0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вербное воскресенье

Как часто, не задумываясь, мы говорим «Слава Богу!». На самом деле восклицанием «Осанна Сыну Давидову!» когда-то в Иерусалиме Иисуса встречала та же толпа, которая после будет требовать Его распятия. Люди ждали, что придет Царь, который заберет себе власть силой и сокрушит врагов. Иисус действительно сокрушил врага, но враг этот не был земным. Он победил страдание и смерть, открыл двери ада, дал людям возможность спастись.

В церковном календаре Вербное воскресенье называют «Вход Господень в Иерусалим», а неделю называют «Неделей пальмовых ветвей», что не очень распространено в России, где не растут пальмы.

Вербное воскресенье — двунадесятый праздник.

События Вербного воскресенья

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Вход Господень в Иерусалим описывают все четыре евангелиста. Весной 30-го года н. э., накануне еврейской Пасхи, прокуратор Иудеи Понтий Пилат приехал в город, чтобы, если потребуется, предотвратить мятеж среди местного населения — подданных Римской империи. На Пасху в столицу стекались толпы народа, это был главный в году иудейский праздник.

Иисус Христос, как и все иудеи, тоже отправился в Иерусалим. Прямо после чудесного события — Он воскресил своего умершего друга Лазаря. Множество людей видели это чудо и уверились: Иисус — тот самый Мессия, которого так долго ждал Израиль. Он взойдет на царский престол и освободит страну от власти языческого Рима.

Именно за народную любовь иудейские первосвященники были злы на Христа. «Кто Он такой, чтобы называть себя Мессией?», — думали они. Первосвященники решили убить и Его, и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Несмотря на гнев первосвященников и словно в подтверждение народных надежд на нового царя, Христос отсправляется в столицу. Это происходит за шесть дней до Пасхи. Но, к удивлению всех, Он въезжает в городские ворота не на коне, не с мечом, как подобает революционеру-освободителю, а на ослике. Этот ослик, на котором восседает Иисус, — символ неотмирности Царства, которое Он проповедует людям.

И все равно его встречают, как царя. Люди ликуют, они счастливы. Дорогу под копытами ослика устилают пальмовыми ветвями, тем самым оказывая Христу царские почести. Кричат: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» («Осанна» значит «Спасай нас»)

Пройдет несколько дней, и та же толпа, разочарованная тем, что Христос не свергнул Римское господство, будет требовать: «Распни, распни Его!».

Оказавшись в Иерусалиме, Спаситель направился в Храм и выгнал оттуда всех продающих и покупающих. Опрокинул столы торговцев со словами: «Написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». Народ слушал Христа с восхищением; к Нему подходили за исцелением слепые и увечные.

Вечером Христос покинул Иерусалим и вернулся в Вифанию вместе с учениками и народом, который последовал за Ним. Там, в доме Лазаря, Он переночевал. На следующий день начался период, который мы называем Страстной седмицей.

События Вербного воскресенья

Как и подобало обетованному Мессии, Христос намеревался торжественно войти в святой город, являя Себя Царем богоизбранного народа и долгожданным Избавителем. В тот день, когда каждое семейство, следуя Моисееву Закону, выбирало жертвенного агнца для пасхальной вечери в воспоминание об избавлении от египетского рабства, Спаситель являл Себя Израилю Истинным Агнцем, Который Жертвой Своей избавит мир от греха, рабства диаволу и вечной смерти. Ветхозаветный пасхальный агнец полтора тысячелетия прообразовывал Жертву Христову, и теперь Спаситель шел принести Себя во всесовершенную Жертву, Которая завершит Ветхий Завет и сделается для нового Израиля – христиан – новой Пасхой.

Читать еще:  Кто такие чудотворцы и что они сделали?

Рано утром 2 апреля 30 г. Иисус в сопровождении народа вышел из Вифании в Иерусалим. Гора, на восточном склоне которой лежала Вифания, называлась Елеонской, или Масличной, по множеству росших на ней маслин (греч. «елеа» – «маслина»). Западный ее склон был обращен к Иерусалиму. Близ Вифании лежало другое небольшое селение – Виффагия (что значит «дом зеленых фиников», ныне арабская деревня Эт-Typ на восточной стороне южной вершины Елеонской горы).

Иисус послал в Виффагию двух учеников Своих, сказав, что они, как только войдут в селение, увидят «ослицу привязанную и молодого осла с нею», и повелел: «Отвязав, приведите ко Мне и, если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их». Поручение это было не из числа обыкновенных: Иисус всегда ходил пешим, Иерусалим был недалеко, а между тем, словно готовясь к дальнему пути, ученики шли отвязывать чужих животных, забирая осла и ослицу у неизвестного хозяина, – по-видимому, простого земледельца, которому животные были самому необходимы в его трудах. Апостолы недоумевали, но произошло так, как предрек Господь Иисус Христос: войдя в селение, они увидели привязанных животных, взяли и повели к Учителю, а их простой ответ, по виду нимало не убедительный: «Надобны Господу», – оказался непреоборимым. Хозяин отдал животных, не зная кому и на что.

В гористой Палестине коней использовали редко, почти исключительно для военных действий. Сесть на коня было символом войны, а сесть на осла или мула – символом мира. Спасителю было угодно, чтобы Его торжественное вступление в Иерусалим символизировало примирение между Богом и согрешившим человечеством.

Апостолы возложили на животных свои одежды, Иисус воссел на ослика, и шествие продолжилось. Осленок был необъезженный, не отвыкший еще от матери (по-видимому, ради него и была взята ослица), но шел ровно и послушно. Это имело и сокровенный смысл: ослик, «на которого никто из людей никогда не садился», символизировал языческие народы, не «оседланные» ни Законом, ни пророками, но которые вскоре должны будут воспринять Евангелие. Животные, не носившие еще ярма, в ветхозаветные времена выбирались для священного употребления (см.: Втор 21:3; 1 Цар. 6:7). Следовавшая за осликом рабочая подъяремная ослица символизировала труждавшийся под ярмом Закона еврейский народ, который отвергнет Мессию, но в последние времена тоже последует за Христом (см.: Рим. 11:25).

В тот день даже ученики Христовы не увидели в действиях Иисуса исполнения древних пророчеств Захарии и Исаии, «но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано». Иисус показывал, что Он Мессия-Царь, предвозвещенный пророками, и что в смирении и простоте Он совершенно чужд притязаний на земное владычество.

Множество ликующих людей, следовавших с Иисусом и видевших в Нем Мессию, постилали на Его пути свои одежды – воздавали честь, которой в Израиле удостаивали восходивших на трон царей (см.: 4 Цар. 9:13). Иудеи несли в руках и постилали на пути Иисуса пальмовые ветви, символизировавшие радость, уподобляя вхождение Христа в Иерусалим великому празднику Кущей. С пальмовыми ветвями иудеи встречали некогда своего правителя Симона Маккавея, освободившего страну от сирийского ига (1 Мак. 13:51).

Читать еще:  В чем помогает Николай Угодник. Рассказы читателей

Когда шествие достигло вершины Елеонской горы и открылся величественный вид на святой город и храм Господень, ослепительно сиявший золотыми кровлями в лучах утреннего солнца, люди с особенной силой восчувствовали радость долгожданного Пришествия Мессии и громко приветствовали своего Избавителя: «Осанна Сыну Давидову!»

Собравшиеся на Пасху в Иерусалим иудеи, узнав, что в город вступает Тот Самый Иисус, Который воскресил четверодневного мертвеца Лазаря, шумной толпой вышли навстречу. К ним присоединились и многочисленные паломники, расположившиеся в шалашах и палатках около стен города. Все в радости славили Бога за великие чудеса Христовы и восклицали: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!» – люди возглашали прекращение вражды между грешной землей и Небом, ибо Сам Бог воцарялся на земле, а потому ликовали и Ангельские Силы «в вышних», на Небесах.

Конечно, народ чаял всего лишь земного воцарения Христа, но важно то, что Мессия был торжественно признан. Этим прославлением Христа Сам Отец Небесный указывал на Иисуса как на пришедшего Мессию и привлекал внимание человечества к Его учению, великим делам и в особенности к готовому вскоре совершиться искуплению рода человеческого.

Увидев, как «весь народ пришел в движение», фарисеи в злобном бессилии «говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним». Их, должно быть, особенно раздражало, что народ славил Христа как пришедшего от Бога. Желая опорочить торжество, фарисеи стали приписывать дело прославления Иисуса стараниям Его учеников и говорили: «Учитель! запрети ученикам Твоим». Они давали понять, что шумное волнение народа может вызвать расправу римских властей, Иисус же, показывая, что прославлению Мессии в тот предопределенный свыше день невозможно противодействовать, ответил присловием из пророков: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (см.: Авв. 2:11).

Через пять дней, в час смерти Спасителя, когда не слышно уже будет прославляющих Его гласов народа, тогда распавшиеся камни действительно засвидетельствуют истинность слов Христа. Видится здесь и пророчество о язычниках, которые до Пришествия Христа были каменносердечны, но когда Израиль отверг своего Господа и преступно умолк, тогда они уверовали и возопили всему миру о Христе Спасителе.

Источник: С. Ю. Воробьев. Евангельские события от Рождества до Вознесения Господа Иисуса Христа с историческими и археологическими подтверждениями. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. – С. 341-348.

Что следует делать в Вербное воскресенье?

  • За день до всенощной службы положено ходить в лес за веточками ивы, которые затем можно поставить в церкви или дома возле иконы. Считается, что освященная верба защищает семью от бед и опасностей и обладает целебными качествами. Не стоит забывать, что вербные ветки положено хранить ровно двенадцать месяцев, после чего их нужно сжечь или выбросить в реку.
  • Другая традиция заключается в том, что близкие люди слегка бьют друг друга ветвями вербы, чтобы изгнать болезнь и порчу.
  • Православные верят, что вода, в которой стояли ветки освященной вербы, приобретает целебные свойства. Ее можно пить и в ней можно купать детей.
  • Веточки вербы можно принимать внутрь или носить на груди как талисман. Мужчинам они придадут сил, а девушкам помогут в зачатии ребенка.
  • Кроме того, рекомендуется в вербное воскресенье заниматься пересадкой растений. Считается, что посаженное в этот день растение будет здоровым и привлечет в дом счастье.
  • Что делают в Вербное воскресенье

    Древнеславянский Вербохлест сегодня помнят лишь историки. Несмотря на некоторые его отголоски, сохранившиеся в обычаях и традициях, на первый план вышла «христианская» версия празднования.

    В XVI веке на Руси появился обряд, заимствованный у греков – шествие на осляти, совершаемое в Вербное воскресенье. Патриарх усаживался на ослика (обычно его роль исполнял конь светлой масти) и в сопровождении высокопоставленных особ въезжал в Кремль. Подобные шествия сегодня упразднены и встречаются лишь в некоторых епархиях.

    До 1917 года в России главным событием Вербного воскресенья были народные гуляния, вербные торги (горячо любимые детьми за большой выбор игрушек) и вербные катания на лошадях. В Москве организовывались «вывозы невест» — вербные проезды карет по Красной площади.

    Сегодня этот день отмечается скромнее. В канун праздника в храмах освящаются ветви вербы. Затем их уносят домой, ставят в уголок с иконами. Многие верующие сохраняют такую вербу в течение года, до следующего праздника.

    Несмотря на продолжающийся пост, в Вербное воскресенье допускается послабление: разрешено включать в рацион рыбные блюда, растительное масло и вино, а накануне, в Лазареву субботу – икру.

    Что нельзя делать в Вербное воскресенье

    Для верующих насущным является вопрос, можно ли работать в Вербное воскресенье. Как в любой другой праздник из числа двунадесятых, в этот день без особой необходимости нагружать себя не стоит.

    Когда рабочий график установлен работодателем, и в праздничное воскресенье предстоит потрудиться, нужно добросовестно выполнять обязанности, без угрызений совести. В идеале стоит посетить храм, навестить родственников, близких.

    Что нельзя делать в Вербное воскресенье, так это ссориться, скандалить, устраивать громкие посиделки с безудержным весельем.

    Постящимся не стоит забывать о продолжающихся ограничениях. На праздничном столе должны стоять постные блюда с добавлением рыбных. На Руси в этот праздник запекали шарики из теста с почкой вербы – почему бы не возродить обычай на современной кухне?

    Приметы погоды

    По погоде, которая стоит во время этого праздника, наши предки могли предсказывать объемы грядущего урожая и делать прогнозы на весь год. Вот самые известные приметы на Вербное воскресенье:

    — Хорошая погода в этот день — к богатому урожаю.

    — Ветрено — к прохладному лету.

    — Неожиданно ударил мороз — в этом году как никогда уродится пшеница.

    — Если апрель выдался таким теплым, что на деревьях в этот день видны сережки — это тоже к урожайному году. Чем больше сережек, тем больше фруктов, овощей и зерна удастся собрать осенью.

    По погоде на Вербное воскресенье наши предки могли предсказывать объемы грядущего урожая. Фото: goodfon.ru

    Подготовила Татьяна Лысова

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector