0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неделя о самаряныне | Неделя 5-я по Пасхе о самарянке – 30 мая в 2021 году

Возвращаясь из Иудеи в Галилею, Иисус Христос с учениками Своими проходил через страну самарянскую. Ассирийский царь Салманассар покорил израильтян и отвел их в плен, а на их месте поселил язычников из Вавилона и других мест. От смешения этих переселенцев с оставшимися евреями и произошли самаряне. Самаряне приняли Пятикнижие Моисея, поклонялись Иегове, но не забывали и своих богов. Когда евреи вернулись из вавилонского плена и начали восстанавливать Иерусалимский храм, самаряне тоже захотели принять в этом участие, но евреи не допустили их, а потому они выстроили себе отдельный храм на горе Гаризим. Приняв книги Моисея, самаряне, однако, отвергли писания пророков и все предания, и за это иудеи относились к ним хуже, чем к язычникам, всячески избегали какого-либо общения с ними, гнушаясь и презирая их.

Проходя через Самарию, Господь с учениками Своими остановился отдохнуть около колодца, который, по преданию, был выкопан Иаковом, у города Сихема, который у св. Иоанна назван Сихарь. Быть может, Евангелист употребил это название в насмешку, переделав его из слова «шикарь» — «поил вином», или «шекер» — «ложь». Св. Иоанн указывает, что «было около шестого часа» (по-нашему — полдень), время наибольшего зноя, что, вероятнее всего, и вызвало необходимость отдыха. «Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Ученики Иисуса отлучились в город за покупкой пищи, и Он обратился к самарянке с просьбой: «Дай Мне пить». Узнав, возможно, по одежде или по манере речи, что обращающийся к ней — иудей, самарянка выразила свое удивление в том, что Он, будучи иудеем, просит пить у нее, самарянки, имея в виду ту ненависть и презрение, которые иудеи питали к самарянам. Но Иисус, пришедший в мир спасти всех, а не только иудеев, объясняет женщине, что она бы не стала задавать подобного вопроса, зная, Кто говорит с ней и какое счастье («Дар Божий») Бог послал ей в этой встрече. Если бы она знала, Кто просит у нее пить, то сама бы попросила Его утолить ее духовную жажду, открыть ей ту истину, познать которую стремятся все люди; и Он дал бы ей «воду живую», под чем следует понимать благодать Святого Духа (см. Иоан. 7:38-39).

Самарянка не поняла Господа: под живой водой она разумела ключевую, которая находится на дне колодца, а потому и спросила Иисуса, откуда Он может иметь живую воду, если Ему и почерпнуть нечем, а колодец глубок. «Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?» (Иоан. 4:12). С гордостью и любовью вспоминает она патриарха Иакова, который в пользование своим потомкам оставил этот колодец. Тогда Господь поднимает ее разум до высшего понимания Его слов: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Иоан. 4:13-14). В жизни духовной благодатная вода имеет иное воздействие, нежели физическая вода в жизни телесной. Тот, кто напоен благодатью Святого Духа, уже никогда не почувствует духовной жажды, так как все его духовные потребности уже полностью удовлетворены; между тем как пьющий физическую воду, а равно и удовлетворяющий какие-либо свои земные потребности, утоляет свою жажду лишь на время, и вскоре «возжаждет опять».

Мало того, благодатная вода будет пребывать в человеке, образовав в нем самом источник, бьющий (буквально с греческого — скачущий) в жизнь вечную, то есть делающий человека причастником вечной жизни. Все еще не понимая Господа и думая, что Он говорит о воде обыкновенной, только какой-то особенной, навсегда утоляющей жажду, она просит Господа дать ей этой воды, чтобы избавиться от необходимости приходить за водой к колодцу.

Самарянка не поняла этих слов Спасителя и сказала: «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать».

Христос, желая, чтобы самарянка поняла, о чем говорит Он с ней, сначала велел ей позвать к Нему ее мужа, — Он сказал: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда».

Женщина же сказала: «У меня нет мужа».

Тогда Иисус Христос сказал ей: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа. Потому что у тебя было пять мужей; и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала».

Самарянка, пораженная всеведением Спасителя, обнаружившего всю ее греховную жизнь, поняла теперь, что говорит не с обыкновенным человеком. Она сразу же обратилась к Нему за разрешением давнего спора между самарянами и иудеями: чья вера правильнее и чья служба угоднее Богу. «Господи! вижу, что Ты пророк», сказала она, «отцы наши поклонялись на этой горе (при этом она указала на гору Гаризим, где виднелись развалины разрушенного самарянского храма); а вы говорите, что место, где должно поклоняться (Богу), находится в Иерусалиме».

Увидев, что перед нею пророк, который ведает сокровенное, самарянка обращается к Нему за разрешением проблемы, наиболее мучившей самарян в их взаимоотношениях с иудеями: кто прав в споре о месте поклонения Богу? Самаряне ли, которые, следуя своим отцам, построившим храм на горе Гаризим, приносили поклонение Богу на этой горе, или иудеи, которые утверждали, что поклоняться Богу можно только в Иерусалиме? Самаряне избрали для поклонения гору Гаризим, основываясь на повелении Моисея произнести благословение на этой горе (Втор. 11:29). И хотя их храм, воздвигнутый там, был разрушен Иоанном Гирканом еще в 130 году до Рождества Христова, они продолжали совершать жертвоприношения на месте разрушенного храма.

Господь отвечает на вопрос женщины, объясняя, что ошибочно было бы думать, будто поклоняться Богу можно только в одном каком-то определенном месте, и спорный вопрос между самарянами и иудеями скоро сам собой потеряет свое значение, потому что оба типа богослужения — как иудейское, так и самарянское — прекратятся в недалеком будущем. Это предсказание исполнилось, когда самаряне, истребляемые войнами, разубедились в значении своей горы, а Иерусалим был разрушен римлянами и храм сожжен в 70 году по Рождестве Христовом.

Тем не менее Господь отдает предпочтение иудейскому богопоклонению, имея, конечно, в виду тот факт, что самаряне приняли лишь Пятикнижие Моисея и отвергли пророческие писания, в которых было подробно изложено учение о Лице и Царстве Мессии. Да и само «Спасение [придет] от Иудеев», поскольку Искупитель человечества происходит из иудейского народа. Далее Господь, развивая уже высказанную Им мысль, указывает на то, что «настанет время, и настало уже» (ведь Мессия уже явился) время нового, высшего богопоклонения, которое не будет ограничено одним каким-либо местом, а будет повсеместное, поскольку будет в духе и истине. Только такое поклонение истинно, так как оно соответствует природе Самого Бога, Который есть Дух.

Поклоняться Богу духом и истиной значит стремиться угождать Богу не одним лишь внешним образом, а путем истинного и чистосердечного устремления к Богу как к Духу, всеми силами своего духовного существа; то есть не путем жертвоприношений, как это делали и иудеи, и самаряне, полагавшие, будто Богопочитание сводится лишь к этому, а познавать и любить Бога, непритворно и нелицемерно желая угодить Ему исполнением Его заповедей. Поклонение Богу «духом и истиной» отнюдь не исключает и внешней, обрядовой стороны Богопочитания, как пытаются утверждать некоторые лжеучителя и сектанты, но не в этой, внешней стороне Богопочитания заключена главная сила. В самом же обрядовом Богопочитании не нужно видеть ничего предосудительного: оно и необходимо, и неизбежно, поскольку человек состоит не только из души, но и из тела. Сам Иисус Христос поклонялся Богу Отцу телесно, совершая коленопреклонения и падая лицом на землю, не отвергая подобного же поклонения и Себе от других лиц во время Своей земной жизни (см. для примера: Матф. 2:11, 14:33, 15:25; Иоан. 11:32, 12:3; а также многие другие места в Евангелиях).

Самарянка как бы начинает понимать смысл слов Иисуса и в раздумьи говорит: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». Самаряне также ожидали Мессию, называя Его по-своему — Гашшагеб, основывая это ожидание на словах Бытия 49:10 и особенно на словах Моисея во Второзаконии 18:18. Понятия самарян о Мессии не были так испорчены, как у иудеев, так как они в Его лице ждали пророка, а не политического вождя. Поэтому Иисус, долго не называвший себя Мессией при иудеях, этой простой самарянской женщине прямо говорит, что Он и есть обещанный Моисеем Мессия-Христос: «[Мессия —] это Я, Который говорю с тобой».

В восторге от счастья, что она видит Мессию, самарянка бросает у колодца свой водонос и спешит в город возвестить всем о пришествии Мессии, Который как Сердцеведец сказал ей все, что она сделала. Пришедшие в это время ученики Его удивились тому, что их Учитель беседует с женщиной, поскольку это осуждалось правилами иудейских раввинов, наставлявшими: «Не разговаривай долго с женщиной» и «Никто не должен разговаривать с женщиной на дороге, даже с законной женой», а также: «Лучше сжечь слова закона, чем научить им женщину». Однако, благоговея перед своим Учителем, ученики никак не выразили своего удивления и только попросили Его отведать принесенную ими пищу.

Но естественный голод в Иисусе-Человеке заглушали радость от обращения к Нему жителей самарянского народа и забота об их спасении. Он радовался, что брошенное Им семя уже начало давать свой плод. Поэтому Он отказался утолить Свой голод и ответил ученикам, что истинная пища для Него — исполнение дела по спасению людей, возложенного на Него Богом Отцом. Самарянские жители, идущие к Нему, представляются Иисусу нивой, созревшей для жатвы, тогда как на полях жатва состоится лишь через четыре месяца. Обычно сеющий зерна и собирает урожай; при посеве же слов в души духовная жатва чаще достается другим, но при этом и сам посеявший радуется вместе со жнущими, так как сеял он не для себя, а для других. Поэтому Христос и говорит, что Он посылает апостолов собирать жатву на духовной ниве, которая была первоначально возделана и засеяна не ими, а другими — ветхозаветными пророками и Им Самим. Во время этих объяснений к Господу подошли самаряне. Многие уверовали в Него уже «по слову женщины», но еще больше уверовали «по Его слову», когда, по их приглашению, Он пробыл у них в городе два дня. Слушая учение Господа, они, по собственному признанию, убедились, «что Он истинно Спаситель мира, Христос».

Читать еще:  Зачем юродивые взрывали общественный покой?

По материалам: архиепископ Аверкий Таушев, «Руководство к изучению Священного Писания»; прот. Серафим Слободской, «Закон Божий»

Читайте также:

Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни

г. Москва, ул. Рябиновая, д. 18

  • 17.05.2020

Неделя пятая. О самарянке. Простодушная

Сегодня пасхальное воскресенье, в которое мы вспоминаем беседу Христа Спасителя с женщиной-самарянкой (Ин. 4:5-42). Известно, что самаряне, как и иудеи, — это семитское племя, жившее в центре Палестины. Бывает, что между соседями или родственниками не складываются добрые отношения; вот и между двумя племенами — иудейским и самарянским — была постоянная вражда, носившая не только бытовой характер, но имевшая и некое религиозное измерение.

Именно об этом — сегодняшнее евангельское чтение. Мы слышали, как Господь, находясь в Самарии, был у колодца Иаковля. Этот древний колодец действительно восходит ко временам праотца Иакова, сына Исаака, внука Авраама, и он почитался самарянами как великая святыня. У этого колодца, из которого самаряне почерпали воду, Христос встретился с женщиной, а по тогдашнему обычаю между ними не должно быть никакого словесного контакта, потому что иудеи с самарянами не сообщались. Но Господь неожиданно просит у самарянской женщины воды: дай Мне пить. Она говорит Ему: разве Ты не знаешь, что мы не сообщаемся? Но Господь, несмотря на это, продолжает беседу, и тогда она спрашивает Его о чем-то, что для самарян было самым важным, потому что именно это отделяло их от иудеев. А спрашивать она стала потому, что Спаситель, не зная ее, рассказал ей всё о ее жизни — о том, что у нее было несколько мужей, и о том, что человек, с которым она сейчас живет, вовсе ей не муж. Самарянка побежала в свое селение и стала созывать народ, говоря: не это ли Тот, Кого мы ожидаем? Не Мессия ли Он? Ведь Он сказал все, что относилось к моей жизни, хотя этого знать не мог…

Потрясенная откровением от Спасителя, самарянка обратила к Нему самый главный вопрос: почему вы поклоняетесь в Иерусалиме, а мы — на этой горе? Ибо самаряне не ходили на поклонение в Иерусалим, а поклонялись Богу на горе Гаризим, недалеко от самого центра Самарии, и на этой горе приносили жертвы. Именно вопрос о месте поклонения Богу разделял в религиозном отношении самарян от иудеев, и самарянка хотела знать, где же все-таки должно Ему поклоняться — в Иерусалиме или на этой горе. Но Господь отвечает ей совсем не то, что она ожидала услышать. Он говорит, что скоро наступит время и уже наступило, когда не в Иерусалиме и не на горе люди будут поклоняться Богу, но в духе и истине. Эти слова Спасителя относятся ко всей истории, которая началась после Его пришествия в мир. Теперь для христианина безразлично с точки зрения спасения, где должно поклоняться Богу, ибо самое главное — поклоняться Ему в духе и истине.

Что же означают слова дух и истина? Истина означает истинную веру, а истинная вера предполагает определенные знания. Мы знаем, как на протяжении всей истории люди боролись за истинную веру, потому что понимали: если истина не овладевает человеческим разумом, то от человека сокрывается нечто самое важное, что только и способно определить его жизненный путь.

Истина действительно относится к тому, что совершается в человеческой личности на уровне познания. Поэтому неслучайно, что на протяжении всей христианской истории Церковь так боролась за то, чтобы истина, Богооткровенная истина, переданная Самим Господом апостолам, а через апостолов — всей Церкви, сохранялась неповрежденной. Из истории Церкви мы знаем, какие страшные баталии происходили вокруг истины, как часто возникали ереси, то есть сознательные искажения истины. И для того, чтобы разрушить многие человеческие хитросплетения, на протяжении первого тысячелетия собирались Вселенские Соборы, обсуждались вопросы веры, защищалась та самая истина, которую Господь вручил своим апостолам. Но она не перестает защищаться и во втором тысячелетии, как, наверное, будет защищаться и впредь, и борьба вокруг истины будет продолжаться до самого скончания рода человеческого.

А разве все то, что мы сегодня переживаем на интеллектуальном уровне, разве рациональные вызовы, которые бросаются в адрес Церкви и христианских убеждений, не требуют от нас борьбы, не требуют от нас защиты истины? Чем больше человек овладевает знаниями, тем больше у него возникает рациональных аргументов, используемых для того, чтобы поставить под сомнение Божественную истину. И происходит это не потому, что знания несовместимы с верой, но потому, что человек, вооружаясь знаниями, придает своей личности значение, во многом превышающее подлинное значение человека. Мы знаем, что человек, опираясь на свои знания, стал поставлять себя на место Бога, и впервые это произошло не в XXI и не в XX веке, а еще в античности, когда разум становился настолько самодовлеющим в жизни человека, что вытеснял Бога на периферию жизни. Но если говорить о сегодняшнем дне, то ведь так оно происходит и сегодня — с еще большей силой, потому что, овладевая научными знаниями, многие считают, что эти знания открывают им конечную истину.

Но ведь это совсем не так, потому что конечная истина лежит вне рационального знания. Конечная истина — там, где Бог, а Бога невозможно познать одним только разумом. Он познается в духе и истине. Истина, конечно, относится к разуму, а дух — это нечто совсем другое. Это действие Божественной благодати, а если благодать не прикасается к сердцу человека, то никаким разумом к Богу приблизиться невозможно. Если нет Божественной благодати, то разум будет всё далее и далее отделять человека от Бога, что и происходит сегодня. Очень многие, становясь людьми образованными, вместо того чтобы обратить и сердце свое, и разум к Богу, все более и более отдаляются от Него.

Бог познается в духе и истине. Это — завет всем нам. Это означает, что для нас рациональная истина не является чем-то ненужным или второстепенным. Действительно, все мы призваны развивать свой разум, по возможности получать образование, направлять все силы разума, в том числе, на уразумение Божественных тайн. Но нам никогда не будет дано это разумение, если мы не будем возрастать в духе. А дух — это наша внутренняя жизнь. Дух — это то, что уйдет в вечность вместе с нашей душой. И если разум наш, действующий по физиологическим законам, заложенным Богом в человеческую природу, имеет ограниченное время существования, то душа и дух, в которых также будет присутствовать разумное начало, переходят в вечность.

Пусть сегодняшнее евангельское чтение поможет нам понять, что дух и истина — это то, что должно присутствовать в жизни каждого человека. Нельзя искать истину, игнорируя дух, и, наверное, нельзя стремиться обладать духовным, игнорируя истину. Вот почему Господь и сказал: настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине. И это так важно сегодня, в наше особое время, исполненное величайших научных открытий, — чтобы все силы разума поддерживались силой духа. Наверное, об этом нужно подумать именно сейчас, когда, несмотря на колоссальные человеческие знания, род человеческий неожиданно погрузился в пандемию страшной болезни. Это действительно некий вызов нашему современному знанию. Конечно, ученые откроют пути борьбы с этой болезнью, но в какой-то момент нам следует задуматься о том, почему же мы не обладаем уже сегодня способностью немедленно прекратить, опираясь на силу разума, эту пандемию. Господь попускает нам эти испытания для того, чтобы мы могли задуматься о своей ограниченности. Не всё нам дается, и не всё дается сразу, и, склоняясь пред лицом Божиим, мы должны испросить у Него помощи не только в том, чтобы совершенствовать свой разум, но и в том, чтобы постоянно возвышать свой дух и чтобы дух оплодотворял наш разум. Тогда не будет никаких противоречий между наукой и религией, между внешним миром, который нас окружает, и духовным миром, которым живет Церковь.

К этому синтезу духовного и материального, рационального и духовно возвышенного, и должен стремиться род человеческий. И, может быть, потрясения, через которые мы сейчас проходим, помогут нам осознать, что величайшая истина связана с силой человеческого духа. И да поможет нам в этом Господь! Аминь.

Информация по таинству крещения

Для желающих принять Таинство крещения, а также готовящихся вступить в церковный брак.
Катехизические беседы для желающих принять Таинство крещения, а также готовящихся вступить в церковный брак проводятся ежедневно дежурным священником с 13:00 до 16:00.
Также, каждую субботу в 15:00 в помещении воскресной школы проходят занятия по изучению Основ Православной веры для взрослых. Преподаватель Крючков Александр Егорович.

Неделя о самарянке. Простодушная

Фотиния — согласно Преданию, именно так звали самарянку, которую Господь встретил у колодца и через которую обратил целое селение (4-я глава Евангелия от Иоанна). Этому событию посвящена пятая неделя по Пасхе.

Самаряне — малочисленная этническая группа, потомки язычников, которые заселили эту землю после пленения Вавилоном израильского народа. Их религиозные представления серьезно отличались от традиционной веры иудеев.

К моменту описываемой истории иудеи и самаряне уже на протяжении нескольких веков находились во взаимной вражде и друг с другом не общались.
Христос вместе с учениками возвращался в Галилею, на север страны, через Самарию — таков был кратчайший путь. Здесь, недалеко от города Сихем у подножья горы Гаризим Он остановился отдохнуть у колодца Иакова. Ученики же пошли в селение, чтобы купить еды.

В этот-то момент из города за водой пришла женщина с кувшином, приспособленным, чтобы спускать его в глубокий колодец. Иисус попросил ее набрать воды для Него. Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? — удивилась Фотиния. Если бы ты знала дар Божий, — ответил Христос, — и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую… Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал в ответ то, чего она никак не ждала услышать: Всякий, кто пьет эту воду, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Читать еще:  Преданный Богу. Преданный своими

Тогда в своем простодушии собеседница Спасителя просит: «Господи, дай мне такую воду, чтоб мне больше не ходить на колодец!» А Христос велит ей идти в город и вернуться к колодцу вместе с мужем, чтоб Он мог разъяснить ей смысл сказанного. «У меня нет мужа», — призналась женщина. «Ты правду сказала. У тебя было пять мужей, а тот, с которым ты живешь сейчас, не муж тебе», — ответил Господь.

Фотиния удивлена прозорливостью Сидящего перед ней, но продолжает спрашивать. Все с той же искренностью и простотой сразу принимается выяснять самый важный для нее вопрос: чья же вера — правая! «Вижу, Господи, что ты пророк! Отцы наши поклонялись Богу на этой горе, а вы, иудеи, говорите, что место поклонения Ему — в Иерусалиме». Поверь Мне, — отвечает Христос, — что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

Знаю, — не унимается Фотиния, — что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

На что Господь отвечает прямо этой бесхитростной женщине: Это Я, Который говорю с тобой. Что должно было произойти в ее душе? Она бежит в город, где рассказывает о прозорливом Страннике, заговорившем с ней: не он ли Христос? И тогда жители Сихема выходят к колодцу. Господь по их просьбе два дня пробыл в этом городе, и многие уверовали в Него.

Это событие и вспоминает Церковь в послепасхальные недели. И применяет к нам слова, сказанные Христом самарянке. В кондаке это отражено так: «На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: «Приходите и зачерпните воды бессмертия!» Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: «Даруй нам милости Твои, ибо Ты — источник жизни нашей!»»

В отличие от расслабленного, дальнейшая судьба самарянки Фотинии нам известна: она крестилась и в 66 году, при императоре Нероне, за христианс­кую веру приняла в Риме мучения и смерть, вместе с сыновьями Иосией и Виктором (Фотином), а также сестрами Анастасией, Параскевой, Кириакией, Фото и Фотидой. Предание говорит, что благодаря самарянке ко Христу обратилась дочь императора Нерона Домнина, также впоследствии пополнившая сонм христианских мучеников.

Валерия Михайлова (Посашко)

Проповедь ««ИЩИТЕ, И ОБРЯЩЕТЕ».»

Деяния, гл. 11, ст. 19-26; 29-30

От Иоанна, гл. 4, ст. 5-42

Проповеди священника Сергия Ганьковского
  1. ВОДА ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ.

«ИЩИТЕ, И ОБРЯЩЕТЕ».

Неделя 5 по Пасхе, о самарянке.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7.7,8). Да, всякий ищущий находит, только часто находит то, чего и не и ждал. В своём Слове Огласительном на Святую Пасху святитель Иоанн Златоуст недаром говорит об этом: «Ад надеялся схватить тленное тело, а нашёл Бога. Ад надеялся схватить прах, а встретил Небо. Ад надеялся схватить то, что видел, а напал на то, чего не видел». Так и грешный человек ожидает найти удачу, а встречает испытание, так наркоман надеется достичь удовольствия, а встречает смерть, так самарянка – пришла за водой, а обрела Истину.

Сколько же раз за жизнь нужно обжечься на молоке, чтобы научиться дуть на воду? Сколько раз за жизнь нужно утратить богатство, положение в обществе и здоровье, чтобы понять, что в Вечность мы всё равно ничего здешнего с собою не возьмём? Сколько раз нужно испытать жажду духовную, вновь и вновь пережить тяжкое похмелье от многообразных вод мирских наслаждений, чтобы усвоить вечный смысл слов Христовых: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» (Ин.4.13,14)? Самарянке понадобилось пережить пятерых так называемых мужей, чтобы понять, что жажда эта – неутолима, что пьющий тёмную воду греха взалкает опять и опять, что «чем больше пьёшь, тем больше хочется, а жажда всё не отпускает». Потому Сердцеведец Господь открыл ей, первой, может быть и не самой достойной из всех встретившихся Ему на каменистых дорогах Палестины, открыл ей истину о том, что Он – Христос, Мессия, Сын Божий, посланный спасти мир. Она была не самой достойной, но, видно, самой алчущей, самой жаждущей, самой истосковавшейся по живой воде Слова Божия.

Да, «ищущий находит»! Но нигде не говорит Господь, что находит – сразу, зато мы знаем, что «подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф.13.45,46). Продать всё, что имеешь, можно лишь тогда, когда поймёшь, что ни в калейдоскопической смене мужей, ни в стяжании земного счастья не обрести ни покоя, ни вечной радости, что всякая попытка напиться хоть из колодца Иаковлева, хоть из какого другого источника земных наслаждений кончается одним и тем же: ненасыщаемой жаждой.

Вся наша жизнь – поиск такой жемчужины. Вся наша жизнь – желание утоления жажды души. Вся наша жизнь – ожидание встречи у колодца, ожидание чуда. И проблема заключается только в том, чтобы не запутаться в объектах поиска, чтобы в азарте погони не сменить ненароком ориентиры, не увлечься манящими призраками. Иными словами, Бог зовёт нас всегда, но не всегда мы сами откликаемся на этот зов. Не всегда мы готовы, подобно женщине из города Сихарь, бросить всё, оставить свой водонос у источника, забыть о цели неблизкого путешествия и убежать счастливыми, окрылёнными в дом свой, как некогда убежала она, потому что ей открылась Истина, потому что неожиданно для самой себя она вкусила воды живой, «текущей в жизнь вечную» (Ин.4.14).

Как нет ничего обычнее, незатейливее, натуральнее воды, не имеющей цвета, запаха и вкуса, так нет ничего естественней и проще, нет ничего доступнее Истины, для постижения Которой нет необходимости быть искушённым философом, мудрецом или книгочеем. Всего-то и нужно истосковаться по Ней в бесплодных поисках, как это случилось с простой женщиной-самарянкой. Всего-то и нужно: «единое на потребу» (Лк.10.42) – доверие Богу, ставшему Человеком. Когда есть такое доверие, любые поиски, где бы они ни происходили, в какие бы неведомые дали ни заносили ищущего, рано или поздно завершаться победой. И тогда поймёт человек, что Бог – всегда рядом, не нужно даже руки протягивать, а нужно только вспомнить о Нём среди суеты и шума многозаботливой жизни. Тогда и поймёт человек, что нет нужды отправляться в Иерусалим или на священную гору самарян Гаризим, чтобы «в духе и истине» поклониться Творцу и Спасителю мира.

Бог открывает Истину всякому, кто способен простодушно и недвоящимся сердцем принять Её. Наш Бог даёт причаститься воды Вечной Жизни каждому, кто на самом деле хочет именно Вечной Жизни, потому что уже сыт по горло блужданиями «в дальней стороне» (Лк.15.17) беззакония и греха. Наш Бог, «Который не смотрит на лица и не берет даров» (Втор.10.17), просто и без затей открывает великую и страшную истину о Себе всякому, кто эту истину взыскует, невзирая на его достоинства или недостатки. Потому-то сомневается и недоумевает величайший праведник Ветхого Завета: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф.11.3), а непотребная женщина, пришедшая по своим бытовым надобностям к колодцу Иаковлеву, исповедует своим соплеменникам открывшуюся ей правду: «пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

С егодняшний воскресный день, дорогие отцы, братья и сестры, святая Церковь предлагает нам отрывок из евангелиста Иоанна о встрече Господа с самарянкой на колодце Иакова (Ин. 4, 5-42). Господь как милосердный любящий Творец стремится творить добро, творить его бескорыстно, творить его повсеместно, творить его непрестанно.

И вот Он, изнемогающий от жары, потому что ночь Он проводил в молитве, а днем спешил творить Свои великие дела, приходит на этот колодец, отпуская учеников в город, чтобы купить пищу. Он заботится о душе той, которая приходит туда, о самарянке, жительнице той местности того народа, который силою судеб и Божьей и человеческой отпал от народа израилева, и сохраняя веру в единого Бога, в некотором смысле уклонился в ересь. Потому евреи не сообщались с самарянами. Но Господь приходит, чтобы привлечь душу этой женщины, видя уже задолго до того ее трепетное сердце, ее пылкую жаждущую и алчущую душу, находящуюся в этом зное страстей, изнемогающую от тяготы греха, но ищущую правду в своем сердце, что и являет она в беседе со Христом. Она приходит почерпнуть воды из этого источника в это очень жаркое время. И то, что потом узнается из ее жизни, объясняет, почему она пришла именно в этот час, когда никого на колодце нет. Потому что она имела 5 мужей, пять мужчин. И тот, с которым она жила в тот момент, не был ей муж. То есть она была не самой лучшей жизни. Именно она приходит тогда, когда в этот палящий зной не приходит никто, чтобы лишний раз, быть может, не встречаться там с кем-то из своих сограждан.

Христос просит у нее пить, потому что Он как человек нуждается и в пище, и в питии, и в отдыхе, и в одежде, и во всех человеческих нуждах, таких простых и естественных для каждого из нас. Потому что Он, будучи всемогущим Творцом, безмерно и непрестанно благодетельствует человеку, всегда забывая Себя. Ни одно из Его чудес не направлено для Него Самого. Все Его чудеса это сплошные благодеяния человеческому роду, сплошные благотворения людям, каждому из нас с вами. И вот Создатель показывает нам пример того, как нужно жить, чтобы быть подобным Ему, расточая себя для всех, растрачивая, чтобы в этом и обрести, наконец, себя, обрести свой личный смысл и ту глубину подлинную человеческую. Эта самарянка удивляется Его вопросу, говоря, что жидови не сообщаются с самарянами, и как Ты, будучи евреем, просишь у меня, у самарянки, пить воды (ст. 9). Но Господь, беря от этого повод, ведет ее на большую глубину, на которую она способна, говоря о том, что если бы ты знала, Кто говорит с тобой, то просила бы у Него воды живой, которая бы стала источником воды, ведущей в жизнь вечную (ст. 10), живой воды, то есть той, которая течет живо.

Читать еще:  С БЛАГОДАРНОСТЬЮ МУЧИТЕЛЯМ (Священномученик Николай Тохтуев XX век)

И вот Христос предлагает ей это течение. Но она, еще не до конца понимая, будучи простой женщиной, говорит: как Ты мне можешь дать этой воды, когда даже почерпала не имеешь? (ст. 11) И собственно Христос Господь наш приводит ее к мысли о том, что эта вода, которую Он готов дать каждому верующему в Него, она есть вода Духа Святаго, вода благодати божественной, той живительной напояющей влаги, которая напояет иссохшие сердца человеческие, скукошенные и растрескивающиеся души человеческие. И вот эта женщина, понимает, что перед ней не простой человек, потому что Господь ей говорит: приведи сюда мужа своего. И когда она в недоумении говорит, казалось бы, правду, что у меня нет мужа, Господь, желая обратить ее к покаянию, не обличая ее, дает ей повод также, что ты правду сказала, что нет у тебя мужа. Потому что пять мужей было у тебя, и тот, с которым ты нынче живешь, не муж тебе (ст. 16-18).

Казалось бы такая современная ситуация. Сейчас многие из современных людей пытаются жить точно также подобно этой самарянке. Но, тем не менее, для нее это сказанное слово Богом становится откровением, что Он знает всю ее жизнь. И она тут же понимает, что это человек не простой, и говорит, что Ты пророк (ст. 19). И начинает спрашивать Его о совершенно иных вещах, вопрошает Его о том, что вы кланяетесь в Иерусалиме, а мы кланяемся на месте сем; и где есть правильное поклонение Богу? (ст. 20) Удивительно то, что как только она осознала, что перед ней человек духовный, человек непростой, и вопросы ее становятся глубокими и духовными, теми, что ее по-настоящему тревожит в глубине ее сердца, несмотря на ее далеко неправедную жизнь.

Способны ли мы на такое? Очень многие современные христиане тоже теснят духовников, теснят всевозможных старцев, бесконечно находясь в этих поисках, каких-то духоносных людей. Но с чем приходят чаще всего они? Что их волнует? Зачастую, к сожалению, это какие-то совершенно бытовые вопросы. И они важны, безусловно, в жизни человека. И они нуждаются в разрешении, если человек обрел истинную веру. Но порой обретя эту веру, человек живет так, как будто он ее и не находил, как будто все те обеты, которые он давал и обещался Христу, давно им забыты и происходили не с ним. Он живет так, как будто вся его жизнь находится здесь на земле. И для неба остается так мало в его сердце, в его жизни. И вот эта самарянка показывает нам пример, как ее сердце живет все-таки этим как ни странно, но все же идеалом неба. Как вещи божественные духовные волнуют и тревожат ее душу. Именно об этом она спрашивает у Христа, Который говорит ей, что вы кланяетесь тому, кого вы не знаете, мы кланяемся Тому, Кого знаем, потому что спасение от иудеев есть (ст. 22).

И подлинно Он, истинный Бог и истинный Человек, пришел от иудейского народа, чтобы даровать свободу и спасение всему человеческому роду. Но кланяющиеся Богу Духом и истиной есть истинные поклонники. И таковых поклонников ищет Небесный Отец. Подлинно только в духе можно кланяться Богу в этой вершине человеческой жизни, в этой самой возвышенной составляющей природы человека, во всем его существе, на пределе его человеческого бытия, существования. Только в этой своей сокровенной сути человек подлинно может поклоняться Богу не коленами, не поясницей, не шеей, конечно же. Не такового поклонения ищет Бог, но прежде всего, поклонения во всем своем существе, когда человек духом поклоняется своему Творцу. Но поклоняется не только в своем этом глубинном существе, но прежде всего еще и в истине, чтобы он сам, исповедуя истину своею жизнью, стоял в ней. Только в этом можно поклоняться Творцу, чтобы творить Его святую божественную волю, творить Его заповеди, веровать в Него непоколебимо чисто, истинно и верно, и чтобы эта истина его поклонения была засвидетельствована его жизнью, прямотой его слов и дел, чистотой его дел, мыслей и поступков, безупречностью и постоянством всего того, что происходит в его жизни, всего круга его жизни. Конечно, человеку это очень сложно и практически невозможно это сделать без Бога. Но мы должны хотя бы стремиться к этому, чтобы в этой истине поклоняться нашему Творцу и Создателю. И в эти пасхальные дни, когда Христос устремляется на борьбу с дьяволом и мужественно выходит для этого поединка со смертью, адом и самим сатаной, Он как подлинный муж правды, бесстрашный воин соделывается победителем и смерти, и ада, и дьявола.

И мы, празднуя сегодня память великомученика Георгия Победоносца также, этого бесстрашного воина, который подобно своему Творцу и Создателю выходит на этот поединок со смертью, со своим мучителем, с самим сатаною. И бесстрашно выходит на поединок со смертью, не страшась ее, мы готовимся всецело предать себя в волю Творца и в Его любящую десницу, чтобы в этом мучении перемалываемый, истязаемый, изрезываемый на части стать подлинно Христовым, всецело соединиться с Ним. Этот юноша, такой красивый, казалось бы, непорочный, воспитанный в вере с детства, достигший больших высот в государственной службе, любимец императора, начальник его стражи – это огромная должность, непосредственно имеющий доступ постоянно к императору, обласканный им и всячески одаренный, тем не менее, сохраняет верность единому Царю – Христу Господу нашему. И он, выходя на это поприще мучений, показывает и нам, что невозможно послужить Богу, не отдавая себя всецело Творцу, не предавая всю свою жизнь в Его руки.

И никто никогда не выдержит даже маленьких мучений, если в нем нет подлинного смирения, этой готовности всецело предать себя в руки Творца. Если в нас хоть что-то останется своего, какого-то хотя бы маленького мнения о себе, то мы не сможем выдержать этих не страшных и малых мук, потому что где-то в глубине нашего сердца есть надежда на себя. И только надеющийся на Бога не на словах, не в каких-то декларируемых лозунгах, но подлинно своей жизнью в глубине своего сердца сможет выдержать эти испытания и пройти этим путем до конца. Будут ли это скорби внешние какие-то, всевозможные клеветы и зависть, которые воздымают духи злобы на подлинных последователей Христовых, или же это заточения, ссылки, пытки и муки. Но все это возможно только в этом преданном служении Христу, в этом самоотвержении и самоотречении от своего человеческого «Я».

И вот Господь, увенчивая мучеников, предлагает и нам с вами пройти путем праведным, потому что удивительно то, что эта самарянка, вошедшая в город после того как Христос на ее слова, что когда придет Мессия, Который возвестит нам вся, говорит: это Я, говорящий с тобой (ст. 26). И она бежит, чтобы возвестить своим согражданам о том, что этот человек, который сказал ей все, есть Христос. Как поразительно, что этот простой самарянский народ верует словам этой женщины. Иудеи не поверили словам и делам Самого Христа. Лишь немногие уверовали в Него, а эти самаряне веруют далеко не благочестивой женщине, которая жила в их городе. Но ее слова были так дерзновенны, столь изумительно правдивы, что никто не усомнился в справедливости ее слов. И придя ко Христу, они увидели Его и уверовали в Него. И сказали Ему, не так как сказали эти свинолюбивые гадарянские жители: выйди из пределов наших, а напротив, умолили Христа прибыть у них. И Христос прибыл у них еще два дня.

Будем помнить о том, что Господь показывает Своим ученикам, что у Него есть иная пища творить волю Небесного Отца. И те жатвы, которые побелели, это есть те народы, которым надлежало проповедовать апостолам, приводя их ко Христу. «Жатвы много, а делателей мало», – говорит Господь (Мф. 9, 37). И мы с вами не только жатва Господня, но каждый из нас в какой-то степени и делатель нивы Христовой. Не будем забывать об этом, что каждый из нас призван проповедовать Христа и своим словом, и своей жизнью, и своими делами, всем своим образом как человек, который устремлен в вечность, как тот, для кого идеал неба есть единственный и единый идеал его жизни. Чтобы наша жизнь не была таковой, что мы никогда не знали Христа, не читали Евангелия, потому что из нашей жизни порой христианство совершенно не выводимо. Не случайно апостол говорит: вами хулится имя Христово среди язычников (Рим. 2, 24), почему так много нападок на Церковь.

Не будем забывать, что тело Христово это не иерархия, не епископы и священники. Это все миряне, включая церковную иерархию. Все они есть тело Христово. И каждый из нас должен быть этим примером и воином Христа Бога, без которого этого мужественного служения Христу невозможно стать Христовым. Не надо забывать об этом, что каждый из нас имеет право голоса в Церкви, имеет право проповедования Христа, отстаивания истины Христовой. И именно в этом нашем церковном сознании только и может быть подлинное возрождение и общинной жизни Церкви, и вообще всей церковной христианской жизни.

Господь всемогущий, воскресший ради нашего спасения и приводящий нас к воскресению из смерти, да сподобит и нас получить это совоскресение с Ним во веки.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector