2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святой Патрик и еще 14 святых неразделенной Церкви – кто они

Первый епископ Лионский. Был послан на проповедь в Галлию учеником апостола Иоанна Богослова Поликарпом Смирнским. Обратил в христианство множество язычников. Видя успех его проповеди, местные власти начали гонение на христиан. В 177 году 90-летнего старца, который уже не мог ходить, толпа принесла на суд. Смелые ответы Пофина привели в ярость язычников, и те побили епископа камнями. Через два дня от полученных ран святой скончался. День памяти – 2/15 июня.

Пострадали в Лионе в 177 году. Святая Бландина, хрупкая молодая рабыня со слабым здоровьем, была брошена к диким зверям, но те не посмели дотронуться до нее. Тогда ее повесили на столбе и подвергли страшным пыткам. Но и здесь святая показала пример терпения, изумив мужеством своих палачей. Наконец, мученица была убита разъяренным быком. Вслед за ней после многих страданий скончался в муках и 15-летний юноша, святой Понтик. День памяти – 2/15 июня.

Наш святой Патрик

Сегодня Русская Православная Церковь впервые отмечает память святителя Патрика, просветителя Ирландии. Новость о внесении в месяцеслов новых святых была воспринята неоднозначно […]

Сегодня Русская Православная Церковь впервые отмечает память святителя Патрика, просветителя Ирландии. Новость о внесении в месяцеслов новых святых была воспринята неоднозначно в православных кругах. Попробуем разобраться, действительно ли речь идет о почитании «католического святого».

На заседании Священного Синода РПЦ 9 марта 2017 года в русский месяцеслов было включено 15 святых, подвизавшихся на Западе в период неразделенной Церкви – до разделения на православных и католиков. Среди этого списка числится имя великого апостола Ирландии святителя Патрика (Патрикия) († после 460 г.). О его жизни нам достоверно известно немногое. Источниками описания его жизни и подвигов служат его собственные сочинения («Исповедь», «Письмо к Коротикусу», молитва «Щит Святого Патрика» и некоторые другие) и стихотворные гимны, написанные вскоре после его смерти.

Святой Патрик родился в Британии около 383 года в семье диакона Кальпурния. В возрасте 16 лет он был вместе со многими другими жителями похищен пиратами, которые увезли его в Ирландию, где и продали одному землевладельцу, который поручил Патрику охранять в горах свои стада.

Суровая жизнь и тесное соприкосновение с природой обратили его сердце к Богу. Дни и ночи он проводил в молитве, укрепляемый Святым Духом. Через шесть лет плена по Божественному повелению он совершил побег и, пройдя наугад больше 320 километров, сел на языческий корабль. После многочисленных злоключений ему удалось наконец вернуться на родину.

Вскоре по возвращении Бог вновь призвал будущего просветителя к апостольскому служению в тех землях, где он находился некоторое время в рабстве. Патрик откликнулся на этот призыв и решил подготовить себя к просвещению ирландских варваров. Для этого он должен был завершить церковное образование, которое не смог получить в ранней юности. Он отправился в Галлию, жил в различных монашеских центрах, в том числе в Лерине. Около 15 лет он провел в Осере под духовным водительством святого Германа (память 31 июля), который рукоположил его в диакона. Через некоторое время святой принял посвящение в епископа из рук святого Германа, после чего и началась его апостольская миссия на ирландском острове.

Благодаря ревностному и самоотверженному служению делу евангельского благовестия ему удалось обратить ко Христу тысячи ирландцев, включая правителей и языческих жрецов-друидов. Последние пытались противодействовать ему при помощи колдовства, но сила Божия, действующая через святого Патрика, обратила их козни в ничто. Некоторые из них обратились ко Христу и даже сделались благочестивыми пресвитерами, ревностными в просвещении своих братьев. Посвятив свою жизнь миссионерству в Ирландии, святой Патрик рукополагал новых клириков, основывал монастыри, неустанно проповедовал и защищал простой народ от притеснений. Сам он проводил строгую жизнь, постоянно упражняясь в молитвословии и чтении Священного Писания.

Об особой любви к Слову Божию свидетельствует его «Исповедь», написанная на исходе жизни. В этом небольшом повествовании он примерно двести раз явно или неявно, намеками, ссылается на Священное Писание. Свою самоотверженность и любовь ко Христу он выражает в таких словах: «Я молю Бога, чтобы Он дал мне стойкость и удостоил меня быть Его верным свидетелем до самой моей кончины. И если я когда-нибудь сделал хоть что-то благое ради Бога, Которого люблю, я молю Его даровать мне, чтобы я пролил мою кровь с изгнанными и заключенными за имя Его, даже если я останусь непогребенным, или мое никчемное тело будет растерзано в клочья псами и дикими зверями, или истреблено птицами небесными, ведь я твердо верю, что если так случится, я сохраню и душу, и тело. Ибо вне всякого сомнения в день тот [последний] мы снова восстанем в сиянии солнца, то есть во славе Иисуса Христа, нашего Искупителя, как дети Бога Живого и сонаследники Христа, сотворенные по образу Его, и будем царствовать через Него, с Ним и в Нем».

Святой Патрик мирно почил о Господе около 460 года в местечке Саул после многолетнего апостольского служения ирландскому народу. Благодаря трудам святого Патрика Ирландия процвела как христианский край и вполне заслуженно стала именоваться «Островом святых». Здесь его горячо почитают как своего главного защитника. Святому Патрику посвящено более 200 церквей. Его почитание широко распространено по всему Западу.

Внесение 15 имен святых в русский месяцеслов было воспринято неоднозначно в православных кругах. Целый ряд СМИ, как светских, так и околоцерковных, с восторгом или, напротив, возмущением сообщили о неслыханном почитании Русской Православной Церковью «католических» святых. Больше всего досталось святителю Патрику Ирландскому, которого некоторые ресурсы даже кощунственно назвали богохульником, усмотрев в его учении и жизни католические признаки. В качестве главного аргумента заявляют о том, что якобы его прославление в качестве святого началось на католическом Западе аж в XVII веке, и РПЦ своим решением просто признала католическую канонизацию.

«Тенденция к противлению всему западному не нова и по-своему понятна, но доводить ее до такого абсурда, что не признавать святых угодников Божиих на том основании, что они жили на Западе, уже переходит всякие границы»

По поводу древнего почитания святого Патрика мне удалось найти немного информации, но уже этих сведений вполне хватит, чтобы опровергнуть распространяемые глупости. В частности, пишут, что святого Патрика стали почитать католики только в XVII веке. Это откровенно ошибочное заявление. В древние времена не было ещё официальной процедуры канонизации. Церковная община или отдельное лицо обыкновенно получали благословение епископа на сохранение мощей святого и на ежегодное празднование его памяти. Поэтому святых начинали почитать вскоре после их преставления. Кто прославил святителя Николая Чудотворца официально? Сомневаюсь, что кто-то найдет такое формальное определение. Хотя в Западной Церкви почитание святых было более формализованным, чем на Востоке, тем не менее, почитание отдельных подвижников начиналось без жесткого контроля церковной властью. Первым известным формальным актом установления почитания является канонизация святого Ульриха Аугсбургского в 993 году. Так что ждать определения какого-нибудь древнего собора об официальной канонизации подвижников исторически некорректно.

Так когда же в таком случае Православная Церковь начала почитать ирландского епископа в качестве святого?

Кроме того, ему посвящены более 2000 соборов и церквей по всему миру, наиболее известный из которых — собор святого Патрика в Дублине, построенный в 1192 году.

Следовательно, включение святителя Патрика в месяцеслов РПЦ является не признанием католической канонизации, а восстановлением несправедливо забытого почитания его Древней Церковью.

Свт. Иоанн Шанхайский († 1966 г.), много потрудившийся для восстановления почитания древних западных святых, говорил о том, что многие из них, к сожалению, совсем неизвестны русскому человеку. По его словам, «постановления совещаний русских старцев о почитании святых Запада отнюдь не является их канонизацией, а установлением, что означенного подвижника почитали святым до отпадения Запада, и он является святым, почитаемым Православною Церковью. Отсутствие на Востоке песнопений и сведений о святом далеко не означает непризнания там его святости. Ведь и чтимым на Востоке, просиявшим там святым далеко не всем составлены церковные службы. На каждый почти день в синаксаре и прологе указаны памяти святых, не только которым посвящена служба того дня, но и другим. Многим же святым не определено особого дня памяти, хотя они упоминаются в некоторых службах, например, в службе Святым в Посте просиявшим, или же они и без того известны и почитаемы. Жития же мучеников, подвижников и других святых ведомы одному только Богу. Все они вместе прославляются в неделю Всех Святых, как о том говорится в синаксаре на тот же день. Святые, неизвестные до сих пор (или в настоящее время) на Востоке, но чтимые в пределах Запада, принадлежат своею земною жизнью различным векам и прославились разными путями… Св. Патрикий отличался весьма строгою жизнью и, подобно св. Мартину, святительские труды соединял с подвигами монашескими. При жизни он прославился многими чудесами, способствовавшими обращению ирландцев. Как святой чтится со дня своей кончины, последовавшей в 491 или 492 году при ряде знамений, свидетельствовавших о его святости».

Как вы уже поняли, для святителя Иоанна святость Патрика и многих других западных подвижников не вызывала никаких сомнений. Он сообщает об изначальном почитании ирландского епископа. Собор епископов РПЦЗ под председательством святителя Иоанна постановил почитать древних святых православного Запада (в том числе св. Патрика) чтобы эти праведники почитались всей Православной Церковью, а ее верные члены обращались бы к ним в своих молитвах.

Читать еще:  Когда празднуется Благовещение? Что значит слово Благовещение?

Кстати, древнейшее житие святого Патрика (конец VII в.), опубликовано на русском языке в книге Г. Бондаренко «Повседневная жизнь древних кельтов» (см. приложение к книге). Ну, это для тех, кто до сих пор сильно сомневается, что его почитали в древности.

Кроме того, многие православные западные святые не были известны и почитаемы на Востоке, что никак не умаляет их святости. Например, блаженный Августин, которого V Вселенский Собор поставил в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви, стал почитаться на Востоке уже после раскола с католиками (по-видимому, только в XIX в.). Его памяти даже нет в Типиконе, что не мешает нам почитать его как православного святого.

Почему-то бурное возмущение началось только сейчас, при том, что святой Патрик и многие другие западные подвижники уже давно почитаются как местночтимые святые РПЦ МП (в частности, св. Патрик в Сурожской епархии и на приходах РПЦ в США) и в Константинопольской Православной Церкви. Его имя числится в Великом Синаксаре Греческой Церкви. В честь него строят храмы в Антиохийской Православной Церкви. Просто местное почитание стало общецерковным, как это бывает и с другими святыми.

Кроме того, 21 августа 2007 года Священный Синод РПЦ учредил день Соборной памяти святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, в третье воскресенье после праздника Троицы. Хотя святые и не перечислены здесь поименно, но среди ирландских святых не может не подразумеваться просветитель этой страны.

Кто-то стал писать, что этот шаг Священного Синода будет поощрять пьянки, которыми на Западе и в России сопровождается праздник святого Патрика. По-моему это уже совсем глупый довод. Кому надо найти повод для выпивки, он его найдет без всяких канонизаций. Такими темпами можно вообще все церковные праздники поотменять. Церковь отмечает память святых традиционно – богослужением, не думаю, что в данном случае будет по-другому. Церковь прославила святого, а не узаконила коммерческое празднование под его именем. Да я и не думаю, что во многих приходах ему будут служить службы: память преподобного Алексия, человека Божия, которая тоже празднуется 30 марта, более привычна русскому православному человеку.

В прославлении давно забытых святых кто-то может увидеть экуменическую политику или навязывание западных ценностей – объяснений можно придумать сколько угодно, благо, наш народ любит чтоб было пострашней. Лично я вижу в этом, вместе со святителем Иоанном Шанхайским, восстановление исторической справедливости и возможность порадоваться при мысли, что у нас есть еще несколько предстателей перед Богом. Искание во всем негатива мне представляется признаком духовного нездоровья, поэтому призываю лучше помолиться и почтить память великого апостола Ирландии, святого Патрика, день памяти которого мы сегодня вспоминаем.

С праздником святителя Патрикия, братья и сестры!

Пиратский плен и трехлистный клевер

Про святого Патрика-Патрикия известно, что он родился в конце IV века в римской Британии в довольно знатной и зажиточной семье. Его мирское имя — Мэвин Суккат. Когда Мэвину было 16 лет, его похитили пираты и продали в рабство в Ирландию, где он в течение шести лет был пастухом.

Многие из приключений Патрика напоминают авантюрные романы. Юноше удается сбежать из плена в Ирландии, и после блужданий он обнаруживает корабль, спускаемый на воду. Патрик убеждает капитана взять его на борт, и корабль вместе с Патриком отплывает, по одной версии, к берегам Британии, по другой версии — к Галлии — территории современной Франции.

Далее начинается наименее известный период жизни Патрика. Вероятнее всего, он живет в Галлии в монастырях, где изучает богословие. Там он получает сан дьякона и имя Патриций — это латинская форма имени Патрик.

В 432 году Патрика отправляют миссионером в Ирландию. Он был крайне религиозен и так усердно насаждал в Ирландии христианство, что это государство до сих пор остается одним из главных оплотов католичества в Европе.

За 30 лет своей деятельности проповедник объехал большую часть Ирландии, обратил в христианство, по некоторым данным, 120 тысяч ирландцев и открыл от 300 до 600 церквей. С его проповедями связана интересная легенда: считается, что святой Патрик использовал для объяснения догмата Троицы трехлистный клевер — священный цветок друидов. Впоследствии это растение будет ассоциироваться с Ирландией и самим праздником.

Точная дата смерти святого Патрика не установлена, но многие исследователи полагают, что он скончался 17 марта 461 года. Ирландцы признали его святым покровителем страны еще в VI веке, задолго до его канонизации в 993 году и разделения христианской церкви на православную и католическую в 1054 году. Вскоре почитание его как святого распространилось и в других западноевропейских странах. Патрику посвящено более 2 тысяч соборов и церквей по всему миру, наиболее известный из которых собор святого Патрика в Дублине, основанный в 1191 году.

На вершине той горы ощущаешь с ним духовное родство

– Какие святые места, связанные со святым Патриком, сохранились?

– В первую очередь это гора святого Патрика. Она не очень высокая, около 800 метров. Находится у западного побережья близ городка Ньюпорт. На этой горе святой Патрик 40 дней и 40 ночей постился и молился перед тем, как спуститься и пойти просвещать Ирландию.

Это место весьма почитаемое, туда постоянно идут поклонники и туристы. Там стоит небольшой храм, в котором уже совершалась православная Литургия. Сохранилась «кровать» святого Патрика, на самом деле это камень, на котором он молился день и ночь.

Гора каменистая, и подъем к вершине довольно крутой. Некоторые паломники поднимаются босиком. Я босиком не поднимался, но видел таких. Камни острые, скатываются, ноги обдираются до крови, т. е. такой подъем требует определенной выдержки. Могу сказать, что из нашего прихода один человек поднимался босиком. Такой вот аскетический подвиг в честь Патрика Ирландского.

«Кровать» святого Патрика. Фото: John Finn Photography

– Что вас больше всего поражает в его биографии?

– Поражает преданность тому народу, у которого оказался поначалу в рабстве. Святой Патрик был британцем. Мальчиком его захватил ирландский клан, но потом он сбежал. Выучился, стал епископом и… вернулся в Ирландию. Он писал, что его сердце горело, так он хотел туда вернуться. Это поражает!

Представьте себе, кто захочет вернуться туда, где его насильно держали, заставляли работать, может быть, относились плохо? Кто из людей, попав в рабство и вернувшись домой, захочет назад? Это безумие.

Но здесь, видимо, было что-то другое. Возможно, его приняли в семью не как раба. Ирландский народ доброжелательный, не воинственный, не жестокий, а добродушный, с чувством юмора, артистичный, в художественном отношении развитый, талантливый.

Например, количество лауреатов Нобелевской премии по литературе из ирландцев на душу населения больше, чем в любой другой стране (Йейтс, Джойс и другие). Кстати, святой Патрик считается родоначальником ирландской литературы.

– Есть ли у вас личная история, связанная со святым Патриком?

– Да, есть, она связана с подъемом на его гору. Когда ты оказываешься на вершине этой горы, откуда Патрик пошел проповедовать, то ощущаешь с ним духовное родство.

Читать еще:  Оружие святого змееборца. Тайна агрикова меча

Вся страна перед тобой: горы, океан, реки, озера – страна, которую тебе дал Господь, чтобы ты пошел и проповедовал тем, кто населяет эту страну. Они ждут тебя.

Для меня Ирландия тоже в каком-то смысле родное место, потому что я начал здесь священническое служение и, можно сказать, состоялся как пастырь.

Вид с горы святого Патрика. Фото: Brian Joyce Photography / Facebook

10 малоизвестных фактов о Святом Патрике — самом почитаемом святом в Ирландии

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. 17 марта — день смерти

Святой Патрик — святой католической церкви, праздник в честь которого отмечается в день его смерти и вознесения на небо, а не в день его рождения. Большую часть своей земной жизни Патрик обращал язычников Ирландии в христианство. Святой Патрик умер 17 марта 461 г.н.э.

2. Не был ирландцем

Хотя сегодня Святого Патрика считают покровителем Ирландии, сам он не был ирландцем, и даже не был рожден на изумрудном острове. Родители Патрика были римлянами и жили на территории современной Англии, а если точнее — то в Шотландии или Уэльсе (ученые не могут прийти к согласию, где именно). Он родился в 385 году нашей эры. К тому времени, большинство римлян были христианами, и христианская религия быстро распространялась по всей Европе.

3. Рабство

В возрасте 16 лет Патрика похитили ирландские разбойники, которые продали его в рабство. Он прожил несколько лет в Ирландии, пас овец, а в возрасте 22 лет ему удалось бежать. После этого он добрался до монастыря в Англии, где и провел 12 лет.

4. Трилистник — символ Святой Троицы

Многие утверждают, что трилистник представляет собой веру, надежду и любовь, но он на самом деле использовался Патриком, когда он рассказывал ирландцам о Святой Троице, т. е. на примере трилистника он объяснял, как Отец, Сын и Святой Дух могут быть отдельными личностями и одновременно единым целым. Очевидно, что языческие правители Ирландии сочли Патрика убедительным, поскольку быстро приняли христианство.

5. Изгнание змей из Ирландии

Согласно легенде, Святой Патрик изгнал всех змей (или в некоторых переводах «жаб») из Ирландии. На самом деле нет никаких доказательств того, что змеи вообще существовали в Ирландии, поскольку там для них слишком суровый климат. Некоторые ученые предполагают, что термин «змеи» может быть образным и ссылаться на языческие религиозные верования и практики.

6. Не зеленый. Синий!

На самом деле со Святым Патриком ассоциируется синий цвет, а не зеленый, как это принято считать. На ряде работ, изображающих святого, можно увидеть его синие одежды. Король Генрих VIII первым использовал в качестве флага Ирландии золотую арфу на синем фоне. С того времени синий стал символом страны.

Зеленый цвет начал ассоциироваться со страной гораздо позже, предположительно, из-за ее зеленых пейзажей (в Ирландии очень большое количество осадков). Сегодня страна также известна как «Изумрудный остров».

7. Трилистник не является символом Ирландии

Трилистник — популярный ирландский символ, но он не является символом Ирландии. Уже в период средневековья на ирландских надгробиях и рукописях появилось изображение арфы. Тем не менее, ученые уверены, что арфа была популярна в ирландских легендах и культуре даже задолго до этого периода. В средневековый период арфа символизировала Ирландию.

Король Генрих VIII использовал изображение арфы на монетах уже в 1534 г. Позже, арфа была использована на ирландских флагах и ирландских гербах. Арфа также использовалась как символ ирландского народа во время их долгой борьбы за свободу. Когда Ирландия стала независимой страной в 1921 году, арфа стала национальным символом.

8. В США больше ирландцев, чем в Ирландии

По оценкам, около 34 миллионов американцев имеют ирландские корни. Некоторые из них являются чистокровными ирландцами, то есть они или их родители приехали из Ирландии, но гораздо больше людей имеют сегодня смешанное происхождение. В самой Ирландии живут всего 4,2 миллиона человек.

Объясняется это «картофельным голодом» в Ирландии, когда миллионы ирландцев покинули страну, эмигрировав в США. Переселение ирландцев продолжалось на протяжении большей части XIX века.

9. День Святого Патрика в России

К слову, в этом году РПЦ приняла решение тоже отмечать День святого Патрика. Но не сегодня, а 30 марта (17-го по старому стилю). Для православных верующих новый праздник придется на Великий пост. Впрочем, Церковь предполагает, что в этот день люди будут не танцевать и пить, а все же ходить на службы и молиться. Протоиерей Александр Сорокин, председатель информационного отдела Санкт-Петербургской епархии, настоятель Феодоровского собора в паять 300-летия Дома Романовых: « Святой Патрик, Святой Патрикий — по-славянски. Почитание этого святого в РПЦ началось не сегодня. И даже не позавчера. А совсем давно, когда наши церкви еще составляли единое целое, восточные и западные церкви ».

10. 17 марта, до 1970 года, не пили

Помимо зеленого цвета, День Святого Патрика ассоциируется с алкогольными возлияниями. Тем не менее, в Ирландии с 1903 по 1970 годы День Святого Патрика считался религиозным праздником. Все пабы были закрыты в течение дня. Это было отменено в 1970 году, когда День Святого Патрика был классифицирован как национальный праздник.

Лучше всего в этот день, конечно, оказаться в Дублине! А знакомство с эти городом можно начать, посмотрев 28 ретро фотографии столицы и крупнейшего города Ирландии .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Святые Англии в русском контексте

Какая связь между политикой и святостью?

Сегодня, в третье воскресенье после праздника Святой Троицы, в Русской Православной Церкви отмечается память святых, в земле Британской и Ирландской просиявших. Такое решение принято Синодом нашей Церкви еще в 2007 году. Отмечалось, что имена древних святых неразделенной Церкви (до 1054 года) будут вносить в календарь Русской Церкви после получения полных материалов, «касающихся их христианского подвига, времени и обстоятельств прославления». В этом году Синод включил двух английских святых для общецерковного почитания святого Патрика и святого Албана. В православных храмах Великобритании почитаются сотни местных святых.

Как же сопоставить Англию с ее лукавой политикой и святых, в земле Британской просиявших? Да почти никак. В Британском парламенте, находящемся в здании Вестминстерского дворца, установлены статуи выдающихся деятелей, внесших вклад в величие Британии — Черчилля, Тэтчер, Ллойда Джоржда, Чемберлена и других. Экскурсоводы рассказывают, как каждый из них укреплял и развивал свою страну. Сами же туристы между собой вспоминают, как один развязал интервенцию, другой — холодную войну, и так далее.

Икона святого Альфреда из русского православного храма в Колчестере, графства Эссекс. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

В то же время среди лиц, почитаемых святыми, есть не только апостолы, монахи, мученики первых веков христианства, но и английские короли и королевы. Например, король Альфред, правивший в IX веке. На статуе Альфреда Великого в Уонтидже есть надпись:

Альфред увидел ученость мертвой — и возродил ее.
Образование было запущено — он восстановил его.
Законы были бессильны — он дал им силу.
Церковь была в упадке — он поднял ее.
Землю опустошал зловещий враг — он избавил ее от него.
Имя Альфреда будет жить столько, сколько человечество будет уважать прошлое
.

Внучки королевы Виктории — русские святые

Вестминстерское аббатство со статуей Великой княгини Елизаветы Федоровны. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Вестминстер в переводе — западная церковь. Здесь появился один из первых христианских храмов в Лондоне — во имя апостола Петра, который считается просветителем земли британской наряду с апостолом Павлом, в честь которого в Лондоне построен другой огромный храм, превышающий по размерам Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Так что у двух городов одни и те же небесные покровители. Специалист по истории христианства в Англии протоиерей Эндрю Филлипс обращает внимание на источники, указывающие, что в Англии проповедовали первоверховные апостолы Петр и Павел. Византийский агиограф святой Симеон Метафраст, живший в X веке, пишет, что «святой Петр провел много времени в Британии и привел там многих ко Христу, рукополагал епископов, священников и диаконов».

На фасаде Вестминстерского аббатства в числе святых изображена наша русская святая великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, внучка королевы Виктории. Она со своей сестрой — будущей императрицей Александрой Федоровной воспитывалась бабушкой с раннего детства, оставшись без матери. Обе внучки английской королевы прославлены ныне в лике русских святых.

Читать еще:  Мультфильм «Ишь ты, Масленица!»

Воспитанная в традициях протестантизма будущая основательница Марфо-Мариинской обители так писала отцу о переходе в православие: «… я чувствую себя такой безгранично счастливой в моей новой вере. Земное счастье я всегда имела — когда была ребенком в моей старой стране, как жена — в моей новой стране. Но когда я увидела, каким глубоко религиозным был Сергей, я чувствовала себя очень отставшей от него, и чем больше я узнавала его Церковь, тем больше я чувствовала, что она приближает меня к Богу… Однако в этом случае все в моих руках и в руках Господних, и я уверена, Он благословит этот шаг; я уповаю на Его всемогущество, и я постоянно молюсь, чтобы я всегда была хорошей дочерью и верной женой и всегда была бы хорошей христианкой, и чтобы в моем земном счастье я всегда думала о будущем и о моем спасении. «

Икона царской семьи из русского православного храма в Колчестере, графства Эссекс. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Цель христианина — спасение в вечной жизни — это хорошо понимали умные думающие люди, где бы они ни жили. Стремление к этому и есть святость, какие бы земные цели не преследовались. И мы все помним, как завершилась жизнь Елизаветы Федоровны. Из царского дворца после убийства мужа она ушла в основанную ею обитель милосердия, навестила в тюрьме убийцу, призвав вспомнить о цели земной жизни, потом была арестована и сброшена живой в уральскую шахту.

Мученически завершила свою жизнь и ее сестра — супруга императора Николая Второго. Вся семья с детьми вместе со слугами были расстреляны и уничтожены в Екатеринбурге. «Надобно не в словах одних поставлять молитву, а паче в душевном расположении молитвенном. Таким образом непрестанно будешь молиться, не в словах заключая молитву, но через все течение жизни приближаясь к Богу, чтобы жизнь твоя была непрерывною и непрестанною молитвою», — гласит одна последних дневниковых записей императрицы Александры Федоровны Романовой.

Так через этих великих русских святых проходит духовная связь России с Великобританией.

Кентербери. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Апостолы Англии

Обратимся к истории Англии. В Британском парламенте в Вестминстере есть и христианские мозаики, изображающие святых покровителей наций, составляющих Соединённое Королевство: Георгий Победоносец для Англии, апостол Андрей для Шотландии, архиепископ Давид для Уэльса и святой Патрик для Ирландии.

Святой Патрик, несмотря на то, что его имя давно вспоминают на увеселительном празднике в России, только этой весной внесен Синодом в список святых Русской Церкви как просветитель Ирландии, а не герой пивных пирушек.

«Церковь на Британских островах в I тысячелетии была частью единой, святой, соборной и апостольской Церкви. За всю историю Православия на Британских островах было явлено не менее 950 святых», — отмечает Эндрю Филлипс, носящий имя апостола Андрея. Он англичанин, перешел в православие и считает, что возвратился в родную исконную церковь. Более трети духовенства Русской Православной Церкви в Великобритании — англичане.

«В Англии создавались замечательнейшие духовные, церковные гимны, песнопения, службы. Большинство из них, к сожалению, было уничтожено в период завоевания страны Вильгельмом I в XI веке и во время реформации в XVI веке, — отмечает отец Эндрю. — Но некоторые части служб нескольким праздникам и святым милостию Божией дошли до наших дней и активно используются в богослужениях».

Кентребрери. Интерьер с цветами. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Глава Англиканской Церкви находится не в Лондоне, а в Кентербери — древнем городе в 85 километрах от Лондона и в 20 — от Ла-Манша. Первым архиепископом Англии и «апостолом англичан» был Августин (не путать с Блаженным Августином, который жил двумя веками ранее).

Миссионера Августина, посланного из Рима папой Григорием (Двоесловом) пригласила Берта — супруга кентского короля Этельберта, правившего в VI веке. Город Кентербери был основан римским императором Клавдием во время завоевания Британии в 43 году на месте кельтского поселения. Через город прошла дорога из порта Дувра на Лондон, используемая до сих пор.

В графстве Кент недалеко от города расположена старейшая действующая церковь Великобритании — во имя Мартина Турского. Она устроена Бертой на основе остатков римской церкви IV века. Кладка — чередование плинф и местного камня кремня, и можно судить о том, что она была устроена именно во времена римского владычества. Именно в этой церкви служил и жил поблизости Августин, пока строился величественный собор в Кентербери.

Страница о митрополите Владимире. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

В Кентерберийском соборе множество приделов (часовен). В одном из них — во имя мучеников нового времени есть список и русских святых — митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), «убитого восставшими в первые месяцы Русской революции», и «Русского патриарха Тихона, заключенного в тюрьму за свои христианские убеждения, и умершего там при невыясненных обстоятельствах».

Будучи в туристической поездке «Святыни Британии» в середине июня, я стала участницей православного молебна в Кентерберийском соборе в приделе мученика Фомы, который провел протоиерей Александр Дягилев. «Последний раз православный молебен был здесь лет 6-7 назад», — сказали мне сотрудники собора.

Сент-Олбанс в розах. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Первый английский мученик Албаний — в русских святцах

На весеннем Синоде решено внести в календарь Русской православной церкви имя первого английского мученика Албана (или Албания) Британского (память 22 июня / 5 июля). Он не был крещен по правилам обряда, но прославился своим поступком. Во времена свирепых гонений на христиан, прокатившихся по всей Римской империи, в состав которой входила тогда в конце III — начале IV веков и Англия, он служил легионером в городе Веруламиуме. Туда прибыл специальный отряд для уничтожения христиан. Молодой священник, практически юноша, укрываясь от преследователей, забежал в дом Албания. Тот пожалел юношу и отвел воинов. В течение трех дней он беседовал с ним и проникся христианским мировоззрением. Когда уже стало ясно, что юноша в его доме, он одел его священнические одежды и вышел к воинам. Те сначала не поверили в его преображение, думали, что он «прикалывается». Повели на суд в театр, где он отказался поклониться идолам, тогда его повели на вершину холма и отрубили ему голову.

Икона Албания в храме в Сент-Олбансе с молебном. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Место мученической кончины Албания вскоре стало почитаться. Эпоха гонений к тому времени прекратилась, ибо пришел к власти Константин Великий. Возвели собор в честь святого и его именем назвали город. 13 июня у его раки был совершен православный молебен. Они здесь проходят регулярно, по крайней мере, раз в месяц.

Дух Англии — дух мужества и красоты

Священник Эндрю Филлипс в храме в Колчествере. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Завершим краткое повествование христианской истории Англии поэтическими строками отца Эндрю Филлипса, который пишет и стихи. «Дух Англии сродни духу святого Георгия Победоносца — это дух мужества и красоты, духом нежности и справедливости, любви к веселью и добру, привязанности к простой и наполненной занятиями жизни людей, готовности помочь слабому. Такая тонкая, стыдливая, кроткая, немного смешливая и мужественная душа — это душа Англии.

Она в Чосере, Шекспире, Диккенсе. Она в старинных балладах и сказках о Робине Гуде, стоявшем за бедняков и весело странствовавшем по зеленым лесам. Она в маленьких деревушках нашего острова, в старинных домиках и церквушках, в бесчисленных древних резных украшениях, в старых мостах, в старинных английских мелодиях. Джон Клэр и Уильям Барнс писали о том, как английский народ был подавлен и унижен богатыми землевладельцами и промышленниками. Это была эпоха великой скорби и угнетений, но в то же время и эпоха праведности, когда можно было найти праведных, созерцательных мужчин и женщин в любом селении и каждой деревушке по всему острову Британия. Вот остатки того великого и драгоценного наследия, с которыми мы живем сегодня».

Православие в Англии востребовано. Храмы Русской Православной Церкви, Константинопольской патриархии, Румынской, Сербской, Болгарской наполняют не только представители национальных диаспор, но и коренные англичане. Пока немного, но среди них есть и выходцы из Англиканской церкви. На днях стало известно о просьбе бывшего настоятеля англиканской церкви святого Варфоломея в Лондоне отца Мартина Дадли принять его в православие.

Святые Британской земли почитаются наиболее именно православными. Большинство из 120 православных общин на Британских островах и в Ирландии посвящены местным святым. И многие из них имеют вселенское значение.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector