0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Жизнь святого Патрика

Жизнь святого Патрика

Приблизительное время чтения: 2 мин.

17 (ст. стиль)/30 (нов.стиль) марта марта Церковь празднует память святого Патрика. Именно этот человек в V веке привел к христианству целую страну – Ирландию. В день памяти святого Патрика его почитатели по всему миру проводят парады в его честь.

Хотя имя св. Патрика связывается главным образом с Ирландией, но родился он в 389 г. на севере Англии, в семье знатного британца Кальпурния. Мать его была близкой родственницей св. Мартина Турского. Новорожденного мальчика нарекли совсем другим, кельтским именем Суккат, а при крещении дали имя латинское — Магон.

В 405 г. ирландские пираты нападают на богатую виллу Кальпурния, и увозят Магона в рабство. В Ирландии Магон был продан одному из местных племенных вождей, который, как бы в насмешку, дал ему прозвище Патрик (Patricius) — «знатный человек». С этим именем герой нашего повествования не расставался уже никогда.

Шесть лет провел Патрик в рабстве, пастухом. В любую погоду, под проливным дождем и пронизывающим ветром, он пас овец на скудных ирландских пастбищах, моля Бога о спасении. И вот однажды он услышал таинственный голос: «На берегу моря тебя ждет корабль». Патрик решил, что это откровение Божие, и решился на побег. В одном из портов ему удалось наняться моряком на корабль и уплыть в Галлию.

Патрик становится учеником святителя Германа. В 432 г. св. Патрик, уже в епископском сане, снова отправляется в Ирландию. При первом же знакомстве ирландцы пытались закидать Патрика камнями. Однако какое-то время спустя проповедь святого обратила ко Христу сердце одного из местных вождей. Он пожертвовал просторный амбар для устройства в нем первого храма.

Накануне Пасхи святой отправляется в ставку верховного короля Лоэгайре, которому подчинялись все прочие вожди. Король узнал об этом и решил убить святого. Посланные им убийцы стали свидетелями небывалого чуда: едва они появились перед Патриком и его восемью беззащитными спутниками, как святой муж воззвал к Небесам, и вместо людей убийцы увидели проходящих мимо оленей. Гимн св. Патрика — «Песнь оленя» — сохранился до наших дней.

Святой Патрик предупредил короля, что тот лишится Божия благоволения, если будет упорствовать в язычестве и противиться проповеди Евангелия. Друиды — местные жрецы, используя все магическое искусство, оказались бессильными против истинных чудес, которые на глазах у короля совершал св.Патрик силою Святого Духа. Итогом поединка с друидами стало крещение короля Лоэгайре со всем его домом.

Кто он, Святой Патрик? История самого веселого и доброго святого

Святой Патрик — единственная историческая личность, которой народ простил даже антиалкогольную кампанию. Парадокс — в наши дни этот праздник сопровождается бурными возлияниями, и одним из его символов является пиво. Скажем прямо, почти весь западный мир в этот день напивается в дрова.

Но почему в день святого нужно напиваться? Кто такой этот Патрик? Он действительно существовал? Если он святой, почему католическая церковь не канонизировала его? Когда придумали этот праздник и почему он стал популярен во всем мире?

Давайте обо всем по-порядку.

Каждый год 17 марта ирландская община по всему миру отмечает День Св. Патрика (по-ирландски Lá Fhéile Pádraig).

Почему именно 17 марта?

Если древние источники не вводят нас в заблуждение, то именно в этот день в V веке умер хороший человек по имени Патрик — самый почитаемый ирландский святой.

Кто такой Святой Патрик и почему его так чтят в Ирландии?

Самое удивительное то, что креститель Ирландии и самый почитаемый в стране святой даже не ирландец. Сейчас уже невозможно установить, когда именно родился Святой Патрик, поскольку разные авторы указывают разные даты. В нескольких автобиографических книгах Патрика, дошедших до наших дней, он обходит этот факт молчанием, но наиболее достоверной датой является 385 год.

В книгах Святого Патрика («Исповедь» и «Послание к воинам короля Коротика»), в письменных свидетельствах его современников, летописцев и в более поздних манускриптах его настоящие дела и реальные истории о нем тесно переплетены с легендами, суевериями и домыслами.

Страница манускрипта с «Исповедью» святого Патрика. Арма, около 807 годаTrinity College Dublin Library

Также эта доблестная сага щедро сдобрена историями других людей — как реальных, так и вымышленных, вроде эльфийских королей и волшебника Мерлина, и уже никто не отделит зерна от плевел и не разберет, где правда, а где выдумка.

В своей «Исповеди», написанной на латыни, Патрик утверждает, что родился в городке Bannavem Taburniae, местоположение которого установить не удалось пока никому. Право считаться родиной Патрика по сей день оспаривает несколько географических пунктов в Англии, Уэльсе и Шотландии. В то время большая часть Британского архипелага принадлежала римлянам и страна называлась Римская Британия.

В начале V века начался «передел владений» и Британия перестала быть Римской — ее завоевали племена германцев.

Когда Патрик был подростком, его похитили пираты и продали в рабство в Ирландию.

Это был вполне нормальный бизнес по тем временам.

Не пираты, так викинги, скоты, аланы или германцы — все эти народы совершали рейды и набеги на плодородные земли Британии и увозили добычу: оружие, посуду, одежду, украшения, золотые и серебряные монеты, домашний скот, а также молодых здоровых мужчин и женщин, которых впоследствии продавали на невольничьих рынках.

В Ирландии Патрик стал пастухом и шесть лет провел на зеленых склонах, созерцая голубое небо, белоснежных овечек и синеву океана.

Вероятно, эта благостная пастораль вселила в него мысли о смирении и направила на путь духовности.

По другой версии, он счел рабство наказанием за неверие, но так или иначе в Ирландии тогда еще Патрик, просто Патрик стал глубоко религиозным человеком.

Однажды он услышал голос с небес, который повел его по неизвестной тропе, вывел на дорогу, ведущую вдоль моря, и привел в порт — для этого ему пришлось пешком преодолеть около 200 миль. Там ему удалось сесть на корабль, который привез его домой, в Англию. Еще месяц он шел пешком в свою деревню.

Через некоторое время Патрик решил, что ему не хватает образования, и отправился в Галлию, где изучал богословие и латынь в разных монастырях. Там он стал священником.

Известна точная дата его возвращения в Ирландию — 432 год. Он вновь услышал голос с небес, призывавший его крестить Ирландию, и он последовал этому зову. В Ирландию он прибыл уже в сане епископа.

Почему трилистник?

На примере трилистника Святой Патрик объяснял ирландцам главную догму христианства: Святую Троицу (Отец, Сын, Святой дух). С тех пор клевер (трилистник) стал для ирландцев волшебным средством от всех бед и напастей.

Говорят, что на протяжении многих веков, отправляясь на чужбину, ирландцы высушивали и зашивали в ладанку несколько листочков клевера с родных полей: оберег на удачу.

Святой Патрик — креститель Ирландии

Первая проповедь Патрика-миссионера прошла в месте его высадки на ирландскую землю у современного города Saul. Крестьянин, прослушавший его проповедь, так впечатлился его словами, что сразу же принял христианство и позволил ему использовать для служб свой амбар.

Страна была бедной и отсталой, люди — воинственными и необразованными. На пути Св. Патрика вставали местные правители, воинственные вожди полудиких лесных племен, а также кельтские друиды, не желавшие отдавать свою паству без боя.

Его несколько раз жестоко избивали, грабили, а однажды его даже заковали в кандалы и отправили в тюрьму.

Читать еще:  Священномученик Николай (Кандауров)

Но с каждым днем все больше людей верило слову Святого Патрика, обращаясь в христианство. На своем пути Патрик обретал все больше единомышленников, счет обращенных в христианство шел уже на тысячи. Он основывал монашеские общины, строил церкви и шел дальше.

Перелом в общественном сознании наступил, когда Св. Патрик основал собор и монастырь в городе Armagh (Арма). К тому времени уже больше половины населения страны стало христианами. С тех пор Арма — официальная резиденция духовного лидера ирландских католиков — архиепископа Армского. Первым архиепископом Армским был сам Святой Патрик.

Мифы и легенды о Святом Патрике

О Святом Патрике рассказывают немало волшебных историй. Самыми непримиримыми его врагами стали кельтские жрецы — друиды, которые бились за свою паству всеми методами: хитростью, силой, ядом и даже магией. Но все было бессильно против силы Святого Патрика: он одним движением руки тушил огонь, бился с лучшими воинами на посохах-шилейлах, насылал на армию в горном ущелье снежные бури, читал молитву над кубком с отравленным вином и выпивал его, не моргнув глазом.

При этом он был добрым и великодушным по отношению к простым людям.

В те времена христианство насаждалось на языческих территориях «огнем и мечом», а Патрику удалось обратить Ирландию в христианство без войны — еще и поэтому его так почитают ирландцы.

Невероятно, но факт: человек, так много сделавший для христианства в целом и католичества в частности, так и не был канонизирован Католической церковью.

Одной из самых любимых ирландцами легенд является та, согласно которой Святой Патрик однажды, разозлившись на змей, что мешали ему молиться на горе Croagh Patrick за ирландский народ, одним взмахом своего посоха сбросил всех гадов в море.

Правда, палеонтологи утверждают, что в пост-ледниковой Ирландии никогда не было змей, но, возможно, они просто плохо искали.

Жители графства Донегол также рассказывают историю о том, что в озере Лох-Дерг жил самый большой и страшный змей, поедавший местных жителей и наводивший ужас на окрестности.

Святому Патрику так и не удалось изгнать змея-гурмана, и он, осерчав, убил его на месте одним ударом своего посоха. Вода в озере навсегда приобрела красноватый оттенок (по фото не скажешь, так что верим на слово).

Но самый близкий сердцу любого ирландца миф звучит так: Святой Патрик, заботясь о здоровье своего народа, пытался убедить людей пить меньше спиртного и чудесным образом уменьшил их обычные стаканы вдвое.

Правда, виски в том виде, в котором мы его знаем, появился почти на 1000 лет позже, но ведь ирландцы в древности вполне могли пить что-то другое.

Тут непросто пить из мелкой посуды

Так или иначе, Святой Патрик является единственной исторической личностью, которой народ простил даже антиалкогольную кампанию. Более того, почти в каждой ирландской семье есть хотя бы один Патрик, или, коротко, Пэдди.

В Ирландии день Святого Патрика 17 марта — официальный выходной день.

Во многих странах мира, особенно в тех, где есть большая ирландская диаспора, день Святого Патрика отмечается парадом, концертами и веселыми тусовками одетой преимущественно в зеленое публики в креативных нарядах.

Почему зеленый?

Зеленый — цвет бархатных склонов и долин Ирландии, цвет свежей травы, цвет весны и того самого трилистника. Ирландию называют «изумрудным островом», ведь зеленый цвет здесь — повсюду. Несмотря на свое северное расположение, благодаря Гольфстриму зима здесь очень мягкая, и почти круглый год куда не бросишь взгляд, видишь лишь зеленые луга.

Начиная с XVII века зеленый стал официальным цветом Ирландской католической конфедерации и являлся символом ирландских патриотов, наряду с зелеными ленточками в петлицах и трилистником.

Кровопролитная освободительная борьба ирландцев против Британской короны длилась на протяжении нескольких веков, и выражение «надеть зеленое» иносказательно означает «бороться за свободу и независимость». Англичане запрещали британцам носить одежду зеленого цвета и жестоко преследовали тех, кто нарушал это правило, считая, что “зеленые” люди являются сепаратистами и провоцируют народ на беспорядки и борьбу против режима.

Более 800 лет Ирландия оставалась британской колонией. Независимость страна обрела лишь в 1949 году, после того, как в 1922 году остров был разделен на Ирландское свободное государство (Eire) и Северную Ирландию, входящую в состав Великобритании.

Об этой борьбе в народе сложилась песня “The Wearing of the Green”.

Кто такие лепреконы?

Лепрекон — еще один символ Ирландии (ирл. leipreachán, англ. leprechaun) — персонаж ирландского фольклора, волшебник, исполняющий желания, традиционно изображаемый в виде небольшого коренастого человечка, одетого во все зеленое.

Не совсем понятно, как языческие верования увязываются у ирландцев с религиозностью и хардкорным католицизмом, но лепреконы, наряду с зеленым цветом и трилистником, являются символом Ирландии и дня Святого Патрика. Св. Патрик ассоциируется с приходом весны, а лепреконы, — это жители леса, которые в теплые дни приходят к людям.

В честь лепреконов и Дня святого Патрика в американском штате Орегон был открыт самый миниатюрный парк в мире — Милл Эндс Парк.

И даже на Кипре…

В последние годы мэрия Никосии 17 марта подсвечивается зеленым — мы тоже участвуем в празднике!

В этот день в пабах и клубах обычно устраивают вечеринки с традиционной ирландской едой, веселым рилом и пивом, льющимся через край.

К сожалению, как в прошлом, так и в этом году мероприятия в честь дня Святого Патрика во всем мире были отменены из-за коронавируса. В Лондоне празднование прошло он-лайн.

Однако, никто не мешает нам сегодня напечь чудесных печенек в форме трилистника, разыскать зеленое пиво и отпраздновать в тесном семейном кругу с самыми близкими.

Да пребудут с нами позитивные эмоции и вера во все доброе и хорошее.

А для настроения и атмосферы можно посмотреть один из фильмов, посвященных Ирландии

  • Тихий человек / The Quiet Man (1952),
  • Генерал / The General (1998)
  • Кровавое воскресенье / Bloody Sunday (2001)
  • Сестры Магдалины / The Magdalene Sisters (2002)
  • Ребята из графства Клэр / The Boys and Girl from County Clare (2003)
  • Ветер, который качает вереск / The Wind that Shakes the Barley (2006)
  • Однажды / Once (2007)
  • Голод / Hunger (2008)
  • Однажды в Ирландии / The Guard (2011)
  • Мальчишник по-ирландски / The Stag (2013)

    Lá fhéile Pádraig sona dhuit!

    Святитель Патрикий, просветитель Ирландии

    Память 17 / 30 марта

    Апостол Крайнего Запада святой Патрикий (Патрик) родился в Британии около 383 года в галло-римской семье, которая уже давно приняла христианство. Его отец Кальпурний был диаконом и в то же время исполнял обязанности декуриона. У него было процветающее поместье, и он позволил сыну провести первые годы жизни легкомысленно, нисколько не заботясь о божественных предметах.

    Когда Патрикию было 16 лет, его вместе со многими другими жителями округи взяли в плен пираты. Они продали его в Ирландию одному землевладельцу, который поручил Патрикию охранять в горах свои стада. Суровые условия изгнания в этих чужих краях, бывших почти полностью во власти язычества, а также общение с природой обратили его сердце к Богу. Он начал вести жизнь, полную покаяния, пребывая дни и ночи в молитве на коленях на замерзшей или размокшей от дождей земле, и не испытывал при этом никаких страданий, настолько его душа была полна божественным утешением.

    Через шесть лет плена, превратившегося в райское блаженство, он однажды ночью услышал голос, который сказал ему: «Ты хорошо поступил, что постился и молился. Бог услышал твою молитву. Теперь ступай, вернись в свою отчизну: для тебя приготовлен корабль!» Полностью доверившись, он совершил тогда побег и, пройдя наугад больше 320 километров, достиг порта и сел на корабль языческих торговцев.

    Читать еще:  Их касалась святая рука: какие истории могут рассказать предметы дома-музея Елизаветы Федоровны Романовой

    Через три дня они высадились в пустынном и неизвестном краю и отправились на поиски какого-нибудь поселения. Они странствовали почти месяц, терзаемые голодом, и наконец попросили Патрикия обратиться к его Богу, чтобы Он спас их. Как только юный христианин воздел руки, сразу появилось стадо свиней – люди смогли убить нескольких животных и насытиться. После различных бедствий Патрикию удалось достичь родины, где он снова был захвачен пиратами, но два месяца спустя вновь обрел свободу, как ему было предсказано раньше.

    Когда он возвратился в отчий дом, ему было видение: перед ним предстал некий небесный муж по имени Викторий и показал пачку писем. Он открыл первое и прочитал: «Глас Ирландии! Святой отрок, мы молим тебя вновь прийти и ходить среди нас». Патрикию послышались тогда голоса людей из Фоклутского леса, где он провел годы своего плена. Почувствовав в этом призыв Божий, он решил подготовить себя к просвещению этих варваров. Для этого он должен был завершить церковное образование, которое не смог получить в ранней юности. Он отправился в Галлию, жил в различных монашеских центрах, в том числе в Лерине. Около 15 лет провел святой Патрикий в Осере под духовным водительством святого Германа (память 31 июля), который рукоположил его в диакона.

    Когда святой Герман вернулся из поездки в Британию, где боролся с еретиками-пелагианами (429), перед ним вновь встала неотложная задача: найти миссионеров для Ирландии. Чуть ранее папа Келестин I (431) рукоположил диакона Римской Церкви святого Палладия [1] в епископа, дабы он организовывал рассеянных по Ирландии христиан и управлял ими. Палладий немедленно столкнулся с большими трудностями, основал всего лишь три церкви, а через несколько месяцев был настигнут смертью. Поэтому святой Патрикий принял посвящение в епископа из рук святого Германа, дабы нести свет истины варварам Ирландии. Действительно, он был хорошо подготовлен к выполнению этой задачи не только потому, что его призвал Бог, но и потому, что он знал язык и нравы этих племен. Помня о грехах юности, он не решался принимать рукоположение, но новое видение утвердило его в том, что такова воля Божия.

    Во главе небольшого числа клириков он высадился на острове в том самом месте, куда приплыл и святой Палладий. Святой Патрикий не мешкая отправился на большое собрание, которое регулярно устраивали предводители родов. Перед свирепыми воинами он произнес смелую проповедь о Христе. Ему удалось обратить некоторых старейшин, а вслед за ними и людей из их племен. Миссионеры получили земельные участки, чтобы основать там церкви и монастыри. Святой Патрикий обошел всю Ирландию, прежде всего ее северные области, без устали возвещая слово Божие. Как правило, он обращался вначале к главам родов и королям. Именно так он смог обратить королей Дублина, Мунстера и семерых сыновей короля Коннахта.

    Проповедник столкнулся, однако, с противодействием жрецов-друидов, которые использовали против апостола колдовство. Но Патрикий, призвав на помощь могущество Божие, сделал их бессильными и даже обратил некоторых ко Христу. Новообращенные стали затем благочестивыми пресвитерами, ревностными в просвещении своих братьев.

    После проповеди в королевстве Ориэл он основал монастырь в Армаге, который впоследствии стал архиепископской кафедрой Ирландии. Именно из этой обители начинались его длительные миссионерские поездки. Патрикий противостоял насилию, угрозам и каким бы то ни было опасностям с полным пренебрежением к своей жизни и пересекал эти негостеприимные земли, позволяя Богу говорить через него с людьми. Проповедник не придавал никакого значения собственным способностям, и, несмотря на то, что он пренебрегал законами риторики, его речь, насыщенная цитатами и отсылками к Священному Писанию, обладала божественной силой приводить людей ко Христу. Среди покоренных проповедью святого Патрикия были, помимо простых людей, также барды-филиды. Барды были одной из высших каст кельтского общества в Ирландии, хранителями и интерпретаторами священных устных преданий народа и по своему положению были близки языческим жрецам. Они, став монахами, отдавали служению Благой Вести свои поэтические таланты. Их песнопения были столь прекрасны, что, как говорили, ангелы преклонялись с небесной высоты, чтобы их послушать.

    Для устроения новой Церкви святой Патрикий рукополагал священников и епископов, относясь с уважением и мудростью к самобытному характеру ирландского народа. Кафедры его епископов располагались, как правило, не в городах, а в монастырях, которые при следующих поколениях достигли расцвета и превратили Ирландию в новую Фиваиду. Из них вышло множество монахов, смелых миссионеров и неутомимых путешественников, внесших значительный вклад в дело нового просвещения Европы Благой Вестью после варварских нашествий [2] .

    Святой Патрикий никогда не пренебрегал выполнением ежедневного молитвенного правила, был ли он в одном из этих монастырей-епископий или в путешествии. Правило состояло в прочитывании вслух всей Псалтири, вместе со всеми библейскими песнями, а также других богодухновенных текстов, таких как Откровение святого Иоанна Богослова. Каждый час дня он сто раз осенял себя крестным знамением, а когда встречал по дороге знак креста, то сходил с повозки и простирался перед ним. В миссионерских поездках он не раз мог быть убит своими противниками, но ангел Ирландской Церкви избавлял его от опасности ради пользы верующих.

    Познав лично страдания, причиняемые рабством, Патрикий стал защитником населения, подвергавшегося нападениям пиратов. Он отлучил Коротика, предводителя отряда бриттов, который, высадившись на землях племени, крещенного накануне, убил некоторых из новообращенных, а других захватил для продажи в рабство. Несколько месяцев спустя Коротик, отказавшийся раскаяться, был поражен умопомешательством и умер в отчаянии.

    По прошествии почти 30 лет епископского служения святой Патрикий, которому было уже 80 лет, написал в своей «Исповеди»: «Я исповедую это пред моим Господом и не испытываю чувства стыда в Его присутствии: с того времени, как я узнал Его в юности, любовь Божия росла во мне, и вплоть до сего дня, по благодати Господней, я сохранял веру… Он, Который так часто прощал мне мою глупость и небрежность в ответ на то, что Святой Дух мне внушал, помилует меня благодаря тысячам и тысячам людей, потому что Он видел, что я нахожусь в Его власти. Пусть на то будет воля Божия, чтобы мои чада превзошли меня в делах возвышенных и в плодах спасения! В этом будет для меня слава, поскольку сын мудрый радует отца (Притч. 10: 1). Мои возлюбленные, я искал вас, а не ваши богатства. То, что мне давали даром, я так же и раздавал: вам – ваши блага, а себе – утомление и опасности, и я шел к вам и повсюду ради вас, и даже в те края, куда никто никогда не приходил крестить. По благодати Божией ради вашего спасения я все перенес в трезвении и великодушии… Христос Спаситель стал бедняком ради нас, и я, бедный и несчастный, каждый день ожидал, что меня убьют, что я попаду в ловушку или буду обращен в рабство, но благодаря небесным обещаниям я не боялся ничего из всего этого, предав себя в руки Всемогущего Бога, Который выбрал меня для выполнения этой задачи… Как я воздам Ему за все Его благодеяния по отношению ко мне? И если мне удалось совершить какое-нибудь доброе дело для моего Бога, Которого я люблю, пусть никто не говорит, что это сделал такой невежда, каким я являюсь, но это был дар Божий. Я просил Его разрешить мне пролить свою кровь за Его имя: пусть даже я был бы лишен могилы, и мой труп, разодранный в клочья, был бы оставлен на корм птицам и в добычу хищным зверям» [3] .

    Читать еще:  Преподобный Серафим Саровский: Афоризмы

    Прежде своего упокоения, о котором ему возвестил Бог, Патрикий предпринял последнюю поездку, дабы проверить церковные дела. Увидев на краю дороги куст, который горел, не сгорая, он приблизился и услышал слова ангела, возвестившего ему, среди прочих обещаний, что он будет судить ирландский народ в последние дни.

    17 марта 461 года святой прибыл в местечко Саул, в области Улад (Ольстер). Там он почил в мире, сопровождаемый гимнами небесных воинств. Тело Патрикия положили на повозку, которую влекли два диких быка. Они остановились в некоем месте, которое было названо впоследствии Даун-Патрик [4] . Там ему вырыли могилу.

    Благодаря трудам святого Патрикия Ирландия процвела как христианский край и вполне заслуженно стала именоваться Островом святых. Здесь его горячо почитают как своего главного защитника. Святому Патрикию посвящено более 200 церквей. Его почитание широко распространено по всему Западу.

    Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
    адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

    Из «Исповеди» св. Патрика

    О Божией помощи в миссионерстве

    35. Было бы утомительно исчислять один за другим все мои труды. Я лишь кратко скажу, как Святейший Бог часто избавлял меня — от рабства, и в двенадцати судах, в которых жизнь моя подвергалась опасности, от западней, устроенных людьми, и от многих других вещей. Бог щедро предупреждал меня в божественных откровениях.

    38. Я в большом долгу перед Богом, ибо Он даровал мне столь великую благодать, что мной многие были возрождены во Христе, и что повсюду рукополагались клирики для них, и что в последнее время приходили к вере многие люди, собранные Господом от всех концов земли, как Он некогда обещал через Своих пророков: «К Тебе придут народы от краёв земли и скажут: только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чём нет никакой пользы».

    41. И как это случилось, что [живущие] в Ирландии, где никогда не знали Бога, но всегда, до сего дня, почитали идолов и всякую нечистоту, теперь стали народом Господа и называются детьми Божьими?

    43. Если бы я пожелал идти в родные края к соплеменникам — Бог знает, сколь сильно я этого жажду, — меня удержит Дух, Который засвидетельствовал, что, если бы я поступил так, Он счёл бы меня преступником. И я боюсь разорить труд, который я начал, — впрочем, не я, а Господь Христос, повелевший мне быть с ними всю мою оставшуюся жизнь.

    О своём бескорыстии в апостольском служении

    50. Когда я крестил столь многие тысячи, ожидал ли я от них хоть когда-нибудь даже самую малость? Если так, скажите мне об этом, и я верну им всё. И когда Господь через моё смиренное посредство ставил повсюду клириков, просил ли я у них хотя бы цену моей обуви? Если так, скажите мне об этом в лицо, и я возвращу им.

    51. И я ходил среди вас повсюду ради вашего блага, в опасностях, достигая даже отдалённейших краёв обитаемых земель. Благодатью Божьей, я делал всё это от всего сердца и с радостью для вашего спасения.

    52. По временам я одаривал королей и платил их сыновьям, странствовавшим со мною. Невзирая на это, они схватили меня и моих спутников и в алчности своей желали тогда убить меня. Они разграбили всё, что нашли при нас, и заковали меня в железо. Но на четырнадцатый день Господь освободил меня из рук их, и всё, что они взяли, было нам возвращено, благодаря неоценимой помощи друзей, которых мы до того приобрели.

    53. Вы не понаслышке знаете, сколь много я платил тем, кто вершит правосудие во всех землях, где я часто бываю. Я не жалею об этом и не считаю это достаточным. Господь властен даровать мне истратить самого себя ради ваших душ.

    55. Я достоверно знаю, что бедность и неудачи приличествуют мне более, чем изобилие и наслаждение. Господь Христос стал нищим ради нас, а я, убогий неудачник, не мог бы разбогатеть, даже если бы пожелал. Как говорит пророк: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя».

    58. Посему да не отделит меня Бог мой от Своего народа, который Он приобрёл Себе в этой дальней стране. Я молю Бога, чтобы Он дал мне стойкость и удостоил меня быть Его верным свидетелем до самой моей кончины.

    Свидетельство о трудах во имя Божие

    61. Я свидетельствую во истине и в радости сердца перед Богом и Его святыми ангелами, что никогда не имел иной причины, кроме Евангелия и его обетований, чтобы вернуться к народу, от которого прежде бежал с таким трудом.

    62. Но я умоляю всех верующих в Бога и боящихся Его, что сподобятся получить и изучить это писание, составленное в Ирландии грешным неучем Патриком, чтобы никто из них не приписывал моему невежеству никакой малости, которую я совершил или изъяснил, — но пусть все знают, что это соделалось только по дару Божьему. И я исповедую это прежде, чем умру.

    Главный символ

    Принято считать, что святой Патрик умер 17 марта, но точный год так и остался загадкой. Достоверно не известно и место смерти, но принято считать, что он захоронен в соборе Святой Троицы в Даунпатрике. Один из главных атрибутов святого Патрика по сей день — это клевер, и не случайно. По преданию, он обучал Ирландцев доктрине Святой Троицы, показывая лист клевера. Бог триедин подобно тому, как трилистник вырастает на одном стебле, объяснял святой Патрик. Сейчас трилистник является уже не только национальным символом, но и зарегистрированной торговой маркой Ирландии.

    Собор Святой Троицы в Даунпатрике. Источник: wikipedia.org

    Святого Патрика почитают и католики, и православные, ведь он жил задолго до церковного раскола в 1054 году. Христианским праздником День святого Патрика был провозглашён в начале XVII века. Во многих странах мира его принято отмечать 17 марта, а вот в Русской православной церкви празднования приходятся на 30 марта — ту же дату, но по старому стилю. В этот день проходят парады и фестивали, а их участники облачаются в зелёные костюмы. Верующие приходят на церковные службы. А в прошлом веке особенно укоренилась традиция отмечать день святого Патрика в пабах, владельцы которых красят в зелёный цвет даже пиво.

    И на Кипре…

    В последние два года мэрия Никосии 17 марта подсвечивается зеленым — мы тоже участвуем в празднике!

    Обычно в пабах и клубах устраивают вечеринки с традиционной ирландской едой, веселым рилом и пивом, льющимся через край.

    К сожалению, в этом году мероприятия в честь Дня святого Патрика во всем мире были отменены из-за вездесущего коронавируса.

    Однако, никто не мешает нам напечь чудесных печенек в форме трилистника, разыскать зеленое пиво и отпраздновать в тесном семейном кругу с самыми близкими — в эти дни нам, как никогда, нужны позитивные эмоции и вера во что-то доброе и хорошее.

    А для настроения и атмосферы можно посмотреть один из фильмов, посвященных Ирландии — Тихий человек / The Quiet Man (1952), Генерал / The General (1998), Кровавое воскресенье / Bloody Sunday (2001), Сестры Магдалины / The Magdalene Sisters (2002), Ребята из графства Клэр / The Boys and Girl from County Clare (2003), Ветер, который качает вереск / The Wind that Shakes the Barley (2006), Однажды / Once (2007), Голод / Hunger (2008), Однажды в Ирландии / The Guard (2011), Мальчишник по-ирландски / The Stag (2013).

    Lá fhéile Pádraig sona dhuit!

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector