0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Необыкновенное путешествие Серафимы»

«Необыкновенное путешествие Серафимы»

Рецензии на фильмы >>

Как узнать своих святых

На российские экраны выходит отечественный анимационный фильм «Необыкновенное путешествие Серафимы», позиционируемый как первый 3D-фильм о святом. Мы попытались разобраться, почему лента преподносится в прессе как прорыв десятилетия, и неожиданно для себя поняли, что православное фэнтези – это дело хорошее.

Следуя первоначальной цели создать ленту о святом человеке и остановившись на кандидатуре Серафима Саровского, одного из самых почитаемых святых на Руси, авторы вовремя одумались и не пошли по пути простого пересказа и драматизации бесстрастного жития преподобного. Призвав в соавторы сценария автора нескольких книг жанра «православное фэнтези» Тимофея Веронина, они сделали главной героиней фильма советскую девочку, которую тоже зовут Серафимой. Дочь расстрелянного священника, она после расставания с родителями воспитывается в доме-интернате и прячет от посторонних глаз нательный крестик – единственную память о прошлом.

Детский дом расположен в бывшей дворянской усадьбе, Серафима там живет с другими девочками, директором-коммунистом, не годным для военной службы из-за контузии, строгой воспитательницей-надзирательницей и доброй пожилой уборщицей тетей Лизой. Нам быстро дают понять, что Елизавета Александровна — бывшая хозяйка усадьбы, и именно из ее уст мы слышим три истории из жизни Серафима Саровского, которыми она тайком обращает воспитанниц интерната. И девочка Сима внимает этим рассказам острее других.

Основные события фильма разворачиваются в апреле 1943 года, за неделю до Пасхи. Серафиме Воскресенской, сохранившей веру в Бога, предстоит за время страстной недели преодолеть полный комплект христианских испытаний: жестокость, лжесвидетельство, общественное порицание, предательство. Девочку будут понуждать прилюдно отречься от Бога и отдать нательный крест. Не желая это делать, прыгнет она с лестницы, с большой высоты, и в состоянии аффекта увидит погибшего отца и небесного покровителя своего Серафима, который повезет ее на воздушной ладье прямо в Небесный Иерусалим. Эти видения, когда девочка придет в себя, прибавят ей уверенности в правоте, а в воскресенье случится Пасха, и история разрешится чудесным образом.

Несмотря на заявленную тематику, это точно не церковно-религиозное кино, скорее светское и к тому же очень живописное. События военных лет переплетаются с довоенными и дореволюционными, а также мостиком через Серафима Саровского связываются с эпизодами из середины XVIII века. Православная литургическая тематика, мистицизм и советская символика вступают в конфликт как в изобразительном, так и в музыкальном пространстве картины. Музыку для фильма написал Иван Урюпин , а голоса главным героям подарили мэтры отечественного кинематографа: Народный артист РФ Александр Михайлов (Серафим Саровский) и Народная артистка СССР Вера Васильева (тетя Лиза).

Вообще, одноименная повесть Тимофея Веронина имела целью познакомить детей с основными православными праздниками. Автор написал ее в легкой форме, оживил диалогами святых, наполнил горний мир красками и деталями, апеллируя не к каноническим текстам, а к собственной фантазии, за что не раз подвергся критике особо благочестивых граждан. Героиня книги Фима, погружаясь в мир видений во время болезни, становится свидетельницей евангельских событий и общается со святыми довольно много. В мультфильме от продолжительного путешествия Серафимы остался лишь один небольшой температурный трип в другую реальность. И одна встреча со святым – Серафимом Саровским. И это главная проблема мультфильма: суровой реальности в нем много, а ожидаемого из заявленного в названии «необыкновенного путешествия» слишком мало.

И все-таки кино получилось легкое, ненавязчивое, без морализаторства и надменных ноток, захватывающее, заставляющее эмоционально переживать, проясняющее детской аудитории кое-какие моменты нашей истории и, главное, на отечественном материале. Теперь главная интрига — появятся ли у картины подражатели, способные оживить другие канонические истории русских святых, так, чтобы это было не только полезно, но еще и увлекательно смотреть.

О чем мультфильм?

У маленькой девочки Серафимы Воскресенской в ее годы уже недетские проблемы. Она рано лишилась родителей и жила в детдоме, где над ней смеялись и издевались. Отца-священника увезли в неизвестном направлении, не дав завершить литургию, а с матерью ее разлучили.

Основу сюжета составляют перемещения героини из действительности времен Великой Отечественной войны в другую реальность, в вечность. Серафима живет как будто бы одновременно в этих двух мирах, которые не противоречат друг другу. Именно через нее эта вечность прорывается во время, девочка даже приносит в реальность вещи из другого мира. Сима встречается с преподобным Серафимом Саровским, и он утешает ее в трудных жизненных обстоятельствах. В мультфильм гармонично вплетены сюжеты из его жития, что позволяет зрителям лучше узнать великого русского святого.

Глубоко символично время, которое изображает мультфильм. Это период от Вербного воскресенья до Пасхи, то есть скорбное время страданий Христа, которое в Церкви именуется Страстной седмицей (неделей). Я думаю, что даже начало действия в мультфильме – праздник Входа Господня в Иерусалим – также несет смысловую нагрузку. Вербное воскресенье задает тему дороги, путешествий, которые начинаются у девочки именно в этот день.

Серафима тоже страдает, у нее свой крест в эти тяжелые дни. Когда девочка жалуется преподобному Серафиму на трудности, он отвечает: «Крест и есть твой путь к Богу».

Девочка очень отличается от своего неверующего окружения. В то безумное время, когда дети по навету воспитательницы кричали о том, что Бога нет, предавали, клеветали и ябедничали, она смогла смело отстоять свои взгляды и сохранить чистой душу. Наверное, горячей верой Сима в чем-то похожа на своего друга-святого. Серафим переводится как «пламенный, жгучий», и символично, что именно огненный ангел серафим прилетает к героине и ведет ее через все преграды в заброшенный храм. Девочка, ни на минуту не задумываясь, смело идет за ним.

Интересна фигура уборщицы Елизаветы: она была в атеистическое время тайной христианкой. Но даже у нее, пожилой женщины, которой, казалось бы, уже нечего терять, не хватило такой смелости, как у Серафимы, чтобы открыто проповедовать свою веру. Мне глубоко запали в душу слова Елизаветы, которые она произнесла, поддерживая Симу на ее трудном пути: «Смирением горы можно сдвинуть».

Наверное, в этом одном коротком предложении выражен в этом весь смысл мультфильма. Девочки, которые дразнили Серафиму за непохожесть на других, за отца-священника и за веру, в конце концов начинают ее уважать за мужество и стойкость. Эти качества в маленькой исповеднице веры просто удивительны, она становится по-настоящему бесстрашной в отстаивании православия. Может, ей бы еще подошла фамилия Преображенская – ее подружки меняются к лучшему при общении с ней, Сима действительно преображает их души.

Вот такие глубины заложены в детском мультфильме.

Действие его оканчивается на Пасху. В этот праздничный день героям казалось сначала, что события обретут грустное завершение, но удивительным образом все меняется. Можно сказать, что в великий праздник Серафима сама как будто воскресает, оправдывая свою фамилию.

Режиссер «Необыкновенного путешествия Серафимы» Сергей Антонов сказал о финале мультфильма так: «Торжество правды и крепость веры, – наверное, это можно назвать православным хеппи-эндом».

Радует, что в этом году русскими режиссерами заложена традиция изображения в кино святых (в мае, например, вышел фильм про святителя Луку «Излечить страх»), это несет большую просветительскую нагрузку. Будем надеяться, что в следующем году, объявленном Годом российского кино, мы увидим достойное продолжение этой темы.

Я стараюсь воспитывать дочку в православных традициях.Все, что нужно знать пятилетнему ребенку о Боге и религии, дочь знает.

Поэтому, посмотрев однажды трейлер мультика Необыкновенное путешествие Серафимы, загорелась идеей непременно показать его своему малышастику.Да и трейлер был, мягко говоря, не самым обычным и привычным.

Сразу скажу — то, что посмотрели, я не пожалела.Дочке мультфильм понравился.Но мне картина показалась какой-то мешаниной, сложилось чёткое мнение о том, что авторы до конца не определились, о чём же этот мультик.

Хронометраж: 75 мин.

Продюсер: Вадим Сотсков, Игорь Мещан, Сергей Зернов

Режиссёр-постановщик: Сергей Антонов

Читать еще:  «Подарки каждый день, переписка с Дедом Морозом» — мама четверых детей о том, как сделать Рождество особенным

Автор сценария: Тимофей Веронин, Виктор Стрельченко

Композитор: Иван Урюпин

Актёры: Михайлов Александр, Вера Васильева

Действие мультфильма разворачивается в советском детдоме послевоенного времени.

Главная героиня- девочка Серафима, тихий замкнутый ребенок, дочка священника, растрелянного в застенках НКВД.

Ребенок глубоко верующий и живущий по принципам, привитой ей в её религиозной семьи.

Смирение и кроткость девочки становятся объектом насмешек ее товарок, девочек из семей офицеров и знатных буржуев.Единственное, что не дает потерять силу духу этому несчастному ребёнку-ее крестик, который она вынуждена беречь как зеницу ока и прятать от посторонних глаз.Ведь в вера в Бога в те времена была под запретом.

Есть место в мультике мистической загадке.Начинается она с поисках загадочного привидения в старом особняке, в котором располагается интернат.Это и является началом необыкновенного путешествия Серафимы.

В поисках приведения девочки находят икону Серафима Саровского и пожилая женщина-уборщица тётя Лиза, которая и рассказывает девочкам потрясающие истории из жизни святого Серафима Саровского, о его невероятной жизни и чудесах, которые он творил, за что страдал, и как нашел своё спасение.

И после этого девочка готова отстаивать свою веру вопреки всему и всем.И накануне Пасхи, когда случаются чудеса, начинаются эти необыкновенные приключения.Недаром время накануне Светлого Праздника называется «Страстной неделей».В эту неделю девочке доведется пережить все людские злодеяния, но в Светлый праздник Пасхи все закончится совершенно интересно.

Пожалуй, в рамках разрешенного, это всё, что я могу поведать Вам о самом мультике и о сюжете.

Смысл, который пытаются донести до своих маленьких зрителей авторы,не совсем понятен.Познакомить ребенка немного с историей своей страны, с тем опасным временем,когда вера в Бога осуждалась и порицалась, но творила чудеса с теми, кто все же искренне верил и пострадать за свою Веру считалось делом благородным.Это хороший посыл.Другой вопрос-поймут ли это дети.Особенно маленькие дети.Рекомендуемый к просмотру возраст 6+, но в зале были и более маленькие детишки.Моей пять лет, и то вопросов была куча

Конечно, мой ребенок уже знает о Великом празднике Светлой Пасхи, красит яйца, помогает мне в приготовлении необходимой атрибутики, но это все современные знания.В глубину, я, конечно, еще не лезла, полагая, что еще не время.И о таком понятии, как Страстная Пятница, дочь еще не знала.Не имела она ни малейшего представления и о святом Серафиме Саровском.Несомненно, узнать об этом святом старце было интересно, но почему- то этого святого в мультике так много.)))

Поэтому и получилась некая рваность сюжета- вроде речь идет о Серафиме, советской девочке и при всем уважении к святому, истории его жития, вставляемые дело не по делу, немного мешали основному восприятию сюжета.Ну никак не состыкуется у меня история девочки с воспеванием святого Серафима.Это первая моя претензия.Как взрослого..Ребенку, в общем-то ,достаточно преподнесенного мира, где живет Боженька.

«Необыкновенное путешествие Серафимы» — новые герои и новые смыслы

Приблизительное время чтения: 4 мин.

27 августа выходит в широкий прокат новый отечественный мультипликационный фильм «Необыкновенное путешествие Серафимы». Накануне фондом преподобного Серафима Саровского и кинокомпанией «Central Partnership» был организован предпремьерный показ. Журнал «Фома» совместно с радио «Вера» спросил приглашенных гостей об их ожиданиях и первых впечатлениях от картины.

Иван Демидов, ведущий, телережиссёр и продюсер

Как мне напомнил Владимир Романович Легойда, так сложилось (исключительно по совпадению), что именно я, еще будучи заместителем министра культуры, ставил подпись на предоставлении государством средств на этот фильм. Для меня теперь это радостно и лестно. У каждого православного своя связь с батюшкой Серафимом. И я не остался без нее в своей жизни, поэтому мне втройне интересно, что же в итоге получилось. Перед показом ко мне подошел один из наших известных актеров, Валерий Трошин, и сказал: «Ждем чуда». Я ответил: «Давай так, уж точно ждем настоящего и хорошего, а будет чудо, ну и Слава Тебе Господи». Может, сейчас и рано об этом говорить, но как вы думаете, этот мультфильм, он может нас возвратить нас к традиции старых советских?

Мне кажется, что рассчитывать на то, что одно произведение в нашем шумном мире пробьет альтернативную стену, излишне романтично. Но с другой стороны, если не делать такие произведения, то никогда ничего и сможешь предложить. Рассуждая трезво, я бы мечтал, чтобы этот фильм доказал возможность современных художников браться за такие темы, столь важные для нашего народа и столь подзабытые нашими художниками за последние 20-30 лет. Если профессионалы с этим справились, то, поверьте мне, это огромное-огромное событие для нашей культуры, не побоюсь этого слова. Именно этого я себе, вам и всем зрителям желаю.

Дети:

— Мы посмотрели мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы». Мне там очень понравились такие моменты, где её заставляли поверить, что Бога нет, а она отказывалась. И еще мне особенно нравится тот момент, где крестик у нее взяли — у меня захватывала душа, я вообще люблю такие моменты. Я впервые в кинотеатре, но мне очень понравилось.

— Мне понравилось, что Серафима — девочка очень-очень смелая, она даже не побоялась перейти через разломанный мост, но это же … очень страшно. Такой момент никогда не видела. Еще Серафима – девочка очень-очень терпеливая и очень твердая, потому что она боролась за свой крестик и это самое главное. Мне очень понравился этот мультфильм.

Светлана Журова, олимпийская чемпионка, депутат Государственной Думы

У нас не так много добрых мультиков. Большинство детей предпочитает мультфильмы «Диснея» и еще какие-то, советские, на которых мы воспитывались, уже почти совсем забылись. Поэтому, когда появляется добрый российский мультфильм, это вызывает особый интерес. А тут мультик не просто добрый, но еще и с религиозным контекстом. В нем есть какие-то основы веры, которые, возможно, дети не воспринимают через книжки или рассказы родителей, а смогут понять через мультфильм. Это важно.

Федор Бондарчук, актер и режиссер

Было очень волнительно присутствовать на премьере этого мультфильма. Сама анимация, концепт-дизайн — они не похожи ни на что, что делается в этом же жанре. Если бы это была живопись, то это было бы такое Наивное искусство, но очень красивый его образец.

Каждый из нас бережет в себе ребенка, я был в абсолютном восторге. Но воспримет ли это зритель? Хотелось бы верить. Это с одной стороны. С другой стороны, сам сценарий и сама история — это эксперимент. Мы — большая православная страна, но я не помню, чтобы что-то подобное выходило в большой анимации. Поэтому хочется пожелать только удачи. Но судя по тому, что «Central Partnership» ,большая прокатная компания обратила внимание на этот проект – есть все шансы на успех.

Цель у настоящего кино одна — это эмоции. Если душа откликается и ты радуешься или плачешь, переживаешь или задумываешься, то ты уже достиг цели. Но самое главное, чтобы это не было разрушительно. Я не поддерживаю деструктивное, разрушительное кино.

Помните период, когда все обсуждали и сравнивали старые русские мультфильмы и нахлынувшую волну иностранной мультипликации. Обсуждали качество и меру вкуса, влияние на детей. В результате все вернулось на круги своя. Сейчас, во-первых, есть русская анимация и ее много, во вторых, появились новые герои и новые культурные коды. У меня две внучки, я знаю, о чем говорю. Мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы,» может стать следующим витком возникновения новых героев, хочется в это верить.

Картина выходит в широкий прокат, более 700 копий, это серьезная заявка. Поэтому хочется пожелать удачи и посмотрим, что будет.

Валерий Трошин, актер

Находясь в зрительном зале, я сидел и думал, что есть Бог на самом деле. Я ожидал чуда, я хотел чуда и я, в итоге, присутствовал при чуде. Просто потрясающий мультфильм.

При этом в нем нет ощущения сусального золота. Это, наоборот, очень жизненная история. В которой совершенно естественно присутствуют Бог и детская вера. Мне кажется, когда дети будут смотреть, большинству родителей даже объяснять ничего не нужно будет. Тем же, кто что-то не поймет, будет о чем важном поговорить детям и родителям после просмотра. Мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы» задают правильный тон для разговора о вере.

Я рекомендую всем, у кого есть дети, посмотреть обязательно этот мультфильм. И первый раз пойти обязательно в кинотеатр, чтобы ничто не отвлекало. А потом уже, купив диск, пересматривать дома.

Читать еще:  Поделки к Рождеству. 7 подробных фотоинструкций

Необыкновенное путешествие Серафимы: за кадром

27 августа 2015 года на экраны вышел полнометражный анимационный фильм «Необыкновенное путешествие Серафимы». В интервью порталу «Православие и мир» заместитель председателя Синодального информационного отдела Игорь Мещан рассказал о замысле мультфильма, его персонажах и истории создания.

— Расскажите, пожалуйста, о команде, которая участвовала в создании мультфильма, как вы подбирали людей, с кем прежде всего советовались, без чьей помощи было трудно обойтись?

— Команда сложилась исторически. Сначала мультфильмом занимался только Фонд Серафима Саровского: Сергей Габестро как исполнительный директор, епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий как председатель правления. Мы решили сначала заказать сценарий, а потом подбирать команду, которая будет его осуществлять. Наняли очень хорошего, маститого сценариста, который написал сценарий на основе жития преподобного Серафима. Там был адаптированный для детей сквозной персонаж, который участвовал во всем действии и был с батюшкой Серафимом во всех жизненных перипетиях.

Мы начали обсуждать сценарий и пригласили к сотрудничеству «КиноАтис», показали им наш сценарий. Они посмотрели, вернули и сказали: «Этот сценарий очень качественный, но он рассчитан на очень конкретную, церковную аудиторию, которая знает, кто такой батюшка Серафим, читала его житие. Это можно сделать, но это будет искусство ради искусства».

Да, у нас была другая задача, мы хотели сделать семейную историю, рассчитанную не только на церковную аудиторию, которая была бы интересна всем. Конечно, все знают кто такой Серафим Саровский. Преподобный Серафим — национальный герой и святой, которого знает практически весь мир. Никто не знает, где находится Нижний Новгород, но если сказать, что этот город находится рядом с Серафимо-Дивеевским монастырем, то всем все становится ясно. Но житие как специфический жанр готова воспринимать только подготовленная публика, человек, находящийся в другой системе координат, в иной системе ценностей, будет испытывать сложности в восприятии.

И несмотря на то, что мы уже имели готовый житийный сценарий, потратили деньги, мы решили: «Давайте сделаем историю, которая будет интересна всем». Узкоцерковная история — это одно дело. А история, которая говорит о добре, о зле, о каких-то сложных обстоятельствах жизни — совсем другое.

И появился новый сценарий — история о девочке из детского дома, которая потеряла родителей перед войной. Батюшка Серафим — один из участников этой истории, он участвует в жизни девочки, которая живет через сто с лишним лет после его смерти. И участвует он именно как святой, помогая девочке. В общем, получилась очень добрая, душещипательная история, интересная и взрослым, и детям. Ведь милосердие — это большая тема, которая находит отклик у любого человека, церковного или нецерковного. Если человек добрый, если у него есть внутреннее благородство — он откликнется.

— А житийные моменты все-таки вплетаются?

— Какие-то житийные моменты безусловно есть, но это не основная канва повествования. Основная история — это история девочки, очень трогательная, милосердная, и детская, и взрослая. Конечно, важно заинтересовать зрителя историей персонажа, личностью батюшки Серафима, а потом, если человек захочет, он прочитает житие.

— Съемочная группа побывала в Дивееве, в Сарове, посетила места, где жил преподобный Серафим, как это помогло в создании мультфильма? Как к созданию мультфильма отнеслись игумения и монахини Дивеево?

— Съемочная группа и те, кто работал над фильмом, посещали Дивеево, потому что если ты делаешь фильм, где есть святой, который жил в каком-то реальном месте, и это место сохранилось, важно посмотреть, как это выглядело раньше и как выглядит сейчас. Также сохранилось какое-то количество памятных и личных вещей преподобного Серафима. Конечно, важно было посетить эти места, и съемочная группа с радостью туда съездила. Они были и в Сарове, и в Дивеево, напитались серафимовским духом. Всем стало проще понять, в каком проекте они участвуют.

Матушка Сергия, игумения Серафимо-Дивеевского монастыря, нас поддержала, и в монастыре идею создания мультфильма приняли с радостью. Батюшка Серафим реально участвует в жизни миллионов людей. Неслучайно в Дивеево каждый год притекает столько народа. К сухому источнику никто не ходит. А с помощью мультфильма мы сможем показать людям как наши святые, наши национальные герои участвуют в жизни людей.

— Как не ошибиться, попасть в образ? Были ли сомнения при создании главных персонажей, прежде всего — преподобного Серафима?

— Конечно, сложности были. Мультипликационный герой должен быть похож на батюшку Серафима. Естественно, мы изучили иконографию преподобного Серафима, сохранились и портреты преподобного. Нужно было портретное, иконографическое сходство. Потом были сделаны скульптуры батюшки Серафима, мы их обсудили, показали модели и саму картинку владыке Георгию, митрополиту Нижегородсткому и Арзамасскому, и матушке Сергии. Они высказывали свои замечания.

Другая сложность — озвучка. Ведь батюшка Серафим в фильме разговаривает. А какой голос у него должен быть? Вы можете это представить? Мы не можем. Значит, приходится это тоже подробно обсуждать. Конечно, создание образа преподобного — это некая новая реальность, ведь нет живых людей, которые бы слышали, как разговаривал батюшка Серафим, кто бы слышал его голос. А теперь он будет звучать.

Одна из причин, почему мы решили делать именно мультфильм, а не фильм, потому что в мультфильме больше пространства для маневра. Герой фильма всегда ассоциируется с актером. А в нашем случае — это не так должно быть.

— Мультфильм — это действо прежде всего для детей, как, на ваш взгляд, можно заинтересовать детей такой «несовременной» историей, где один из главных персонажей — святой?

— Есть же мультфильмы, которые смотрят взрослые с детьми. Но не в этом дело. Понимаете, мультик — это не про Лунтика. Это история, это полнометражное кино, но сделанное мультипликационным способом. Надо к этому так относиться. Там нет «микки маусов» или «телепузиков», которые летают или прыгают в высоту на 20 метров. Это нормальное, полноценное кино, просто сделанное в виде мультфильма.

— Были ли какие-то открытия (приятные или нет), которые вы никак не планировали в процессе создания мультфильма?

— Делать фильм, тем более мультипликационный — это тяжелый труд и огромная работа большой команды людей. И самое большое открытие — это отношение людей к той работе, которую они делают. Потому что все актеры, которые озвучивали, команда, которая работала, очень тепло отнеслись к проекту. Некоторые, например, не хотели брать гонорары. Они считали, что работа над таким мультфильмом — их вклад в нужный и важный проект.

— Не секрет, что фильм успешен тогда, когда зрители полюбили персонажа. Как вы думаете, каким получился Серафим Саровский? Легко ли его полюбить?

— Легко. Но это история девочки Серафимы, а не преподобного Серафима Саровского. Конечно, батюшка Серафим — ключевой персонаж, но прежде всего, это рассказ о девочке, в жизни которой принимает участие святой Серафим Саровский. История девочки, конечно, вызывает и сочувствие, и любовь. И в мультфильме замечательный финал, увидите.

— Как совмещается использование современных технологий с тематикой мультфильма? Это просто дань времени или современные технологии помогают в реализации задумок создателей мультфильма?

— Язык — это выразительное средство. Я в детстве закрывался в ванной и делал черно-белые фотографии — сам снимал, сам печатал: пленка, увеличитель, проявитель, закрепитель. Но где сейчас черно-белая фотография? Только на уровне искусства для тонких ценителей, которых единицы. А сейчас у нас везде цифровые фотоаппараты и цветные фотографии. Мои дети, например, не воспринимают черно-белую фотографию. Они не понимают, что это такое, потому что живут вне этого контекста.

Мы все смеялись, почему старые фильмы раскрашивают, а в этом есть смысл, потому что современный человек не понимает и не принимает черно-белую историю. Ему нужна цветная картинка. Поэтому наш фильм сделан с помощью современных технологий — это рисованный фильм, но с использованием компьютерной анимации или motion capture — технологии, при которой движения актера переносятся на экран. В результате мультипликационный персонаж движется, как живой человек. Таким образом передаются эмоции и образы понятные и привычные именно для современного человека.

Фильм делался около трех лет. Сначала шла проработка всех персонажей, моделей. Потом корректировался и менялся сценарий, делалась прорисовка картинок, раскадровка, потом каждый кадр превращался в живую картинку и так далее — огромная работа.

Мы делали кино современными средствами, которые понимают современные зрители. Зачем им напрягаться, отвлекаться от смысла, от истории, а переваривать форму подачи? Это же не арт-инсталляция.

Читать еще:  История для тех, кто считает, что «Церковь против прогресса»: как святитель Филипп провел на Соловках техническую революцию

— Это не коммерческий проект?

— Для нас, фонда преподобного Серафима Саровского — конечно, нет. Понимаете, мне сложно говорить о каких-то ожиданиях коммерческого плана. Конечно, фильм будет прокатываться в кинотеатрах, а туда люди бесплатно не ходят. Но нам прежде всего важно и хотелось бы, чтобы люди увидели мультфильм и увидели на большом экране — это совершенно другое восприятие, другое качество, другое ощущение. Мы не зарабатываем на этом деньги, мы наоборот — вкладываем деньги в смысловую, интересную и важную на наш взгляд историю и хотим, чтобы все его посмотрели.

— Можно сказать, что это миссионерский, просветительский проект?

— Любой проект, который связан со святыми — миссионерский, в большей или меньшей степени. Мы уверены в том, что современные люди должны знать своих героев, должны знать свою историю, потому что преподобный Серафим — и наш святой, и наша история. Это один из самых известных в мире наших соотечественников!

Вдумайтесь в простую вещь: преподобный Серафим — современник Пушкина, но они никогда не встречались. Пушкина мы знаем, Серафима мы знаем, но это две совершенно разные фигуры в истории. Кто был Пушкин? Гениальный поэт, светский лев. И его знает весь мир. А кто такой был батюшка Серафим? Гениально одаренный духовно человек: жил в лесу, более 10 лет был в затворе, никуда не ездил. И его знает весь мир. И тот, и другой — наши национальные герои, наша история. И народ должен знать об этом.

Необыкновенное путешествие Серафимы — Тимофей Веронин

Рецензия на книгу для детей Тимофея Веронина «Необыкновенное путешествие Серафимы»

Совсем недавно на при­лав­ках пра­во­слав­ных мага­зи­нов и ярмар­ках появи­лась новая книга для детей Тимо­фея Веро­нина “Необык­но­вен­ное путе­ше­ствие Сера­фимы”. Эта книга, вели­ко­лепно издан­ная на пре­крас­ной мело­ван­ной бумаге, снаб­жен­ная яркими иллю­стра­ци­ями, выпу­щена в свет Изда­тель­ским Сове­том Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви и одоб­рена извест­ным мос­ков­ским пас­ты­рем про­то­и­е­реем Нико­лаем Ведер­ни­ко­вым, слова кото­рого при­ве­дены на обо­рот­ной сто­роне обложки. В част­но­сти, отец Нико­лай отме­чает, что “автор не отсту­пает от цер­ков­ного пре­да­ния и вме­сте с тем исполь­зует образы, пита­ю­щие вооб­ра­же­ние ребенка… Книга впи­сы­ва­ется в мис­си­о­нер­ское направление”.

Но я уве­рен, что ува­жа­е­мый отец Нико­лай все-таки не нашел вре­мени для более деталь­ного озна­ком­ле­ния с тек­стом этой пове­сти, иначе он отка­зался бы от сво­его напутствия!

Что же за новая повесть перед нами?

Откры­ваем книгу, и сразу попа­даем в насто­я­щий мир “пра­во­слав­ного фэнт­эзи”, так попу­ляр­ного среди опре­де­лен­ного круга пра­во­слав­ных чита­те­лей в наше время. И все бы вроде ничего, ведь мы при­выкли уже к тому, что Архан­гелы раз­го­ва­ри­вают между собой, сидя на кры­шах домов и строя свои планы на стра­ни­цах романа мастера жанра – извест­ной совре­мен­ной писа­тель­ницы, и раз­лич­ные чудеса и виде­ния в совре­мен­ной пра­во­слав­ной прозе тоже вроде бы не новость, но в пове­сти Тимо­фея Веро­нина геро­ями стали биб­лей­ские пер­со­нажи – Спа­си­тель, Пре­свя­тая Бого­ро­дица, свя­тые Бого­отцы Иоаким и Анна, свя­той пра­вед­ный Симеон Бого­при­и­мец, Апо­стол Иоанн Бого­слов, свя­тая Мария Маг­да­лина, а также пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский и другие.

И вроде бы, дей­стви­тельно, автор зна­ко­мит юных чита­те­лей с пра­во­слав­ными празд­ни­ками в лег­кой и непри­нуж­ден­ной форме, форме ска­зоч­ного путе­ше­ствия на “ост­рова празд­ни­ков”. И инфор­ма­ция о празд­ни­ках в книге, правда, при­сут­ствует. Но как она пода­ется малень­кому чита­телю? Глав­ная геро­иня пове­сти, девочка Фима, лично обща­ется со свя­тыми (даже со Спа­си­те­лем и Пре­свя­той Бого­ро­ди­цей), при­сут­ствует при важ­ней­ших собы­тиях Еван­гель­ской исто­рии, опи­сан­ных авто­ром так сво­бодно и непри­нуж­денно, что про­сто диву даешься!

Вот как, напри­мер, в книге изоб­ра­жа­ется пер­вая встреча глав­ной геро­ини с Анге­лом: “И тут она опять услы­шала неж­ный голо­сок. Он пел откуда-то сверху. Фимка под­няла голову и замерла от удив­ле­ния и страха. В даль­нем углу кла­до­вой пор­хало лёг­кое свет­лое суще­ство. Оно напо­ми­нало малень­кое сол­нышко только с голов­кой малыша и тон­кими, как у бабочки, кры­льями. Этот солн­це­об­раз­ный малыш летал и пел. Тихо, нежно. Пел одно и то же. А что – Фимка разо­брать сна­чала не смогла. А потом при­слу­ша­лась и разо­брала. Он пел: “Хри­стос вос­кресе”. Как вы дума­ете, как будет отно­ситься ребе­нок после этих “апо­кри­фов” к сво­ему Ангелу Хра­ни­телю? Какое он будет иметь пред­став­ле­ние вообще об Ангелах?

Читаем далее. В тем­пе­ра­тур­ном бреду девочка Фима попа­дает в рай и встре­ча­ется там с пре­по­доб­ным Сера­фи­мом Саров­ским:

“Дедушка повёл Фимку по этой тро­пинке. И вскоре они вышли к лес­ной избушке. Внутри горели свечи. В углу было чьё-то изоб­ра­же­ние.… – Вот, Сера­фи­мушка, здесь я и жил-пожи­вал, когда был зем­ным жите­лем. Нет, мы на землю не вер­ну­лись, как ты дума­ешь, про­сто тут у нас есть такие уголки, куда зано­сит что-то из зем­ного про­шлого. Ведь про­шлое, Сера­фи­мушка, оно не про­шло, оно оста­ётся вечно. Я, Сера­фи­мушка, твой свя­той. Ты не зна­ешь, кто такой святой. ”

А вот как пре­по­доб­ный Сера­фим далее гово­рит Фиме о “своем сер­деш­ном друге” свя­ти­теле Нико­лае Чудо­творце: “Вот мы с дру­гом моим сер­деш­ным, о нём я тебе потом скажу, упро­сили Гос­пода тебя к нам в гости при­гла­сить и даже к Его сто­поч­кам пред­ста­вить. Только всему своё время. А что за друг мой, этого я тебе не пове­даю. Нико­лаем зовут, да, Нико­лаем, а кто и что, к чему тебе знать? Но тоже о тебе перед Гос­по­дом печалуется”.

Повесть посвя­щена пра­во­слав­ным празд­ни­кам, и путе­ше­ствие по их хро­но­ло­гии откры­ва­ется гла­вой “Река вре­мени”. В начале путе­ше­ствия появ­ля­ется еще один пер­со­наж – свя­той Симеон Столп­ник. Вот как кра­сочно это изоб­ра­жено у автора: “… Чьи-то силь­ные руки под­хва­тили её и бережно пере­са­дили на лодку, чуть качав­шу­юся на вол­нах. Рядом с ней стоял высо­кий белый ста­рец – батюшка Симеон. А Сера­фим был ещё на берегу.

– Сей­час, сей­час, моя радость, малинки только соберу в дорогу, – мах­нул он ей кузов­ком и при­нялся сры­вать ягоды с невы­со­ких кустов, кото­рые сами скло­няли свои ветви к его лукошку и отда­вали боль­шие соч­ные ягоды.

– Давай зна­ко­миться, – ска­зал ста­рец Симеон, – знаю, тебя зовут Сера­фима, а меня пре­по­доб­ный Симеон Столпник.

– Какое у тебя имя смеш­ное – Столп­ник, – выпа­лила Фимка. – А что это такое?

– Ну, сокро­вище моё, – раз­дался весё­лый голос Сера­фима (он уже садился в лодку с пол­ным лукош­ком ягод), – разве так с батюш­кой раз­го­ва­ри­вают. Он-то, батюшка Симеон, и хра­нит ворота Реки Вре­мени. Нас с тобой сего­дня он, бла­го­де­тель наш, пустил, и мы в пла­ва­ние наше с Божией помо­щью отправляемся.

– Ну, Сера­фима, бла­го­слови тебя Бог, – улыб­нулся пре­по­доб­ный Симеон, – прими от меня неболь­шой пода­ро­чек, – и ста­рец пове­сил на грудь Фимки кро­хот­ный кре­стик из необыч­ного металла: он был раз­но­цвет­ным, на нём оста­вили следы и лазур­ная голу­бизна реки, и алый закат, и сереб­ри­стая луна, и золото солнца.

Симеон обнял Сера­фима, они посто­яли с минуту, дер­жась за руки. И было видно, как им хорошо вме­сте, радостно. А потом Симеон чуть при­под­нялся над лод­кой, опу­стился на воду и опять заша­гал по реч­ной сереб­ри­стой дорожке из лун­ных бли­ков. Он то и дело огля­ды­вался и кре­сто­об­разно бла­го­слов­лял путешественников”.

Чест­ное слово, какие милые ста­рички обща­ются с девоч­кой на небе! “Хра­ни­тель ворот Реки Вре­мени”. Можно только уди­виться автор­ской фан­та­зии, пред­ста­вив­шей юным чита­те­лям такой образ­ный дидак­ти­че­ский материал…

И вот, уже путе­ше­ствен­ники вме­сте посе­щают “ост­рова празд­ни­ков”: “Мы с тобой по мило­сти Отца Небес­ного и Пре­чи­стой Бого­ро­дицы ост­рова празд­ни­ков посе­тим. Послу­шаем, что нам свя­тые угод­ники Божии рас­ска­жут. Ах, сладко их слу­шать, Серафимушка”.

Далее начи­на­ются вообще небы­ва­лые вещи: Фиму при­ча­щает пре­по­доб­ный Сера­фим, а свя­тые Иоаким и Анна рас­ска­зы­вают ей, местами сюсю­кая, о Рож­де­стве Бого­ро­дицы и Вве­де­нии Ее во храм: ” – Сера­фи­мушка, сокро­вище, веру­ешь ли ты, что в чаше Кровь и Тело нашего Гос­пода? – снова спро­сил батюшка.

– Как в это верить? – про­нес­лось в голове Фимки. – Глу­пые выдумки, обма­ны­вают народ, бур­жуи, – и вдруг Фимка ясно поняла, что всё это – насчёт бур­жуев, выду­мок, – ложь, а правда – вот здесь, в этих пла­ме­не­ю­щих све­чах в руках Иоакима и Анны, в сия­ю­щих звёз­дами гла­зах Сера­фима и в этой чаше”.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector