2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский

Родился в древнем городе Коломне Московской губернии 12 (24) ноября 1878 г. Отец его, Алексей Михайлович Лебедев (1843–1914), в сане протоиерея служил в Успенском женском монастыре в Коломне. Мать, Мария, была дочерью местного священника Феодора Остроумова. Родившегося младенца назвали Александром. Семья была большая. У будущего Владыки было четыре брата и три сестры. Добрая и благочестивая мать заложила в душу будущего священномученика семена веры и молитвы. Она рано умерла от воспаления легких, и «дальнейшее воспитание детей полностью взял на себя отец, который стремился внушить им страх Божий и желание исполнять заповеди». Он брал мальчика с собой в монастырь, где тот находился весь день под присмотром монахинь, с радостью посещал продолжительные монастырские службы.

Александр с большими успехами закончил Коломенское духовное училище. Имея прекрасные способности и старание, он ежегодно получал награды за учебу и примерное поведение. «По окончании училища юноша поступил в местную Духовную семинарию, выделяясь и здесь своей серьезностью и способностями. Ректор семинарии назначил его уставщиком и канонистом до самого конца обучения. Выполнение этих обязанностей способствовало сближению Александра с благодатной силой богослужения, под влиянием которой вырастала его церковная настроенность».

Учащиеся семинарии относились к нему с любовью и почтением. Будучи человеком глубоким, собранным и серьезным, Александр Лебедев вместе с тем был общительным и внимательным в отношениях с семинаристами.

Александр Лебедев любил уединенность. В свободное от богослужения и учебы время он совершал дальние прогулки. Летом ежегодно ходил из Москвы в Свято-Троицкую-Сергиеву Лавру, а из Коломны – в Голутвин монастырь и в Спасскую мужскую обитель Рязанской епархии.

В 1898 г. он окончил Духовную семинарию и стал готовиться к вступительным экзаменам в Московскую Духовную академию. По благословению отца Александр поступил в послушники в Рождественский Бобренев мужской монастырь, где участвовал в чтении и пении во время всех богослужений.

Во время вступительных экзаменов в Московскую Духовную академию он выполнил задание, но, считая себя недостаточно подготовленным, прервал испытания и вернулся в Коломну. Вскоре он уехал в Казань и поступил послушником в Спасо-Преображенский мужской монастырь. Александр Лебедев был принят вольнослушателем в Казанскую Духовную академию. В 1899 он успешно выдержал вступительные экзамены и стал студентом Академии, которую окончил в 1903 г., по первому разряду. Священный Синод назначил его преподавателем гомилетики и литургики в Симбирскую Духовную семинарию. Здесь он трудился четыре года, обучая будущих пастырей уставному богослужению и проповеди.

С переездом в Москву продолжилась его педагогическая деятельность. Он работал в Кадетском корпусе и в 3-й Московской гимназии, а позже – в Николаевском Сиротском институте. В 1918 г. Сиротский институт был преобразован в 165 Московскую трудовую школу, которую Александр Алексеевич одно время возглавлял. В 1919 г. он заведовал почтовым сектором в Главном лесном комитете.

Чувствуя иное призвание, Александр Лебедев покидает Москву. Рождественским постом, незадолго до великого праздника Рождества Христова, он был пострижен в монахи с именем Григорий епископом Варфоломеем (Ремовым) в Зосимовской пустыни Владимирской епархии. Первые месяцы послушания прошли под руководством старца Митрофана.

С переходом монаха Григория в Свято-Даниловский Московский монастырь, его наставником стал епископ (впоследствии – архиепископ) Феодор (Поздневский), управлявший в те годы монастырем. Здесь он прошел путь от иеродиакона до архимандрита. 19 ноября (2 декабря) 1923 г. Святейший Патриарх Тихон в Москве рукоположил архимандрита Григория в епископа.

В Слове при наречении во епископа будущий архипастырь выразил чувство глубокого благоговения перед предстоящим таинством и покорность Божественной воле: «задача моя одна: неизменно пребывать в русле Божественного Промысла, отдаться Богу безраздельно, всем существом, без рассуждения. Без оглядки назад, с верой в неотвратимость предназначенного, я иду. Я иду, покорный Промыслу, и пусть совершиться таинство Божие в нелицеприятном суде Его. В мысли моей, в настроении моем и на языке моем одно слово – слово молчания». Святейший Патриарх Тихон направил нового Владыку епископом Шлиссельбургским, викарием Петроградской Митрополии. «В памяти современников остались знаменательные слова Патриарха при назначении нового викария: «Посылаю вам жемчужину». Вскоре Владыка Григорий прибыл в Петроград». Одновременно епископ Григорий стал наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Это было время особой активности врагов Церкви – обновленцев. Епископ Григорий явился стойким защитником Православия.

Как наместник Лавры Владыка Григорий прежде всего заботился о сохранении традиций монашеского благочестия. В эти годы он сближается с замечательным насельником обители – иеромонахом Варнавой (Муравьевым); (впоследствии – Серафим Вырицкий, прославленный в лике святых в августе 2000 г. на Архиерейском Соборе). «Епископ Григорий отличался глубоким молитвенным настроением. Во время богослужения лик его хранил неземное бесстрастие, и в то же время Владыка буквально пламенел в своей молитве восходя умом на непостижимую горнюю высоту… Духовное постигается только духовным. Вот почему со временем общение между епископом Григорием и отцом Варнавой (Муравьевым) переросло в настоящую духовную дружбу».

К этому периоду архипастырства относятся дошедшие до нас проповеди епископа Григория (1924-27гг.). Главные темы православно-церковной проповеднической традиции (христианская вера, любовь, духовно-молитвенная жизнь, борьба с грехом и покаяние, причащение Святых Христовых Тайн, благоговейное отношение к святыням и др.) Владыка Григорий рассматривает с постоянным сознанием новых, весьма трудных и сложных, условий, в которых находятся верующие, к которым обращено назидание. Так в Слове в 14-ю Неделю по Пятидесятнице, раскрывая духовный смысл притчи о званных на брачный пир, архипастырь наставлял: «Может, и вы, пренебрегши возвышенным зовом, предпочтете ему зов тела и страстей? Не избрали ли вы участь остаться с земной добычей, пренебрегая нужным и ценнейшим. Тогда с омерзением осудите себя и вздохните о Божьих чертогах, о пире любви, о свете и радости, о чистоте и блаженстве. И вспомните, что зов любви идет и теперь, и теперь вас ждет милосердие Отца: идите, чертоги открыты и все уже готово, трапеза обильна и сладость ее неизменна. Вы поспешите на зов любви! Сделайте, наконец, выбор, достойный призывающего вас Бога и не постыдный для вас самих! Торопитесь делать выбор, пока еще говорит в вас совесть, и вы различаете свет и тьму, добро и зло. Торопитесь обеспечить себе место на вечере Бога! И когда настанет час, вы насладитесь сладостью блаженной вечности в единстве любящего и радующегося Отца, торжествующего Сына и всенаполняющего Духа Святого на бесконечные веки веков. Аминь».

Слова епископа Григория всегда возгреты сильным и искренним чувством, которое проповедник не пытается скрыть. Открывая духовно-нравственную глубину евангельской притчи о талантах, Владыка Григорий говорит: «Теперь обратимся к нашей грустной земле. Что делается здесь? Как раскрываются Божии дары и как преумножаются данные Богом таланты? Разве не один ответ на эти вопросы: «Горе нам… Горе нам… Горе нам!» Все извращено, все перетасовано до неузнаваемости, забыто и брошено Божие! Свои цели, свои пути… Кто помнит о Божиих талантах? Где взращивание их? Вместо торжества вечного идет жалкая гонка за пустым и обманным, и банкротством иллюзий кончается жизнь!»

Все проповеди будущего священномученика проникнуты упованием, надеждой на полную победу Божественной правды над злом: «Вы сейчас слышали, что было в Гадарине. Это – царство смерти, царство безжизненных троп и смердящих гробов, среди которых живет пленник зла (Мк.5:5). И «сему надлежит быть». Но не бойтесь, не колеблитесь, воспитайте в себе к этому царству отвращение, ужас, а сами стойте твердо, не вступая на берег смерти. Божией силой вы поставлены на берег жизни, а сила эта всемогуща, зло перед ней бессильно. Берегите же в себе начаток этой силы, начаток Духа, и вы будете непобедимы. Пусть кругом бушует шквал разлившегося зла и всплески его даже тебя достигают, но будь тверд. Не шелохнись в сторону смерти! Если ты выдержишь этот напор зла и сохранишь в себе Божественное семя, то ты обессилишь зло. И в радости воскликните со святым апостолом Павлом: «И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства. Ему слава во веки веков. Аминь» (2Тим.4:18).»

Согласно данным архива ФСБ епископ Григорий в Петрограде дважды арестовывался. Первый раз в декабре 1924 г. как наместник Лавры «за неуплату налогов» и «продажу лаврской ризницы». На суде держался мужественно. Получил небольшой срок и был освобожден 17 апреля 1925 г. Второй раз епископа Григория арестовали 31 марта 1927 года по групповому делу Пастырского училища. По этому делу, прекращенному чекистами «за недостатком компрометирующего материала», Владыка обвинялся по ст. 58/10 в создании некоего кружка. «Ревнителей истинного Православия», члены которого якобы должны были организовывать протесты при закрытии властями церквей».

Владыка Григорий вышел на свободу 19 ноября 1927 г. во время уже возникших и постепенно нараставших споров вокруг «Послания (Декларации) Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 16 (29) июля 1927 г. Епископ Шлиссельбургский Григорий не принял Декларацию и за богослужением поминал только Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра, причисленного ныне Православной Церковью как священномученика к лику святых.

Владыка Григорий придерживался принципа не ориентироваться на личности. Поэтому он, разделяя в целом позицию Митрополита Иосифа (Петровых), не присоединялся к возглавляемой им группе епископов и священников. С митрополитом Сергием епископ Григорий стремился сохранять нормальные, непредвзятые отношения. Но принципиально несогласный с Декларацией и скорбя о тех разделениях, которые она внесла в жизнь Церкви, он написал Заместителю Патриаршего Местоблюстителя 28 февраля (ст.ст.) 1928 г. искреннее письмо, в котором запечатлелись его глубокие болезненные переживания:

«Обращаю к Вам свою сыновнюю просьбу. Мне очень тяжело, глубокочтимый Владыка, огорчить Вас отказом восприять Ваши советы. Наш вчерашний разговор был предметом моего тщательно продумывания, и я пришел к одному решению: настоящим я повергаю перед Вами просьбу освободить меня от несения обязанностей Вашего наместника по Св. Троицкой Алескандро-Невской Лавре и снять с меня руководство Шлиссельбургским и Детскосельким викариатством с увольнением на покой. Четыре с половиной года пребывания на служении здесь, четыре с половиной года почти сплошных страданий, выучили меня ходить и определяться только состоянием по совести перед Лицем Божиим. И теперь моя совесть спокойна. Пусть меня судит Господь. Я покидаю Лавру, которой отдал свою душу, где было пролито столько слез, пережито столько горя, но где вместе с тем осязалась невидимая милосердная рука Божия, где молитвы были от сердца, где обвевало веянием непрестающего единения и любви, и где я отдыхал душой, сливаясь в молитве с сердцами своей паствы, так любящей Лавру. Я покидаю горячо любимый мною клир, всегда воздававший мне не по заслугам – своею преданностью, любовью и послушанием. Пусть простят меня, я буду молить их об этом. Пусть все поймут, что я бессилен сделать что-либо другое. Вот почему покойна моя совесть. Пусть меня судит Господь».

Владыка Григорий уехал на родину, в Коломну, где много работал над богословскими трудами, среди которых центральное место занимает экзегетическое сочинение «Благовестие святого евангелиста Марка (Духовные размышления)». В одном из писем он называет эту работу «Евангельские образы». Епископ Григорий показывает, что все евангельские истины обращены к каждому человеку, но душа должна быть приготовлена к восприятию Христова благовестия. «И когда душа потянется к Нему, тогда она поймет, что это Тот, у Которого она недостойна развязать ремень обуви. Это – Бог. Только Бог может в корне изменить человеческое ничтожество. И чистая душа понимает это. Только Бог может огнем истребить человеческий смрад и вдохнуть дыхание новой жизни веянием очестительно-творческой силы Святого Духа».

В течение нескольких месяцев 1932 г. и начала 1933 года Владыка Григорий провел в подмосковном поселке Жаворонки (Белорусская ж/д), но власти оказали давление на хозяйку дома, и ему было отказано в жилье.

Весной 1933 г. он поселяется в старинном городке Кашине. Время проходит в основном в богословских занятиях. Владыка заботливо окормляет своих духовных чад, которые приезжали к нему. Из сохранившихся его писем видно каким духовно-чутким, любящим и мудрым наставником был он для них. Он стремился вести их путем христианского подвига, неизбежность которого для всех учеников Христовых, в те годы, связана была прежде всего с жестокими гонениями на Церковь: «Путь за Христом есть крест, есть непрерывный подвиг, есть безжалостное насилие над собой. Вывод будет один: не ищи от жизни роз, покоя, благодушного довольства и наслаждения. Христианство – подвиг. Всегда будет труд, напряженное принуждение себя, слезы и воздыхания. А потому полюби спасительную скорбь. Она – неизбежный путь к Богу, через нее очищение».

Читать еще:  5 вопросов о революции и патриархе

Призывая к подвигу, архипастырь укрепляет в учениках своих надежду: «С молитвою ко Господу приобретайте душевную ревность. Кто идет ко Христу, тот под Его рукой, и ему не нужно волноваться, что он забыт Господом. Отдадимся же с детской покорностью и непосредственностью Его воле».

Сам епископ Григорий шел путем деятельной христианской любви. Он мужественно и стойко совершал путь исповедничества: «В совершающемся со мною вижу Божью волю. Принимаю ее только как премудрую, милосердную».

В Кашине Владыка Григорий посещал собор св. благоверной княгини Анны Кашинской, но служил, по-видимому, дома. При аресте его было изъято архиерейское облачение и большое количество свечей.

Епископ Григорий был арестован 16 апреля 1937 г. по ст. 58-10/11. Владыка обвинялся в том, что являлся руководителем фашистко-монархической организации в г. Кашине. На первом же допросе он отверг обвинение и виновным себя не признал. В течение апреля – мая он допрашивался трижды. Владыка никого не назвал. Ответы следователю были продуманы и не давали никаких поводов для обвинения. 10 мая 1937 года был последний допрос. Убедившись в твердости Владыки, следователи больше его не вызывали.

13 сентября 1937 года епископ Григорий в числе 50 человек был приговорен Тройкой Кашинского УНКВД к расстрелу. Через четыре дня Владыка удостоился мученического венца.

17 сентября. Священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский

Аудио

Церковный календарь. 17 сентября (4 сентября ст. стиль).

Сегодня святая память: прор. Моисея Боговидца, жившего примерно в XVI в. до Р. Х.; мц. Ермионии (I); сщмч. Вавилы, епископа Великой Антиохии, и с ним трех отроков: мчч. Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (III); мч. Вавилы Никомидийского и с ним 84 отроков (IV); мчч. Феодора, Миана, Иулиана и Киона; Обре́тение мощей свт. Иоасафа, епископа Белгородского в 1911 году; второе обре́тение и перенесение мощей свт. Митрофана Воронежского в 1989 году; собор воронежских святых; прмч. Парфения, игумена Кизилташского (XIX). Новомучеников: сщмч. Петра (Зимонича) митрополита Дабро-Боснийского; сщмчч. Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского, Павла Васильевского, Иоанна Васильевского, Николая Лебедева, Николая Сретенского, Иоанна Ромашкина, Николая Хвощева, Александра Никольского, Петра Лебединского, Михаила Богородского, Илии Измайлова, пресвитеров; прмч. Стефана (Кускова), иеромонаха; мчч. Василия Ежова, Петра Лонскова, Стефана Митюшкина и Александра Блохина; мц. Елены Черновой. Прославляется икона Божией Матери «Неопалимая Купина».

17 сентября – память священномученика Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского.

Сегодня мы говорим об архиерее Русской Православной Церкви XX в. Священномученик Григорий родился в древнем городе Коломне Московской губернии 12 ноября 1878 г. Отец его протоиерей Алексей Лебедев служил в Успенском женском монастыре в Коломне. Мать – Мария – была дочерью местного священника. Родившегося младенца назвали Александром. Семья была большая – у будущего владыки было четыре брата и три сестры. Добрая и благочестивая мать заложила в душу будущего священномученика семена веры и молитвы. Она рано умерла от воспаления легких, и дальнейшее воспитание детей полностью взял на себя отец.

Александр с большими успехами закончил Коломенское духовное училище. По окончании его юноша поступил в местную духовную семинарию, в 1898 г. окончил ее и по благословению отца поступил в послушники в Богородице-Рождественский мужской монастырь Коломны, известный под названием Бобренев. Вскоре он уехал в Казань и поступил послушником в Спасо-Преображенский мужской монастырь. В 1899 г. он успешно выдержал вступительные экзамены и стал студентом Казанской духовной академии, которую окончил в 1903 г. по 1-му разряду. Священный Синод назначил его преподавателем гомилетики и литургики в Симбирскую духовную семинарию. Здесь он трудился четыре года.

Последовал переезд в Москву, там педагогическая деятельность продолжилась. Он работал в Кадетском корпусе и в 3-й Московской гимназии, а позже – в Николаевском сиротском институте. В 1919 г. заведовал почтовым сектором в Главном лесном комитете. Чувствуя иное призвание, Александр покидает Москву. Рождественским постом, незадолго до великого праздника Рождества Христова, он был пострижен в монахи с именем Григорий епископом Варфоломеем (Ремовым) в Зосимовской пустыни Владимирской епархии. Первые месяцы послушания прошли под руководством старца Митрофана. С переходом монаха Григория в Свято-Даниловский московский монастырь его наставником стал епископ Феодор (Поздневский), управлявший в те годы монастырем. Здесь он прошел путь от иеродиакона до архимандрита. 2 декабря 1923 г. Святейший патриарх Тихон в Москве рукоположил архимандрита Григория в епископа и направил нового владыку епископом Шлиссельбургским, викарием Петроградской митрополии. Одновременно епископ Григорий стал наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Это было время особой активности врагов Церкви – обновленцев. Епископ Григорий стал стойким защитником православия.

Как наместник лавры владыка прежде всего заботился о сохранении традиций монашеского благочестия. В эти годы он сближается с замечательным насельником обители – иеромонахом Варнавой (Муравьевым), впоследствии – преподобным Серафимом Вырицким. К этому периоду архипастырства относятся дошедшие до нас проповеди епископа Григория. Владыку в Петрограде дважды арестовывали. Первый раз, в декабре 1924 г., как наместника лавры, «за неуплату налогов» и «продажу лаврской ризницы». Был освобожден 17 апреля 1925 г. Повторно епископа Григория арестовали 31 марта 1927 г. Он вышел на свободу 19 ноября того же года во время уже возникших и постепенно нараставших споров вокруг «Послания (Декларации) заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля 1927 г.».

Епископ Шлиссельбургский Григорий не принял Декларацию и за богослужением поминал только патриаршего местоблюстителя митрополита Петра, причисленного ныне Православной Церковью как священномученика к лику святых. С митрополитом Сергием епископ Григорий стремился сохранять нормальные, непредвзятые отношения. Но принципиально несогласный с Декларацией, призывающей к дружбе с богоборческой властью, и скорбя о тех разделениях, которые она внесла в жизнь Церкви, он написал в 1928 г. заместителю патриаршего местоблюстителя искреннее письмо, в котором выразил свои глубокие переживания и просьбу освободить его от исполняемых обязанностей наместника и викария.

Владыка Григорий уехал на родину, в Коломну, где много работал над богословскими трудами. Весной 1933 г. он поселяется в старинном городке Кашине. Время проходит в основном в богословских занятиях. Владыка заботливо окормлял своих духовных чад, которые приезжали к нему; из сохранившихся его писем видно, каким духовно чутким, любящим и мудрым наставником был он для них.

Епископ Григорий был арестован 16 апреля 1937 г. Владыка обвинялся в том, что являлся руководителем фашистско-монархической организации в Кашине. На первом же допросе он отверг обвинение. 10 мая 1937 г. был последний допрос. Убедившись в твердости владыки, следователи больше его не вызывали. 13 сентября епископ Григорий в числе 50 человек был приговорен Тройкой Кашинского УНКВД к расстрелу. Через четыре дня владыка удостоился мученического венца.

Священномученик Григорий Лебедев

Священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский.

Дни памяти:
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских
04/17.09 – день мученической кончины (1937 г.)

Священномученик епископ Григорий (Лебедев Александр Алексеевич) родился 12 ноября 1878 года в городе Коломне Московской губернии в семье в семье отца Алексия Михайловича Лебедева, протоиерея при Коломенском Успенском Брусенском женском монастыре, и его матушки Марии Феодоровны. Четыре его брата – Виктор, Николай, Сергий и Константин также в свое время стали священниками.
Говоря об отце Алексие, протоиерей Константин Лебедев подчеркивал: «Коломна — родина высокопреосвященного митрополита Московского Филарета (Дроздова). Неоднократно посещая ее, митрополит оказывал сильное и благодатное влияние на местное духовенство. Он прививал ему строгую церковность, пастырскую ревность и смирение, воспитав целую школу истинных пастырей. О священниках филаретовской школы шла добрая слава как о достойных высокого звания пастырях. К этой школе и принадлежал отец будущего епископа Григория».
Уже в ранние годы отрок Александр явил любовь к молитве, с радостью посещая продолжительные монастырские службы. Одна монахиня часто говорила о нем: «Этот будет архиереем».

Он окончил Коломенское Духовное училище.
Обучаясь в нем, Александр обнаружил блестящие способности. Ректором семинарии был назначен уставщиком и канонистом, благодаря чему возрастала его церковная настроенность.
В 1898 году окончил Московскую Духовную семинарию.
В 1898-99 годах был послушником в Бобреневом монастыре в Коломне.
В 1899 году поступил в Казанскую Духовную академию.
В 1903 году окончил ее курс со степенью кандидата Богословия.

С 1903 года по 1907 год проходил служение в Симбирске, в Симбирской Духовной семинарии в должности преподавателя гомилетики и литургики.
С 1907-го по 1918 год – в Москве. Преподаватель всеобщей и русской истории Московского Кадетского корпуса, Московской третьей гимназии, а затем инспектор Николаевского сиротского института.
С 1918 года – преподаватель 165-ой трудовой школы (бывшего Николаевского сиротского института) в Москве.
В 1919 году – заведующий почтовым сектором Главного лесного комитета.
Но неспокойно было на сердце у него: не мог он больше служить на мирском поприще, да еще и власти богопротивной. Верующая его душа бежала суеты и искала молитвы. И через два года, оставив суетные дела, принял он монашество.

Рождественским постом 1921 года, незадолго до великого праздника Рождества Христова, он был пострижен в мантию с именем Григорий в Смоленской Зосимовой пустыни Владимирской губернии епископом Сергиевским Варфоломеем (Ремовым). Там же под руководством старца Митрофана прошли первые месяцы его послушания.

Далее был важный и замечательный период его жизни, его духовного становления в Московском Свято-Данииловом монастыре.
Его родной брат протоиерей Константин Лебедев вспоминал о том периоде: «. он нес послушание в Московском Даниловом монастыре у старого церковного канониста, магистра Богословия епископа Волоколамского Феодора (Поздеевского). В обители инок Григорий был посвящен в иеродиакона, иеромонаха, а позднее получил сан архимандрита. Три года, проведенные в Даниловом монастыре, были наилучшей подготовкой к епископскому служению».

2 декабря 1923 года Святейшим Патриархом Тихоном он был хиротонисан во епископа Шлиссельбургского и Лодейнопольского, викария Петроградской епархии. Временно управляющий Детскосельским викариатством Петроградской епархии. Патриарх Тихон сказал о нем верующим Петрограда: «Посылаю вам жемчужину».
Получил известность среди прихожан своими проникновенными, благоговейными службами и блестящими проповедями. Будучи мягким и снисходительным человеком в личном общении, твердо отстаивал чистоту Православия, стойко боролся с обновленчеством.
С декабря 1923 года – наместник Александро-Невской Свято-Троицкой лавры в Петрограде.
Будучи наместником Александро-Невской лавры, владыка Григорий тесно сошелся с одним дивным ее насельником — иеромонахом Варнавой (Муравьевым), впоследствии старцем Серафимом Вырицким, почитаемым ныне Святой Церковью в лике преподобных.

Петроград тогда был как бы лишен на многие годы имени своего небесного покровителя и переименован в Ленинград.
И вот 6 декабря 1924 года в Ленинграде епископ Христов как наместник лавры был арестован «за неуплату налогов» и «продажу лаврской ризницы». Но не в том была главная его вина пред попущенной Богом властью, то был скорее только предлог. А причиной было то, что он «в жизнь лавры вдохнул жизнь. Многие из братий, живших в миру, вернулись в лавру. и верующий народ стал стекаться в дотоле пустые храмы». Так сообщал протоиерей Михаил Павлович Чельцов: «На суде он держал себя неожиданно, к удивлению всех, мужественно, отвечал безбоязненно, но любезно». Осужден был условно.
17 апреля 1925 года освобожден.

С декабря 1925-го по июнь 1926 года – временно управляющий Ленинградской епархией.

1 апреля 1927 года арестован и вместе с другими проходившими по «Делу епископов Григория (Лебедева) и Гавриила (Воеводина) и др. Ленинград, 1927 г.» обвинялся в том, что «Лебедев и Воеводин, состоя епископами в Ленинграде, через совет богословско-пастырского училища, Де Кампо Сципион, Егоровых и др. слушателей Пастырского училища, в количестве 70 человек, состоящих преимущественно из дворянского сословия организовали кружок «Ревнителей Истинного Православия», на которых была возложена обязанность массового выступления при закрытии по требованию рабочих церквей, при передаче церквей от одного течения другому течению и т.д. Для этого слушателей училища подготовляли путем чтения лекций, явно натравливая против распоряжений и мероприятий соввласти. В результате такой подготовки организованная масса слушателей ходила по церквам и своей агитацией восстанавливала массу против советской власти».
Во время следствия содержался в доме предварительного заключения на улице Шпалерной в Ленинграде.
19 ноября 1927 года Владыка был освобожден под подписку о невыезде до выяснения существа дела.
Дело было закрыто только спустя год – 10 ноября.
10 ноября 1928 года владыка Григорий был осужден по статьям 58-10, 59-7 УК РСФСР по обвинению в том, что «Лебедев, состоя епископом через свою приближенную Де-Кампо-Сципион проводил контрреволюционную работу среди верующей массы, используя для этого религиозные предрассудки масс».
Приговор: за недостаточностью компрометирующего материала следственное дело прекратить и сдать в архив.

Читать еще:  СВЯЩЕННОИСПОВЕДНИК МИХАИЛ НОВИЦКИЙ (1889-1935)

Епископ Шлиссельбургский Григорий после выхода июльской Декларации 1927 года перешел в оппозицию Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), прекратил поминовение за Богослужением его имени, «пользуясь древним правом ставропигии, которое имела лавра». За Богослужением поминал только Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского).
В Декларации митрополита Сергия среди прочего было сказано: «Выступления наших врагов не прекращаются: убийства, поджоги, налеты, взрывы и им подобные явления подпольной борьбы у нас у всех на глазах. Все это нарушает мирное течение жизни, созидая атмосферу взаимного недоверия и всяческих подозрений. Тем нужнее для нашей Церкви и тем обязательнее для нас всех, кому дороги ее интересы, кто желает вывести ее на путь легального и мирного существования, тем обязательнее для нас теперь показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и Правительством». Эта Декларация была воспринята многими православными, воспитанными в монархическом духе при Богодарованной власти в годы правления святого Помазанника Христова Царя Николая II Александровича как нарушение церковных традиций. Советское государство ставило своей целью искоренение веры в Бога, а твердые души уповали на Христа, но не на соглашательство.

С 10 февраля 1928 года митрополитом Ленинградским стал владыка Серафим (Чичагов). Он вызвал своего викария епископа Григория Шлиссельбургского и поехал с ним по епархии. Владыка Серафим хорошо знал его по Свято-Даниилову монастырю как воспитанника архиепископа Феодора (Поздеевского), знал и его принципиальность и посему был очень заинтересован, чтобы тот потрудился вместе с ним. В поездке они имели достаточно времени обменяться своими взглядами на положение Церкви и возможность вести церковный корабль на выдвигаемых большевиками условиях. Владыка Григорий открыто заявил, что при таком положении работать он не может и желает уйти на покой. Вскоре владыка Серафим скрепя сердце расстался с ним.

В мае 1928 года владыка Григорий был назначен епископом Феодосийским, но от назначения отказался.
28 августа 1928 года уволен на покой «по причине расхождения в понимании церковной жизни епархии и ее нужд».
Оставил пост наместника лавры, служил тайно.

В 1928-31 годах проживал в Коломне.
С сентября 1931 года – в Москве.
В 1932-33 годах – в поселке Жаворонки Московской области.
В 1934-37 годах в городе Кашине Калининской области. Работал сторожем на птицефабрике, служил тайно.
Работал над Богословскими трудами, в том числе над комментариями к Евангелиям («Евангельские образы»; из них наиболее известна его работа «Благовестие святого евангелиста Марка (духовные размышления)»). Направлял письма своим духовным чадам. Продолжал находиться в оппозиции митрополиту Сергию.

16 апреля 1937 года арестован в Кашине и обвинен по статье 58-10 УК РСФСР по групповому «делу епископа Григория (Лебедева) и «фашистско-монархической организации» в том, что «являлся руководителем контрреволюционной группы фашистско-монархической организации в г. Кашине, у себя на квартире систематически проводил нелегальные сборища, на которых обсуждались а/с вопросы, занимался вербовкой новых членов в фашистско-монархическую организацию».

Чекисты вели тогда большое групповое «дело бывших насельников Даниловского монастыря» в Москве.
Началось оно арестом в Киржаче 9 января 1937 года архимандрита Данилова монастыря отца Симеона (Холмогорова), который подтвердил создание «подпольной Церкви истинно-православной веры» с домовыми храмами и скитами, во главе которой стоял епископ Феодор (Поздеевский), бывший настоятель монастыря, находившийся в это время в Сыктывкаре: «Мы считаем, что советская власть организованно уничтожает религию и насаждает безбожие среди верующих». Группы из трех-пяти проверенных верующих объединялись вокруг одного из архимандритов или иеромонахов Даниловского монастыря, тайно служили, не поминая советскую власть и не регистрируясь, молились за сосланное духовенство, помогали ему посылками и деньгами. Чтобы «сохранить и поддержать церковные кадры», настоятели этих общин совершали тайные постриги в монашество. Советчики боялись этого.
Одна из таких общин действовала в Кашине. Ее возглавлял архимандрит Поликарп (Соловьев), бывший наместник Даниилова монастыря, знакомый владыке Григорию с 1925 года. Знал он и другого даниловца – иеромонаха Исаакия (Бабикова), который, живя в Кашине, «все время проводил в чтении духовно-нравственных книг и в молитве». По словам владыки Григория, отец Исаакий бывал у него «два-три раза. в период моего приезда в Кашин на жительство. его интересовал вопрос об умной молитве». Епископа Григория отец Исаакий признал в составе своей «контрреволюционной группы», сознавшись в проведении «нелегальных сборищ», то есть Богослужений.
Арестованного Владыку допрашивали в апреле-мае три раза. Его показания отличались взвешенностью и твердостью. Когда следователь кричал на епископа Христова: «Вы скрываете от следствия целый ряд своих единомышленников по Кашину!», – тот спокойно ответил: «Все свои связи. я следствию назвал и больше их у меня нет».
После 10 мая на допрос его больше не вызывали, занявшись другими арестованными, в числе которых большинство было верующих мирян.
31 августа 1937 года следствие о «контрреволюционной монархической организации» на территории Калининской области было закончено.
3 сентября владыка Григорий, в числе пятидесяти человек, был приговорен тройкой при УНКВД СССР по Калининской области к расстрелу.
Казнь состоялась через четыре дня, 17 сентября в час ночи.

Священномученик епископ Григорий (Лебедев) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года.

Литература:
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 302-303, 450-451, 565-566, 581-582, 855, 970.
2. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 2. С. 370-371.
3. Григорий (Лебедев), еп. Проповеди. «Благовестие святого евангелиста Марка»: (Духовные размышления). Письма к духовным чадам/ Сост. В.В.Антонов. М., 1996. С. 3-15.
4. Осипова И.И. «Сквозь огнь мучений и воды слез. «: Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С. 266.
5. Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ «Мемориал», 1999. С. 282.
6. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999. С. 7-8.
7. Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937-1938. Т. 1. Тверь: «Альба», 2000. С. 255.
8. Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2005 г.
9. Автобиография архиепископа Леонтия Чилийского. Журнал «Русскiй Паломникъ», № 42.
10. http://www.msdm.ru
11. http://pstbi.ru

Документы:
1. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Том_Лист Л.78.
2. Список реабилитированных клириков и мирян Калининской обл.
3. Архив УФСБ по Тверской обл. Д.24937-с.
4. Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д.П-24095.

Священномученик Григорий (Лебедев), Шлиссельбургский, епископ

Священномученик Григорий (в миру Лебедев Александр Алексеевич) родился в древнем городе Коломне Московской губернии в 1878 году в многодетной семье священника. Мать рано умерла, и воспитание детей полностью взял на себя отец, который стремился внушить им страх Божий и желание исполнять заповеди Божии. Александр с успехом закончил Коломенское духовное училище и духовную семинарию, а затем и Казанскую духовную академию. После окончания учебы Священный Синод назначил его преподавателем гомилетики и литургики в Симбирскую духовную семинарию. Здесь он трудился четыре года, обучая будущих пастырей уставному богослужению и проповеди.

В 1907 году Александр Лебедев переехал в Москву и продолжил педагогическую деятельность. Чувствуя иное призвание, он покидает Москву и принимает монашеский постриг с именем Григорий в Зосимовской пустыни Владимирской епархии, затем переходит в Московский Свято-Даниловский монастырь. Здесь он прошел путь от иеродиакона до архимандрита. 19 ноября (2 декабря) 1923 года Святейший Патриарх Тихон рукоположил архимандрита Григория во епископа и направил нового владыку епископом Шлиссельбургским, викарием Петроградской Митрополии. Одновременно епископ Григорий стал наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Это было время особой активности врагов Церкви — обновленцев. Епископ Григорий явился стойким защитником Православия.

Епископ Григорий отличался глубоким молитвенным настроением. Во время богослужения лик его хранил неземное бесстрастие, и в то же время Владыка буквально пламенел в своей молитве восходя умом на непостижимую горнюю высоту…Все проповеди будущего священномученика проникнуты упованием, надеждой на полную победу Божественной правды над злом.

В 1928 году владыка снял с себя обязанности наместника Лавры и уехал на родину, в Коломну, так как не был согласен с митрополитом Сергием (Страгородским) в вопросах роли Церкви и управления ею. Он много работает над богословскими трудами.

Весной 1933 года владыка поселяется в старинном городке Кашине, посещает городской собор, но служит дома.

Епископ Григорий был арестован 16 апреля 1937 года за «создание и руководство фашистско-монархической организацией в городе Кашине». 13 сентября 1937 года епископ Григорий в числе 50 человек был приговорен тройкой Кашинского УНКВД к расстрелу. Через четыре дня Владыка удостоился мученического венца.

В 1981 г. канонизирован РПЦЗ. Имя епископа Григория включено в Собор новомучеников и исповедников Российских 16 июля 2005 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви.

Дни памяти: 17 сентября (4 сентября по ст. ст.) и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

ГРИГОРИЙ

В кон. 1920 г. поступил в Зосимову в честь Смоленской иконы Божией Матери пуст. во Владимирской губ.; в янв. 1921 г. принял в ней постриг с именем Григорий. Летом 1921 г. перешел в Данилов московский мон-рь, где его наставником стал Волоколамский еп. Феодор (Поздеевский). В мон-ре Г. был посвящен во диакона, иерея, в 1923 г. стал ризничим с посвящением в сан архимандрита. 27 нояб. по ходатайству временно управляющего Петроградской епархией Лужского еп. Мануила (Лемешевского; впосл. митрополит) назначен епископом Шлиссельбургским, викарием Петроградской епархии, с поручением временно исполнять обязанности наместника Александро-Невской лавры , только что возвращенной от обновленцев. 2 дек. 1923 г. его хиротонию в Москве возглавил Патриарх Московский свт. Тихон (Белавин). При назначении в Петроград Патриарх сказал о Г.: «Посылаю вам жемчужину».

В февр. 1924 — дек. 1925 г. входил в епархиальный Совет епископов, возглавлявшийся Кронштадтским еп. Венедиктом (Плотниковым). С дек. 1925 г., после ареста еп. Венедикта, временно управлял Ленинградской епархией до июня 1926 г. При назначении в Ленинград митр. Иосифа (Петровых) возглавил подготовку торжественных митрополичьих богослужений 11-12 сент. 1926 г. в Троицком соборе лавры в сослужении всего ленинградского епископата. В кон. 1927 г. Г. было передано управление Детскосельским вик-ством.

По свидетельству современников, Г. «вдохнул жизнь» в Александро-Невскую лавру; способствовал возвращению в нее многих из братии, с начала обновленческого раскола живших в миру, заботился о сохранении традиций монашеского благочестия. Одним из ближайших советников и помощников Г. стал духовник обители иером. Варнава (Муравьёв), в схиме Серафим (прп. Серафим Вырицкий). Г. обладал даром проповедника, его глубокие по содержанию проповеди внушали веру в победу Божественной правды над злом и получили широкое распространение в рукописных копиях.

6 дек. 1924 г., в день лаврского праздника, был арестован по сфабрикованному в ГПУ делу о монахах лавры, «организованным путем укрывавшихся от уплаты налогов». 17 апр. 1925 г. освобожден под подписку о невыезде. На суде держал себя с большим мужеством, на вопросы отвечал вежливо, без боязни. 5 марта 1926 г. приговорен Ленинградским губ. судом к 1 году тюрьмы с понижением срока заключения «ввиду первой судимости» до 3 месяцев, зачтенных за счет предварительного заключения.

Читать еще:  Двунадесятые праздники

Вновь арестован 1 апр. 1927 г. по обвинению в создании среди учащихся Богословско-пастырского уч-ща кружка «Ревнителей истинного православия» для «организации массовых выступлений при закрытии по требованию рабочих церквей, при передаче церквей от одного течения другому и т. д.». Освобожден под подписку о невыезде 19 нояб. 1927 г. Следственное дело было прекращено через год «за недостаточностью компрометирующего материала».

Г. критически встретил «Декларацию» 1927 г. Был идейно близок к иосифлянству, но формально к нему не присоединился. За богослужением не поминал Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), о чем 25 янв. 1928 г. Временным Священным Синодом ему было вынесено предупреждение, оставленное Г. без внимания. Отклонил приглашение к сотрудничеству от новоназначенного в Ленинград митр. Серафима (Чичагова). В марте 1928 г. отправился в Москву для разъяснения митр. Сергию своей позиции. По результатам беседы 13 марта подал ему заявление об увольнении на покой с освобождением от обязанностей наместника Александро-Невской лавры и от руководства Шлиссельбургским и Детскосельским вик-ствами. Прошение принято не было, и Г. вернулся в Ленинград.

Занимая независимую позицию по отношению к митр. Сергию, но и порицая открыто порвавших с ним епископов и пресвитеров, Г. своим авторитетом сдерживал переход к иосифлянам значительной части насельников лавры и членов приходских советов храмов обители. В мае вышел указ митр. Сергия о назначении Г. епископом Феодосийским, викарием Таврической епархии. Расценивая это как форму ссылки, Г. не принял назначения. В июле депутация от приходских советов храмов лавры и Детского Села обратилась к митр. Сергию с просьбой оставить Г. на прежнем месте, но получила отказ. 5 авг. 1928 г. Г. совершил последнюю службу в лавре и 29 авг. выехал из Ленинграда в Коломну. Там он приступил к работе над богословскими сочинениями, среди к-рых центральное место занимало экзегетическое соч. «Благовестие святого евангелиста Марка». В сент. 1931 г. переехал в Москву, с сент. 1932 г. проживал в пос. Жаворонки Московской обл., пока ему не отказала в жилье хозяйка дома, испугавшись давления властей. В марте 1933 г. поселился в г. Кашине. Работал сторожем на птицефабрике. Переписывался с духовными чадами, окормлял тех, кто приезжали к нему, наставлял на путь подвижничества, к-рым сам следовал.

Был арестован 16 апр. 1937 г. в Кашине по групповому делу бывш. насельников Данилова мон-ря как «руководитель контрреволюционной группы фашистско-монархической организации». На допросах держался с твердостью, отвергая обвинения. 13 сент. 1937 г. приговорен Особой тройкой при Управлении НКВД по Калининской обл. вместе с большой группой духовенства и мирян к смертной казни. В 1981 г. канонизирован РПЦЗ. Имя Г. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 16 июля 2005 г.

День памяти сщмч. Григория Шлиссельбургского

Священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский

Григорий (Лебедев Александр Алексеевич; 12.11.1878, г. Коломна Московской губ.- 17.09.1937, Калинин), сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. бывш. Феодосийский. Из семьи протоиерея Коломенского Брусенского в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ря. В 1885 г. лишился матери, воспитывался отцом, к-рому часто приходилось оставлять детей в мон-ре под присмотром монахинь. Окончил Коломенское ДУ и Московскую ДС (1898), в период обучения в семинарии исполнял в ее храме обязанности уставщика и канонарха. С 1898 г. был на клиросном послушании в Бобренёвом в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре, где готовился к поступлению в МДА. Посчитав себя недостаточно подготовленным к обучению в академии, уехал в Казань. Был принят послушником в казанский в честь Преображения Господня муж. мон-рь и зачислен вольнослушателем в КазДА. В 1899 г. успешно выдержал вступительные экзамены, стал студентом. Окончил ДА в 1903 г. по 1-му разряду со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом. 5 авг. 1904 г. определен преподавателем гомилетики Симбирской ДС и с 11 янв. 1905 г. одновременно занимал должность 3-го помощника инспектора ДС. Осенью 1906 г. оставил духовно-учебную службу. Переехал в Москву; преподавал в 5-й жен. гимназии, с 1912 г.- в Николаевском сиротском жен. профессиональном уч-ще. В 1918 г. возглавил уч-ще, преобразованное в 165-ю Московскую трудовую школу. В 1919-1920 гг. заведовал почтовым сектором Главного лесного комитета.

В кон. 1920 г. поступил в Зосимову в честь Смоленской иконы Божией Матери пуст. во Владимирской губ.; в янв. 1921 г. принял в ней постриг с именем Григорий. Летом 1921 г. перешел в Данилов московский мон-рь, где его наставником стал Волоколамский еп. Феодор (Поздеевский). В мон-ре Г. был посвящен во диакона, иерея, в 1923 г. стал ризничим с посвящением в сан архимандрита. 27 нояб. по ходатайству временно управляющего Петроградской епархией Лужского еп. Мануила (Лемешевского; впосл. митрополит) назначен епископом Шлиссельбургским, викарием Петроградской епархии, с поручением временно исполнять обязанности наместника Александро-Невской лавры , только что возвращенной от обновленцев. 2 дек. 1923 г. его хиротонию в Москве возглавил Патриарх Московский свт. Тихон (Белавин). При назначении в Петроград Патриарх сказал о Г.: «Посылаю вам жемчужину».

В февр. 1924 — дек. 1925 г. входил в епархиальный Совет епископов, возглавлявшийся Кронштадтским еп. Венедиктом (Плотниковым). С дек. 1925 г., после ареста еп. Венедикта, временно управлял Ленинградской епархией до июня 1926 г. При назначении в Ленинград митр. Иосифа (Петровых) возглавил подготовку торжественных митрополичьих богослужений 11-12 сент. 1926 г. в Троицком соборе лавры в сослужении всего ленинградского епископата. В кон. 1927 г. Г. было передано управление Детскосельским вик-ством.

По свидетельству современников, Г. «вдохнул жизнь» в Александро-Невскую лавру; способствовал возвращению в нее многих из братии, с начала обновленческого раскола живших в миру, заботился о сохранении традиций монашеского благочестия. Одним из ближайших советников и помощников Г. стал духовник обители иером. Варнава (Муравьёв), в схиме Серафим (прп. Серафим Вырицкий). Г. обладал даром проповедника, его глубокие по содержанию проповеди внушали веру в победу Божественной правды над злом и получили широкое распространение в рукописных копиях.

6 дек. 1924 г., в день лаврского праздника, был арестован по сфабрикованному в ГПУ делу о монахах лавры, «организованным путем укрывавшихся от уплаты налогов». 17 апр. 1925 г. освобожден под подписку о невыезде. На суде держал себя с большим мужеством, на вопросы отвечал вежливо, без боязни. 5 марта 1926 г. приговорен Ленинградским губ. судом к 1 году тюрьмы с понижением срока заключения «ввиду первой судимости» до 3 месяцев, зачтенных за счет предварительного заключения.

Вновь арестован 1 апр. 1927 г. по обвинению в создании среди учащихся Богословско-пастырского уч-ща кружка «Ревнителей истинного православия» для «организации массовых выступлений при закрытии по требованию рабочих церквей, при передаче церквей от одного течения другому и т. д.». Освобожден под подписку о невыезде 19 нояб. 1927 г. Следственное дело было прекращено через год «за недостаточностью компрометирующего материала».

Г. критически встретил «Декларацию» 1927 г. Был идейно близок к иосифлянству, но формально к нему не присоединился. За богослужением не поминал Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), о чем 25 янв. 1928 г. Временным Священным Синодом ему было вынесено предупреждение, оставленное Г. без внимания. Отклонил приглашение к сотрудничеству от новоназначенного в Ленинград митр. Серафима (Чичагова). В марте 1928 г. отправился в Москву для разъяснения митр. Сергию своей позиции. По результатам беседы 13 марта подал ему заявление об увольнении на покой с освобождением от обязанностей наместника Александро-Невской лавры и от руководства Шлиссельбургским и Детскосельским вик-ствами. Прошение принято не было, и Г. вернулся в Ленинград.

Занимая независимую позицию по отношению к митр. Сергию, но и порицая открыто порвавших с ним епископов и пресвитеров, Г. своим авторитетом сдерживал переход к иосифлянам значительной части насельников лавры и членов приходских советов храмов обители. В мае вышел указ митр. Сергия о назначении Г. епископом Феодосийским, викарием Таврической епархии. Расценивая это как форму ссылки, Г. не принял назначения. В июле депутация от приходских советов храмов лавры и Детского Села обратилась к митр. Сергию с просьбой оставить Г. на прежнем месте, но получила отказ. 5 авг. 1928 г. Г. совершил последнюю службу в лавре и 29 авг. выехал из Ленинграда в Коломну. Там он приступил к работе над богословскими сочинениями, среди к-рых центральное место занимало экзегетическое соч. «Благовестие святого евангелиста Марка». В сент. 1931 г. переехал в Москву, с сент. 1932 г. проживал в пос. Жаворонки Московской обл., пока ему не отказала в жилье хозяйка дома, испугавшись давления властей. В марте 1933 г. поселился в г. Кашине. Работал сторожем на птицефабрике. Переписывался с духовными чадами, окормлял тех, кто приезжали к нему, наставлял на путь подвижничества, к-рым сам следовал.

Был арестован 16 апр. 1937 г. в Кашине по групповому делу бывш. насельников Данилова мон-ря как «руководитель контрреволюционной группы фашистско-монархической организации». На допросах держался с твердостью, отвергая обвинения. 13 сент. 1937 г. приговорен Особой тройкой при Управлении НКВД по Калининской обл. вместе с большой группой духовенства и мирян к смертной казни. В 1981 г. канонизирован РПЦЗ. Имя Г. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 16 июля 2005 г.

Сочинения: Евангельские образы: Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие св. евангелиста Марка // БТ. 1976. Сб. 16. С. 5-32; 1977. Сб. 17. С. 3-84; Евангельские образы: Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие св. евангелиста Луки // Там же. 1980. Сб. 21. С. 170-180; Гимн Воскресения Христова // ЖМП. 1981. № 5. С. 35-36; Слово в день Св. Пятидесятницы // ЖМП. 1981. № 6. С. 75; Прощальное слово к Петроградской пастве. Слово в неделю 16-ю по Пятидесятнице // С.-Петербургские ЕВ. 1990. № 5. С. 75-78; Проповеди. Благовестие святого Евангелиста Марка. Письма к духовным чадам. М., 1996; О самооправдании // С.-Петербургские ЕВ. 2001. № 24. С. 70.

Архивные материалы: Архив УФСБ РФ по СПб. и Ленинградской обл. Д. П-24095; Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Д. 24937-с; РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 203. Л. 16.

Литература: Красная газета. Л., 1925. 29 марта; 1926. 16 марта; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви (1917-1945). П., 1977. С. 348, 349, 452, 591; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 2. С. 370-371; Лебедев К., прот. Еп. Шлиссельбургский Григорий (Лебедев) // С.-Петербургские ЕВ. 1990. № 5. С. 73-75; Акты свт. Тихона. С. 302, 450-451, 565, 576, 581, 586, 672, 854-855, 970; Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 158, 160, 178-180, 182; Шкаровский М. В. Иосифлянское движение и оппозиция в СССР (1927-1943) // Минувшее. 1994. Вып. 15. С. 448, 449; он же. Петербургская епархия в годы гонений и утрат 1917-1945. СПб., 1995. С. 119, 141; он же. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 15, 18, 19, 22, 175, 177, 282, 295, 312; Антонов В. В. Мат-лы к биографии // Григорий (Лебедев), еп. Шлиссельбургский. Проповеди. Письма к духовным чадам. М., 1996; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 338-339; Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Справочник по истории правосл. мон-рей и соборов г. С.-Петербурга 1917-1945 гг. СПб., 1996. С. 10; С.-Петербургская епархия в ХХ в. С. 121, 122, 132, 223, 232; Феодосий (Алмазов), архим. Мои воспоминания: Записки соловецкого узника. М., 1997. С. 63, 202; Синодик С.-Петербургской епархии. С. 7-8; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слез. ». М., 1998. С. 230, 266.

М. В. Шкаровский, А. К. Галкин

    • 17 сентября 2009

    Протоиерей Константин Лебедев. Памяти епископа

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector