0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

В православном календаре этот праздник называется «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и совершается сейчас 19 августа. Для многих любителей литературы он ассоциируется с замечательными стихами Бориса Пастернака.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры!

Эти стихи выражают настроение праздника – такого аристократически изысканного, блистательного. В народном же календаре, сверх меры озабоченном кулинарными проблемами, он именуется Вторым, или даже Яблочным, Спасом.

Начнем с первого уровня изучения этого календарного феномена – с выяснения смысла самого евангельского события «преображения». Что означает сам этот термин? Какое событие Священной истории и почему получило такое название?

Преображение: событие и смысл

Через восемь дней после торжественного исповедания ап. Петром своего Учителя Мессией (Христом), – пишет евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, – это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.

А евангелист Марк уточняет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: «Что значит встать из гроба?»» (Мк.9:9-10).

Исторический и богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем. И лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей. состоится всякое дело» (Втор.19:15). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (!) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события.

На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках «Скрижали завета» – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.

Преображение: единичное событие и ежегодный праздник

Но когда же произошло само событие преображения – неужели в конце лета, а не перед крестными страданиями Спасителя, как явствует из логики евангельского повествования?

Выдающийся отечественный историк, проф. С.-Петербургской Духовной академии В. В. Болотов убедительно доказал, что Христос преобразился перед учениками незадолго до Своей последней Пасхи, в феврале или марте по нашему календарю. При этом, анализируя историю нескольких праздников, он показывает, что в установлении календарных дат своих торжеств Церковь иногда руководствовалась «педагогическими» (миссионерскими) соображениями. Фиксируя праздники нарочито в дни языческих торжеств, Церковь хотела преодолеть местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев.

Так произошло и с праздником Преображения. Ранее всего, по мнению В. Болотова, он был учрежден в Армении и Каппадокии взамен местного почитания языческой богини Астхик (аналог греческой Афродиты) и приходился на шестую неделю после Пасхи.

Эта «миссионерская» логика была актуальна и в других странах. Так, в Греции и Италии окончание сбора винограда еще долго сопровождалось языческими «вакханалиями» – веселым праздником в честь хмельного бога Вакха. Чтобы вытеснить его из обихода (или «христианизировать») было решено праздновать в это время «Преображение», искусственно совместив с ним благодарственный молебен Богу за дарование «плодов земных». (Собрать максимальное количество селян, особенно живущих в дальних горных районах, в церкви можно было только по большим праздникам.) Это продолжение ветхозаветного обычая благословения «начатков» – первых плодов. В Константинополе праздник утвердился лишь при императоре Льве Философе (886–912 гг.), причем, был фиксирован в неподвижном, минейном календаре (причина происхождения даты именно 6 августа все еще остается под вопросом). А от византийцев он перешел к славянам.

Интересно, что этот восточный по происхождению праздник появился на Западе достаточно поздно. Здесь Festum Transfigurationis Christi, как он называется в католическом календаре, долго не был всеобщим. Только в 1457 г. папа Калликст III сделал его повсеместным и установил для него чин богослужения. Причем, это сделано в память важной победы христианского войска, собранного св. Иоанном Капистраном, над турками 6 августа 1456 г. В результате была снята осада Белграда и остановлена турецкая экспансия в Западную Европу.

В Православной Церкви Преображение имеет статус двунадесятого праздника. В Католической Церкви его литургический ранг ниже и соответствует праздникам в честь апостолов и евангелистов. Литовский философ и богослов Антанас Мацейна в связи с этим писал: «Основа возникновения праздника на Востоке – богословская: это размышления писателей и отцов Греческой Церкви о Боге как о Свете, Который сияет в глубинах бытия и поэтому человек может не только Его ощущать, но иногда даже ясно видеть. На Западе же стимул к его празднованию носил общественный характер» .

Читать еще:  Священномученик Иаков (Бойков): «Не знаю, увижусь ли с вами»

Хорошо! – воскликнет нетерпеливый читатель. – Это богословские тонкости! Но при чем же здесь яблоки?! Всё очень просто.

Действительно, предписанная Церковным уставом «Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа» говорит только о благословении «плода лозного нового» (винограда). Но, заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, сформировавшихся в регионе Средиземноморья, россияне поневоле должны были «нарушить» устав и заменить виноград яблоками – основными плодами Севера. Отсюда странное, хотя и благозвучное название праздника – «Яблочный Спас», не имеющее никакого отношения к его богословской и исторической основе.

Для любознательных читателей:

Болотов В. В. Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября? (Эортологический этюд) // Христианское Чтение. 1892. № 11-12. С. 616-621, 644;
Дмитриевский А. А. Праздник Преображения Господня на Фаворской горе. СПб., 1913;
Рубан Ю. «Свет без пламени» // «Вода живая». С.-Петербургский церковный вестник. 2007. № 8.

Преображение Господне: история

Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору в Галилее (по Преданию — гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним.

В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.

Праздник Преображения Господня отмечается с IV века — времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.

Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете — одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении зиждется исихазм — восточнохристианская практика так называемой умной молитвы.

Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической Церковью.

Народное название праздника Преображения Господня — Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, — яблоки. На основе уставных требований сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый «яблочный пост».

По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.

Яблочный Спас — Преображение Господне

Яблочный спас — это исконно народное название христианского праздника Преображения Господнего. Это традиционный праздник благодарности за урожай. Православные христиане всего мира отмечают этот праздник ежегодно 19 августа. С «яблочным спасом» связано много примет и поверий. Например, считается, что если в этот день угостить нищего человека урожаем, то урожай следующего года поразит изобильность. Люди на «Яблочный спас» ходят в церковь для освещения плодов урожая, особенно яблок, с которыми связанно поверье, гласящие, что в день Преображения Господнего, яблоки становятся чудодейственными. Кусая освещенной яблоко, принято загадывать желание, которое обязательно исполнится. Пасечники особо ждут и празднуют этот день, освящая ульи и угощая своим медом соседей, знакомых, и обязательно нищих.Следует отметить, что смысл традиционного праздника Преображения Господнего не заключается лишь в освещении плодов земли, прежде всего это духовный праздник, когда можно получить Божье благословение и послушать праздничную службу в храме.

Один из великих церковных праздников, Преображение Господне, который зачастую называют Яблочным Спасом, православные будут отмечать в 2021 году 19 августа.

История праздника Преображение Господне

Более двух тысяч лет назад на гору Фавор в Палестине поднялись Иисус и апостолы — Петр, Иаков и Иоанн.

Они пришли сюда, чтобы помолиться. Во время молитвы произошло Преображение: лицо Иисуса озарилось светом, а его одежда внезапно стала белоснежной. В тот момент апостолы ощутили неизреченную радость.

А потом они увидели внезапно появившихся двух пророков, говоривших с Иисусом о его скором исходе, который в скором времени должен произойти в Иерусалиме. От всего увиденного ученики Христа пришли в шок, а сам Иисус запретил им рассказывать о событиях, свидетелями которых они стали во время молитвы. Молчать они должны были до тех пор, пока Христос не воскреснет, как ему было предначертано.

Если верить Евангелию, то Преображение Господне случилось ровно за сорок дней до Пасхи. Но так как в эти дни шел Великий пост, то церковь перенесла великий праздник Преображения на август.

Как отмечают Преображение Господне – Яблочный Спас

19 августа в храмах на Руси всегда совершается божественная литургия: читают паремии, поют канон. Православные в этот день одеваются в белые одежды, так как белый цвет является символом праздника. А к цветочному убранству храмов добавляют желтые, красные, зеленые и оранжевые краски плодов нового урожая. После завершения божественной литургии священнослужители освящают мешочки с горохом и корзины с фруктами: яблоками, грушами, персиками, виноградом.

Церковный обычая велит каждому верующему непременно в этот день съесть как минимум одно яблоко. Желательно также испить немного меда. И тогда будешь здоров весь следующий год. На Руси верили, что самый последний кусочек яблока, съеденный на Яблочный Спас, имеет магическую силу, поэтому надо обязательно загадать желание перед тем, как вкусить ароматный плод.

В этот день верующие пекут блины и пироги с яблоками, готовят сок и другие блюда с использованием свежих яблок.

Яблочный Спас: дата, другие названия, когда начали отмечать на Руси

Яблочный Спас отмечается церковью с IV века 19 августа. Именно в этот день Святая Елена возвела на горе Фавор храм в честь Преображения.

Читать еще:  Путь из ада: история празднования Пасхи

Кстати, у Яблочного Спаса есть и другие названия: второй/средний Спас, Спас на горе, Горохов день, Праздник первых плодов, Первые осенины. В старые времена богатые люди в день Преображения Господня раздавали яблоки бедным и больным, и даже доставляли вкусные плоды к их жилищам.

А почему Спас? Это слово происходит от «спаситель», что подразумевает в христианстве Иисуса Христа, Спасителя человечества.

Народные приметы на Яблочный Спас

Многие приметы на Руси связаны с Яблочным Спасом. К примеру, ясное небо утром этого дня (напомним, что в 2021 году Яблочный Спас отмечается 19 августа) сулит наступление суровой зимы. А если 19 августа зарядит дождь, то это предвещает сырую и слякотную погоду осенью. О сухой и солнечной осени говорит такая же погода, если она продержится в течение всего дня Яблочного Спаса.

По погоде в Яблочный Спас судили и о погоде на Покров, который наступит 14 октября 2021 года.

19 августа на Руси начинали играть свадьбы. Считалось, что все, кто создаст семью в этот день, будут жить долго и счастливо. А зеленое яблоко является символом начала счастливой семейной жизни.

Гадания в праздник Яблочный Спас

Для гадания на Яблочный Спас всегда использовали яблоки.

Гадание на скорое вступление в брак:

— Развести на поляне костре, и принести с собой по одному освященному яблоку. Участвуют парни и девушки. Поднести к огню костра яблоко, прикрепленное к веревочке и максимально закрутить его. Тот из гадающих, у кого яблоко упадет в костре раньше, выйдет замуж или женится первым. А тот, у кого яблоко упадет последним, останется в одиночестве.

Гадание на будущее:

— Взять яблоко и очистить его от кожуры одной полоской. Тот из гадающих, у кого получилась самая длинная полоска, начинал гадать первым. Он подходил к огню, вставал спиной и бросал кожуру через левое плечо в огонь. Потом нужно было обернуться и наблюдать за тем, что происходит с кожурой. Если она скукоживается в маленький комочек, то это означает, что впереди у гадающего не очень удачный год. А расправившаяся яблочная кожура сулила удачу, новые интересные встречи и прямую жизненную дорогу. Кожура, оставшаяся лежать без всяких изменений, предвещала скорое вступление в брак.

Праздник Преображения Господня в Православной церкви (Яблочный Спас)

19 августа (6 августа по старому стилю) Православная Церковь отмечает один из важнейших христианских праздников — Преображение Господне и Спаса нашего Иисуса Христа.

Преображение Господне относится к двунадесятым (к 12 главным православным праздникам), важнейшим после Пасхи, связанным с событиями из жизни Христа и Пресвятой Девы Марии.

Праздник установлен в память Преображения Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор, о чем рассказывают три евангелиста — Матфей, Марк и Лука. Все три синоптических Евангелия содержат весьма сходные описания Преображения. Как описывают Евангелия, незадолго до своего распятия Иисус Христос, взяв с собой трех учеников — Петра и братьев Заведеевых, Иакова и Иоанна, отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, возвышающейся над холмами Галилеи, Иисус стал молиться. Утомившиеся апостолы уснули, как сказано в Евангелии: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном». Проснувшись, они увидели, что Иисус Христос преобразился: он стоял, окруженный сиянием, лицо его сияло как солнце, одежды сделались белее снега и блистали, как свет. Рядом с ним стояли два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия, которые беседовали с Господом о его близком отшествии.

Далее Евангелие повествует о том, что беседующих осенило светлое облако, из которого раздался голос Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте». Видение кончилось. Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте, не бойтесь». Ученики тогда встали и увидели Иисуса уже в обыкновенном виде. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум. Христос повелел никому не рассказывать о том, что они видели, — до тех пор, пока он не воскреснет из мертвых.

Что касается хронологии установления праздника, то в исторической литургике существуют версии о его чрезвычайно древнем происхождении: «С 900 года его празднуют в Византии как… Преображение Спасителя». Однако более вероятно, что рассматриваемый праздник был установлен в IV веке: в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке.

Считается, что праздник Преображения напоминает людям о необходимости духовного преображения. Церковь учит, что своим Преображением Спаситель позволил людям воочию лицезреть преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием. Христос готовил учеников к своей смерти; они должны были увидеть его в славе, чтобы не поколебаться в час испытаний.

На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за его любовь, за дарование щедрого урожая. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии (причащения). Древний обычай освящать плоды восходит к VIII веку.

В русской народной традиции Преображение называется вторым или Яблочным Спасом, поскольку в этот день освящаются яблоки — самый распространенный плод на Руси.

Специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. Начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной литургии.

В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но ради праздника Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу.

Яблочный Спас упоминается еще и как «встреча осени», потому что приблизительно с этого дня в России становились холоднее вечера.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Откуда пошло название Яблочный Спас

Праздник Преображение Господне посвящен событиям, связанным с Иисусом Христом, — Спасителем. В конце лета — начале осени (в том числе во время строгого Успенского поста) люди издревле спасались от голода свежими овощами и фруктами, созревавшими к тому времени. Отсюда слово «спас». Праздник Преображение связан с апостольской (а по сути — ветхозаветной) традицией освящения первых плодов: на юге это виноград, а в России — традиционно яблоки. До праздника на Руси свежие яблоки старались не есть, а освященные плоды считались «спасительными», целебными. Вот откуда название Яблочный Спас.

Читать еще:  Тонущий китаец вдруг увидел прямо среди воды старика — две чудесные истории из XX века с участием святого Николая

Всего в августе празднуется три Спаса — три праздника урожая, посвященных Христу Спасителю: Медовый (Первый) Спас 14 августа; Яблочный (Второй) Спас 19 августа и Ореховый, или Хлебный, (Третий) Спас 29 августа. Подробнее об этих праздниках — в материалах ФАН.

Яблочный Спас — Преображение Господне

Яблочный спас — это исконно народное название христианского праздника Преображения Господнего. Это традиционный праздник благодарности за урожай. Православные христиане всего мира отмечают этот праздник ежегодно 19 августа. С «яблочным спасом» связано много примет и поверий. Например, считается, что если в этот день угостить нищего человека урожаем, то урожай следующего года поразит изобильность. Люди на «Яблочный спас» ходят в церковь для освещения плодов урожая, особенно яблок, с которыми связанно поверье, гласящие, что в день Преображения Господнего, яблоки становятся чудодейственными. Кусая освещенной яблоко, принято загадывать желание, которое обязательно исполнится. Пасечники особо ждут и празднуют этот день, освящая ульи и угощая своим медом соседей, знакомых, и обязательно нищих.Следует отметить, что смысл традиционного праздника Преображения Господнего не заключается лишь в освещении плодов земли, прежде всего это духовный праздник, когда можно получить Божье благословение и послушать праздничную службу в храме.

Один из великих церковных праздников, Преображение Господне, который зачастую называют Яблочным Спасом, православные будут отмечать в 2021 году 19 августа.

История праздника Преображение Господне

Более двух тысяч лет назад на гору Фавор в Палестине поднялись Иисус и апостолы — Петр, Иаков и Иоанн.

Они пришли сюда, чтобы помолиться. Во время молитвы произошло Преображение: лицо Иисуса озарилось светом, а его одежда внезапно стала белоснежной. В тот момент апостолы ощутили неизреченную радость.

А потом они увидели внезапно появившихся двух пророков, говоривших с Иисусом о его скором исходе, который в скором времени должен произойти в Иерусалиме. От всего увиденного ученики Христа пришли в шок, а сам Иисус запретил им рассказывать о событиях, свидетелями которых они стали во время молитвы. Молчать они должны были до тех пор, пока Христос не воскреснет, как ему было предначертано.

Если верить Евангелию, то Преображение Господне случилось ровно за сорок дней до Пасхи. Но так как в эти дни шел Великий пост, то церковь перенесла великий праздник Преображения на август.

Как отмечают Преображение Господне – Яблочный Спас

19 августа в храмах на Руси всегда совершается божественная литургия: читают паремии, поют канон. Православные в этот день одеваются в белые одежды, так как белый цвет является символом праздника. А к цветочному убранству храмов добавляют желтые, красные, зеленые и оранжевые краски плодов нового урожая. После завершения божественной литургии священнослужители освящают мешочки с горохом и корзины с фруктами: яблоками, грушами, персиками, виноградом.

Церковный обычая велит каждому верующему непременно в этот день съесть как минимум одно яблоко. Желательно также испить немного меда. И тогда будешь здоров весь следующий год. На Руси верили, что самый последний кусочек яблока, съеденный на Яблочный Спас, имеет магическую силу, поэтому надо обязательно загадать желание перед тем, как вкусить ароматный плод.

В этот день верующие пекут блины и пироги с яблоками, готовят сок и другие блюда с использованием свежих яблок.

Яблочный Спас: дата, другие названия, когда начали отмечать на Руси

Яблочный Спас отмечается церковью с IV века 19 августа. Именно в этот день Святая Елена возвела на горе Фавор храм в честь Преображения.

Кстати, у Яблочного Спаса есть и другие названия: второй/средний Спас, Спас на горе, Горохов день, Праздник первых плодов, Первые осенины. В старые времена богатые люди в день Преображения Господня раздавали яблоки бедным и больным, и даже доставляли вкусные плоды к их жилищам.

А почему Спас? Это слово происходит от «спаситель», что подразумевает в христианстве Иисуса Христа, Спасителя человечества.

Народные приметы на Яблочный Спас

Многие приметы на Руси связаны с Яблочным Спасом. К примеру, ясное небо утром этого дня (напомним, что в 2021 году Яблочный Спас отмечается 19 августа) сулит наступление суровой зимы. А если 19 августа зарядит дождь, то это предвещает сырую и слякотную погоду осенью. О сухой и солнечной осени говорит такая же погода, если она продержится в течение всего дня Яблочного Спаса.

По погоде в Яблочный Спас судили и о погоде на Покров, который наступит 14 октября 2021 года.

19 августа на Руси начинали играть свадьбы. Считалось, что все, кто создаст семью в этот день, будут жить долго и счастливо. А зеленое яблоко является символом начала счастливой семейной жизни.

Гадания в праздник Яблочный Спас

Для гадания на Яблочный Спас всегда использовали яблоки.

Гадание на скорое вступление в брак:

— Развести на поляне костре, и принести с собой по одному освященному яблоку. Участвуют парни и девушки. Поднести к огню костра яблоко, прикрепленное к веревочке и максимально закрутить его. Тот из гадающих, у кого яблоко упадет в костре раньше, выйдет замуж или женится первым. А тот, у кого яблоко упадет последним, останется в одиночестве.

Гадание на будущее:

— Взять яблоко и очистить его от кожуры одной полоской. Тот из гадающих, у кого получилась самая длинная полоска, начинал гадать первым. Он подходил к огню, вставал спиной и бросал кожуру через левое плечо в огонь. Потом нужно было обернуться и наблюдать за тем, что происходит с кожурой. Если она скукоживается в маленький комочек, то это означает, что впереди у гадающего не очень удачный год. А расправившаяся яблочная кожура сулила удачу, новые интересные встречи и прямую жизненную дорогу. Кожура, оставшаяся лежать без всяких изменений, предвещала скорое вступление в брак.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector