0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Механизм Межсоборного присутствия позволяет понять, что люди думают на ту или иную тему»

«Механизм Межсоборного присутствия позволяет понять, что люди думают на ту или иную тему»

В мае в Москве будет проходить пленум Межсоборного присутствия, совещательного органа, в задачи которого входит подготовка решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. Межсоборное присутствие обсуждает в ходе своей работы актуальные вопросы церковного бытия, относящиеся в том числе к сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения и многим другим. Главная задача Межсоборного присутствия — открытое обсуждение вопросов, а также подготовка проектов решений по этим вопросам перед тем, как предложить их в повестку дня Поместного и Архиерейского Соборов.

О том, как строится работа по подготовке предстоящего пленума, какие документы планируется вынести на рассмотрение и какое значение при принятии документов имеют епархиальные отзывы, ответственному редактору «Журнала Московской Патриархии» священнику Александру Волкову рассказал епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии (ЖМП № 5, 2021).

— Владыка, какие документы планируется вынести на майский пленум? Что удалось подготовить членам Межсоборного присутствия за последние годы работы?

— На пленуме планируется рассмотреть несколько документов, прошедших обсуждение в комиссиях Межсоборного присутствия за последние годы. Это «Положение о канонических прещениях и дисциплинарных наказаниях священнослужителей». Его планировалось утвердить еще на прошлом пленуме, но в 2020 году полутора дней работы попросту не хватило на рассмотрение всего документа, который является достаточно обширным и носит фундаментальный характер.

Также с прошлого пленума остался нерассмотренным, опять же по недостатку времени, проект документа «Профессии, совместимые и несовместимые со священством».

В 2020 году прошел обсуждение в епархиях и в Интернете также и проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга». Эта тема была особенно подробно обсуждена, было выражено много разных полярных мнений, после чего документ серьезно дорабатывался и сейчас в новой редакции будет вынесен на майский пленум.

Нужно отметить, что антиковидные ограничения, которые во многом обусловили нашу церковную жизнь в прошлом году, не были определяющими для динамики обсуждения, которая всегда зависит в первую очередь от темы документа.

Например, несколько лет тому назад документ, посвященный церковнославянскому языку, вызвал бурное обсуждение, потому что эта тема волнует всех. А есть темы, которые вызывают очень слабый интерес.

Вот, скажем, недавно обсуждалась тема экстракорпорального оплодотворения. Она вызвала бурную полемику в Интернете, потому что этот вопрос важен для многих людей. Но реакция епархий была достаточно сдержанной, потому что церковную жизнь эта проблема затрагивает не очень существенно. Это действительно узкая, специальная тема, которая не касается пастырской деятельности каждого священнослужителя.

К слову сказать, изначально предполагалось, что документ по ЭКО будет вынесен на ближайший пленум, но, учитывая аргументы, выдвинутые в ходе дискуссии, Священный Синод предложил продолжить обсуждение темы на высоком богословском и научном уровне и воспользовался случаем, чтобы создать Синодальную комиссию по биоэтике, которая будет рассматривать эту и подобные ей проблемы.

— Можно сказать, что этот механизм обсуждения различных важных и актуальных тем в рамках Межсоборного присутствия позволяет выявлять острые места в том или ином вопросе?

— Конечно, и так было уже неоднократно. Несколько раз возникала ситуация, когда документ публиковался и по нему поступало настолько большое количество отзывов, что его полностью перерабатывали, после чего заново публиковали для повторной дискуссии.

Механизм Межсоборного присутствия позволяет увидеть различные мнения, оценить возможные реакции на предлагаемые решения, понять, что люди действительно думают на ту или иную тему. Это полезно и тогда, когда в итоге никакое конкретное решение не принимается. Все же наша жизнь сложнее, чем то, что может быть определено рамками документов, даже самых лучших.

— Насколько отзывы из епархий и от архиереев вносят заметные коррективы в проекты документов? И действительно ли эти отзывы важны для рабочих групп Присутствия?

— Безусловно, эти отзывы очень важны. Правда, часть отзывов не несет в себе содержательной нагрузки, то есть епархия отвечает, что, дескать, документ ее устраивает и дополнения или доработки не требует.

Но всегда бывает несколько отзывов из епархий, которые вносят действительно важные предложения. Бывает и так, что из епархий поступают противоречивые замечания: одни предлагают одно, а другие совершенно обратное. В таких ситуациях мы смотрим на преобладающее мнение.

Если взгляды разошлись примерно поровну, а такое тоже бывало, то на обсуждение пленума, а иногда даже на рассмотрение Собора может быть вынесено два варианта решения. И уже на этом уровне решается, какая точка зрения будет принята.

Возвращаясь к значимости епархиальных отзывов, могу сказать, что, к примеру, документ, касающийся благословения воинов, был очень серьезным образом переработан именно на основании предложений епархий.

— Пленум Межсоборного присутствия предшествует Архиерейскому Собору, который пройдет в ноябре этого года. Механизм передачи документов из пленума Межсоборного присутствия на окончательное рассмотрение Собора достаточно сложный, но, видимо, в этой последовательности прохождения документа от одного уровня обсуждения к другому и заключается настоящая соборность в принятии общецерковных решений?

— Да, это именно так. Соборность принятия решений заключается в соработничестве, с одной стороны, Святейшего Патриарха и Архиерейского Собора, а с другой стороны, всех желающих принять участие в обсуждении документа клириков и мирян. Кроме того, это еще и обязательное участие всего состава Межсоборного присутствия, в который входят архиереи, духовенство и миряне.

На практике это работает следующим образом.

В том случае, если после обсуждения в епархиях и в Интернете документ направляется на пленум, то во время пленума в ходе совершенно свободной дискуссии в текст вносятся те правки, которые члены Межсоборного присутствия считают нужными.

Затем документ выносится на Священный Синод, который принимает решение о включении его обсуждения в повестку дня Архиерейского Собора.

И в свою очередь уже Архиерейский Собор, то есть весь наш епископат (в работе пленума участвует только часть епископата), обсуждает предложенные документы. Бывает, что документы, вызвавшие длительное обсуждение на пленуме, на Архиерейском Соборе уже рассматриваются очень быстро, и наоборот тоже бывает.

Архиерейский Собор рассматривает и принимает уже каноническое (окончательное) церковно-правовое решение об утверждении документа и вступлении его в силу.

МЕЖСОБОРНОЕ ПРИСУТСТВИЕ: ЗАЧЕМ И ДЛЯ КОГО

В феврале начал работу новый орган в структуре Русской Православной Церкви — Межсоборное присутствие . Несмотря на совещательный характер, ему предстоит сыграть важнейшую роль в церковной жизни, разрабатывая проекты решений Синода и Соборов по наиболее сложным и актуальным вопросам.

Особо важные для жизни Церкви решения традиционно принимаются Поместными и Архиерейскими Соборами. Такое коллективное, основанное на поиске согласия, управление всегда было неотъемлемой частью церковной жизни. Но в то же время формат Собора не позволяет вести длительные дискусcии, на протяжении месяцев анализировать и обсуждать наиболее сложные проблемы. Кроме того Архиерейский Собор собирается, как правило, раз в четыре года, а Поместный Собор проходил лишь дважды на протяжении последних двадцати лет: в 1990 и 2009 годах — оба раза для избрания нового Патриарха.

Именно поэтому в продолжение и развитие дискуссий, имевших место на Соборах было решено создать новый орган — Межсоборное присутствие в числе 136 представителей. Говоря об этом решении на первом пленарном заседании присутствия Патриарх Кирилл сказал:

— На последнем Поместном Соборе были подняты очень важные вопросы церковной жизни, в том числе касающиеся и церковного управления, межрелигиозной, межхристианской деятельности, литургические вопросы. В таком большом собрании, как Поместный Собор, было практически невозможно не только тщательно обсудить эти вопросы, но и даже наметить пути их решения. Именно поэтому Собор и высказался за создание некоего органа, который бы мог осмыслять такого рода темы и предлагать проекты решений, касающиеся разрешения этих проблем.

В составе присутствия — не только священники и епископы, но и миряне. Это позволяет усилить их роль в жизни Церкви. К сожалению, вследствие политики советской власти, не допускавшей к Церкви светскую интеллигенцию, роль в Церкви людей, не облеченных саном, оказалась сведена к нулю, а сама Церковь превратилась в глазах многих в закрытую корпорацию.

Слыша выражения «Церковь учит…», «Церковь считает…», «Церковь требует…», мы, миряне, чаще всего не относим их на свой счет. Однако Церковь — это не только духовенство, а все ее члены, разделяющие одну веру. И поэтому участие мирян в ее жизни закономерно и необходимо.

Круг тем для обсуждения на Межсоборном Присутствии будет весьма широким. Это и проблемы внутрицерковной жизни (в частности, организация здоровой атмосферы на приходе), и вопросы богослужения, и отношение Церкви к наиболее актуальным явлениям современности, например к развитию информационного общества, биотехнологий, к массовой культуре и так далее. Всего в составе Присутствия — 13 комиссий, каждая из которых курирует определенное направление.

Структура и некоторые темы работы Межсоборного Присутствия*

Комиссия по вопросам богословия:

  • соотношение науки и веры
  • отношение Церкви к различным переводам библейских книг

    Комиссия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви:

  • процедура и критерии избрания епископов и Патриарха
  • границы приходов и членство в приходе
  • социальная поддержка духовенства и причта

    Комиссия по вопросам церковного права:

  • церковно-судебная практика
  • упорядочение практики совершения браков (в частности повторных)
  • отношение к кремации
  • дисциплина поста

    Комиссия по вопросам богослужения и церковного искусства:

  • литургические тексты
  • эстетика богослужения
  • церковная архитектура, иконопись, церковное пение и колокольный звон
  • богослужения в памятные исторические даты
  • местные богослужебные обычаи
  • вопрос о молитве за самоубийц и некрещеных.

    Комиссия по вопросам приходской жизни и приходской практики:

  • условия участия в Таинствах (в частности — подготовка к Причащению)
  • негативные явления в современной приходской жизни, способы их преодоления
  • разработка правил этикета для священно- и церковнослужителей
  • организация епархиальной и приходской жизни церковной диаспоры в дальнем зарубежье

    Читать еще:  Чье мнение главнее — священника или прихожан? — и другие «больные» вопросы о церковной общине

    Комиссия по вопросам организации церковной миссии:

  • вопросы катехизации для взрослых, желающих креститься
  • миссионерство среди тех, кто, будучи крещеным, не участвует в церковной жизни
  • современное миссионерское служение в среде нехристиан
  • работа с молодежью
  • миссия в социальных, образовательных и исправительных учреждениях

    Комиссия по вопросам организации жизни монастырей и монашества:

  • положение о монастырях и монашестве
  • поступление в монастырь и подготовка к принятию пострига
  • случаи оставления монастыря и монашества
  • критерии открытия монастырей.

    Комиссия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения:

  • теологические факультеты светских вузов
  • миряне в области религиозного просвещения
  • ОПК, подготовка учебных пособий и педагогических кадров
  • подготовка приходских катехизаторов.

    Комиссия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности:

  • разработка концепции социальной и благотворительной деятельности Русской Православной Церкви
  • поддержка семьи, материнства и детства
  • забота о престарелых, инвалидах, детях-сиротах, малоимущих
  • борьба с алкогольной угрозой и наркотической зависимостью
  • роль мирян в социальном служении Церкви

    Комиссия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества:

  • взаимодействие Церкви и мира науки
  • взаимодействие Церкви и культуры
  • Церковь и экономика
  • вопросы биоэтики
  • проблемы, связанные с идентификацией личности и сбором персональных данных
  • вопросы глобализации
  • выработка церковной концепции по проблемам экологии
  • общественная деятельность православных христиан
  • Церковь и политические партии
  • выработка церковной позиции в отношении идентификации предполагаемых останков Царской семьи, найденных под Екатеринбургом
  • позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции.

    Комиссия по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления:

  • богословский и канонический анализ современных расколов
  • выработка практических рекомендаций по предотвращению и уврачеванию расколов
  • принятие в лоно Православной Церкви перешедших из раскола клириков и мирян
  • вопрос о церковном поминовении лиц, находящихся в расколе

    Комиссия по вопросам отношения к инославию и другим религиям:

  • формы общения представителей Православной Церкви с инославными
  • вопрос смешанных браков
  • разработка концепции Pусской Православной Церкви в отношении других религий
  • вопрос рецепции документов, которые Церковь обсуждает или принимает на межхристианских и межрелигиозных диалогах.

    Комиссия по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ:

  • информационная политика Церкви
  • роль СМИ в урегулирования конфликтных ситуаций
  • отношение Церкви к богохульству в СМИ, клеветническим публикациям.

    * Количество тем, вынесенных на рассмотрение 13 комиссий гораздо больше, мы указали лишь некоторые — ред.

    фото предоставлено пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси

    Другие статьи автора: Соколов Алексей

    Межсоборное присутствие: впереди большая и важная для Церкви работа

    В 2009 году Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви, а также состав нового органа. Для обсуждения актуальных вопросов церковного бытия (богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, итд) на первом заседании собора были сформированы комиссии Межсоборного присутствия.

    О новом органе церковного управления, его задачах, функциях и особенностях работы мы беседуем с протоиереем Николаем Балашовым, заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (отец Николай состоит в четырех межсоборных комиссиях).

    Протоиерей Николай Балашов

    — Отец Николай, как возникла идея учреждения Межсоборного присутствия? Каковы его функции?

    На Поместном Соборе 2009 года уже после состоявшихся выборов Патриарха прозвучали выступления, в которых предлагались возможные усовершенствования нашей соборной системы. В частности, некоторые представители духовенства говорили, что правильно было бы, если бы все важнейшие решения принимались епископами, чтобы и Патриарха выбирали епископы. Поднимались и некоторые другие вопросы, которые явно требовали глубокого изучения. Стало ясно, что если открыть содержательную дискуссию по этим темам, то она неизбежно будет весьма длительной, потребует подготовки многих исторических и канонических справок, так что, пожалуй, и интронизацию избранного Патриарха придется отложить. В связи с этим на основе прозвучавших предложений, постепенно уточнявшихся в ходе дискуссии, возникла идея создания постоянно действующего органа – Межсоборного присутствия.

    Его название преемственно связано с Предсоборным присутствием, которое действовало в нашей Церкви в течение 1906 года. Оно, увы, не успело рассмотреть большую часть из тех вопросов, которые были поставлены на повестку дня. Оно также не привело – по политическим обстоятельствам – к быстрому созыву Собора, который осуществился значительно позднее, через 11 лет после работы присутствия и только после пережитых Россией политических катаклизмов.

    Затем работа, которая была начата Предсоборным присутствием, была продолжена более узким по своему составу органом Предсоборным совещанием, деятельность которого началась в 1912 году. Работа шла довольно медленно и продолжалась практически до самой революции. Плодами труда совещания стала некоторая адаптация тех текстов, которые уже были выработаны Предсоборным присутствием, к изменившимся политическим реалиям, и придание им законченного вида. В условиях спешки 1906 года многие предлагаемые решения имели декларативный характер, они не были выработаны в форме церковных законоположений, законченных проектов постановлений Собора.

    В этой важной работе ведущая роль принадлежала архиепископу Финляндскому Сергию, будущему Патриарху Московскому и всея Руси.

    Мне, как исследователю русской церковной истории начала ХХ века – а это был один из самых интересных отрезков в истории Русской Церкви – приятно и дорого, что таким образом перекинут мостик к оборвавшимся тогда дискуссиям, к незавершившимся проектам усовершенствований в церковной жизни, которые в начале ХХ века воспринимались, как назревшие, неотложные. О некоторых из нерешенных тогда проблем архиереи еще в XIX веке писали, что необходимо этим заниматься в самое ближайшее время. К сожалению, революция и последующая катастрофа, пережитая Россией, не позволили тогда этим дискуссиям завершиться. Мне кажется важным, чтобы это наследие было востребовано, не пропало даром и не осталось без последствий в жизни Церкви.

    Разумеется, это не значит, что основой деятельности Межсоборного присутствия станут архивные разработки столетней давности. Новый орган должен исходить из тех задач, которые представляются наиболее актуальными сегодня. Однако во многих случаях труды наших отцов помогут нам в решении сегодняшних проблем.

    – В чем состоит функция комиссий Межсоборного присутствия? Как дальше предполагается вести работу, почему произошло разделение на комиссии?

    — Межсоборное присутствие – это большой по своему составу орган: в него входит почти сто сорок членов. В таком большом коллективе практически невозможна детальная разработка вопросов и подготовка текстов. Поэтому комиссия как более компактная группа, которая может чаще собираться и более успешно осуществлять дистанционный обмен информацией, призвана предварительно прорабатывать вопросы, собирать различные мнения по обсуждаемым темам и затем уже выносить результаты своей работы на заседание пленарного состава Межсоборного присутствия в виде подготовленных проектов решений. Эти проекты будут обсуждаться на пленарных заседаниях, а те члены Межсоборного присутствия, которые не входили в данную комиссию, смогут на этом этапе внести свои предложения, может быть, критические замечания к выработанным в комиссиях проектам. Думаю, это самая разумная и естественная процедура для подготовки решений.

    Заседание Президиума Межсоборного присутствия. Фото: Патриархия.ру

    — Какой статус будет у решений Межсоборного присутствия?

    — Межсоборное присутствие – это консультативный орган. Он будет предлагать проекты решений на рассмотрение Священного Синода и Соборов. Соборное или синодальное постановление будет обретать силу закона. Сила Межсоборного присутствия в том, что над проектами документов работают очень разные люди, носители разного опыта в Церкви, разных точек зрения. Благодаря этому Священный Синод, Архиерейский или Поместный Собор будут иметь проекты решений, которые прошли уже серьезную апробацию.

    Святейший Патриарх Кирилл – замечательный модератор собраний и рабочих групп, объединяющих самых разных людей. Я это хорошо помню по опыту участия в работе над документом, который на заключительном этапе получил название «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Владыка Кирилл говорил тогда, что с самого начала задумывал собрать для этой работы очень разных людей, в том числе тех, которые друг с другом не совсем находили взаимопонимание. Это нужно было для того, чтобы документ не представлял точку зрения одной группы, одного течения в Церкви, а был бы действительно документом общецерковным. В таком документе были бы отражены взгляды разных членов Церкви. Те воззрения, которые представлялись бы односторонними, в чем-то «партийными», получили бы критику со стороны других членов Церкви. Причем основанием для такой критики должны были становиться не просто личные пристрастия, а свидетельства церковного Предания.

    Реализовать такой способ работы очень непросто. По словам самого владыки Кирилла, на первых собраниях могли возникать минуты сомнений, что что-то получится. Я влился в этот процесс, когда первая «притирка» уже произошла, но и у меня были сильные впечатления. На этих заседаниях были, условно говоря, «западники» и «почвенники», люди, отзывчивые к современным тенденциям, и мыслители весьма консервативного склада. Заседания были очень интересными. Владыка Кирилл был блестящим руководителем этого процесса – у него есть несомненный дар от Бога объединять вокруг общего дела очень разных людей. Процесс работы лично для меня был даже более интересным, чем итоговый документ, который, как и всякий общецерковный документ такого рода, имеет довольно взвешенный характер.

    Я снова почувствовал ту же атмосферу на состоявшемся недавно заседании президиума Межсоборного присутствия. Радостно, что у нас впереди будет снова большой, важный для Церкви и, несомненно, захватывающий для участников этого предприятия опыт.

    — Комиссии Межсоборного присутствия и Межсоборное присутствие в целом применяют тот же подход, который использовался во время создания Основ социальной концепции: наболевшие вопросы, по которым существует внутренняя дискуссия, выносятся на широкое общецерковное обсуждение.

    — Правильно, но это не значит, что по всем вопросам, которые будут входить в повестку дня Межсоборного присутствия, скоро будут выработаны общецерковные решения. Несомненно, что включение этих тем в программу Межсоборного присутствия, даст очень серьезный дополнительный импульс развитию дискуссии, которая, в конце концов, и приведет к кристаллизации общецерковной позиции по этим вопросам.

    Специально для портала «Православие и мир» беседовала Анна Данилова. Продолжение следует…

    Структура и некоторые темы работы Межсоборного Присутствия *

    Комиссия по вопросам богословия:

    • соотношение науки и веры;

    • отношение Церкви к различным переводам библейских книг;

    Комиссия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви:

    Читать еще:  Игумен Савва (Тутунов): ЧТО ТАКОЕ МЕЖСОБОРНОЕ ПРИСУТСТВИЕ?

    • процедура и критерии избрания епископов и Патриарха;

    • границы приходов и членство в приходе;

    • социальная поддержка духовенства и причта;

    Комиссия по вопросам церковного права:

    • упорядочение практики совершения браков (в частности повторных);

    • отношение к кремации;

    Комиссия по вопросам богослужения и церковного искусства:

    • церковная архитектура, иконопись, церковное пение и колокольный звон;

    • богослужения в памятные исторические даты;

    • местные богослужебные обычаи;

    • вопрос о молитве за самоубийц и некрещеных.

    Комиссия по вопросам приходской жизни и приходской практики:

    • условия участия в Таинствах (в частности — подготовка к Причащению);

    • негативные явления в современной приходской жизни, способы их преодоления;

    • разработка правил этикета для священно- и церковнослужителей;

    • организация епархиальной и приходской жизни церковной диаспоры в дальнем зарубежье;

    Комиссия по вопросам организации церковной миссии:

    • вопросы катехизации для взрослых, желающих креститься

    • миссионерство среди тех, кто, будучи крещеным, не участвует в церковной жизни;

    • современное миссионерское служение в среде нехристиан;

    • работа с молодежью;

    • миссия в социальных, образовательных и исправительных учреждениях;

    Комиссия по вопросам организации жизни монастырей и монашества:

    • положение о монастырях и монашестве;

    • поступление в монастырь и подготовка к принятию пострига;

    • случаи оставления монастыря и монашества;

    • критерии открытия монастырей.

    Комиссия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения:

    • теологические факультеты светских вузов;

    • миряне в области религиозного просвещения;

    • ОПК, подготовка учебных пособий и педагогических кадров;

    • подготовка приходских катехизаторов.

    Комиссия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности:

    • разработка концепции социальной и благотворительной деятельности Русской Православной Церкви;

    • поддержка семьи, материнства и детства;

    • забота о престарелых, инвалидах, детях-сиротах, малоимущих;

    • борьба с алкогольной угрозой и наркотической зависимостью;

    • роль мирян в социальном служении Церкви;

    Комиссия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества:

    • взаимодействие Церкви и мира науки;

    • взаимодействие Церкви и культуры;

    • Церковь и экономика;

    • проблемы, связанные с идентификацией личности и сбором персональных данных;

    • выработка церковной концепции по проблемам экологии;

    • общественная деятельность православных христиан;

    • Церковь и политические партии;

    • выработка церковной позиции в отношении идентификации предполагаемых останков Царской семьи, найденных под Екатеринбургом;

    • позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции.
    Комиссия по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления:

    • богословский и канонический анализ современных расколов;

    • выработка практических рекомендаций по предотвращению и уврачеванию расколов;

    • принятие в лоно Православной Церкви перешедших из раскола клириков и мирян;

    • вопрос о церковном поминовении лиц, находящихся в расколе;

    Комиссия по вопросам отношения к инославию и другим религиям:

    • формы общения представителей Православной Церкви с инославными;

    • вопрос смешанных браков;

    • разработка концепции Pусской Православной Церкви в отношении других религий;

    • вопрос рецепции документов, которые Церковь обсуждает или принимает на межхристианских и межрелигиозных диалогах.

    Комиссия по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ:

    • информационная политика Церкви;

    • роль СМИ в урегулирования конфликтных ситуаций;

    • отношение Церкви к богохульству в СМИ, клеветническим публикациям.

    * Количество тем, вынесенных на рассмотрение 13 комиссий гораздо больше, мы указали лишь некоторые — ред.

    фото предоставлено пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси

    Зачем Межсоборное присутствие открывает «ящик Пандоры»?

    О катастрофических последствиях признания ЭКО Русской Православной Церковью

    В среду, 2 сентября, ассистент кафедры гуманитарных наук Первого МГМУ имени Сеченова священник Роман Тарабрин заявил в интервью РИА Новости, что Русская Православная Церковь уточнит общецерковную позицию по вопросу экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) с учетом новых технологий.

    По его словам, некоторые варианты ЭКО могут быть приняты при определенных условиях как допустимые. «С появлением новых методик ЭКО позиция Русской Православной Церкви относительно этого метода лечения бесплодия в настоящее время пересматривается. В «Основах социальной концепции» отношение к ЭКО выражено двусмысленно: с одной стороны, все методы лечения бесплодия, несогласные с замыслом Творца, отвергаются, с другой – запрещаются только те, которые связаны с получением «избыточных» эмбрионов», — сказал священник.

    Он сообщил, что сейчас в Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви разрабатывается проект документа, отражающий отношение Церкви к ЭКО с учетом последних достижений, когда появилась возможность не уничтожать так называемые лишние эмбрионы. Текст готовит Комиссия по богословию и богословскому образованию, ранее в Общецерковной аспирантуре и докторантуре уже состоялось его церковно-общественное обсуждение с участием представителей научного, в том числе медицинского, сообщества. «Этот проект в скором времени будет опубликован на официальном портале Московского патриархата для дискуссии внутри самой Церкви. Каждый верующий: будь то священнослужитель или мирянин, — сможет оставить комментарий на этот документ. Согласно регламенту дискуссии, эти отзывы изучаются и выносятся на обсуждение Архиерейского Собора», — сказал отец Роман Тарабрин.

    Ранее ответственный секретарь Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Федор Лукьянов заявил РИА Новости, что, по мнению Патриаршей комиссии, общецерковную позицию по вопросу ЭКО пересматривать преждевременно и Церковь не может благословлять подобную процедуру. При этом священник сослался на данные Союза педиатров России, по которым до 70% детей в результате ЭКО рождаются с теми или иными отклонениями в развитии.

    Комментируя данное заявление, священник Роман Тарабрин назвал его голословным и не основанным ни на каких научных фактах. По его словам, он так и не нашел подтверждения озвученной однажды на одном из круглых столов информации о том, что 70% детей в результате ЭКО рождаются с патологиями. «Напротив, несколько лет назад был проведен метаанализ, в ходе которого были исследованы порядка 146 тысяч детей, рожденных в результате ЭКО. И он выявил, что риск рождения детей с врожденной патологией там выше лишь в 1,2 — 2 раза, чем путем зачатия естественным путем. Причем если говорить об абсолютных показателях, то разница с обычными детьми всего лишь в несколько десятых процента», — отметил священник.

    Он признал, что нельзя отрицать, что риск врожденных дефектов детей, появившихся в результате ЭКО, выше, чем в результате естественного зачатия, — но главное, что «родители, которые на это идут, должны быть готовы, что они родят и воспитают именно того ребенка, который появится в результате такой процедуры». «Только на основании этого и может быть благословлено участие в ЭКО», — подчеркнул эксперт.

    В Патриаршей комиссии ранее также обратили внимание на то, что при использовании в протоколе ЭКО единственной яйцеклетки (при так называемой процедуре ЭКО в «естественном цикле») гибель наступает в 93% случаев, что «практически равноценно смертному приговору зачатому ребенку».

    Комментируя это утверждение, автор проекта церковного документа отец Роман заметил, что, безусловно, в процессе ЭКО беременность наступает не в 100% случаев, однако и здесь, по его словам, цифры сопоставимы с процентом наступления беременности в естественном зачатии. «При самых лучших прогнозах, вероятность беременности в результате ЭКО, когда оплодотворяется единственная яйцеклетка (и не уничтожаются лишние эмбрионы — ред.), — это порядка 38%, если на одни роды – это порядка 33%, поскольку бывают выкидыши. Но в ответ на это нужно сказать, что и при естественном зачатии вероятность наступления беременности — всего около 30%, что очень зависит и от возраста матери и отца», — рассказал отец Роман Тарабрин.

    Так, при идеальных условиях – когда возраст супругов от 18 до 26 лет, при этом муж не старше жены более чем на пять лет — этот показатель будет чуть выше, порядка 45%. Во всех остальных случаях, к 30 годам, вероятность возникновения беременности естественным путем уменьшается до 30%, указал священник. «Поэтому сказать, что зачинать детей мы не будем на том основании, что всего 30% есть вероятность их появления, тоже, наверно, было бы неправильно. Природа человека такова, что много эмбрионов погибает еще на доимплантационной стадии, даже при естественном зачатии, из-за генетических дефектов, не позволяющих эмбрионам развиваться дальше… Поэтому сказать, что мы не будем благословлять ЭКО только потому, что не все эмбрионы не приживаются, нельзя», — добавил отец Роман.

    Он подчеркнул, что при процедуре ЭКО в «естественном цикле» речь не идет об экспериментах над эмбрионом, поскольку эмбрион помещается в ту среду, в которой он и должен развиваться, то есть в утробу матери, а потому этот метод этически приемлем. Вместе с тем, добавил священник, «ЭКО имеет множество вариантов, которые отличаются по своему духовному воздействию на человека».

    «Документ, который сейчас готовится, как раз обозначает те самые красные линии, которые супружеские пары не должны переходить, чтобы получить благословение на эту процедуру. Например, запрещено замораживание, элиминация или редукция эмбрионов, использование донорских гамет. Бесплодные пары должны использовать только свои репродуктивные клетки. Любой образовавшийся эмбрион должен быть перенесен в утробу жены, а использование суррогатной матери недопустимо. С нашей стороны это попытка разграничить, что в репродуктивных технологиях допустимо, а что нет. Однако даже самые этически приемлемые варианты ЭКО могут быть позволены только в качестве снисхождения при неспособности супругов нести крест бесчадия. Именно это будет подчеркивать церковный документ», — заключил представитель Межсоборного присутствия.

    Разрабатываемый документ проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» детский врач, реаниматолог-анестезиолог, исполнительный директор Православного благотворительного фонда поддержки материнства и детства Владимир Петрович Карасев:

    Меня настораживает проект документа, представленный священником Романом Тарабрином, во-первых, как человека православного, а во-вторых, как врача.

    Отец Роман (священник нами воспринимается как носитель Божественной идеи) не понимает, что главный, основополагающий фактор, заставляющий нас, православных людей, отвергать ЭКО, заключён не в наличие страданий, а в том, что мы подводим минус под само великое понятие «материнства». У нас материнство во многом ассоциируется с Девой Марией.

    Каждая женщина, когда мы её идеализируем и стремимся возвысить, в нашем сознании поднимается где-то на ступеньку ближе именно к Образу Божией Матери. Именно из Её Образа черпается самый благодатный образ материнства у детей. Этот единый комплекс неразрывен, его нельзя подменить шулерством, мухлежом и проч. Происходит подмена материнства.

    Предлагаемый проектом путь опасен. Достаточно встать на этот путь, как возникает очень много дальнейших дозволений, которые автоматически наводят на вопрос: если вы разрешаете первое, почему же тогда нельзя второе, третье, четвёртое и пятое? Тем самым мы открываем «ящик Пандоры».

    Читать еще:  Как брать благословение? Правила церковного этикета

    Существует представление, что мы живём и развиваемся как общество, получаем новые научные знания и поэтому религия должна сосредоточиться на научном знании. Но это западный вариант. Реализацию подобного сценария мы наблюдаем на Западе.

    Христианские конфесии на Западе утрачивают свои позиции, в том числе в глазах своего собственного населения. Я имею в виду, прежде всего, такие традиционные религии, как Англиканская церковь, которая разрешила венчание гомосексуалистов. Это уже значительное отклонение.

    Из интервью священника Романа складывается впечатление, что, к сожалению, в Церкви не все ответственные люди понимают, что, пойдя по этому пути, мы неизбежно окажется в той пропасти, где уже находятся западные протестанты. Здесь наша дорога принципиально расходится, мы доходим до развилки. Мы выбираем свой путь. Наша сильная сторона в данном случае именно в том, что мы можем увидеть дальнейшее развитие этого пути.

    Честно говоря, я очень огорчен тем, что среди православных священников есть люди, ориентированные на такой сценарий. Мне кажется, что мы чего-то не дорабатываем в этом вопросе. Может быть, при подготовке священников, при работе с ними надо обращать больше внимания на традиционные основы. Известно, что некоторые изобретения со временем сами себя опровергают.

    К сожалению, научное знание на любом этапе должно восприниматься как полузнание. А религия остаётся консервативной по своей сути, потому что она не нуждается в научных уточнениях.

    Неправильный выбор — это очень серьёзный вопрос, он должен очень насторожить верующих, в том числе церковных иерархов. Либерализм церковной среды — очень опасное явление, а он сейчас имеет место в нашей Церкви. На мой взгляд, должен быть поставлен заслон этому явлению.

    МЕЖСОБОРНОЕ ПРИСУТСТВИЕ: ЗАЧЕМ И ДЛЯ КОГО

    27 июля Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании в Киево-Печерской Лавре утвердил положение о Межсоборном присутствии РПЦ, а также состав нового органа. В составе самого Межсоборного присутствия из 136 членов — 21 человек — представители Украинской Церкви.

    О новосозданном органе, его целях и задачах, о возможностях, которые открываются перед Украинской Православной Церковью в связи с участием в работе Межсоборного присутствия представителей от Украины рассказал в комментарии Владимир Бурега — преподаватель Киевских духовных школ, кандидат богословия, который также включен в состав учрежденного органа.

    Межсоборное присутствие — явление новое не только для Украины, но и для России. Как возникла идея его создания, и чем будет заниматься этот орган?

    — Начну сразу с пояснения. Во-первых, Межсоборное присутствие было создано не 27 июля, оно было учреждено еще на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 31 марта 2009 года. Одновременно Синод поручил комиссии, сформированной тогда же, разработать Положение о Межсоборном присутствии и предложения по поводу его персонального состава. Поэтому, хотя само Присутствие было учреждено несколько месяцев назад, реально начинает свою деятельность оно только сейчас.

    Все эти месяцы шла достаточно напряженная подготовительная работа по созданию Положения о Межсоборном присутствии и по урегулированию персонального состава этого органа.

    Во-вторых, Межсоборное присутствие — это орган, можно сказать, беспрецедентный, потому что в таком формате в Русской Православной Церкви никогда еще ни один орган не работал. Идея и инициатива его учреждения принадлежит лично Патриарху Кириллу.

    В чем же смысл этой инициативы? Дело в том, что в соответствии с действующим Уставом Русской Православной Церкви Архиерейские Соборы созываются лишь один раз в четыре года, и созыв Архиерейского Собора — это некое чрезвычайное событие, требующее больших затрат сил и энергии. Поместные же Соборы созываются лишь по мере надобности. Как мы видим, в современной практике Поместный Собор созывается только тогда, когда нужно избрать нового Предстоятеля Церкви. Например, Поместный Собор 1990 года избрал Святейшего Патриарха Алексия, и после этого следующий Поместный Собор состоялся лишь в 2009 году.

    Получается, что с одной стороны Соборы в Церкви существуют, Уставом утверждены, но, с другой стороны, они не являются постоянно действующим органом. И вот в эти достаточно продолжительные периоды между созывами Соборов накапливается огромное количество разных вопросов, которые будоражат церковное общество, и Церковь как-то должна на них реагировать. Архиерейский Собор обычно работает несколько дней, и охватить все те проблемы, которые уже давно стоят на повестке дня, просто физически невозможно.

    Именно поэтому Святейший Патриарх предложил создать особый орган, который бы в межсоборный период занимался обсуждением этих вопросов, причем на высоком, квалифицированном уровне, и формировал некий пакет предложений для того Собора, который будет очередным. Это будет способствовать более качественному обсуждению проблем, а также поможет повестку дня для Собора и, возможно, определенные проекты решений.

    По какой процедуре этот орган будет собираться, пока еще неизвестно, посмотрим в Положении, но думается, что это будет более или менее постоянно работающая структура. Таким образом, Межсоборное присутствие станет органом, который в промежутки времени между Соборами будет обсуждать широкий круг вопросов, включая богословие и каноническое право, церковное искусство, дела монастырей, вопросы благотворительности, духовного образования и так далее. По всему этому кругу проблем привлеченные сейчас в Межсоборное присутствие специалисты смогут донести до священноначалия те предложения и инициативы, которые будут наиболее эффективны. В этом и заключается главное приобретение для Церкви в Межсоборном присутствии.

    Можно ли Межсоборное присутствие в какой-то мере сравнить с работой парламентских комитетов? Когда Верховная Рада принимает закон, а работа над законопроектом, его подготовка ведется в комитетах…

    — В каком-то смысле, действительно, такое сравнение можно провести, хотя в парламентских комитетах работают те же самые депутаты, а здесь ситуация такова, что Архиерейский собор — это собрание прежде всего иерархии. А в Межсоборное присутствие привлекается более широкий круг лиц: богословы, общественные деятели, преподаватели. Есть, конечно, и представители епископата, но, кроме того, есть и те люди, которые по Уставу не имеют голоса в Архиерейском соборе, даже не имеют возможности его там высказать.

    Необходимо отметить также и такой момент: здесь задействуется достаточно широкая низовая инициатива, то есть, в Межсоборном присутствии есть возможность, которой нет, например, на Архиерейском Соборе, — услышать людей, которые трудятся в конкретных сферах и могут задействовать свой опыт. Так что присутствие призвано охватить общество более широко, чем парламентские комитеты.

    Каков механизм работы органа на данный момент? Он состоит из 136 членов, будут ли они заседать все вместе или работа будет разбита по секциям?

    — Насколько я знаю из предварительных обсуждений, предполагаются заседания Межсоборного присутствия в полном составе. Но, кроме того, как мы видели, выделены разные вопросы и, я думаю, что по каждому из этих направлений будут действовать комиссии, создаваемые из компетентных в этой отрасли людей. Наверняка с какой-то определенной периодичностью будут созываться заседания присутствия в полном составе, а более тщательно будут работать вот эти комиссии по различным направлениям.

    Кто входит в состав Межсоборного присутствия от Украины, и что даст нашей стране возможность участвовать в таком органе? В чем необходимость участия в Межсоборном присутствии представителей от Украины?

    — Тут хотелось бы подчеркнуть следующее. Среди вопросов, которые предусмотрены для обсуждения в Межсоборном присутствии, есть также вопрос церковных разделений и преодоления существующих расколов. Это одна из тех проблем, которые для Украины чрезвычайно актуальны. Поэтому в рамках Межсоборного присутствия отныне можно будет на квалифицированном, высоком уровне обсудить наконец-то те проблемы, которые существуют в Украинском Православии.

    Более того, обсуждение состоится на уровне представителей и Русской Православной Церкви, и Украинской. То есть, привлечение специалистов из Украины как раз и позволит использовать, с одной стороны, более адекватную информацию с места о том, что здесь происходит. А с другой — донести инициативы, уже имеющиеся в Украинской Церкви, до священноначалия Русской Церкви, обсудить, учесть позиции в Москве и в Киеве, согласовывать их и искать квалифицированные пути решения этих проблем.

    Таким образом, привлеченные от Украины в Межсоборное присутствие люди — это все-таки те, на кого, возможно, будет возлагаться задача формировать предложения по преодолению расколов на Украине.

    Можно даже сказать, что в каком-то смысле создание Межсоборного присутствия, отнесение к его компетенции вопросов церковных расколов, включение в его состав представителей Украинской Православной Церкви — это в определенной степени ответ на инициативу, высказанную Блаженнейшим Митрополитом Владимиром в преддверии Поместного собора Русской Православной Церкви. Как известно, в январе 2009 года в своем программном выступлении на встрече с делегатами Собора от Украины Блаженнейший Митрополит Владимир как раз и предлагал создать комиссию из представителей России и Украины, которая бы обсудила положение Церкви в Украине и попыталась найти какие-то пути преодоления украинских расколов. Теперь можно сказать, что такой орган существует. Просто он будет действовать в рамках более масштабного органа — Межсоборного присутствия. Но фактически это именно то, что и предлагал сделать Блаженнейший Владыка. Я думаю, для Украины — это одно из важнейших решений прошедшего в Киеве заседания Священного Синода Русской Церкви.

    Каким Вы видите свое участие в этом органе, и какой круг задач для себя определяете?

    — Во-первых, участие в такого рода органе — это уникальная возможность пообщаться с широким кругом интересных людей: иерархами Церкви, представителями общественности, богословской мысли. Надеюсь, что прежде всего это будет взаимообогащающее общение, позволяющее повысить свой интеллектуальный уровень, получить для себя что-то важное. Мне думается, что участие в этом органе будет таким взаимовыгодным, полезным и плодотворным общением, которое всех участников подвигнет на принятие мудрых взвешенных решений.

    Что касается круга задач, то пока не известно, как будет строиться работа, но однозначно мне хотелось бы поучаствовать в обсуждении проблем Украинской Церкви. Потому что это то, что наболело, что волнует более всего. И моя личная задача — принести пользу прежде всего своей родной Украинской Церкви. А там — как уж распорядится президиум Присутствия, какие даст поручения. Буду стараться работать с максимальной самоотдачей.

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector