5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему Христос не праздновал день рождения

Почему Христос не праздновал день рождения?

Приблизительное время чтения: 9 мин.

Почему христиане могут праздновать то, что не праздновал Христос? Является ли для Церкви ситуация когда Рождество отмечается в разные дни новой? Почему дата праздника не соответствует исторической действительности? И как относиться к такому положению вещей? Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо заглянуть в детство Иисуса Христа, совершить экскурсию в мир церковной истории, и понять некоторые христианские приоритеты.

Уже после первого апостольского собора в Иерусалиме (49 год по Р.Х.) христианской общине стало очевидно, что Евангелие Христа важнее местных преданий, рамки веры шире рамок обычаев, а живое многообразие важнее мертвого единства. Р ассуждения апостола Павла о спорных обычаях (Рим 14:1-15:6; 1Кор 8-10) дают богатую пищу для размышлений о многообразии традиций, которые могут сосуществовать в составе неделимой Церкви. То, что верность Господу может по-разному себя проявлять – красноречивая иллюстрация единства и многообразия христианской жизни (Рим 14:57). Оказывается, Церковь способна вместить в себя различные традиции и при этом не изменить своему назначению.

Наиболее ярко, эта парадигма проявила себя в истории с датой праздника Рождества Христова. Сама возможность говорить об этой дате, основывается на сугубо культурном феномене, а не на евангельском откровении, требующем толкования. Дело в том, что с точки зрения современного ребенка, иудеи были самыми несчастными людьми своего времени. Они никогда не отмечали дни рождений. Более того, даже не хранили этот день в памяти. Важны были события самой жизни, а не факт ее начала. Время воспринималось не линейно, имеющее точку запуска и финал, а словно гигантская спираль, где важен новый качественный виток. Детство, отрочество, юность, зрелость, старость и т.д. Каждому этапу соответствовала новая возможность. Обрезание, образование, брак, социальный статус – всему свой срок.

Иудейское общество, сформировавшееся в борьбе за свою самобытность, довольно негативно относилось к влияниям иных культур. И практика отмечать день рождения ребенка тому не исключение, ведь это был римский обычай. То есть с точки зрения иудеев, это традиция оккупантов и язычников, захвативших в 63 году до Р.Х. «обетованную землю» и считавших ее своей провинцией. Первым известным иудеем, отмечавшим день рождения, был царь Ирод — ренегат, предатель и отступник. Он разгромил освободительное движение Иуды Галилеянина, на штыках римских легионов установил свою диктатуру, построил в Иудее амфитеатр, ввел кровавые гладиаторские бои, скачки, состязания гимнастов, а также, в приступе безумной подозрительности, приказал убить Вифлеемских младенцев (Мф. 2:16). Можно ли после этого удивляться, что точная дата Рождества была изначально обречена на забвение. У Христа не было дней рождения, потому что это была сомнительная радость с точки зрения общества, в котором родился, жил и рос Спаситель.

Но времена менялись. Церковь Христова все глубже проникала за пределы иудейского общества. Она заговорила на других языках и столкнулась с иными традициями. По мере распространения Евангелия среди жителей Римской империи, в церковной ограде оказывалось все больше людей, у которых сугубо иудейские страхи и ненависти не вызывали такой острой боли. Более того, это были люди, которые жизнью доказывали верность Иисусу из Назарета, но при этом, в пространстве личной жизни, следовали своему римскому воспитанию, образованию и обычаям. Именно в среде римских христиан и был реабилитирован день рождения, как праздник. Ведь детство какого-нибудь маленького Гайя, Марка, Юлии или Корнелии было наполнено доброй радостью об этом личном маленьком торжестве и «пятьсот эскимо». С принятием христианства, для человека римской культуры день его рождения становился еще и радостью о Боге, подарившем жизнь. Поэтому, когда безымянный эллинский автор составлял гимн «Царю Небесный» — удивительно красивую стихиру святой Пятидесятницы – он поклоняется Богу как «жизни Подателю», то есть главному виновнику своего рождения.

Именно в этих новых условиях существования Церковь впервые задалась вопросом о дате Рождества Христова. И поскольку точных данных не было, — церковный разум первых столетий никогда не волновала эта тема, — стало ясно, что дата эта будет условной.

Логика построения любой условности проста: если реальность недосягаема, создается ее образ. В «Пиковой даме» Пушкина призрак графини нарушает законы правдоподобия, но эта условность придает всему повествованию особенно острое выпуклое значение. Важен не факт, а идея. Если точный день Рождества Христова не известен, то им может стать любой закрепившийся в общественном поведении или культуре день. Сама реальность события от этого не страдает. Это особенно хорошо известно нашим бабушкам и дедушкам. Осиротевший ребенок, потерявший в результате войны не только родителей, но и документы, часто получал паспорт с условными датами своего рождения. Но существовать от этого он не переставал. Никто в здравом уме и трезвой памяти не стал бы отрицать, что где-то на линейке времени был день и час, когда этот малыш появился на свет. Но ценность жизни не в точности ее регистрации. И условная дата рождения, нарисованная чьей-то рукой, становилась родной для многих детей послевоенного времени. По таким же условным канонам определялись древними христианами и даты важнейших христианских событий: Крещения, Благовещения, Рождества.

Первые попытки «привязать» праздник Рождества Христова к какому-то конкретному дню предпринимаются уже во II веке христианами Египта. Египетская Александрия была не только цитаделью эллинской культуры на Востоке, но и местом прописки самых экзотических культов со всего Ближнего Востока. Особенно популярным был культ бога солнца, который праздновался 6 января. Для александрийцев принявших христианство этот день уже потерял религиозное содержание, но еще имел значение как событие семейное, собиравшее всю семью за единым столом. Нам особенно понятен этот культурный феномен на примерах «8 марта» и «23 февраля». Ведь сегодня 8-го марта большинство граждан России не вспоминают Клару Цеткин и Копенгагенскую конференцию женщин социалисток, а 23-го февраля не поднимают бокалы в честь капитуляции России в Первой мировой войне. Исторические причины этих «праздников» выветрились, но в семейном календаре остался событийный след. Так и в жизни александрийских христиан. От былого праздника сохранялась только привычка праздновать. Что в таком случае делать Церкви? Призвать к священному гневу или дать новый повод народному праздничному календарю? Церковный разум в этом вопросе проявил миссионерскую гибкость, и 6 января становится праздником Рождества Христова, а вместе с ним александрийцы начинают отмечать и день Крещения Господня.

Совпадение этих двух торжеств тоже не случайно. Оно свидетельствует о древнейшей церковной полемике с гностиками – видевшими во Христе или только Бога, или исключительно человека. Объединенный новый праздник получил название Богоявления: В Рождестве Бог принял человеческую плоть, а в Крещении явил миру Свою Божественную Сущность. Миссионерский фактор победил алармистские настроения и впервые в истории Христовой Церкви два великих праздника нашли свое календарное место.

Отголоски древней александрийской традиции праздновать Рождество и Крещение в один день до сих пор можно наблюдать в схожести богослужебных элементов этих праздников. Уставы почти одинаковы. Но 6 января во II веке и в веке XXI — разные дни. Древние александрийцы жили по юлианскому календарю. А после реформы папы Григория XIII в конце XVI века весь мир перешел на календарь григорианский. Разница между двумя календарями составляет 13 дней. Методом простой арифметики получается, что шестое января II века есть девятнадцатой января века нашего (6+13=19). Именно 19 января (6 января по старому юлианскому стилю) Русская Православная Церковь до сих пор отмечает праздник Крещения Господня. А сохранись до наших дней древняя христианская традиция Египта, на 19 января еще бы выпадало и Рождество.

Впоследствии двум праздникам было суждено расстаться, что и стало общецерковной практикой. Произошло это тогда, когда церковный календарь из древней Александрии эмигрировал в дряхлеющий Рим.

Римские граждане были падки до восточной религиозной экзотики. На смену изрядно поднадоевшим олимпийцам, приходят персидские культы. В Риме со времен император Аврелиана (III век) в день зимнего солнцестояния (25 декабря) справлялся праздник под названием Dies Natalis Solis Invicti — «День Рождества Непобедимого Солнца». Главный герой этого праздника — мидийский бог солнца Митра. Весь третий век христианской эры можно назвать эпохой «солнечного экуменизма». В Риме внедряется идея, что все божки — олицетворение единого бога солнца. Проект приобретает не только религиозное, но и политическое значение. Римская империя, создавшая единовластие на земле, желает видеть такое же единство и на небе. И, конечно же, в центре этой политтехнологии сам император — второе солнце. При Диоклетиане наступает золотой век солнцепоклонения. По словам Лукиана, «мидиец Митра, в персидском одеянии, с тиарой на голове, не знающий по-гречески даже настолько, чтобы можно было с ним поздороваться», тем не менее воцаряется в римском «кремле» — Капитолии.

В римский мир этот культ проник через киликийских пиратов во время войны Помпея. Жадный до всякой эклектики Рим, весьма креативно подошел к мрачному и жестокому митраизму. Не обошлось без вездесущих гностиков. Полухристиане-полуязычники, гностики стали активно экспериментировать над сумбурными пиратскими представлениями. Продукт их религиозного ремесла явился серьезным вызовом Церкви. Фактически, они создавали очень тонкую подделку под христианство. С их легкой подачи нео-митраизм проповедовал единобожие и возвышенные нравственные начала, имел некоторое подобие таинств евхаристии и крещения, идею вечной жизни, а также схожие представления о рае. Даже свои храмы митраисты строили в форме креста с выделенным алтарем. Как и христиане, они практиковали подвиг сурового аскетизма. Наконец, подобно христианам, последователи Митры даже имели в Риме свои катакомбы. Церковь не радовало соседство с такой подделкой, копирующей христианскую этику, догматы, символы, обряды. В народном календаре культ Митры основательно прописался под 25 декабря. Тогда римскому папе Юлию I пришла в голову идея миссионерского контрнаступления. По примеру александрийских христиан, он предлагает своей Церкви именно в этот день праздновать Рождество Христово, и тем самым выбивает персидского «оккупанта» из народного календаря. Отныне 25 декабря в Римской церкви возносят гимны Христу — Солнцу правды, истинному Свету, Который «во тьме светит, и тьма не объяла Его» (Ин 1, 5). Именно 25 декабря того времени в григорианской системе координат соответствует нашему современному 7 января (25+13).

Читать еще:  5 Рождественских песен на разных языках

Пройдя такой не легкий путь от Александрии до Рима, дата Рождества Христова к концу IV столетия добирается и до греческого Востока. А на III Вселенском Соборе 431 года этот день был уже официально принят всей Церковью, хотя еще несколько столетий сосуществовали и иные календарные традиции праздника: александрийские христиане, церковь в Армении и в Медиолане (Милан). Так что в истории Древней Церкви 25 декабря — лишь одна из дат, которая была принята в духе любви и согласия остальными христианами. И выбрана она была по закону миссионерской целесообразности, а не астрономической точности. Это был не исторический факт, а миссионерская идея. Пастырская забота, заставила Римскую церковь обратить внимание на этот день. Вместе с народом, христианизировался его исконный календарь.

После григорианской реформы XVI века весь христианский мир разделился на два лагеря: тех, празднует Рождество Христово 25 декабря и тех, кто его отмечает 7 января. Любопытно, что в календарях обеих традиций фигурирует число «25». Только у одних оно стоит «прямой» цифрой, а у других благоговейно спрятано в скобочки: 7 января (25 декабря). В скобках скрывается старый стиль. Не вдаваясь в сложные астрономические вычисления, хочется лишь обратить внимание, что так или иначе, весь христианский мир встречает Рождество именно 25 декабря. Только одни это делают в календарной конструкции нового времени, а другие в системе координат Древней Церкви и Римского мира. Как видим, в древности совершенно мирно сосуществовали различные дни для этого торжества. Единство в многообразии – важнейший христианский закон, которым живет Церковь и сегодня. Только между пятнадцатью православными церквями по вопросу старого и нового стиля счет «11:4». Православные церкви Константинополя, Антиохии, Александрии, Кипра, Болгарии, Румынии, Греции, Польши, Албании, Чешских земель и Словакии, а также Православная Церковь в Америки – отмечают Рождество по новому стилю 25 декабря. Церкви же Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская придерживаются старого календаря и празднуют это великое торжество 7 января.

Учитывая такой плюрализм традиций, большое значение сегодня для нашего христианского мира имеет понимание условного и незыблемого в церковной жизни. И опыт Церкви показывает, что не совершенно не важно, в «25» или «7» вагоне движемся мы к празднику Рождества Христова, важно, что в едином составе и в одном направлении. А спор о цифрах – условность тысячелетней христианской истории. Истории очень длинной, как состав поезда.

Фото с фотофестиваля «Накануне Рождества» в группе «Фомы» В контакте.

На заставке: Матис Грюневальд. Инзенгеймский алтарь. Рождество Христово (фрагмент).

Комментарии 13

Спасибо за тему

Спасибо.

Спасибо за тему.

. Время воспринималось не линейно, имеющее точку запуска и финал, а словно гигантская спираль, где важен новый качественный виток.

Очень познавательная и полезная тема! Спасибо, Галина!

Олег,спасибо,и как ты только успеваешь в такой тяжелой обстановке следить за всем!

» И поскольку точных данных не было, — церковный разум первых столетий никогда не волновала эта тема, — стало ясно, что дата эта будет условной.» Е сли чего-то в прпироде нет, то его нет и никогда не будет.Значит его надо придумать. Вот и придумали.

согласно библии Есть Бог -творец, «и в начале сотворил Бог небо и землю. » И сказал БОГ: да будет СВЕТ». и длилось все это 6 днейа на 7-й день Бог пошел отдыхать. и заметьте творил СЛОВОМ.

а есть еще и Господь Бог который создал,землю и небо, человека из праха земного. » а вот чем он творил неизвестно.

Вот отсюдаи начинаеются условия придуманные для того чтобы человек превратился в РАБА Господь Бога.

и возникают у тех кто СОТВОРЕН по ОБРАЗУ и ПОДОБИЮ разные вопросы- Почему в календарях царских времён 1 января значится как «Новый Годъ и Обрѣзанiе Господне»?

Тема поднята интересная, но столь противоречивая, как и сама церковь. Все придумано ЧЕЛОВЕКОМ . Очень рекомендую книгочеям «Иудейская война» Иосифа Флавия. ЕДИНСТВЕННАЯ книга дошедшая до наших времён, написанная человеком через 30 лет после событий Христовых. Кстати, автор был в Мосаде и не придумал, а описал все события, как они имели быть. А обрезание у иудеев проводится на 7 день от рождения. Причём тут 6+ 13? Сплошные условности.

Да, тема стара, как сам мир)) Вот только почему же все-таки И.Х. не праздновал свой день рождения? Статья совсем немного осветила одну из причин: иудеи не праздновали дни рождения. А т.к. Иисус был рожден в иудейской семье — то и сам этого не делал и его последователи, соответственно, тоже. В Библии не упоминается дата рождения Иисуса, не говорится в ней и о том, что нам нужно праздновать его день рождения. В энциклопедии Макклинтока и Стронга отмечается: «Празднование Рождества установлено не Богом и не берет начала в Н[овом] З[авете]». Исследование происхождения Рождества выявляет языческие корни этого праздника. Из Библии ясно видно, что, если мы поклоняемся Богу неприемлемым для него образом, мы тем самым оскорбляем его ( Исход 32:5-7) . Не думаю, что Сын Бога стал бы оскорблять своего Отца. В энциклопедии «Уорлд бук» отмечается: « Первые христиане не праздновали Его [Иисуса] дня рождения, поскольку считали празднование дня рождения любого человека языческим обычаем » (The World Book Encyclopedia).

Иисус повелел вспоминать день его смерти, а не день рождения (Луки 22:19-20). Ведь не само рождение Иисуса было самым важным (хотя это было знаменательным событием), а его жертвенная смерть. То, как он закончил свою земную жизнь, оставшись непорочным перед лицом испытаний и смерти — вот событие которое он повелел своим апостолам отмечать.

ПОЧЕМУ ХРИСТОС НЕ ПРАЗДНОВАЛ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ?

Почему христиане могут праздновать то, что не праздновал Христос? Является ли для Церкви ситуация когда Рождество отмечается в разные дни новой? Почему дата праздника не соответствует исторической действительности? И как относиться к такому положению вещей? Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо заглянуть в детство Иисуса Христа, совершить экскурсию в мир церковной истории, и понять некоторые христианские приоритеты.

Уже после первого апостольского собора в Иерусалиме (49 год по Р.Х.) христианской общине стало очевидно, что Евангелие Христа важнее местных преданий, рамки веры шире рамок обычаев, а живое многообразие важнее мертвого единства. Рассуждения апостола Павла о спорных обычаях (Рим 14:1-15:6; 1Кор 8-10) дают богатую пищу для размышлений о многообразии традиций, которые могут сосуществовать в составе неделимой Церкви. То, что верность Господу может по-разному себя проявлять – красноречивая иллюстрация единства и многообразия христианской жизни (Рим 14:57). Оказывается, Церковь способна вместить в себя различные традиции и при этом не изменить своему назначению.

Наиболее ярко, эта парадигма проявила себя в истории с датой праздника Рождества Христова. Сама возможность говорить об этой дате, основывается на сугубо культурном феномене, а не на евангельском откровении, требующем толкования. Дело в том, что с точки зрения современного ребенка, иудеи были самыми несчастными людьми своего времени. Они никогда не отмечали дни рождений. Более того, даже не хранили этот день в памяти. Важны были события самой жизни, а не факт ее начала. Время воспринималось не линейно, имеющее точку запуска и финал, а словно гигантская спираль, где важен новый качественный виток. Детство, отрочество, юность, зрелость, старость и т.д. Каждому этапу соответствовала новая возможность. Обрезание, образование, брак, социальный статус – всему свой срок.

Иудейское общество, сформировавшееся в борьбе за свою самобытность, довольно негативно относилось к влияниям иных культур. И практика отмечать день рождения ребенка тому не исключение, ведь это был римский обычай. То есть с точки зрения иудеев, это традиция оккупантов и язычников, захвативших в 63 году до Р.Х. «обетованную землю» и считавших ее своей провинцией. Первым известным иудеем, отмечавшим день рождение, был царь Ирод — ренегат, предатель и отступник. Он разгромил освободительное движение Иуды Галилеянина, на штыках римских легионов установил свою диктатуру, построил в Иудеи амфитеатр, ввел кровавые гладиаторские бои, скачки, состязание гимнастов, а также, в приступе безумной подозрительности, приказал убить Вифлеемских младенцев (Мф. 2:16). Можно ли после этого удивляться, что точная дата Рождества была изначально обречена на забвение. У Христа не было дней рождений, потому что это была сомнительная радость с точки зрения общества, в котором родился, жил и рос Спаситель.

Но времена менялись. Церковь Христова все глубже проникала за пределы иудейского общества. Она заговорила на других языках и столкнулась с иными традициями. По мере распространения Евангелия среди жителей Римской империи, в церковной ограде оказывалось все больше людей, у которых сугубо иудейские страхи и ненависти не вызывали такой острой боли. Более того, это были люди, которые жизнью доказывали верность Иисусу из Назарета, но при этом, в пространстве личной жизни, следовали своему римскому воспитанию, образованию и обычаям. Именно в среде римских христиан и был реабилитирован день рождения, как праздник. Ведь детство какого-нибудь маленького Гайя, Марка, Юлии или Корнелии было наполнено доброй радостью об этом личном маленьком торжестве и «пятьсот эскимо». С принятием христианства, для человека римской культуры день его рождения становился еще и радостью о Боге, подарившем жизнь. Поэтому, когда безымянный эллинский автор составлял гимн «Царю Небесный» — удивительно красивую стихиру святой Пятидесятницы – он поклоняется Богу как «жизни Подателю», то есть главному виновнику своего рождения.

Читать еще:  Храм преподобного Серафима Саровского в Старом Петергофе

Именно в этих новых условиях существования Церковь впервые задалась вопросом о дате Рождества Христова. И поскольку точных данных не было, — церковный разум первых столетий никогда не волновала эта тема, — стало ясно, что дата эта будет условной. Логика построения любой условности проста: если реальность недосягаема, создается ее образ. В «Пиковой даме» Пушкина призрак графини нарушает законы правдоподобия, но эта условность придает всему повествованию особенно острое выпуклое значение. Важен не факт, а идея. Если точный день Рождества Христова не известен, то им может стать любой закрепившийся в общественном поведении или культуре день. Сама реальность события от этого не страдает. Это особенно хорошо известно нашим бабушкам и дедушкам. Осиротевший ребенок, потерявший в результате войны не только родителей, но и документы, часто получал паспорт с условными датами своего рождения. Но существовать от этого он не переставал. Никто в здравом уме и трезвой памяти не стал бы отрицать, что где-то на линейке времени был день и час, когда этот малыш появился на свет. Но ценность жизни не в точности ее регистрации. И условная дата рождения, нарисованная чьей-то рукой, становилась родной для многих детей послевоенного времени. По таким же условным канонам определялись древними христианами и даты важнейших христианских событий: Крещения, Благовещения, Рождества.

Первые попытки «привязать» праздник Рождества Христова к какому-то конкретному дню предпринимаются уже во II веке христианами Египта. Египетская Александрия была не только цитаделью эллинской культуры на Востоке, но и местом прописки самых экзотических культов со всего Ближнего Востока. Особенно популярным был культ бога солнца, который праздновался 6 января. Для александрийцев принявших христианство этот день уже потерял религиозное содержание, но еще имел значение как событие семейное, собиравшее всю семью за единым столом. Нам особенно понятен этот культурный феномен на примерах «8 марта» и «23 февраля». Ведь сегодня 8-го марта большинство граждан России не вспоминают Клару Цеткин и Копенгагенскую конференцию женщин социалисток, а 23-го февраля не поднимают бокалы в честь капитуляции России в Первой мировой войне. Исторические причины этих «праздников» выветрились, но в семейном календаре остался событийный след. Так и в жизни александрийских христиан. От былого праздника сохранялась только привычка праздновать. Что в таком случае делать Церкви? Призвать к священному гневу или дать новый повод народному праздничному календарю? Церковный разум в этом вопросе проявил миссионерскую гибкость, и 6 января становится праздником Рождества Христова, а вместе с ним александрийцы начинают отмечать и день Крещения Господня.

Совпадение этих двух торжеств тоже не случайно. Оно свидетельствует о древнейшей церковной полемике с гностиками – видевшими во Христе или только Бога, или исключительно человека. Объединенный новый праздник получил название Богоявления: В Рождестве Бог принял человеческую плоть, а в Крещении явил миру Свою Божественную Сущность. Миссионерский фактор победил алармистские настроения и впервые в истории Христовой Церкви два великих праздника нашли свое календарное место.

Отголоски древней александрийской традиции праздновать Рождество и Крещение в один день до сих пор можно наблюдать в схожести богослужебных элементов этих праздников. Уставы почти одинаковы. Но 6 января во II веке и в веке XXI — разные дни. Древние александрийцы жили по юлианскому календарю. А после реформы папы Григория XIII в конце XVI века весь мир перешел на календарь григорианский. Разница между двумя календарями составляет 13 дней. Методом простой арифметики получается, что шестое января II века есть девятнадцатой января века нашего (6+13=19). Именно 19 января (6 января по старому юлианскому стилю) Русская Православная Церковь до сих пор отмечает праздник Крещения Господня. А сохранись до наших дней древняя христианская традиция Египта, на 19 января еще бы выпадало и Рождество.

Впоследствии двум праздникам было суждено расстаться, что и стало общецерковной практикой. Произошло это тогда, когда церковный календарь из древней Александрии эмигрировал в дряхлеющий Рим.

Римские граждане были падки до восточной религиозной экзотики. На смену изрядно поднадоевшим олимпийцам, приходят персидские культы. В Риме со времен император Аврелиана (III век) в день зимнего солнцестояния (25 декабря) справлялся праздник под названием Dies Natalis Solis Invicti – «День Рождества Непобедимого Солнца». Главный герой этого праздника — мидийский бог солнца Митра. Весь третий век христианской эры можно назвать эпохой «солнечного экуменизма». В Риме внедряется идея, что все божки — олицетворение единого бога солнца. Проект приобретает не только религиозное, но и политическое значение. Римская империя, создавшая единовластие на земле, желает видеть такое же единство и на небе. И, конечно же, в центре этой политтехнологии сам император — второе солнце. При Диоклетиане наступает золотой век солнцепоклонения. По словам Лукиана, «мидиец Митра, в персидском одеянии, с тиарой на голове, не знающий по-гречески даже настолько, чтобы можно было с ним поздороваться», тем не менее воцаряется в римском «кремле» – Капитолии.

В римский мир этот культ проник через киликийских пиратов во время войны Помпея. Жадный до всякой эклектики Рим, весьма креативно подошел к мрачному и жестокому митраизму. Не обошлось без вездесущих гностиков. Полухристиане-полуязычники, гностики стали активно экспериментировать над сумбурными пиратскими представлениями. Продукт их религиозного ремесла явился серьезным вызовом Церкви. Фактически, они создавали очень тонкую подделку под христианство. С их легкой подачи ное-митраизм проповедовал единобожие и возвышенные нравственные начала, имел некоторое подобие таинств евхаристии и крещения, идею вечной жизни, а также схожие представления о рае. Даже свои храмы митраисты строили в форме креста с выделенным алтарем. Как и христиане, они практиковали подвиг сурового аскетизма. Наконец, подобно христианам, последователи Митры даже имели в Риме свои катакомбы. Церковь не радовало соседство с такой подделкой, копирующей христианскую этику, догматы, символы, обряды. В народном календаре культ Митры основательно прописался под 25 декабря. Тогда римскому папе Юлию I пришла в голову идея миссионерского контрнаступления. По примеру александрийских христиан, он предлагает своей Церкви именно в этот день праздновать Рождество Христово, и тем самым выбивает персидского «оккупанта» из народного календаря. Отныне 25 декабря в Римской церкви возносят гимны Христу — Солнцу правды, истинному Свету, Который «во тьме светит, и тьма не объяла Его» (Ин.1, 5). Именно 25 декабря того времени в григорианской системе координат соответствует нашему современному 7 января (25+13).

Пройдя такой не легкий путь от Александрии до Рима, дата Рождества Христова к концу IV столетия добирается и до греческого Востока. А на III Вселенском Соборе 431 года этот день была уже официально принят всей Церковью, хотя еще несколько столетий сосуществовали и иные календарные традиции праздника: александрийские христиане, церковь в Армении и в Медиолане (Милан). Так что в истории Древней Церкви 25 декабря — лишь одна из дат, которая была принята в духе любви и согласия остальными христианами. И выбрана она была по закону миссионерской целесообразности, а не астрономической точности. Это был не исторический факт, а миссионерская идея. Пастырская забота, заставила Римскую церковь обратить внимание на этот день. Вместе с народом, христианизировался его исконный календарь.

После григорианской реформы XVI века весь христианский мир разделился на два лагеря: тех, празднует Рождество Христово 25 декабря и тех, кто его отмечает 7 января. Любопытно, что в календарях обеих традиций фигурирует число «25». Только у одних оно стоит «прямой» цифрой, а у других благоговейно спрятано в скобочки: 7 января (25 декабря). В скобках скрывается старый стиль. Не вдаваясь в сложные астрономические вычисления, хочется лишь обратить внимание, что так или иначе, весь христианский мир встречает Рождество именно 25 декабря. Только одни это делают в календарной конструкции нового времени, а другие в системе координат Древней Церкви и Римского мира. Как видим, в древности совершенно мирно сосуществовали различные дни для этого торжества. Единство в многообразии – важнейший христианский закон, которым живет Церковь и сегодня. Только между пятнадцатью православными церквями по вопросу старого и нового стиля счет «11:4». Православные церкви Константинополя, Антиохии, Александрии, Кипра, Болгарии, Румынии, Греции, Польши, Албании, Чешских земель и Словакии, а также Православная Церковь в Америки – отмечают Рождество по новому стилю 25 декабря. Церкви же Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская придерживаются старого календаря и празднуют это великое торжество 7 января.

Учитывая такой плюрализм традиций, большое значение сегодня для нашего христианского мира имеет понимание условного и незыблемого в церковной жизни. И опыт Церкви показывает, что не совершенно не важно, в «25» или «7» вагоне движемся мы к празднику Рождества Христова, важно, что в едином составе и в одном направлении. А спор о цифрах – условность тысячелетней христианской истории. Истории очень длинной, как состав поезда.

Почему Христос не праздновал день рождения?

Дни рождения праздновали во все времена, но миссия Иисуса была в том, чтобы умереть за грехи мира, поэтому в писании написано, что день смерти лучше дня рождения. Если бы Спаситель всего человечества — Иисус мессия не умер позорной и несправедливой смертью, за грехи человечества, то не было бы спасения и не на что было бы надеяться.Иисус пришел с определенной целью и вся его жизнь была направлена на ее исполнение, а все остальное просто домыслы. зачем искать то, что не существует и приписывать дню в который человек родился на свет. демоническое происхождение.Для родителей это всегда радость,рождение их дитя, да и для того кто родился это не последний день в году.

Читать еще:  Благовещение и фрески Джотто

Ко времени Иисуса празднование дней рождения было связано с идолопоклонством скорее всего. Или самого человека боготворили или чтили богов именно в этот день. В любом случае, для израильтян в древности это было не уместным праздником. В библии упоминается только празднования дней рождения людей, которые не чтили Бога Израиля, что тоже показывает фактически языческое происхождение этого праздника.

Этот самый нечистый дух можно заметить и сегодня. Если кто беспристрастно размышляет, то вполне очевидна его неприглядная сторона.

Иисус был евреем, а в иудаизме день рождения никогда не был чем то особенным днем. Было много других дней, которые широко отмечались. Кроме того, все праздники в иудаизме отмечаются по еврейскому лунно-солнечному календарю, то есть каждый год день рождения выпадает на разный день, в том числе день недели и даже месяц.

Если вспомнить один эпизод из его земной жизни,можно прийти к логическим выводам, если у вас есть Библия откройте ее на книге Матфея 4:8-10. Здесь, идет речь об акте поклонения Сатане,но Иисус дает молниеносно понять что никогда такого не будет и на то есть веская причина: поклонения достоин только Создатель,его Отец.Теперь подумайте,если бы Иисус был не против дней рождений, то сейчас этот день был бы самым важным для людей,отмечали бы только его,хотя по сути так оно и есть во время Пасхи,а о Создателе,Боге Иегове забывали бы! Но это во первых, во-вторых то что Иисус был верен Божьим заповедям,был мудрым человеком,рассудительным,разве мог такой человек опуститься до того что бы,днем проповедовать истину о Царстве,а ночью прибегать к астрологии. Немного истории:празднование дня рождения пришло к нам из астрологии,которая придает большое значение точной дате появления на свет человека,также именинный торт заимствован из культа греческой богини Артемиды,день рождения которой отмечали с лунообразными медовыми пирогами, украшенными свечками.

Праздновать дни рождения христиан — по Писанию?

Где в Писании упоминается празднование дня рождения у христиан?

.

Во-во. Вообще-то я день рождения не люблю праздновать. Но. у меня дома. скандалят на тему что я впустила в свое сердце Иисуса. В защиту моих родителей религии, я ссылаюсь на Слово. На что несколько раз слышала вопрос о д.р. Ну и.

Любава, думаю, что, если есть желание, надо пригласить гостей и порадоваться с ними вашему дню рождения, потому что, если в сердце вашем Иисус — это так, то вы не станете на этом праздновании делать что-то огорчающее Его и не пригласите таких гостей, которые будут хулить Его. Запретов нет, но есть ли польза?

я не праздновала до уверования, потому что была грустная и мрачная , но когда стала верущей в Иисуса Христа, то всегда радуюсь! На мой день рождения все друзья и знакомые шлют мне откртки, стихи, говорят о любви, семья дарит подарки. Как же тут не радоваться? Бог не против радости. День рождения в нашей культуре — это день, когда вам оказывают особое внимание, говорят вам добрые слова, а это есть благословение. И к другим людям, ближним, я проявляю максимум внимания в их день. Любовь не делает ближнему зла.

Писания Нового Завета нам даны не как сборник неких правил, которые необходимо соблюдать дабы спастись. Они должны познакомить нас с Иисусом, грубо говоря. Мы должны понять дух посланий, и тогда помазание что внутри Вас есть научит Вас как и что праздновать, что и как кушать, какую одежду носить, ибо это всего лишь тень.

не в этом дело. Хоть может и не хотелось праздновать, чтоб не огорчать Иисуса. Даже до покаяния не любила «безумных вечеринок», хоть и не угрюмая я. Но мои родители. Очень молюсь за их спасение. Но это уже другая тема. Так мой отец мне не раз «но ведь. «, а я «написано. » ссылаясь на Писание. А он мне «а где написано д.н. в Евангелии?» Короче, ищу аргумент. ))))

ну да. Не не тянется ли это в язычество? Я лично думаю, что нет. Но вот думаю у С.И. поискать ответ, так как от них такой вывод пошел. Мои родители с сожалению к Писанию относятся настороженно, мягко говоря, по вот о том, что Д.Р. у христиан не написано, они знают от С.И.

Я вот нашла такой вот аргумент в сторону «а где написано в Библии о дне рождении у христиан?». А ну и что, что не написано? Ведь день рождение не имеет никакого отношения к церковным ритуалам, обрядам и поклонениям. Вот!

А у меня день рождения на 9 месяцев раньше.

Только не знаю в какой день зачали..и мама чего то не сказала

У христиан не упоминается !

А вот у антихристиан первым отпраздновал Ирод .

Св. Евангелие от Матфея 14:6
Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,

Вроде для христиан Христос во всём пример !

А Ирод — анти пример . !

Но празднуют по примеру Ирода .

И называют себя христианами !

Христос учил раздавать всё до последнего , и Сам всё роздал на проповедях !

Церкви наоборот на проповедях всё собирают . как Иуда !

Вообщем смешали всё в кучу , и христианское и антихристианское .

И пойди разберись теперь в этом «венигрете» .

вобще-то д.р. Ирода упоминается в свете одного трагического события. Какого события, не мне вам рассказывать. Ведь вы не думаете, что день рождение праздновал только Ирод?

Моисею в законе дано было праздновать только три праздника :

Пасху , начало собирания , и конец собирания плодов .

Остальные праздники считаются Богом языческими !

Соблюдением законов о праздниках , и о других мероприятиях

и отличаются Избранные от язычников !

Так что праздновал день рождения не только Ирод ,

но и все язычники с ним вместе взятые .

А теперь и те кто называют себя последователями Христа !

Хотя Христос всем им пример ни разу не праздновал дня рождения !

И Апостолы тоже .

Пример Самого Христа им уже не пример !

Да что там празднование дней рождения ,и прочих языческих праздников .

Постройка храмов вопреки точным размерам данным в Писании

давно производится самопроизвольно и без объяснений почему .

На лицо явное нежелание хоть немного следовать за примером Христа !

Но огромное желание кричать ,что следуют .

Св. Евангелие от Матфея 5:17
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

эти праздники поклонения Богу, даные Богом в Старом Завете, в которых берут участие все члены избранного народа. А избранный народ в Старом Завете — иудеи. И если уж на то пошло, раз вы так чтите соблюдаете Моисея, то «кто рожден по Духу, тот живет по Духу, а не под Законом» и «Если заключен Новый Завет, то Старый стает не действительный». И если вспомнить Старый Завет, то Иов проклинал день, в который родился. Значит так же можно тот день благословлять и благодарить за него Господа. Так же как и за любой прожитый день, месяц, год. А вот празднование — это уже штука тонкая, чтоб не перейти грань благодарению Господа и грань именно какому-то языческому празднованию. Это я так думаю. Извините может за неточности в цитировании Писания, так как я Писание еще досконально не изучила, тоесть несколько не прочитала целиком и с ходу не могу ссылатся на точные цытаты, тем более, что для меня важнеее воспринимать Библию целиком, а не вырваными цытатами. И если уж вы так чтите Закон Моисея, тогда процытируте пожалуйста Новый Завет, где Иисус или апостолы призывали народы обязательно праздновать начало и конец собирания плодов.

День рождения и Библия

Библия ничего не говорит о дне рождения, потому что это культурный аспект, по которому христианство не дает наставления своим последователям. То, что свидетели Иеговы запрещают праздновать день рождения не находит подтверждения в Библии. Что в дне рождения может быть греховного? Можно, как в послании Римлянам 13:7 сказано, «отдавать всякому должное». Я убежден в том, что потакание нашей греховной натуре испортит и великолепную традицию праздника. Однако, злоупотребления, которые могут случиться, не должны портить нашу радость и выражение признательности друзьям или семье.

То, что несчастье, которое случилось у Ирода на празднике (Евангелие от Матфея 14:6, Марка 6:21) или трагичная ситуация, которая произошла у фараона в книге Бытие 40:20, пришлись на дни рождения, не является доказательством того, что Бог ненавидит дни рождения в принципе.

Попробую угадать: вы знакомы с учением Свидетелей Иеговы, которые против традиции отмечать день рождения? Я думаю, что если они приводят в доказательства эти отрывки из Библии, так это просто пример неверного толкования самой Библии.

Перевод: Наталия Бруни

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector