0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святитель Иоанн (Максимович) о почитании западных святых

Святитель Иоанн (Максимович) о почитании западных святых

Апостол Запада

В 1951 году архиепископ Иоанн был назначен правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. Здесь его миссионерская деятельность, твердо основанная на жизни в постоянной молитве и чистоте православного учения, принесла обильные плоды.
Обобщая значение русской диаспоры, владыка Иоанн в 1938 году писал: «Наказывая русский народ, Господь в то же время показал ему путь ко спасению, сделав его проповедником Православия во всем мире» (доклад для Собора 1938 года, Югославия). Но большинство русской диаспоры «проповедует Православие» лишь самим фактом своей «православности». Тогда как Владыка пошел значительно дальше этого, став современным апостолом для стран Запада — тех стран, которые, будучи однажды просвещены христианской верой, потом столетиями лежали во тьме неправоверия и даже еще более темных его «ответвлений». Владыка принимал участие в ряде движений за возрождение Православия на Западе.
Среди великих услуг, которые блаженный архиепископ Иоанн оказал западному Православию, одна из наиболее значительных связана с восстановлением почитания тех древних западных святых, чьи имена по причине позднейшего отпадения Римской Церкви никогда не включались в православные календари. Движимый любовью ко всем святым Церкви, Владыка собирал также жития и иконы и западных святых. Когда же он по Божественному Промыслу был назначен правящим архиереем Западной Европы, одним из первых его деяний было установление канонической основы для почитания этих святых в Православной Церкви. Тот список их (от 1952 года), что приводится ниже, следует рассматривать как предварительный и далеко не полный.

Почитание местных святых

Вот резолюция по вопросу о почитании западных святых, принятая собранием епископов Русской Зарубежной Церкви под председательством Архиепископа Иоанна (Максимовича).
«Вопрос о почитании местных святых был рассмотрен на конференции епископов в Женеве 16-17 сентября (по старому стилю) 1952 года под председательством архиепископа Иоанна.
На последнем Соборе епископов (всей Русской Зарубежной Церкви) в 1950 году в связи с вопросом о разрешении почитания святого Ансгария, просветителя Дании и Швеции, Собор постановил, что местным епископам должно быть поручено давать разъяснения клиру и пастве в связи с каждым местным святым индивидуально. Взяв сказанное за основание, конференция и поставила этот вопрос. Архиепископ Иоанн кратко изложил биографию святого Ансгария, который имел кафедру в Гамбурге и Бремене, и из нее стало очевидным, что нет ни малейших причин сомневаться в святости его жизни, его апостольских трудах и чудесах от его мощей. Если Сам Господь его прославил, то было бы дерзостным с нашей стороны не почитать его как святого. Владыка счел существенно важным подчеркнуть, что святой был действительно бого-угодившим святым, прославленным Православной Церковью Запада еще до отпадения последнего от Вселенской Церкви, а потому он должен быть прославлен наряду с другими святыми. Его память празднуется 3 февраля (†865). Имя святого Ансгария должно с этого времени быть внесено в церковные календари как иерарха Церкви.
Есть много и других западных святых, которые также должны быть прославлены наряду со святыми Восточной Церкви, так как их почитание было установлено в глубокой древности. Среди этих святых следующие:

1. Святой Виктор, мученик Марсельский (†304, 21 июля); святой Иоанн Кассиан возвел над его могилой монастырь в V -веке;
2. Святой Пофин, предшественник святого Иринея на Лионской кафедре, мученик (†177, 2 июня);
3. Мученики лионские: святые Александр (24 апреля) и Епипод (22 апреля) — друзья, принявшие мученичество вскоре после святого Пофина, их мощи долгое время хранились с мощами святого Иринея; святой Бландина и другие приняли мученичество со святым Пофином (†177);
4. Святой Фелициан, епископ Фолиньо в Умбрии, Италия, принял мученичество (†252, 24 января);
5. Святая Женевьева, дева, которую посвятил Христу святой Герман Оксерский, известный своими чудесами; покровительница Франции (†512, 3 января);
6. Святой Герман Оксерский, епископ, скончался в Равенне, освободил Британию от пелагианской ереси, (†488, 31 июля);
7. Святой Лупп Тройский, епископ и исповедник, пришел со святым Германом в Британию, где вступил в борьбу с пелагианской ересью, епископом Тройским был 52 года (†479);
8. Святой Герман Парижский, вначале аббат, затем епископ Парижский (†576, 28 мая);
9. Святой Клод, священник и исповедник, учредил монастырь близ Парижа (†560, 7 сентября);
10. Проповедники в Ирландии, затем во Франции, Швейцарии, Италии и других странах: святой Колумбан (†615, 21 ноября), аббат, основатель многих монастырей, включая Люксе во Франции и Боббио в Италии, где и скончался; святой Фридолин, стал монахом в Пуатье, распространял почитание святого Илария, затем миссионерствовал в Швейцарии на Верхнем Рейне (†VII в., 6 марта) и святой Галл (ученик святого Колумбана, отшельник в Швейцарии (†646, 16 октября);
11. Святая Клотильда, королева Франции, по ее молитвам ее супруг Хлодвиг, король франков, принял Христову веру (†545, 3 июня);
12. Святой Иларий из Пуатье, епископ и исповедник, повел борьбу с арианством на Западе (†368, 13 января);
13. Святой Гонорат Леринский, основатель Леринского монастыря. Затем архиепископ Арльский (†429, 16 января);
14. Святой Викентий Леринский, священник, Учитель Церкви, автор «Коммониториума» (†450, 24 мая);
15. Святой Патрикий, просветитель Ирландии, епископ и исповедник, посвящен во епископы святым Германом Оксерским, первый проповедник Христа в Ирландии (†4б1; 17 марта).

По вопросу о почитании западных святых было принято следующее решение: Почитая память святых, Богу угодивших, и узнавая в странах нашего рассеяния о древних миссионерах и аскетах, чьи имена были нам неизвестны, мы прославляем Бога, дивного во святых Своих, и почитаем тех, кто угодил Ему, превознося их страдания и подвижнические труды и призывая их быть нашими заступниками и ходатаями пред Богом. Ввиду этого мы постановили, чтобы вышеназванные праведники почитались всей Православной Церковью, и призываем и пастырей и пасомых почитать этих святых, обращаться к их заступничеству в молитве».

Составители и редакторы: Иеромонах Серафим (Роуз) и игумен Герман (Подмошенский), Блаженный Иоанн Чудотворец. Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна (Максимовича), Москва 1993.

Святитель Иоанн Максимович о почитании святых, просиявших на Западе

В миру Иоанн Максимович Максимóвич. Родился в 1651 году в городе Нежине в семье шляхтича Максима Васильковского. О детских и юношеских годах жизни Иоанна сведения не сохранились.

В автобиографическом сочинении «Путник» об этом периоде своей жизни он только сообщает, что «от юности моея многое множество книг собрах и содержах яко драгое богатство».

В 1668–1675 годах он обучался в Киево-Могилянской академии и по её окончании был оставлен в ней преподавателем латинского языка. В 1675 году, вскоре после окончания академии, принял в Киево-Печерской лавре монашеский постриг с именем в честь святителя Иоанна Златоуста от архимандрита Иннокентия (Гизеля).

После смерти святителя Феодосия 24 ноября 1696 года решением рады Иоанн Максимович был избран черниговским архиереем. В Москву была направлена грамота от имени гетмана Ивана Мазепы с прошением к царю и патриарху о посвящении кандидата.

Читать еще:  Вифлеемская звезда. Фотоинструкция

10 января 1697 года Патриархом Московским Адрианом в Успенском соборе Московского Кремля Иоанн был хиротонисан во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа, с 1711 года митрополит Тобольский и всея Сибири.

Известен своей миссионерской и богословской деятельностью. Основатель Черниговского коллегиума – прообраза духовных семинарий; автор многочисленных поэтических сочинений. Его перу принадлежит удивительный по богатству духовного опыта «Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественною волею», изданный в пяти книгах, «Феатрон поучительный царем, князем и владыкам», – об обязанностях властей, Наконец, вся его благоговейная душа отразилась в сочинении «Богородице Дево» и в книге «Богомыслие в пользу правоверных».

9 июня 1715 года Иоанн отслужил литургию, а затем устроил трапезу для духовенства и нищих, за которой сам прислуживал гостям. После удалился в свои покои, в которых на следующее утро был обнаружен умершим в молитвенном положении на коленях перед Ильинской Черниговской иконой Божией Матери.

Тело святителя долгое время не предавали земле, ожидая возвращения из миссионерской поездки митрополита Филофея, который должен был возглавить погребение. Иоанн был погребён с отпеванием по монашескому чину в деревянном приделе Софийского собора в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Над его надгробием, вероятно, святителем Антонием (Стаховским), была помещена стихотворная надпись. Икона Богородицы, перед которой Иоанн молился перед смертью, была помещена в алтаре придела и стала почитаться чудотворной под именем Тобольский образ Божией Матери.

Прославлен в лике святителей 10 июня 1916 года (последняя канонизация синодальной эпохи в Российской Церкви); память – 10 июня по юлианскому календарю. В день памяти святителя с 1984 года совершается празднование в честь всех сибирских святых. Память святителя Иоанна совершается также в третью неделю по Пятидесятнице, в день празднования Собора Галицких святых и 20 сентября в Соборе Брянских святых.

Святитель Иоанн, моли Бога о нас!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

«НЫНЕ ПРАЗДНИК ДУХОВНОГО НЕБА НАД РОССИЕЙ». Слово святителя Архиепископа Иоанна (Максимовича) в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших.

Сегодня праздник Всех святых в земле Российской просиявших – всех святых, которых возрастила Русская Церковь, Русская земля. Ныне праздник духовного неба над Россией. То небо широко простирается, начиная от святого князя Владимира и блаженной княгини Ольги. Они были как бы корни всех святых в земле Российской просиявших. Возрос великий сонм, великое древо святости. Правда, еще и до Великого князя Владимира были святые, праведные, просиявшие там, где ныне земля Русская. Те части, которые ныне составляют пределы России еще и прежде того как они вошли в состав земли Российской просияли святыми угодниками Божиими.

Херсонес хвалится семью епископами еще в первые времена посещавшими тот край, так же впоследствии Кирилл и Мефодий проповедывали там. В Херсонесе крестился Великий князь Владимир и вместе с мощами древнего священномученика Климента Римского он принес Веру Православную в Киев, положил там начало возрастания Церкви Русской. Ныне мы и празднуем всех тех угодников Божиих – преподобных Антония и Феодосия и прочих многих чудотворцев Печерских, всех преподобных в земле Российской просиявших, тех святителей, которые утверждали православие, стяжали христианство земле Русской, которые утверждали в народе веру и благочестие, тех святых, которые притворились безумными, а в действительности были мудры и своими кажущимися смешными поступками сами смиряли свою гордость, учили детей преклоняться перед святостью и следовать Евангелию. Прославляем многих угодников Божиих, которые в разных концах просияли в земле Российской; тех страстотерпцев, которые терпеливо перенесли ниспосланные им страдания и, наконец, тех мучеников, которые в малом чине просияли в древности, но сейчас обильно кровью своей полили все клочки земли Русской. Земля освятилась их кровью, воздух освятился от восхождения их душ. Небо над Русью освятилось тем ликом святых угодников Божиих, которые сияют над ней. Безчисленное их множество.

Есть чудная книга, недавно написанная – «Святая Русь»[1]. Крест святости русской там подробно изложен. Из этой книги можно узнать, как святость укоренялась и возрастала в России, как от одних святых духовно происходили другие, как между собой они были связаны и все то представляет действительно златую цепь святости земли Русской. Мы всех их празднуем ныне, всех которых невозможно даже перечислить. Мы видим дивных святителей, которые укрепляли идею Русскую своим пастырским деланием. Мы видим как Русская земля славилась не только подвигами царей, бояр, воинов, но и как ее части с возрастом духовно связывались между собой этой святостью. Вот почему и называлась Русь Святой Русью – не потому что не было грехов, не было беззакония, – нет, всегда где только есть люди, были и будут грехи и беззакония.

С грехопадения наших прародителей в мiр вошло зло, но всякое зло никогда не представлялось идеалом и даже терпимым в земле Русской. Было зло, но после того каялись. Каялись даже разбойники; те которые заканчивали жизнь на плахе, и то в большинстве своем вспоминали перед смертью Господа Иисуса Христа, кланялись народу, прося прощение в тех преступлениях, которыми они вносили соблазн и просили молиться за упокой их душ. Так было в древности, так было в русской истории, ту святость и сейчас еще хранит земля Русская. И хвалим всех святых, которые подвигами всей жизнью земле Русской показывали пример той святости. Вот Великий князь Владимир и Блаженная княгиня Ольга – то история князей просиявших как угодники Божий. Почему они святые? Потому, что хотя они исстари имели в руках своих власть, имели в руках своих большие богатства, они не пленялись богатством, не были им порабощены. То богатство и та власть служили или для того, чтобы делать добро, или для того, чтобы другим людям дать возможность жить по заповедям Божиим. А другие угодники Божий уходили в пещеры, удалялись в дремучие леса, пустыни, однако там они делались магнитами, которые духовно привлекали искавших укрепление душ своих. И те преподобные, которые уходили и старались быть неизвестными, – их неизвестность становилась известной и к ним устремлялись люди. Они сияют нам из глубины веков в наши времена. Господь прославил их дела, прославил их мощи святые чудесами и поныне они являются проповедниками во славу Божию. Преподобный Сергий – сколько лет он прожил один в дремучем лесу, где не было никого кроме зверей. По сей день св. Троице–Сергиева лавра привлекает верующих со всех концов не только Руси, но можно сказать, со всех концов и пределов вселенной. И ничем другим она не славится, как подвигом преподобного Сергия и тех святых, которые его учением спасались. И ныне она является как бы сердцем Земли Русской, вместе с первопрестольным нашим градом Москвой, которая не только сияет богатством и древними постройками, но святостью тех святых, которые там подвизались и чьи мощи там почивают.

Мы прославляем всех тех, которые в разных концах Земли Русской утверждали христианство, проповедовали тем, которые еще христианства не знали. Русь объединяла всех в единственном крове, не столько единством границы, сколько духовным призывом к святости святых в Земле Российской просиявших. Многие имена вошли в состав русского народа. И хотя в основе русского народа – народ славянский, в нем есть множество разных имен, но никто не считался чужим, как только принимал Православную христианскую веру. Православная вера спасла Русь. Православная вера ее освятила. Православная вера ее укрепила. И в тяжкие времена татарского ига чем спасались русские люди? Только верой в Бога и тогда, в те тяжкие времена, наибольше строилось храмов, наибольше основалось монастырей. И в те тяжкие времена русские люди всегда особенно призывали Бога и тогда духовно воскресала Русь.

Читать еще:  Праздник возрождения жизни

Еще задолго до наших бедствий и вне пределов России были святые, принадлежавшие к русскому народу, на Руси воссиявшие и просиявшие в иных местах. Вот в Греции, один из славных угодников Божиих кто? – Иоанн Русский, который был пленником во времена Петра Великого, жил тогда среди турок и так был тверд в христианской вере, что перед ним склонились мусульмане, видя праведную жизнь. Пытались его обратить в мусульманство, но он остался тверд – не стали они дальше настаивать и только удивлялись, видя праведную жизнь того русского человека, который среди них находится прежде как раб и в то же время духовно царствует над ними. И когда греки должны были покинуть Малую Азию они принесли его мощи в церковь на острове Евбея, недалеко от Афин. И теперь она является местом, куда стекаются греческие, а ныне и русские, беженцы-паломники.

За пределами Руси подвизался и Паисий Величковский, не прославленный еще[2], но сделался духовным отцом многих праведников, которые были духовными во дителями на Руси в последнее время. Всех их празднуем вместе. Как разнообразны их жития! Одни князья, другие простолюдины. Одни же занимают высокое положение, другие скитаются по улицам, полуодетые – и в то же время к их голосу прислушиваются цари! Иоанн Грозный, перед которым трепетали все, начиная от членов его семейства и который сослал митрополита Филиппа., святого мужа, обличавшего его, слушался полунагого Василия Блаженного. Однажды стоял Иоанн Грозный в храме и выходя из него видит Василия Блаженного. Он говорит: «Василий, я тебя не заметил, не видел здесь». – «А я тебя видел царь, не здесь в храме, а как ты ходишь по Воробьевым горам!». И смутился царь Иоанн: «Да, – говорит, – во время обедни я думал о том, как строить дворец на Воробьевых горах». Разгромил он Великий Новгород. Подступил к Пскову, и другой юродивый, Блаженный Николай, предлагает ему мясо. «Не буду мясо есть ныне. Сегодня пяток» – говорит Иоанн Грозный. «Но ты хуже делаешь, ты пьешь кровь человеческую, – отвечает ему Блаженный Николай, – скорее уходи отсюда. Если еще помедлишь, то не на чем будет тебе бежать отсюда». И Иоанн Грозный словами Блаженного ушел со двора. Стали уже исполняться слова Блаженного, т.к. сразу пропал любимый царский конь. Быстро уезжает из Пскова, не учинив там никакой расправы. Так святость побеждала всюду.

Уже в недалекие от нас времена, приезжает царь Николай I в Киев. Там его, сидя на полу, приветствует Блаженный Феофил, тоже непрославленный[3] еще святой угодник земли Русской. Говорит ему разные наставления и царь, самодержавный правитель, перед которым трепещет Европа, внимает его голосу. До последнего времени были праведники земли Русской. Многие из них прославлены, известны всему мiру, многие из них доселе неизвестны и просияют, если Богу угодно, тогда, когда настанет для этого время. Святитель Гермоген, к примеру, после своего подвига триста лет почивал непрославленный. Бог так устраивает, чтобы мы на разные примеры взирали, не только прославляли нынешний день, а потом выйдя из храма принимались за другие дела и забывали о них. Нет, надо чтобы святые были нашими великими руководителями, чтобы мы всегда имели их перед своими глазами.

Уже здесь зарубежом, в наши дни мы имеем праведников, хотя еще непрославленных[4], но от которых люди получали дивные знамения. Вот например епископ Иона Маньчжурский. Чувствуется приближение конца его земной жизни. Призывает он священника и начинает сам читать отходную, и в тот час, когда дух его отходит на небо, мальчик который лежит в том городе больной ногами, который в течение долгого времени не мог ходить, бежит и кричит: «Мама, мама явился мне сейчас святитель Иона и говорит – вот мне ноги больше не нужны. Вот тебе ноги». Тот мальчик, который лежал недвижимо на кровати, теперь бежит! В то время проносится слух, что в тот самый час скончался владыка Иона.

Во Франции, несколько лет тому назад, при переносе одного кладбища, когда разрыли одну могилу вдруг рабочие в ужасе отскочили. Там лежал в полном облачении православный священник и оказалось, что этот священник больше шестнадцати лет пролежал там. Умирал от рака, когда обычно человек разлагается заживо, а он лежал цел и нетленен и ныне тело его перенесено под Париж. Сияют угодники Божий в наше время. А сколько их на нашей несчастной измученной Родине! Сколько там священномучеников! Сколько там мучеников! Несть им числа. Сколько в различных местах сосланных наших святителей, которые скончались, которые подобны своим житием тем святителям, которые были преследуемы во время иконоборчества и других ересей. И Петр Крутицкий, и Кирилл Казанский и многие иные, которые скончались где-то в неизвестности, которых и мощи никогда не будут может быть найдены, но сияют как свет пресветлый перед нашими духовными очами на русском небе. Все они, святые угодники Божии, прославленные и непрославленные, молятся за нас, показывают нам пример.

Повторяю, что были всегда грехи и беззакония в России. Были они от самых первых времен, как вообще грех наполнил землю, от того часа, когда прародители наши согрешили в Раю. Но грех не должен оставаться грехом и, если кто кается, то из преступника святым делается. Как была грешна Мария Египетская, другие были разбойники, а потом стали преподобными. Помолимся ныне, чтобы Господь дух их послал в сердца наши. Чтобы мы зарубежом, следуя их примеру, помнили, что не напрасно мы носим имя сынов России. Что не напрасно Господь нам дал дар иметь свои корни, дал одним возрасти на Родине, а другим родиться от русских родителей. Потому, что если какая страна чем хвалится, то Русская земля хвалится именно святостью. «Прекрасная Франция», говорят. Разным странам прилагаются разные названия – что какой народ удивил. Но Русская земля паче называется «Святой Русью». Только к одной другой земле приложено это название – к Святой Земле, в которой просиял Господь наш. Никто из других стран, никто из других народов не принимает этого звания. Почему? Потому что самое важное для нас, самое драгоценное, самое великое – это святость. Это идеал, это предел стремления русского народа. Мы забываем обращаться к духовному небу, но я надеюсь мы не навсегда забыли. Как спутники, идя по пустыне ночью, взирают на небо и по звездам находят свой путь – так и мы должны взирать на наше русское небо, чтобы Господь указал нам путь и привел нас к миру и единству здесь зарубежом, чтобы Господь преобразил сердца русских людей в зарубежьи и тогда поверженные духовным натиском, падут и внешние цепи пространства. И воскреснет Русь во всей своей славе и величии.

Читать еще:  Святые – кто они? И зачем нам нужны такие Божьи «проводники»?

Благословение Господне на вас.

Слова иже во святых отца нашего Иоанна, Архиепископа Шанхайскаго и Сан-Францисскаго Чудотворца. Сборник проповедей, поучений, посланий, наставлений и указов. Сан Франциско 1994. С. 182-188.

[1] Н. Д. Тальберг. Святая Русь. Париж, изд–во: Изд–во кн. Горчакова «Долой зло», 1929 г. 144 с. – ред.

[2] Преподобный Паисий Величковский был Русской Православной Церковью Заграницей местно прославлен в Свято–Ильинском скиту на Афоне 20 июля 1982 г. а затем и вместе с преподобными отцами Оптинскими в 1990 г. – ред.

[3] Преподобный Феофил Киевский, Христа ради юродивый был прославлен Русской Православной Церковью Заграницей в 2000 г. – ред.

[4] Святитель Иона Маньчжурский был прославлен Русской Православной Церковью Заграницей в 1996 г. – ред.

Святитель Иоанн Максимович о почитании святых, просиявших на Западе

К этому списку были присоединены в дальнейшем св. Пофин Лионский († 177), св. Лионские мученики Бландина, Александр, Эпипод († 177), св. Фелициан († 479), епископ Фолиньонский в Италии, св. Герман Парижский († 576), св. Герман Оксерский († 448), св. Луп Труаский († 478), св. Колумбан († 615), св. Фридолин († 538), св. Галл († 640), св. Клотильда († 545), св. Иларий Пиктавийский († 367), святые Гонорат († 429) и Викентий Леринский († 448), св. Патрикий Ирландский († 461)373, св. Квирин, пострадавший в Паннонии († IV век), св. Каприй († 430), учитель св. Гонората, св. Оптат Милевский († 384), св. Гобян Ирландский († 670), св. Проспер Аквитанский († 463), ученик св. Кассиана Римлянина374, св. Бернард Ментонский († 1008)375. Несомненно, под влиянием владыки было издано житие св. Одилы Хохенбургской († 720), на сей раз – по-французски376.

В докладной записке владыка также написал: «Постановление Совещания русских старцев (архиереев) о почитании святых Запада отнюдь не является их канонизацией, а установлением, что означенного подвижника почитали святым до отпадения Запада и [он] является святым, почитаемым Православной Церковью. Отсутствие на Востоке песнопений и сведений о святом далеко не означает непризнания тем его святости. Ведь и чтимым на Востоке просиявшим там святым далеко не всем составлены церковные службы. На каждый день в Синаксаре и Прологе указаны памяти святых, не только [тех], которым посвящена служба того дня, но и другим. Многим же святым не определено особого дня памяти, хотя они упоминаются в некоторых службах, например в службе Святым, в посте просиявшим, или же они и без того известны и почитаемы. Жития же мучеников, подвижников и других святых ведомы одному только Богу. Все они вместе прославляются в Неделю Всех святых, как о том говорится в Синаксаре на тот же день»377.

Многочисленные поездки святителя Иоанна, которые мы описывали выше, становились для него еще и паломничеством. С.Д., часто сопровождавшая архиепископа в таких поездках, вспоминает, как святитель Иоанн «хорошо знал французских святых и всегда хотел знать о них еще больше. Разъезжая по городам и деревням, он останавливался в храмах, чтобы узнать о святых местах, об их истории и там помолиться»378, в каждой церкви прикладываясь к мощам, если они там были. Таким образом он «обрел» мощи святых Космы и Дамиана в Люзарше, перед которыми он в сопровождении нескольких монахинь из Леснинского монастыря отслужил молебен379. Потом он открыл домовый храм, посвященный этим святым, в больнице в Шартре, где лечили русских эмигрантов.

Во время поездки в Триест владыка был сильно огорчен тем, что святые покровители этого города пребывают там в забвении – это были святой мученик Иуст (по имени которого этот город когда-то назывался Иустинополисом), святой мученик Сергий и святой Фруджифер († 542), первый епископ города. При первом посещении города Триеста владыка спустился с отцом Спиридоном в подземелья тех храмов, где должны были (по его тщательным предварительным изысканиям) покоиться тела триестских святых: там, с крестом и кадилом, он пел им тропари и кондаки, прося их о заступничестве за свой город. Владыка вступил в контакт с местным римско-католическим клиром, испросив для православных разрешение на почитание святых. Наконец, он приказал настоятелю православного прихода в Триесте поминать местных святых на проскомидии во время совершения литургии, а также вместе с прихожанами служить им молебен перед мощами в день их памяти380.

Владыка Иоанн настолько почитал западноевропейских православных святых, что настаивал на том, чтобы обращенные в Православие европейцы оставляли себе прежние имена, если их святые покровители были прославлены до раскола381.

Владыка ратовал и за то, чтобы ежегодно совершалась литургия в день памяти древнего святителя Спиридона Тримифунтского, который, как он говорил, «почитаем на Востоке наравне со свт. Николаем Мирликийским»382. Русским православным, жившим по старому календарю, это давало бы, по его замыслу, возможность придать литургический смысл этому нерабочему на Западе дню, когда празднуется Рождество Христово по новому стилю.

См.: О почитании местных святых // ПР. 1952. № 21. С. 13.

Аннотация

Каким должен быть христианин? Друг святителя Иоанна (Максимовича) сербский богослов архимандрит Иустин (Попович) говорил, что каждый христианин призван быть «живым ходячим Евангелием» Христовым. Сам владыка Иоанн определял святость следующим образом: «Святость есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются наслаждением блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодати Божией, что она от них течет и на тех, кто с ними общается».

Господь сподобил меня более четверти века служить в храме, построенном святителем Иоанном, Шанхайским и Сан-Францисским чудотворцем, проходить свое пастырское служение рядом с его мощами, быть свидетелем бесчисленных чудес по молитвам владыки и убедиться в том, что св. Иоанн живет и действует, как живой. В течение этих лет, я по мере сил собирал «крохи, падающие со стола» владыки: сведения, свидетельства, статьи, фотографии, проповеди, документы и воспоминания об этом великом архипастыре, молитвеннике, подвижнике и чудотворце XX века. Эта книга не является моим сочинением, я в ней не выражаю моих личных мыслей, не делюсь моими личными воспоминаниями. Это сборник, «корзина» тех крох, которые мне удалось собрать и систематизировать, с тем чтобы читатель смог узнать о святителе русского рассеяния архиепископе Иоанне (Максимовиче) и через эту книгу, а затем благодаря молитве ему узреть его сияющее лицо, войти с ним в духовное общение, прикоснуться к этому «живому ходячему Евангелию», приобщиться к благодати Божией, истекающей из него.

Протоиерей Петр Перекрестов

Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 867 страниц — очень много (233)
Средняя длина предложения: 90.27 знаков — близко к среднему (82)
Активный словарный запас: близко к среднему 1479.89 уникальных слова на 3000 слов текста
Доля диалогов в тексте: 0.24% — очень мало (26%)
Подробный анализ текста >>

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector