4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Молитва в бронзе

Молитва в бронзе

Дмитрий и Анна Казюко приехали на Московский Пасхальный Фестиваль из Минска, где выступили в рамках звонильной программы. Анна – профессиональная виолончелистка, а Дмитрий – старший звонарь минского храма Всех Скорбящих Радость. В интервью для сайта ВТБ они рассказали о традициях и канонах колокольного звона.

– Как чувствуете себя после выступления?
Дмитрий: Колокола тут новые и довольно тяжелые. В Минске у нас веса поменьше. Мало звонниц, где работаешь с большими колоколами. Поэтому ощущение такое необычное, благодатное.

– Как вы стали заниматься колокольным звоном?
Дмитрий: Моя мать – верующий человек, ходит в храмы. Она хотела, чтобы сын стал звонарем, нес хотя бы такую простейшую службу. Я учился в Минске в школе звонарей. Занимаюсь колокольным звоном уже девять лет.
Анна: Я заканчивала консерваторию по классу виолончели. Будучи человеком верующим, решила, что раз уж есть способности, я просто обязана освоить эту профессию. Конечно, девушкам сложнее озвучивать большие колокола. Впрочем, в Москве колокола тяжелее, но все звонницы хорошо оборудованы, и звонить не сложно. Но все равно ощущается физическая нагрузка.

– Вы состоите при каком-то храме или звоните от случай к случаю?
Анна: В Минске я звоню службы в том же храме, в котором пою на клиросе. Год назад у нас была оборудована звонница с тутаевскими колоколами.
Дмитрий: Я старший звонарь в своем храме.
Анна: В Белоруссии проблема – мало финансирования, мало колоколов и, соответственно, практики маловато. К счастью у меня есть счастливая возможность полностью этим инструментом владеть и работать.

– Как давно принимаете участие у Московском Пасхальном Фестивале?
Дмитрий: Я езжу уже давно – лет шесть подряд. Раньше приходил запрос в нашу школу звонарей. И директор выбирал лучших.

– Как различаются между собой звоны?
Анна: Например, сегодня мы находимся в рамках Светлой Седмицы. По уставу Православной церкви звон в Светлую Седмицу звучит после литургии и до вечернего богослужения. Звон определяется уставом церкви. Есть погребальные звоны, есть другие. Конечно, каждый звонарь должен это знать.

– А кто пишет музыку для колоколов?
Анна: Да никто не пишет. Это импровизационное во многом искусство.
Дмитрий: В основном да, но есть, например, особенные Ростовские звоны.
Анна: Особенные мелодии звонов складывались исходя из доступного инструментария, колоколов, которые были в наличии в церквях и монастырях. Где-то были очень тяжелые колокола и там звучат медленные звоны. К этому направлению относится, например, ростовская школа. В Белоруссии, традиционно довольно легкие колокола. Нас так и воспринимают: «О, белорусский звон такой быстренький, шустренький». Почему? Потому что у нас нет тяжелых колоколов, а маленькие веса дают более быстрый темп. Чем тяжелее колокола, тем медленнее они озвучиваются.

– Тем не менее, записывается же эта музыка. Каким образом?
Анна: В начале двадцатого века Аристарх Израилев впервые записал нотно ростовские звоны. И благодаря этому их смогли восстановить. В советское время группа подвижников изучала и сохраняла традиционные звоны. Что касается нас, мы вычленяем ритмические основы, какие-то типичные характерные фигуры. Но в своих звонах в большей степени импровизируем. Хотя, разумеется, звон регламентируется уставом – он может быть кратким или, например, трезвоном.

– Как я понимая, существуют просто какие-то опорные точки, какие-то общие характеристики, при этом каждый звонарь всегда импровизирует?
Дмитрий: Да, например, перезвон или погребальный звон. Когда хоронят человека звонят от малого до большого колокола по одному удару, дослушивая, как он прозвучит. Если служба погребения Христа, то звонят с большого по малый колокола. Чисто ритмично для русского звона характерна четырехдольность. Впрочем, кто-то может звонить и на другие размеры: на три четверти, например.

Читать еще:  Мария Магдалина. На самом деле

– Меняется ли звон в зависимости от вашего настроения?
Анна: Безусловно. Бывает, поднимаешься на звонницу, чувствуешь, что уже просто не осталось сил. Потом, касаешься колоколов и, тут же меняется настроение, наступает прилив сил. В процессе понимаешь, что планировал позвонить иначе, а вышло что-то совершенно неожиданное.

– Не страшно высоко забираться?
Дмитрий: Тут еще не высоко. Вот в Троицко-Сергиевой Лавре, там высоко. А вообще, не страшно.

– Чем отличается звон в католических и православных церквах?
Дмитрий: В костелах раскачивают сам колокол, а мы язык, который ударяет о юбку. Поэтому у них хаотичные удары.
Анна: В Русской Православной Церкви тоже сохранился такой способ. В Псково-Печерской лавре от колокола протягивалась длинная веревка и внизу за нее тянули. Таким образом, раскачивали сам колокол.

– Можно ли сыграть на колоколах определенную мелодию?
Анна: Если позволяет набор колоколов. Так в Даниловом монастыре все прописано, и они учат, как звонить определенные гимны. А в XIX веке начали специально подтачивать колокола внутри, чтобы изменять тон. Как раз для того, чтобы придать звону музыкальность. Но традиционно, по уставу нет таких указаний.

– Есть разница в звучании старинных и современных колоколов?
Дмитрий: У нас в Белоруссии даже проводилось исследование. Записывали новые колокола и сверяли со старыми. Старые колокола издают ультразвук, инфразвук. Т.е. звуки, которые не слышимы для человека. Ниже 20 герц и выше 20 кГц. Новые колокола таких звуков не издают. Есть версия, что все дело в старости металла. Что такое колокол? Это молитва в бронзе! C годами колокола приобретают намоленность. Говорят, что старинные колокола обладают целебной силой.
Анна: Традиция в православии восстанавливается не быстро. Также и традиции литейного дела. Точно неизвестно, как в старину изготавливались колокола – только примерные пропорции. Все это тайна. Никто ее не откроет. Старые мастера знали свое дело, а новые только пытаются дотянуться.

– Вы общаетесь с мастерами, бываете на колокольных заводах?
Дмитрий: Конечно, мы были не раз. Зависит от того, как руководитель относится к своему делу. У нас в Минске на заводе умер старый директор, пришел новый, а колокола стали хуже звучать.
Анна: Не с первого раза получается колокол. Как Бог благословит. Бывают и трещинки, и нюансы какие-то.

Порядок звонов в пасхальные праздники

Полунощница в Великую субботу, согласно следованиям Типикона, – последняя служба Страстной седмицы. В современной практике она примыкает к пасхальной утрене. О созыве на полунощницу в Типиконе говорится: «Взем от настоятеля благословение, и тако изшед, ударяет в било». Но в настоящее время перед полунощницей совершается благовест в праздничный колокол (непродолжительно, около пяти минут) редким ударением (если праздничный колокол весит более 300 пудов, то звон совершается в один край или через один удар).

В Типиконе не предписывается совершение крестного хода вокруг храма, однако в настоящее время невозможно себе представить без него пасхальную службу.

Читать еще:  Рождественская сказка handmade

Во время крестного хода совершается трезвон во все колокола, который продолжается до того момента, когда шествующие, обойдя вокруг храма, станут у западных дверей в храм для совершения Пасхального начала. Здесь трезвон следует остановить, а по совершении Пасхального начала, когда молящиеся входят в храм, трезвон возобновляют; заканчивают его уже фактически к началу канона.

Следующий звон в пасхальную ночь совершается по окончании утрени перед началом литургии. Это трезвон в три приема, как заведено к литургиям праздничным и воскресным, только с тем отличием, что перед этим не совершается благовеста.

На чтении Евангелия во время литургии в Типиконе указано: «И на всяком возгласе или статьи Евангелия ударяют в церкви по единожды в кандию. Параекклисиарх же вне церкви в великое било и в великий кампан; на последнем же возгласе ударяют во вся кампаны и в великое било». Это означает, что следует совершать в большой колокол по одному удару перед каждым чтением, а по окончании чтений – трезвон. В современной практике эти звоны не совершаются, хотя не совсем понятно, по какой причине. Было бы неплохо, по мнению автора, эти звоны восстановить.

Если праздник Пасхи совпадает с Благовещением, то «…к тому Евангелию в кандию не ударяют», поскольку полагаются чтения Благовещению и Пасхе, а традиционных чтений Евангелия на разных языках нет.

На евхаристии, как обычно, – двенадцать ударов в праздничный колокол. По окончании литургии – праздничный трезвон.

Звоны Светлой седмицы

Благовестят во всю Светлую седмицу в праздничный колокол, трезвонят «во вся».

На литургиях благовест непродолжительный. Поскольку часы в эти дни поются, то время звона перед началом литургии заметно уменьшается, потому в некоторых церквях настоятели благословляют перед литургиями в этот период трезвонить вообще без благовеста.

Всю Светлую седмицу совершаются крестные ходы вокруг храма. Здесь звонарям следует заранее договориться со своими помощниками (теми, кто подает сигналы о движении крестного хода), чтобы на прекращение трезвона сигнал подавали не сразу по остановке головной группы, а после того, когда духовенство приготовится к совершению действ (чтению Евангелия, совершению ектении, кроплению святой водой и т.д.).

Останавливается крестный ход на всех четырех сторонах храма, но следует учитывать, что остановки не всегда одинаковы по продолжительности. Последняя, четвертая, остановка совершается в западной части храма, у паперти. После этого заходят в церковь уже для того, чтобы закончить службу и приложиться к кресту. На вхождение крестного хода в храм тоже совершают трезвон. Этот трезвон можно считать заключительным, если после литургии не совершается праздничного молебна. Если же молебен совершается, то трезвонят уже, собственно, на выход прихожан из храма.

О порядке посещения колоколен

В Светлую седмицу разрешается посещать колокольни и звонить в колокола всем желающим, однако не нужно оставлять колокольни без присмотра. Гостей должен сопровождать кто-либо из церковного причта (лучше всего, конечно же, сам звонарь).

Желающим позвонить доверяют это только в том случае, если у них есть хотя бы некоторый опыт. Прежде чем доверить звон новичку, его нужно проинструктировать. Следует помнить, что разбить колокол нетрудно. Гораздо труднее его приобрести. Кроме того, неумелый, нестройный звон может раздражать и причинять беспокойство проживающим невдалеке от церкви гражданам.

Колокольни являются объектом повышенной опасности, и ответственность за безопасность гостей ложится на того, в чьем сопровождении они пришли. Следует категорически исключить из числа посетителей лиц в нетрезвом состоянии.

Читать еще:  ПАМЯТНИК - ОТ СЛОВА "ПАМЯТЬ"

Нередки случаи, когда после посетителей на колокольне приходится перевязывать оснастку, чинить педали и прочие приспособления, которые от неправильного звона приходят в плачевное состояние.

Все эти нюансы следует предусмотреть заранее и, по согласованию с настоятелем храма, определить порядок посещения колокольни и правила совершаемого звона.

Пасхальный звон: молитва в бронзе

Читают ее накануне Пасхи, до колокольного звона, дома, стоя на коленях.

«Во имя Отца, предвечного Творца, Во имя Сына Христа и Святого Духа. Ныне и вечно и бесконечно. Аминь. При царе Мануиле Комнине. При лавре его золотой, Служил Господу Богу Лука Святой. Накануне Пасхи святой, в лавре золотой. Матерь Божия, явилась двум слепцам. Привела она их во Влахернский храм. Ангелы, херувимы, серафимы запели, Слепые перед матушкой прозрели. Сию молитву святые отцы писали. Все 40 святых ее благословляли. Воистину! Сам Господь сказал: «Кто эту молитву прежде Пасхи прочтет, Тот при помощи ее от трех смертей уйдет». Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

МОЛИТВА ПЕРЕД ПАСХОЙ О ВЫЗДОРОВЛЕНИИ.

Если взрослый человек или ребенок постоянно и сильно болеет, на Пасху сделайте следующее. В небольшую бутылочку налейте святой воды, принесенной из церкви. Опустите в нее нательный крестик (освященный) того, кого хотите вылечить и прочитайте 3 раза слова:

«В царствии небесном есть родник чудесный. Кто до воды дотронется, кто водой умоется, с того недуги смоются. Той воды я набрала, рабу Божьему (имя) отдала. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Крестик выньте, наденьте на владельца, а водой окропите трижды его лоб. Сбрызгивайте часто болеющего заговоренной водой по 3 раза в день на протяжении всей Пасхальной недели, а бутылочку храните около любой иконы.

Пасхальные молитвы Господу Богу.

В Светлое Христово Воскресение стоит прочесть 5 коротких пасхальных молитв, наделенных особенной силой в этот православный денек.

Пасха — это самый великий и долгожданный праздник всего христианского народа.

Следуя давним обычаям, люди красят яйца, покупают и освещают куличи.

В канун праздника Пасхи произносятся специальные молитвы — в надежде на то, что Господь Бог коснется жилища каждого.

В светлый воскресный день, кушая кулич, выберите, пожалуйста, время, чтобы произнести пасхальные молитвы Небесному Творцу.

Они настолько сильны, что способны помочь Вам справиться с недугом и обрести то, о чем Вы все это время молились.

Уединитесь в запертой комнате.

Зажгите 3 свечи. Рядом поставьте любые, имеющиеся в наличии, православные иконы и чашечку со святою водой.

Глядя на то, как теплится пламя, почувствуйте Божье присутствие, дотронувшись душой до не треснувшей веры.

Приступайте к поочередному прочтению пасхальных молитв, обращенных к Иисусу Христу:

,,Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Помоги мне в пасхальный день исцелиться, укрепиться, водицы святой напиться. Аминь.»

,,Господь Бог, защити меня своим пришествием, огради от злого нашествия. Аминь.»

,,Господи, Боже, пусть в Пасху уйдут все печали, страдания, боли, нам так не хватает в неверии- воли. Аминь.»

,,Помоги мне, Господь, своим прикосновением, надели меня в Пасху смирением. Аминь.»

,,Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Спаси мою душу, грехи отпусти. За слабость духовную, Боже, прости. Аминь.»

Сердечно креститесь и пьете святую водицу.

Читайте пасхальные молитвы, веруя в то, что Господь Бог благословит Вашу жизнь на добрые поступки.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector