0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сколько рядов должно быть в русском иконостасе

Помимо традиционных методов, в наши дни иконостасы нередко создают с помощью современных технологий: изображение наносится на фанеру или пластик методом печати, так что и резьба, и сами иконы оказываются напечатанными на основе.
Встречаются храмы, в которых алтарь отделен от основной части глухой стеной, на которой написан иконостас. Такие иконостасы именуются фресковыми.

Иконостас представляет собой сложное сооружение. Иконы в нем располагаются рядами. Число этих рядов может составлять от 1 до 8. Наиболее распространены сегодня четырехъярусные иконостасы.

В центре иконостаса находятся двустворчатые Царские врата. По сторонам – двое дьяконских дверей.
Как правило, иконостас, сколько бы ни было в нем рядов, делается выше человеческого роста. В наши дни все чаще появляются исключения из этого правила. Они восходят к самым древним образцам алтарных преград, которые создавались в то время, когда иконостас еще не нес функции закрывать от мирян происходящее в алтаре. Низкие алтарные преграды, создаваемые сегодня, вызывают серьезные дискуссии. Одни говорят, что они помогают лучшему восприятию молящимися богослужения, другие опасаются профанации службы, исчезновения благоговения.
По стилистике убранства иконостасы подразделяются на 2 главных типа: тябловые и рамочные.
Тябловый иконостас состоит из ровных балок, на которых и стоят иконы, иногда разделенные между собой столбиками. Балки эти именуются тяблами. Они могут быть украшены резьбой – как правило, низкорельефной, или росписью. В тябловом иконостасе декор алтарной преграды имеет вспомогательное значение, основное внимание уделяется иконам. Именно тябловыми были иконостасы древней Византии и Руси вплоть до XVII столетия, а также самобытные иконостасы Русского Севера.

Рамочный иконостас обычно бывает украшен значительно более пышно, нежели тябловый. Он представляет собой великолепную раму, в которую вправлены образы. Встречаются иконостасы, в которых основной акцент и вовсе сделан не на иконы, а на декор: объемную резьбу. Иногда в таких иконостасах встречаются скульптуры, что в целом не свойственно убранству православного храма. Эти иконостасы относятся к некоторым ответвлениям стиля барокко, а также к классицизму. Впрочем, в соответствии с назначением иконостаса предпочтительно, чтобы иконы в нем занимали основное место, а декор играл вспомогательную роль. В большинстве храмов сегодня иконостасы имеют рамочную конструкцию, но иконы в них достаточно крупные, что способствует молитвенному сосредоточению внимания. Их можно отнести к стилям нарышкинского барокко, умеренного классицизма, русского модерна, историзма, эклектики.

Андрей Сегеда: Как устроен иконостас в православном храме

Одним из самых важных и наиболее узнаваемых элементов православного храма является икона — то самое окно в духовный мир, которое позволяет нам лучше сосредотачиваться на молитве обращаясь к Богу. В храме иконы складываются в особенную симфонию, которую мы именуем иконостасом.

Иконостас получил своё основное развитие именно в Русской Православной Церкви и это было связано с особенностями национального храмостроения. Храмы Восточных (а для нас скорее южных) патриархатов в основном строились из камня. Их внутреннее убранство от пола до куполов расписывалось фресками с изображением Господа, Богородицы, святых и различных богословских и исторических сюжетов.

В русских храмах ситуация была иной. Каменные соборы были, так сказать, «штучным товаром» для городов или крупных монастырей. Большинство церквей возводились из дерева и, соответственно, не расписывались внутри. Поэтому в таких храмах вместо фресок новые иконы стали добавлять в алтарную преграду и она от этого выросла вверх на несколько рядов.

Как появлялся иконостас

В Иерусалимском храме Святая Святых от святилища отделяла огромная завеса, которая разодоралась надвое после крестной смерти Спасителя, как символ окончания Ветхого Завета и вступления человечества в Новый.

Новозаветная Церковь в первые три века своего существования находилась на положении гонимой и была вынуждена скрываться в катакомбах. Таинство Евхаристии совершалось прямо на гробах мучеников в наспех приспособленных под храм кубикулах (комнатах), где собирались только свои. В таких условиях не было ни возможности, ни особенной необходимости в том, чтобы отгораживать престол от присутствующих.

Первые упоминания о специально построенных для богослужения храмах и об алтарных преградах или парапетах, отделяющих наиболее священную часть храма от его основного пространства, относятся к IV веку.

После легализации христианства святым равноапостольным императором Константином Великим в Церковь пришло огромное количество новых верующих, уровень воцерковления которых был относительно низок. Поэтому престол и жертвенник требовалось оградить от возможного непочтительного отношения.

Первые алтарные преграды выглядели или как невысокий заборчик, или как ряд колонн, который поверху нередко увенчивался поперечным брусом — «архитравом». Они были невысоки и не закрывали собою полностью роспись алтарных апсид, а также давали возможность молящимся наблюдать за происходящем в алтаре. Сверху на архитрав обычно устанавливался крест.

О подобных преградах упоминает в своей «Церковной истории» епископ Евсевий Памфил, который, например, о храме Гроба Господня сообщал следующее: «Полукружие апсиды было окружено столькими колоннами, сколько было апостолов».

Довольно скоро крест на архитраве сменился рядом икон, а на опорные колонны по бокам от царских врат начали помещать образы Спасителя (справа по отношению к молящимся) и Богородицы (слева), а спустя ещё некоторое время — дополнять этот ряд иконами других святых и ангелов. Таким образом и появились первые одно- и двухъярусные иконостасы, распространённые в Восточных Церквях.

Развитие иконостаса в России

Классический многоярусный иконостас впервые появился и получил распространение именно в Русской Православной Церкви, чтоб было связано с архитектурными особенностями русских храмов, о которых уже было сказано выше.

Первые построенные на Руси храмы копировали византийские образцы. Иконостасы в них имели 2-3 яруса.

Точно неизвестно, когда именно они начали расти, но документальные свидетельства о появлении первого четырёхъярусного иконостаса относятся к началу XV столетия. Его установили в Успенский собор Владимира, который расписывали преподобные Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Уже к концу века подобные иконостасы распространились повсеместно.

Во второй половине XVI века в иконостасе впервые появляется пятый ряд. В XVII столетии подобная компоновка становится классической для большинства русских храмов, а в некоторых из них можно встретить иконостасы в шесть и даже в семь рядов. Далее «этажность» иконостаса расти прекращает.

Шестой и седьмой ярусы обычно посвящали Страстям Христовым и, соответственно, страстям апостольским (их мученической кончине). Эти сюжеты пришли в Россию с Украины, где были довольно популярны.

Классический пятиярусный иконостас

Пятиярусный иконостас на сегодняшний день является классическим. Самый нижний его ярус называется «местным». Справа и слева от царских врат всегда располагают иконы Спасителя и Богородицы соответственно. На самих царских вратах — образы четверых евангелистов и сюжет Благовещения.

Читать еще:  Можно ли использовать в храмах подсвечники с песком?

Справа от иконы Спасителя обычно помещают образ того святого или праздника, которому посвящён храм, в котором вы находитесь, а слева от образа Богородицы — икону одного из святых, наиболее почитаемых в этой местности.

Далее идут южные (по правую руку от молящихся) и северные (по левую) двери. На них обычно пишут иконы архангелов Михаила и Гавриила или архидиаконов Стефана и Лаврентия (хотя возможны и другие варианты), а остальной местный ряд заполняют несколькими образами святых, также наиболее почитаемых в этом регионе.

Второй ярус называют «праздничным». Здесь центром композиции является икона «Тайной вечери» над царскими вратами, слева и справа от которой вы можете видеть сюжеты 12 наиболее значимых с точки зрения Церкви евангельских событий: Вознесения, Сретения, Рождества Богородицы, Её введения во храм, Воздвижения креста Господня, Входа Господня во Иерусалим, Преображения и т.д.

Третий ярус называется «деисисом» — от греч. «моление». Центральным образом этого ряда является Господь вседержитель, изображённый во всей своей силе и славе. Он восседает в золотых одеждах на царском престоле на фоне красного ромба (мир невидимый), зелёного овала (мир духовный) и красного же квадрата с вытянутыми краями (мир земной), которые вместе символизируют всю полноту мироздания.

К Спасителю в позах молитвенного предстояния обращены фигуры пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (справа), Пресвятой Богородицы (слева) и других святых. Фигуры святых изображены в полоборота к молящимся, чтобы показать, что во время богослужения святые сопредстоят нам перед Богом, являются перед ним сомолитвенниками в наших нуждах, о которых мы просим их.

В четвёртом ряду изображают ветхозаветных пророков, а в пятом — праотцев живших на заре возникновения человечества. В центре «пророческого» ряда помещают икону Богородицы «Знамение», а в центре «праотеческого» — икону Святой Троицы.

Иконостасы в современных храмах

Построение иконостаса, как и другие аспекты внутренней церковной жизни, регулируются определёнными традициями. Но это вовсе не означает, что все иконостасы совершенно одинаковы. При формировании иконостаса стараются учитывать общий архитектурный облик конкретного храма.

Если помещение храма было переоборудовано из какого-то другого сооружения и его потолок низкий и плоский, то иконостас вполне могут сделать двух- или вообще одноярусным. Если требуется показать верующим красивую роспись алтарных апсид, выбирают иконостас в византийском стиле до трёх рядов в высоту. В остальных случаях стараются установить классический пятиярусный.

Положение и наполнение рядов также не жёстко регламентировано. «Деисисный» ряд может идти после «местного» и предварять собой «праздничный». Центральной иконой в «праздничном» ярусе может быть не «Тайная вечеря», а икона «Воскресения Христова». Вместо праздничного ряда в некоторых храмах можно увидеть иконы Страстей Христовых.

Также над царскими вратами часто помещают резную фигуру голубя в лучах сияния, символизирующего собой Духа Святого, а верхний ярус иконостаса венчает крест или образ распятия.

Дорогие друзья! Я открыл свой собственный блог! Если вам интересно читать мои статьи, поддержите подпиской и репостом, пожалуйста!

Кто где? Пять рядов русского иконостаса

священник Владимир Панарин

В первые 3 века христианства перегородок между алтарём и остальной частью храма — не было. Считается, что первым завесу (катапетасму) повесил в своём храме святитель Василий Великий в середине 4 века.

Затем начинают появляться перегородки. Сначала в виде колонн. После на колоннах появляется перегородка сверху — архитрав . На нём появился барельеф, а затем иконы. Крест, который размещался на самом верху стал заменяться иконой Деисис. Это когда посередине Христос, а справа и слева — Богородица и Иоанн Креститель.

Первые иконы писались на горизонтальных досках, которые назывались темплоны или иначе — эпистили. Но вот в сквозных проёмах между колоннами иконы не помещались ещё долго.

К моменту Крещения Руси в 988 году, в Киеве уже было несколько православных храмов. В это время византийская алтарная преграда состояла из одного-двух ярусов. С этого первого яруса начинается развитие русского иконостаса.

Русский иконостас

На Руси сразу стали появляться русско-византийские мастерские. Пример брали с Византии, но там строили обычно из камня. А наше зодчество применяло дерево. На самобытность нашего иконостаса повлияли: характер народа, колорит наших мест.

Ядром иконостаса стала икона Христа, Божий Матери и Иоанна Предтечи. Стали добавляться другие иконы. Они стали увеличиваться в размерах и в итоге закрыли весь алтарь. Стали появляться новые уровни.

Украшали стеклом

Русские мастера подошли к украшению иконостасов творчески. Было очень много вариантов. Делали как в Греции — каменные колонны. Чаще делали деревянные иконостасы. Использовался резной мрамор. И даже стекло! Такими по словами археологов, были преграды Успенского собора Елецкого монастыря в Чернигове. Были найдены стёкла разных форм с растительными орнаментами на них. И речь ещё о домонгольском периоде.

А в Смоленске алтарные перегородки в храме Иоанна Богослова сделали из плоских кирпичей (плинф), нанесли штукатурку и украсили росписью. Это была вторая половина 12 века.

Пять уровней

В скором времени стали добавляться уровни и сложился «классический иконостас из пяти рядов». Если смотреть снизу вверх: местный, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий. Верх обычно венчает распятие.

Первый уровень — местный. В центре — Царские врата. Через них на Литургии выносят Святые Дары. Эти врата — символ входа в Царство Небесное. Поэтому на них изображены четыре евангелиста Благовещение Богородицы. Над царскими вратами — икона Тайная Вечеря или Причащение апостолов.

Справа — икона Спасителя, слева — Божией Матери с Богомладенцем. Далее к дьяконским вратам идут иконы архангелов – Гавриила и Михаила. Если есть место, размещаются ещё иконы. Справа от Христа размещают «храмовую икону».

Второй снизу ряд называется «деисусный чин». Это – важнейшая часть православного иконостаса. Тема этого ряда – заступничество святых перед Христом, молитва Небесной Церкви. Часто в центре ряда находится «Спас в силах». Спасителю молитвенно предстоят: справа Богоматерь, архангел Михаил и апостолы, слева – Иоанн Креститель, Архангел Гавриил и апостолы. Далее могут быть и другие святые. Ещё этот ряд называют «апостольский», если Господу предстоят только они.

Следующий ярус иконостаса – праздничный. Здесь иконы Пасхи и двенадцати главных православных праздников.

Четвёртый ряд — пророческий. Ветхозаветные пророки изображаются со свитками в руках. На них пророчества о Христе. Часто в центре яруса — икона Божией Матери «Знамение», как образ Боговоплощения. Она связывает Ветхий и Новый заветы.

ПОРЯДОК РАСПОЛОЖЕНИЯ ИКОН. ИКОНОСТАС В ЦЕРКВИ И ДОМА.

Иконостас в церкви.

Иконостас Смоленского Храма Новодевичьего монастыря. 2010.

Иконостас Спасо-Преображенского собора в Угличе (начало XVIII века). Фото из Википедии .

Иконостас — алтарная перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма, от северной до южной стены. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти.

Читать еще:  Почему лики на старых иконах темнеют?

В середине нижнего яруса находятся Царские врата. Справа от Царских врат — большая икона Спасителя, слева от них — икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных вратах — архангелы Гавриил и Михаил (иногда — святые диаконы). За иконами нижнего ряда с обеих сторон расположены диаконские двери. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.

Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Это так называемый «праздничный» ряд. Его ещё можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской истории. Первая икона здесь — Рождество Пресвятой Богородицы, далее идут Введение во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. Количество праздничных икон может быть разным.

Третий ярус – иконы Деисуса.

Четвертый ряд. Если иконы третьего ряда являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, то четвертый ряд вводит в нас во времена ветхозаветной Церкви. Здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем: Мессии и о Деве, от которой родится Христос. Не случайно в центре ряда находится икона Божией Матери «Оранта» («Знамение»), или «Молящаяся», изображающая пречистую Деву с молитвенно поднятыми к небу руками и Младенцем на лоне.

Верхний, пятый ярус называется «праотеческим». Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. Здесь иконы ветхозаветных праведников и праотцев — от Адама до Моисея (Авраама, Исаака, Иакова и др.). В центре ряда помещается «Ветхозаветная Троица».

Верх иконостаса увенчивается изображением распятия.

Домашний иконостас.

Как определить место в квартире, загородном доме, куда правильно поставить иконы? Верно ли, что иконы надо ставить только в угол? Как разместить иконы в правильном месте, в определённой последовательности? Тогда у Вас получится домашний иконостас, который будет не только радовать глаз, но и защищать дом и его обитателей, поддерживать в помещении духовную чистоту, наполнять вас ощущением благости. Создание домашнего иконостаса может стать поступком, который приблизит нас к Богу.

Раньше дома строили специально в расчёте на так называемый «красный угол». Ему отводился самый дальний угол избы, с восточной стороны, по диагонали от печи. При этом обе стены, смежные с «красным углом», были с окнами. Получалось, что иконостас находится в самом освещённом месте дома. Поскольку к домашнему иконостасу православная церковь не предъявляет слишком строгих требований, от этих правил можно отступить. Таковы реалии нашей жизни — в современных квартирах не предусмотрено место для «красного угла». Достаточно соблюсти простейшие правила. По возможности, для иконостаса надо выбрать восточную стену. Если с этим возникают затруднения, не страшно. Просто найдите для него свободное и легкодоступное место, где ничто не помешает вам молиться.

Обязательное условие — иметь две иконы: Спасителя и Божией Матери. Изображения Господа Иисуса Христа и Богородицы, как самых совершенных из земных людей, необходимы для каждого православного. Что касается прочих икон, то рекомендуется обзавестись образами тех святых, именами которых названы члены семьи.

Иконостас должен находиться по возможности вдалеке от телевизора (в современной жизни он часто заменяет нам икону), видеомагнитофона, компьютера, музыкального центра и другой бытовой техники. Впрочем, и здесь делаются исключения. Например, в рабочих помещениях (конторах, офисах) не возбраняется ставить иконы по соседству с компьютерами. Если сотрудник работает на дому, то икона, помещённая возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли .

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы. Рядом с домашним иконостасом не должно находиться декоративных предметов светского характера — фотографий, ваз, статуэток, картин, плакатов, журнальных постеров и так далее. Все это отражает мир телесный, материальный, такие изображения сиюминутны и не соответствуют предназначению священных икон. По соседству с иконостасом можно развесить изображения храмов, виды Святой Земли, спокойные пейзажи и так далее. Важно, чтобы все эти виды не содержали в себе агрессии, не отвлекали вашего взгляда от иконостаса и висели на относительном удалении от него .

Домострой предписывал ставить иконы в каждой комнате. В сознании человека их количество должно было как бы «спустить» небо в реальный мир: «Каждый христианин должен в доме своём, во всех комнатах, развесить по старшинству святые образа, красиво их обрядив, и поставить светильники, в которых перед святыми образами зажигаются во время молебствия свечи, а после службы гасятся, закрываются занавеской чистоты ради и от пыли, ради строгого порядка и для сохранности; и всегда их следует обметать чистым крылышком и мягкою губкою их протирать, а комнату всегда содержать в чистоте». Нижний ряд такого иконостаса был занят иконами «местными», «на поклон». Кроме икон Христа и Богоматери, этот ряд занимали особо чтимые образа, например иконы тезоименитых святых, благословенные иконы от родителей и родственников, кресты-панагии и ковчежцы со святыми мощами, списки прославленных чудотворных образов; наконец, иконы святых — помощников, молителей и заступников в тех или иных делах .

Считается, что иконам лучше стоять на твёрдой поверхности, а не висеть на стене. Раньше иконостас размещали на специальной полочке или даже в особом шкафчике — киоте — он продаётся во всех церковных лавках. Перед иконами подвешивают или ставят лампаду. Её надо зажигать во время молитвы, а в воскресенье и церковные праздники она может гореть целый день.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

nickfilin

Иконостас — алтарная преграда, в виде стены из нескольких рядов икон, отделяющей алтарь от остальной части храма. Православный «высокий» (полный) иконостас состоит из 5 рядов или «чинов» с определенным составом икон. В окончательном виде сложился к XIV-XV веку.


Схема иконостаса:

V – праотеческий ряд
IV – пророческий ряд
III – деисусный ряд
II – праздничный ряд
I – местный ряд:
1) царские врата
2) икона Спасителя
3) икона Богоматери
4) северные врата
5) южные врата
6) главная храмовая икона

Иконостас расположен на возвышении ( солее), имеет три входных двери. Центральный парадный вход называется » царскими вратами» и ведет к престолу. Левые, называемые » северными вратами«, — к жертвеннику, правые, » южные врата» — к дьяконнику.

Нижний ряд икон с царскими, южными и северными вратами называется местным чином. В центре местного чина находятся царские врата, по обеим сторонам от которых — изображения Иисуса Христа и Богородицы. Здесь же, справа от царских врат располагается главная храмовая икона с изображением святого или праздника, в честь которого называется храм (на схеме под №6 икона, посвященная воскресению Христа, от нее название храма — Воскресенский). На северных вратах чаще всего можно видеть изображение архангела Гавриила, на южных — архидьякона Стефана. Остальные иконы местного ряда могли быть любыми (по усмотрению создателя храма).

Читать еще:  Иконостас. Инфографика

Выше местного ряда располагался второй праздничный чин (ряд) икон, посвященный важнейшим событиям евангельской истории — 12 годовым праздникам. Следующим за ним третий деисусный чин (Деисус), в котором в позе моления по обеим сторонам от изображения Христа (как вершителя суда), изображены Богородица, Иоанн Предтеча, архангелы и апостолы. Четвертый ряд — пророческий чин, где вокруг изображения Богородицы, выписаны фигуры пророков со свитками пророчеств. Верхний пятый ряд — праотеческий чин. В нем вокруг иконы ветхозаветной троицы («отечество») находятся изображения праотцев Христа, персонажи ветхозаветной истории.

Некоторые храмы (особенно построенные в XVIII-XIX вв.) имеют иконостас «низкий», т.е. меньшим количеством чинов.

Православный иконостас: история и устройство

Одним из самых святых мест для верующих является храм, собор, церковь, куда они приходят на службы и литургии. В храме самым святым местом является алтарная комната, символизирующая Царство Небесное, область Божественного бытия, постоянное присутствие Божественной благодати.

Возвышенность и величие алтаря подчеркивается его приподнятостью над базовым уровнем, на котором находится основное помещение храма, где и собираются прихожане. Основное помещение храма включает обязательно алтарную комнату,
ограждаемую от основного помещения для прихожан, иконостасом.

История происхождения иконостаса

Происхождение иконостаса было вызвано необходимостью оградить алтарную часть от основного помещения, где находятся молящиеся и все прихожане особой специальной алтарной преградой. Отделение алтарной части от общего помещения храма символизирует отделение Божественного и земного начал. Они суть едины, но земная часть — проявленная, Божественная же не
может быть показана никакими земными формами, поэтому происходит символичное отделение алтарной комнаты иконостасом.

Необходимо сказать, что иконостас — особенность православных церквей. Само же использование иконостаса является чисто русской идеей. В греческих церквах также имеется иконостас, но туда он пришёл из России через Афонский монастырь. Обычай помещать на алтарную завесу иконы с ликами Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя появился после проникновения христианства в Греции.

Возникновение иконостаса на Руси путём заполнения алтарной преграды иконами объясняется тем, что в деревянных храмах не было настенной росписи, в то время как в Византии искусство фрески достигло вершин. Сегодня иконостас является очень важной частью любого православного храма.

Строение иконостаса

Строение иконостаса подразумевает конструкцию из нескольких рядов икон (четыре — пять), внизу трое врат, завершается иконостас вверху крестом. Иконы обращены к молящимся и символизируют соединение Божественного начала с Земным. Таким образом, за богослужением собрание верующих, как бы, поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.

Традиционно устройство иконостаса предполагает в центре расположение Царских Врат, напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит святая сила, которой был наделен Христос. Слева от Царских Врат, напротив жертвенника — северные двери для выхода священнослужителей и их помощников во время богослужения; справа иконостас имеет южные двери для входа священнослужителей.

Изнутри Царских Врат привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны Спасения. Открытие Царских Врат означает открытие христианам Царствия Небесного.

Сам иконостас обыкновенно украшается иконами в несколько рядов. По сути своей иконостас — попытка представить человеку историю сотворения мира.

Строение иконостаса: нижний ряд

Крайний образ справа — это «храмовая икона». Она символизирует праздник или святого в честь которого освящена церковь. Там же, слева — «икона местного ряда». Она указывает какого святого наиболее почитают в этих краях. На Царских вратах размещены небольшие иконы Благовещения и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над Царскими вратами находится икона «Тайная вечеря» — символ таинства Евхаристии. Справа от Царских врат — большая икона Спасителя, слева от них — икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных вратах — архангелы Гавриил и Михаил (иногда — святые диаконы).

Строение иконостаса: второй ряд

Если нижний ряд знакомит нас с основополагающими моментами православного вероучения и с особенностями местного почитания святых, то второй ряд (он еще называется Деисусным) более сложен: здесь больше икон, и они меньше по размеру. Весь этот ряд символизирует моление Церкви ко Христу, моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде.
В центре ряда (непосредственно над Царскими вратами и иконой «Тайной вечери») находится изображение «Спас в силах». Христос, сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами (земля), синего овала (мир духовный) и красного ромба (мир невидимый). Этот образ представляет Христа как грозного судию всего мироздания.

Справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева — икона Божией Матери. Не случайно это — «Заступница» (Богородица изображена в полный рост, смотрящей влево и со свитком в руке). Справа и слева от этих икон — изображения архангелов, пророков и наиболее известных угодников, являющих собой святую Церковь Христову.

Строение иконостаса: третий ряд

Это так называемый «праздничный» ряд. Его еще можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской истории (первая икона здесь — Рождество Пресвятой Богородицы, далее идут Введение во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. (Количество праздничных икон может быть разным).

Строение иконостаса: четвертый ряд

Четвертый ряд — пророческий. Если иконы третьего ряда являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, то четвертый ряд вводит в нас во времена ветхозаветной Церкви, Здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем: Мессии и о Деве, от которой родится Христос. Не случайно в центре ряда находится икона Божией Матери «Оранта», или «Молящаяся», изображающая пречистую Деву с молитвенно поднятыми к небу руками и Младенцем на лоне.

Строение иконостаса: пятый ряд

Этот ряд называется «праотеческим». Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. Здесь изображены праотцы — от Адама до Моисея. В центре ряда помещается «Ветхозаветная Троица» — символ предвечного совета Святой
Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление человеческого грехопадения.

Выбор изображаемых праотцев произволен, как правило, смысл выбора известен тем, кто заказывал иконостас. Верх иконостаса увенчивается изображением распятия. Здесь нужно оговориться, что подобное устройство иконостаса имеется не во всех храмах.

В церквах древней Руси этот тип пятиярусного иконостаса был господствующим, но иногда число рядов могло быть уменьшено и до одного с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими вратами.

Подготовил Александр А. Соколовский

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector