0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

День святого Валентина, Сретение Господне и ретроградный Меркурий: Главные праздники и астрономические явления февраля

День святого Валентина, Сретение Господне и ретроградный Меркурий: Главные праздники и астрономические явления февраля

Февраль не принесет украинцам дополнительных выходных

Начнется третий месяц зимы, и хотя, по прогнозам синоптиков, погода будет нестабильной, однако уже ощущается постепенное приближение весны. К тому же месяц чуть короче остальных. Однако больших государственных или религиозных праздников ожидается немного.

О главных праздниках и событиях третьего месяца зимы рассказываем подробнее.

Сколько будем отдыхать в феврале

Всего в феврале 2021 двадцать восемь дней. Из них 20 – рабочих и 8 выходных. Дополнительных выходных в этом месяце не предвидится.

Однако в этом месяце отметим несколько интересных и романтических праздников, поэтому провести февраль можно весело.

К тому же, это последний месяц зимы – ночи понемногу становятся короче, а теплые дни все ближе.

Государственные и международные праздники февраля

В этом месяце немного праздников, и среди них нет важных. Однако все же будут поводы для празднований.

Так, 12 февраля Новый год будут отмечать в Китае. Его будут праздновать 15 дней – до 27 февраля. Стоит отметить, это то, что в восточном календаре грядущий год будет не 2021-м, а 4719-м и за него «будет отвечать» Белый Металлический Бык. И, по предсказаниями астрологов, этот год должен быть спокойным, без серьезных потрясений.

Празднование Нового года в Китае по-настоящему веселые Фото из открытых источников

14 февраля отметим День святого Валентина. Раньше этот праздник был религиозным – его отмечали христиане западного обряда. Со временем праздник распространился по миру и стал очень популярным у молодежи. В этот день влюбленные дарят подарки, признаются в любви, женятся.

Самый романтичный праздник года Фото: Pixabay

20 февраля в Украине отмечается День Героев Небесной Сотни. В этот день поводов для радости нет — стоит вспомнить и отдать дань уважения тем, кто умер во время противостояний на Майдане Независимости в 2014 году.

Также в феврале, кроме указанных, отметим и другие праздники:

  • 2 февраля — День сурка; День безопасного интернета
  • 4 февраля – Всемирный день борьбы против рака
  • 6 февраля – Международный день бармена
  • 9 февраля – Международный день стоматолога
  • 11 февраля – Всемирный день больного; Международный день женщин и девочек в науке
  • 13 февраля – Всемирный День радио
  • 14 февраля – День компьютерщика
  • 15 февраля – Международный день онкобольного ребенка; День чествования участников боевых действий на территории других государств
  • 17 февраля – День спонтанного проявления доброты; День кота в Европе
  • 19 февраля – День Государственного герба Украины
  • 20 февраля – Всемирный день социальной справедливости
  • 21 февраля – Международный день родного языка, Всемирный день экскурсовода
  • 22 февраля – Международный день поддержки жертв преступлений
  • 27 февраля – Международный день полярного медведя
  • 28 февраля – Всемирный день редких заболеваний; День работников патрульно-постовой службы Украины.

Какие религиозные праздники отметим в феврале

Третий месяц зимы принесет немного и религиозных праздников. Всего в феврале будет один большой праздник — Сретение Господне, который отмечают 15 февраля. Его отмечают на 40-й день после дня рождения Иисуса Христа с конца V века.

В то же время, в последний месяц зимы именины будут отмечать Ксения (6 февраля), Василий, Григорий и Иван (12 февраля), Валентин (14 февраля).

Также в феврале нет строгих постов – традиционно запрещено употреблять пищу животного происхождения каждую среду и пятницу. Однако, с 22 до 27 февраля постных дней вообще нет, ведь в этот период продолжается седмица Мытаря и Фарисея.

Астрономические интересности февраля

Хоть год и обещает несколько суперполнолуний, лунных и солнечных затмений, метеорных потоков. Однако ни одного из них не предвидится в третий месяц зимы.

Стоит обратить внимание на ретроградность планет — это достаточно распространенное явление, однако оно может негативно влиять на события и людей. В феврале в обратном направлении будет двигаться Меркурий. Как отмечают астрологи, ретроградность Меркурия сулит большие проблемы с финансами. Это значит, что не стоит делать крупных покупок и инвестировать.

Астрологи не рекомендуют во время ретроградного Меркурия:

  • финансовые изменения и кредиты;
  • начинать проекты и открывать бизнес;
  • менять место работы;
  • заключать контракты, подписывать серьезные документы и совершать крупные сделки;
  • ехать в командировку и отправляться в путешествие;
  • заниматься серьезными делами;
  • проводить диагностику и медицинские обследования.

В эти периоды требуется больше времени, затрат энергии и сил для решения тех или иных вопросов и выполнения работ. В периоды ретроградности Меркурия нужны дополнительные условия и какие-то особые обстоятельства для того, чтобы проявить себя и реализовать то, что запланировано ранее.

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах PNK.TV

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Сретение Господне vs. День св. Валентина

Четверть века назад в нашей стране далеко не все слышали о празднике Сретения, и уж тем более не было обычая праздновать День святого Валентина. Но времена меняются, и в наши дни два этих праздника оказались рядом.

Священник Федор Людоговский

Для кого-то это явления из совершенно разных областей жизни, как правило, чуждых друг другу. Для человека, переступающего порог храма лишь тогда, когда грянет гром, слово «Сретение» значит немного. Для человека, который, как ему кажется, отрешился от мирской суеты, День влюбленных – символ враждебной и развратной западной цивилизации, силящейся поработить и уничтожить Святую Русь.

Но есть категория людей, в душе и в жизни которых Сретение и День влюбленных могут занимать сопоставимые по значимости места. Это наша молодежь.

Воинствующих атеистов среди нынешних молодых людей немного. Напротив, немало тех, кто считает себя верующим, кто иногда заходит в храм либо по зову души,либо за компанию с другом. Есть, разумеется, и те, кого мы называем воцерковленными. Но в отношении празднования Валентинова дня и они не являются исключением: в самом деле, когда же влюбляться, как не в юности?

Но что же наша молодежь слышит с амвонов, читает в Интернете? Грустно пересказывать, но общий смысл известен: День святого Валентина – тлетворное влияние Запада, православный человек не может и не должен праздновать что-либо подобное. Тем более что в пять часов вечера – всенощная под Сретение Господне.

А если всё же попытаться проявить эмпатию и не противопоставлять два праздника, относящихся к разным реальностями и разным сферам бытия, а найти что-то общее и, может быть, даже полезное для души? Давайте попробуем.

Что такое Сретение? Само по себе это слово означает встречу. Празднуем же мы, с одной стороны, вполне определенную, историческую Встречу – встречу старца Симеона с младенцем Христом. И вместе с тем встречу человека, устремленного к Богу, с Богом, ставшим человеком. И, конечно, мы понимаем, что речь здесь не только о Симеоне, но о каждом христианине,потому что только тогда мы сможем называть себя христианами, учениками Христа, когда состоится в нашей жизни эта Встреча.

Казалось бы, при чем тут День влюбленных? Там – духовное, а тут в лучшем случае – душевное. Да, пожалуй, что так. Но стоит нам вспомнить послушно затверженную и потому омертвевшую в нашем сознании формулу: человек – образ Божий. Не только хороший человек, не только святой, любой человек- это образ Божий.

Да, искаженный. Да, затемненный. Да, подчас обезображенный грехом. Но неизбывно и навсегда: образ Божий.

Читать еще:  Успение Пресвятой Богородицы: «Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни»

И вот когда человек любит или даже просто влюбляется, он склонен боготворить свою любимую, своего любимого.

И снова можно сказать много правильных слов о том, что одно дело – христианская любовь, а другое дело – влечение к противоположному полу. И заповедь о несотворении кумира тоже можно вспомнить. И всё это будет по-своему верно. Но это никак не отменяет другого: в любимом – пусть неизбежно через тусклую призму себя мы прозреваем божественные совершенства, прозреваем тот самый образ Божий.

photosight.ru. Фото: Sofronova Olga

Апостол Павел был мудрым: он решил быть всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых. Мудрым (и, так же как Павел, любящим) человеком был и преподобный Силуан Афонский, который одному проповеднику-обличителю посоветовал сперва похвалить веру своих слушателей, а затем разъяснить, чего в этой вере недостает.

Мы не настолько мудры, мы не имеем такой любви. Но нам есть у кого учиться. Что лучше? Обличать и клеймить, или сказать: да, ребята, влюбленность – это прекрасно, но посмотрите, какие высоты и глубины могут открыться вам на путях любви!?

Предполагаю, что вопрос этот риторический. Легче обругать и запретить. Но для христианина лучше стать тем проводником, который приведет душу хотя бы одного человека к Встрече с Богом. И День влюбленных – вполне подходящий повод для такой попытки.

Сретение Господне

Сретение Господне — великий двунадесятый (то есть один из двенадцати важнейших) церковный праздник, символизирующий встречу человечества с Богом, но и, по народной традиции, еще встречу зимы с весной.

История его такова:

По ветхозаветному обычаю, на 40-й день после рождения Иосиф и Мария принесли своего первенца в Иерусалимский храм, чтобы посвятить его Богу. Там Иисуса, согласно Евангелию, встретил 360-летний старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя рода человеческого, появившегося на свет.

Взяв на руки Иисуса, Симеон Богоприимец заявил, что этот младенец станет тем самым Спасителем. Таким образом, Сретение, или Принесение во храм, считается знаковой встречей Ветхого и Нового Завета и знакомством человечества с новым Мессией.

Наши же предки в дохристианский период отмечали в этот день встречу зимы с весной. Считалось, что 15 февраля — единственное время за зимний период, когда можно услышать гром.

Поэтому до сих пор в некоторых селах по традиции поют языческие песни-заговоры на тепло и хорошее лето, разжигают огромные костры у дорог и гадают.

Что еще важно знать верующим восточного обряда?! В этом месяце церковь начинает подготовку к Великому посту.

День святого Валентина, Сретение Господне и ретроградный Меркурий: Главные праздники и астрономические явления февраля

Февраль не принесет украинцам дополнительных выходных

Начнется третий месяц зимы, и хотя, по прогнозам синоптиков, погода будет нестабильной, однако уже ощущается постепенное приближение весны. К тому же месяц чуть короче остальных. Однако больших государственных или религиозных праздников ожидается немного.

О главных праздниках и событиях третьего месяца зимы рассказываем подробнее.

Сколько будем отдыхать в феврале

Всего в феврале 2021 двадцать восемь дней. Из них 20 – рабочих и 8 выходных. Дополнительных выходных в этом месяце не предвидится.

Однако в этом месяце отметим несколько интересных и романтических праздников, поэтому провести февраль можно весело.

К тому же, это последний месяц зимы – ночи понемногу становятся короче, а теплые дни все ближе.

Государственные и международные праздники февраля

В этом месяце немного праздников, и среди них нет важных. Однако все же будут поводы для празднований.

Так, 12 февраля Новый год будут отмечать в Китае. Его будут праздновать 15 дней – до 27 февраля. Стоит отметить, это то, что в восточном календаре грядущий год будет не 2021-м, а 4719-м и за него «будет отвечать» Белый Металлический Бык. И, по предсказаниями астрологов, этот год должен быть спокойным, без серьезных потрясений.

Празднование Нового года в Китае по-настоящему веселые Фото из открытых источников

14 февраля отметим День святого Валентина. Раньше этот праздник был религиозным – его отмечали христиане западного обряда. Со временем праздник распространился по миру и стал очень популярным у молодежи. В этот день влюбленные дарят подарки, признаются в любви, женятся.

Самый романтичный праздник года Фото: Pixabay

20 февраля в Украине отмечается День Героев Небесной Сотни. В этот день поводов для радости нет — стоит вспомнить и отдать дань уважения тем, кто умер во время противостояний на Майдане Независимости в 2014 году.

Также в феврале, кроме указанных, отметим и другие праздники:

  • 2 февраля — День сурка; День безопасного интернета
  • 4 февраля – Всемирный день борьбы против рака
  • 6 февраля – Международный день бармена
  • 9 февраля – Международный день стоматолога
  • 11 февраля – Всемирный день больного; Международный день женщин и девочек в науке
  • 13 февраля – Всемирный День радио
  • 14 февраля – День компьютерщика
  • 15 февраля – Международный день онкобольного ребенка; День чествования участников боевых действий на территории других государств
  • 17 февраля – День спонтанного проявления доброты; День кота в Европе
  • 19 февраля – День Государственного герба Украины
  • 20 февраля – Всемирный день социальной справедливости
  • 21 февраля – Международный день родного языка, Всемирный день экскурсовода
  • 22 февраля – Международный день поддержки жертв преступлений
  • 27 февраля – Международный день полярного медведя
  • 28 февраля – Всемирный день редких заболеваний; День работников патрульно-постовой службы Украины.

Какие религиозные праздники отметим в феврале

Третий месяц зимы принесет немного и религиозных праздников. Всего в феврале будет один большой праздник — Сретение Господне, который отмечают 15 февраля. Его отмечают на 40-й день после дня рождения Иисуса Христа с конца V века.

В то же время, в последний месяц зимы именины будут отмечать Ксения (6 февраля), Василий, Григорий и Иван (12 февраля), Валентин (14 февраля).

Также в феврале нет строгих постов – традиционно запрещено употреблять пищу животного происхождения каждую среду и пятницу. Однако, с 22 до 27 февраля постных дней вообще нет, ведь в этот период продолжается седмица Мытаря и Фарисея.

Астрономические интересности февраля

Хоть год и обещает несколько суперполнолуний, лунных и солнечных затмений, метеорных потоков. Однако ни одного из них не предвидится в третий месяц зимы.

Стоит обратить внимание на ретроградность планет — это достаточно распространенное явление, однако оно может негативно влиять на события и людей. В феврале в обратном направлении будет двигаться Меркурий. Как отмечают астрологи, ретроградность Меркурия сулит большие проблемы с финансами. Это значит, что не стоит делать крупных покупок и инвестировать.

Астрологи не рекомендуют во время ретроградного Меркурия:

  • финансовые изменения и кредиты;
  • начинать проекты и открывать бизнес;
  • менять место работы;
  • заключать контракты, подписывать серьезные документы и совершать крупные сделки;
  • ехать в командировку и отправляться в путешествие;
  • заниматься серьезными делами;
  • проводить диагностику и медицинские обследования.

В эти периоды требуется больше времени, затрат энергии и сил для решения тех или иных вопросов и выполнения работ. В периоды ретроградности Меркурия нужны дополнительные условия и какие-то особые обстоятельства для того, чтобы проявить себя и реализовать то, что запланировано ранее.

  • #февраль
  • #государственные праздники
  • #религиозные праздники

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIKUA.TV

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Сретение поверх масленицы: два этажа праздника

О некоторых особенностях главной февральской церемонии

Cретение и есть встреча. Это одно и то же слово: день встречи, «сустретный» день. Встречаем непременно что-то новое – иначе какая это встреча? На Сретение нужно быть готовым к неожиданности, повороту темы. Даже рассматривая классический сретенский сюжет, можно обнаружить новые детали, попутные соображения и сообщения, и портрет праздника переменится, повернется новой стороной.

Классический сюжет, Евангелие от Луки: младенца Иисуса на сороковой день после рождения несут в храм. Здесь его родители должны принести Господу благодарственную жертву, двух горлиц. В храме их встречают праведный старец Симеон и пророчица Анна; они узнают Иисуса, воздают ему хвалу и объявляют всем о явлении на земле Сына Божия.

Читать еще:  5 вопросов о революции и патриархе

Сретение – праздник узнавания Христа (узрения: евангелист Лука – художник, ему необходимо представить предмет описания воочию). Сретение предъявляет миру младенца Иисуса и тем подтверждает Рождественское событие. Между Рождеством и Сретением Иисус сорок дней невидим. Теперь он видим: для христианина это праздник открытых глаз, апофеоз зрения.

На Сретение свет приходит в движение. (Февраль: понемногу год приходит в движение, принимается течь привычным порядком.) Символ этого дня – луч, линия света. Для сравнения: символом первого большого праздника в году, Рождества, была точка света, звезда. Январская точка света протягивается в феврале лучом: последовательность весьма логичная.

В Европе на Сретение устраивают показательные церемонии: в храмах зажигают свечи и с ними идут из храма. Едва стемнеет, процессии света идут по окрестностям, минуя города, темные холмы и долы. Буквально: свет из недвижной январской точки проливается февральским лучом.

Это непростой переход: Сретение скрыто конфликтно. Встречаются А и В – покой и движение, контрастные состояния, несводимые в одно целое времена. Такова каноническая трактовка события: Иисус и Симеон сходятся как Новый и Ветхий Заветы.

Симеон был переводчиком Ветхого Завета (одним из семидесяти, что переводили Священное Писание на греческий язык). Во время работы Симеон усомнился над трудным местом в пророчестве, где написано: «Младенца родит дева». И он исправил оригинал, убрал слово «дева» и написал: «молодая женщина». За это он был наказан тяжким бессмертием, из которого его мог освободить только тот именно младенец, происхождение которого он пытался подправить. Симеон ждал Иисуса триста лет и к его появлению сам был ветх, как Завет, воплощенное недвижение. Младенец, явившись, освободил его, сообщил ему долгожданное движение, и точка Симеона стала вектором, лучом.

Тут в сюжете Сретения прибавляется драмы. Луч старца Симеона протянут по ту сторону (земной) жизни. Встретив Христа, Симеон умирает. Сретение предельно серьезно: это порог, предел, оно разграничивает области жизни: этой и иной, потусторонней. Также и горлицы – вспомним про горлиц, которых приносят в храм Мария и Иосиф, чтобы отдать их в жертву взамен своего сына. Преодолев порог Сретения, птицы погибают за Иисуса, чтобы продолжить свой полет в ином, неведомом пространстве.

Еще серьезнее: остаются за кадром, но, несомненно, незабываемы – младенцы, убитые царем Иродом за Иисуса. Их тысячи. Это первые защитники Иисуса, закрывшие его многоочитым покрывалом. И они, как горлицы, через порог новой эры отправляются в свой полет и остаются там, здесь проводив Христа жить, длить лучом наше время.

Сретение — «пропускной пункт», где обнаруживается разрыв между покоем и движением, жизнью и смертью. Посреди февраля на ровной плоскости календаря вдруг поднимается ступенька, до которой время шло спокойно и вдруг споткнулось.

Еще одна, на первый взгляд привычная позиция праздника: Сретение попадает на тот же сезон, что и Масленица. Не совпадает точно: Масленица – праздник переходящий, отсчитываемый за семь недель до Пасхи. Пасха «гуляет» по календарю согласно собственному расписанию, и вместе с ним перемещается Масленица. Но Сретение всегда рядом. Знакомая коллизия: праздник подвижный и неподвижный. Вместе они составляют характерную пару. Сюжет у них, в принципе, один: проводы зимы, старой как Симеон, и встреча (Христовой) весны как будущей совершенной жизни.

Следует также учесть, что в своей основе Масленица — праздник языческий, отмечающий встречу времен года, зимы и весны.

Авторы христианского календаря «надстроили» Сретение поверх языческого праздника. Это была обычная практика: закрывая, заменяя ключевые праздники старого календаря схожими церемониями, церковь сохраняла традицию народных праздников, их соответствие временам года, астрономическому счету времени.

И в нашем случае все сходится верно, и «совпадают» в феврале зима и ветхозаветный старец Симеон, и противу сего Зимеона – весна, новое время, где прибывает день и есть надежда на спасение, на полный, круглый год жизни.

И тут опять находится место скрытой драме. Христианская надстройка только внешне совпадает с языческим основанием. На самом деле под ней провал, пропасть язычества. На Сретение, которое есть порог времен, христианин перешагивает через опасную границу, «щель» календаря. Что видно за нею или – под нею?

Если празднуется встреча, если в этой точке сходятся-расходятся (времена) А и В, то что такое между ними «и»? Мгновение, точка. «И» висит над бездной. Что такое это «и», исчезающе малое расстояние между двух времен?

Вдруг посреди праздника сретенский «луч» – прозрения, разъятия век – как меч разнимает время пополам. И становится видно прошлое, под ногами отворяется древняя бездна язычества. Разворачивается Масленицей, яркой подкладкой Сретения. Там, «внизу» — карнавал, все перевернуто вверх дном, пляшут скоморохи и гримасничают черепа-маски. Длится и длится мгновение, когда «все можно».

Это по-нашему, это нам очень понятно.

Есть неисследованный пласт в творчестве Толстого. Его роман «Войну и мир» можно довольно точно распределить по праздникам. По сути, это роман-календарь, только большинство праздников в нем не названо, скрыто. На поверхности очевидное: Новый год, Рождество, именины героев. Остальное – за поверхностью сюжета. Но стоит приглядеться, и делается ясно: тут все по праздникам, и все не случайно.

На Сретение (не названное) происходит следующее: попытка бегства Наташи с Анатолем Курагиным. Именно попытка, мгновение попытки – оно всего важнее. Все рассчитано автором безупречно, осознанно, в согласии с сюжетом сретенского праздника, с его сценарием и смыслом.

Наташа ждет своего жениха, Болконского, ждет бесконечно долго (кстати, не один год, как было обещано, а два, но это уже другая история), переживая эту тяжкую бесконечность как некую условную смерть, как зиму. Еще жених этот, в адъютантском белом костюме, прекрасен, как Вячеслав Тихонов, – истинное солнце, человек-весна. Наташе предстоит «перешагнуть» к нему, в новое состояние, новое время. Ждать осталось недолго, уже минует конец января, все в заключительном ожидании замерло. И вдруг из этого высокого замирания, когда только остается шагнуть из А в В, в самое мгновение праздника, Наташа падает, валится как в бездну – в бегство. В никуда, в точку, которая не имеет протяжения – во «все можно». Толстой повторяет это «все можно» несколько раз, но этой его подсказки мы не различаем.

Между тем здесь все прозрачно, все соответствует классическому сретенскому сюжету. То, что предшествует и оформляет падение Наташи, – очевидный карнавал. Театр, где до определенного момента ей все кажется смешно и нелепо, все вокруг переодето в маски, но вдруг это все переворачивается и делается наоборот: маски – правда. И все вокруг как на Масленицу, все приходится точно в праздник, по сезону.

Наташа спотыкается о невидимую ступеньку Сретения и валится в пропасть, отменяя будущее, до которого оставалось сделать один только шаг.

И так со всем этим романом-календарем, который как будто вызубрен нами наизусть, который составляет род нашей литературной Библии, в который мы верим более, нежели в историческую реальность. Мы читаем Толстого, не видя «подкладки» его романа, его хорошо рассчитанного часового механизма, скрытого календаря.

Между тем это и есть настоящий наш календарь. Он объективен, многоэтажно уложен в истории. Он необыкновенно влиятелен и действен. Он действует как сумма наших привычных (и потому большей частью незаметных) предпочтений, общих настроений и склонностей, проявляемых по праздникам. Мы не различаем, не понимаем этих праздников. Мы принимаем их поверхностно, большей частью пропуская истинное их содержание. Мы их толком и не празднуем, не играем, а проигрываем.

В феврале 1917 года на Сретение в Петроград не привезли в должном количестве муки – для блинов, для масленичного гулянья. Это положило предел терпению народа. «Праздничный» мучной бунт в одно мгновение охватил столицу. К нему примешались иные обстоятельства момента – и совершилась революция. Точнее, не дошед до весны, до обновления жизни, страна споткнулась – и повалилась с головой, через все русские этажи в «Наташину» пропасть, в толстовское «все можно». А ведь как читали Толстого, только не молились на него!

Читать еще:  Монастырские куличи: все чудеса запланированы!

Это была не столько февральская, сколько «сретенская» революция: между сезонами, между эпохами, между русскими заветами, Ветхим и Новым.

Так разворачиваются обстоятельства этого непростого праздника. Он един и разделен надвое, привычен как очередной день в календаре, 15 февраля, по которому можно пройти, не разобрав его «двухэтажности», – и непривычен, заряжен новостями, как и положено дню, в который положено встречать свое будущее.

ВАЛЕНТИНОВ ДЕНЬ, СРЕТЕНИЕ, МАСЛЕНИЦА И ДРУГИЕ СОБЫТИЯ ФЕВРАЛЯ

© А. Некрылова, 2015

© ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», 2015

Издательство «Азбука» предлагает вниманию читателей книгу, посвященную русскимтрадиционным праздникам. По существу, здесь объединены две ранее публиковавшиеся в «Азбуке» книги – И. И. Шангиной и А. Ф. Некрыловой. Дополняя друг друга, эти исследования позволяют в полной мере рассказать о народной праздничной культуре, осветив различные аспекты этой темы.

Изабелла Иосифовна Шангина – известный этнограф, доктор исторических наук, сотрудник Российского этнографического музея, заслуженный деятель искусств РФ. Она является автором многих книг, получивших признание читателей, в том числе: «Русский фонд этнографических музеев Москвы и Санкт-Петербурга» (1992), «Русский костюм» (в соавторстве с Н. Н. Сосниной; 1998), «Русские дети и их игры» (2000), «Русский традиционный быт: Этнографический словарь» (2003), «Русский народ. Будни и праздники» (2003), «Русские девушки» (2007), «Многоликая Россия» (2010) и др.

Ее книга «Русские праздники. От Святок до Святок» выходила в издательстве «Азбука» в 2004 году (под названием «Русские традиционные праздники» переиздана в 2008 году). В ней рассказывается о том, как отмечались праздники в русской деревне в XVIII – первой четверти XX века. Этот период русской истории и культуры наиболее полно зафиксирован в архивных документах и письменных свидетельствах. Кроме того, в России XVIII – начала XX века традиционный уклад жизни сохранялся именно в крестьянской среде. «Раскол» в бытовом укладе жизни русских людей произошел на рубеже XVII–XVIII веков, в эпоху Петра Первого, когда верхние слои русского общества и жители промышленных городов начали усваивать западноевропейскую светскую культуру. В книге рассказывается о наиболее значимых датахнародного календаря, о том, с чем они были связаны и как отмечались, какие обряды, приметы, поверья, игры их сопровождали.

Книга А. Ф. Некрыловой органично продолжает темурусских праздников: в ней прослеживается, как народная традиция адаптировалась к условиямгородской среды.

Анна Федоровна Некрылова – кандидат искусствоведения, член Союза театральных деятелей РФ, заведовала сектором фольклора и была заместителем директора по научной работе Российского института истории искусств (Санкт-Петербург), сотрудник сектора фольклора в Институте русской литературы РАН (Пушкинский Дом), автор книг: «Круглый год. Русский земледельческий календарь» (1989), «Русский народный кукольный театр» (в соавторстве с В. Е. Гусевым; 1983), «Народный театр» (в соавторстве с Н. И. Савушкиной; 1991), «Русский традиционный календарь» (2007).

Книга «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX века» впервые была опубликована в 1984‑м, затем в 1988 году, переиздана в «Азбуке» в 2004 году. Она знакомит читателей с одним из важнейших явлений в истории русской зрелищной культуры – народными увеселениями ярмарок и городских гуляний России конца XVIII – начала XX века. Из книги читатель узнает о «медвежьей потехе», райке, об искусстве балаганных и карусельных дедов, о кукольных представлениях, о спектаклях самых крупных балаганов Москвы и Петербурга, о репертуаре общедоступных театров.

Авторы используют редкие архивные документы, воспоминания очевидцев, литературные памятники, исследования современных ученых, но в первую очередь – собственный многолетний опыт работы в экспедициях.

Издание адресовано самому широкому кругу читателей. Мы надеемся, что книга будет интересна как специалистам – этнографам и фольклористам, так и всем, кто занимается вопросами русской истории и культуры.

Русские праздники. От святок до святок

Жизнь русских людей проходила в соответствии с народным календарем, который представлял собой систему членения, счета и регламентации годового времени. Он организовывал всю хозяйственную и бытовую деятельность, определял чередование будней и праздников. В его основе лежал церковный календарь – святцы, в которых каждый день посвящался одному или нескольким святым. Святцы определяли время христианских праздников, постов и мясоедов. Содержательная же сторона народного календаря, интерпретация праздников, а также сопровождающие их обряды, различного рода предписания, запреты, приметы, поверья были обусловлены не столько христианским вероучением, сколько представлениями, характерными для славянского язычества. Календари бытовали в устной форме или в так называемых месяцесловах, лунниках, включавших в себя списки праздников и связанных с ними примет. Также в народном обиходе встречались деревянные календари (резы, бирки), на которых даты праздников и важнейшие события жизни отмечались зарубками.

Точками и ориентирами отсчета годового времени служили христианские праздники. Их названия обычно представляли собой интерпретацию церковных названий на местный лад: например, день памяти святой Евдокии получил название дня Авдотьи Плющихи, день памяти святого Афанасия – Афанасий Ломонос береги уши и нос. Отдельным христианским праздникам давалось народное название: Крещенский сочельник – Голодная кутья, праздник Рождества Иоанна Предтечи – Иван Купала. Кроме того, время отсчитывалось по природным явлениям: наступлению заморозков, прилету птиц, росту и созреванию растений, а также по сезонам хозяйственной деятельности: началу пахоты, сева, жатвы, первому выгону скота, началу охоты и т. д.

«Календарь повсемественный, или Месяцеслов на вся лета Господня». Второй лист календаря Брюса (М., 1709)

Месяц декемврий. Лист из «Пролога» – сборника произведений церковно-учительной литературы (М., 1779)

Наступление нового года в народной традиции связывалось главным образом с весенним пробуждением природы. Однако начало нового года связывали и с зимним солнцеворотом, после которого день увеличивался на «куриный шаг». Святки, начало которых приходилось на 25 декабря / 7 января, а конец на 6/19 января, считались временем рождения нового солнечного года. Именно поэтому годовой ритм жизни отсчитывался от Святок до Святок.

Год делился на четыре сезона: зиму, весну, лето, осень. Зиму встречали либо в Рождественский пост, либо в отдельные даты октября, ноября и декабря: Покров день, день памяти святых Космы и Дамиана (Козьмы и Демьяна, 1/14 ноября), Андреев день (17/30 ноября), Введение. Ее окончание не имело точной датировки и смыкалось с началом весны, приходившейся в разных регионах на разное время: на Сретение, Трифонов день (1/14 февраля), день Авдотьи Плющихи или на Благовещение. Границы лета в народном календаре также не имели точной датировки, но обычно его начало совпадало с завершением Троицких празднеств, а конец приходился на период между Ильиным днем и Успением Богородицы. Середина летнего и зимнего периодов отмечалась двумя большими праздниками – Ивановым днем и Рождеством Христовым. Весна и осень воспринимались русскими как время переходное – межсезонье.

Основой годового ритма жизни было чередование будней и праздников. Будни – это прежде всего постоянная работа на полях, в хлеву, в доме, в ремесленных мастерских, это время забот, хлопот и усталости. Время праздника считалось священным и было наполнено радостью, весельем, смехом, развлечениями. Русские относились к празднику как к главному событию в круговерти человеческой жизни: «Мы целый год трудимся для праздника», «Жизнь без праздника, что еда без хлеба». Праздник – это прежде всего свобода от работы: «День свят – все дела спят». В это время занимались только самыми необходимыми делами, например уходом за скотом, приготовлением праздничной еды, а также делами, которые считались забавой, – сбором ягод и грибов, любительской рыбной ловлей и охотой. Все остальные работы были категорически запрещены. Нарушение запрета грозило, по народным представлениям, различного рода несчастьями: неурожаем, мором скота, пожаром, наводнением, засухой и др.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector