыла раку с мощами преподобного Феодосия Тотемского. Вскрытие раки вызвало бурю протестов среди православных жителей города, и епископ направил властям письмо, требуя прекратить кощунства. Те отказались удовлетворить просьбу, вместо ответа поместив в газетах циничную статью председателя губернского исполкома.

В ответ епископ направил председателю второе письмо, в котором писал: «Очень рад, что своим… письмом… на мое к Вам обращение с просьбой о прекращении выставления обнаженных останков преподобного Феодосия Тотемского в удовлетворение праздного любопытства толпы Вы даете мне повод изложить истинный взгляд Церкви на святые мощи.

Наша Православная Церковь никогда не смотрела на мощи святых угодников Божиих как на непременно и совершенно целые нетленные тела, ибо это было бы не согласно со словом Божиим, по которому только один Богочеловек наш Иисус Христос не увидел тления… все же люди, в силу определения Божия „земля еси, и в землю отъидеши“, должны подвергаться и подвергаются тлению… Церковь же под мощами разумеет вообще останки святых…

Святой Иоанн Златоуст в своих речах о мощах святых многократно называет их костями: „Могут и гробы мучеников иметь великую силу, как и кости мучеников имеют великую мощь…“».

Уездные власти, опасаясь волнений среди населения, обратились за помощью к губернским властям, чтобы те разрешили увезти мощи преподобного Феодосия в вологодский музей. Такое разрешение было получено, и ночью мощи были тайно перевезены в Вологду.

В 1923 году власти арестовали епископа Александра, приговорив к шести месяцам принудительных работ в концлагере. По возвращении из заключения он получил назначение на кафедру в Симбирск.

В 1928 году епископ Александр был возведен в сан архиепископа и назначен на Самарскую кафедру. В начале 1930-х годов власти Самарской области закрыли многие храмы и произвели массовые аресты среди духовенства, и архиепископ, видя, что дело может дойти до того, что будет арестовано все духовенство епархии и некому будет совершать таинства, стал рукополагать священников из среды благочестивых мирян, советуя некоторым устроить домовые церкви.

Летом 1933 года власти арестовали архиепископа Александра, обвинив его в том, что «он являлся руководителем контрреволюционной группы церковников, вел проповедническую работу в антисоветском духе», а также беседовал с некоторыми из прихожан о принятии ими сана священника. 29 октября 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трем годам ссылки на Урал. Вернувшись из ссылки, он поселился в Симбирске. В 1936 году он переехал в Самару, где по благословению правящего епископа Самарской епархии служил в Петропавловском храме.

В 1937 году гонения на Русскую Православную Церковь усилились, и почти все духовенство Самары было арестовано. 30 ноября 1937 года был арестован и архиепископ Александр. Ему было в то время семьдесят пять лет. Свободных мест в следственной тюрьме уже не осталось, и подследственных отправляли в бараки ближайшего исправительно-трудового лагеря.

Архиепископа обвинили в участии в подпольной контрреволюционной организации, в том, что он объединил в городе всех бывших без места священников, главным образом, вернувшихся из ссылок, используя положение этих, как он говорил, страдальцев за веру, «для антисоветской повстанческой и контрреволюционной фашистской агитации». Следователь, оказывая на заключенного психологический нажим, зачитал ему выдержки из показаний лжесвидетелей. Выслушав, архипастырь отверг и показания лжесвидетелей, и ложные обвинения.

21 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила архиепископа Александра к расстрелу. Он был расстрелян 14 января 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.

Полный текст жития священномученика Александра (Трапицына) опубликован в книге: «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь». Тверь. 2005.
Для желающих приобрести книги: тел.: 8 (916) 032 84 71, e-mail: marinagrad@rambler.ru

Читать еще:  Сретение Господне 2021

Фотографии, иконы и житие священномученика Александра (Трапицына) на сайте Регионального Общественного Фонда «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

Следователь Швецова, «Царство Железняка» и Николай Каклюгин

Всё, что происходит с врачом-наркологом Николаем Каклюгиным, когда-то кончится. Для заказчиков, организаторов, исполнителей его ареста и травли всё это кончится тем, что они поменяются местами с Николаем.

В зале суда в Ростове-на-Дону 12 февраля, когда шло внезапно объявленное заседание по делу Николая Каклюгина, был слышен какой-то истеричный смех. Казалось, что провокационное «дело Николая Каклюгина» дошло до такого напряжения, что с кем-то случился нервный срыв, припадок. Мы слушали аудиозапись. Оказалось, что страшно смеялась следователь, которая постоянно куда-то теряет документы Николая, не может отыскать переданные от него заявления. Само поведение следователя Швецовой, которая ведет выдуманное дело Николая Каклюгина, вызывает большие сомнения в ее профессиональной пригодности. Постоянная потеря документов, неадекватный смех во время судебного заседания, полное игнорирование тяжелого состояния здоровья Николая и вызов на допросы в связи с выдуманным обвинением… Может ли быть следователь Швецова допущена к выполнению своих служебных обязанностей? Следователь, как свидетельствует адвокат Николая Каклюгина, ведёт дело с грубейшими нарушениями законодательства. С таким подходом, да ещё при таком вызывающем смехе во время процесса, за которым следит вся страна, Швецова вряд ли должна трудиться там, где она сегодня трудится. Однако, как бы там ни было, она прилагает все свои знания и умения, чтобы отправить Николая из СИЗО в тюрьму. Дело свое она делает весело, с огоньком. Но от чего же такой смех? Над чем смеялась в суде подполковник Швецова? Уж не над статьей ли помощника Президента Владислава Юрьевича Суркова? Ну, а что? Владислав Юрьевич смешно пишет. Как он там про «глубинный народ» загнул? Народ уже неделю обсуждает, понять никак не может, зачем Владислав Юрьевич всё это написал. Но, может быть, следователь поняла? Скорее всего, поняла. Чего не понять-то? Ей всё понятно. Арестанты – это и есть глубинный народ. Это тот самый народ, который глубоко упрятан.

Времена-то какие на дворе наступают! Посмотрите, то одному патриоту России «статью шьют», то другому, то третьему. «Да, мы вас всех глубоко упрячем! Надолго!» — вполне вероятно, что именно так и поняла намек Владислава Юрьевича простая следователь из Ростовской области. А, может быть, верно она это поняла? Как будто власть в лице Суркова озадачена, что что-то надо делать с народом нашим глубинным. Судя по тому, что власть никак не реагирует на ситуацию с Николаем Каклюгиным, перспективы «глубинному народу» готовятся весьма суровые.

Стоит ли говорить, что из официальных инстанций, в которые были отправлены официальные письма, пришли совершенно бессодержательные ответы? Из аппарата Верховного Суда вообще возвратили наше обращение, сопроводив длинным текстом со ссылками на законодательство. А ведь могли бы, в крайнем случае, переправить письмо в другой орган государственной власти, как-то отреагировать. Почему такое бездействие, халатное отношение к делу?

Кадровый кризис ломает нашу государственность. И не только государственность, но и церковность.

В Московскую Патриархию безрезультатно обращались не только мы, но и сам Николай Каклюгин. Он отправлял письмо на имя Патриарха. Просил помощи у Святейшего. Просил помощи человек, который по навету злому сидит в СИЗО, имея не малые заслуги перед Церковью. Верой и правдой Отечеству служил. Со злом наркоманским боролся, Русь от сектантов злобных защищал, Церкви помогал.

Николаю пришел ответ, но ни от самого Святейшества, а за подписью священника А. Алексеева из Синодального отдела по тюремному служению. Священник Алексеев так прямо и сказал, мол, Патриарх ни в какие-такие дела не вмешивается. Вся суть письма в одной фразе: «Должны сказать Вам, что Предстоятель Русской Православной Церкви даже в виде исключения не может выходить за рамки правового поля и не уполномочен вмешиваться в судебные тяжбы и разбирательства, связанные с экономическими, политическими и другими преступлениями, а также оказывать влияние на решения сотрудников государственных, общественных и иных учреждений, не входящих в подчинение Московского Патриархата Русской Православной Церкви»…

И тут сам собой, как топор, вопрос в воздухе повисает: «А ты, дорогой батюшка, Московский Патриархат Русской Православной Церкви с Синедрионом не перепутал?»

Но ведь действительно, у одних – всё по букве закона. А у других – по любви христианской. Вот ты, добрый батюшка, воззовёшь ко Христу: «Господи, помоги! Погибаю! Ни за что оклеветан, в кутузке сижу, убивают меня! А я, Господи, ещё Тебе и ближнему своему послужить хочу! Помоги Господи!» А Господь тебе ответит: «Даже в виде исключения, дорогой священник А.Алексеев, не могу выходить за рамки правового поля и вмешиваться в судебные тяжбы и разбирательства…»

Видишь, батюшка, беда-то какая?! «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи» (Мф.23. 1:3)

Чем дальше люди интересуются ситуацией, связанной с незаконным арестом Николая Каклюгина, тем больше у них возникает вопросов не только к следователю Швецовой – маленькому исполнителю задач от больших заказчиков. Не только к функционерам из Патриархии. Много вопросов к представителям светской власти. Например, к депутату Госдумы Железняку, который курирует общественную организацию «Национальный антинаркотический союз» (НАС). НАС, как свидетельствуют документы и известные авторитетные эксперты, образован на базе неопятидесятнической секты «Царство Бога». При этом Национальный антинаркотический союз по своему происхождению является союзом антироссийским. Документы, фиксирующие подрывную и антироссийскую направленность НАС, изложены в фильме врача-нарколога, борца с наркоманией и сектантством Николая Каклюгина «Национальный антинаркотический союз — сектантская империя». Как только фильм вышел в эфир, Николая Каклюгина арестовали, обвинили в недоказанном и совершенно абсурдном преступлении — распространении наркотиков. Сейчас в Ростовском суде против Николая Каклюгина выступают весьма неадекватные свидетели, связанные с Национальным антинаркотическим союзом. И это еще ярче показывает, что дело «шито белыми нитками», а его исполнители выполняют хорошо оплачиваемый заказ. Ну кто ж будет бесплатно так рисковать?

Роль депутата Железняка в поддержке сектантской империи НАС в фильме Николая Каклюгина показана очень наглядно. И эта роль такова, что Железняку уже просто необходимо срочно подавать в отставку и бежать за границу. Как это сделал создатель НАС Лушников, скрывающийся, по сообщению EADaily (https://eadaily.com/ru/news/2018/12/28/pravoslavnye-svyashchenniki-prosyat-putina-pomoch-arestovannomu-vrachu-sektovedu), за рубежом. Там, «за кордоном», товарища депутата и матроса очевидно ждут бывшие работодатели. Напомним, что Железняк до прихода в Госдуму возглавлял российское подразделение американской медийно-рекламной империи магната Руперта Мердока. Компания находится в тесном переплетении со спецслужбами США.

В фильме, снятом Николаем Каклюгиным, показано, что организаторы Национального антинаркотического союза имеют контакты с украинским «кровавым пастором» Турчиновым и тесные связи с США – родиной пятидесятничества. В Штаты Лушников регулярно выезжал в поисках финансирования. Многое свидетельствует о том, что Национальный антинаркотический союз создан для обеспечения «майдана» в России. Но поскольку к деятельности НАС оказались прямо или косвенно причастны «очень большие люди», то, вероятно, силовикам не позволяют разобраться с этой структурой «по полной программе». В этом и вероятная причина того, что нет команды по освобождению Николая Каклюгина. Кто эти «большие люди»? От духовника патриарха, который проводил чаепития с Лушниковым и НАСовцами, до председателя правительства, фигурирующего на фото с тем же Лушниковым.

Но как же в этой ситуации быть тем, кто борется за освобождение Николая Каклюгина? Как быть самому Николаю и его родителям? Как быть всем, кто желает спасения нашей Родины? Молиться. Молиться и жить по христиански. Жить по правде и говорить правду. Ведь Бог и есть Правда и Истина. «Не в силе Бог, а в Правде».

Романов Игорь Анатольевич,

Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

Сообщить о нарушении продуктаИзбранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской

  • Описание
  • Отзывы (1)
  • О Игумен Дамаскин (Орловский)
  • Доставка и оплата

В. Легойда. Сознательно избрать добро – 5
_______
1918
Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский. 25 января / 7 февраля. Кормчий – 11
Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский. 7/20 июня. Вынашивать разбитую в народе веру – 18
Священномученик Гермоген (Долганев), епископ Тобольский. 16/29 июня. Моя политика — вера в спасение душ – 26
Священномученик Михаил Накаряков. 22 июля / 4 августа. Отец и сын – 34
Священномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский. 27 июля / 9 августа. Когда можно за Него пострадать – 41
Священномученик Платон Горных. 27 июля / 9 августа. Расстрелять на страх другим – 48
Мученик Николай Варжанский. 23 августа / 5 сентября. Под красным полотнищем – 54
Священномученик Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский. Преподобномученица Серафима (Сулимова), игумения Ферапонтова монастыря. 2/15 сентября. На смерть — как на брачный пир – 62
Священномученик Константин Голубев. 19 сентября / 2 октября. Миссионер – 70
Священномученики Александр Смирнов и Феодор Ремизов. 1/14 ноября. Навстречу Христу – 77
_______
1919
Священномученик Платон (Кульбуш), епископ Ревельский. 1/14 января. Новогодняя ночь перед расстрелом – 83
Священномученик Митрофан (Краснопольский), архиепископ Астраханский. 23 июня / 6 июля. Я не оставлю паствы своей – 89
_______
1921
Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский. 4/17 февраля. Крест вонзили прямо в рану – 99
_______
1922
Священномученик Павел Светозаров. 27 апреля / 10 мая. Шуйское дело – 107
Священномученик Василий Соколов. 13/26 мая. Из сокровищниц сердца своего – 116
Преподобномученик Макарий (Телегин). 13/26 мая. Так говорил святой – 122
Священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский. 31 июля /13 августа. Счастливый страдалец – 131
_______
1929
Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский. 25 января / 7 февраля. Как хотел бы я открыть свое сердце – 141
Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. 15/28 декабря. Иларион — значит «веселый» – 146
_______
1930
Священномученик Николай Восторгов. 19 января /1 февраля. Человек бездельный – 157
Священномученик Василий (Зеленцов), епископ Прилукский. 25 января / 7 февраля. Мне позорно защищать себя – 164
Священномученик Алексий Кротенков. 5/18 апреля. Умру, но из храма не выйду – 172
Священномученик Иоанн Стеблин-Каменский. 20 июля / 2 августа. Что такое счастье? – 178
Преподобномученик Кирилл (Вязников). 20 июля / 2 августа. Платава: расстрелянное село – 183
_______
1931
Священномученик Владимир Введенский. 21 марта / 3 апреля. Пункт назначения — «Голгофа» – 191
Священномученик Николай Симо. 5/18 апреля. Пастырь добрый и скромный – 198
Преподобномученик Макарий (Моржов). 28 мая /10 июня. Буду терпеть один – 204
Преподобноисповедник Никон (Беляев). 25 июня / 8 июля. Немного похоже на рай – 211
Преподобномученик Серафим (Тьевар). 23 ноября / 6 декабря. И сердце жить изнемогло – 216
Преподобномученица Мария (Лелянова). 4/17 апреля. Утешающая – 225
Священномученик Вениамин (Воскресенский), епископ Романовский. 22 сентября / 5 октября. Распятие продолжается – 231
_______
1933
Священноисповедник Николай Лебедев. 19 августа / 1 сентября. Среди простого народа – 241
_______
1934
Священномученик Иоанн Бойков. 6/19 апреля. Фотография и горстка писем – 249
Священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский. 19 апреля / 2 мая. Почаще вспоминай о правде – 255
_______
1936
Преподобноисповедник Агапит (Таубе). 5/18 июля. «Слишком ученый» монах – 261
Блаженная исповедница Матрона Анемнясевская. 16/29 июля. Слепой поводырь для зрячих – 268
_______
1937
Священномученик Виктор Усов. 8/21 января. Цена простого слова – 277
Священноисповедник Василий Малахов. 11/24 марта. Я сам подписал себе ордер – 283
Священноисповедник Роман Медведь. 26 августа / 8 сентября. Предпочитаю разделение свободных — единению рабов – 290
Священномученик Василий Максимов. 10/23 сентября. В сентябре 1937-го – 297
Мученица Татиана Гримблит. 10/23 сентября. За все всех благодарю – 305
Священномученик Амфилохий (Скворцов), епископ Красноярский. 18 сентября / 1 октября. Калмыцкий миссионер – 309
Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий. 27 сентября / 10 октября. Ответственность долга сознаю – 316
Священномученик Петр Пушкинский. 30 сентября /13 октября. Подвижник на прицеле – 321
Священномученик Тихон и исповедница Хиония Архангельские. 4/17 октября. Мое оружие — крест и молитва – 328
Преподобномученик Неофит (Осипов). 21 октября / 3 ноября. В «очень хорошем» аду – 333
Священномученик Сергий Кедров. 3/16 ноября. Фаустовский молитвенник – 340
Священномученик Парфений (Брянских), епископ Ананьевский. 9/22 ноября. Четыре ареста епископа Парфения – 346
Священномученик Павел Ансимов. 9/22 ноября. «Живое пособие» – 353
Священномученик Августин (Беляев), архиепископ Калужский. 10/23 ноября. «Его вы больше не увидите!» – 360
Священномученик Сергий Знаменский. 14/27 ноября. Говорят, христианство отжило – 367
Священномученик Михаил Богородицкий. 24 ноября / 7 декабря. И я всем, всем прощаю – 375
Священномученик Николай (Добронравов), архиепископ Владимирский. 27 ноября /10 декабря. Лубянка, ночь, подвал, архиепископ – 382
Преподобномученик Никон (Беляев). 27 ноября /10 декабря. Волки бродят кругом – 389
Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. 18/31 декабря. Драгоценный сосуд смирения – 395
Священномученик Николай Кобранов. 18/31 декабря. Я готов умереть и не хочу на волю – 400
_______
1938
Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский. 1/14 января. Кабинет следователя и Царство Божие – 409
Мученик Михаил Новоселов. 8/21 января. Спешите делать добро – 416
Священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский. 10/23 января. 62% страдания – 420
Священномученик Николай Красовский. 18/31 января. Другой – 426
Мученик Иоанн Попов. 26 января / 8 февраля. Монах в светском звании – 430
Священномученик Димитрий Кедроливанский. 4/17 февраля. По дороге на фабрику смерти – 437
Священномученик Николай Розов. 20 февраля / 5 марта. Пробуждавший от пьяного сна – 442
Священномученик Николай Дмитров. 23 февраля / 8 марта. Семь лет в предчувствии ареста – 448
Священномученик Иоанн (Пашин), епископ Рыльский. 26 февраля /11 марта. Бригада лесорубов: три епископа и протоиерей – 453
Преподобномученица Анна (Благовещенская). 26 февраля /11 марта. Тайный «монастырь» – 459
Священномученик Сергий Лебедев. 9/22 марта. Тайная радость веры – 463
Священномученик Михаил Околович. 13/26 марта. Я пока еще жив – 469
Мученица Нина Кузнецова. 1/14 мая. Блаженная – 475
Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. 19 мая / 1 июня. Не много прожито, но много пережито – 480
Священномученик Александр Парусников. 14/27 июня. Обо мне не плачь – 488
Священномученик Уар (Шмарин), епископ Липецкий. 10/23 сентября. За меня не мстите – 494
_______
1941
Священноисповедник Александр Орлов. 14/27 апреля. Постелите мне на коврике – 503
Священномученик Николай Беневоленский. 3/16 мая. Звуки молитвы в Таганской тюрьме – 508
_______
1942
Священномученик Сергий Мечев. 24 декабря / 6 января. Солдат, фельдшер, священник – 517
Священномученик Феодор Недосекин. 17/30 апреля. Выбор одного учителя – 524
Мученики Никита Сухарев и Димитрий Волков. 21 июня / 4 июля. Община – 531
Священномученик Димитрий Казанский. 4/17 июля. Преданный Богу. Преданный своими – 537
Священномученик Николай Понгильский. 24 июля / 6 августа. «Комсомольцы не умываются» – 542
Священномученик Димитрий Касаткин. 15/28 октября. Голодная смерть в Кулойлаге – 547
_______
1943
Священномученик Сергий Скворцов. 12/25 марта. Узник Безымянлага – 555
Священномученик Иаков Бойков. 6/19 апреля. Сана с себя никогда не сниму – 561
Священномученик Николай Тохтуев. 4/17 мая. Благодарность гонителям – 568
Преподобномученик Феодор (Богоявленский). 6/19 июля. Вземшийся за орало – 575
_______
1948
Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский). 23 марта / 5 апреля. Молиться без конца – 583
_______
1957
Преподобноисповедник Рафаил (Шейченко). 6/19 июня. «Без креста — нет венца» – 589
_______
1961
Преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин). 14/27 января. Монах в одеждах странника – 599
Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский. 29 мая /11 июня. Врач и служитель – 605
_______
1966
Преподобноисповедник Севастиан (Фомин). 6/19 апреля. Вторая родина – 611
_______
1972
Преподобноисповедник Леонтий (Стасевич). 28 января /10 февраля. Пасха в выгребной яме – 621
_______
Вместо заключения. На сем камне Я создам Церковь Мою. О Бутовском полигоне – 628
_______
Именной указатель мучеников и исповедников, жития которых помещены в книге – 635

Читать еще:  Святитель Иов, патриарх Московский

Избранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской. Архимандрит Дамаскин (Орловский)

Артикул: 0M-6625

Избранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской XX века — это сборник самых ярких и назидательных житий, написанных игуменом Дамаскиным (Орловским), сокращенных и адаптированных им для широкого круга читателей журнала «Фома».

В сборнике публикуются документы и фотографии из фондов Государственного архива Российской Федерации, архивов Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» и Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь.

На авантитуле и оборотах шмуцтитулов помещены стихиры из «Минеи общей новомучеником и исповедником Российским».

В. Легойда. Сознательно избрать добро – 5

1918
Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский. 25 января / 7 февраля. Кормчий – 11
Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский. 7/20 июня. Вынашивать разбитую в народе веру – 18
Священномученик Гермоген (Долганев), епископ Тобольский. 16/29 июня. Моя политика — вера в спасение душ – 26
Священномученик Михаил Накаряков. 22 июля / 4 августа. Отец и сын – 34
Священномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский. 27 июля / 9 августа. Когда можно за Него пострадать – 41
Священномученик Платон Горных. 27 июля / 9 августа. Расстрелять на страх другим – 48
Мученик Николай Варжанский. 23 августа / 5 сентября. Под красным полотнищем – 54
Священномученик Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский. Преподобномученица Серафима (Сулимова), игумения Ферапонтова монастыря. 2/15 сентября. На смерть — как на брачный пир – 62
Священномученик Константин Голубев. 19 сентября / 2 октября. Миссионер – 70
Священномученики Александр Смирнов и Феодор Ремизов. 1/14 ноября. Навстречу Христу – 77

1919
Священномученик Платон (Кульбуш), епископ Ревельский. 1/14 января. Новогодняя ночь перед расстрелом – 83
Священномученик Митрофан (Краснопольский), архиепископ Астраханский. 23 июня / 6 июля. Я не оставлю паствы своей – 89

1921
Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский. 4/17 февраля. Крест вонзили прямо в рану – 99

1922
Священномученик Павел Светозаров. 27 апреля / 10 мая. Шуйское дело – 107
Священномученик Василий Соколов. 13/26 мая. Из сокровищниц сердца своего – 116
Преподобномученик Макарий (Телегин). 13/26 мая. Так говорил святой – 122
Священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский. 31 июля /13 августа. Счастливый страдалец – 131

1929
Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский. 25 января / 7 февраля. Как хотел бы я открыть свое сердце – 141
Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. 15/28 декабря. Иларион — значит «веселый» – 146

1930
Священномученик Николай Восторгов. 19 января /1 февраля. Человек бездельный – 157
Священномученик Василий (Зеленцов), епископ Прилукский. 25 января / 7 февраля. Мне позорно защищать себя – 164
Священномученик Алексий Кротенков. 5/18 апреля. Умру, но из храма не выйду – 172
Священномученик Иоанн Стеблин-Каменский. 20 июля / 2 августа. Что такое счастье? – 178
Преподобномученик Кирилл (Вязников). 20 июля / 2 августа. Платава: расстрелянное село – 183

1931
Священномученик Владимир Введенский. 21 марта / 3 апреля. Пункт назначения — «Голгофа» – 191
Священномученик Николай Симо. 5/18 апреля. Пастырь добрый и скромный – 198
Преподобномученик Макарий (Моржов). 28 мая /10 июня. Буду терпеть один – 204
Преподобноисповедник Никон (Беляев). 25 июня / 8 июля. Немного похоже на рай – 211
Преподобномученик Серафим (Тьевар). 23 ноября / 6 декабря. И сердце жить изнемогло – 216
Преподобномученица Мария (Лелянова). 4/17 апреля. Утешающая – 225
Священномученик Вениамин (Воскресенский), епископ Романовский. 22 сентября / 5 октября. Распятие продолжается – 231

1933
Священноисповедник Николай Лебедев. 19 августа / 1 сентября. Среди простого народа – 241

1934
Священномученик Иоанн Бойков. 6/19 апреля. Фотография и горстка писем – 249
Священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский. 19 апреля / 2 мая. Почаще вспоминай о правде – 255

1936
Преподобноисповедник Агапит (Таубе). 5/18 июля. «Слишком ученый» монах – 261
Блаженная исповедница Матрона Анемнясевская. 16/29 июля. Слепой поводырь для зрячих – 268

1937
Священномученик Виктор Усов. 8/21 января. Цена простого слова – 277
Священноисповедник Василий Малахов. 11/24 марта. Я сам подписал себе ордер – 283
Священноисповедник Роман Медведь. 26 августа / 8 сентября. Предпочитаю разделение свободных — единению рабов – 290
Священномученик Василий Максимов. 10/23 сентября. В сентябре 1937-го – 297
Мученица Татиана Гримблит. 10/23 сентября. За все всех благодарю – 305
Священномученик Амфилохий (Скворцов), епископ Красноярский. 18 сентября / 1 октября. Калмыцкий миссионер – 309
Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий. 27 сентября / 10 октября. Ответственность долга сознаю – 316
Священномученик Петр Пушкинский. 30 сентября /13 октября. Подвижник на прицеле – 321
Священномученик Тихон и исповедница Хиония Архангельские. 4/17 октября. Мое оружие — крест и молитва – 328
Преподобномученик Неофит (Осипов). 21 октября / 3 ноября. В «очень хорошем» аду – 333
Священномученик Сергий Кедров. 3/16 ноября. Фаустовский молитвенник – 340
Священномученик Парфений (Брянских), епископ Ананьевский. 9/22 ноября. Четыре ареста епископа Парфения – 346
Священномученик Павел Ансимов. 9/22 ноября. «Живое пособие» – 353
Священномученик Августин (Беляев), архиепископ Калужский. 10/23 ноября. «Его вы больше не увидите!» – 360
Священномученик Сергий Знаменский. 14/27 ноября. Говорят, христианство отжило – 367
Священномученик Михаил Богородицкий. 24 ноября / 7 декабря. И я всем, всем прощаю – 375
Священномученик Николай (Добронравов), архиепископ Владимирский. 27 ноября /10 декабря. Лубянка, ночь, подвал, архиепископ – 382
Преподобномученик Никон (Беляев). 27 ноября /10 декабря. Волки бродят кругом – 389
Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. 18/31 декабря. Драгоценный сосуд смирения – 395
Священномученик Николай Кобранов. 18/31 декабря. Я готов умереть и не хочу на волю – 400

1938
Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский. 1/14 января. Кабинет следователя и Царство Божие – 409
Мученик Михаил Новоселов. 8/21 января. Спешите делать добро – 416
Священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский. 10/23 января. 62% страдания – 420
Священномученик Николай Красовский. 18/31 января. Другой – 426
Мученик Иоанн Попов. 26 января / 8 февраля. Монах в светском звании – 430
Священномученик Димитрий Кедроливанский. 4/17 февраля. По дороге на фабрику смерти – 437
Священномученик Николай Розов. 20 февраля / 5 марта. Пробуждавший от пьяного сна – 442
Священномученик Николай Дмитров. 23 февраля / 8 марта. Семь лет в предчувствии ареста – 448
Священномученик Иоанн (Пашин), епископ Рыльский. 26 февраля /11 марта. Бригада лесорубов: три епископа и протоиерей – 453
Преподобномученица Анна (Благовещенская). 26 февраля /11 марта. Тайный «монастырь» – 459
Священномученик Сергий Лебедев. 9/22 марта. Тайная радость веры – 463
Священномученик Михаил Околович. 13/26 марта. Я пока еще жив – 469
Мученица Нина Кузнецова. 1/14 мая. Блаженная – 475
Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. 19 мая / 1 июня. Не много прожито, но много пережито – 480
Священномученик Александр Парусников. 14/27 июня. Обо мне не плачь – 488
Священномученик Уар (Шмарин), епископ Липецкий. 10/23 сентября. За меня не мстите – 494

1941
Священноисповедник Александр Орлов. 14/27 апреля. Постелите мне на коврике – 503
Священномученик Николай Беневоленский. 3/16 мая. Звуки молитвы в Таганской тюрьме – 508

1942
Священномученик Сергий Мечев. 24 декабря / 6 января. Солдат, фельдшер, священник – 517
Священномученик Феодор Недосекин. 17/30 апреля. Выбор одного учителя – 524
Мученики Никита Сухарев и Димитрий Волков. 21 июня / 4 июля. Община – 531
Священномученик Димитрий Казанский. 4/17 июля. Преданный Богу. Преданный своими – 537
Священномученик Николай Понгильский. 24 июля / 6 августа. «Комсомольцы не умываются» – 542
Священномученик Димитрий Касаткин. 15/28 октября. Голодная смерть в Кулойлаге – 547

1943
Священномученик Сергий Скворцов. 12/25 марта. Узник Безымянлага – 555
Священномученик Иаков Бойков. 6/19 апреля. Сана с себя никогда не сниму – 561
Священномученик Николай Тохтуев. 4/17 мая. Благодарность гонителям – 568
Преподобномученик Феодор (Богоявленский). 6/19 июля. Вземшийся за орало – 575

1948
Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский). 23 марта / 5 апреля. Молиться без конца – 583

1957
Преподобноисповедник Рафаил (Шейченко). 6/19 июня. «Без креста — нет венца» – 589

1961
Преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин). 14/27 января. Монах в одеждах странника – 599

1966
Преподобноисповедник Севастиан (Фомин). 6/19 апреля. Вторая родина – 611

1972
Преподобноисповедник Леонтий (Стасевич). 28 января /10 февраля. Пасха в выгребной яме – 621

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector