1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ОНИСИМ (ПЫЛАЕВ)

ОНИСИМ (ПЫЛАЕВ)

Епископ Воткинский Онисим (Пылаев)

Онисим (Пылаев) (1876 — 1937 [1]), епископ Тульский, священномученик

В миру Пылаев Михаил Владимирович, родился 5 сентября 1876 года в селе Куя Белозерского уезда Новгородской губернии в семье псаломщика.

В 1903 году рукоположен во иерея. Служил в армии полковым священником.

До 1918 года был возведен в сан протоиерея.

В 1918-1919 годах служил казначеем в 11-й дивизии Красной армии.

Епископ Воткинский

13 марта 1926 года был пострижен в монашество с именем Онисим, а 15 марта хиротонисан во епископа Красно-Бакинского. Чин хиротонии совершали: митрополит Сергий (Страгородский), епископ Дамиан (Воскресенский) и епископ Макарий (Знаменский).

13 апреля 1926 года назначен епископом Воткинским.

В 1927 году был назначен временно управляющим Вятской епархией.

Первый арест и заключение на Соловках

Епископ Онисим (Пылаев). Сарапульская тюрьма, 1928 год

28 января 1928 года был арестован в Воткинске. 22 июня того же года по обвинении в «к/р агитации» был осужден по статье 58-10 УК РСФСР на три года концлагерей и заключен в Соловецкий лагерь особого назначения.

Свидетель по делу Пылаева 1936 г. показал на следствии, что епископ Онисим в одной из бесед с близкими людьми в Туле рассказывал, что он:

Тульский святитель

После освобождения из лагеря 22 ноября 1933 года епископ Онисим был 5 декабря того же года назначен управляющим Тульской епархией. Его прибытие в Тулу совпало с очередной разрушительной кампанией против Православной Церкви. Как и по всей стране, в Туле и губернии были закрыты большинство храмов, разрушены наиболее древние и почитаемые из них. Священники закрытых храмов, пока оставались на свободе, совершали богослужения по домам православных. Скитальческую жизнь были вынуждены вести тогда и некоторые епископы. К Тульскому Владыке часто приезжал из ссылки в г. Муроме бывший Тульский архиепископ Борис (Шипулин). Они вместе совершали богослужения как в Ильинском храме, в то время бывшим кафедральным собором, так и на квартирах прихожан. Владыку часто посещал и бывший епископ Белевский Игнатий (Садковский), не забывавший и любивший Тулу. Он тоже участвовал в богослужениях. Эти три иерарха Русской Православной Церкви познакомились во время ссылки на Соловках. Лагерное бытие, постоянное общение, обретение поддержки и духовного утешения сблизило их, выявило общность взглядов, единомыслие. Вплоть до последнего часа (а все они были расстреляны или погибли в лагере), они поддерживали друг друга, оставаясь непримиримыми и бескомпромиссными борцами с обновленчеством, верными сподвижниками и последователями истинного Православия.

Епископ Онисим, несмотря на запреты властей и смертельный риск, помогал многим ссыльным и арестованным священнослужителям, оказывал посильную помощь посылками, письмами. Так, он регулярно оказывал материальную помощь семье священника Грачева, высланного за «контрреволюционную деятельность», посылал посылки в ИТЛ протодиакону Новосадову. Возвращающихся из ссылок и заключения священников назначал на приходы. Помогал им материально. Архимандрита Серафима (Васильева) епископ Онисим назначил священником в одну из церквей Дубенского района, протоиерея Петра Пономарева в церковь села Жмурово Чапаевского района, священника Феодора (фамилия неизвестна) в церковь села Иевлево Товарковского района. Если не было возможности устроить священнослужителя в Тульской епархии, направлял их с рекомендательными письмами в соседние.

Не боясь наветов обновленцев и репрессий властей, епископ Онисим совершал постриги. В ноябре 1934 года он постриг в монашество в сан игумена с именем Макарий овдовевшего протоиерея Александра Александровича Воскресенского, священника церкви 12 апостолов, в сан иеромонаха с именем Онисфор протоиерея Петра Пономарева (церковь села Жмурово) . В схиму постриг монахиню Лаврентию с именем Нонна.

Архиерейские службы епископ Онисим проводил в основном в одном из древнейших храмов Тулы — Ильинской церкви. Небольшой (бывший приходской) храм бывал переполнен. Даже в обычные дни многие стояли на улице, храм не вмещал всех молящихся.

Власти не могли допустить усиления Православного влияния в Туле, ведь за те два года, что епископ Онисим пробыл в Туле, люди стали связывать с его именем надежды на возрождение веры и духовности, перемен жизни к лучшему.

Второй арест и мученичество

18 декабря 1935 года епископ Онисим (Пылаев) был арестован. Вместе с ним были арестованы еще 26 человек, в основном священники и монашествующие. Обвинение было стандартным, как и остальные, состряпанные на православных архиереев.

Особым Совещанием при НКВД СССР 16 апреля 1936 года был осужден по ст. 58-10 УК РСФСР за «контрреволюционную агитацию,» как «участник к/р группировки церковников,» и сослан на 5 лет в Северный край. Вместе с епископом Онисимом получили 5-летние сроки еще 12 человек, среди которых: Троицкий Сергей Павлович, 1881 г.р., село Лаптево двоюродный брат сщмч. Илариона (Троицкого); игумен Макарий (Воскресенский Александр Александрович), 1879 г.р., Тула (это его постриг в монашество епископ Онисим); прот. Мерцалов Митрофан Александрович, 1874 г.р. (в 20-е годы сподвижник епископа Белевского Игнатия) и др.

Священномученик Онисим (Пылаев), епископ Тульский. Алтарная роспись Московского подворья Соловецкого монастыря

18 июня 1936 года был освобожден от управления Тульской епархий. Был заключен в Каргополе, где повторно арестован за «участие в тайных богослужениях.» Тройкой при УНКВД по Архангельской области был осужден за «к/р агитацию, попытку создать к/р группировку из ссыльного духовенства» на расстрел. Был расстрелян 27 февраля 1937 или 1938 года в одном из Северных лагерей.

27 октября 1943 года патриарх Сергий (Страгородский) направил председателю Совета по делам РПЦ при Совнаркоме СССР Г. Карпову заявление: «Прошу Вас возбудить перед Правительством СССР ходатайство об амнистии. лицам, которых я бы желал привлечь к церковной работе под моим ведением…» К заявлению был приложен список, в котором значились 2 митрополита,5 архиепископов и 19 епископов — все, кого он считал живыми. Но все, поименованные в этом списке, кроме епископа Николая (Могилевского), в действительности были уже расстреляны или погибли в лагерях. Одним из этих мучеников был и владыка Онисим.

Священномученик Онисим, епископ Тульский

Епископ Тульский Онисим (в миру Пылаев Михаил Владимирович) родился 5 сентября 1876 года в селе Куя теперешнего Белозерского района Ленинградской области. В 1896 году окончил Новгородскую духовную семинарию, в 1903 г. рукоположен во иерея. Служил в Царской армии полковым священником. Овдовел. 13 марта 1926 года пострижен в монашество с именем Онисим, через два дня хиротонисан во епископа Красно-Бакинского, а через месяц, 13 апреля того же года, назначен епископом Воткинским. В 1928 г. епископ Онисим осужден и заключен в Соловецкий лагерь особого назначения.

После освобождения, 22 ноября 1933 года, епископ Онисим был назначен Управляющим Тульской епархией. Его прибытие в Тулу совпало с очередной разрушительной кампанией против Православной Церкви. Как и по всей стране, в Туле и губернии были закрыты большинство храмов, разрушены наиболее древние и почитаемые из них, в том числе Казанский собор, Крестовоздвиженская, Сретенская, Троицкая, Николо-Часовенская церкви. Священники закрытых храмов, пока оставались на свободе, совершали богослужения по домам православных. Скитальческую жизнь были вынуждены вести тогда и некоторые епископы. К Тульскому Владыке часто приезжал из ссылки в г. Муроме бывший Тульский архиепископ Борис (Шипулин). Они вместе совершали богослужения как в Ильинском храме, в то время бывшим кафедральным собором, так и на квартирах прихожан. Владыку часто посещал и бывший епископ Белевский Игнатий (Садковский), не забывавший и любивший Тулу. Он тоже участвовал в богослужениях. Эти три иерарха Русской Православной Церкви познакомились во время ссылки на Соловках. Лагерное бытие, постоянное общение, обретение поддержки и духовного утешения сблизило их, выявило общность взглядов, единомыслие. Вплоть до последнего часа, они оставались непримиримыми и бескомпромиссными борцами с обновленчеством, верными сподвижниками и последователями истинного Православия.

Епископ Онисим, несмотря на запреты властей и смертельный риск, помогал многим ссыльным и арестованным священнослужителям, оказывал посильную помощь посылками, письмами. Возвращающихся из ссылок и заключения священников назначал на приходы. Помогал им материально. Если не было возможности устроить священнослужителя в Тульской епархии, направлял их с рекомендательными письмами в соседние. Так, он направил нескольких священнослужителей к бывшему Тульскому епископу Иувеналию, возглавлявшему в это время Рязанскую епархию и к епископу Скопинскому Игнатию.

Не боясь наветов обновленцев и репрессий властей, епископ Онисим совершал постриги.

Архиерейские службы владыка проводил в основном в одном из древнейших храмов Тулы — Ильинской церкви. Небольшой (бывший приходской) храм бывал переполнен. Даже в обычные дни многие стояли на улице, храм не вмещал всех молящихся.

Власти не могли допустить усиления Православного влияния в Туле, ведь за те два года, что епископ Онисим пробыл в городе, люди стали связывать с его именем надежды на возрождение веры и духовности, перемен жизни к лучшему.

18 декабря 1935 года епископ Онисим (Пылаев) был арестован. Вместе с ним были арестованы еще 26 человек, в основном священники и монашествующие. Обвинение было стандартным, как и остальные, состряпанные на православных архиереев. «В г. Туле существует контрреволюционная группировка духовенства и церковников, возглавляемая тульским епископом Пылаевым Михаилом Владимировичем (Сергиевской ориентации), куда так же входили попы и монахи, возвратившиеся в г. Тулу по отбытии наказания за свою антисоветскую деятельность.

Опираясь в своей контрреволюционной деятельности на наиболее зажиточных в прошлом людей в лице бывших кустарей, кулаков, землевладельцев и другой антисоветски настроенный элемент, участники контрреволюционной группировки активно готовили переход церкви на нелегальное положение, для чего подготавливали помещения и кадры…

Основной целью контрреволюционная группировка имела — проведение контрреволюционной деятельности. Возбуждение верующих масс против Советской власти и объединение их вокруг церкви для борьбы за веру и православие, привлечение молодежи к церкви и обработку их в антисоветском духе, насаждение в г. Туле тайного монашества и организацию помощи ссыльному духовенству и находящемуся в ИТЛ…»

Особым Совещанием при НКВД СССР епископ Онисим был сослан на 5 лет в «Севкрай». Вместе с епископом Онисимом получили 5-летние сроки еще 12 человек. Некоторые из них были расстреляны в 1937–38 годах.

27 октября 1943 года Патриарх Сергий направил председателю Совета по делам РПЦ при Совнаркоме СССР Г. Карпову заявление: «Прошу Вас возбудить перед Правительством СССР ходатайство об амнистии…лицам, которых я бы желал привлечь к церковной работе под моим ведением…» К заявлению был приложен список, в котором значились 2 митрополита, 5 архиепископов и 19 епископов — все, кого он считал живыми. Но все, поименованные в этом списке, кроме епископа Николая (Могилевского), в действительности были уже расстреляны или погибли в лагерях. Епископ Онисим (Пылаев), упомянутый в этом списке, был расстрелян 27 февраля 1937 года в одном из Северных лагерей.

Имя епископа Онисима (Пылаева) занесено в хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (1917–1977гг.) как почитаемого в народе подвижника веры и благочестия.

27 февраля — День памяти священномученика Онисима (Пылаева), Тульского, епископа

ЖИТИЕ

В миру будущий святитель носил имя Михаил, родился он в сентябре 1876 года. Его отец Владимир служил в храме псаломщиком. Воспитанный в благочестивой семье, он без сомнений избрал свой путь и поступил в духовную семинарию, которую успешно окончил в 1896 году.

Иереем Михаил стал в 1903 году, служил полковым священником в армии. Известно, что около 1918 года его возвели в сан протоиерея. В течение одного года он значился армейским казначеем.

Вскоре отец Михаил стал вдовцом, до 1925 года служил в Нижнем Новгороде, в храме Святой Троицы.

В 1926 году начался монашеский путь отца Михаила. Он принял постриг с наречением имени Онисим, и уже через два дня после этого стал епископом Красно-Бакинским. Через месяц он значился уже епископом Воткинским, а в 1927 году временно управлял Вятской епархией.

В январе 1928 года состоялся первый арест епископа Онисима. Его обвинили в антисоветской агитации и заключили в Соловецкий лагерь на три года. В заключении он находился вместе с множеством других священнослужителей, монахов и архиереев. Всех их заставляли выполнять тяжелые работы. В лагере епископ нашел себе близких духовный друзей — архиепископа Бориса (Шипулина) и епископа Игнатия (Садковского). С ними он поддерживал добрые отношения до самой смерти.

В 1933 году епископ Онисим освободился из заключения и был назначен управлять Тульской епархией. Многие храмы Тулы тогда были закрыты, а богослужения совершались в домах верующих.

Рискуя своим саном и свободой, епископ помогал ссыльным и заключенным священнослужителям, отправлял им посылки, писал письма, а по освобождению их из лагерей назначал их на службу и помогал материально. В те же времена епископ Онисим не боялся совершать постриги, возглавлял богослужения в Ильинском храме. Народу на службах всегда было много, часто стояли даже на улице. Верующие возлагали большие надежды на своего архипастыря, надеялись, что благодаря нему духовная жизнь будет возрождаться. Само собой, властям это не нравилось.

В 1935 году епископа вновь арестовали по сфабрикованному делу, вместе с ним было заключено под арест еще двадцать шесть человек из священников и монахов. Всех их ложно обвинили в контрреволюционной работе.

Епископ Онисим был сослан в Северный край на пять лет. 27 февраля 1937 года он был расстрелян. Архиепископ Борис и епископ Игнатий также погибли в лагере вместе со своим другом, епископом Онисимом.

17 июля 2001 года епископ Онисим был причислен к сонму Новомучеников и Исповедников Российских.

Священномученик Онисим (Пылаев), епископ Воткинский

Епископ Воткинский Онисим ( в миру Михаил Владимирович Пылаев), родился 5 сентября 1876 года в семье псаломщика села Куя Белозерского уезда Новгородской губернии (ныне Ленинградская область). Окончив Новгородскую духовную семинарию был определён псаломщиком к Новогеоргиевскому военно-крепостному собору. В сан священника рукоположен в 1902 году. В качестве полкового священника участвовал в Русско-Японской и Русско-Германской войнах. В силу декрета советской власти о закрытии в полках штатов полковых священников, 15 марта 1918 года, был уволен со службы. К тому времени он имел трёх сыновей. Через полгода, 15 августа, его мобилизовали в красную армию, в рядах которой он находился на административных должностях вплоть до ноября 1921 года. Вскоре после демобилизации, архиепископом Евдокимом (Мещёрским) согласно избранию приходского собрания назначен настоятелем Троицкой Верхне-Посадской церкви г.Нижнего Новгорода. В марте 1926 года митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) снял с него церковное бракоблагословение, из-за безвестного отсутствия жены о.Михаила в течении 15 лет и постриг его в монашество с именем Онисима. 28 марта 1926 года он был рукоположен во епископа Краснобакинского, викария Нижегородской епархии. Через несколько дней после хиротонии, епископ Онисим арестовывается, и уже 12 апреля его высылают из Нижнего Новгорода с запретом проживания в шести основных городах страны.

На следующий день, т.е. 13 апреля 1926 года, митрополит Сергий (Страгородский) назначил его на Воткинскую кафедру. Вместе с ним в Воткинск был направлен протоиерей Александр Чернауцап, известный своей ученостью, член Священного Собора в 1917 – 1918 годах. Прибыв в Воткинск 20 апреля, епископ Онисим сразу приступил к устранению существовавших в приходах нестроений. Его активная деятельность не нравиться советским властям и они начинают его преследование. В декабре 1927 года органами ОГПУ производятся обыски у епископа Онисима, а также у священников Александра Чернауцапа и Александра Бирюкова. В изъятых журналах «Вера и жизнь» (Латвия), неизвестно как оказавшихся у них, органы ОГПУ обнаружили статьи с критикой политики советской власти.28 января 1928 года все трое арестовываются по обвинению в хранении и распространении антисоветской литературы. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ они были осуждены на 3 года и направлены в Соловецкий лагерь.

О жизни на Соловках владыка Онисим рассказал через пару лет после своего освобождения. Не смотря на то, что подробности были сообщены в кругу близких людей, они все-таки фигурировали в качестве показаний одного из свидетелей по делу епископа Онисима в 1936 году. По словам владыки, в Соловецком лагере вместе с ним отбывали наказание до 16 архиереев, множество монахов, священников и верующих которых арестовали, и выслали невинно. Ему было поручено зажигать маяк, и он в бурю ездил туда, лежа в лодке. По окончании срока Особым совещанием он был приговорен ещё к трём годам ссылки в Северный край.

После освобождения , 22 ноября 1933 года епископ Онисим был назначен Управляющим Тульской епархии. Архиерейские службы епископ Онисим проводил в основном в Ильинской церкви, одном из древнейших храмов Тулы. Небольшой (бывший приходской) храм бывал переполнен. Даже в обычные дни многие стояли на улице, храм не вмещал всех молящихся. Власти не могли допустить усиления Православного влияния в Туле, ведь за те два года, что епископ Онисим пробыл в Туле, люди стали связывать с его именем надежды на возрождение веры и духовности, перемен жизни к лучшему.

Епископ Онисим, как мог поддерживал оставшихся без места бывшего епископа Тульского Бориса (Шипулина) и бывшего епископа Белевского Игнатия (Садковского), с которыми он познакомился во время заключения в лагере. Все трое совершали богослужения как в Ильинском храме, так и на квартирах благочестивых прихожан. До самых последних дней, пока не погибли в годы репрессий, все они оставались последовательными защитниками истинного Православия и противниками обновленчества.

Несмотря на запреты властей и смертельный риск, он помогал многим ссыльным и арестованным священнослужителям. Кого-то из сосланных в их край он назначал на вакантные места, кому-то оказывалсь материальную помощь. Если не было возможности устроить священнослужителя в Тульской епархии, направлял их с рекомендательными письмами в соседние. Не взирая, на опасность со стороны врагов Церкви, владыка Онисим совершал монашеские постриги. Свое служение в качестве епископа Тульского Преосвященнейший Онисим совершал в течение двух лет.

Популярность епископа была невероятно высока. Многие связывали с его имененм духовное возрождение в крае и перемену жизни к лучшему. 18 декабря 1935 года епископ Онисим (Пылаев) был арестован. Вместе с ним были арестованы еще 26 человек, в основном священники и монашествующие. Обвинение было стандартным, как и остальные, состряпанные на православных архиереев – контрреволюционная деятельность. Особым Совещанием при НКВД СССР епископ Онисим был сослан на 5 лет в «Севкрай». Вместе с епископом Онисимом получили 5-летние сроки еще 12 человек. Сосланный в г. Каргополь Архангельской области он участвовал в тайных богослужениях, за что и был, снова осужден «за попытку создать контрреволюционную группировку из ссыльного духовенства».

27 октября 1943 года Патриарх Сергий направил председателю Совета по делам РПЦ при Совнаркоме СССР Г. Карпову заявление: «Прошу Вас возбудить перед Правительством СССР ходатайство об амнистии…лицам, которых я бы желал привлечь к церковной работе под моим ведением…» К заявлению был приложен список, в котором значились 2 митрополита,5 архиепископов и 19 епископов- все, кого он считал живыми. Но все, поименованные в этом списке, кроме епископа Николая (Могилевского), в действительности были уже расстреляны или погибли в лагерях. Епископ Онисим (Пылаев), упомянутый в этом списке, был расстрелян 27 февраля 1937 года.

Канонизация епископа Онисима в лике священномученников осуществлена на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, прошедшем в августе 2000 года. Дни памяти — 7 и 27 февраля.

Новомученики на Вятской земле. Издание 2-е

Данная книга и богослужебное, и краеведческое, и просветительское издание для широкого круга читателей, как в Кировской области, так и за ее пределами.

Оглавление

  • Предисловие
  • Священномученик протоиерей Николай Чернышев
  • Мученица Варвара Чернышева
  • Священномученик Никита (Прибытков), епископ Белевский
  • Священномученик Леонид (Антощенко), епископ Марийский
  • Священномученик Александр Крылов, пресвитер
  • Священномученик Григорий Сербаринов, протоиерей
  • Священномученик Григо́рий Смирнов, диакон
  • Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский
  • Священномученик Павел Никольский, пресвитер
  • Священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский
  • *7 февраля – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
  • Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский
  • Священномученик Зосима Трубачев, протоиерей
  • Священномученик Павел Дернов, протоиерей
  • Мученик Борис Дернов
  • Мученик Григорий Дернов
  • Мученик Симеон Дернов
  • Священномученик Они́сим (Пылаев), епископ Тульский
  • Священномученик Николай Морковин, пресвитер
  • Священномученик Иоанн (Пашин), епископ Рыльский
  • Священномученик Сергий Увицкий, пресвитер
  • Священномученик Иоанн Миротворцев, пресвитер
  • Священномученик Николай Гаварин, пресвитер
  • Преподобномученик Сергий Крестников, послушник
  • Священноисповедник Виктор (Островидов)
  • Мученица Нина Кузнецова

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новомученики на Вятской земле. Издание 2-е предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Священномученик Они́сим (Пылаев), епископ Тульский

Дни памяти: 27 февраля, *7 февраля — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, *11 июля — Собор Удмуртских святых, 23 августа — Собор новомучеников и исповедников Соловецких, 5 октября — Собор Тульских святых, 19 октября — Собор Архангельских святых.

Церкве Русския столпе непоколебимый,/ благочестия правило,/ жития евангельскаго образе,/ священномучениче Онисиме,/ Христа ради пострадавый даже до крове,/ Егоже моли усердно,/ яко Начальника и Совершителя спасения,/ Русь Святую утвердити в Православии// до скончания века.

Восхвалим, вернии,/ изряднаго во святителех/ и славнаго в мученицех Онисима,/ Православия поборника и благочестия ревнителя,/ земли Русския красное прозябение,/ иже страданием Небес достиже/ и тамо тепле молит Христа Бога// спастися душам нашим.

Величаем тя,/ священномучениче Онисиме,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/ во утверждение на Руси Православия// претерпел еси.

В миру Пылаев Михаил Владимирович, родился 5 сентября 1876 года в селе Куя Белозерского уезда Новгородской губернии в семье псаломщика.

В 1896 году окончил Новгородскую духовную семинарию. В 1903 году рукоположен во иерея. Служил в армии полковым священником.

Вплоть до 1925 года служил в Троицком храме Нижнего Новгорода. 13 марта 1926 года был пострижен в монашество с именем Онисим, а 15 марта хиротонисан во епископа Красно-Бакинского. 13 апреля 1926 года назначен епископом Воткинским.

В 1927 году был назначен временно управляющим Вятской епархией.

28 января 1928 года был арестован в Воткинске. 22 июня того же года по обвинении в «к/р агитации» был осужден по статье 58—10 УК РСФСР на три года концлагерей и заключен в Соловецкий лагерь особого назначения.

После освобождения из лагеря 22 ноября 1933 года епископ Онисим был 5 декабря того же года назначен управляющим Тульской епархией.

Епископ Онисим, несмотря на запреты властей и смертельный риск, помогал многим ссыльным и арестованным священнослужителям, оказывал посильную помощь посылками, письмами. Так, он регулярно оказывал материальную помощь семье священника Грачева, высланного за «контрреволюционную деятельность», посылал посылки в ИТЛ протодиакону Новосадову. Возвращающихся из ссылок и заключения священников назначал на приходы. Помогал им материально. Архимандрита Серафима (Васильева) епископ Онисим назначил священником в одну из церквей Дубенского района, протоиерея Петра Пономарева в церковь села Жмурово Чапаевского района, священника Феодора (фамилия неизвестна) в церковь села Иевлево Товарковского района. Если не было возможности устроить священнослужителя в Тульской епархии, направлял их с рекомендательными письмами в соседние.

Не боясь наветов обновленцев и репрессий властей, епископ Онисим совершал постриги. В ноябре 1934 года он постриг в монашество в сан игумена с именем Макарий овдовевшего протоиерея Александра Александровича Воскресенского, священника церкви 12 апостолов, в сан иеромонаха с именем Онисфор протоиерея Петра Пономарева (церковь села Жмурово). В схиму постриг монахиню Лаврентию с именем Нонна.

Архиерейские службы епископ Онисим проводил в основном в одном из древнейших храмов Тулы — Ильинской церкви. Небольшой (бывший приходской) храм бывал переполнен. Даже в обычные дни многие стояли на улице, храм не вмещал всех молящихся.

18 декабря 1935 года епископ Онисим (Пылаев) был арестован.

Особым Совещанием при НКВД СССР 16 апреля 1936 года был осужден по ст. и сослан на 5 лет в Северный край. Был расстрелян 27 февраля 1938 года в одном из Северных лагерей.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года по представлению Тульской епархии был причтён к сонму новомучеников и исповедников Российских.

Священномученик Онисим (Пылаев)

Через все годы заключения и ссылок он пронес драгоценную для него оловянную ложку, на которой заключенными была выцарапана надпись «Е. Онис.».

За обедом он всегда пользовался ею и всегда брал ее с собой в предвидении нового следствия и заключения. Но когда 6 января 1938 года, прямо накануне Рождества Христова, его вновь пришли арестовывать, он не взял с собой ложки, так как понял, что не будет уже ни лагеря, ни ссылки. Остается всего лишь в последний раз потрудиться и пострадать со Христом, чтобы навечно быть с Ним.

Священномученик Онисим родился в 1872 году в селе Марково на Новгородчине в семье псаломщика Владимира Пылаева и в крещении был наречен Михаилом. В 1896 году Михаил окончил духовную семинарию, в 1904-м был рукоположен во священника и впоследствии возведен в сан протоиерея.

В 1920 году он был назначен священником в Свято-Троицкую церковь в Нижнем Новгороде. Во время организации властями в 1922 году обновленческого раскола, когда обновленцы проявили себя как активные противники Церкви, протоиерей Михаил энергично выступил против раскола.

Осознав необходимость апологетической литературы, чтобы иметь возможность давать достойные ответы на диспутах, которые устраивали государственные пропагандисты атеизма, несколько священников собрались на квартире у протоиерея Михаила Пылаева. Было решено заняться изучением тех апологетических вопросов, по которым у них была необходимая для этого литература, чтобы затем каждый составил конспект на определенную тему и зачитал его собравшимся.

Эта беседа состоялась 10 декабря 1924 года, а уже 22 декабря секретный осведомитель сообщил в ОГПУ, что в Нижнем Новгороде «организован кружок духовенства, имеющий своей целью изучение апологетической литературы на предмет опровержения состоятельности марксизма как учения и борьбы с атеизмом». С этого времени за священниками было установлено сугубое наблюдение.

26 февраля 1925 года они были арестованы и заключены в Нижегородскую тюрьму. 28 февраля следователь допросил отца Михаила.

— Какая цель ваших собраний? — спросил его следователь.

— Исключительно знакомиться с вопросами, затрагиваемыми современным антирелигиозным движением, — ответил священник.

— Не возникает ли у вас мысль, что ваши собрания носили организованный нелегальный характер?

— Об этом совершенно не думал. Я предполагал, что такие товарищеские беседы не носят характера собраний.

27 марта 1925 года все находящиеся под стражей, и в частности отец Михаил, были освобождены под подписку о невыезде. На следующий день протоиерей Михаил был пострижен в монашество с именем Онисим и хиротонисан во епископа. Хиротонию возглавил митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский).

Тем временем Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа к лишению «права проживания в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону, означенных губерниях и Нижегородской губернии сроком на три года». Епископ Онисим избрал местом жительства город Воткинск, и 26 апреля 1926 года митрополит Сергий назначил его епископом Воткинским.

30 декабря 1927 года в доме секретаря епископа Онисима был произведен обыск, во время которого было найдено 16 номеров журнала «Вера и жизнь», издававшегося в Латвии. Журналы были присланы по почте служившим в Латвии священником. 27 января 1928 года секретарь епископа был вызван в ОГПУ и арестован. 4 февраля власти арестовали епископа Онисима, и он был заключен в тюрьму в городе Сарапуле и обвинен в «распространении нелегальной литературы контрреволюционного характера».

17 марта следствие было закончено, и следователь в обвинительном заключении написал: «Обнаруженные журналы носят ярко выраженный антисоветский характер, в которых реакционное духовенство задалось целью оклеветать Советский Союз, который якобы, несмотря на изданные законы об отделении Церкви от государства, старается под видом искоренения церковной контрреволюции проводить политику гонения на религию вплоть до полного ее разгрома и в настоящее время создает искусственно группировки в виде обновленческо-синодального течения посредством поголовного участия в этой группировке под видом священников — агентов ОГПУ».

22 июня 1928 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Онисима к трем годам заключения в Соловецком концлагере. Перед окончанием срока заключения в лагере 3 января 1931 года Особое совещание приговорило епископа дополнительно к трем годам ссылки в Северный край. И из Соловков он сразу же был отправлен в Архангельск, где поселился в качестве ссыльного, зарабатывая на жизнь работой в госфотографии.

В 1933 году митрополит Сергий назначил епископа Онисима на Тульскую кафедру. Приступив к управлению Тульской епархией, он принимал священников у себя на квартире, ставшей и жилищем его, и епархиальным управлением. Узнав, что где-то в приходе нет священника, епископ сразу же направлял туда кого-либо из священников, чтобы храм не был закрыт; в тех случаях, когда власти не давали ему регистрацию или отбирали ее, требуя, чтобы тот покинул приход, он находил другого священника, лишь бы не допустить закрытия храма. Бывали случаи, когда руководство колхоза, не закрывая храма, ссыпало в него зерно, и тогда епископ благословлял священника совершать богослужения на паперти.

18 декабря 1935 года епископ Онисим был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Свидетели по его делу, большей частью из числа самого арестованного духовенства, показали, что епископ говорил о тяжелой жизни верующих в заключении и ссылке, призывал оказывать деятельную помощь заключенному в концлагеря духовенству, призывал активно проповедовать Слово Божье.

— Следствие располагает данными, что вы во время своего служения в церкви произносили проповеди антисоветского характера. Когда это было и каково содержание этих проповедей? — спросил епископа следователь.

— Проповеди я действительно произносил, но они не носили антисоветского характера.

— Следствием установлено, что вы концентрировали вокруг себя духовенство, прибывающее из ссылок, разрешали этому духовенству служить в церквях, в то время как эти лица не регистрировались в местных советских органах. Считаете ли вы, что этим нарушили советские законы и создали благоприятную почву для группирования вокруг вас контрреволюционного элемента?

— Никакой концентрации вокруг меня духовенства, прибывающего из ссылки, не было. Ко мне, как к епископу, обращались многие возвратившиеся из ссылки за получением места, и по мере возможности я их удовлетворял, давая места в сельских приходах. Было несколько случаев, что я разрешал служить вместе со мною прибывшим из ссылки, которые не имели разрешения на службу в Туле… Однако, несмотря на то, что я разрешил служить вместе со мною духовенству, прибывшему из ссылки, которое не имело на это права, я не считаю, что этим я нарушил советские законы.

— Изложите содержание антисоветских разговоров, происходивших между вами и приходившими к вам священниками.

— Я лично антисоветских разговоров никогда не проводил, также не было антисоветских разговоров и со стороны приходивших ко мне священников, но бывали случаи, когда священники жаловались на незаконные, по их мнению, действия местных властей, на обложение их налогами, на закрытие церквей без соблюдения соответствующих законов…

1 апреля 1936 года следствие было закончено. Епископ Онисим был обвинен в том, что, «пользуясь положением правящего епископа, группировал вокруг себя контрреволюционное духовенство и церковников, совместно с которыми занимался контрреволюционной деятельностью — подготавливал переход Церкви на нелегальное положение, распространял ложные контрреволюционные слухи о якобы проводимых советской властью гонениях на религию и верующих, организовывал материальную помощь ссыльному духовенству, находящемуся в ИТЛ за контрреволюционную деятельность…»

16 апреля 1936 года Особое совещание при НКВД СССР приговорило епископа Онисима к пяти годам ссылки в Северный край. Он был сослан в город Каргополь Архангельской области и поселился на его окраине в небольшом деревянном доме, в котором устроил домашнюю церковь. Хозяева дома были глубоко верующими людьми, с начала гонений они принимали у себя ссыльное духовенство, и бывало, что здесь сразу жило по нескольку священников, которым хозяева отводили отдельную комнату.

Недолго пришлось прожить епископу Онисиму в ссылке — усилились гонения на Церковь, и в Рождественский сочельник, 6 января 1938 года, он был арестован и заключен в тюрьму в городе Каргополе. Допрос состоялся в самый день праздника Рождества Христова.

— Расскажите подробно следствию о вашей практической контрреволюционной деятельности, — потребовал следователь.

— Контрреволюционной деятельностью я не занимался Я был судим за рассказ о своей жизни в Соловецком лагере. В этом никакого преступления я не усматриваю, тем более что плохого я об этой жизни не говорил, — ответил епископ.

Были вызваны тогда два свидетеля — священник и мирянин; они показали: «В ноябре 1937 года в газете “Известия” была помещена статья под заглавием “Церковники и сектанты на службе у фашистов”. По этому поводу Пылаев заявил, что газетам современным верить нельзя, пишут разную чепуху и ложь, никаких шпионов в нашей среде нет. Все эти шпионы и диверсанты выдуманы для того, чтобы оправдать поголовные аресты населения и священнослужителей. В том же месяце Пылаев говорил, что сейчас везде советская власть проводит аресты, скоро вся страна превратится в концлагеря. Пылаев заявил, что у большевиков вообще антирелигиозная пропаганда характеризуется жестокостями: схватить, посадить, сослать и так далее».

11 января 1938 года следствие было закончено, и епископ был переведен в тюрьму в город Архангельск. 13 января тройка УНКВД по Архангельской области приговорила его к расстрелу. Епископ Онисим был расстрелян 27 февраля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.

Читать еще:  Рождественское послание Патриарха Алексия I
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector